НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

Одесса стоит
Орудийная канонада стала привычной в
боевые дни Олессы, уже перестала быть
чем-то незнакомым и пугающим. № ней
привыкли, в ней научились разбираться,
по звуку определяя: «Это наша дальнобой-
ная», «это— береговая», а эт0—«6 корадб-
чей».

С рассветом закипает жизнь города. Он
живет бурно, сплоченно, деловито. В ран-
ние часы утицы полны народу. Торопятся
BR сменам рабочие и работницы заводов и
фабрик. Группа девушев-дружинниц ©
противогазами через плечо спешит на де-
журетво в госпиталь. Bor идет пожилой
мужчина в сером пиджаке; подсумки на
поясе, винтовка на ремне. С ведрами и
лопатами отправляются на земляные рабо-
ты на баррикадах женщины и подростки.

Трудь камня, снятого в мостовых. Это
для баррикад. На улицах ямы-—из них
берется песок. Тоже для баррикад.

Почти у каждой улицы, переулка, У
каждого  перекрестка-—своя собственная
баррикада. За нее болеют, о ней заботятся,
ей отдают все свободное время. Недостал-
ка в рабочих руках злесь нет: люди при-
бывают без всяких мобилизаций и вызовов.

Ё руководителю постройки баррикады
на углу улиц Иванова и Мизикевича под-
ходят лве девушки.

— Товарищ начальник, что нам можно
делать? Сеголня мы утром свободны.

Через минуту вновь прибывшие наби-
вают землей мешки, ровными, плотными
рядами укладывают их поперек улицы,
оставляя посередине узкий проезд для
транспорта. Так везде.

Одесса окружила себя множеством мош-
ных укреплений. Здесь все предусмотре-
но: пулеметные гнезда, перекрытия,  за-
щищающие от осколков, бойницы для
стрелков, противотанковые рвы, надолбы.
Баррикады прочны и снюсобны выдержать
очень сильный огонь.

Население Одессы живет единой мыслью:
во что бы то ни стало отстоять свой тород
от врага. В этому направлены вое силы,
это у каждого в мыслях.

Tak же напряженно живут промышлен-
ные предприятия города. Все направлено
только на оборону родной Одессы. Произ-
BOACTBO любых, требуемых для обороны
предметов осваивается в невиланно корот-
кие сроки. Нехватало инструментов для
земляных работ. Заводы моментально изго-
товили сотни тысяч лопат и кирок.

На одном из заводов под’емный кран
ъладет последние броневые плиты на
закованный в сталь паровоз. Рядом
с руководителем — технологом тов. Ko-
лягиным работают, не зная усталости, ве-
тераны завода — котельщики Буря, Бон-
даренко, бригадир Варпов. :

На товарной станции принимает боепри-
пасы бронепоезд № 21, изготовленный
рабочими завода им. Марти. Этот состав
уже известен румыно-немецким бандитам
своими страшными огневыми налетами.
Не один десяток фашистов навсегда успо-
коился под меткими очередями пулеметчи-
ка-казаха Шибжукова, нод снарядами ору-
aaa Мироненко, Гончарова и других. Ко-
манлир бронепоезда старший лейтенант
И. Кирпин и комиссар политрук П. Дудко
© любовью рассказывают о боевых делах
бойцов бронепоезда. Вот разведчик-краено-
флотец Александр Тлустый. Будучи ранён
в одной опасной ночной операции, он умол-
Чал о своем ранении, боясь, что его от-
правят в госпиталь.

Тлустый не одинок в дружном коллек-
тиве стальной машины. Широко известны
одесситам имена старого партизана комму-

несокрутимо

ниста-наводлчика П. П. Гончарова, комму-
ниста-пулеметчика Тимошенко, младшего
лейтенанты Г. Степанова, старика-хобро-
вольца машиниста Макарова и других.
Чем лальше or города, тем меныше
заметно движение, хотя оно очень интен-
сивное. Держась укрытых мест, явижут-
ся замаскированные зеленью автоманкины,
беслеребойню питающие фронт боетрита-
сами. В зеленых рощах м садах стоят
0б0зы и кухни — тымы действующих ча-
стей. Чем ближе к фронту, тем тщатель-
нее маскировка. Укрываяюь в балках ий
посевах, пробираются к переднему краю

обороны красноармейские части, боевыю

отряды рабочих, сменивитих станки на
винтовки для заациты своего города».

Одесские заводы, фабрики, учреждения
дали фронту многие десятки тысяч пла-
менных патриотов, показывающих чудеса
отваги. Вот письмо комиссара эпежюй ча-
сти С. Лившина газетам Одессы. Эта
часть обороняют важнейший рубеж на
подступах в Одессе:

«На протяжении нескольких дней py-
мыно-немецкие фашисты — непрерывно
шлют все новые роты, батальоны и пол-
ки, пытаяюь прорвать линию обороны, но
все безуспешно. Свыше 4.000 вражеских
солдат и офицеров, 8 подбитых танков,
4 подбитых батареи, много минометов,
станковых и ручных пулеметов, винтовок,
полбитый один самолет потеряли немцы
в боях с нами. В процессе этих боев му-
жество и отвагу проявляют наши земля-
ки, представители солнечной Одессы.
13 августа житель торола Одессы наш
боец Иов Иосифович Бегельфер поеле ги-
бели своего команиира вавода тов. Бутав-
ченко © возгласом «Отометим за смерть
командира!» врезался в тущу румыно-
немецких  фалтистов и в рукопашной
схватЕе“ттыком и прикладом уничтожил
22 тада. Этот беспримерный тероизи на-
шел живой отклик среди ero товарищей
TO оружию, которые молтной контратакой,
с именем Сталина на устах, обратили в
бесторяточное бегство противника.

Следуйте примеру нашего земляка!».

пример не остается без подражания.
У пункт» В. целый день шел тяжелый
бой. Противник бросил в атаку два полка
пехоты, поддерживаемые — артиллерией.
Главный удар был направлен на подраз-
деление капитана Малеванчука. Подразде-
‚ление перешло в контратаку и опрокину-
ло пропивника, захватив 8 станковых пу-
леметов, 3 миномета, 2 ручных пулеме-
та, много винтовок, боеприпасов и до
30 пленных. После незначительного пе-
рерыва расевирепевший противник, полу-
чив пополнение, вновь ринулея в атаку,
введя в бой танки. Силы были явно
не равны. Некоторые бойцы растерялись.
В этот напряженный момент среди бойцов
подразделения появилея комиссар Лившин.

Увлекая личным примером‘ бойцов,
комиссар бровился в контратаку. Позиции
были отбиты у противника; на нааней
территории недвижно стояли два выведен-
ных из строя фашистских танка. Соллатьы,
взятые в плен, показали, что в этом
бою фашисты потеряли до тысячи человек.

В своей боевой жизни фронт повее-
дневно чувствует горячую заботу и под-
держку города. В тероические дни 0боро-
ны тород и фронт сплелись в одно целое.
И на переднем крае обороны, и на по-
стройке баррикай, и у станков неумол-
кающих заволов каждый твердо знают и
верит, что Одесса быма, есть и бущет co-
ветской.

А. ЕГОРОВ.

Одесса, 9 сентября. (По телефону).

Героическая Одесса

Одесеа, как ты нам близка!
Твой облик перейдет в века
Символом радости и света.
Хвала! В свои «младые лёта»
Пригрела ты озорника

И величайшето поэта!

Тот лом, где Пушкин жил, творил,
Стервятник вражий разорил,

Но в нем — счастливая примета
Значенья тайного полна! —
Неповрежденною одна
Осталась комната, поэта.

Олесса, ты красой цвела,
` Под кровлей неба звёзлно-синей
Ты жизнь веселую вела,
Но в испытаньях ты была °
Й остаешься — героиней!
На черноморском берегу
Стоишь ты грозною твердыней.
Не одолеть тебя врагу!
Не овладеть твоей святыней!

Демьян БЕДНЫЙ.

Героическая оборона Одессы. `Трудящиеся Одессы от мала до велика встали
на защиту своего прекрасного города. На снимке: население возводит баррикады.

i

Батарея лейтенанта Мезенцева

{От специального военного

Враг наседал. од напором ero B
несколько раз превосходящих сил энский
полк перешел через реку С. и распо-
ложился для обороны на противополож-
вом берегу. Фланги полка были укреплены
сравнительно хорошо, но для обороны
центра людей нехватало. Местами интервал
между двумя лежавшими в первой линии
бойцами доходил до 50 метров. Это был
наиболее уязвимый участок обороны. Нем-
цы и белофинны не преминули им восполь-
зоваться. Получив отпор на флангах, они
бросились в лобовую атаку. Они решили
форсировать реку, раочленить полк и
окружить оторванные друг от друга ба-
тальоны. Положение было трудное.

Тогда командир гаубичной батареи А. С.

-  Мезенцев выкатил свои орудия на перед-

ний край к самой реке и под ожесточен-
ным обстрелом артиллерии и пулеметов
противника открыл огонь по врагу. Дейте-
нант Мезенцев мужественно руководил ог-
Hem батареи и корректировал стрельбу.
Тлядя на своего бесстрашного командира,
етоль же храбро действовали и бойцы pac-
четов. Вокруг орудий, не прекрашаясь ни
на. минуту, стоял сплошной свиет и грохот
разрывавшихея вражеских снарядов. бой-
нов со всех сторон обдавало осколками и
землей. Но езловые Кузьменко, Дурнев и
Ткачев спокойно рассредоточили коней,
вывели их с линии обетрела. В течение
всей каноналы ездовой Кузьменко невозму-
THMO и быстро подвозил снаряды, как буд-
те это был не жестокий бой, а учебные
стрельбы. Четко работали заряжающие
Фролов и Овчаренко, быстро досылая сна-
рялы в канал ствола.

Особенно отличалиеь своим хладнокро-
вием и выдержкой наводчики А. И. Про-
хоров и 3. Е. Тарадаш. В этом кромешном
аду ови чувствовали себя спокойно: Уве-
ренно наводили они орулюя на, цель и Ha-
правляли снаряды до того точно, что в
повторений почти никогда не было надоб-
ности. Как правило, от цели ничего
Не оставалось с первого же выетрела...

Олну за друтой батарея подавила не-
сколько огневых точек фаптистов и выну-
дила противника откатиться назад. После
этого Мезенцев перенес огонь по тылам
противника, по его обозам и по скоплению
пехоты. Много десятков немцев и большое
количество материальной части уничтожила
В этот день батарея отважного лейтенанта.

На этом рубеже батарея пять дней сдер-
живала наступление противника. Фашиеты
подтягивали все новые и новые резервы,
усиливая нажим на наши части.

Третьему батальону было приказано
начать отход. Под прикрытием огня бата-
реи Мезенцева батальон покинул передний
край обороны и отошел на новые позиции.

Нужно было переменить позиции и ба-
тареи. Орудия перевезли на основные по-
зиции-——за два-три километра от реки, &
сам Мезенцев осталея на наблюдательном
пункте. Он зорко следил за всеми опера-

корреспондента «Правды»)

циями на том берегу и, Kak только появ-
лялась важная цель, по полевому теле-
фону ‘сообщал на батарею.

Вот он обнаружил два вражеских про-
тивотанковых орудия, Лейтенант немед-
ленно сообщил координаты и приказал
открыть огонь. Грянул залп. Недолет. Ме-
зенцев дает наводчику потравку. После

третьей очереди оба орудия вместе с
расчетами взлетели на воздух.
Зная, что наблюдатель, корректирую-

щий огонь советских орудий, находится
где-то у самой реки, фангисты обрушихи
на противоположный берег тонны металла.
Снарядами несколько раз разрывало про-
вод, соединявший Мезенцева с батареей, но
отважный связист Симоненко под артил-
лерийским обстрелом каждый раз быстро
восстанавливал связь. Три дня нахолился

‚ Мезенцев на своем наблюдательном пункте

под огнем артиллерии и пулеметов. Один
из енарялов упал в самом блиндабже, но, к
‘счастью, не разорвался. Враг начал бом-
бить наблюдателя с воздуха. Тщетно. Лей-
тенант покинул свою позицию только по
приказу командования.

Отойдя вместе с полком из поселка К.,
батарея заняла позицию недалеко от пе-
реднего края обороны. Сам Мезенцев занял
наблюдательный пункт на дереве. Оемо-
трелся. По ту сторону поселка в бинокль
была хороню видна пехота противника,
расположившаяся межлу двумя высотами.
Сделав необходимые вычисления, Мезенцев
передал их на батарею. Грянули залпы.
Снаряды ложились в самой гуше врага.
Те, кто унелели, в панике разбежались. В
поселке к тому времени появилась враже-
ская автоколонна, которую лейтенант Me-
зенцев прекрасно видел с дерева. По его
приказанию батарея перенесла огонь на

`автоколонну. Мезенцев видел, как взорва-

лась от метко путценного снаряда малина
с горючим, как пламя охватило все Ipy-
тие машины. Автоколонна была сметена
с лица земли...

За все время боев батарея потеряла из

` своего состава девять человек убитыми и

без вести пропавшими и лвух лошадей.
Орудия все в сохранности. Они прололжа--
ют громить врата.

На тгрули лейтенанта орден Красной
Звезлы. Это награда правительства за бен
с белофиннами в прошлом голу. На-днях
в коротком перерыве ^ межлу боями
бесстранный командир Мезенцев принят в
кандидаты коммунистической партии.

В сообщении Советского Информбюро
6 сентября говорищея*

Самоотверженно действуют в боях © не-
менкимн и финскими фашистами бойцы
батареи лейтенанта Мезенцева. На-днях
батарея тов. Мезенцева полностью уничто-
жила большую автоколонну немцев. Раз-
биты лесятки автомобилей < боеприпасами
й пехотой противника. i

С. БЕССУДНОВ,
Действующая армия.

Линия Рудакова

(От специального военного корреспондента
«Правды»)

Уже десятый рассвет встречал в своем
узком окопе Леонид Рудаков. Шли дожди,
тяжелые тучи заслоняли небо ли солн-
це согревало землю, а жизнь Рудакова
не изменялась. Он сидел у своего малень-
вого ящика © черной трубкой на витом
шнуре и выкрикивал то гневные, то по-
велительные, то одобрительные слова. Ру-
даков ‘умоткал, напрягал все свое внима-
ние, кода к нему в окоп спускался
командир части Юлдашев. Командир бро-
Cai на ходу приказания, советы, донесе-
ния. Рудаков передавал их © поспешно-
стью и сноровкой, которые были необхо-
димы в эти дни боевых действий в се-
ле М.

Майор иногда прислушивался издали к
басовитому голосу телефониста, точно
проверяя ето, но вокоре ‘уходил. Коман-
диру части приходилось не раз убеждать-
ся в акруратности и безупречноети Лео-
вида Рудакова. Майор оглядывал этого
высокого парня C русыми, даже чуть-
чуть рыжеватыми волосами, ес широким
HOCOM, с грузной, неповоротливой поход-
вой. Вак обманчива бывает внешность,
думал командир. За развалкой таилась
изумительная мсполнительноеть. Он был
немногословен, даже молчалив, этот моло-
дой телефонист. Комиссар заставал ero
иногда в сосрелоточенной 1036 в лесу.

О чем думает этот человок? Может
быть, его что-то угнетает? Что он делал
до войны? Леоних Рудаков сразу ожив-
лялоя, когда речь шла о его труде. Он

был учителем, обычным сельским учите-,

лем в белорусской деревне Акеино. Руда-
ков любит свою профессию, © увлечением
рассказывает © детях, непоелливых и

способных ребятишках, с KOTOPHIMA он

был дружен, знал их самые сокровенные
мыюли и желания, помогал им во вееёх де-
лах -—— все равно, касались ли они мате-
матики, рыбной ловли, географии или
лееных жучков. Он мечтал о работе
учителя, но был им только один тол.

Леонид Рудаков пошел защищать свою
землю, просил пеолать его на переловые
позипии,— ero место там, ведь OH KOMCD-

`молец, молодой и сильный человек.

Рудаков _ удивился,
будет телефониетом.
Только-то всего?

Он хотел бы стать пулеметчиком.

— ПШтом поеомотрим,-— сказал коман-
дир.

Утром они были уже в зоне артилае-
рийского обстрела. СОнаряды < непривыч-
ным для Рудакова воем летели над голо-
вой, рвались иде-то в стороне, в лесу. Эаю
был тяжелый день, потому что Рудаков
преодолевал в себе гнотущее чуветво стра-
ха перед омертью. Еще плотнее хочется
прижаться к земле, зарыть толову в тра-
ву, не думать, ни о чем не думать. Руча-
KOBY казалось, чо каждый снаряд пред-
назначен именно для него. тревогой
следил он за командиром. Майор был очень
опокоен. Он попросил киняток для бритъя,
& тем вроменем что-то писал.

Рудаков полез в окоп, прижал  теле-
фонную трубку к уху, хотя никто еще
его He звал.

Ночью началея бой. Он даился лезять
дней, немцы встретили упорное сопро-
тивление. Атаки врагов сменялись контр-
атаками наших войск. Леони Рудаков
сидел в око о и держал связь ©
команлным пунктом части. Он уже не втя-
гивал голову, не приникал к земле, когда
рвались снаряды, Майор прав: емелость—
мать воина, она его оберегает ог смерти.

Десять дней, не стихая, гремела наша
артиллерия. В своем окопе Рудаков видел
все поле боя — донесения были лажонич-
вы; HO выразительны. Он знал по ним,
что политрук Сазонов крепко держит пра-
вый флант, что разведчик Берченко уни-
чтожил немецкую «кукушку», что, Hako-
Hell, на участке старшего лейтенаята Ме-
телева, враги несут большие потери, от-
ступают, бросают автомобили, орудия,
минометы. Да, он представлял себе лю-
дей, которые дрались вдали от нето, но
ему, Леониду Рудакову, приказано сидеть

когда узнал, что

—=

B окопе, сидеть, слушать и передавать и
ни на минуту не отлучаться. ф

Прибежал майор. Он был возбужден.
Намечается серьезная операция — обход
немцев с правого фланга. Эта лощина

станет могилой для фашиетов. Рудаков
должен был. держать связь с командным
пунктом и майором.

Весь день телефонист передавал доне-
сения, приказания, даже первые сводки
© трофеях. Потом немцев окружили. One-
рация удалась.

Неожиданные выстрелы на опушке ле-
са заставили Рудакова поднять голову. дн
увидел немцев. Они ползли к окопу. 0че-
видню, их теснили, и ъ поисках выхола
им пришлось продвигаться по лесу. За-
держать их уже не уластея, Теперь и
враги заметили Рудакова. Они начали ето
окружать. У телефониста были две гра-
наты, он бросил их одну за друтой. Пере-
ступая через убитых и раненых, немцы
продолжали двигаться к окопу. Рудакова
ранили в плече. В это время раздалея гу-
док в аппарате. Он взял трубку. Началь-
ник связи ждал донесения. ‘Рудаков ска-
зал:

— Я ранен, но я буду держаться...

Еще олна пуля попала в руку. Руда-

ROB перевязал ее. Пришлюеь действовать
левой рукой. Потом он позвонил, чте нем-
цы окружачот окон, что злесь больше нет
никого. Два связиста ушли © командиром,
потянули провод, вог они е№ вызывают.
Рудаков прислушался. Майор приказывал
выдвинуть пулеметы и унивтежить отхо-
дящих немцев.
‚ Рудаков ‘вее отчетливо сознавал, хоть
Кровь уже прогочилась сквозь повязки,
му пришлось снять гимнастерку. Он 16-
шил обороняться во что бы то ни стаю,
праться до последней минуть. Натальник
связи все запрапеивал:

— Удалось ли задержать кровь? К вам
вышли на помощь.

Рудаков ответил, стараясь быть crte-
Койным:

— poss ‘задержал, не беспокойтесь...
Присылайте скорей телефониета. Если я
He доживу, — моя линия вель вужна
команииру...

Он поднялся, чтобы прицелиться, и был
ранен в третий раз. Рудаков уже не в cH-
лах был перевязывать себя. Он сказал в

трубку, что слабеет, вю линия в порядке,
осталось три патрона, где же телефонист?
Все это он говорил залпом, словно боясь,
что не успеет сообихить.

Рулаков еще пыталея отетреливаться,
но немцы приближались, они ползли, a Y
Рудакова небыло уже ни одного патрона.
Он сказал пачальнику связи очень тихо:

— Прощайте, друзья. )

В руках  израненного,  истекающего
кровью телефониста появился кинжаль-
ный штык от винтовки. 9то широкий и
острый нож. Он сберегал ето на случай
внезапного пленения. Острием ножа он
уже давно решил спасать себя от позора.
Рудаков нащупал сердце, воткнул рукой
нож в землю и прижал гв0е тело к
острию. И телефонист Леонид Рудаков
умер.

Eno налили в таком же положении. Ру-
ка, прижатая к серлиу, очевидно, направ-
ляла кинжал. 5

Леонида Рудакова подняли и унесли.
На; ето место сел новый телефонист. Линия
Рудакова прололжала связь передовой ли-
нии с командным пунктом.

К вечеру немцы отступили. Наши вой-
ска заняли село М., но никто. не мог за-
снуть в эту ночь. Вель Леоних Рудаков
был близким, овоилг, ето все знали. У Ру-
дакова, много друзей. Имя его’уже стано-
BETCH олицетворением стойкости и боль-
шой любви в родной земле. «Линия Руда-
кова» стала символом самой высокой
жертвеннести, на какую только способен
человек. Тонкая, чуть заметная проволо-
ка в сознании людей, знающих о mper-
смертной доблести Рудакова, приобрела
какую-то несокрунтимоеть. «Линия Рула-

Кова» —— э№ю звучит в части, где коман-
дует майор Юлдапюв, как призыв к емер-
тельной борьбе с врагом. В <линии Руда-
Кова» как бы оконцентрирювалась та ве-
ликая моральная сила советского народа,
которая не может быть сломлена ни отнем,
ни танками, ни пушками, ни бомбами.
Она сильнее бетона и стали, потому что
проходит сквозь серлца и кровь наших
людей, дерущихея © фашистами.

О. КУРГАНОВ.
Действующая армия.

Женщины всею мира-
на борьбу против фаиизма!

ГОЛОС МОСКОВСКИХ ПАТРИОТОК

Митинг женщин, состоявнийся в Ko-
хонном зале Дома союзов 7 сентября и
транслировавигийся по радио, слушали де-
сятки тысяч женщин столицы. Позавчера
и вчера в перерыве между работой на мно-
гих московских предприятиях и учрежде-
ниях состоялись летучие митинги и бесе-
ды, посвященные обралцению митинга к
женщинам всего мира.
огромным волнением, — говорит
сверловщица-стахановка завода имени
Фрунзе тов. Дисовкина. — слушала я по
радио женский антифашистский митинг.
В дни великой отечественной войны у 0-
ветских женщин нет более важных задам,
чем борьба за окончательный разгром кро-
вавого фашизма. :

— Выступавшие на митинге выразили
мыюли и чувства всех советских жен-
щин, — сказала бригадир-орденоносец: тов.
Смирнова. — У нас нет более лютого вра-
ra, чем Гитлер. Гитлеризм-—злейший враг
женщин всего мира.

На митинге в цехе 1-го полиитникового
завола имени Л. М. Вагановича мастер
цеха тов. Журавлева говорила:

— Перед наними женщинахи, как и
перед всеми свобололюбивыми женщинами
мира, история поставила, ответственную за-
дачу — отдать ве сиды разгрому нена-
вистных фашистских извергов. Мы эту 3a-
дачу выполним с честью. Мы дадим вдвое,
втрое, вчетверо болыша продукции, чтобы
уничтожить злейших врагов человечества.

—

7 сентября на подшипниковом заводе
был воскрегвик. Вместе с комсомольцами
и взрослыми рабочими женщины завода
ответили боевыми делами на призыв ан-
тифашистского митинга.

— Мы зальем
мерзавцев ворошиловскими килограммаут
и тоннами металла, чтобы поскорее сте
реть зачумленных негодяев © лица xy.
тив один голое заявляют работницы,

— Bee мы, товорит сверловиеица за.
вода «Красвый пролетарий» тов. Шодоба—
сейчас живем единым желанием, единых
стремлением сделать ве возможное лая
ускорения обеды нал злейшим врагом че-
ловечества-—над гитлеризмом. Нашему гие.
ву нет предела, когда читаешь в газетах
о звереких расправах фапьистових выры-
ков над советскими детьми, женщинами, де-
вутками, стариками, ранеными красной.
мейцами. Мы жестоко отплатим гитлер.
ским бандитам!

Участница митинга женщин в Колоняоу
зале планировщица завода, «Ирасный пр
летарий» тов. А. Кулик заявляет:

— Митинг произвел на меня неизглади-
woe втечатление. В этот вечер Москвы
устами своих передовых женщин обрати.
лась с горячим призывом к женщинам воёу
стран крепить ‘и распкирять антифатгиет-
ский фронт женшин. Мы. женщины —ве-
ликая сила. Своей самоотверженной раб-
той мы крепим антифашистокий фрез
женщин всего мира против гитлеровцев. *

БОРИТЕСЬ С ГИТЛЕРОВСКИМИ ИЗВЕРГАМИ!

‚На фронте все наши женшины и де-
вушки — врачи, сестры, дружинницы, ‹а-
нитарки работают так, что советская ро-
длина может ими торлиться. Они забывают
© 06бе, забывают о сене, не обращают вни-
мания на бомйы, сбрасываемые с фапгиет-
ских самолетов, па рвущиеся снаряды, на
минометный и пулеметный огонь и скромно,
без суеты и паники вынюлняют ©вое дело.

Я хочу раесказать об одной отважной
советской девушке — дочери лесника Га-
ле Шемшур. Нужно было вывезти полевой
тоспиталь. Но лорога была занята фаши-
стами. Немецкие стервятники бомбили её
и обстреливали. Молодая дочь лесника на-
шла выход. Она звызвалась проводить гос-
питаль по лесным тропинкам. И вывела!
Вывела всех раненых до одного. Комсо-
молка Галя Шемшур осталась работать в
спасенном ею госпитале.

Таких левушек у нае тысячи!

В госпитале, где я работаю, ‘лечатся
раненые с Западного фронта. Работы
У нас очень много. Иногда нас бомбят,
но мы продолжаем работать. Злолеи-
фашисты бомбят в минуты прибытия
раненых в тоспиталь или тогда, Kora
мы отправляем их в тыл. Гитлеров-
ские стервятники словно ждут такого м-
мента, налетают, как коршуньв и © неболь-
ой выкоты или с пикирующего полета

расстреливают эшелоны с ранеными. Пусть  .

женщины всего мира знают 06 этих злодей-
ствах фашистов!

Аенщины —— врачи, санитарки, еестры
нашего госпиталя не только выполняют

ввой прямыю обязанности, но читают  .
неным газеты, проводят беседы, пишу
письма. Ласковое материнское слово, нех.
ная внимательность и постоянная заб
успокаивающе действуют на раненых.
Когда во время бомбардировки госпетам
фашистскими  стервятниками  санятарь
или дружинница етоит возле раненого х
спокойно, как ни в чем не бывало, попуи-
вляет ему подушку, ему как-то становится

легче. Когда еще не утих бой и на п.

боя появляется медицинская сестра, дал)
тяжело раненые бойцы начинают ульбать-
ся, у них сразу появляются силы, назех-
да на спасение — они знают, что сети
сделает все, чтобы спасти их жизнь.

Я знаю одну девушку Веру. Фамнаю
ге я забыла. Она заведует аптекой н
‘фронте. Когла ‘идет бой, она не может уг:
деть ‘в своем окопе и вместе с санитара
бежит на поле боя, помогает выносить р.
неных или перевязывает им раны.

Жена легендарного repos tos. Котовск
сейчас тоже работает самоотверженно па
фронте. Она — хирург.

Мы счастливы, что спасаем тысячи ч-
ловеческих жизней. Многие выхоженные
нами поеле ранений бойць: сейчас вн
вышли бороться < врагом веего человете
ства. — фашизмом.

Дорогие друзья — женщины и девушки
Призываю вас на борьбу се фашизмом, }
мире не должно быть ни одной женщины,
ни одной девушки, которые бы octal
в стороне от борьбы с фашизмом.

Врач с фронта Клавдия КУКУШКИНА.

КИЕВЛЯНКИ СТОЯТ НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ

КИЕВ, 9 сентября. (ТАСС). Обращение
женского антифашистского митинга в Мо-
скве вызвало пламенные отклики среди
киевлянок. Стахановки предприятий, слу-
жащие, домохозяйки заявляют © своей
готовности приложить все усилия дая CKO-
рейшего разгрома кровавого фашизма.

— Чуловищные преступления творят
немецкие мерзавцы во временно захвачен-
ных ими районах CTpaHbi,— заявила 1з-
ботница Киевского трамвайного завода им.
Дзержинского тов. Коровниченко.— Кровь
стынет в жилах при мысли о том, что эти
отвратительные насильники грабят народ,
сгоняют в публичные дома наших женщин
н девушек. Никогла, никогда нал евободо-

любивый народ не забудет этих престуимь
ний коричневых убийн!

Речь пожилой работницье была вет
на, общим одобрением коллектива.

— Дорого заплатят пнусные фашист»
звери за жизнь советских людей, за сле
советских матерей, за кровь паших 161.
Скерть за, смерть! Кровь 38 кровь!.

Эти слова’ стахановки N-cxoro зави
тов. Руденко дружне поддержали все
бравшиеся.

— Киевлянки вместе со своими мужы-
ми, братьями, отцами, вместе со всех #-
ликим советским народом ветали могу
стеной на защиту своей прекрасной №1:
ны, и они нанесут сокрушительный ум
озверелому врагу.

КАЗАЧКИ СОВЕТСКОГО ДОНА ИДУТ
ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ С БОЙЦАМИ

Наши мужья, отцы, братья, сыновья—
доблестные воины-—тгероически сражаются
с фашистокими орлами. В эти грозные
дни все мы, казачки Советского Дона, не
покладая рук, работаем на полях, на фер-
Мах.

Комсомолки-казачки из сельскохозяй-
ственной артели имени Шолохова, Вещен-
свою района, тт. Макеева, Янющкина
сели за трактор и вырабатывают на осен-
нем севе по две нормы. Бывшая домохо-
зяйка тов. Проконенко стала управляющим
одним из отделений Роговского зерносовхо-
за, Еторлыкского района. Она заменила,
мужа, призванного в рялы Красной Ар-
mim. = Отделение; которым руководит
тов. Прокопенко, самое большое в совхо-
зе, является перехвым. Здесь своевремен-
но проведены все уборочные работы. за-
кончена, сдача продуктов государству.

В самые отдаленные уголки ралио еже-
дневно приносит вести о геройстве бойцов
и командиров доблестной Красной Армии,
сообщает о зверствах гитлеровских банхи-
тов во временно оккупированных  совет-
ских районах. За наших истерзанных, за-

мученных сестер, братьев мы, ка3а91
жестоко отомстим фашистеким  извергаи
Мы обращаем свой голос на фронт!
сыновьям, отцам, мужьям и братых
Доблестные воины. лихие конники, наш
доротие орлы! Ваши шалики остры! Ва
машь рубите головы фалтистским  стервя-
никам, беспощадно громите их! Не жал
те своих сил и жизни! Мы всей лутше t
вами! Своей стахановской работой #
допустим ослабления артельного хозяйств.
Снабдим Красную Армию в изобилии 10
дуктами. Мы глубоко уверены в ваш
нобеде и готовы в любую минуту при?
к вам на подмогу.
Да здравствует великий друг колхозной
казачества, налп родной Сталин!
Председатель Алексеевского сель
совета,  Матвеево-Курганекого рай-
она,  орленоносец М. А. Королева,
казачки-колхозницы = сельскохозяйст-
венной артели имени Фрунзе М.  .
Дурко, А. Ф. Проценко, бритало
тракторной бригазы (Вешенский pal,
он) М. Нрамскова п другие.
Ростов-на-Дону, 9 сентября.

ФАШИСТСКИЕ МЕРЗАВЦЫ ПОПЛАТЯТСЯ ЗА НАСИЛИЯ
И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА

Слова тнева и неназисти, пламенный
призыв к борьбе с кровавым фангизмом,
прозвучавшие на женском антифашистском
митинге. в Москве, слушали по радио мил-
лионы наших советских женящин. Слуша-
ли и 6 глубоким волнением думали © чу-
довищных зверствах и издевательствах,
чинимых немецкими извергами над наши-
ми женщинами, детьми и стариками, нах
ранеными красноармейцачми,

Но пусть знают фэшиствкие мерзавцы,
что расплата за пролитую кровь советоких
женщин и детей будет жестокой. Час от-
мщения близится. Bech наш народ под-
нялея на борьбу с разбойничьими фашист-
скими полчищами.

Чютая ненависть к врагу воеляет }
каждого из нас все новые и новые си.
Кто из нас не готов пожертвовать nel
угодно ради победы над RecToKMM Bparox!:

Мощный призыв. к раоплате и от
нию, с которым обратились на метит
наши женщины ко всем женщинам ме»
еще больше вдохновляет всех нас на 00»
бу с врагом. Мы, текотильщицы, у свт
станков сделаем все, чего от. нас требуи
страна.

Месть, жестокая месть фапкистеким I
вергам за все их злодеяния!

Евдокия ВИНОГРАДОВА.
Депутат Верховного Совета’ СССР.

Вичуга, Ивановской области.

ОСЕНЬ

Кончен с августом расчет,
И дожди не ждут указок.
Серая вода течет
Струйками с зеленых Racor.
От дождя звенит в ушах.
И хотя не замечаем —
Осень © нами в блиндажах

Греется горячим чаем.

А когда пойдем мы в бой

И «ура» родное грянет,

Даже осени и той

В рукопашной жарко станет.

СТЕПАН ЩИПАЧЕВ.
Действующая армия.

немещко-фалтистеких.

Se hem фз

а
ТА
НЫ
pay
enti
ROB

He

{
k

fap

pent

RAH
kag
TOK

i

И)

ми
or
cB Oe

mae
hace

ui

BOO
MOH

узле
610,
№
YOM
pa,
WIM

MIT

Та

«(в

Ha

ONO.
НИКИ
enh

пу
т

Я
1,
‘lq

пов
CON
Hoi
Roar: 4
Tay
COB,

№
iy

YO}
W

Tuy

(Tp

МУ

pp
BAND)

By,

Zing
Ир

№
В

Ap
у
УЧ

CONG,
Oty
Mood

“Dh

hap
Tay

Teepe

Bagg
te
ahs,

в
Df.

у

Us

ies

Te

hip
Ay