СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА СОЮЗА И СОВЕТА НА

(СЕДЬМАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1-го СОЗЫВА.

Речь Председателя Совета
_ Народных Комиссаров
Молдавской АССР
депутата Константинова Т. А.

РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА НА МОЛДАВСКОМ ЯЗЫКЕ.

Товарищи депутаты! Благодаря мирному.
разрешению советско-румынеского конфлик-
та территория Бессарабии и Северная часть
Буковины с населением численностью в
3.700:000 чел. отошла «x Союзу Советских
Социалистических Республик.

Бессарабия; как извеетно, являетея ис-
конной территорией нашей родины. По. раз-
мерам. овоей территории Бессарабия зани-
мает площадь в 44.422 квахралных ки-
лометров: 2

Бессарабия составляла и составляет че-

от’емлемую часть территории нашей. роди-
ны, ‘связана е ней нерушимым вековым
единством в силу национальных особенно-
стей и общностью исторической судьбы;

Охнако это бесспорное вековое единство’
было. грубо нарушено Румынией, которая
насихьственно отторгла Бессарабию от wa-
шей родины. В феврале 1918 г., восполь-
зовавшиеь тяжелым положением Советокой
Россни на фронтах ‘гражданской войны,
Румыния оккупировала Бессарабию,

Советское Правительство никогда не ми:
рилось с этим насильственным захватом.
В марте 1918 год» Румыния обязалась по
договору с РСФСР эвакуировать свои вой-
ска из Бессарабии и прекралить ©вое вме-
талельство в ее внутренние дела. Охнако
румынская военщина тут же самым под-
лым образом нарупила свои собственные
обязательства. ; sus

Румынские оккупанты при захвате Бес-
сарабии действовали пол прямым покрови-
тельством и по прямой указке англо-фран-
пузеких империалистов. На территории
Бессарабии готовился один из плащлармов
военного нападения на СССР... Не слу-
чайно же из Бессарабии вывозились про-
нышленные предприятия, выселялось На-
селение, симпатизирующее Советскому Co-
ey, Ha территории Бессарабии было
расквартировано большое количество ру-
мынских войск, строились мощные укрей-
ления, & также усиленно велась антисо-
ветская агитация.

Правительство СССР неоднократно заяв-
ляло перед всем миром, что оно не призна-
вало и никогла не признает насильствен-
ного захвата Бессарабии. —

Теперь, когда Советский Союз в воен-
ном и хозяйственном отношении стал мо-
тучей страной, & международная ‚обета-
новка в связи © развертыванием новой
иыпериалистической войны чревата ‚вся-
хими  неожиданностями, потребовалось
немедленно разрешить затянувшийся ©0-
ветско-румынский конфликт.

Мирное разрешение советско-румынско-
то конфликта является крупнейшей Bee-
мирно-исторической победой  сталинекой
политики мира.

За, период румынской военной ‘оккупа-
пий промышленность Бессарабии была, поч-
ти полностью уничтожена. Плолоролнейшая
Бессарабия стала краем нищих, обездолен-
ных людей, социальных болезней, голода,
необузланного полицейского террора.

Румыния не считала Бессарабию своею:
не строила дорот, школ, больниц и т. л.
Крестьянские земли были отобраны и пе-
реданы румынским помещикам и кулакам,
хоторые довели’ бессарабеких крестьян до
пределов крайнего обнищания. Даже ру-
мынокий официоз «Ромыния» в номере от
31 июля 1939 т. был вынужден при-
знать, что: «В результа нищеты бесса-
рабских крестьян, ежеголно умирают в де-
ревне из 94.699 новорожденных
59.131. Статистика 1937 г. показывает
37.334 больных туберкулезом, -17.451 —
трахомой и 90 тыс. — малярией. Из-за
белности и отсутствия гигиенических
условий широко распространены инфекпи-
онные. заболевания».

Не в лучшем положении находилось й
трудяшееся население городов. Достаточно
сказать. что п признанию самой же. ру-
мынекой печати в крупнейшем  гофоде
Бессарабии — Кишиневе население 3a
первые 14 лет румынской оккупации ¢0-
кратилось почти на одну треть.

Клювавый пнет оккупантов вызвал мае-
©0808 бегство бессарабекого ’ населения.
Трудящиеся Бессарабии в течение долтих
лет вели борьбу с иноземными пофаботи-
телями 32 свое 0свобождение. В стране
вопыхивали одно восстание за другим. Хо-
тинское’ восстание 1919 тода и Татарбу-
нарское в 1924 году были решительных
ответох молдавского народа на наглые
притя ния румынеких бояр. Эти восста-
ния показали, что в народе зреет могу-
чая сила, способная покончить < утнета-
телями. Десятки тысяч верных сынов на-
Тода были убиты и замучены сигуран-
пей — румынской озтанкой. Румынский
режим грабежа и произвола, душивший в
течение лвадцати двух лет Бессарабию,
нанес ненсчислимые тяжелые последетвия
и огромный вред Советскому Союзу и на-
селению Бессарабии.

Этот громадный ущерб лишь в незна-
чительной степени возмещается передачей
Советскому Союзу северной части Буко-
вины, население которой в своем подав-
ляющем большинстве связано с Советской
Украиной общностью исторической суль-
бы, языка и национального состава.

Свыше двух десятилетий молдавский
нарох был насильственно раз’елинен. По
omy сторону Днестра раскинулаеь Co-
ветская Молдавия, по лругую. сторону—
Бессарабия, также  заселенная, главным
образом, молдавским населением, а Также
украинским населением. В Советской Мол-
давии население пользовалось всеми пра-
вами. свободного и независимого существо-
вания, мирного трула, культурной зажи-
точной жизни. Бесправен, темен и угне-
тен был молдавский нарол в Бессарабии,
находившийся пол гнетом румынских бояр.

Молдавская АССР; вхолящая в состав
УССР, болеь чем за 15 лет своего разви-
тия при. послеловательном проведении
ленинско-сталинской национальной поли-
тики, при помощи русского и украиноко-
TO народов добилась огромных успехов в
деле национального и культурно-хозяй-
ственного Тазвития, вылвинувшись в ря-
лы передовых республик. В Молдавской
ACCP создана крупная пишевая промыи:-

ленность. Бурно раззизаются такие от-

ee

‘расли промышленности, как стройматериа-

лов, кубтарно-промысловая и др. 3& пе-
риод хозяйственного строительства в (0-
ветской Моллавии было создано 235 pas-
личных промышленных предприятий.
Большие успехи достигнуты и в области
сельского хозяйства. В Молдавской АССР

имеется 715 колхозов, 27 МТС, тысячи
тракторов, комбайнов, автомацин и Ipy-

‚гих сложных ‹ельскохозяйственных машин

и орудий. Если  десятина молдавской зем-
ли ло революции давала урожайность
центнеров, то теперь средняя урожайность
с одного гектара земли поднялась Jo 13—
15 центнеров.

Советская Моллавия является страной
культурного высоко развитого садоводства
и винограларства, по которым она сейчас
занимает одно из первых мест в Совет
ском Союзе. В республике широко. разви-
то свекловодетво и сахарная промышлен-
НОСТЬ. *

Нри царизме девять десятых молдаван
были неграмотными. В Молдавии не было
школ на’ родном языке. Теперь Молдав-
ская АССР является республикой сплош-
ной грамотности. В республике свыше
сотни тысяч учащихся обучаются в шко-
лах, в техникумах и в высших учебных

заведениях.

На молдавский язык переведены промз-
ведения Ленина и Сталина, лучшие рабо-
TH русских классиков, & также советеких
писателей и поэтов. Вместе с общим пол’-
емом сопиалистической культуры разви-
ваетея и национальное искусство молдав-
скоге народа.

Особенно ярко выступает вое значение
хозяйственных и культурных успехов

Молдавской АССР при сопоставлении с

картиной крайней нищеты и полного
упадка, на которые была обречена Бесса-
рабия во времена румынского влалыче-
ства. :

Отныне и для  освобожденного народа
Бессарабии открылась широкая и светлая
дорога к народному счастью и радостной
жизни, обеспеченной победами социализма
B нашей стране, одержанными под руко-
водетвом гения человечества, вождя наро-
лов великого Сталина. (Бувные продолжи-
тельные аплодисменты).

Теперь, когда Бессарабия ` освобождена

и воссоединена с Советеким Союзом — пе-
ред двухмиллионным молдавеким  наролом
ветали новые, большие задачи в деле на-
ционального, — наролно-хозяйственного и
Культурного строительства, которые опре-
деляютея новыми формами национально-
тосуларетвеннюмю ‘существования  молдав-
ского народа.
° В соответствии ¢ этим СИЕ Молдавской
АССР. и Молдавокий Обком ЕЛКб)У, выра-
жая чаяния ‘трудящихся Молдавской АССР
и освобожденной Бессарабии, внесли’ в
Правительство СОСР и ЦК ВКП(б) предло-
жение © воссоединении молдавокого нахе-
ления Бессарабии с молдавским. населе-
нием Моллавокой АССР и 0б образовании
Союзной Молдавской Советокой Социали-
стической Республики.

Правительство Союза ССР и ЦЕ ВЕЛ(б)
поддержали просьбу молдавских организа-
ций и решили войти в Верховный Совет
Союза Советских Социалистических Респу-
блик с предложением об образовании С0ю3-
ной Молдавской Советской Социалистиче-
ской Республики.

Решая вопрос о новом государственном
устройстве молдавского народа, нельзя не
Учитывать и интересов значительного по
численности украинского накеления, про-
живающего компаклными массами в неко-
торых районах Бессарабии, территориально
прилегающих к Украинской ССР.

Исходя из эгих соображений, мы просим
образовать Союзную Молдавокую Советскую
Социалистическую Республику из районов
с преобладающим молдавским населением,
входящих сейчас в Молдазвекую АССР, и
шести уездов Бессарабии: Бельцекого, Бен-
дерского, Катульского, Кишиневокого, 0р-
теевекого и Сорокекого.

Таким образом, в составе Молдавской
Союзной Республики будет наочитываться
около 2.200 тыс. чел. населения, ерели
которых около 70%/о — молдаване, a
остальные русские, украинцы и друтие на-
циональности,

Такие уезды Бессарабии, как Хотинекий,
Аккерманский и Измаильский, с преобла-
дающим пою численности украинским насе-
лением, нужно включить в состав Украин-
ской ССР. Помимо этого, при опрелелении
границ Союзной Моллавокой республики
необходимо учесть, что в некоторых рай-
онах Молдавской АССР преобладают украин-
ское население. Такие пайюны также люл-
жны быть включены в состав Украинской

р.

По вопросу © границах Союзной Моллав-
ской Советской Социалистической Peeny-
блики мы лотоворилиеь е Советской Украи-
ной,

В северной части Буковины и Аккерман-

ском, Измаильском и Хотинском уездах
преобладает украинекое население, которое
по своему языку и национально-бытовым
особенностям ничем не отличается от на-
селения Украинской Советской Социали-
етической Республики.

“Во времена румынского  боярско-поме-
щичьего владычества украинское населе-
ние. Буковины, в особенности крестьян-
ство, несло непомерные тяготы напиональ-
ного тнета и экоплоатадии. Румынская
военщина и бояро-помещики и здесь от-
няли земли у украинских крестьян, ^38-
крыли украинские школы и культурно-
просветительные организации, проводили
режим тяжелого национального угнетения
и полицейского произвола. На этой почве
неоднократно возникали восстания укра-
иноких крестьян против власти бояр и
дестютического режим» румынских окку-
пантов.

Теперь освобожденный народ Северной
Буковины, связанный общностью исто-
рической судьбы, языком и  нацио-
нальным составом е Украинской CCP, mo-
лучил возможность воссоединиться в @ди-
ном Советском тосударетве. со всем воли-
ким украинским народом. Трулящиеся

‘  Северной Буковины в дружной семье наро-

дов СССР будут строить радостную жизнь
под руководством партии и правительства,
под руководством великого Сталина. (Бур-
ные аплодисменты), :

Or mma воех трудящихся Советской
Молдавии и. освобожденной Бессарабии я
прошу Сессию утвердить закон 0б образо-

вании Союзной Моллавекой Советской
(Сюдизлиетической Республики.

Выражаю уверенность, что этот закон
будет единодушно одобрен и принят обеими
палатами Верховного Совета.

Образование Союзной Молдавской Совет-
ской Сопиалистической Республики будет
означать новую замечательную победу ле-
нинско-сталинекой национальной политики,
обеспечивающей полное равноправие всех
нащиональностей и великую дружбу совет-
ских народов. Я :

свидетельствовать также и 0 том, что толь-
ке в Уусювиях советского социалистиче-
ского строя малые нарохы могут получить
действительно все реальные возможности.
для своето свободного и всестороннего раз-
ВИТИЯ. :

ской Социалистической Республики, нако-
пец, будет означать расширение семьи с9-
юзных республик, а следовательно и даль-
нейшее’ укрепление нашей. матери-роди-
ны — великого Советекото Союза. м

Нег сомнения в том, чт молдавский
народ, воссовлиненный в Союзную Молдав-
скую Советскую Социалистическую Респуб-
лику, под знаменем Сталинской Конститу-
ции, под руководством Кюммунистической
партии во главе с великим Оталиным, вме-
сте 0 всеми народами СССР. добьется
новых побед в строительстве коммунизма.
(Бурные, продолжительные аплодисменты,
переходящие в овацию. Возгласы: любимому

и дорогому теварищу Сталину «ура!»).

_ Речь Председателя Совнаркома-
УССР депутата Корниеи Л. Р.

РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ

Товарищи депутаты! 28 июня 1940 го-
да — день торжества могущества Совет-
ского Союза, день торжества мирной поли-
тики Советского Союза, день торжества
свободного народа Бессарабии и Северной
Буковины.

Советский Союз сделал все необходимюв
для того, чтобы вопиющая несправедли-!
вость, какой являлось насильственное от-
торжение Бессарабии, была устранена
мирным путем.

Достигнутое соглашение между СССР и
Румынией разрепилю не только вопрос о
возвращении Советскому Союзу Бессара-
CHM, HO и тесно связанный с этим вопрос

© перелаче Советокому Союзу Северной
Буковины, население которой в своем
громадном большинстве связано с Сювет-
ской Украиной как общностью историче-
CKO судьбы, так и общностью языка и
наионального состава. .

Возвращение Бессарабии Советскому

Союзу являелхя актом восстановления
исторической справедливости, новой побе-
ды мирной политики. СССР. Ссветское
Правительство подчеркнуло свои стремле-
вия урегулировать  совелоко-румынский
конфликт по вопросу о Бессарабии и Ce-
верной Буковине мирным путем.
. В 1918 тоду Румыния, пользуясь воен-
ной слабостью нашей страны, насиль-
ственно отторгла от молодого Советекого
тосударства Бессарабию и тем нарушила
вековое единство украинского и молдав-
ското народов Бессарабии с нашим вели-
ким советским народом.

3a годы оккупации Румынией народы
Бессарабии и Северной Буковины были
обречены на экономическое разорение, ни-.
щету, темноту, бесправие и вырожиение.
Народы Бессарабии и Северной Буковины
были лишены не только прав на разви-
тие своей культуры, но и права говорить
на овоем ролном языке.

В Бессарабии и Северной Буковине ца-
рили колониальный гнет и экоплоатация.
В результате общего экономического разо-
рения резко уменыпилось количество го-
родского населения. Румынекое правитель-
ство проводило политику превращения
Бессарабии в полуколониальную хозяй-
ственно отсталую область.

Промышленность Бессарабии но разви-
валась, а то, что имелось, вывозилось в
глубь Румынии. Резко сокращалось коли-
чество рабочих. Сотни тысяч бессарабцев
вынуждены были покидать родную землю
и уходить в поисках . работы в лругке
страны. Тяжелый колониальный тнет и
эксплоатация вели к вырождению бесса-
рабскоге народа. Исключительно велика
бъыма детская смертность. Даже румынская
печать была не в состоянии скрыть ис-
ключительно тяжелого положения трудя-
щихся масс Бессарабии под ярмом румын-
ских захватчиков. Даже по официальных
румынским данным в результате нищеты
ежегодно умирало в деревнях из 94.699
новерожденных — 59.131. 0 том, каких
размеров достигло вырождение населения
и его вымирание, ярко говорит тот факт,
что румынское. правительство вынуждено
было издать закон о налоге на холостяков,
но этот закон не дал желаемых резуль-
татов румынекому правительству, & поло-

жение трудящихея не улучшилось, a
ухуппилось. 1
Состояние зтравоохранения Бэссарабии

характеризуется тем, что медицинская по-
мощь в больницах и амбулалориях оказы-

валазь в основном за плату. Больные де-
лились на три класса. Только первому
привилегированному классу о помещиков,
капиталистов и крупным чиновникам пре-
доставлялись лучшие палаты и отдельные
койки, & остальным двум классам предо-
ставлялась одна койка на двух больных.

Состояние здравоохранения Бессарабии
ярко характеризуется врачом Владимиром
Домонкот в статье, опубликованной 1 ян-

варя 1938 года в газете «Лумя. Романя-

ска»: j ме
«Умирают сотни тысяч граскдан, ста-
новясь жертвами излечимых болезней,
@ больынища преподносит только лишь
слабительное. Деревенские хижины ‘на-
биты больными. Медик являетея редким
гостем в деревне. В прошлом “rory B
Бессарабии умерло от сыпного тифа
5.918 человек».
Положение рабочего класса в. Бессара-
бии было исключительно тяжелым. Ha

многих предприятиях продолжительность

рабочем  лня достигала 13—14 часов.
Зарплата была крайне низкой. В деревне

бессарабского крестьянина грабили’ поме-

щики и капиталисты, крестьян дутили
налотавеи.

Преобладающее большинетво земли на-
ходилось в руках незначительного  кохи-
чества помещиков, а подавляющее боль-
шинетво крестьян владело мизерными уча-
стками земли и меньшим, по удельному
весу, общим земельным массивом.

Проволивмшаяея атрарная` реформа была
использована для обогалцения чиновников
и насаждения новых помещиков. В ре-
зультате этой реформы положение кре-
стьян не изменилось. Долговые обязатель-
ства крестьян составляли в среднем 50
проценюв стоимости производимой ими
продукции. ^ ‚

В 8 уездах Бессарабии, подвергинихся
выборочному обследованию, 1.128 кресть-
яноких хозяйств были должны 17.869
тыс. лей (661.153 рубля), причем эти
хозяйства паалили 5.092 тысячи лей
(188.394 рубля) процентов, что составля-
ло 29 процентов их долга.

Положение  обнищавшего,  гололавшего
крестьянства Бессарабии вынуждена была
признать даже сама румынская газета,
«Аргус» (официоз по экономическим ‘Bor
pocam) or 17 фовраля 1940 года. Газета
дает следующую характеристику состоя-
ния рабочего скота в бессарабокой де-
pene: Byte

«На. тысячу лошадей нельзя найти
болыше 40—50 хороших. В ^ Бессарабии
ихоютея деревни, насчитывающие 1—2
пары ‘эофовых быков; Bee же осталь-
ные —— одни скелеты, негодные ни для
тяги, ни для убоя».

Народы Бессарабии и Северной Букови-
ны стремились в своему освобождению и
воссоединенило в едивой великой советской
семье. 06 этсм красноречиво говорят фак-
ты восстаний против румыкекото насилия,
факты жестоких растрав за борьбу, на
которую полнималея народ, борясь за свое
освобожден ие.

В первые же дни оккупации румынами
Бессарабии в ряде уездов был TOIHAT Ha-
родный протест против оккупантов. Такая
же волна протестов прокатилась и по Бу-
ковине. В ноябре 1918 гола в городе Чер-
новицах состоялось грандиозное собрание
представителей почти всех населенных
пунктов Буковины, на котором было вы-
несено постановление о присоединении K
Советской Украике. Такие же собрания
прошли по селам и местечкам . Хотинского
уезда, на которых выносились постановле-
`ния о присоединении к Советской Украине.

Бессарабский народ выражал свою волю,
где и когда только это было возможно, к
освобождению из-под гнета Румынии и к
восстановлению в единой советской семье.

; Тяжелое чувство испытывал народ
УССР, видя, как живут их братья, нажиль-
но. захваченные румынскими оккупантами.
ждали и верили, что прилет’ чае освобож-
дения и воссоединения. Народ Советской
Украины знал и верил, что придет желан-
HE час; он настанет, потому что нами
руководит мудрейший из мудрых, великий,
родной товарищ Сталин. (Бурные, долго не
смолнающие аплодисменты, овация. Bee
встают).

Сталинское решение нашего Советского
Правительства о Бессарабии и Северной
Буковине с особым чувством радости и
благодарности нашему Правительству бы-
ло встречено народами УССР. Молдавской
АССР, Бессарабии и Северной Буковины.

Вступление частей нашей доблестной
Красной Армни на территорию Бессарабии

и Северной Буковины население этих
районов встретило как величайший празд-
ник, как своих братьев. Наши бойцы
пришли не как завосватели, а как друзья,
как родные братья народов, населяющих
эти области, насильно отторгнутых OT

WHBI.

и евоболно, народы Бессарабии
и Северной Буковины начали свою свобод-
ную, счастливую и радостную жизнь.
После освобожиения Бессарабии or гнета
румынской оккупации Совнарком Молдав-
ской АССР и Молдавский 0бком КП(б)У
внесли в СНК СССР и ЦЕ ВЕП(б) предло-
жение о воссоединении молдавокого насе-
ления Бесеарабии © молдавским населе-
нием Молдавской Автономной Республики
w 06 образовании Союзной Молдавской
Советской Социалистической Республики.
Совнарком СССР a IK BRII(6) поддержали
просьбу молдавоких организаций и реши-
ли войти в Верховный Совет СССР с coor-
ветствующим предложением.

Это извещение с 0собой радостью было
встречено трудящимися Молдавской ACCP,
Бессарабии и народами УССР.

Я уверен, что это ходатайство будет
уловлетворено Верховным Советом P
и будет создана новая братская Союзная
республика великой семыи народов Совет-
ского: Союза. `.

Товарищи лепутать! “Я целиви и. пот-
ностью присоединяюсь к тому, что ска
зал в с800й речи депутат Константинов,
По вопросам границ Межлу Молдавией и
Советской Украиной и о том, что отходят
к УССР уезды Аккерманский,  Измамль-
ский, Хотинский и Северная Буковина,
которые преимущественно населены укра-
инцами-—у нас есть полная  договорен-
ность. В установлении гранид мы фуко-
водетвовались отним: стремлением и жела-
нием-—дать полную возможность для хо-
зяйственного и экономического раслевета, а
также расцвета национальной по форме
й социалистической по содержанию куль-

Речь

ЦИОНАЛЬНОСТЕИ 2 августа 1940 г.

туры молдавского ‘и укралиског парту
Бессарабии и Северной Буковины,

Я прошу Седьмую Сессию Верхозно
Совета СССР  воссоединить ` население 1.
маильского, Аккерманского и_ Хотиноку
уездов и народы Северной Буковины ;
едином украинском советском госуларети,
в едином великом укфаинском нароле и па
отходящей вк Украинской CCP территор
образовать две новые области: Чернов.
кую с центром в гор. Черновицы и Акт
манскую © центрам в гор. Аккерман,

Темное время колониальното  тнеть
жестокой эксплоатации никогда уже к
возвратится на вольную землю Беха,
бити и Северной Буковины. Этому пору
193-миллионный могучий народ велию
Советского Союза, этому порука могу:
славная Красная Армия, этому nopyra—
руководетво налсей коммунистической ap.
тии Ленина—Сталина. (Бурные, долго №
смолкающие аплодисменты, переходящи ‹-
в овацию).

Отошлю навсегда в историю проти
22-летнее страдание и ужасы, народов Бы.
сарабии и Северной Буковины. Cory
народ Бессарабии и Северной Буковиць-—
это свободный нарол, это. траждане и ть
жданки великого могучем Союз: СовехЕн
Социалистических Рестублик. Г

Расцвет › свободной, счастливой жен
трудящихся возможен только при Советем
власти, только пюд руководством козу.
стической партии, большевиков.

Я призываю и’ уверен, что нароты Be.
сарабии и Северной Буковины 10% aay.
нем Сталинской Конституции любови,
крепко еплотят свои рялы вокруг нашу
славного Советского Правительства, вокри
нашей коммунистической партии, Boxpy
великого освободителя народов, нашем
великого; родного товаришта Сталила, вуеои
о › всеми народами великого Советск
Сотоза смело пойдут вперед к новым пов.

дам. (Бурные, продолжительные annoy.
сменты, переходящие в овацию. В».
встают).

тов. Кречунеску 3. а

(УЧИТЕЛЬНИЦА, г. ОРГЕЕВ)

‘РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА НА МОЛДАВЕКОМ ЯЗЫКЕ

‘Дорогие товарищи, депутаты великой
Страны Советов! ,

Примите самый  серлечный, блатодар-
ственный привет от трудящихся освобож-
денной Советекой Бессарабии! (Продолжи-
тельные. аплодисменты). .

Мы, подобно пгице, долгие годы томи-
лись в клетке, в сыром и темном подвале,
подобно птице, которую Красная Армия
теперь выпустила на волю. Только узнику
понять значение и глубокий смысл этих
прагоценных, желанных слов.

Спасибо Вам — избранникам советского
народа. Спасибо Вам, ‘товарищ Сталин,
Вам, товарищ Молотов (бурные, продол-
жительные аплодисменты), Вам, товарищ
Воротнилов и товарищ... Тимошенко. (бур-

‘ные аплодисменты), спасибо всем трудя-

щимея великой советской. родины за 0сво-
бождение от цепей. капиталистическото
рабства.

22 года нас, жителей Бессарабии, гра-
били румынекие бояре, нас не считали
людьми, нас били и издевалиеь над. нами,
над налиими детьми, малерями и братьями.
^ Я, старая учительница народной на-
чальной школы, работаю в школе 29 лет,

хоропю ‘знаю жизнь обездоленных людей,
которые были лишены. своей  матери-ро-
Дины, которые томились нод румынским
итом. От голода, от ужасной нищеты уми-
рали крестьяне, рабочие, умирали трудо-
вые интеллигенты, не имевшие возможно-
сти работать и зарабатывать себе на ку-
сок хлеба.

Падая под непосильным гнетом. народ
Бессарабии все же поднимал красное знамя
восетамия. Оккупанты жестоко расправля-

лись с повстанцами, сжитали целые сл,
раюстреливали тысячи людей. И ‘вов-таки,
мы верили в. свое освобождение; в CRETE
будущее. Взоры трудящихся   Бессарабии,
взоры всех’ честных ‘людей все! чаще об
щались к Востоку, туда, гле люди жиз
под солнцем Сталинекой Вонституции, т
звенит веселый смех, где поют радостные
народные песни.

Нас обнадеживали красные звезды, ярто
сияющие. по левую. сторону Днестра, , к нал
долетали торжественные звуки «Интерна-
циюнала». ‘

И наши’ надежды ‘оправдались! Мы уж
второй месяц живем свободной жизнь,
согретые лучами Сталинокой Конституции,
Рабочие стали полноправными  хознёвам
заводов и фабрик, крестьяне получили Хот
гождаленую землю, собирают теперь уролий
Ha своей земле для своих. детей. Нами
инженеры ©с.энтузиазмом воестанавливант
заводы, железные дороги, врачи открываю?
новые больхицы для народа, учителя п
TOBATCA к Новому учебному году — в. во
вой советской школе. где дети’ бул
учиться на своем. родном языке.

Ликование льстея по всей освобожлее
ной земле, Звенят новьыю песни о счастли
вой родине, о великой радости” работать
в сталинскую эпоху,

Посылая нас, счастливцев, в › Москоу,
трудящиеся Бессарабии просили перелить
вам, что мы вое как один желаем тольм
одного: скорейшего братского. вособедик-
ния © молдавским народом, От ee бес

а KON) ‘народа мы просим XOBAHI
Совет образовать. Молдавекую  Comanyn
Советекую Социалистическую Республик.
От. имени миллионов освобожденных лю-
деи заверяем вас, товарищи. депутаты, чт
мы скоро научимся жить по-юоветоки, 1

ать — по-стахановеки, залцитцать свою
волю, обретениое счастье — по-сталилеки,

(Бурные, продолжительные аплодисменты). fa

Мы навсегда, освобождены от. калеталие
стического работва, от, ярма румывжки
бояр и помещиков, мы стали гражданами

ветокого Союза и крепко будем ох
нять родную страну. Не пить вражеских
коням воды из. наших рек, не лакомитья
чужестралиам плодами налцих. цветущих
садов и винотрадников!

Да здравствует, многонациональный на-
д Союза Советских Социалистических
Республик, подавигий нам братскую. руку
помощи! (Продолжительные аплодисменты),

Да злравствуют избраннизи народа, №:
путаты Верховного Совета — самого Jeu
кратического ` парламента в мире!

Да здравствует непобедимая. Красная
Армия, осуществившая наше заноголетне
желание! (Аплодисменты).

Да злраволвует Совелокое . Правитезльотио
и его глава товарииг Молотов! (Бурные
продолжительные аплодисменты),

Да здравствует вождь народов, Ball

дорогой товарищ Сталин! (Бурные прод“. ?
жительные аплодисменты, Все встают),  ”

‚Речь тов. Михальчука Н. С.

(РАБОЧИЙ, г.

ЧЕРНОВИЦЫ)

Товарищи депутаты Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Рес-
публик!

От имени всех трудящихся Северной
Буковины мы приветствуем вас, избран-

ников советского народа,  непобедимую
доблестную Красную Армию, Советское
Правительство во) главе < товарищем

Молотовым! (Бурные, долго не смолкающиг
аплодисменты).

Мы приветствуем лучшего друга п
учителя трудящихся всего мира, влохнови-
теля освобождения нашего родного края —
Северной Буковины or ura румынских
помещиков и капиталистов — дорогото
Иосифа Виссарионовича Сталина! (Про-
должительная овация, все встают).

Сотни лет народ Северной Буковины
был искусственно отделен ‘от свойх едино-
кровных братьев украинцев. Черною тучею
давила нас кабала угнетателей. За 22 го-
да госзподетва румынеких зохвагчиков наш
край доведен до небывалого истощения.

Помещики, как пауки, сидели на п
крестьян,  высасывая кровь  хлеборби.
67 проц. крестьяноких хозяйств бедняк
и середняков имели только 18 проц, их
ли. Всея остальная земля была в рум
помещиков и кулаков. Когда вопоминаеть
ужасные дни недавнем прошлого Север
Буковины, мороз проходит по телу и в
больше начинаешь ненавидеть угнетате
лей.

В селе Прилипча-Лука  855 крестья!
ских хозяйств имели только 163 текпи
земли, а три помещика’ этого cena Bil
дели 526 гектарами лучшей земли. В ©
ле Коматовцы 785 крестьянских хозяйет
имели только 357 гектаров земли, а 4 1
мепиха этого села — 4.061 гектар зву

‚Не лучшей была участь рабочих: 1

(Окончание речи тов. Михальй
ка Н. С. см. на 3-й стр.)

И аи esac ee бак Е

>

м ^^

Yo maowauwu we

Ae

ng
De
aM

в
Ch
ty
у
Cn
Tey
Ho

—

<

дот

дал