фт 1840 г. №. 173 (4861)

Тозарици депутаты Верховного Совета
(ивз Совотоких Социалистических Pec.
ши! Мои братья’ ифестьяне-серехняки,
poe и безземольные, избравшие
yond бВОИМ: ДОитутатог. В первый Народный
айх освобожденной ‘от тнель капитализма,
ши, посылают моими устами пламен-
wil привет великому нмиему 0свобо-
иво, другу, Учителю и вождю товарищу
(шишиу  (продолнительные апледисмен-
wp), 8 также принеспюй нам свободу
  мибдиюй Враоной Армии, (Annoqu-
анты). Братокий привет м всем вам, то-
прищи депутаты Верховтого Совета! (An-
писиенты).

(кргнутое шами, ‘пеназистнюе всему
луховому ` патоду буркуазное правимель-
ию любило хвастаться. перед нами, что
unm MYO 1 свете TAR me заботится
«палуапах своей. страны, как они о
ще -— крестьянах. Оно, мол,
зуичивает нам из косударственной каз-
5 ромдулейтие суммы и та разведение
из, и Ча молочное. хозяйство, ‘а делает
и) потому, Ч затцитцает gain warrepe-
ух втую собственность» казкдого
лого гражданииа. При эм нам
  ищеменно ‘указывалось, TO как бухт
у плох» живется крестьянам м  всему
туовоху вароху в Советехом Союзе, в,
утих пет пикажюй собственности, Tx
ув KULIORTHNB WS POR MLO,

Ja, мы знаем, что сверинутое Hada
Вуюх катиталистическое правительство
эщишало соботвениосл‘ь, но ‘только. свою.

“био нам TO CTA лоно, когда клика  .

‘  их заейших врагов народа и паразитов,
(щь дать отчет в своих делах, бежала,
ив тюеты, тайком ‘через границу,
ка эта бежала ¢ полными чемоданами
аглонлотей и иностранной валюты.
In OX собственность, натрабленная и на-
зая проэным ‘налим: ‘грудом,  оберега-
lth MM всеми средствами. Мы же, тру-
пы крольяне, м налим трудовая ‘жизнь
WPL ‘их, калгитгалислюв, лить по-
(мысу, поскольку OHM OT нае, как от
ito коровушки, могли’ выдоить кредит-
tie билеты для того, члобы строить’ себе
ROO дворцы и токдлоать доходные
щения в мапюй’ етране и’виллы 38’ ‘Tpa-
У щей,

Там, тозартаци делгутаты,. мазюземель-
1 крестьянин. У’ меня’ 10. человек
wot, Мы все, кал вольт, работаем  клууг-
м му е рашнего утра’ до позднего вече-
№ бы хоть. как-нибудь нажормить
ИБ, Я иопробовакт все. возможное для
ит. 006го хозяйства,

Цивитетьство и ею \атенты ежегодно
ал убждали, что’ я © ‘семьей держусь
‘илько благодаря его поддержке, что пра-
Гитьетво весьма хоропю  доплачивает
‘ih Tipit покупке ‘им“натиего скота “и мо-
12. Ло на самом деле было совсем, ина
м, ия Я и д `-малообразо-
MM крестьянин, но и своим собетвен-
Е Рю мог довольно скоро’ разобраться
№ 6Й паглости и лживости. этого хва-
тата, У нас в Литве: многие кресть-
fH выращивали специально откормлен-
1х ›биней ‘для’ продажи: в ‘Антлии.   Этих.
  ай у пас называют, “Ha ` английский,
‘fanep, кенами. Их‘у нас покупали  спе-
‘ытью правительственные ‘атенты. по
иановленным ° свытю ценам: первого,
Изо и третьего разряда. Ню маловемель-
ну крестьянину редко ‘удавалось. про-
  its такую свинью, хоть она и. вполне,
  Мответотвовалаь трабованиям по, цене пер-
ум к вторую разряда. Эти цены доета-
Улеь помецикам и тем из крестьян,
торые умели подмазаться и‘ потворство-,
Гмть правительственньм 2rentam. Ho этого
‘wo, Ilo Moewy подечету, не мне прави-
Вто доплачивалю, &2 я ему-— за каж-
Ио проланиую  миюто, английским. лордам
I оровье УррченУт, свинью, доплаг-

` Речь члена Полномочной комиссий сейма Литовской: ‚Республика:

CORDON

1} СЕДЬМАЯ СЕССИЯ. ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1-ю СОЗЫВА.

тов. П. Петраускас

РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА НА ЛИТОВСКОМ ЯЗЫКЕ

чивая заработанные
том — 44 лита.

Равным образом, не правительство мне,
Но я, ему выплачивал ежегодно и за мою
вторую собственность — корову. По ценам
1939 года я, доставляя ‘молоко в прави-
тельственные молочные пуниты, при про-
дазке ето не Только не получал никакой
доплаты от государства, но сам доилачи-
вал немалую сумму. Это происходило: по-
Тому, что содержание коровы мне стоило
гораздо дороже, чем те деньги, которые я
выручал за проданное молоко.

А вот как тяжко было нашему брату
крестьянину, середняку и ‚ малоземельному,
добывать дрова и строевой лес в капита-
листической Литве. У наб был издан за-
кон, по которому нельзя` было купить
дров без торгов. Но такие торги бывали

своим кровным по-

только два дня в месяц. На эти торги
с’езжались люди из района в количестве
500—700 человек. Все они хотели при-
везти домой хоть немного дров, чтобы ото-
Пить свою! избу, согреть зябнущих детей
и стариков, или привезти строительный
материал для исправления разваливаю-
щейся избы. Но uame всего малоземель-
ный крестьянин возвращался домой, с пу-
стыми руками: Ето ребятишки и’ дальше
тряслись от холода, & жена не имель чем
подогреть ‘ни шей для семьи, ни корма
для скотинки. Для том, чтобы купить 6

‚ торгов дрова, надо было иметь много боль-

ше ленег, чем мог их иметь бедняк или
середняк крестьянин.

- А те,  которые. etek et iar tots
Syrutonity, ‘Могли’ купить ‘дрова и  без` т
Tos. A наш ксендз, например, кото ый,
присутетвуя на торгах; всетла‘садилея Ha

‚первое место, рядом с лесником, увидев,

uM на торги‘ идет лучитий участок ле-
са-—шепнет ему, бывало, на ухо: «залти-
ШИ это мне», и я’уже не думай с ним
спорить. А ежели кто из собравшихся
крестьян замечал леснику, что он пюсту-
пает не по законам, сейчас же ксендз
первый взглянет, бывало, косым глазом на
протестующего, a лесник, сморщив брови,
как заорет: «Ато это вздумал нарушать
здесь порядок? Коммунист? С полицией
хочешь познакомиться?». И крестьянин

принужден ., был замолкнуть и довольетво-

ваться самым плохим ‘участком или вовсе
без ничего вернуться домой. И я сам из-
за этих причин пять лет строил избу и
вое не могу достроить. ”

Итак, мы’ растили скот, сдавали его на
пункты, везли за много километров и, В
конце концов, сами за все это доплачива-
ли. Никогда не имея лишнего гроша 3a
душой, мы должны были питаться лишь
черным хлебом, да водицей с сахарином и

Латовской Республики

тощим молоком, которого ‘хватало лишь
маленьким, детям, a TO He ‚всегда и He
BIOPOI.

Такой жизнью жил я, и моя семья, и
большинство моих братьев-крестьян, если
они не хотели допустить, чтобы за. невне-
сенные во-время земельные налоги или
другие долги судебный пристав но. продал
бы с молотка последнюю полушку. а, в
случае. отсутствия—и самую эемельку.
Когда надо было продавать с молотка за
долги или налоги нашвя хозяйства, — ot
нашей «священной» собственности не
оставалось ни следа, ни. запаха. Зато Зе-
мельный банк дарил стотысячные имения
членам семьи узуриатора-презилента,

Сколько я ‹ам знаю жутких примеров,
когла у крестьянина, унаследовавщего свою
землю от отца’ и деда, судебный пристав
отнимал все и его CoO всей семьей стонял
с земли на чиотое поле.

‚Если же у бедного крестьянина 1200-
левала жена-труженица или его дети, и их
необходимо было везти в отдаленную .боль-
вицу,-—можню было это сделать лишь при
больших ‘деньгах. Без ленег— прямо поми-
рай. Сам я видел раз; привез в нашу уезд-
ную болькицу белный крестьянин еле жи-
ую свою жену. Выходит старший врач и
спрашивают:

«Ясть у тебя asad?

«Hery>,—-~orpeyaer приехавший.

«А удостоверение: от волости есть, что
уплатят за лечение?»

«Нет»—отвечает.

«Ну, чего приехал—поезжай обратно»,

Навряд-ли бедный мужичок дювез боль-
ную жену домой живою. Так уже она, бед-
няжка, стонала и была измучена.

Скажу еще, что редкому малоземельное
му и безземельноху крестьянину удавалось
дать сыну образование вытие’ ‘начальной
школы. Деревенская беднота He толыю He
дотускалась к науке, но ей напротив :10-
стоянно указывали, что ученых и так
слишком много, и что они; посылая детей
в школы, лишь дадут стране, больше ни-
щих и ненужных людей.

Можете вообразить, товарищи депутаты
Верховного Совета, какая еладкая была
наша’ жизнь, жизнь литовоких ‘крестьян,
середняков, ‘малоземельных, a тем ` более
безземельных. Но мы знаем, что теперь в
нашей, уже советской’ социалистической
республике, начнутся новые ‘светлые дни:
Пример других советеких союзных респуй-
Чик научит и нае, как жить.

Мы знаем, что лучшая ‘наша жизнь
начнется © того дня, когда наша респуб-
лика станет рядом с. бралекими Белоруе-
сией, Украиной, Грузией и другими cows-
ными республиками, (Я тадуюсь з& мою
родину и за братокие советские республи-
ки Латвии и Эетонии, которые одинаково
были ‘угнетаемы своими капиталистиче-
скими правительствами и’ одновременно с
нами, при содействии той же ой
Красной Армии, сбросили ненавистное тру-
довому народу ярмо.

Вы, товарищи депутаты, ‘своим  се-
годняшним историческим решением помо-
гите нам, не откладывая‘ на дальнейший
срок, сейчас же начать эту НОВУЮ жизнь.
Я верю, что вы нам ‘юможете.

Да злраветвует великий Советский
(0юз, оплот‘и надежда всех порабощенных
капитализмом народов! (Алледисменты).

Да здравствует непобедимая славная
Красная Армия-—освободительница! (Апло-
дисменты).

Да здравствует правительство Советеко-
го Союза и ето тлава товарищ Молотов!
(Бурные аплодисменты). ^

Да здравствует наша тордость и. слава,
свет наших очей, умнейший из умных,
вождь, друг и отец великий Сталин! (Бур-
ные, продолжительные аплодисменты. Все
встают. Овация в честь товарища Сталина).

предателей и происков империалистических.
держав, была создана буржуазная Литва,

1 во тлаве которой стал прололжатель дела.

исторических врагов народа Литвы —
Сметона.

В. период господства Сметона, Хитаа mis
народа стала физической и духовной тюфь-
мой. По всей стране бушевали палачи пи-
TOBCKOTO народа—тенералы плехавичи, гло-
вацкие и им подобные. Вся Литвы была
покрыта могилами бориоз за дело народа.
Нарох кормили пустыми обещаниями, а. по-
мещиков налелили землей, лесами и дру-
тихи благами.

Трудящиеся крестьяне eros никогда
не были хозяевами своей страны и своей
земли, & только рабами помещиков и капи-
талястов. Они все время были вынуждены
бороться за свою свободу, хлеб и землю. .

Безземельные и. малоземельные. креетья-
не, после создания в 1918 г. так называе-
мой. независимой Литвы, потребовали pa-

‘ликальной земельной реформы. Буржуазное

правительство было вынуждено устутить.
Имения были уфезаны, но помещикам. бы-
ли оставлены большие центры имений со
всем живым и мертвым инвентарем, &
земельные и малоземельные получили 10
мизерному участку и по несколько. пней
для «постройки» здалий,

Не имея средетв, чтобы устраяться, по-
лучившие землю новопоселенцы терпели
большую нужду, и только очень малая
часть их сравнительно сносно устроилась.
Большинство из них было вынуждено. про-
дать з& дешевую цену свои Зомельные
участки старым или новым помещикам. Ра-
дость крестьян была короткая. Земля, на
которой они надеялись устроиться и найти
свое счастье, выскользнула из`их рук, и
новопоселенцы, выкорчевывая пни, обушая
болота, потеряв свое здоровье, снова стали
батраками, пролетариями. По прошествии
только 4-х лет после земельной реформы,
в 1930 голу, 35°/% полученных земельных
участков были распроданы. Случилось это
потому, что рефорху провела буржуазия
B своих собственных интересах.

’ Немногим лучше было положение старых
крестьян, Вапиталиеты города, литовекие
и иностранцы, диктоваля цены на’ продук-
цию нашего сельского хозяйства, обивая
их ‘и устанавливая высожив цены на изле-
хия промышленности. Разница в ценах
постоянно возрастала. Крестьянин очутился
в полной зависимости от капитала, Долги,
процейты, неуплаченные ‘налоги, штрафы и
связанная с этим нужда ‘крестьян росла
из года в тод.

Положение трудового крестьянства было   жа
безнадежное. Все время ему приходилось
жить в страхе, как бы настоящий влалелен
его хозяйства, капиталист, не пролал с тор-
гов землю, не погнал бы его в ряды батра-
ков и безработных. 3& период существова-
ния буржуазной Литвы с торгов было про-
дано 25.000 крестьянских хозяйств.

Вечно таже положение продолжаться не
могло. Нарох. итьы рат Мопание. На-

_ Речь. ‘члена _Полномочной комиссии сейма. Литовской Республака 36

гие

`В товарищи: депутаты!

Разрешите мне передать вам. и всему
многомиллионному советскому народу . cep-
дечный привет от имени освобожленного
пролетариата Советской Литвы. (Бурные
аплодисменты). Мы, делегаты Народного
сейма Литовской Советской Социалистиче-
ской Республики, прибыли в красную
столицу — Москву пля того, чтобы mpo-
сить выкокое ваше собрание и любимого
вождя трудящихся всего мира товарища
Сталина, (аплодисменты) принять Литов-
скую Советскую Социалистическую Pec-
публику полноправным членом в состав
Союза Советских Социалистических Pee-
публик. (Продолжительные аплодисменты).

В продолжении целых 22-х лет враги
Советското. Союза и нашего трудового Ha-
рода чернили, сколько. могли, первую с0-
циалистическую страну мира. Они возво-

стране. Мы, сознательные рабочие, им ни-
сколько ие верили и всегда всем говорили,

дили подлую клевету о жизни в советской

‚ступил ‘час освобождения, Нарол Литвы _на-
вечна ‘освободился CT капиталистического
рабства — Литва. стала Социалистической
Советской Республикой. Это переустройство
означает конец нужды народа Литвы, Те-
перь сами рабочие, крестьяне и трудовая
интеллигенция являются единственными 3a-

конными хозяевами своей судьбы. Нз ли-
TOBCKOH земле будут работать свободные
крестьяне Литвы. Земля больше `не` будет
0б’еклом спекуляции, и трудящемуся кре-
стьянину не придется белыпе, оставлять
родные поля. Земля в Литвб 06 явлена` при-
надлежащей. ‘Всему. народу, т: 6: тгосудар-

ственной собственнестью. В’ этом решении:

Народного сейма отражены чаяния всего
нарола Литвы.

До сих пор распределение земли в Лит-
ве было несправедливо. Всего в Литве, без
Виленского края, ‘имеется 295.024 xo-
зяйств, которым принадлежит 4.146.542
та земли. Я хочу зхесь вам сообщить
несколько цифр, которые” засвидетельству-
ют бывшую несправедливость в Литве’ в
отношении десятков и сотен тысяч людей.
По последним статистическим. данным в
конце 1939 г. крестьянских хозяйств от
0.2 ло 10 тав Литве было 140.598, т.е.
49,05°/0 всех хозяйств. Этим хозяйствам
принадлежало 700.536 га земли, т. 6.
16,89°/o всей seman. B то же время
97.475 хозяйствам, имевшим то 30 та и

больше (9,320/0 вбех хозяйств), принадле-.

жало 2.185.242 та земли, т. е. 52.70%
всей земли. Получается, Что половина
крестьян Литвы имела в три’ раза меньше
земли, чем десятая часть крупных хо-
зяйств. Еще больше   бросается в тлаза
несправедливое распределение земли’ при
сравнении крупных хозяйств с мелкими.
70.000 хозяйств, ‘величиной от 0,2 yo 5
га, имели 132.568 га, & 624 крупных хо-
зяйства имели. 143. 527. Ta. Terai,

тов. П. Зибертас

РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА НА литовском ЯЗЫКЕ

тодня вместе со мной не знает, как нара-
довалься и отблагодарить за это ‘доблестную
Красную Аруию—-освободительнииу и ве
вождей с великим Сталиным во главе.
(Бурные аплодисменты).’ За ‘все время
моего заключения ни мой отец, ни

мать, ни младшие братья, ни разу ни-
кому не жаловались и меня своими слеза-
Их пролетарского духа

ми не жалобили.

mos. Canomeu Hepuc

Но Сталин к Фолнцу, путь широкий

страна в мире, где жизнь устроена. в инте-

чтобы тоже им не верили. Мы знали, что
страна Ленина-<Оталина-—единственная

ресах трудящихся. Однако, хотя мы это и

bia, учителю; другу, ‘освободителю,
‘nockord народа Великому Сталину я,
jaca ¢ ‹лово в стихах — Песню.
И изо: В ней = мысли и чувства, ли-
“eckoro” народа, . блатодарного за ©8068
 Частье и свое освобождение.

‚ езох © литовского. портов Михаила,
Пепе и Аркадия Штейнберга).

Свободный, ‘словно ветер’ в поле,
  (тачет пени мой народ,

38 солнце красное, за волю,
лину спасибо шлет!»

Ученье Сталина ‘сияло

я всех трудящихся земли,
Ho из тюремного подвала —
Мы солнце. видеть ие могли...

Пах были все пути заказаны,
И родина была тюрьмой.
были руки крепко связаны,
вся страна была ямой.

Мазалось, воля так близка,

Там, за кордоном, рядом © нами! . У
Мы на ное издалека

Смотрели жадными тлазами.

Мы знали: там страна героев,
К победам Сталин их ведет,
Нарды, жизнь свою построив,
Иивут там, как один народ.

иная

woe eee 7

Там воля Сталина’ стальная’
Открыла в счастью всем пути,
Там радоетная жизнь, иная,
Ужель такой нам He найти...

о ие

тов. М. Мацкис

RENE ere:

=,

Социалистических РесНубаик. Это сердеч-
ное высказывание широчайших масе на-
рода Литвы, я оемеливаюсь думать, т0а-
1 рищами депутатами Верховного Сосета бу-
дет правильно понято, опенено и в ватих

Тозаритти депутаты: Верховного Совета!

Hapot Литвы,  услами своих лучших
Юз депутатов „Нароиного сейма, вы
ИИ свою пепраюлоиную волю войти В
thn ‘кародов Роликоо Советского ©0088.
{or Литвы; выражая свои глубочайшие,
речные. пожелания. и ‘чаяния, Со вели
Мйшей радостью и нопреклонной волей
ид на Вечные времена связать ©8900
“My ¢ compel народов Conga Советевих

ствие. (Аплодисменты).

риода своей истории жестоко экоплюатиро-
валея. Он много веков страдал, волоча

Речь члена Полномочной комиссий сейма Литовской Республики

РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА ` НА ЛИТОВСКОМ ЯЗЫКЕ

оерлцах. найдет и АЕ

Народ Литвы в продоажении всем’ пе-

Открыл для всех земных племен, —
Теперь для нас ‘настали сроки,
Й воплотился давний сон!

Вещает. Сталинское. имя, .›
`Полобно траму —— емерть звратам;
Навеки близкими, родными
Красноармейцы стали нам!.

` Они литовские границы
От вражьей злобы стерегут.
И красная звезда лучитея
Й охраняет мирный труд.

`Товарищи Ha воле снова,

Теперь им не грозит тюрьма.

’ Свободна мысль, свободно слово
  Расселна навеки тьуз!  ~

Нас треет Craxmacros пламя,
Открыл дорогу в солншу on!
Земля © цветущими полями
Кладет ему земной поклон.

О нем везде легенды снова
Творит народная молва,

И славит Сталина ролного
Освобожденная Литва! *

„  (Бурные, долго не смолкающие аплодис-
менты, ва встают).

пог раба, надетыю на Mero croram к
чужими тосподами. Он угнеталея и экс-
плоатировалея своими тнязьлии, пришель-
пами крестоносцами всего мира, польской
шляхтой, русским Цариэмом и своими Ka-
питалиютазми.

В исторический 1918 гот народ Литвы,
при помощи пролетариата Роии, пытал-
ся создать Советскую Социатистисескую
Литву, но, в результате пахены сохиал-

‘моего заточения. Лишь моя старушка-мать
дождалась радости после 20-ти тяжелых
лет увидеть своего ‘сына на воле. Она ce-

знали, в6о же 10, что мы здесь увидели

взошло все наше воображение. ‚Наши гла-
за хотели бы теперь лишь смотреть и
смотреть: Наши уши-—-лишь слушать и
слушать. Наш язык и уста, если бы мог-
ли, сейчас рассказали бы оставшимся да-
лако дома братьям и сестрам и всему тру-
довому литовскому народу, что мы здесь
видим и слышим, что мы здесь чувствуем
всей нашей дупюй.

Но первое напю желание и долг воть
‘рассказать вах, дорогие товарищи детута-
ты Верховного Совета, рассказать любимому
нему вождю, учиею и уму
великому ` Сталину про то, что мы до сих
пор претерпели, А претерпели мы вот что:
мы, рабочие’ и крестъяне, ничего больше в
Литве we вицели. как только произвол,
тюрьму, истязания, расстрелы. Дишенными
всяких прав узниками были у нае не толь-
KO TO; которые сидели за тюремными ре-
шетками. Весь трудовой народ Литвы был
постоянным узником и вся наша страна
была если не И то аи за-
стенком.

Я сам, дважды осужденный ва смерть
20 лет. пробых в тюрьме з» идею комму-
низма. (Бурные аплодисменты. Bee депу-
таты встают и устраивают tos, Пранас

ибертас свацию). Прошел за это время
вю главнейшие литовские тюрьмы, ©7е-
ны которых были потолще, а  решет-
ки покрепче. 32 ве 910 время
лишь 3& 10, Ччю я бы коммунист
я не желал отречься от этой высокой че-
сти, я пробыл свыше 60-ти суток в’ карце-
рак. В нам, заключенным коммунистам,
прихенялись самые строгие правила дисци-
плинарного режима, мне с другими товари-
щами прихопилось проходить даже через
шпалеры озверевших тюремных надаира-
телей, избивавиих нас прикладами.

Мой престарелый отец умер во время.

уже в первый день во много крат Upe-

не сломали постигиие меня репрессия, На-
против, они меня лишь о. подбадривали:
«Держись, Пранас!». Это поддерживало мой
дух, который поддерживала еще и моя ве-

род при содействии и помощи великого (0-
ВеТСкого С0103& добудет себе и Литье ево-
бюду. (Бурные аплодисменты). Моя мать
находила в ‹  килы. переносить
свое Tope, HO она заплакала от ве-
ликой радости и благодарности Красной
Армии в тот день, mone Узнала 0 моей
свободе.

В тюрьме хоть изредка, вое же мы име-
ли иногда светлые минуты. Это были те
минуты, когда мы в строжайшей тайне от
сторожей читали запретные: советекие кни-
ги и газеты. С величайшей жадностью’ мы
ловили тогда каждое словечко о  Ленине,
© Сталине, о счастливой ‘и’ свободной жиз-
Ни по ту сторону советских рубежей. 00+
бенно воопрял наш’ лух с того дня, ‘kona,
после подписания Московского ‘договора,
советские гарнизоны впервые  вступили на
найгу литовскую землю. Хотя мы вскоре
узнали, что правительство империалисти-“
ческих прихвостней, в смертельном страхе
потерять власть и легкую богатую нажи-
ву, еще больше стало притеснять’ наш тру-
довой народ, еше крепче душить малей-
шее проявление свободной мысли. — мы
были уже спокойны, ибо ‘были BIOS
уверены, что скоро придет. Kone ‚нашей
неволе.

Благодаря Красной Армии вместе с дру-
гими юлитическими: заключенными вышел.
нА Ролю и Я. Хоть в тюрьме и прошла
моя молодость и лучшие голы. я, как п
все прутие мои товарищи, освобожденные

pa B TO, что рано или поздно, но нашина-

+

СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ.  СОВЕТА СОЮЗА И СОВЕТА НАПИОНАЛЬНОСТЕИ 3 августа 1940 г.

‚ ЗАЯВЛЕНИЕ NOJHOMOYHOH KOMUCCHM. CEMMA ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Речь члена Полномочной комиссии сейма

что 70.000 мелких хозяйств имели земли
хеньше, чем 624 крупных хозяйства.

Обнищавших  безземельных и _малозе-
мельных крестьян буржуазия Литвы’ изде+
вательски называла лентяями и неради-
выми. Помещики больше заботились 9 жи-
вотных, чем о своих рабочих. Они co BOOM
усердием. и кропотливостью вычисляли,
сколько метров пола, света и воздуха тре-
буется для одной племенной коровы WAH
Свиньи, в 10 Же время рабочие, имений
жили в страшных условиях, и этим. то-
спода помещики нисколько не интересо-
валиеь. ‘° A

Этому в Литве теперь. положен конед,
Землей бужут пользоваться те, которые ‘ее
обрабатывают. Аа

Правительство Литовской ей Ca-
пиалистической Республики должно будет
обеспечить зёмлей десятки тысяч ‘безае-
мельных и  малоземельных. “Прелельная
норма для крестьянских хозяйств в Лит-
Be установлена B 30 Ta Ha одно хозяй-
ство. Вто имеет больше ‘установаейной
нормы, у того излишек” без’ вознатражхе-
ния будут взяты и бесплатно отданы тем,
которым эта земля будет необходима:

По нашим приблизительным пюдечетам,
после проведения этого мероприятия с0з-
дается земельный фондов 560.000. “Ta.
one упомянутых зл1есь изменений, ›

родный сейм Литвы принях другие, реше.
ния, облегчающие налоговое бремя и ру-
гие долговые обязательства, тряфищихся
крестьян.

Перед. Советской Литвой теперь. Стоят
большие ‘задачи, исторического значения.
В первую очередь нужно окончательно
ликвидировать капиталистическую систему
хозяйства и создать тармоничное и плано-
вое социалистическое хозяйство. Величай-
шее внимание придется обратить. на сель-
ское хозяйство, т... около 750/60. всех
граждан страны живут только. OT CATE-
ского хозяйства. Злесь. прилется обратить
большое внимание wa дальнейшее разви-
тие. животноводства, т. к. климат. Литвы
и все другие условия полностью. этому
благоприятствутот.

Товарищи депутаты Верховного Comet!
Мы надеемся, что вы’ равделяето наши
страстные желания войти в’ великую
семью народов” Советокого Союза. Нарот
Литвы ‘желает, чтобы‘ его землю осветил
солнце  Сталинской Конституции. ae

Да здравствует нашиа великая, могучая
родина —- Союз Советоких Социатистийв-
ских Республик! (Бурные аплодисменты).

‚ Да здравствует лениноко-сталинокая на-
циональная политика! (Бурные, пели:
тельные аплодисменты).

Да здравотвует торлость всего ‘прогреб-
CHBHOTO  человечествь наш BO rat
учитель товарищ Сталин! (Бурные, долго не
смолкающие аплодисменты, ‚переходящие. в
овацию. Все встают. Возгласы: ae здрав-
ствует, товарищ. Сталин! Neal). :

политические заключенные, ‘уже в “hep:
вый день, проведенный. на воле, .CcOBCAIL
забыл, что ещо. вчера мы были. за решет-
ками. “Как будто этих страшных лет THDER
мы и не было вовсе. Так велик был наш
энтузиазм и энтузиазм всего налето тру-
лового народа, сразу окружившего нас
братской заботой и любовью. Мы “BEI
опять на работу молодыми и. сильными,

вышли омоложенные. великой’ радостью
свободы и творчества, которую ‚переживает
теперь весь литовекий трудовой народ.

(Аплодисменты).

Товарищи делутаты, ‘MBE прибыли. eiota
He только ©. ем, чтобы рассказать, Вам
9 своих муках в пропыюм, Мы явились’ в
вам и с тем, чтобы поучиться, как ©тро-
ить оветлое будущее нашей социалиетиче-
ской родины. Положение литовских рабо-
чих, как и крестьян и ‘трудовой. иатезей=
тенции, бъыю до сих оф’ самое ‘екверное.
Условия пруда и жизни особенно невоз-
можны были для рабочих ‚ва. фабриках и
заводах. Мы не имели права ни на yue-
ние, ни ча отдых, ни даже на трудг”И
если труд в великой. советской стране ‘Ув
ляется радостью, то у нас оч был превра-
щен в каторгу. Поэтому’ неудивительно,
что литовские рабочие особенно ожидали
и особенню прочувствовали свое 96606:
ждление и все, как один, © permed fini
энтузиазхом участвуют в строительстве
новой социалистической ЖИЗНИ. Г

Поэтому, товарищи депутаты, от и
всего трудового литовекто народа, от
имени пославших меня на эту почетную
трибуну прошу вас и правительство ©0-
ветекого Союза принять по-братски Литове
скую Советскую Социалистическую Рес:
публику в свою славную семью. (Бурные,
продолжительные аплодисменты). Прошу и
надеюсь, что эт моя просьба. что эта
просьба моего народа будет вами уважена
и удовлетворена. (Бурные, - продолжитель-
ные аплодисменты). =

Пусть здравствует’ незыблемый Союз

их. Социалистических Республик
увеличенный отныне Литовской Совотской
Социалистической Республикой! (Бурные
аплодисменты). ~

Пусть  здравотвует Веры Caisse
Союз» Советских иалиотических Pee.
публик! (Бурные аплодисменты).

Пусть эдравогвует нализ» родная “Boas”
воюэная Коммунистическая партия - боль
шевиков! (Бурные, продолжительные апло-
дисменты). .

Пусть эдравствует непобедимая Рабочв-
Крестьянская Краюная Армия-—освободи:
тельница! (Бурные, продолжительные апло-
дисменты).

Пусть здравствует тлава. воесоюаного
правительства товарищ Молотов! (Бурные,
продолжительные аплодисменты,  перехо-
пящие в свацию),

Шусть здравотвует вождь мирового, impo
летариата, тот, чье’ одно имя придавало

‚Нам, заключенным в тюрьмах и концен-

трационных лагерях, неслабеющую силу;
неустанную бодрость и незыблемую веру
в светлое. будущее — вали фодной великий
Сталин! (Бурные, долго не смолкающие
аплодисменты, ° переходящие? в овацию,
возгласы «ура»). Ех