и

к:

‚ бпом материализме ХУНЕ века,

3 декабря 1940 г., №28

80 (4762)

о. МАИК ЕР

В колхозе имени` ХУП. партконференции села Стрижавка Винницкого района
драматический кружок под руководством колхозника Григория Павловича Бурбелка.
тавка», «Майская ночь», «Платон Кречет», «Шестеро  любимых» и другие
кальная комедия «Свадьба в  Малиновке». На снимке: активные участники.

и Уучетчик тракторной бригады И. ВАСИЛЕНКО.

Сейчас

ком:

Винницкой области 16 лет работает
Кружок ставит пьесы:  «Наталка-Пол-

готовится к постановке музы-
кружка — колхозница Н. ПШЕКЛЯС
Фото Е. КОПЫТА. (ТАСО).

И ВИ А А С О a Os heh dae

А климат-то оказался
подходящим !

В нашей школе созданы ‘интересные
вружки — юных животноводов и натурали-
стов, солекционный, геологический, почво-
ведения, автотракторный и другие.

Занятиями руководят учителя, имеющие
опыт работы в ‘сельском хозяйстве.

Ребята приобретают в кружках практи-
ческие навыки. Юные натуралисты имеют
в с906м распоряжении всего-навсего 450
квадратных метров земли. И все же юнна-
ты из своих грядках творили «чудеса»,
проделывали опыты с растениями, которые
нв произрастают в нашей. местности: рис,
я, конаф и другие.

Многие в Школе говорили: «пустая за-
тея», «Ничего не получится, климат не под-
ходящий!» и т. п. Но юннаты не’ падали
JVXOM, продолжали упорно работать. Baca
Чулннин и Лида Ротенко проводили опыты
над рисом. И что же? На шести квадрат-
ных мотрах они получили «настоящий»
р. Был собран неплохой урожай: при
исчяслении на тгектар-— 50 центнеров.
а Пшеничная, Тая Вихрова и Тая Гри-
торенко добились на своем участке высо-
во урожая кукурузы — 1.280 пудов с
тектара. Нюся Бондаренко, Виля Семенова
к другие зозделывали сою. Урожай — 600
Tye ¢ TekTapa.

(пытный участок юннатов расширяется
105,000 квадратных метров. Партийные и
хозяйственные работники района всячески
помогают юным натуралистам.

Юные животноводы также имеют успехи.
Ученики 10-го класса «А» комсомольцы
Вася Просвиров и Воля Гончаров шефетво-
BAI над лошадьми, которые теперь nepe-
мны в Красную Армию. Шура Соровин
випитат #5 ягнят. * И en
`За хорошее шефство над колхозным м0-
ходнявом десять учащихся нашей школы
были участниками Всесоюзной‘ сельскохо-
зяйственной выставки 1940 года. Предно-
затается, что 25 учащихея нашей школы
будут участвовать во Всесоюзной сельсхо-
хозяйственной выставке‘ 1941 тода.

Юные геологи обнаружили в нашем
районе гипс, фосфор, магнитный железняк,
слюду. Сейчас ребята ставят своей целью
узнать, каково залегание этих. минералов.

Полезны и увлекательны занятия в
школьных кружках. Они способствуют тру-
Хвому  воспитанию. детей.

И. ШКУРДОДА,

заместитель секретаря комитета
ВЛКСМ Даниловской средней школы.

Сталинградская область.

Педавно в «Комсомольской правде» была
опубликована статья «Воспитывать пионе-
ров в труде» *): Статья поднимаёт акту-
альные вопросы воспитания нашего под-
растающего поколения. Хочется поделить-
ся нашим опытом работы с детьми.

В апреле 1939 года на’ базе Дома пио-
неров и детского парка имени Н. С.
Хрущева в- Коломне была организована
детская агробиологическая станция. Стан-
ция имела запущенный участок земли,
три котлована под будущие парники — и
больше ничего. Перех только что органи-
зованным коллективом стояла задача —
своими силами освоить участок. Коллектив
был разбит на группы. Каждая группа pa-
ботала’ два раза в пять дней по полтора
часа. Ребята остеклили, потом набили пар-
ники, посеяли семена.

С наступлением теплых дней начались
работы’ на участке. Ребята выкорчевывали
сухие деревья, срезали бугры, засыпали
ямы, вскапывали почву под посев.
‚В моменту высадки растений в трунт
был освоен Участок — 0,35 гектара. Пио-
неры заложили 22. опыта.

В течение лета 63 юнната ухаживали
за посевами и вели всевозможные наблю-
дения. В соревновании юннатов Москов-
ской области молодой коллектив станции
занял третье место. Первые успехи еще
больше сплотили и воодушевили ребят.

Наступала ‘осень. Надо ‘было думать. о
том, как вести работу зимой. Ветал вопрос
о постройке‘ ‘оранжереи (теплицы). Это
сложнов“дело; но -и тут ребята He ждали
помощи взрослых. Они все делали” сами,
За три дня выкопали котлован. Потом бы-
стро переквалифицировались из’ «землеко-
цов» в «плотников» и «стекольшиков».
Сколько радости было, когда оранжерея с
полезной нлощадью 75 квадратных метров
была готова! Пионеры выполнили работу,
которая, по самым скромным подечетам,
стоит 26 тысяч рублей, а они затратили
только 840 рублей. Своими руками, не бо-
яеь труда во всех его разновидностях, тюн-
наты создали условия для своих любимых
работ.

Пришла зима с ее лютыми морозами, &
в оранжерее‘ появились первые всходы.

1) «Комсомольская правда». от 2 ноября
1940 г.

—

БИБЛИОГРАФИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ MAPKCHSHIA

‚ Г. Александров. «Философские предшественники марксизма». Изда-
ние 2-е, дополненное. Политиздат при UK ВКП(б). 1940 г. Стр. 208.

Энциклопедия  марксистско - ленинских   лизма. Однако в некоторых отдельных слу-
знаний-—«Краткий курсе истории ВКП(б)»   чаях мы можем ветретить у них гениаль-
ирает громадную роль в овладении боль-   ные ‘диалектические проблески.
Шевизмом многочисленными кадрами наших Автор книги совершенно прав, когда ут-
работников. Но было бы неправильно огра-   верждает, что наряду с Гегелем и Фейер-.
ничиваться в изучении марксизма-лени-  бахом французские материалисты, несмотря
визма только Иратким курсом. Нужно  на все их недостатки, были важнейшими
10616 его тщательного усвоения перейти   философскими предшественниками  мар-
К мубокому изучению основных произве-  ксистской философии, которая является
доний Маркса — Энгельса -—— Ленина —   преемницей всего лучшего, прогрессивпого,

злина. Надо овладеть ‘культурным  на-   что было создано мыслителями прошлого.
слеством, созданным до Маркса и Энгельса. Довольно большое и заслуженное место в

Вновь вышедшее второе  издание книги   своей книге тов. Александров уделяет ха-
. Александрова «Философские предшест-   рактеристике  нлассического — немецкого
венники марксизма» идет по линии   идеализма, Начав с анализа убогой немеп-

„разрешения этой залачи. Оно является цен-   кой действительности конпа ХУШ и начала

ным пособием, облегчающим изучение фи-   ХПХ веков, автор правильно вскрывает Te
тософского наследства прошлого. В отличие   причины, которые вызвали могучий взлет
т первого издания, второе значительно рас-   философского развития в Германии,
ширено. В нем дана, новая глава о француз- Анализ немецкой философии. автор начи-
включены   нает с Иммануила Нанта. В нашей попу-
новые разделы, посвященные немецким   лярной литературе почти полностью отсут-
философам — Канту и Фихте. Главы и раз-   ствует систематическое изложение BSTIALOB
ды, имевшиеся в первом издании, значи-   этого родоначальника классического немеп-
тельно увеличены. Автор включил во вто-   кого идеализма. Поэтому помещение в кни-
Doe издание. книги главу «Формирование   ге ‘тов. Алексанхрова раздела, посвященного
философских взглядов Маркса и. Энгельса».   кантовекой философии, следует’ всячески
Книга тов. Александрова, написанная по-   приветствовать. Как известно, ий
пулярным, доходчивым до’ массового чита- Канта относятся: к числу тех, которые }
теля языком, начинается с краткой харак-   наибольшим трудом усваиваются массовы
теристики французской философии ХУЙ!   читателем. Заслуга автора книги состоит :
вена, В это столетие Франция пережила   том, что он сумел популярно и в доступно

бурное развитие не только в области идео-
логии, но и в области политической жизни,
кульминационным пунктом которо
буржуазная революция конца ХУПЕ века.
Философия франпузеких материал
Дидро, Гольбаха,
явилась предвестницей этой революции.

противовес господствовавшему Тогда   тов.

богословию французские материалисты. ре-
шительно заявили, что только материали-
стяческая философия является основой, ис-
ходным пунктом всякого научного позна-
ния. Уровень развития естествозн
ХУШ веке, котла господствующее положе-
ние запимала механика, не позволил Фран-

пузским материалистам выйти за пределы   всего
метафизического материа- дух,

механического,

для читателя форме передать основные по-
ложения философии Ванта. Автор книги, В

й явилась   отличие от обычного почти сплоншого осу-

MACHU BITAALOB Канта, показал pay цен-

истов-—  ных‘ диалектических моментов у этого
Ламеттри, Гельвеция —   великого немецкого идеалиста.

Охно из центральных мест в своей книге
Александров отвел характеристике фи-
лософии Гегёля, являющейся вершиной бур-
жуазной философской мысли и одним из
основных источников марксизма.  Револю-
пионный характер философсеких взглядов

ания в Гетеля заключается в его огромном истори-

ческом чутье, в его диалектичееком методе.
Булучи философом-идеалистом, он в основу
полагал не материю, а абсолютный
об’ективную идею, и в этом заклю-

СВОИМИ РУКАМИ

Ребята постоянно возились co своими опы-
тами. За зиму и весну 1940 года они вы-
растили около 100.000 штук рассады
цветов, 68. дынь, арбузов, огурцов на кор-
нях тыквы, 100 дынь и арбузов на кор-
нях огурца и т. д. Выведен ряд. вегета-
тивных гибридов, которые могут дать но-
вые сорта арбузов, дынь, помидоров. Полу-
чено от одного клубня 63,5 килограмма
картофеля.

Все:это не помешало учебе. Учебный год
юннаты закончили успешно. Из 120. че-
ловек—ни одного второгодника или сдавав-
шего испытания осенью. Увехичилось чи-
сло отличников.

Сейчас по. инициативе станции развер-
нулась работа и в школах. Например, юн-
натский коллектив школы № 26 создал
свой опытный участок. Ребятам пришлось
выбрать не один десяток кубометров строи-
тельного мусора. Ученики неполной ©ред-
ней школы с. Семеновского постоянно по-
могают своему колхозу. Юннаты с. Мягко-
во взяли шефство над 0,35 гектара кол-
хозных овощей и добились хорошего уро-
кая.

Разумеется, трудовое воспитание ребат
можно организовать не только в юннат-
ских кружках. Вот коллектив спортивной
школы Дома пионеров своими силами от-
крыл каток. Драматический коллектив ма-
стерит декорацию для’ своей будущей по-
становки. т

А походы? етом 1940 года Домом пио-
неров` были организованы два похода. Ра-
достно было смотреть на ребят, когда они
быстро натягивали палатки, рыли вокруг
них канавки. Пионеры‘ из’ хорового кружка
смастерили печь, в которой можно было
готовить пищу во время дождя.

Вез это маленькие, ребячьи дела, но их
нельзя не оценить по достоинству. Воспи-
танная в труде советская детвора в бузу-
щем покажет образцы поллинно стаханов-
ской работы как в промышленности, так
и в сельском хозяйстве.

`В. БОГОЛЕПОВ,

директор Дома’ пионеров
имени Н. С. Хрущева.

Н. ВАРОВ,

` заведующий станцией юннатов.

Коломна.

чается основной порок
его философии. Ho, B

отличие OT других фи-.

лософов-идеалистов, Ге-
гель рассматривает. эту
идею как подвижную,
развивающуюся. Заслу-
та Гегеля, рациональное
зерно в его диалектике

состоит в том, что он
в  противоречивом развитии понятий,
идей угадал противоречивое ‘развитие

вешей, предоставил иир в виде. процесса.
Но как илеалиет” он представил это’ разви-
тие кувырком, в виде развития абсолютной

идеи. Диалектический материализм в лице’

Маркеса, Энгельса, Jenna, Сталина дал
уничтожающую критику гегелевского идеа-
лизма. Но в TO же время  марксизм-
ленинизм отмечает огромнов   прогрессивное
значение философии Гегеля в истории че-
ловеческого познания. *

В книге тов. Александрова хан обстоя-
тельный обзор основных положений геге-
левской философии, вскрыто противоречие
между его реакционной системой и диалек-
тическим методом. ty

0бзор философских предшественников
марксизма заканчивается в книге ‘тов.
Александрова разбором философских взгля-
дов. Фейербаха. В работах «К критике
тегелевской философии» и «Сущность
христианетва» Фейербах окончательно ото-
шел от своего былото идеализма и провоз-
тласил торжество материализма. Он дока-
зал, что философия Гегеля есть последний
оплот теологии, что она всть лишь фило-
ссфсекое выражение поповского взгляда на
мир’ и на его происхождение. Фейербах за-
явил, что философия не достигнет положи-
тельных результатов, если она будет
замкнута в сферу чистой мысли. Она дол-
жна обратиться к природе, ибо только из
нее она может черпать свой материал, толь-
ко изучение природы позволит’ приобрести
знания, Природа существует независимо от

философии, от мышления. Она есть основа

всего существующего, она первична, созна-
ние же человека вторично, Что же касается
бога, то он, по ‘утверждению Фейербаха,
есть лишь фантастическое отражение чело-
веческих свойств.

Фейербах дал «отставку мировому духу
Гегеля», и в атом его большая заслуга, Не-
достаток же его состоит в том, что он от-
бросил его диалектику, перейдя на позиции
метафизического материализма. Грубейшие
ошибки делает Фейербах и во взглядах на

OBC

Е

ме  ЛЕСМУ удивились,

КАЯ

ПРАВДА ^

PES

Член ЛКСМУ Бондаренко cosepmux npo-
гул. Комсомольское собрание мастерских
Транемедторга НАПО решило’ поставить
Бондаренко на вил. Выступавшие ne кри-
тиковали прогульщика, — наоборот, они
старались вспомнить его мнимые заслуги.

Партийная организация указала ком-
сомольцам, что такое либеральное отноше-
ние к злостному дезорганизатору ` произ-
BOACTBa  нетерпиме. Вопрое о Бондаренко
обсудили на комсомольском собрании вто-
рично. Но, несмотря на ‘то, что суд приго-
ворил его к принудительным работам, и
на этот раз прогульшика решили оста-
БИТЬ В КОоМСсОомоле. Вместо решительного,
большевистекого осужде-
ния дезорганизатора к
нему было явное сочув-
ствие. Некоторые, голо-
суя за выговор, как бы
извинялись перед Бонда-
ренко: ничего, Mom, He
поделаешь, мы вынуж-
дены.

В Молотовском райко-

цочему первичная орга-
низация так  либераль-
ничает с лодырем. Ко-
нечно, райком мог, не
откладывая, поправить
комсомольцев мастерских .
Трансмедторга. — исклю-
чив Бондаренко, ‘а затем
раз’яснить первичной
организации ев ошибку.
Но здесь’ предпочли
играть в «демократию».
По предложению райко-
ма комсомола вопрос ©
Бондаренко снова был
поставлен на комсомоль-
ском собрании. Таким.
образом злостный прогульцик удостоился
чести трижды быть предметом широкого
обсуждения. Три раза собирались  комсо-
мольцы и молодежь, чтобы выслушать
«доводы» лодыря и группы его защитни-
ков. В защиту прогульщика выступила...

член комитета комсомола мастерских Ха-

лемская. За исключение прогульщика  го-
лосовало $ человек, против исключения
было 12 человек, в том числе члены ко-
митета Кичула и Халемская. Остальные
10 присутствующих на собрании комсо-

мольцев... воздержались! Бондаренко и на.

этот раз оставлен в комсомоле.

Такое примиренческое отношение к на-
рушителю Указа от 26 июня здесь при-
вычно. Комсомольцы мастерских до сих
пор терпят в своих рядах дезорганизато-
ров производства. Прогулял комсомолец
Гуцповский, — его хружески пожурили на
собрании и об’явили выговор. Гуцовский
отбывает принудительные работы с ком-
сомольским билетом в кармане. Бомсомоль-
цу ЗЖелезняку за прогул тоже об’явлен
лишь выговор. Комсомолец Злотник в ра-
бочее время самовольно покинул мастер-
ские, и сул приговорил его к принудитель-
ным работам.  ПВомеомольское собрание

«СЛЕГКА ПОЖУРИЛИ»

ПРОГУЛЬЩИКИ ПОД ОПЕКОЙ КОМИТЕТА КОМСОМОЛА

ограничилось об’явлением Злотнику вы-
тсвора. Понадобилиеь энергичное вмеша-
тельство и указание ‘старших товарищей,
коммунистов, чтобы комеомольское собра-
ние вторично обсудило вопрос о Злотнике
и изменило свое либеральное решение.

В мастерских Транемедторга-—около 200
рабочих, почти исключительно молодежь:
После опубликования Указа от 26 июня
здесь было 45 случаев нарушения трудовой
дисциплины. В` 43 случаях из 45 Указ
нарушили молодые рабочие в’ возрасте
16—19 лет. Никаких выводов из этого
комсомольская организация не. сделала.

Гнилой либерализм ‘по отношению Е
`’дезорганизаторам произ-
водетва об’яеняется пре-
жде всего низким идей-
ным уровнем комсомоль-
ской работы. . Секретарь
. комитета комсомола тов.
Альманский — признает,
что в организации никто
самостоятельно не учит-
ся, не работает нах со-
бой. Кружок посещают
лишь 5—6 человек.

Раз’яснение важней-
ших Указов здесь - orpa-
ничили несколькими по-
верхностными  беседами.
Много молодежи ездит
на работу и обратно по-
‘ездами, Среди них ком-
сомольцы Готон, Rpaxa-
‚ренко и Софина, кото-
‘рые могли бы выпол-
нять различные  пору-
чения -—— проводить чит-
ку, беседы. Охнако ни-
какой работы с этими
молодыми рабочими ни-
Кто вести не. пытался.

0 плохой  работе с молодежью говорят и
другие факты. Техническая учёба ‘прово-
дилась лишь до тех пор, пока оплачива-
лись ‘руководители. Кружков — техниче-
ских, общеобразовательных и самодеятель-
ности — нет. >

Большое воспитательное значение име-
ет острое, решительное и ‘единодушное
осуждение нарушителей трудовой хдиеци-
плины. Здесь молодой комсомольский ак-
тив мастерских особенно нуждается в по-
мощи горкома и` Молотовекого райкома
ЛЕСМУ. :

Когда в горкоме говорят о выполнении
Указа от 26 июня, то прежде всего вепо-
минают крупные фабрики и заводы. В гор-
коме знают, как борются за трудовую дис-
циплину комсомольцы ведущих предприя-
тий. Это хорошо. Но в Ёиеве много де-
сятков малых и средних предприятий.
Знает ли тгорком комсомола, что происхо-
дит, например, в мастерских Транемедтор-
га -—— этом небольшом предприятии, изго-
товляющем медицинский — инструмент?
Очевидно, не знает. А поинтересоваться
таким предприятием следовало бы.

A. HOBONIAHCKHA.

Рис. Н.

ЛИСА.

Киев.

”КОМСОМОЛЬЦЫ ИДУТ В`СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ ^

В Винницкой области 37 тысяч. юношей
и девушек занимаются в спортивных
секциях. В низовом коллективе физкуль-
туры артели «Красный металлист» Моги-
лев-Нодольского района физическое вос-
питание молодежи — предмет постоянной
заботы комсомольской организации. Сек-
ретарь комитета ДЕСМУ Гольцер, инструк-
тор-общественник  Штаркман, — лучшие
спортемены Токарь, Зейлель и Садковец
проводили в цехах раз’яснительную рабо-
ту, привлекали молодежь к работе в спор-
тивных секциях и группах, По инициати-
ве активистов проведены семь военизиро-
ванных походов. по: пересечённой местно-
сти, физкультурные соревнования.

Молодежь Скоморожекого ‘сахарного ком-

и

человека. Рассматривая человека как ма-
териальное существо, как часть природы,
он в ТО же врёмя подходит к нему абетракт-
но, не связывает его с определенной общеё-
ственно-исторической социальной средой, с
определенным классом. Человек у Фейерба-
ха является чисто биологическим суще-
ством, пассивно подчиняющимся природе,
ве законам. Фейербах не понимал того, что
человек и все человеческое общество в
процессе практики активно воздействует на
природу, все больше подчиняет её себе, из-
меняет и самого себя в процессе взаимо-
действия человека и природы.

Непонимание громадной роли практики в
общественной жизни человека сказалось и
на его теврии познания. Фейербах правиль-
но утверждал, что источником человеческо-
то познаняя являются ощущения, перера-
батываемые разумом, что наше познание
является отражением ‘об’ективно суще-
ствующих вещей, но он не видел того, что
человек познает природу активно, в. процес-
се практики. Он не понимал и диалектиче-
ского характера нашего познания. Все это
дало основание Марксу‘и Энтельеу рассма-
тривать материализм Фейербаха как созёр-
цательный, пассивный, не ставящий своей
задачей изменить мир.

В ‘заключительной части своей книги
тов. Александров дает, развернутую харак-
теристику философеного развития Мариса
и Энгельса. Возникновение их революпион-
ного мировоззрения теснейшим образом свя-
зано с развитием рабочего движения. Rak
известно, пролетариат выступил на исто-
рическую сцену в середине ХХ века. Рост
революционного рабочего движения оказал
сильное влияние на Маркса и Энгельса.
Они приняли в нем горячее участие, стали
вождями пролетариата. В процессе своего
практического участия в политической
борьбе, в процессе изучения утопического
социализма; английской политической. эко-
Homma nu философии Гегеля и Фейербаха, в
процессе критического преодоления всех
этих взглялов Маркс и Энгельс создали ми-
ровоззрение пролетариата и его партий—
диалектический материализм.

В своей кните тов. Алексанхров показы-
вает сложный путь создания Марксом и
Энгельсом этого революционного мировоз-
зрения. В начале своего философского раз-
вития Маркс и Энгельс были идеалистами-
левогегельянцами, развивали диалектиче-
ский метод Гегеля илелали из его философии
атеистическив и революционные выводы.
Если мы возьмем докторскую диссертацию
мозодого Маркса, то увидим в ней целый

*

бината Плисковского района построила, пре-

красный стадион, полосу препятствий.
Спортом повеедневно занимаются ‘ино-
THe комсомольские работники. Секретарь
Ч меринского райкома Клапоущак, член
спортивного общества «Локомотив», ак-
тивно работает в тяжелоатлетической и
гимнастической секциях. Он неоднократно
участвовал в районных и- областных co-
  ревнованиях по тяжелой атлетике, сдал
нормы на значок ГТО.
Комсомольские активисты Винницы
вступили в члены спортивных ‘обществ,

начали сдачу норм на значок ГТО.
Б. ЛУЦКЕР,

секретарь Винницкого обко
JIKCMY, i

ряд положений, говорящих о том, что Маркс
уже тогда выходил за пределы левогегель-
янства. Он требует, чтобы философия
прониклась практическими задачами, спу-
стилась с неба на землю и занялась
жвтейскими, земными делами, изменением
тнилой германской действительности. Он
отрицает здесь веру в загробную жизнь и

в индивидуальное бессмертие. Он отрицает

и существование надмировой ‘абсолютной
идеи Гегеля. Маркс выступает здесь борцом
за политическую свободу, за свободное раз-
витие науки. Любопытен и самый выбор
диссертационной ‘темы. Марке пишет дис-
сертацию не об идеалистах, &: о’ древнегре-
ческих философах-материзлистах Демокрите
и Эпикуре:
` Нужно иметь в виду, что Марке и Эн
гельс уже в годы своего недолговременного

идеализма критиковали остальных WeRore-

тельянцев за их абстрактность,; за отказ от

практической деятельности” и политической.

борьбы. Очень скоро Марке и Энгельсе” от-
ходят от идвализма и переходят на’ нози-
ции материализма; Этому способствовали
их участие в политической борьбе, mx 3a-
нятия политической экономией; знажометво
с «Сущностью христианства» Фейербаха,
работа Маркса в качестве редактора «Рейн-
ской газеты».

В 1844 г. началась совместная твор=

ческая работа Маркса и Энгельса. В напи-

санном ими произведении «Святое семей-
ство» (большая часть этой работы напи-
сана Марксом) они громят левогегельян-
ство, которое стояло на пути создаваемого
ими нового мировоззрения — диалектиче-
ского материализма. В противовес’ идеали-
стическому взгляду на историю со стороны
Бруно Бзуэра, заявившего, что историю
делают критически мыслящие ‘личности,
Маркс и Энгельс доказали, что подлин-
ным творцом истории является народ.

«Немецкой идеологии» Марке и Энгельс
дают обобщенный обзор предшествующего
исторического развития человечества. Они
выясняют причины смены одной обще-
ственно-экономической формации другой,
дают характеристику будущей коммуниети-
ческой формации и намечают пути револю-
ционного перехода к обществу, в. котором
не будет частной собственности на средства
производства, классов и эксплоатации, где
человек будет иметь все условия для все-
стороннего, гармонического. развития. А со-
зланию этого общества‘ пролетариат придет,
по‘мысли Маркса и Энгельса, только путем

революционного установления им своёй по-.

литической власти. $ у

Маленький фельетон

——

бе Е CE CAOOV

Председатель  ново-юзеевского колхоза:
«Пугачев». тов. Котяшов ‹ проходил мимо
избы-читальни. Заглянул в окошко.
Видит, сидит избач Михайлов, готовится»
к октябрьским торжествам--рисует плака-.
ты. Товарищ КВотяшов зашел в помещение.
и. как подобает рачительному хозяину,
внимательно ‘осмотрел. все комнаты. 5;

Избач, обрадованный неожиханным`вия-^
манием со стороны председателя’ колхоза,.
стал показывать декорации, приготовлен-^
ные комсомольцами для октябрьской по-
становки, похвасталея нарисованными им
красочными плакатами, рассказал о своих
планах. р

— Большие дела зимой завернем! —
говорил он с жаром.—=Скоро должны при-
везти к нам картину «Светлый путь». А
как возросло. число читателей в нашей.
библиотеке!

— Ну, ладно, — перебил его председа-
тель колхоза—Я пойду, & вы тут, зна-
чит, тово... : ‘ :

Он ушел, a избач, не разглялевший в
приходе начальства грозного предзнамено-
вания, снова взялся мастерить плакаты.

От этого занятия векоре его отвлек ка-.
вой-то шум на улице. Михайлов выгля-
нул в окно и увидел несколько подвох,
нагруженных столами, шкафами, тумбоч-
ками и даже стульями. ©

—- Какой чуткий товарищ Котяпюв!—
воскликнул растроганный. избач. — Стоило.
мне сказать о росте нашей библиотеки, и
он сразу же прислал нам два шкафа. для
книг! А стульев сколько привезли! Теперь.
никому не придется стоя смотреть кино-
картины. И даже столы добавил. Вот те.
перь развернем работу!

И он бросился навстречу возчикам, уже.
снимавшим 6 телег мебель. нь es

Вскоре подошел и сам товарищ Kora-..
шов. Не гнушаясь черной. работой, он- сам
показьвал, куда ставить привезенные ла-.
ры, Правда, он. при этом почему-то раепо-
рядилея вынести в сени шкаф © библи-
отечкой избы-читальни, & декорации, вы-
кинуть в сарай. i

Когда вся расстановка была закончена,
товарищ Котяшов подозвал суетившегося
избача и ‘сказал, глядя поверх его’ головы:
куда-то в угол: Led

— Hy, ты это
ним словом... .

И потрясенный избач узнал, что отны-
не’ изба-читальня занята под канцёнярию
правления колхоза. Тщётно он пытался
протестовать. Неа

На друтой день избач рисовал плакатье
У вебя на квартире, а в бывшей ‘избеечие
тальне бойко щелкали счеты и скрипелог
перо счетовода. Вдруг Михайлов услышал
деликатный стук в дверь. Вошел мили-
ционер. Он бесстрастно вручил повоетву,

тово... Выбирайся; “0% Ke

предлагазшую избачу явиться ‘в CYX. ~

Суд был но столько правый, еколько“
скорый. Избач» сочли прогульщиком и’
приговорили в двум месяцам принудитель-
ных работ. т : ’
_ — Буда ‘жб я мог явиться на работу;
когда изба-читальня занята под иравлб-
ние колхоза?—взывал он к судье,

Но тот, руководствуясь материалами,
скрепленными печатью колхоза, счел луч-
шим все же осудить бедного избача. >

Странные дела творятся в селе Ново-.
Юзеево! Правда. председателю. колхоза Ко-
тяшову пришлось освободить самовольно,
захваченную им избу-читальню. Но он. йо-
прежнему благоденствует, а. противившийся.
этому захвату избач Михайлов. отбывает
наказание. Редкий случай, когда престун-
ление и наказание абсолютно не совпадают!
Ухливительно также, что прокуратура Баш-
кирии не замечает того, что в селе Ново-
Юзеево здравый смысл явно полетел вверх
тормашками. ee
П. ШЕНБРУНН, .

=

Изложив основные вопросы, поднятые
Марксом и Энгельсом в «Немецкой ихеоло-
тии», тов. Александров переходит к харак-
теристике › работы Маркса «Нишета фя-
лософии» и «Манифеста Коммунистической
партии» Маркса и Энгельса — произведе-.
ний, в которых создание нового пролетар-
ского мировоззрения завершается. о

Обзор. формирования философских взгля-
дов Маркса и Энгельса, данный тов. Алех-.
сандровым в его книге, убеждает читате-
ля, что свое революционное мировоззрение:
основоположники маркензиа выработали не-
сразу, не с первых шагов своей теоретиче-
ской и политической деятельности, а в нрё-
цессе’ напряженной политической и теоре=
тической борьбы с прусским абсолютизмом:

‘ва всеми своими многочисленными полити-

ческими и идеологическими противниками:
В своем «Заключении» тов. Алексанлров
подчеркивает, что изучать ‘марксистеко-.
ленинскую философию надо не ‘логматиче>
CKH, & B тесной связи с практякой, с жиз
нью, с политической борьбой. Каждый член
партии, комсомолен должен всячески избе-
тать чисто книжного,  вхоластического
усвоения марксистских идей, стремясь.
претворять эти идеи в жизнь, руковод-
ствуясь ими в своей борьбе задело ком-
мунизма. Этому учат нас великие про-
должатели марксистской философии Ленин
и Сталин. . В
Большую помощь читателю окажет помё-
щенный в конце книги тов. Александрова

указатель основной литературы к отдель-

ным главам этой. книги.
зо :

Бнига «Философские предшественники
марксизма» вполне удовлетворяет своему
назначению. Следует только пожелать, что-
бы в следующем издании была хана хотя
бы краткая характеристика таких ‘работ
Гегеля, как «Философия права» и «Филосо-
Qua истории». Особенно желательно в to-
следующем издании книги познакомить чи-
тателя с «Лекциями по истории филосо-
фин». В них приводятся исключительно
важные и интересные мысли Гегеля“о 3a-
висимости каждой философской системы от
исторических условий своего времени; о ga-
кономерной исторической, евязи и. преем-
ственности философских систем ит. д. В
новом издании книги следовало бы также

дать, более разверпутую характеристику

формирования ‹философеких взглядов Эн:
тельса до начала его совместной деятельно-

В. СВЕТЛОВ,

сти с Марксом.