р

ao

> ee +

Пе a Pe C8 eS sO eee

$

$ августа 1940 г., № 180 (4662)

— Re

Товарищи детутаты Верховного Совета
(ума Советоких Социалистических Рес-
публ :

(и имени Латвайской  коммунистиче-
ool партии, от имени Народного сейма
ривии, от имени трудящихся женщин
[arcu и всего трудового ‘народа Латвии
уивотствую Верховный Совет Союза Co-
ъмких Социалистических Республик!
(Продолжительные аплодисменты).

99 года трудовой народ Латвии нахо-
ти улщники в 1919 г. утопили в кро-

Мет моюдую Советскую республику Jar-

пкя под тяжелым тнетом латвийской
фуржузоии.

п. №ма Ригу ‘захватили контрреволю-
ионные банды при ‘непосредственном уча-
син иностранных интервентов, то только
; оной Puro были’ зверски замучены и
коены более 3.000 человек лучших
педставителей рабочего класса м кресть-
четва Латвии.

№ всей Латвии число жертв белого
ору превысило эту цифру в несколько
yaa.

(  тех пор установилось царотво самого
изнузданною террор» и экстлоатации,
цизвая диктатура калиталистов и по-
уациков, вооглавлявтаяся заклятым вра-
и латвийского ‘народа — крупным капи-
mint и помещиком Ульманисом.

Трулно, товарищи депутаты, передать
(eau то ужасное положение, в кото-
их находились в течение этих 22 лет
йотие, крестьяне, трудовая интеллиген-
а Лалвии. Особенно тяжелым было п9-
nace. женщин. Шепосильный  трул,
  пичтооная зартлата,, полное отсутствие
 кой-либо защиты трулящейся матери и
ибика, полное бесправие — вот что до-
‘валось на долю трудящейся женщины
liom. B Латвии попиралиеь бесстыд-
рых образом права женщины. Ответом на
тубвания человеческих ‘условий ‘жизни
аи гнусные предложения со стороны
мпиталиелов, помещиков, кулаков, тол-
имиие женщину в омут разврата. Только
b OOM отношении женщина была «paB-
ниравна» с мужчинами. Это — когда
WHILE за участие в революционной
иательности бросали неё менее жестоко,
WM мужчин, на долгие тюды в тюрьму,
иылали женщин на каторгу, отрывая
wrepell or детей, обреченных на голоднуо
wepth и погибель. При господстве бур-
sa латвийский народ все глубже и
ужо опускался в бездну калиталисти-
enol экстлоатации, нищеты, бедствий,
(ТидаНий.

М№умунистическая партия Латвии, кото-
К никогда ни до, ни тем более после

Товарищи депутаты Верховного Совета

(изд Советских Социалистических Pec-
ПУблик!

Как депутат Латвийского Народного
(ita и как представитель в этом Сейме
и  трудового народа Латгалии, я передаю
му ‹ердечнойший и искреннейший при-
кт! (Бурные аплодисменты),

Татвийский трудовой народ, а особенно
зитальские крестьяне, являющиеся в по-
имяющем большинстве’ безземельными и
Млоземельными, латгальские рабочие и
тТуювая интеллигенция, которых всячески
Пееледовали и угнетали капиталисты и
крупные земельные собственники Латвии,
мдия с величайшим волнением обращают
(OOH воры на великий. Советский Союз,
№ Красную Москву. Они с нетерпением
IY того исторического постановления
№рховного Совета, которое на вечные
мена разрешит судьбу молодой  Совет-
(ой Датвии.

Трудовой народ Латвии до последнего
Meet был бесправен как в экономиче-
(KM, так и в политическом отношении,
1 как буржуазия уничтожила все права
Трузвого народа.

lyamme люди Латвии были брошены в

NODbMET, a
№якое проявление свободной мысли
опощадно  полавлялось. Общественные

“анизации разгонялись и общественная
«инь была разрушена ло основания.

Иобы разжечь ненависть одной нарол-
№ти против другой, буржуазное прави-
\мытво культивировало звериный пюви-
Ну, насаждая национальную рознь, уни-
чюжая всякую/ возможность своболного
национального развития других народов,

& судебный деятель я не могу не ска-
ть © позорном и унизительном положе-
ни, в котором находились суды и право-
«улие Латвии,

Вуржуазно-демократическая  конститу-
ция 1922 poza провозглалиала независи-
икть судей, но на деле этой независимо-
(™ не существовало. Суд был превращен
В орган, целиком и полностью зависевший
т правительства, слепо выполнявитий все
Лрективы и указания правительственных
органов.

Особенно позорным было отправление
Tk называемого «правосудия» по полити-
чким делам, по которым не требовалось,
в сущности, не только формальных, & в0-
ще никаких локазательств вины полсу-
Muoro, Достаточно было иметь AOHOC
плитической охранки, чтобы судьба обви-
нлемого была бесповоротно решена.

Правительство прямо понуждало Суды
выносйть такие приговоры, какие были
Умлны правительству.

Жестоко преследовались мелкие престу-
пения. Зало широко поошрялись крупные
‘анозные преступники, остававшиеся CO-
вершенно безнаказанными.

Jarsua неолнократно поднимался В
обществе и в Сейме вопрос © создания
независимого суда, судз.с участием пред-
ставителей общества или народных заседа-
телей. Но буржуазная Латвия не могла
дать народу независимого и справедливого
суда, так как суд в руках латвийской бур-
жуазии был лишь орудием эксплоатации и
угнетения народа.

ae

SRP ЕЕ

CRT ee

КОМСОМОЛБСКАЯ

ВЕ ee ee ee EE Ee er Ae Wet

ПЕК ЗЕ et

А

ЕЕ

ПРАВД

$

СЕДЬМАЯ. СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ›СССР: 1-го СОЗЫВА

тов. Е. Русис-Палдыня

1934 тода не разрешалось легальное су-

Ществование, все эти годы в тяжелейших
условиях мрачной реакции вела потполь-
ную работу по организации рабочих и

на
за свое политическое и экономиче-

крестьян на борьбу © капитализмом
борьбу

ское освобождение, воспитывая в трудя-
шихся массах Латвии чувство любви Е
СССР, где рабочие и крестьяне пот руко-
водством партии Ленина — Сталина одер-
жали блестящие социалистические
победы.

Olina принадлежность к коммунистиче-
ской партии влекла за собой предание су-
ду и тюремное заключение на долгие
годы. }

Мне за примерами не придется далеко
обращаться. Все это я испытала на самой
©ебе, как и многие мои Товарищи по под-
польной коммунистической работе.

В 1930 году я за подпольную работу
среди рабочего и крестьянского населения
была арестована охранкой. Больше года я
находилась в прелварительном заключении
до суда. Суд осудил меня на пять лет ка-
торги, причем даже не засчитал предвари-
тельное заключение. После этих долгих
шести лет тюрьмы меня не выпустили на
свободу. Нашкелея «закон», по которому я
должна была продолжать сидеть в тюрьме,
и я пробыла еще в тюрьме более двух ©
половиной лет.

Почти девять лет пробыла я в тюрьме.
Трудно описать словами мучения и изде-
вательства,, которым подвергались мы, по-
литические заключенные, в тюрьме.

тов. Ю. Паберзс

Подлинно независимый. <праведливый
народный сул Латвия увидит только теперь
при Советской власти, когда будет преоб-
разована латвийская юстиция на новых
началах Великой Сталинской Констатуции.

Уже ло войны 1914 года значительная

часть населения Латгалии, не находя
средств к существованию у себя Ha ро-
дине, искала работу вне пределов самой
Латгалии и даже вне пределов Лалвин.

В России, работая на фабриках и заво-
дах вместе ‹ русскими рабочими, латгаль-
цы жили © русским населением, как брат
с братом, как в самой Латгалии, таки в
тех местах, тде латгальцам прихолилось
работать вместе сятоварящами русскими
рабочими. Рабочие из Латгалии, идя рука
06 руку с рабочими Петербурга и других
городов, в 1905 толу и в последующие
оды храбро и самоотверженно боролись
против царского режима, против капата-
листов и помещиков, против угнетателей
трулового нарола. Сыновья Латгалии, как
и латыши из Видземе, Курземе и Земгале
вместе с русскими солдатами и рабочими
в 1917 году стойко и храбро боролись за
свержение  капиталистического строя В
бывшей России, за установление советской
власти — власти народа. В период граж-
данской войны они сражалась и умирали
в борьбе с многочисленными врагами’ со-
ветекого народа на севере и юге, на в9-
стоке и западе Великой страны. Поэтому
население Латгалии, как и население всей
Латвии, всегла питало и сейчас питает к
Великому Союзу Советских Социалистиче-
ских Республик чувство симпатии, глубо-
кой лружбы и сердечного братства,

Латтальцы являются наиболее бедным, в
‘известной степени отсталым в культурном
и экономическом отношении населением
Латвии. Латгальцы отличаются от населе-
ния остальной части Латвии некоторыми
особенностями в отношении языка и хозяй-
ственного быта. На холю латгалькв выпа-
ли особенно вопиющие несправедливости. с9
стороны буржуазных правительств,

РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА НА ЛАТЫШСКОМ ЯЗЫКЕ

Три года я пробыла в одиночке в еще

лее худших условиях. Но, несмотря ни
на какие мучения и страдания, несмотря
на весь ужас буржуазного гнета и изувет-
ства буржуазных приспешников, в нас
жила вера в 10, что лело коммунистиче-
ской партии победит (бурные, продолжи-
тельные аплодисменты), что нам поможет
великий советский ‘нарот, что © нас по-
мнит тот, чье имя всегда было и есть у
нае в серлцах — товарищ Сталин. (Бур-
ные, продолжительные аплодисменты, пе-
реходящие в овацию, Все встают).

Долгие годы тюрьмы, которой наградила,
меня латвийская буржуазия, остались те-
перь позади. Я присутствую сейчас на
Сессии Верховного Совета СССР как члён
свободно избранной латвийским народом
делегации. Вот истинная награда, полу-
ченная мною от ‘народа. (Аплодисменты).

Вы можете, товарищи депутаты, по-
нять, как глубоко меня волнует это, как
счастлива я и как счастливы труженики
Латвии, завоевавшие себе, наконец; сво-
бодную, счастливую. жизнь благодаря
дружбе с Советеким Союзом, благодаря его
помощи.

Весь мир видит, каких громадных убле-
хов добился советский народ, руководимый
непобедимой партией большевиков и ее
великим вождем товарищем Сталиным.
(Гром аплодисмент®в. Овация. Все встают).

Перед латвийским народом стоит .зада-
ча — усиленными темпами итти’ тю пути,
указанному Лениным и Сталиным,

Благодаря дружбе с великим Советским
Союзом, латвийский народ избежал войны
и пользуется благами мирной жизни и
мирного труда.

Сняты цепи с трудящихся” Латвии.

Советская Латвия быстро пойдет по пути
сопиалистического строительства.

Мы — латвийский народ — приложим
все силы к тому, чтобы вместе со всеми
народами СОСР крепить оборонную мощь
Советской Страны и 0беспечить построение
коммунистического общества в СССР.

Товарищи летутаты, я от всего серлиа
вместе со всем нашим латвийским. народом
прошу удовлетворить ходатайство Народного
сейма о принятии Латвийской Советской
Социалистической Республики в состав
Союза Советских Социалистических Респу-
блик. (Продолжительные аплодисменты).

Да здравствует Союз Советских Сопиа-
листических Республик!

Да здравствует наш вождь, друг и
Учитель великий Сталин! (Бурные, долго
не смолкающие аплодисменты, переходящие
в овацию).

Речь члена Полномочной Комиссии Сейма Латвийской Республики

РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА. НА ЛАТЫШСКОМ ЯЗЫКЕ

При проведении аграрной реформы в
1921—1924 г.г. латгальские крестьяне,
как и другие безземельные и малоземель-
ные крестьяне, были обмануты и остались
без земли.

Положение латгальцев < каждым голом
ухулшалось, особенно в связи < тем, что
бремя налогов и долгов на их малолохол-
ную землю безудержно росло. Результатом
этого было то, что масса крестьянских
хозяйств продавалась в публичных торгов,
целые семьи крестьян оставались без кро-
ва и пищи, шли батраками к кулакам pa-
ботать за голодную, нищенскую плалу.

Преврашению латгальцев в батраков по-
могал кулакам и изданный в 1937 г. за-
кон, который запрещал раздел земельных
участков ниже 10 га. Все хозяйство в та-
ком случае должно было оставаться в 91-
них руках старшего сына, брата или ce-
стры. Все остальные наследники или ‹<о-
владельцы, получивигие за свою часть нич-
тожные гроши, должны были Уходить из
родного дома под открытое небо, на веё
четыре стороны.

Национальное развитие латгальцев вся-
чески подавлялось. Латгальцы были лише-
ны <воих школ. Латгальский язык в школе
не лопускался.

Доступ лалгальской мололежи в среднюю
и высшую школу ‘был ограничен_до невоз-
можности. Лалгальцы, получивииие 0бразо-
вание, как правило, не лопускались к рабо-
те в государственном аппарате, в то время
как прихвостни и лакеи ульмановской кли-
ки замимали по Зи 4 лолжности.

Всем этим угнетениям и притеснениям
теперь положен конеп. Латвийский тру-
довой нарот, пол залцитой славной. и герои-
ческой Рабоче-Крестьянской Красной Ар-
мии, сверг всем ненавистный ульмановский’
режим. режим, который причинил
труловому. народу неисчиолимые бедствия,
никогда больше не воскреснет и не полы-
мет своей хищной головы. Гарантию этого
мы видим в несокрушимой силе Советской
власти.

Поэтому население Латгалии вместе’ со
всеми  трудящимиея Советской Латвии
искренно просит Верховный Совет на веч-
кыю времена принять Латвийскую Совет-
скую Республику в великую семью Совет-
ских Социалистических Республик. (Про-
должительные аплодисменты).

Латгальцы уверены, что после того, как
Латвийский Народный сейм установил С0-
ветекий строй в Латвии, после того, Kak
Советская Латвия станет равноправным
членом великого Союза Советских Социа-
листических Республик, будет навсегла по-
ложен конец и тем угнетениям и неспра-
ведливостям, которые так притесняли тру-
дящихся Латвии, в Том числе и особенно
латгальцев.

В этот радостный час мы от всего серд-
ц& провозглалаем:

Да здравствует великая семья наролов
Союз» Советских Социалистических Pecay-
блик! (Бурные аплодисменты).

Да здравствует организатор СССР, вдох-
новитель его побех, вождь и ‘освободитель
угнетенных народов-—Иосиф. Виссарионович

дисменты. Все встают). ‚. ув

Сталин! (Бурные, продолжительные» апло-

СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА СОЮЗА. И! СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕИ: 5 августа 1940 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧНОЙ ` КОМИССИИ СЕЙМА `ЛАТВИИСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Речь члена Полномочной Комиссии Сейма ‘Латвийской: Республики

mos. Ю. `Лацис

Товарищи лепутаты Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Pec-
публик!

Позвольте мне от имени освобожденной
и возрожденной к новой жизни Латвии
ередать пламенный привет вам, депутаты.

рховного Совета СССР, и в вашем лице
иногонациональному советскому ‘народу.
(Бурные аплодисменты).

В Латвии произошла величайшая револю-
ция, какая только возможна в наши дни.
зарерпгившая историческую борьбу латвий-
ского народа за свою свободу.

В этой борьбе рялом с рабочими и тру-
мБым крестьянством Латвии стояла пере-.
довая часть трудовой интеллигенции Лат-
вии и в частности прогрессивные писатели,
которые в своих произведениях обнажали
великую сопизльную несправедливость ка-
питалистического мира. За это они дорого
платили—тюремным заключением или вы-
нуждены были влачить жалкое существо-
вание в изгнании, к

Книги прогрессивных писателей  запре-
шались или  конфисковалиеь. Пикателям,
чтобы не умереть © тололу, если они He
хотели продавать свои убеждения калтита-
листам, прихотилось искать себе другую
работу, вплоть до простого физического
трула. -

Мне, как одному из латвийских писа-
телей, это хорошо известно на судьбе мо-
их литературных работи в частности мое-
го романа «Девственный лес», изуродован-
ного ульмановской цензурой.

На социально-политические темы писать’

вообще было невозможно. Мало того, нельзя
было писать даже о красном цвете. Также
нельзя было упоминать таких слов, как
слово «ледоход», ибо и лежохол Ульманису

казался чем-то пюдозрительных. (Оживле-

ние в зале). Можно было писать о любви,
HO и то не 9 всякой. Любовь к свободе,
любовь к Советскому Союзу и к коммунизму
считалась ужаснейшим преступлением и
выражение этой любви в литературе жесто-
ко преслеловалось ульмановокой цензурой,
которая свирелствовала в0-вею. :

ИКТо не должен был знать правды ©
Советоком Союзе.

Писатели должны были `фальсифициро-
вать историю и доказывать, что пришествие
Ульманиех к власти предусмотрено тючти
что в допотопные времена. (Веселое ожив-
ление в зале).

Но, несмотря на все это, несмотря на то,
что лучшие писатели были затнаны в под-
полье, латышежая литература и в этих тя-
желых кошмарных условиях продолжала
жить и развиваться, создавая прекрасные
образцы литературного ‘творчества, воспи-
тывавшие народ и закалявшие его для
борьбы с врагами его свободы, образцы,
помогавитие ‘трудовому народу шаг за ша-
TOM продвитаться в этой борьбе вперед. —

Еще ло революции 1905 гола поэт Пум-
пурс написал величественный народный
эпос «Лачплесис», ‘в котором воспевал ска-
зочного народного героя, победившего в еди-
ноборстве медведя. Величайший поэт Лат-
вии Райнис обработал эту же тему в драме
«Огонь и ночь», которую народ и до сих
пор смотрит с трепетом сердца, ибо в «Лач-
плесисе» видит своего освободителя от ига,
иностранных и отечественных утнетателей.
Писатель Андрей Упите, ныне. депутат На-
родного сейма и член Hae полномочной

комиссии, во своих романах и пъесах
неустанно показывал  ‹амоотверженную
борьбу за свою свободу рабочих и крестьян.
За это имя Упитеа в последчие годы не име-
ло возможности появляться в печати, и лаже
перевод романа Алексея Толстого «Петр
Первый» т. Упите должен был ‘помтисать
певвхонимом, скрыв CBOe, пользующееся
славой ‘срели латвийском народа, литера
турное имя — именем некоего Курмиса,—
что значит по-латышеки. — крот.

В качестве министра народного благо-
получия Латвии, я не могу не остановить-
ся также на некоторых других вопросах,
ен положение рабочих, кре-
стьян и трудовой интеллигенции Латвии
в целом. В этой связи я хочу коснуться,

хотя бы в нескольких словах, так’ назы-
ваемого трулового’ законодательства бур-
жуазной Латвии, которое’ по’ существу. бы-
ло не чем иным, как сплошным надруга-
тельством над правами трудового ‘народа.

Самая ‘большая труппа трудящихся —
сельскохозяйственные  тТабочие ‘совсем
не были защищены законом. На’ них
не распространялись даже убогие законы,
действовавшие в отношении рабочих то-
рода, как, например, закон о трудовом дне,
постановление 96 отпусках, закон © боль-
ничных кассах. Необходимость  медицин-
ской помощи батракам устанавливало во-
лостное правление. Но в волостном прав-
лении сидели кулаки. Обыкновенное боль-
ной батрак`или его родные до тех пор хо-
дили в волостное правление, пока больной
выздоравливал сам или же умирал.

В Латвии проводился  принцип-—«яете-
вая волка; дорогие книги». Следуя этому
принципу, правительство спаивало народ и
старалось из нем выжать средства для
своего хозяйничания и одновременно ©
этим убить всякую свободную мысль.

Правительство Ульманиса отличалось
060бым рвением ‹-в деле строительства
церквей за счет школ и других культур-
но-просветительных учреждений.

В отношении рабочих, пострадавших на
производстве, чинились самые вопиющие
несправелливости. Если рабочий оказывал-
ся искалеченным вследствие непринятия

$0 стороны предпринимателей необходимых
предохранительных ‘мер, 10 вину з& это
возлагали не на ‘предпринимателя, & на
рабочего и отказывали ему в назначении.
всякой пенсии. че

В то же самое время высшие чинов?’
ники ‘получали пенсии, которые в сто раз.
превышали пенони рабочих — инвалидов
труда. Так, бывший президент государства,
господин Квиесис получал годовую пенсию
в 15.000 лат, не очитая 24.000 лат диз
ректорском оклада в акционерном обще
стве, в то же время на содержание стаз
рых, потерявших трудослюсобноеть рабо”
чих, в богалельне отпускалось лишь по
10 лат в месяц.

Все эти издевательства закалили боево
дух борцов за свободу. iced
Старое плутократическое правительство,
правительство капиталистов и помещиков
пало — Латвия стала советской. Трудовой `
народ Латвии ликует, зная, что он приз,
обрел такую же свободу, какой уже свыг
ше двадцати лет пользуются народы Coe

Bercron Союза.

Теперь навсегда на нашей земле будет
уничтожена экеплоатация человека  чело-
веком. ¢ ;

Теперь  кажлый ‘трудящийся ‘уверен в
своем завтралинем дне, видя, что нал его”
головой сияет и никогда не пюомеркнет
великое солнце (Сталинской Конституции
(бурные, продолжительные аплодисменты),
гарантирующей человеку право на труд,
на отдых, на образование, на материаль-^
ное обеспечение в старости, ‘гарантирую--
щей равноправие народов, ‘гигантский
под’ем материального и духовного разви“
тия нашей страны, блестящий расцвет на-
шей национальной культуры, блестящие
успехи всего нашем национального раз-
вИТиИЯ. * а

Громадная духовная сила, которая за-
ложена в душе Латвийского народа, не по-
гасла. Ее не смогли задушить долгие готьг”
угнетения. Теперь © невиданной силой...
развернутся могучие дарования, таланты
народа, который будет творить ©вою но-.
вую культуру — национальную по форме; -
социалистическую ‘по содержанию: о

Товарищи депутаты!

Мы верим, что через несколько минут
великий социалистический — Парламент, ,
поллинный выразитель ‘воли советского,
народа, примет нас в свою семью — В.
семью счастливых, пветущих великих Co.
циатистических Реслтублик. (Бурные проз_
должительные аплодисменты).

Кота полномючная комибсия Сейма по-
кидала пределы ФЛатвии, чтобы здесь, в
старом Кремле, вручить Верховному Совету
свою просьбу о принятии Латвийской Co-
веткой Социалистической Республики. в,
CCCP, нас провожали тысячи и. десятки“
тысяч трудящихся, нажазывавигих нам,
членам полномочной ‘комиссии,  перетать.
горячий привет народам Советокого Сою-
за, Советскому Правительству и его главе.
товарищу Молотову (бурные, _ продолжи- -
тельные аплодисменты. Все  встают,),
Коммунистической партии (Бурные апло-
дисменты), вождю народов СССР и, трудя- _
щихся. всего мира великому Сталину!
(Бурные аплодисменты, переходящие в
овацию. Все встают. Возгласы: «Да здрав-
ствует. товарищ Сталин! «Ура»).

paneer

Речь Председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР

депутата Ахунбабаева Ю.

РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА НА УЗБЕКСКОМ ЯЗЫКЕ

CCCP! [

Мы заслушали заявление Полномочной
Комиссии Сейма Латвии и выступления
членов Полномочной Комиссии.

Нам предстоит разрешить исторический
вопрос — о вхождении Латвийской Совет-
ской Социалистической Республики в вели-
кий Советский (003.

Латвийский Сейм, выполняя волю и же-
лание  всего трудового латвийского народа,
принял лекларацию © провозглашении на
всей территории Латвии советской власти.

Латвийский народ просит © присоедине-
нии Латвии к Советскому Союзу.

Великая Октябрьская Социалистическая
Революция. освободившая народы России от

капиталистического рабства, освободила и

латвийский нарот. Но нехолго. латвийскому
народу пришлось пользоваться плодами со-
циалистической ‹ революции. В Латвии

власть снова была захвачена капиталиста-

ми и помещиками. 1

Договор. заключенный в прошлом: тоду
межлу Советоким Союзом и Латвией, быв-
ших правительством
ея, хотя Советский Союз свои обязатель-
ства выполнял  пунктуально. Правящая
буржуазно-помещичья клика Латвии стре-
милась втянуть в войну народы Латвии и
других прибалтийских стран. Мудрая
сталинская внешняя политика нашего пра-
вительства разрушила эти планы.

‚Буржуазно - помещичье правительство
Латвии, обманывая рабочих, крестьян и
интеллигенцию, клеветало на нашу страну,
сеяло вражду к Советскому Союзу — оте-
честву трудящихся всего мира. р

Но нельзя обмануть нарох. Правда все-
гда возьмет свое.

У нас в Узбекистане есть. пословица:
«Как бы ты ни пытался закрыть Фолнце
платком, не закроешь, HOO солнце суще-
ствует независимо от твоего платка».

Как солнце нельзя прикрыть платком,
так и правды о нашей стране социализма,
о стране строящегося коммунистического
общества. не прикрыть никаких ‘обманом.

Правда о торжестве социализиа в на-
шей стране, о ведущем её вперед величай-
тем тении человечества товарище
Сталине пробивает себе путь, несмотря ни
на какие преграды. (Бурные аплоди-
сменты).

Трудовой нарол Латвии навсегла покон-
THI $ ненавистным ему реакдионным ре-
ЖЕмом, Латвийский народ положил конец
хищнической губительной ‘политике старо-
то буржуазного правительства, ^ которое
привело страну К экономической и полити-

Латвии не выполнял-   =

ческой зависимости от иностранных капи-   республики. Ярким примером этого распв6- ”

талистов, ко лишению трулового народа
всех человеческих прав. Трудовой народ
Латвии прогнал ненавиетное ‘ему прази-
тельство и взял решение своей судьбы в
свои собственные руки.

Народ Латвии образовал новый государ-

та является Узбекистан. Народы Советско-
то Узбекистана до Октябрьской Револю-
ции находились под двойным гнетои— цар-
ского самодержавия и местной буржуазии’ -
и баев. Узбекский народ до революций
угнетался так же, как угнетались народы

ственный строй, установил у себя ‹овет-   Латвии, Литвы и Эстонии в недавнем про-

скую власть, которая только и. является
подлинно народной властью.

В нашей великой стране советская
власть навсегда уничтожила эксплоатацию

человека человеком. Все граждане Совет-
ского Союза в соответствии со’ Сталинской
Конституцией обеспечены правом на трут,
правом на отдых, правом на образование,
правом на материальное обеспечение в
старости.

Народы Советского Союза под руковод-
ством партии большевиков и любимого
вождя товарища Сталина, укрепляя взамм-
ную дружбу, за кратчайший исторический
период добились невиданных успехов.
CCCP стал могучей индустриальной стра-
ной. ‘Колхозный строй победил. Труд ра-
бочего, колхозника, интеллигента стал ра-
достным, а жизнь полнокровной,

Советская власть и партия большевиков
полняли на невиданную высоту культуру
нашего мнотонационального” нарола. ~~

За этот период расцвели наши’ <оюзные

шлом.
Трудящиеся Узбекистана, освоболивтись
в 1917 году в результале Великой @ктя-
1 брьской Революции от колониального раб-
ства, добровольно влились в великую семью
народов Советского Союза.

° Узбекистан при братской помои ве-
ликого русского ‘нарола, под руководством
партии, правительства и лично товарища
Сталина (продолжительные аплодисменты)
превратилея в передовую пветущую pec--
публику. В нашей республике не было
промышленности, она теперь создана. box
лее 99°/o всех крестьянских хозяйств
об’единены в колхозы, они живут куль.
турной, зажиточной жизнью. Бурно раз-
вивается. национальная по форме и соци-
алистическая по содержанию культура.

В нашей республике созданы тысячи но-
вых школ, больниц, клубов, библиотек,
театров.

Узбекистан, являясь основной хлопковой:
базой Советского Союза, дает сейчас более:
60°/o всей союзной продукции ‘хлонка-.
сырпа, увеличив ©6бор хлопка по еравне-,

нию с довоенных временем в несколько

раз. Узбекистан богат шелком, каракулем,
продукция которых составляет более по-
ловины всей союзной продукции. ves

Вхождение прибалтийских созетеких co-
циалиотических республик в Советский’
Союз открывает и перед ними такие же.
блестящие перопеклявы всестороннего рас-
цвета промышленности, сельского хозяй-`
ства, своболного национального развития
И лод’ема национальной культуры.

Перед молодыми прибаятийскими совет-
скими социатиотическими республиками и”
их освобожденными наротами стоит важ-.
нейшая задача: во ближайшее время.
добиться всестороннего расцвета . промыш-
ленности, сельского хозяйства и нацио-
нальной культуры.

Товарищи депутаты! Правительство (0-`
юз& Советоких Социалистических Респуб-.
лик поручило мне внести на рассмотрение
Сесоии Верховного Совета СССР следую-
щий проект закона: : г

’ (Окончание см. на 4-Й стр.).