и ша

К 30-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ Л. Н. ТОЛСТОГО

ШЕНГРАБЕНСКОЕ

Жи EF ERS PRES

СРАЖЕНИЕ —

НЕОПУБЛИКОВАННЫЙ ВАРИАНТ ГЛАВЫ ИЗ «ВОЙНЫ И МИРА»

*

*

*

Непревзойденный реализм Льва Толстого при изображении войны рождался
у писателя в результате его ни с чем несравнимого, долгого, упорного и мучительного
труда над своими произведениями. Так, описание заграничного похода русских войск
Толстой пересматривал в рукописи и в корректурах 13. раз. Картину шенграбенского
сражения, во время которого, по словам Наполеона, «Несколько русских батальонов
проявили бесстрашие», Л. Н. Толстой нарисовал с необычайной художественной силой
и глубиной. Это был героический бой, когда четырехтысячный отряд Багратиона сра-
жался с сорокатысячной французской армией. Главы, в которых описывается Шенгра-
бен, переделывались Л. Н. Толстым не менее 8 раз. Публикуемый ниже отрывок
является самым ранним вариантом этого писания. Отрывок взят из черновых рукописей
«Войны и мира», подготовляемых в настоящее время к печати.

* ;

Когда Багратион вернулся к авангарду,
канонада гремела’ со всех сторон, переби-
ваемая трескотней ружей. Дым‘ пороховой
стлалея низом, справа и слева виднелись
колонны неприятеля. И спереди в том са-
мом Шенграбене, где еше утром он завтра-
кал и где подлё него играли песком дети
— Перед Шенграбеном там, где варили
кашу, чернела огромная масса неприяте-
ля. Черта смерти лежала теперь между
тем мирным селением, где играли дети, и
случайным местом, ничем прежде не озна-
ченным, на котором стояли наши четыре
орудия. В ним то и под’ехал Багратион.
От Бутузова Батратион ехал рысью, всё
на той же любимой им сухоголовой, KaB-
казской лошади. Он не поскакал; как жда-
ли этого ето ад’ютанты. Он берег лошадь,
предполагая, несмотря на поздний час, ей
еще много работы. На лице его было. на-
писано серьезное спокойствие. Либо on
всё понял и всё решил, либо он ничего не
понимал, но. всё-таки решил. Решил, что
двух смертей не. бывать и что умирать
надо прилично. Спокойствие, и приличие,
и ясность (происходящая должно быть
от этого решения) были главными черта-
ми его выражения. За. ним ехали свитский
офицер ад’ютант, ординарец Жемчужин и
аудитор, штатекий чиновник, в штатской
птинели, © веселым, невоенным лицом, на-
тирая себе колени на жестком казачьем
седле и составляя главный предмет вни-

мания Жемчужина. Как только ядро про-.

летело над ними и взрыхло землю где то
сзади их, Багратион остановил лошадь и
поехал тем красивым, покойным кавказ-
ским аллюром, которым ходят черкесские
лошади. Лица свиты изменились, на всех
показалась около рта и нодбородка та чер-
та волнения, которую каждый старается
скрыть под преобладающим настроением.
Жемчужин продолжал трунить над ездоком
аудитором, аудитор жаловаться на свои
стертые ляжки, свитский офицер, щурясь,
приглядываться и иметь вид, несмотря на
ядра, соображающего. Багратион продол-
жал иметь вид человека давно все предви-
девшего и ничем неудивимого и давно,
давно все решившего.

День был пасмурный, сырой, был уже
третий чае и вдали дым, еливаясь с се-
рым горизонтом, скрывал движенья войск.
Под’ехав на звук выстрелов к ящикам по
KYKYPYSHOMY жневью, где орудия, проез-
жая, проложили, вминая солому, первые
вязкие следы, Багратион остановился ий
поглядел на прислугу и ездовых, которые
липли около ящиков и передков, как буд-
то ужимаясь от ядер, которые здесь часто
перелетали.

— Чья рота? — сказал он, вглядыва-
явь в солдат. Он сказал: чья рота?, а
всем понятно было, глядя на его свободно
спокойное лицо, что он говорил: ,

«Уж вы не робеете ли? А коли робеете,
смотрите на меня». Все поняли. Однако из
приличия ‘фейерверкер, весело подбегая,
сказал:

— Штабе капитана Тушина — и 2-й
нумер, достававиеий заряд, подпрыгивая
подбежал к ящику.

— Давай горячих, горячих и при ге-
нерале,—- проговорил он смеясь.

— Tax!— теперь, как будто сказал
Багратион и приемом старого хорошего
ездока, чуть шевельнув ногой и поводьями,
тронул лошадь, которая ‘настораживала
уши и бойчее обыкновенного шла под се-
доком, под’ехал к: батарее. Аудитор трясся
рыецой на каретной лошади.

— Поспело масло? — всё
Жемчужин.

Вперели передков и ящиков над скатом
стояли по своим вязким следам четыре
орудия, снятые © передков. Крайнее толь-
ко что зазвенело, оглушая всех. выстрелом
и в дыму, который сырой. ветер. нес на
нае, видны были артиллеристы, в то же
мгновение подхватившие и, напрягая силы,
накатывавшие его опять на прежнее место.
Небольшой, сутуловатый человечек, сла-

спрапевал

бенький человечек Тушин, е фуражкой- на:

затылке стоял у орудия и видимо старал-
ся дать себе вид равнодушного человека.
Он не мог вывернуть клина.

— А, чорт возьми, — досадливо про-
говорил он. Солдаты были вялы, когда
под’ехал Багратион. Дело казалось Туши-
ну безнадежным и он все силы употреб-
лял, чтобы равнодушным казаться при
приближающемся начальстве. Посмотрев на
Багратиона, он повеселел. Посмотрев” на
него, повеселели солдаты. Тушин лег на
орудие, прицеливаясь.

— Еще, еще, — говорил он. — Эка
чорт! перепустил, — говорил он‘ своим,
не шедиим к нему, молодповатым говором,
в то время, как генерал под’ехал к нему.
С левого фланга зазвенело, задышало и
отлушило другое орудие. Тушин вздрогнул.

— Ты по ком стреляешь? — спросил
Багратион у Тушина.

— Ая так, ваше превосходительство.—=
Он отошел и своей невоинственной, нелов-
кой манерой, полнимая руку к козырьку,
подошел к Батратиону.

— Хочется эту пехоту осадить мало-
мальски, ваше сиятельство, — сказал он,
молодецки выставляя ногу. В это мгнове-
Hue пролетело близко ядро. Тушин при-
тнулся, но, улыбнувшись, тотчас же вы-
ставил ноту,

— Эшь шкура. Дай доберусь до тебя, —
сказал он и ухарски скомандовал: — вто-
poe,— но, несмотря. на свое ухарство,
вздрогнув, как женщина, при выстреле.
Ara, осаживать стали! — сказал он,
вглядываясь в войска, которые стали опять
стягиваться в деревню с выгона, на кото-

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40, Ленинградское тоссе, улица «Правды», дл, 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный днем—Д 3-31-72; ночью-—Д 3-30-56; отделов: вн
рабочей, железнодорожной и служащей молодежи — Д 3-3
н исьусства — Д 3-31-53; обзоров печати и фельетонов —Д 3-38-38; иллюстрационный — Д 3-30-22; писем — Д 3-31-63;

а ИИ,
613320. :

ции — Д 8-30-69; школ’ и пионеров — Д 3-30-46;

*

*

ром они стояли, и всякую минуту приги-
баясь.

— Перцов! — крикнул он, — круши,
брат. — Переложив свой язык налево, он,

жуя его и перекашивая свой слабый рот,.

пошел к левому флангу орудий и спотык-
нувшиесь упал и, поднявшись, слабо улыб-
нулся. Багратион приказал стрелять гра-
натами по пехоте, Фойерверкер шопотом
предложил брандекугелями по деревне.
То-то бы важно. Ваше сиятельство,
не прикажете?..

— Что же, попробуй.

Свитский офицер между тем обратился
к Багратиону. у a

—- Ваше сиятельство, атака на правый
фланг, гренадеры, должно быть, выводят
батареи. Прикажите отступать, Ваше сия-
тельство, прикажите, -—— проговорил он
испутанным голосом.

— Всё отступать, погоди, братец. Дай,
братец, оглядеться, братец,— сказал Ба-
гратион, глядя налево ‘на стену гренадер,
которые, раздвинувшиеь, били выютрел за
выстрелом артиллерией нашу пехоту. Ба-
гратион выпустил дух, как это делают
просыпающиеся люди, стал оглядываться.
С горы, на которой стоял Багратион, всё
было. видно. Впереди, прямо внизу, лежал
Шенграбен, из которого пыталась и не
могла выйти Ффранцузекая пехота, перед
ним на дороге перестреливались стрелки.
Справа туда, куда показывал свитский
офицер, жневье, на котором, стояла артил-
лерия, отлогим скатом спускаясь вниз,
упиралось в раздетый, высокий, дубовый и
буковый лес, через который шла деревен-
ская дорожка в деревню” Грунт. На этой
дороте стояли спиной к лесу, на который
смотрел Тушин, там (2 слова неразобра-
ны) 6 огерской и Киевской. гренадерской,
спиной к лесу. Ближе от артиллерии на
жневье, виднеясь на темном лесу, позади
пехоты стояли наши драгуны. Видно было,
как они садились. Французы, обойдя Шен-
грабен, подходили к пехоте, стоявшей пе-
ред лесом и били по ней. Это был отряд
Сульта, который должен был бетазег. Вид-
но было, как пехота волновалась и как
высымлали роту за ротой, чтобы усиливать
цель впереди. Слева под горой, где около
речки шла дорога большая, были луга и
в этих лугах, засохнувших около речки,
видны были наши пехотные полки, частью
скрытые горой и частью видные на край-
нем левом фланге. Около деревеньки кра-
снелись Павлоградские гусары. Там еще не
начиналась атака. Но не успел Багратион
отлядеть правый фланг, как далеко за реч-
кой, слева у. постоялого двора, в который

—

утром ездили офицеры пить пиво, показа-.

лась кавалерия, переправляясь через мост
у постоялого двора.

— Ваше сиятельство, — шопотом ска-
зал аудитор свитекому офицеру, указывая
налево, — обходят и там, — и он указал
налево. Свитский офицер ничего не отве-
тил, посмотрел и также пюпотом, должно
быть это было. очень. важно, сказал Багра-
тиону. Батратион посмотрел так, как буд-
то это было так им самим приказано и,
послав ад’ютанта с приказанием налево,
шагом поехал направо. Прежде, чем уез-
жать, он приказал генералу, командовавше-
му в центре там, тде была батарея, отету-
пать в Грунту, он указал на деревню сза-
ди. Свитский офицер внушил Тушину, что=
бы артиллерия шла вперед, потому что пе-
реправа плоха. Тушин только сказал:—
знаю — и следил за первым выстрелом
брандскугелем, посланным в деревню,

— Не любят, — говорил он пехотным,
которые лежали по сторонам и жались и
относили раненых. \

Багратион шагом под’ехал направо. Под
огнем артиллерии, который страшно уси-
лилея, пехотные перед лесом толпами носи-
ли раненых и, бледные, стояли под вы-
стрелами.

Багратион подозвал старичка полкового
командира. Странны были вго седины под
ядрами. Полковник от’ехал.

— Не носить раненых, — сказал
ротным.

— Буда! Стой! — закричал Багратион,
подскакивая к роте №. толстого, которая
бежала. К. несли.

oH

— Стой, назад! — солдаты останови-
лись удивленные, что И. стоит.
— Изготовьея, =— закричал Багратион

оживляясь и отскакивая от фрунта. Оста-
новленная рота побежала в рассыпную.
Солдаты прикладывались,

Белкин грациозным шагом отбегал и от-
талкивал рукой ружья у солдат, которые
прикладывались. Гренадеры в шапках при-
ближалиеь во весь дух под изволок. Так
хотелось бы увидать их.

— Ваше благородие,
сказал фейерверкер.

— Врешь, не стрелять,—кричал  звон-
ко Белкин. Впереди уже виден был офицер,
который зажмурившиеь скакал. Он взгля-
нул, оглянулся и полк наскакал на него,
Кто-то выстрелил прежде команды и огонь
затрещал по всей шеренге. Гренадеры ска-
кали в сторону назад, один только лежал
с лошадью на’ жневье. С боку из-за леса
послышался топот и мимо пехоты проска-
кали драгуны вслед за французскими гре-
надерами. Но в то же мгновение показа-
лись и послышались стрелки правее. И не
спрашивая приказания, рота Белкина с
ним впереди пошла на пих. Французы шли,
русские шли ближе, ближе. Белкин молод-
цом, вхруг выстрел и Белкин упал...

прикажите, —

Через час все затихло, французы оета-
новились. Багратион отступил и не развел
отней, Славная ретирада была совершена.

И ЕЕ Е

KOMCOMO Jb

ВОЙНА
В ЗАПАДНОЙ
ЕВРОПЕ

СВОДКА ГЕРМАНСКОГО
КОМАНДОВАНИЯ

БЕРЛИН, 15 ноября. (ТАСС). Tepman-
ское информационное бюро передает сле-
дующую сводку верховного команхования
терманской армии:

«Несмотря на сильный шторм, 14 ноя-
Opa германская авиация продолжала пла-
номерные разведывательные и ‘бомбарди-
ровочные полеты. На расстоянии 500 км.
к западу от Ирландии терманский тяже-
лый бомбардировщик нанес двумя бомбами

тяжелые повреждения антлийскому TOPTO-  ,

вому сулну тоннажем в 5.000 регистровых
брутто-тонн.

Терманокие пикирующие  бомбардиров-
щики сбросили бомбы на радиостанцию в
Дувре; здания радиостанции повреждены
тремя бомбами крупного калибра,

В ночь на 15 ноября, после того как
погода. прояснилась, германская ‘авиация
предприняла массовый налет Ha важные
военные  об’екты Центральной Англии и
нанесла противнику тяжелый удар. 060-
бенно ожесточенным и успешным был на-
лет крупных соединений бомбардировщи-
ков генерал-фельдмаршалов Кессельринга
и Шперле на Ковентри, где были сброше-
ны бомбы крупного калибра на многие
заводы авиационных моторов” и крупные
сооружения авиационной промышленности,
& также на другие важные в военном от-
ношении об’екты. Бомбами вызваны силь-
ные разрушения. :

В ночь на 15 ноября крупные неприя-
тельские силы пытались атаковать Бер-
лин, но задуманный массовый налет не

был выполнен благодаря эффективному ог-

ню зенитной артиллерии. Только 12 ан-
тлийских самолетов проникли к Берлину».

БЕРЛИН, 15 ноября. (ТАСС). По поводу
вчерашнего налета . германской авиации
на город Ковентри-—центр английской
авиационной промышленности— Германское
информационное бюро передает, что бер-
линские ‘авторитетные крути оценивают
этот налет как самый большой в истории
воздушной войны. В налете на Ковентри
приняло ‘участие более 500 самолетов,
причем каждый из них сбросил по тысяче
килограммов фугасных бомб. Вроме того,
было сброшено 30- тысяч килограммов за-
жигательных бомб. Бомбы поразили как
крупные, так и мелкие предприятия Во-
вентри. Возник огромный пожар, зарево
которого было видно за 200 километров.

Как утверждает Германское информаци-
онное бюро, бомбардировкой разрушены за-
воды моторостроения «Стандард мотор ком-

пани», «Даймлер и к-°» и другие. Вчера

же -германская. авиация произвела налеты
на Лондон, Дувр и несколько городов
Южной Англии. Как установлено, герман-
ские потери за вчерашний день составля-
ют 8 самолетов, английские потери — 15
самолетов.

АНГЛИЙСКИЕ СООБЩЕНИЯ

ЛОНДОН; 15 ноября. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает коммюнике министерства
авиации, в котором говорится, что впер-
вые со времени начала германских массо-
вых воздушных налетов действия герман-
ской авиации в ночь на 15 ноября. были
направлены главным образом против Цен-
тральной Англии. Весьма интенсивная ата-
ка была предпринята на один из городов
в Центральной Англии, в котором вепых-
нуло много пожаров, причинивших значи-
тельный материальный ущерб.

ЛОНДОН, 15 ноября. (ТАСС). Атентетво
внутренних дел и внутренней безопаено-
сти, в котором говорится, что германская
авиация полвергла в ночь на 15 ноября
усиленной бомбардировке Ковентри (Цен-
тральная Англия). В коммюнике говорится,
что воздушный налет на Ковентри можно
сравнить © крупнейшими ночными нале-
Tamu на Лондон. Германские самолеты бы-
лн ветречены сильным огнем английских
зенитных батарей, что заставило против-
ника держаться на большой высоте и за-
труднило ему точную бомбардировку рас-
положенных в Ковентри промышленных
предприятий.

По предварительным сведениям, челове-
ческие жертвы исчисляются в 1 тысячу
человек.

(Ковентри — железнодорожный узел,
один из крупнейших центров автомобиль-
ной, авиационной и авиамоторной промыш-
ленности Англии, центр. велосипедной про-
мышленности).

Рейтер передает сообщение, в котором го-
верится, что в ночь на 15 ноября англий-
ская авиация вновь подвергла усиленной
бомбардировке военные об’екты Берлина.

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ЗАЩИТА
АНГЛИЙСКИХ ШНОЛ

ЛОНДОН, 15 ноября. (ТАСС). Комитет
по координации мероприятий в области
противовоздушной обороны гражданского
населения, председателем которого. является
известный английский ученый и обще-
ственный деятель проф. Холдейн, разослал
письмо. всем ‘учительским организациям
Антлии с практическими предложениями
по улучшению бомбоубежиш в школьных
зданиях. В письме указывается, что во мно-
гих школах в качестве единственного сред-
ства противовоздушной защиты  рекомен-
дуется либо ложиться на пол, либо. искать
убежища в безопасных местах здания, либо
же отсылать детей в бомбоубежища,  нахо-
дящиеся в недалеко расположенных от школ
зданиях.

Вомитет проф. Холдейна в своем письме
предлагает тип бомбоубежища, которое мо-
жет обеспечить достаточно надежную за-
щиту школам. Такое бомбоубежище должно
быть безопасным, хорошо оборудованным и
освещенным, чтобы школьники могли‘ про-
должать в нем учебу. i

Бомбоубежище должно обеспечить за-
щиту даже в случае прямого попадания в
него 500-фунтовой бомбы. Стоимость та-
кого убежища составит 10 фунтов crep-
лингов на одного школьника, & при уело-
вии оборудования убежища для ночлега—
16 фунтов стерлингов.

С

3-80; студенческой молодежи — Д 3-31

КАЯ ПРАВДА

ЕС I TIC ea

MET ИЛА

Военные действия в Греции

Агентство
сводку

РИМ, 15 ноября. (ТАСС).
Стефани передает следующую
итальянского командования:

«В Эпире отмечается обычная актив-
ность патрулей и артиллерии. Наша авиз-
ция произвела многочисленные повторные
бомбардировки с пикирующих полетов во-
енных об’ектов Корфу, Лариссы и Арго-
столнона. Бомбардировке подвергся также
перешеек между озерами Большов и Ма-
лос Преепа, артиллерийские позиции про-
тивника, аэродром Флорины, где уничто-
жены на земле или серьезно повреждены
пять самолетов, зона Янина-—Валибаки—
Мецовон, сектор Кориццы (Ворча) и залив
Суды (остров Врит). Во время воздушного

cs
или а
ron } че opm :
вы $ oe Soe Fn м9

leat Se Pa, РАН Ссалони
с 2; 1. морово 9 м

a

nee

и
>

th ь
S

$

Ц:
НОЕ

нак ор
32 Кони a

‘ либак

: а
fx I

wie
“a, TpuKnan

. A a
; Патры о Афины!

i eee
28%
фальлиния Корин 2 А
Е ©. эги =

Tprsnagr

= о Закинф =

_100 KM: о.Кры = ae

—

боя cOuro 13 неприятельских самолетов
различных типов»,

АФИНЫ, 15 ноября. (ТАСС). Греческое
телеграфное агентство передает следующее
коммюнике верховного командования гре-
ческой армии, опубликованное вечером 14
ноября: с

«На всех фронтах отмечалась оживлен-
ная деятельность пехоты, артиллерии ий
авиации. Нами захвачено более 200 плен-
ных и различные военные материалы. На-

ша авиация подвергла бомбардировке аэро-.

хромы в Порча и Аргирокастрон, уничто-
жив на земле самолеты противника. Бом-
бардировке подверглись также походные
колонны противника. В воздушных ‘боях
нами сбито 11 самолетов. Кроме того, по-
видимому, ‘серьезно повреждены еще 10
самолетов. Один из наших самолетов не
вернулся на свото базу».

аба английских
официальное сообщение шт
военно-воздушных сил в Греции:

«В ночь е 12 на 13 ноября ри
бомба, вщики вновь совершили на
на Bene и Дураццо. Отряд английских
бомбардировщиков дальнего радиуса дей-
ствий подверг бомбардировке нефтеочисти-
тельный завод в Бари. Во время бомбар-
дировки Валоны на склады боеприпасов
были сброшены фугасные и зажигательные
бомбы. В результате бомбардировки про-
изошли взрывы и возникли пожары. Kpo-
ме того, был совершен налет на автомо-
бильный парк. Пикирующие бомбардиров-
щики атаковали и причинили значитель-
ный ущерб одному из аэродромов. К югу
от‘ Валоны бомбардировке подверглось
крупное судно».

РА 15 ноября. (ТАСС). Афинский
корреспондент газеты «Политика» пишет:

«Из официального источника сообщазт,
что в’результате отступления итальянских
войск в Тайоне Пинд и греческого насту-
пления на правом фланге по направлению
к Корче ситуация на фронте изменилась.
Греческое ‘верховное командование взяло
инициативу в свои руки. По сведениям
из Янины, итальянцы в районе реки Ба-
ламас оставили взятый ими город Филиа-
тес и начали укреплять свои северные
позиции».

НЬЮ-ЙОРК, 15 ноября. (ТАСС). По со-
общению афинского корреспондента агент-
ства Юнайтед Пресс, греки начали общее
наступление на всем протяжении албан-
ской границы. Итальянцы отетупили 3a
реку Каламае в нескольких пунктах. Греки
пытаются не допустить укрепления италь-
янцами своих позиций на границе.

В греческом наступлении принимают
участие пехота, кавалерия, греческие и
английские самолеты, горная артиллерия
и танки. Греческая кавалерия атаковала
итальянцев в секторе Калибаки, к северо-
западу от Янины. Итальянцы отступили
се первой линии обороны. Между горами
Пинд и Кориццей происходит серьезное
сражение. Итальянцы вынуждены были
оставить укрепленные позиции. Через три
часа после начала наступления греческие
горные войска овладели важной в страте-
гическом отношении возвышенностью вы-
сотой в 4.500 футов.

Итальянцы перебросили большое коли-
чество войск на фронт, пытаясь приоста-
новить греческое продвижение в южной
части Албании. Наблюдатели полагают,
что итальянцы перешли от наступления
к обороне.

Бомбардировка итальянских и албанских
портов, проведенная за последние дни анг-
лийскими и греческими самолетами, поме-
шала прибытию подкреплений из Италии.
Греческие войска контролируют дорогу к
юго-востоку от Кориццы. По’ сообщению
из Янины, греки систематически продви-
таются на албанскую территорию, угрожая
итальянским коммуникациям.

‚ ПОДРОБНОСТИ АНГЛИЯСКОГО НАЛЕТА НА ТАРАНТО

НЬЮ-ЙОРК, 15 ноября. (ТАСС). Кор-
респондент агентства Ассошиэйтед Пресс,
находящийся © английским  средиземно-
морским флотом в районе Таранто, под-
тверждает сообщения о том; что англий-
ские военно-морские бомбардировщики про-
никли 11 ноября за линию внутренних
укреплений Таранто и сбросили бомбы
большой взрывной силы. Шо словам кор-
респондента, летчики видели, как вепых-
нуло пламя на итальянском  линкоре
класса ‘«Литторио» водоизмещением в 35
тысяч тонн. Были также нанесены повре-
ждения двум другим линкорам класса
«Кавур». Английская воздушная разведка
позднее обнаружила, что линкор класса
«Литторио» все еще горит; один линкор
класса «Кавур» наполовину затонул, а
другой доставлен к берегу, чтобы предот-
вратить его гибель.

ЛОНДОН, 15 поября. (ТАСС). Атентство
Рейтер передает, что английская авиация
предприняла новые разведывательные по-
леты над базой итальянского военно-мор-
ского флота в Таранто. В результате этих
полетов удалось установить, что в ночь
с 11 на 12 ноября английская авиация
вывела из строя 3 итальянеких линкора.
Итальянцы стремятся ° спасти линкор
класса «Литторио», который после бом-
бархировки почти полностью погрузился в
воду и сильно накренилея на правый борт.
По обе стороны корабля находятся вепо-
могательные и спасательные суда. Нос
корабля поднят, и теперь, повидимому, по-
врежденный линкор будет доставлен в
порт.

Разведывательные полеты подтвердили,
что два линкора класса «Кавур» .получи-
ли большие повреждения. Один из этих
линкоров отбуксирован к берегу, и около
него находятся вспомогательные суда.
Второй линкор этого класса, повидимому,
брошен итальянцами. Этот корабль силь-
но накренился на правый борт, и из воды
выетупают только палубные надстройки
носовой части линкора. Летчик одного из
английских разведывательных самолетов
сообщил, что у входа в сухой док им за-
мечено 4 потопленных корабля.

хх +

ЛОНДОН, 15 ноября. (ТАСС). Агентство
Рейтер приводит следующие данные о ко-
раблях ‘итальянского Флота. Итальянские
линкоры класса «Литторио» имеют водо-
измещение 35.000 тонн каждый и явля-
ются наиболее современными кораблями
итальянюкото флота. Известно, что из 4
заложенных кораблей этото типа было
спущено на воду только два. Эти два лин-
кора были переданы итальянскому флоту
в мае этого года. На вооружении линкора
этого клаюса находятся девять 15-дюймо-
вых орудий и,24 других крупнокалибер-
ных орудия, а также 40 зенитных пуле-
метов. Скорость корабля, на борту кото-
рого находятся 3 самолета, составляет 30
узлов. Экипаж корабля обычно состоит ‘из
1.600 человек. Линкоров класса «Кавур»
Италия имела 4. Вее они были рекон-
струированы в последние годы.

Эти ‘линкоры вооружены десятью 12,6-
дюймовыми орудиями и друмй артилле-
рией, в том’ числе 39 зенитными пулеме-
тами каждый. Каждый корабль имеет 4
самолета и экипаж численностью в 1.100
человек. Водоизмещение линкора этого
класса ооставляет 23.623 тонны. .

ВОЕННЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И ИТАЛИЕЙ

БЕРЛИН, 15 ноября. (ТАСС). Германское
информационное бюро передает, что
ноября в Иннебруке состоялись военные
переговоры между представителями верхов-
ного командования Германии и Италии
о совместном военном руководстве. Пере-
говоры вели руководитель верховного
командования терманских вооруженных сил
генерал-фельдмаршал Кейтель и начальник
штаба итальянских вооруженных сил
маршал Бадольо. Кроме них в переговорах
участвовали с германской стороны гене-
рал от артиллерии Иодль и терманский
военный атташе в Риме тенерал-лейтенант
фон Ринтелен, с итальянской стороны гене-
рал-майор Гандин и итальянский военный

атташе в Берлине — тенерал-лейтенант
Маррас.
ere
JIABAJIb BOSBPAUILAETCA
В ПАРИЖ

БЕРЛИН, 15 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает Германское информационное бюро, из
Виши сообщают, что заместитель председа-
теля совета министров Лаваль, который
сегодня утром был вызван из Парижа для
участия в заседании французского совета
министров, сегодня же должен возвратить-
ся в Париж, чтобы продолжать переговоры
с германскими властями, :

-92; крестьянской молодежи — Д 3-37. 01;

Типогравия газзты «Правда» имени Сталина.

утренней информации — Д 1-68-94. Д 3-38-19: комсом

военно-физкульт ь on -37-
ры И ор ый отдел — Д 3-37-28

ЗАБАСТОВКА ПОРТОВЫХ РАБОЧИХ
В ФИНЛЯНДИИ

ХЕЛЬСИНКИ, 15 ноября. (ТАСС). Газе-
та «Суомен сосиали-демокраатти» в номе-
ре от 13 ноября сообщает, что в Пиэтар-
сари (Якобстах) 12 ноября началась за-
бастовка грузчиков местного порта. Рабо-
чие требуют повышения заработной пла-
ты. Социал-демократическая газота ечита-
ет эту забастовку «дикой», так как она
начата без разрешения профсоюзов.

—<

ВОКРУГ СВЕТА

О Испанский минис HHOCT
eee выехал в Por: Ranta eA

© Из числа французских женщин, про-
живающих в настоящее время на’ террито-
рии Англии, будет создан вспомогательный
корпус для оказания помощи войскам ге-
нерала де Голля.

О 13 ноября в Стокгольме состоялась
конференция учителей. Участники конфе-
ренции потребовали от правительства госу-
mone Cas компенсации тем учителям, ко-

ые ли ‘призваны
и oh Ra  внеочередную

О Английские власти в Бирме начали
призывать в армию население Бирмы и при-
cay строгие меры борьбы против шпио-

© Как передают из Ка
обратился к министру
Абдул Гамид Сулейману с просьбой, чтобы
он и его коллеги по кабинету продолжали

свои функции до назначения нового премь-
ер-министра.

‚ король Фарук
инансов Египта

г. № 266 (4748)

+ ЕН ЕО

16 ноября 1940

ЕО ЕЕ ИИ

НА РИНГЕ

и НА ЗВАНИЕ АБСОЛЮТНОГО
ВО ЧЕМПИОНА СССР ПО БОКСУ,

первенство на звание alco.
лютного чемпиона по боксу собрало вчера
в Госцирке не ‘только любителей, пол
мпогих увидевших «благородное искуссть
защиты» впервые.
мА ке вышли лучигие боксеры Совет.
ского. Союза. Здесь Андро Навасардов, (ер-
тей Александровский, Гайк Исраелян, Олег
Загоруйченко, Иван Ганыкин и, наконел,
в первый раз вступившие на столячный
ринг боксеры Советской Эстонии — Антол
Раадик и Мартин Лицнамяги.
Представитель Всесоюзното комитета по
делам физкультуры и спорта тов. Муравьев
приветствует боксеров, главный судья 70.
Орехов об’являет состав. участников, и бо
начинаются.

‚ Первая ‚ пара: Исраелян—Александров-
ский. Уже во втором раунде Александров
ский посылает своего противника в пок-
даун. Весь последующий бой он проводит
очень обдуманно (и, используя слабую за-
щиту Исраеляна, добивается победы,

Судья вызывает на ринг Раадика и 3а-
горуйченко. Мы многое слышали о мастер-
стве нашего нового товарища. 120 одл-
циальных матчей и первенство Exponm
1939 года в среднем весе—таков боовой
список 23-летнего боксера Раадика. (тах
краснофлотца Олега Загоруйченко, одного
из сильнейших наших средневесов, нё так
велик-—в его боевом списке 28 матче,
Тотчас после гонга Раадик предлагает ис-
ключительно быстрый темп. Этим он на-
поминает Ганыкина, но к быстроте Paar
присоединяет мощный удар. Впрочем, ас-
сортимент. ето ударов не широк-—это глав-
ным образом крюки, однако, владеет ox
ими с большим блеском. Загоруйченко по
сумел остановить стремительного натиска,
И во многом поучительный. бой оканчи-
вается нокаутом в третьем раупде. Зрители
горячо приветствуют. победителя.

Последняя встреча первого дня сореэно-
ваний тажже представляла исключительный
интерес. Здесь сошлись Назвасардов и Лин-
намяги. Несмотря на хорошую технику
эстонского чемпиона, инициатива с первых
же раундов была захвачена Навасардовых,
Он навязал партнеру ближний бой, в №-
тором показал свое преимущество и вы-
играл по очкам.

19 ноября второй день соревнований,

В. ВИКТОРОВ.
Serer ot arte

KAPTA HE®TEHOCHOCTH
«ВТОРОГО БАКУ»

Недавно в Москву вернулась экспедиция
научных работников Института  торючих
ископаемых Академии наук СССР, обследо-
вавшая  нефтеносные районы «Второго
Баку».

В беседе с сотрудником «Комсомольской
правды» руководитель экспедиции проф.
С. Ф. Федоров рассказал:

— Систематические и комплексные ра-
боты, впервые проведенные нашей эвспе-
дицией по исследованию этого района, дают
основание предполагать, что богатейшие
нефтеносные залежи He ограничиваютя
треугольником Молотов-—Сызрань-—Иших-
баево, а простираются далеко на запал —

Четвертое

`за Волгу. Это открытие еще больше увели-

чивает значение «Второго Баку» и огром-
ные перспективы, которые раскрываются
перед ним.

Сейчас научные сотрудники института
работают нал составлением карты прогноза
нефтеносности «Второго Баку», на которую
будут занесены и открытые экспедицией
месторождения. Такая карта составляется
впервые.

—_—_<

Суд

«Неуловимый отец»

°Р. Гальперину 18 лет. Он женат, имеет
ребенка, работает, принимает. участие в
различных кружках, музыкант и танцор.

Таким выглядел Гальперин в кругу
родных и. знакомых. Но у него была и
другая жизнь.

В прошлом году Гальперин «влюбился»
в двух девушек одновременно. В январе
этого года двумя судами—одним в Москве,
другим в Павловом-Посаде -=— были выданы
два исполнительных листа на получение
с. Гальперина алиментов на содержание
двух детей,

Узнав 0б отом, Гальперин немедленно
«заболевает» и прекращает работу. Неодно-
кратно и, тщетно пытаются судебные
исполнители застать Гальперина дома или
обнаружить место ого службы. Гальперин
ухитрилея скрываться в течение девяти
месяцев.

Наконец «неуловимый» отец был задер-
жан и арестован.

Народный суд Киевского района Мос-
квы (судья тов. Гуриленко) приговорил
Гальперина к двум годам лишения свободы,

bt,

TENTS RAL REE AERTS RS REA EAC SSAA

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

СЕГОДНЯ в КИНОТЕАТРАХ =

aed sia ROME CE Cwm et =

«ПЯТЫЙ ОКЕАН» — Первый, Художественный,
Ударник, Форум Колизей, Родина (один
зал), Москва, пИкио им. Горького, Цеи-
тральный, Орион,
«БРАТ ГЕРОЯ»—Арктика, Юный зритель, Клуб
зав. «Серп и молот», Ленинтр, ПКно.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ, - Метрополь (два
зала), Востоккино, Баррикады, Таганский
ПКиО, Экран жизни, Авангард, Луч, Та-
ганский, Смена, Родина (олин дал), Спар-
Renown Арс, им. Ш Интернационала,

«БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ» — Метрополь (один вал),
Шторм, Центральный детский.

«РУОЛАН И ЛЮДМИЛА» — Первый детский,

«МОЯ ЛЮБОВЬ» — Буревестник. Молот.

«СНАЙПЕРЫ» (днем), «КАЗАХСТАН» (6 ч. веч.).
«ЧАЙКОВОКИЙ» (9 7.15 веч.) — Наука и

ПОСЛЕДНИЙ ТАБО

« Р» — Дина

«ГРУНЯ КОРНАКОВА» — face ov

«НА ДУНАЕ» — Заря, $

ии Б» — Кадр, a

« БОЛЬШОГО ГОРОЦА» — им. Моссовета,

«БОЛЬШОЙ ВАЛЬС» — Перекоп, —Повторко:о

ВЫСОКАЯ НАГРАДА

«ВЫ К »— Cno

«ТАЙГА ЗОЛОТАЯ» — Guracpe,

«ЗАКЛЮЧЕННЫЕ» — Экспресс.

«СЕМЬ ОСТРОВОВ», «КАЗАХСТАН» — Хроника.

«КАЗАХСТАН», «НА ТИХОМ ОКЕАНЕ» — Но;
BOCTH дня.

ольской зкизаи — Д 3-30-44; пропаганды и агита-
3 нностранной информации — Д 3-36-26; литеразуры

Изд. № 1115.

>

ee el te tan Renn cee