[eee ЕЕ ЩЕ

KOMCOMOJBC

i. ee ee ee eee

*
ee

И AMG EAL » STENTS sv ee

СЕДЬМАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА_СССР_\

СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА СОЮЗА И СОВЕТА НАПИО

ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧНОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТ ВЕННОЙ ДУМЫ эсТо

“Речь члена Полномочной` Комиссии Государственной Думы

Эстонской Республики, секретаря Центрального Комитета’

Коммунистической партии Эстонии тов. И. Лауристина
РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА НА ЭСТОНСКОМ ЯЗЫКЕ x

Товарищи депутаты Верховного Совета
а Советских Социалистических Респу-

Позвольте мне от лица трудового народа
Советской Эстонии сердечно приветствовать
вас, представителей свободных народов
СОСР, славную Красную Армию, ‘приняв-
шую на свои. могучие плечи заботу © 6ез-
опасности Эстонии, и Правительство Союза
Советских ‘Социзлистических Республик во
тлаве © мудрым проводником сталинской
мирной политики-товарищем Вячеславом
Михайловичем Молотовым. (Все встают.
Бурные, продолжительные аплодисменты).

Весь трудовой народ шлет пла-
менный привет нашему великому учителю
и вождю товарищу ину. (Все встают.
Бурные; ° продолжительные аплодисменты,
переходящие в овацию).

Блатоларя мудрой сталинской политике
разрушены коварные планы империали-
стов, пытавшихся. втянуть в войну как
Советский Союз, так и наш эстонский на-
род. Результатом мудрой политики Совет-
ского Союз» является то, что эстонский
нафод получил возможность вместе CO CBO-
болньеми народами го Союза итти
навстречу светлому будущему, пользовать-
ся блатами мира и строить молодую Сопиа-
листическую Ре у.

Товарищи! Эстонские трудящиеся массы
веками страдали под гнетом балтийских
баронов. От трудолюбивого эстонского кре-
стьянства отбиралась земля. Плетка баро-

на при малейшем неповиновении гуляла  .

по спине крестьянина. Когда порабощен-
ный народ осмеливалея восставать против
свойх поработителей, то его подавляли ca-
мым жестоким образом. Гнет балтийских
баронов  переплеталея с гнетом царского
режима, и казачья нагайка гуляла по спи-
не как русского, Tak и эстонского
чего ‘и крестьянина. Царские опричники,
балтийские бароны, капиталисты и поме-
щики много лет душили эстонский народ.

В 1917 т. остонские рабочие и кре-
стьяно в результате Октябрьской Социали-
стической Революции установили Совет-
скую власть. Земля была отобрана от по-
мещиков, & предприятия и банки от ка-
питалистов. Но эстонский и трудовой народ
не долго мог наслаждаться свободой. При-
шла «начала германская оккупация, а по-
том- вторглись антлийские империалисть и
TX приспешники, Которые поставили У
власти эстонскую буржуазию.

Эетонская буржуазия не уступала бал-
тийским баронам и царизму в кровожад-
пости ‘и зверствах против народа. Множе-
ство‘ самоотверженных борцов за свободу
было убито во время гражданской войны.
Эстонская буржуазия, ‘белые генералы,
финскле_мясники и другие палачи беепо-
щадно уничтожали видных вождей эетон-
ского трудового народа.  Испытанный
вождь эстонского трудового народа товарищ
Виктор Кингисепп был предательски аре-
стован, его ‘избили до крови, ломали ему
кости, расстреляли и похоронили неизвест-
Ho rie. Наши леса и поля переполнены
могилами революционных рабочих и тре-
стьян, м

До самого последнего времени эстонский
труховой народ стонал похоигом капитала
и под зластью реакционной клики.

Правящая катиталистическая клика про-
водила политику полной ‘изоляции 3670-
нии от Советского Союза как в политиче-
ском и экономическом, так и в культур-
ном отношении. Следствием такой изоля-
ции’ явилось захирение нашей промышлен-
ности и сельского хозяйства. Наши фабри-
ки ‘и заводы стояли. Ржавели сотни ма-
шин, фазрушалиеь здания крупных про-
мыпыенных предприятий. ,

В 1913 г. на крупных. металлических
п текстильных предприятиях было 36.000
рабочих, а в 1940 г. в тех же самых
предприятиях осталось только 17 тыс. ра-
бочих и служащих. В: льмекой Ма-
нуфактуре в Нарве работало, в 1914 г.
14.000 рабочих, теперь же. работает
немногих больше 2.000.

Число безработных достигло промадных
размеров. Безработную интеллигенцию экс-
плоатировали как бесплатную рабочую си-
лу в виде прахтикантов. В Эстонии име-
ются тысячи беэработных в деревнях и
селах, которые находят работу только на
полтора-два месяща в тоду. Работы при-
холилось просить, как милостыни.

Можно встретить много рабочих, у ко-
торых нет средств, чтобы купить самое
необходимое на пропитание, не говоря уже
о платье и обуви.

Сотви детей школьного возраста не име-
ли куска хлеба. Даже буржуазные газеты
писали 0б учащихся, которые изо дня в
день искали себе пику в помойных ямах,
так как безработные родители не имели
возможности прокормить своих детей.

Буржуазные заправилы Эстонии подчи-
HAIN экономику Эотонии хищническим
притязаниям ‘имперпалистических стран:
Эстонский надод оказался обремененным
ннешней задолженностью более. чем в 186
миллионов крон. Кроме того, на шее эетон-
Choro народа висело больше чем 130 мил-
лионов крон военных долгов эстонской
буржуазии, которые шли на полоотовку
военных авантюр против Советежого Союза
и для подавления трудящихся. Хозяйство
страны было, таким образом, подано им-
перизлистических хищникам, ‘превратив-
шим Эстонию ‘в полуколониальную страну.
‚ Эстонские и иностранные капиталисты,
сколотивилие свои богатетва за счет наг-
мо грабежа трудящихся, состязались
между собою в беспощадной экоплоатации
нашего рабочего клзюса, крестьянства и
труловой интеллигенции. i

Жизненный уровень рабочих был дове-
ден до крайне низкой степени и стоял на
одном из самых последних мест в Европе.

Не лучше было положение крестьяп-
ства. В Зетонии имеется около 140 тысяч
хуторов. Подавляющее  больгинство из
них—это мелкие и срелние хозяйства, ко-
торые еле-еле сволят концы © концами.
15.000 безземельных крестьян влачат ез-
моё жалкое существование. Земля была
об ектом спекуляции.

Эстонское крестьянство было задавлено

ством полицейском террора, тюрем п
смертной казни, НИ

В состав нашей Полномочной Комиссии
входят верные сыны и дочери эстонекого
народа, которые до сих пор беспощално
прёследовались и подвергались тонениям
старого буржуазного режима, а теперь
стали  избранниками народа,  взявшего
свою сульбу в собственные руки.

Здесь, в зале заседания Верховного Со-
вета, ‘находится политический руковоти-
тель Эстонской Армия товарищ ` Павел
Кеердо, которого в. 1924 тоду приговорили
Е пожизненной каторге за то, что он, бу-
лучи депутатом парламента и деятелем ра-
бочего движения, самоотверженно ‘боролся
против ненавистной и крювожалной эстон-
ской реакщионной клики. В наших рядах
находится Юлиана Тельиан, ближайшая
соратница  замученног палачами эстон-
ском народа нашего любимого вождя Вик-
тора Кингисопла. Еще молодой левушкой
она была приговорена в пожизненной ка-
торге. Я мог бы сослаться на хвой лич-
ный «опыт»: я два раза был приговорен
военным судом к каторге 34 KOMMYHMCTH-
-  ческую деятельность и 15 лет просидел в
тюрьмах буржуазной Эстонии. (Аплодис-
менты). Я могу назвать вам членов на-
шей делегации, товарищей Абельса, Ойнас,
Myiia и других, которые были осуждены
на каторгу и в тюрьму 38 то, что они не
боялись раз’яонять масезм учение генизаль-
ных вождей ‚ человечества — Ленина и
Сталина, поднимали трудящихея прогив
своих угнетателей и защищали интересы
отечества трудящихся всего мира — Cow-
‘  за ССР. (Аплодисменты).

‹ Страшный режим полицейского гнета
царил в Эетонии. Революционный аван-
гарл рабочего класса, крестьянства и’ тру-
довой интеллигенции был поставлено вне
закона и подвергался кровавюму белому
террору.

Трудовой нарол Эстонии, особенно его
‘неустралиимый передовой отряд’ — Koumy-
нистическая партия Эстонии, неустанно
боролись против пройзвола империалистов,
‘против господства плутократии, за лруж-
бу эстонского народа с. народами
ском Союза. Этой дружбе, которая была
нужна эстонскому народу, Kak воздух,
правящая реаклионная клика стремилась
всячески препятствовать, создавая китай-
скую стену между нашими народами.

Телерь эта стен» уничтожена.

Широкие массы трудящихся Эстония
убедились, что власть“ эстонской буржуа-
зик была властью врагов народа, что она
‘была против всего творческого, против
всего благородного, что есть в нашем на-
pole. Эта власть завела страну в тупик.
Производительные силы страны ‘не. разви-
вались и хирели. Веледствие тяжелого ма-
териального положения 3& голы господства
буржуазной реакции резко. онизилея есте-

долгами, налогами и бесконечными штра-
фами. На mee крестьянства висит более
142 миллионов крон. долгов!

Неудивительно люэтому, что тысячи ху-
торов ежегодно продаются с молотка. На
каждый проданный хутор приходилось в
ena et долга 6.000 крон:

ъское хозяйство Эстонии целиком за-

висело от капризов мирового рынка.

Трудящееся крестьянство ‘безжалостно
экоплоатировалось монополистическям ка-
питалом. В то время, как цены на мест-
ные и заграничные промышленные това-
ры, которые покупал крестьянин, как, на-
пример. текстиль, земледельческие орудия,

сахар, спички и т. доросли, цены н&
сельскохозяйственные товары, которые про-
дает крестьянин, искусственно понижались
монополистическими  об’единениями: «Ма-
слоэкспорт»,  «Мясоэкопорт»; «Яйпеэкс-
порт» и др. Высокие цены на промышлен-
ные товары и низкие на сельскохозяй-
ственные товары co всей силой ударяли
как по крестьянам, так и по’ рабочим.
Причиной бедности и нищеты народа
было хищническое хозяйничание реакцион-
ной клики. Госполствующую роль в эстои-
ской крупной промышленности, банковском
деле и крупной торговле играл иностран-
ный империалистическяй капитал, заб
той которого было только одно: как можно
больще выжать прибылей из эетонохого
рабочего и крестьянина и перекачать их за
границу. Ежегодно вывозилось за границу
до 200 миллионов крон. Эстонские” рабо-
чие, крестьяне, интеллигенция доляюны, бы-
ли терпеть пужду и тол0д, должны были
сидеть на голодном пайке для того, чтобы
иностранные и эстонские магнаты kat
тала могли кутить и прожигать жизнь.

Буржуазные о заправиды, присвоившие
себе право монопольно выступать от име-
ни эстонской нации, на деле торговали ин-
тересами своето нарола, помогая иностран-
ным капиталистам грабить эстонский. на-
род. Крупный финансовый капитал кор-
румпировал тосударственный аппарат. В
министерствах и ‚других тосударственных
учреждениях процветало. взяточничество.
Один только бывший министр народного
хозяйства Сельтер -затреб © одного тользо
завода Кехра в виде взяток сотни тысяч
крон. Чтобы министры и высшие ‘чичов-
ники прикрывали темные дела калитали-
стических воротил, им ларили пакеты ак-
ций и выплачивали высокое вознаграк-
Jenne,

Права, жизнь, здоровье рабочих не ста-
вились ни во что. Количество несчастных
случаев былю ужасающее, условия работы
нечеловеческие, даже куцые законы по
охране труда попирались предпринимателя-
ми буржуазной Эстонии.

Такое «хозяйничанье» привело народное
хозяйство Эстонии к банкротству. Промыш-
ленноеть и сельское хозяйство оказались
в полной зависимости от игры хеждунарол-
ной экономической кон’юнктуры и от ка-
призов заграничных рынков.

Кризис 1929—1934 годов уничтожил
сотни хозяйств мелких торговцев и реме-
сленников. Сотни хуторов пошли с молотка.
Их землю скупили за беепенок директора
банков, крупные акционеры и их покорные
влуги — высшие государственные чинов-
ники, которые извлекали выгоду из народ-
ной нужды,

Не успело хозяйство Эстонии немного
оправиться от кризиса 1929—34 голов,
Как в 1937 г. началея новый мировой эко-
номический кризис. Разлагающийся капи-
тализм попал в човый тупик. В особенно
затруднительное положение попали малые
государства, целиком зависящие от круп-
ных империалистических держав. В Эето-
нии опять возросла безработица, снова зна-
чительная часть предприятий перешла с
 6-лневной рабочей недели на 3- и 4-днев-
ную неделю, & рабочим прищлось мириться
с соответственно сниженной заработной
платой. г

Таковы были. результаты гибельной и
антинарюдной политики правящих крутов,
изолировавших Эстонию от Советского Сою-
з& и подчянивших ее хозяйственную жизнь
интересам ихперизлистических стран 3a-
падной Европы.

Империалисты Западной Европы захва-
тили в свои руки не только хозяйство, но
и внутреннюю и внешнюю политику Jerw-
нии. Буржуазное правительство. Эстония
было игрушкой в руках иностранных и
отечественных денежных магнатов — всех
этих Шеелов, Лютеров, Пухков. Они свер-
тали и составляли правительства, как им
было нужно. Они понижали или повышали
пошлины, когда это было им выгодно. Для
прикрытия своей хищнической политики и
чтобы отделаться от истинных защитников
интересов народа, от истинных патриотов,
OHH пускали в ход аппарат тюлицейского
угнетения и террор.

Политической свободой могли  пользо-

вития настоящей народной культуры и
науки нарол отравляли ядом человеконена-
BUCTHEWECKOO IOBHHH3Ma,

Когла после заключения. пакта 0. взаи-
мопомощи между Эстонией и Советеким
Союзом 28 сентября 1939 года части
Красной Армии перешли границу и наши
рабочие и крестьяне принялм их © лико-
ванием, ‘в наших сердцах родилась надеж-
да на близкое освобождение. Реакционная
клика буржуазии увидела в этом прибли-

с. еще большей «вирепостью подавлять
трудящийся народ, саботируя пакт, рас-
пространяя клевету о CCCP и ero добле-
стной Красной Армии, провоцируя войну.
Но наглым провокаторам войны не при-
шлось осуществить своих тайных планов.
Они были разоблачены, их игра была про-
играна. 21 июня 1940 тода трудовой на-
род Эетонии ‘смел грязную банду провока-
торов войны и поставил у власти свое,
народное правительство. г

‚ Новое правительство провело выборы в
новую Государственную думу. Выборы 14
и 15 июля были мощным проявлением
воли сего трудового народа Четонии п
явились грозным приговором для. реакцаи.
Народ избрал своих истинных представи-
телей, которые должны были в интересах
народа решить коренные вопросы жизни
Эстонии. Е .

Теперь, когда избрано поллинно народ-
ное предетавительство, стал». возможным
беспрепятетвенно воплотить в жизнь жгу-
чее желание трудового народа: установить
в Эстонии Советскую власть и включить
Советскую Эстонию в состав Союза Совет-
ских Социалистических . Республик. Это
желание народа веетда горело ярким пла-
менем в его сердце.

На сотнях севоах митингов рабочие,
крестьяне и интеллитенция дали’ твердый
наказ своим избранникам в Государствен-
ную думу: Эстония должна стать совет-
ской республикой и войти в состав Совет-
ского Союза; искусственный барьер, ‹о-
зданный буржуазией и отделяющий эстон-
ский народ от наролов Советского Союза,
должен быть. уничтожен.

a выборах 14 и 15 июля Союз Tpy-
тового Народа Эстонии, в платформе кото-
ого былое установление теснейшего 01038
и дружбы Эстонии © Советским Союзом,

воля народа.

Новая Государственная дума, впервые
бранная народом, решила коренные вопро-
подавляющее больгинство трулового наро-
да. Государственная лума установила Co-
ветскую власть в Эстонии, 0б’явила зем-
руки государства банки и крупную про-
нии, Государственная дума постановила
принятии Эстонской Советской Республики

которых вхолят в него вое союзные респу-

ваться только коррумпированная плутокра-   блики. (Аплодисменты),
тия, реакционные банды и их прихвостни. Эстонский трудовой народ связан с
А народ принуждали к молчанию поеред-! народами СОСР давнишними  братекихи

ственный прирост населения. Вместо раз»,

жение конца’ своего господства и начала.

получил почти 930/о всех поданных 19-
лосов. В этом нашла свое яркое выражение
свободню и с небывалой активностью из-

СЫ Жизни Эстонии так, как этого хотело

лю всенаролным достоянием и передала в
мышленноеть. Исполняя волю нафола Эсто-
просить Верховный Совет Союза CCP о

в состав СОСРона тех же основаниях, на

KAT, TT

РАВДА

ГЫ

узами совместной борьбы против царизма,
против капиталистов и. помещиков, KOTO-
рые ‘угнетали как русских, так и эстон-
ских рабочих и крестьян. Символом на-
шей совместной” революционной борьбы
являются старые боевые знамена, пох +0-
торыми ‘эетонекие рабочие шли на штурм
царизиа и казтитализиа в 1905 и в 1917
году и которые мы сегодня принесли сюда.
(Бурные аплодисменты). Эти знаменах в
самые черные дни реакции и полицей-
ского террора наши рабочие хранили как
самую драгоценную для них святыню.
Мы вместе пережили три революции и
желаем теперь —B единой лружной семье
народов СССР строить Совет-
скую Социалистическую Эстонию, (Бур-
ные аплодисменты). .

Только вступление Эстонии в член
СССР гафантирует для нашего государства
истинную, независимость и суверенность,
обеспечит для налиего народа свободное
напиональное развитие, под’ем. нашей про-
мышленности, сельского хозяйства и Na-
пиональной культуры, мощный расцвет
благосостояния народа и процветания Ha-
шей любимой родины.

Именно поэтому Государственная дума
Эстонии постановила 22 июля 1940. т, 05-
ратиться в’ Верховный Совет Союза. Со-
веских. Социалистических Республик ¢
просьбой о принятии Эстонской Советской
Сопиалистической Республики в состав
Союза Советских Социалистических Респу-
блик в качестве Союзной республики, на
таких же основаниях, на каких входят
в Союз Украинская ССР, Белорусская ССР
и другие союзные республики, и вырабо-
тала соответствующую декларацию, KOTO-
рую я имею честь здесь огласить:

«Долгие тоды эстонский народ страдал
под гнетом реакционного эксплоататорско-
го режима, подвергаясь грабежу и порабо-
щению, обреченный на нищету и плуго-
лолдное существование, Уделом эстоноких
рабочих и трудящёйся интеллигенции были
хроническая безработица и полная неуве-
ренность в. завтрашнем дне. Эстонское кре-
стьянетво страдало от безземелья и мало-
земелья, от долгового и налогового бреме-
ни, от гнета ростовщиков и спекулянтов.
Хозяйничание реакционной клики завело
страну в тупик. Народное хозяйство Эето-
нии приходило в упадок. Ее производитель-
ные силы не развивались. Прирост населе-
ния все уменьшался. Национальный доход
все более падал, национальный долг BeO
более возрастал. Промышленность попадала
во все болыпую зависимость от иностран-
ного капитала, Сульбы. сельского хозяйства
находились во. власти капризов. мирового
рынка. Таким образом все более Увеличи-
валась тибельная для Эстонии экономиче-
ская и политическая зависимость от имие-
риалистических хищников, от иностранных
капиталистов и банкиров. ,

Антинаролная политика старого; резкци-
онного ‘режима’ привела ` Эстонию ` на. край
гибели. Эстонии: угрожала-опаеность пре-
вратиться в добычу империалистов: В ro

Дорогие р депутаты Верховного
Совета. Союза Советских Социалистических
Республик! От имени трудящихся женщин
Эстонской Советской Социалистической
Республики передаю вам пламенный, про-
летарекий привет. (Бурные, продолжитель-
ные аплодисменты). Мы, делегаты Эстон-
ской Советской Социалистической Респуб-
лики, приехали к вам, чтобы передать
просьбу эстонского народа о принятии нас
в большую дружную семью народов Совет-
ского Союза. (Аплодисменты).

Мы приехали к вам из страны, где 20
с лишним лет власть насилия и грабежа
неё знала никаких границ, из страны, где
буржуазные  напионалисты  разжигали
вражду и рознь между населением Эстонии
и заставляли нас жить в темноте, нужде
и голоде. .

Особенно тяжел было. положение жен-
щины. в капиталистической. Эстонии. : Тру-
дящаяся женщина Эстонии была вдвойне
эксплу&тируема, как везде в странах, „где
еще находится у власти капитал.

Как ни старалось старое феакционное
правительство колючей проволокой скрыть
от ‘нашего взора’ чудесную картину рас-
цвета и прогресса Союза Советских .Социа-
листических Республик, как ни карали
нас высылкой и тюрьмой за то, что мы
рассказывали нашему народу правду. ©
Советекох Союзе, но все же никакая сила
не `в состоянии была воспрепятетвовать
проникновению великих идей человече-
ства, и через эту колючую проволоку, че-
рез толстые тюремные стены они дошли
до нас, ибо все живое, способное разви-
ваться и Крепнуть, находит дорогу и через

Энгельса—Ленина— Сталина не знают ни-
каких преград. (Продолжительные аплодис-
менты).

Для эстонской трудящейся женщины
Советский Союз был всегда великим илеа-
лом, :

Буржуазная демократия только Ha ‹©ло-
вах провозгаатиала фавноправие мужчин
и женщин. Женщины не допускались к
руководящим должностям в тгосуларствен-
ном аппарате. У нас не было ни одной
женшины лепутата Думы или судьи или
руководителя промьниленного предприятия.

Дорогие товарищи депутаты Верховного
Совета Союза Советских Социалистических
Республик, разрешите ваю приветствовать
от имени крестьянства Эстонской Советской
Социалистической Республики. (Аплодис-
менты), $

В. течение веков эстонский крестьянин
страдал NOL THETOM похещиков и баронов.
Он переживал режим двойной эксплоата-
ции и национального тнета помещиков,
баронов и царских чиновников.

Эстонский ‘трудовой народ с радостью
встретил Великую Октябрьскую социали-

Ee

время
ветонского народа требовали самого тесно-

о и воестороннего сотрудничества между
Эстонией и СССР, клика
Эстонии во вред народу воздвигала искус-
ственный барьер между народами
и CCCP.

циональных

железную стену. Великие ‘идеи. Маркса—.

о ne ee

т СОЗЫВА.
НАЛЬНОСТЕЙ 6 августа 1940 1,
ИСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

как коренные жизненные интересы

бывших правителей

Эстонии

В своих корыстных, узко классовых ин-

тересах ona cella вражду между нашим на-
родом и народами
человеко-ненавистнический повинизм.
пыталась всячески помешать  братскому
сближению нашего и советского народов,
тюмешать налией дружбе и прочному неру-
шимому союзу © великим нашим соседом—
непобедимым Союзом Советских‘ Социати-
стических Республик. Отарое правительство
стало на путь срыва договора, заключенно-
то Эстонией 28. сентября 1939-г,, и преда-
тельски толкало нашу страну ка путь вой-
ны и гибели,

СССР, культивировала
я Она

Вместо ‘дружбы народов реакционная
клика попирала элёментарные права на-
меныпинств, населяющих
Эстонию, всячески раздувала и провоци-
ровала межнациональную, рознь.

Теперь, когда эстонский народ фазбил

осполетво старого режима — режима THO-

та и бесправия, взял в свои руки судьбу
своей родины и вышел на широкую и
светлую. дорогу строительства новой, 29из-
ни, настал великий исторический час, ко-
тда выраженная во всенародном голосова-
нии воля зотонского народа к установле-
нию прочного союза и нерушимой дружбы
Эетонской республики © Союзом Советских
Социалистических Республив должна. быть
законодательно закреплена.
Государотвенная дума уверена в том, что
только вхождение Эстонии в ©остав Союза
Советских Социалистических. Республик
обеспечивает подлинный суверенитет. на-.
шего государства, свободное национальное
развитие нашего народа, расцвет нашей
промышленности, сельского хозяйства, на-
шей национальной культуры, могучий
под’ем материальною и культурного бла-
госостояния эстонском нарола, процвета-
ние нашей любимой родины. Трудовой на-
род 9Эстоний давно связан с народами
СССР братскими узами совместной револю-
ционной борьбы © царизмом, с капитали-
стами и помещиками, утнетавшими рус-
ских и остонских рабочих и крестьян.
Эстонский народ, вступив в братскую
великую семью свободных народов страны
социализма, развернет все свои богатые’ и
творческие силы и рука об руку с`трудя-
щимися СССР пойдет вперед по пути
строительства новой жизни. ~~ ‘
Только в составе Великого Советского
Союза, и как равноправный член братской
семьи Советских рестублик, эстонский на:
род-получит возможность поднять ©вбе х0-
зяйство, развить  евою ^ национальную
культуру, обеспечить национальное равно-
правие, обеспечить мир, хлеб’. и подлин-
ную свободу трудящихся Эстонии, Е
‚ Исходя ‘из единодушно выраженной, во-
ли эстонекого народа, Государственная  ду-
ма пюстановляет: Аа

В то же время разрешалось использовать
женщин на тяжелой физической работе, но
и там ее труд оплачивался еще ниже.и
без. том низкого заработка мужчины, 0-
действительной охране материнства в Эето-
нии не было и речи. Трудящаяся мать н
ее ребенок были. брошены ‚на ‹ произвол
судьбы. И не удивительно, что смертность’
детей в Эетонии достигала угрожающего

процёнта. Население Эстонии не увеличи:
валось.

Беременных женщин увольняли © ра-
боты, обрекали их на все тяжести и нуж-
ды безработных. Мномчисленным семьям
домовладельцы нф сдавали квартир.

Домохозяева без стеснения выгоняли из’
своих домов тех жильцов; у которых уве-
личивалиеь семейства. ‘Детских хадов и
приютов было крайне мало, да и те были
невероятно плохо оборудованы. На ony
воспитательницу приходилось по 50—60
детей. С детьми обращались хуже, чем ®
каторжниками. Поэтому не ‘удивительно.
что дети в приютах, ‘достигшие 3. лет,
не умели даже говорить,

В течение последнего месяца положение
трудящейся женщины Эстонии  значи-

стическую тфеволюцию. Плечом к плечу с
русскими рабочими и крестьянами он ©ра-
жалея на. баррикадах против ‘царизма и
капитализуа. Но события сложились так,
что. эстонскому народу не улалось довести
революцию до конца, не удалось победить.
Власть захватила буржуазная клика, на-
ходившаяся в услужении у западных им-
периалистов. Эстонское хозяйство, в том
числе и-еельское хозяйство, попало в пол-
ную зависимость от рынков Западной Ев-
ропы.

Под давлением революционных народ-

ХЕ ra eee [alee ea ТА

Просить Верховный Conor Cons: (,
ских Социалистических Республи, »,
нять Эстонскую Советскую Consam,,,
скую Республику. в состав Copercron (,,
за в качестве Союэной Республикя в»
же основах, па которых входят У»
ская ССР, Белорусская ССР п др
союзные рестублики. 1

Да здравствует свободная Comm,
Эстония! (Бурные аплодисменты),

Да Великий Cons Conency
Социалистических Республик» (Бу
аплодисменты, Tos. Лауристин пе»
Председательствующему Декларация [н,
дорственной думы Эстонской рослуби
Все встают. Продолжительная оваци),

Мы, члены Полномочной Вомлесля doy
ской Государственной думы, нае, »
тросьба Государственной думы 9 вхохут
Эстонской. Советской”  Сопизлистия

Республики в состав Союза Совемки(/^

циалистических Республик в ки
Союзной республики булет удовити»
Верховным Советом, (Бурные, поз»
тельные аплодисменты). Тем самых ко
нятея чаяния напюго рабочего клас, т
етьянетва и трудовой интеллитенции: »
бодный эстонский. народ получит poy,
ность вместе во. всеми народами Cony  ,
вотских Социалистических Peciybim т
навстречу своему светлому будущем, п»
одолевая все трудлости па своем пуп ы
руководством мудрой и великой Вехи
Коммунистической Партии (больтевих 1
нашего гениального вождя и ут
Иосифа Виссарионовича Сталина. (Буни
продолжительные аплодисменты, пере
щие в ‘овацию. Все встают, Воутах
«Товарищу Сталину ура!»).
„Позвольте от имени’ Полномочной lim
сии от имени всего трудового наро 1»
нии заверить вас, дорогие товарищи т
таты Верховного Совета и в ваще

~~

=

весь советский народ, что согретый из _
цем. Сталинской Конституции эст

народ, начампий новую великую пи
своей. истории и вступивший № №
строительства новой жизни, будет новь
следних рядах как в творческом радоти
труде на благо содиализма, так вм
с всеми врагами нашей общей sem!
советской родины, откуда бы пи шим
лись они напасть. (Продолжительные и»
дисменты).

Ла здравствует Эстонская Советская (
циалистическая = Республика! (Ао
сменты).

Да здравствует Союз Советских (и
листических Республик! (Аплодисменть),

Да здравствует Правительство (00 1
главе с Вячеславом Михайлова
Молотовым! (Бурные, — продолжительы
аплодисменты, Все встают).

Да здравствует  тений человечеет
разум ‘и сердце’ миллионов трудящии
наш мудрый и любимый вождь — вел
Оталин! (Бурные аплодисменты, перехи
щие в овацию. Все встают. Возгласы
языках. народов.  СССР;. - «Да-: здразсти
товарищ Сталин!», «Товарищу Cran

ура! »).

_ Речь члена Полномочной Комиссии Государственной Думы

Эстонской Республики тов. Юлианы Тельман
  РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА НА эстонском ЯЗЫКЕ.

тельно улучшилось. В предылущех пл
менте, избранном по’указке правящей и!
ku, ко было ни одной женщины. В #9
составе парламента 7 женщин. Мик
ством” социальном обеспечения пром
необходимые мероприятия ‘по охране ит
ринства и детей, организованы детские о
ды и ясли при фабриках, и в эму №

мы заиметвовали опыт Советском (oni

каки в булущем будем опираться 1 07
народов СОСР. .

В тесном союзе’ с родиной трумии
всего мира—е Советским Союзох—\ы ©
щими силами построим. na cpoel #0
счастливую жизнь.

Мы. трудящиеся женщины, знаех, ™
только руковолетвуясь учением марзоти

ленинизма, мы можем крепить наши 2.

У нас много работы впереди-млогнать
гражлане Союза Советских  Социзлити
ских Республик, наверстать утерянне.
заявляем BAM, что, приняв нас в UM
семью, вам не придется краснеть 2% ™
Если, при капиталистическом брежей
стойко вынесли все испытания я м2
лисъ духом, то теперь, когда дорога ий
нами пряма и широка, когла цель вл
ясна, -мы удесятерим. наши энакия те
лы, научимся стрелять пю-ворошиизюз!
рука 06 руку, плече к плечу хы И
залцищать границье Союза Cozeresitt
циалистических Республик. (Пром
тельныев аплодисменты),

Да здравствуют освобожденные #27
ны Эстонской Советской Сопиалистие
Республики!  (Продолжительные anit
сменты).

Да здравствует черушимая дру *
родов великото Советекото Союза! (БУ
аплодисменты).

Дз здравствует доблествая Краска!
мия, верная защитница рубежей се
стической родины! (Бурные аплодисмот

Да зтравствует глава Советском Пий
тельства товарищ Молотов! (Бурные? #
дисменты, Все встают).

Да. злравствует отец наш, 79
№ любимый вождь трудящихся 1
Виссарионович Сталин! (Бурные, п?
жительные аплодисменты. Все в”
Овация в честь товарища Сталина),

Речь члена Полномочной Комиссии Государственной Думы

Эстонской Республики тов. Г. Абельса
‘ : РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕНА НА ЭСТОНСКОМ ЯЗЫКЕ

ных Mate буржуазное правитель’
1919 г. об’явило о разделе поместий
нов и провело этот «раздел» земли \*
безземельными крестьянами. Но 919т
дел был проведен так, что болыши”
бедняков и батраков все же ©стам
земли. За землю были назначены 0
ные выкупные ‘платежи, 176108 1
которых крестьянство несло по се”
ний день. Проводя земельную РКИ
Jose ne sc a ea

(Окончание cm. Ha 3-H cp.)

я я

39.22.22 Ы 9 мы