<

ия
Nes

` вам без пояснений.

`\металлургия.

%
АНН ti
НОЯБРЬ

ЧЕТВЕРГ
1940 год
№ 260 (4742)

ЦЕНА 10 КОП.

OL LL

=

6 ноября в. Большом театре Союза ССР состоялось. торжественное
люции. На снимке: в’ президиуме (слева направо) — товарищи М.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫЬ!

хх Se “4
a eee Sea
SS

ох
ве

Да`здравствует ХХШ ‚одовщина Великой Октябрьской
’° Со щиалистической революции в CCCP!

cee

ОРГАН

ЦЕНТРАЛЬНОГО
и московского
“КОМИТЕТОВ

т

заседание партийных и общественных организаций Москвы, посвященное ХХШ годовщине Великой. Октябрьской . социалистической рево-

К. Е. ВОРОШИЛОВ, В. М. МОЛОТОВ, И. В. СТАЛИН, А. С. ЩЕРБАКОВ.

° ДВАДЦАТЬ ТРИ ГОДА

_ Доклад тов. М. И. КАЛИНИНА на торжественном заседании в Большом театре 6 ноября 1940 2.

Товарищи, двадцать третий тод суще-
ствования советской власти займет видное
уесто в истории Союза ССР. Это — тод
крупных успехов как в боциалистическом
строительстве; ‘таю и в области внешнеи
политики, ие

В начале текущего тода выполнение
производственного плана промышленностью
вотречало серьезные трудности. Я имею в
виду не обычные трудности, обусловлен-
ные нашим ростом, а трудности, связан-
ные с международной обстановкой, которая
сложилась тогда: Эти трудности понятны

точисленные отрасли колхозного производ-
ства. }

Если в прошлом тоду мы имели
196.743 участника, то ныне их число
возросло до 327.566. Среди них 348 МТС,
19.730 колхозов, 951 совхоз, 15.118 кол-
хозных животноводческих ферм, 286.994
передовика сельского хозяйства. ;

Вместо 45 районов — участников вы-
ставки 1939 года — Главвыетавкому при-
шлось утвердить 252.

Еще более знаменателен тот ‘факт, что

края и области в целом, которые перевы-
полнили установленные показатели за три
тода по зерну, животноводетву и доероч-
но выполнили свои
государетвом.

`0б’ усцехах, достигнутых в сельском
хозяйстве отдельными областями и’ края-
ми, товорят и следующие данные.

Участниками выставки 1940 года явля-
лись: по Краснодарскому краю-— каждая
пятая МТС, в Орджоникидзевеком крае—
один из каждых трех колхозов, Запорож-
ская область представила на
почти половину сельскохозяйственных ар-
телей. Е о

Выставку нынешнего года украсили дела

Tem не менее выполнение” плана 3a
1940 год ожидается, даже при осторожном
подсчете, с приростом в 13,6 миллиарда.
рублей или на 11°/о больше по сравнению
с 1939 тодом. Сюда; конечно, ие. вхо-
лит промышленность Западных ‘областей
Украины и Белоруссии и новых’ советских
республик. <

В этом году мы имеем определенные
сдвиги в работе металлургии и угольной,
промышленности. Рост выплавки, металла
и добычи каменного угля идет неуклонно.

Например, добыча каменного угля по
сравнению с соответствующими месяцами
прошлого года составила:

Tor bh yh SEAL Q a и достижения новых тысяч стахановцев,

Anyer’ 7: 14.3%   талантливых организаторов. колхозного про-

Cenratps’ ¢ ar wee te 2160/0 изводства.. Рекордные; урожаи, привесы -мо-
._ i , :

лодняка-и удои, полученные ими, далеко
превзошли те, которые _ демонстрировалиеъ
в павильонах в 1939 году. i

Напротив, в Западной Европе природные
капризы этого’ года, а Также и война, на-
‘много снизили урожай. И там задача—про-
кормить население ‘является одной из серь-
езнейших ‘проблем.

< Но’ неурожаем поражены и`те европей-
ские страны, которые не ‘участвуют в
войне. d

Для более быстрых темпов развития про-
мышленности советское правительство пред-
‘приняло в этом году‘ ряд ‘оеббых мер.

Tax, Указом Президиума Верховного Со-
вета. СССР ov 26 июня’ 1940 тода введен
восьмичасовой рабочий день` и семидневная
неделя вместо шестидневки, запрещен са-
мовольный ‘уход с предприятий и учрежде-
ний ит. д. Е

Указом Президиума ‘Верховного Совета
СССР от 10 июля 1940 года’ определены
наказания за выпуск недоброкачественной
и некомплектной продукции.

Каждому из вас, товарищи,
быть понятно, что все эти Указы пресле-
дуют одну цель-—навести полный порядок
в производстве, добиться его планомерного
роста. Bes этого`не может развиваться и
быстро расти налиа . промышленность. А
если принять’ во внимание современную
международную обстановку, то тем более
станет очевидной? необходимость и пелесо-
образность этих Указов.

В последние дни были награждены 9
конструкторов, которым присвоено звание

Значительных успехов добилась цветная.

Вообще, товарищи, во второй половине’
текущего года. наблюдается, значительный
рост нашей тяжелой индустрии. по всем ee
разветвлениям. О

Уловлетворительно. работала легкая про-
мышленность. м :

Из многочисленных новостроек мне хо-
чется отметить только две, которые. уже,
вступили в. пусковой, период.

Первая-—это Угличекая гидростанция на
110 тысяч клвт. Она пускается скромно,
хотя в два раза превосходит Волховстрой.
Эта станция явится ‘серьезным вкладом В
энергетическое хозяйство Центрального рай-
она, в частности-—Москвы, и_ увеличит.
тлубоководность Волги вниз от Иваньков-
ской плотины километров на двести,

Вторая — это Чирчикская гидростанция
в Узбекистане с мощностью первой очереди
в 43 тысячи клвт. На базе этой станции.
построен азотный завод, который будет
тобывать азот из воды и воздуха. Тем са-
MBIM B значительной степени разрешается
проблема удобрений для хлопковых полен
средне-азиатских советских республик, а
транспорт избавляется от соответствующих
перевозок.

Hai железнодорожный транспорт епра-
вился с работой и успешно выполнил чрез-
вычайные задания,

Немало достижений имеет и сельское хо-
зяйство, хотя по вегетационным условиям
1940 rox был для него очень капризным.

Затянувшиеся весной холода повели-

впервые участниками выставки явились.

обязательства перед.

выставку.

должно.

тельно требовали проведения сева в крайне
сокращенные сроки. Наше  колхозное
крестьянство удовлетворительно  справи-
лось с этой задачей.

Надо прямо сказать, что без той тех-
Ники, коей -насыщено социалистическое
сельское хозяйство, было бы невозможно
одолеть капризы природы. И результат
налицо: в этом году у нас получился хо-
роший урожай. Валовой сбор зерновых
близок к 7-ми миллиардам пудов.

Успехи сельского хозяйства наглядно

иллюстрируются Сельскохозяйственной вы-
ставкой, которая в этом году’ была еще
бодее массовой, еще шире показала MHO-

«Герой `Социалистического Труда». Этот
факт, товарищи, имеет огромное значение.
Он говорит о высоком развитии конструк-

торской мысли в нашей стране. И‘ вот  `

сейчас нам пеобходимо закрепить эти до-
стижения конструкторской мысли каче-
ственно хорошими изделиями.

К числу больших мероприятий совет-
ского правительства относится создание
государственных трудовых резервов, чем

решается одна из важнейших проблем со-
циалистического строительства.

В гапиталиетических странах не прихо-
дится задумываться над созданием трудо-
вых резервов. Там постоянно имеется ог-
ромная резервная армия ‚ труда в лице
массы безработных. За последние два де-
сятилетия, в, связи с затяжными, кризиса-
ми, эта армия выросла еще больше.

Поэтому в капиталистических странах
приходится думать не о создании трудовых
резервов; & о том, чтобы как-нибудь ис-
пользовать хотя бы небольшую часть без-
работных, дать им какую-нибудь работу.
Армия безработных — это неприятный,

-очень опасный горючий материал для ка:

питалистического ‘мира.

Между прочим. в капиталиетических стра-
нах, при наличии безработицы, в настоя-
щее время далеко. неблагополучно обстоит
дело с резервами квалифицированной рабо-
чей силы. Например, в Англии-—классиче-
ской стране капитализма—явно недостает
высококвалифицированных рабочих. Этот
золотой фонд капиталисты непредусмотри-
тельно растранжирили в кризисные годы.

В Советском Союзе давно ликвидирована
безработица. Идет быстрое развитие социа-
листичеекой промышленности. Резервы ра-
бочей силы в. городах. исчерпаны, а притов
ве из деревни сократился. = 9
_ До революции разорявшееся крестьянство
ежегодно. выделяло “миллионы людей, кото-
рые уходили в город в поисках работы.

Теперь колхозному‘ крестьянетву, даже при
‘мало-мальски добросовестной работе, ‘обес-

печено `безбедное* существование. И потому
колхозная деревня уже не .выделяет сти-
Хийно рабочую силу, необходимую для про-
мышленности. ad Sp Pee sie ;

‚ Наша промышленность и сельское хо-
зяйство развиваются на социалистических,
плановых началах. Государство раепоря-
Жжается у нас всеми материальными фонда-
ми и деньгами, оно планирует средства про-
изводетва и. финансы.

Но у нас еще ‘слишком недостаточно
осуществлялось планирование рабочей си-
лы, которая является. одной из главных,
решающих составных частей производетва.
Если даже все элементы производства на-
Лицо, а рабочая сила отсутствует, то ни-
какого. производетва не получится, все-эле-
менты производства без рабочей силы оста-
нпутся мертвыми.

Нехватка квалифицированных   рабочих,
особенно в. отраслях; тяжелой индустрии,
тормозила наше дальнейшее продвижение
вперед. Учитывая это, советское прави-

тельство приступило к созданию трудовых  .

резервов, к организованной подготовке ра-
бочей силы, недостающей социалистиче-

ево ЗА 22
[Sg SESS

= =

И. КАЛИНИН, Г. М. МАЛЕНКОВ, Л. П. БЕРИЯ, А. А. АНДРЕЕВ, А. И. МИКОЯН, Н. М. ШВЕРНИК, Г. М. ДИМИТРОВ, Л. М. КАГАНОВИЧ,

Фото Ф. КИОЛОВА. (ТАСС).

СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ _

ской промышленности. Осуществление
Указа Президиума Верховного Совета СССР
о создании государственных трудовых ре-
зервов, т. е. подготовка за счет государ-
ства в ремесленных училищах и школах
фабрично-заводского обучения квалифици-
рованных рабочих, обеспечит дальнейший
неуклонный рост нашей промышленности.

Характерно, что в одной из иностран-
ных газет, в которой, как и во всей бур-
жуазной прессе, ко всем мероприятиям
советской власти относятся не очень до-
брожелательно, стремясь всегда охаять вее,
что предпринимается советской властью,—
в этой газете ‘писали, что при проведении
этого мероприятия в жизнь Советский
Союз ‘в области промышленности будет

первоклассной страной. Такие’ вещи мы’

‘не часто сльшним от наших врагов.
Обязанность наших ‘партийных, проф-
союзных, комсомольских -и хозяйственных
‘организаций . всеми . способами  помотать
созданию государственных трудовых pe-
зервов. Pech ined
Товарищи, я ‘уже говорил‘ вам, что
внешние события за этот год имели влия-
ние и на нашу экономику. Да и как же
им было пе влиять! Достаточно вспом-
нить, что с 1 декабря прошлото года на-

-Чалась ‘война с Финляндией, которая по-

требовала от нас известных усилий:
” Вы’ знаете; что силы природы здесь
‘были целиком ‘против советских войек.
Непроходимые леса, болота, глубокие  ене-
‘га, морозы, которые на протяжении. почти
всей кампании’ держались на’ уровне
40 градусов, мешали полному применению
наттей военной техники. ‘
Но’ советские войска показали, что по
существу для-них`нет препятствий. Через
3 месяца Финляндия должна была‘ подни-
сать мир на. условиях, предложенных Co-
ветским Союзом. _ Bt ot
  dra polina ele не нашла своего лето-
писца. И вообще ‘у нас слишком мало Ha-
писано ‘о замечательных, ‘исключительно
героических ‘подвигах наших частей и от-
дельных. людей в период финской ` кампа-
НИИ.

Продажная буржуазная пресса клевета-
ла на Красную Армию. Однако, в конце
концов, целый ряд корреспондентов дол-
жен был расписаться и’ засвидетельство-
валь в той же буржуазной прессе, что они
цавали лживые корреспонденции, чтобы
опорочить Врасную Армию.

думаю, наше военное ведомство по-

старается восстановить в печати подлин-
ную картину этой войны.

За финскую кампанию награждены ор-
денами, медалями и другими знаками от-
личия многие воинские части, десятки. ты-

`‘сяч бойцов, командиров, политработников и

других ее участников. Конечно, достойных
награды было неизмеримо больше. 06 этом
свидетельствовали сами награжденные при
получении орденов. 405 человекам при-
своено звание‘ «Герой Советского Союза».
А это у нае = высшая награда, которая
дается за исключительные подвиги.

Уже одни эти цифры говорят о добле-
сти и геройстве нашей Красной Армии.
Значит, та любовь, которой пользуется у
нас Красная Армия буквально среди всего
населения, как видите, полностью. оправ-
дана перед народом. :

Товарищи, в этом году значительно вы-
росла территория и численность населения
Советского Союза за счет присоединивших-
‘ся к нам. трех. республик: Эстонии, Латвии
и. Литвы.

_ Это присоединение . очень характерно.

„Я лично не знаю в истории подобных при-
-меров. - ay

20 лет господствовали. капиталистиче-
ские клики в Эстонии, Латвии. и  Литве.
20 лет они`вели: агитацию, стремясь при-
вить своим народам ненавиеть к. Советско-
му: Союзу. И все-таки’ они не смогли за-
тлушить глубокого  чуветва симнатии этих
народов к Советскому Союзу.

<’ Прежние правительства Эстонии; Лат-

вии и Литвы, которые ‘фактически пе

`имели_ опоры > в. народе; должны. были
 ] уступить место народным правительствам.
A эти, правительства, ‘выполняя ‘волю сво-
1 их народов, обратились. к советскому пра-
вительству с просьбой о присоединении к.
СССР. `Конечный: результат . таков: -сегод-.
ня Эстония, Латвия. и Титва являются пол-.

ноправными.. республиками великого Co-

ветекого Союза. 8
.- Вот вам конкретное проявление глубоко-

к СССР. ее
‚В этом же году была исправлена боль-
шая историческая несправедливость вос-
соединена Бессарабия с Советским Cowsom.
Надо вспомнить всю вероломность ру-
мынских бояр и капиталистов. В прош-
‘лую мировую войну Россия’была союзни-
ком Румынии. Русские войска дрались па
румынском фронте, защищая румын от
терманских войск. А вот когда у нас в

‘власти пришли рабочие и крестьяне, ру-

мынские бояре и капиталисты, воспользо-

‘`вавшись нашей временной военной слабо-

стью, захватили часть нашей территории.

Теперь мы возвратили Бессарабию и
Северную Буковину, населенную- украин-
Цами. Излишне говорить, с каким востор-
гом бессарабцы и украинцы Северной Бу-
ковины присоединились к Советскому Co-
юзу. Это великолепно испытали на себе
части нашей Красной Армии, которые
восторженно встречались населением этих
территорий.

Итак; товарищи, около 23-х миллионов
паселения присоединилось за этот тод к
Советскому Союзу. Они только что присое-

го чувства симпатии народов этих стран

динились, но кажется, что это как-будто
старые советские территории. Они полу-
чили все права советского гражданства,
начиная от почетного права служить в
Красной Армии. А армии Эстонии, Латвии
и Литвы целиком влились в состав Крас-
ной Армии. И уже один этот факт пока-
зывает, насколько велико, насколько проч-
но действительное братство народов Совет-

Ye.