ЕО ЕЕ ЕЙ
054 . Ат 1 2 7” :

Река Прут — новая государственная граница СССР.  На снимках: 1. Секретарь президиума комсомольской
с населением пограничного. села. 2. Конный раз’езд в дозоре.

КОК-САГЫЗ-ЭТО КАУЧУК

See ee Е ИЕ ЕЕ О ПРЕ

ДОБЬЕМСЯ ВЫСОКИХ УРОЖАВВ

Знаете ли вы, что такое кок-сагыз?
Это— растение, похожее на обыкновенный
одуванчик. В своих крючковатых кореш-
ках оно содержит каучук, необходимый
для нашей промышленноети.

До недавнего времени 0 кок-сагызе
мало что было известно. Лет ‘девять назад
его нашел в горах Тянь-Шаня комсомолец
Буханевич вместе с колхозником Сии-
ваченко. Ученые исследовали дикое расте-

ние и выяснили, что это исключительно.

ценная культура. В кок-сагызе содержит-
ся много высококачественного натураль-
ного каучука.

` В 1936 тоду об этом открытии узнали
в нашей артели. Колхозный бригадир
Ефрем Шкоров высказал предположение:

«А что, если пригласить в гости кок-са-

тыз и попробовать посеять его на боло-
тах?» Предложение бригадира поддержали
комсомольцы, молодежь колхоза. Спустя
некоторое время нам удалось достать не-
_, Много семян. Высеяли их на небольшом
участке осушенного болота. Сначала в
селе никто не верил в это дело. «Не. может
того быть, чтобы у нас, да еще на болоте,
выросла такая диковина, из которой. полу-
чается резина»,— говорили односельчане.

И вот наступила долгожданная весна.
Люди приходили на участок и подолгу,
_пытливо рассматривали землю: появятся
всходы или не появятся?

И кок-сагыз появился. Он пустил в
торфяниках корни, выбросил стебельки.
Мы стали бережно охранять, ухаживать за
каждым кустиком, провели несколько пре-
полок и междурялных рыхлений и тем са-
мым сохранили каучуконосы. Мы собрали
несколько килограммов семян и корней.
Теперь уже в колхозе поверили, что это
было. не’ пустой затвей. -

‘Началась осушка болот. Сначала освои-
ли два, с половиной гектара. Было решено
засеять их новой культурой; Посев произ-
вели опять с осени. Но в тот гол стояла
суровая зима, почти не было снега, мороз
проник глубоко в землю. Весной посев не
взошел, семена вымерзли, и урожай погиб.

В колхозе решили больше не сеять кок-
сагыза. Много усилий пришлось приложить
молодому бригалиру Ефрему Шкорову, что
бы отстоять свое начинание. С него, как
с виновника этого дела, даже списали Часть
трудодней.

Но, несмотря на большие трудности,

Шкоров вместе с группой молодых кол-.

хозников упорно продолжал опыты. Мало
что было известно нам об агротехнических

правилах По уходу 3% каучуконосами, Мы

начали отыскивать свои методы
вания новой культуры.

Вместе с молодой колхозницей Анабта-
сией Ковалевой бригадир Шкоров заложил
несколько. опытных участков. Попробовали
высеять каучуконосы двухерочным побе-
вом, установили различные междурядья,
‚произвели высев в разные сроки, укатали
участок тяжелым катком. мм:

И опыты блестяще удались. На этот
раз посев дал отменный урожай, Теперь
уже можно было смело добиваться - пгиро-
кого внедрения ценной. культуры на полях
KOIX038. t

Сейчас кок-сагыз стал для нае обычной
культурой, такой, как пшеница и рожь.
В прошлом году у нае было засеяно почти
10 гектаров кок-сагыза. Это дало колхозу

СТО ЛЫЖНЫХ
ОТРЯДОВ

ЛЕНИНГРАДЦЫ ГОТОВЯТСЯ
К КОМСОМОЛЬСКОМУ КРОССУ

Партия и комсомол всегда придавали
огромное значение общественной оборон-
ной работе. Первым условием успешности
этой работы является активное  самоотвер-
женное участие в ней всех комсомольцев.
Члены ВЛЕСМ должны стать боевым ядром
оборонной организации на своем предирия-
тии, помня, что они являются военными
людьми по своей природе,

_ Уметь владеть оружием, быть выносли-
вым, выдержанным — долг каждого совет-
ского молодого человека и в первую очередь
комсомольца. Партия Ленина — Сталина
Учит народ владеть оружием, учит ценить
оружие, любить и умножать славу совёт-
ского оружия.

ленингралеких комсомольцев — слав-
ные боевые традиции. Они первыми шли
на фронт в дни обороны великого города
в геронческом 1919 году, когда банды
Юденича угрожали красному Петрограду.
Первыми шли на& фронт комсомольцы еу-
ровой зимой 1939—40 гг., защищая без-
опасность города Ленина. В боях на Карель-
ском перешейке вместе с бойцами герои-
чески дрались лыжные, батальоны молодых
патриотов; добровольно ушедших на фронт.
., Dra боевые традиции нам Halo умно-
жить и закрепить. Ленинградекая органи-
зация комсомола ставит главной Задачей
перед комсомольцами и всей молодежью
города и области — овладение лыжами,
винтовкой и искусством штыкового .боя.

возделы-

семян,

100 тысяч рублей дохода. Нынче площаль
посева удвоили и получили также вдвое
больше дохода, -—— 200 тысяч. рублей.

С 1937 гола наша сельхозартель уже
дала стране, свыше 1,500 центнеров кор-
ней кок-сатыза, что составит около 200
центнеров натурального каучука.

Из года в гот повышается урожай кау-
чуконосов на наших полях. В 1939 году
на площади в 10 fra получили урожай
50,6 ‹ центнёра с га, а на отдельных
участках мы уже получаем по 75—80
центнеров корней с гектара. Колхоз yyo-
стоился чести стать участником Всесоюз-
ной сельскохозяйственной выставки, а бри-
гадир Ефрем Шкоров награжден орденом

«Знак Почета». Теперь он избран председа-

телем правления нашей артели.

С большой настойчивостью борются за
высокяй урожай кок-сагыза молодые код-
хозники и колхозницы. Звеньевые Мария
Козлова, Наталья Карлашева и Елена Ми-

халькова в нынешнем году добились вы-.

соких урожаев кок-сагыза. Они соревну-
ются между собой, неустанно отыскивают
новые приемы агротехники каучуконосов.

1940 год был у нас засушливым. С мая
до половины июня не было ни одного
дождя. Казалось, урожаю булет нанесен

огромный урон. Но мы победили засуху. На

всей площади была проведена зяблевая
пахота на глубину 25 сантиметров. Ран-
ней весной, как только почва оттаяла, мы
провели лискование, внесли минеральные
улобрения. После этого сделали вторичное
дискование. Посев провели в 3—4 дня.
Производили подкормку посевов из расчета
на один гектар 2 центнера суперфосфата
и 3 центнера калийной соли.
Неожиданно появился вредитель кок-
сагыза — червяк-проволочник: Он подта-

‚чивал корни, грозил уничтожить посевы.

На борьбу е ним мобилизовались всё кол-
хозники, вся молодежь. Там, где растение

начинало вянуть, производили подкапыва-

ние и выбирали вручную вредителя. Уро-
жай был спасен.

В будущем году мы значительно раенти-
ряем площадь посева, кок-сатыза. Комсо-
МоЛЬЦЫ, молодые етахановцы лали слово в
ближайшие год-два добиться выхода из
корней кок-сагыза) чистого ‘каучука не
меньше 100 килограммов с тектара.
‚Уже сейчас. мы беремся за подготовку
удобрений, инвентаря к. весне.
Между звеньями’ и колхозниками развер-
нуто  сопиалистическое соревнование 33
получение в 1941 году с каждого гектара
всей площади не мёнее 3,5. тонны кореньев
и свыше 100 килограммов с6мян кок-
сагыза. :

В нынешнюю зиму мы организуем. агро-
`техническую учебу, более тщательно. изу-

чим ‘основы возделывания кок-сагыза;, опыт

передовых каучуководов — участников.
Всесоюзной сельскохозяйственной  вы-
ставки.

Бойцы лыжного. комсомольского отряда

Областной и городской комитеты ВЛЕСМ
решили организовать сто лыжных комсо-
мольских отрядов общей численностью в
12 тысяч человек. Комсомольцы будут от-
бираться в лыжные военизированные отря-
ды комиссиями при райкомах ВЛЕСМ и ут-
верждаться обкомом комеомола,

Занятия в лыжных отрядах организуют-
ся по специальной программе, в осно-
ву которой положены тактическая, огне-
вая и физическая подготовки в естествен-
ных условиях, максимально приближенных
к боевым. Командный состав” отрядов
подбирается из командиров-лыжников, уча-
стников боев е белофиннами, и военных
инструкторов. Уже организованы занятия
командного состава лыжного отряда Москов-
ского района, В ближайшее время начнутся
занятия и. в других районах. Отряды ‘эти
создадим к 15 декабря, а к YX годов-
mane Красной Армии будут проведены об-
щегородекой ‘смотр комсомольцев-лыжни-
ков и массовая тактическая игра. В янва-
ре—=феврале состоится общегородской: вое-
низированный лыжный переход трех тысяч

°°

‚ КОМСОМОЛЬСКАЯ. ПРАВДА

КОК-САГЫЗА!

На этом мы и кончаем свой короткий
рассказ о том, как комсомольцы и молодые
колхозники артели «13 лет Октября» по-
могли в работе по выращиванию каучуко-
носов. Но нае волнуют и’ другие вопросы,
C которыми мы и решили обратиться в
«Комсомольскую правду».

Кок-сагыз — ценнейшая и нужная для
страны культура. У нас, в Белоруссии, те-
перь ее начинают широко культивировать
многие колхозы и даже целые районы. И
все же почему-то He слышно, чтобы
комсомольские организации уделяли кок-
сагызу должное внимание. У нае в кол-
хозе бывали иногда работники райкома
комсомола, но они никогда не интересова-
лись, как мы боремся за высокий урожай
каучуконоса, и не рассказывали, как рабо-
тают другие комсомольские организации
‘района.

Есть уже немало передовиков, добивших-
ся высоких урожаев корвньев и семян
кок-сагыза. Но о стахановском опыте так-
же мало. рассказывается.

Большую ‘нужду. ‘мы ощущаем в агро-
технической литературе. “Правда, как-то
нам прислали несколько плакатов из Нар-
комзема. Но разве плакат может ответить
нам на все неясности? Популярных брошюр
05 агротехнике кок-сагыза, © передовом
опыте мы нигле не находим. Все это мы
считаем неправильным. Колхозное каучу-
ководотво имеет большое народнохозяй-
ственное и оборонное значение. Натураль-
ный каучук нужен для нашейс растущей
автомобильной, авиационной, оборонной
промышленности. Из него готовятся авто-
велокамеры, оболочки для аэростатов и’ ди-
рижаблей, противогазы, медицинские при-
боры, противохимические, обувь и одежда
и много других предметов.

Поэтому комсомольские организации
‘колхозов, где возделываются каучуконосы,
‘должны по-настоящему взяться за выра-
‘щивание и получение высоких ‘ урожаев
кок-сагыза.

Большую помощь в разведении кок-
`сагыза могут оказать ‘и пионеры. В шко-
лах можно создать кружки, которые заня-
лись бы выращиванием высокоурожайных
сортов каучуконосов на пришкольных
участках, а летом пионеры смогут собрать
много семян.

Стахановцы социалистических полей,
вомсомольцы, молодежь колхозов и совхо-
зов должны  лобитьея выращивания

каучуконосов в таком количестве, в каком

они. нужны для родной страны.
Комсомольцы, молодежь колхоза
«13 лет. Октября»: Л. МАРТЫ-
НЕНКО, В. — МИЛЬЯЧЕНКОВ,
М. ШКОРОВ, А КОЗЛОВА,
С. МАКАРЧИКОВ, В. КОРОБЦОВ,
И. КОРОТКОВ, А. КОВАЛЕВА,
Е. МИХАЛЬКОВА и другие,

Рогачевский район
Гомельской области.

Горного института  Ленинг
выходом на тренировку. На переднем плане
орденоносец П.

ада перед

командир отряда, майор запаса
Д. СКРЯБИН.
ь Фото 0. НОРДШТЕЙНА.
комсомольцев по историческим местам

боев с белофиннами,

Все комсомольцы военизированных лыж-
ных отрядов обязаны. приобрести личный
зимний спортивный инвентарь.

Уже начато комплектование отрядов па
заводе «Электросила» им. С. М. Кирова,
имени ОГПУ, на’ фабрике № 2 «Пролетар-
ская победа» и других.

Осповной формой обучения льыменому

спорту являются вовнизированные лыж-

пые переходы по пересеченной местности
на большие расстояния е полной выклад-
кой. Они будут проводиться по карте, с
помощью компаса, с применением иаски-
ровки.

Лыжные отряды, выступающие в поход,
должны обязательно соблюдать военно-так-
тические правила. Все это направлено к
одной цели: максимально приблизить учебу
комсомольцев-лыжников к условиям совре-
менного боя. Весной, летом и ‘осентю’ отря-
ды лыжников должны будут тренироваться
в ллительных пеших переходах.

Большое значение имеют мелкие подраз-

ВЕ ОЕ ee

_ Ленинграда и области уже

Sa Ee:

организации пограничник П. ПОНОМАРЕВ проводит беседу

Фото Б. ИВАНИЦКОГО.

ЗА СТРОЖАЙШУЮ ЭКОНОМИЮ,
ПРОТИВ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТИ!

ДЕЛО ВСЕГО.
КОЛЛЕКТИВА

Лесозавод имени Куйбышева — один из
самых крупных ‘деревообрабатывающих
предприятий Советского Союза. В этом го-
ду по Волге хоставили нам 430 тысяч
кубометров древесины. На шестнадцати ра-
мах каждый день распиливается по две ©
половиной тысячи кубометров. В адрес
крупнейших заводов и строек мы ежесу-
точно отгружаем по 40 вагонов леса,
‚ящичных и автокузовных деталей, стружки.

Пройлите по заводу — сколько древеси-
ны валяется тут и там! В грязи можно
найти и скаты лесотасок и металлические
цепи. Нередко транспортирующие ленты
целые километры пробегают вхолостую, a
смазочные материалы расходуются бескон-
трольно. Все это, естественно, приводит к
большим убыткам. Иногда простои лесо-
пильных рам и деревообделочных станков
достигают 18 процентов рабочего време-
ни. За 10 месяцев — 1.056 кубометров
пилопродукции пошло в брак.

Нельзя было дальше мириться с такой
расточительностью. (У нас имелись все воз»
можности работать экономнее, бережливее.
Лесопильщики ‘горячо поддержали ‘инициа-
тиву тракторозаводцев и повели борьбу 3a
экономию, против расточительноети.

_Мы обсуждали обрашение тракторозавод-
цев. на открытых комсомольских собрани-
ях во всех. пехах. Вместе с командирами
произволства, = мастерами, комсомольцы
определили конкретные нути борьбы за
экономию леса, топлива, электроэнергии.
Развернувшимея соревнованием руководит
заводская комиссия, куда вошли специа-
листы-деревообделочники и комсомольцы-
активисты тт. Казипкий, Гиндич, Данилин
и другие. Возглавляет комиссию техниче-
ский. директор. завода тов. Благов.
Соревнование принесло уже первые ре-
зультаты. В ноябре полезное ‘использова-
‚ние древесины достигло 74,9 процента. По
сравнению. © октябрем — повышение на

сотням тысяч рублей, Улучитиловь исполь-
зование лёса и в’ ‘деревообрабатывающих
цехах.

В начале декабря вступает в строй. но-
вый ‘леревооблелочный: цех № 5. Злесь мы
используем отходы от распиловки и. допол-
нительно дадим стране. сотни кубометров
ящичной. ‘продукции; По. предварительным
подечетам пех принесет заводу 394 ты-
сячи рублей экономии в год.

`Энергично взялись 3a дело комсомольны
‘ящичного пеха № 7. Здесь’ организовали
бригалу. которой‘ поручено ‘разрабатывать
горбыли, ‘остающиеся ^ после распиловки
бревен. Раньше торбыли шли только на
дрова, а теперь’ бригала, которой руково-
дит комсомолен. Середин; кажлый лень пе-
рерабатывает по, 15 кубометров: горбылей.
Не булет преувеличением ‘сказать, ‘ато
борьба с расточительностью стала’ У нас
делом” веето ‘коллектива. Когла 29 `поября
на Комсомольском собрании обсуждался во-
прос о коммунистическом воспитании‘ мо-
лолежи, комсомольцы не случайно: уделили
болыное внимание бережному, сознатель-
ному отношению к социалистической соб-
ственности.

М. ДУДЕНКО,

член комитета ВЛКСМ

лесозавода имени Куйбышева.

Сталинград,

деления. Поэтому лыжлые вылазки и пс
шие переходы будут проведбны в основ-
ном небольшими группами.

В отличие от проводившихся фаньше в
комсомоле оборонных мероприятий теперь
вся вовнно-физическая подготовка строится
более целеустремленно. Каждый   tomcomo-
лец должен быть приученк пешим и лыж-
ным переходам и отличному владению ору
жием.

Первичные комсомольские организации
вступили В
соревнование. Условия этого соревнования
опубликованы в прошлом номере «Комсо-
мольской правдых.

С 1 no 23 февраля будут подводиться
итоги соревнования. Комсомольская ор-
ганизация, где комсомольцы лучше и бы
стрев ходят на лыжах, всех точнее стре-
ляют й владеют искусством штыкового
боя, будет признана лучшей в районе, горо-
де и области.

В пелях пропаганды военно-спортивных
знаний мы организуем пешие переходы и
стрелковые соревнования, лекции, доклады,
беседы на военные темы. Герои Советского
Союза и командиры Красной Армии выету-
пят с докладами и беседами по радио,

Ленинградская организация ВЛЕСМ вы-
звала московскую организацию на боциа-
листическое соревнование‘ на лучшую
военную ий физическую подготовку комсо-
мольцев. Создание крепко сколоченных
лыжных отрядов, самое активное участие
в Комсомольском лыжном кроссе имени
XXII годовщины Красной Армии явятся
важнейшими условиями этого соревнова-
HHS.

В. ИВАНОВ,
  секретарь Ленинградского ‘обкома
и горкома ВЛКСМ.

ЛЕНИНГРАД, 6 декабря. (По телефону).

ВЫ ea Eee ee ed

“ Тиевиик GrATaTopa
ol DDD LAL ee

4,5 пропента. Каждый процент равняется

7 декабря 1940 *., № 283 (4765)

es ee ee ЧЕКЕ
SE a Sy

НА  торжествениом «БЕЛЫЙ УГОЛЬ» а тит
заседании, посвя- Siesta ee Ju,
щенном ХХШ и * ОА т
й Октябрьской с0-
ину революции, товарищ М. И.   сяч киловатт. Днепрогос дает элек

энергии больше, чем давали Beo ленту
станции царской России в 1913 TORY,
В ближайшие годы будут пущены В
вые гидростанции па реках Свирь; Hina y
ряд других ГЭС. Тогда общел ож
гидростанций ‹ увеличится еще больше
Однако и после этого процент О
зования эпергетических ресурсов али
‘рек и озер будет весьма невелик. (jy
разрабатывается план дальнейшего тр,
‘тельства гидростанций и. составляют in
проекты.
На озере Севан
гидростанция Гюмуш.
Река Ангара У озера Байкал привет \
действие ‚ гидроустановку мощность
600 тысяч киловатт. Природные уси
в этом районе настолько блатоприятны, yy
капиталовложения на киловалт-час
ней годовой выработки будущей Антарть
составят только 20—25 копеек. [ 0 к.
стоимости электроанергия Ангарской ста
ции будет равна стоимости энергии [
прогэса, являющейся одной из самых №
шевых в мире.
° Советский Союз занимает по абеолюттий
выработке электроэнергии третье месть
мире, уступая только Америке и Териати
Ho по потреблению энергли па оду my
населения мы еще отетаем. Поэтому к»
мерное расширение сети гидро-электухти.
ций, использование ненетощимых залив
водной энергии — одна из основных т
зяйственных задач, поставленных Ml
с’ездом ВЕП(б).
Л. МНАЦАКАНОВ,

заместитель началина
Главгидроэнергострих <

Калинин назвал две важнейшие  ново-
стройки, которые войдут в число действую-
щих предприятий. в нынешнем году: Чир-
чикскую гидростанцию в Узбекистане и
Утличекую гидростанцию. Мощность этих
двух ГЭС— 153 тысячи киловатт. На-
родное хозяйство Советского Союза полу-
чает новое” энергетическое подкрепление.

Реки нашей страны таят в себе гро-
мадные запасы энергии, исчисляемые в
285 миллионов киловатт. В руслах вод-
ных артерий СССР заключено 400 милли-
онов лошадиных сил. По количеству за-
пасов «белого угля» мы занимаем первое
место в-мире, превосходя в 3,5 раза США
ив 71 раз Германию. Сила воды рек Со-
тюза ‘ССР может двигать 500 таких мощ-
ных гидростанций, как Днепровекая. ‚

Для того, чтобы использовать водную
энергию, мы строили, строим и будем
строить  гидро-электростанции. Основное
преимущество электроэнергии, получаемой
таким путем, — ве дешевизна. Гидростанции
не требуют угля и других видов топлива.
По сравнению со станциями, работающими
на топливе, обслуживание их и эксплоа-
тация требуют в двадцать раз. меньше ра-
бочей силы. Электроэнёргия, которую да-
ют гидростанции, обходится в четыре ра-
за дешевле обычной.

Сейчас Советский Союз располагает
значительной сетью гидростанций. Реки
Днепр, Тулома, Рион, Кура и многие дру-
гие преграждены плотинами и. дают co-
циалистической индустрии 1.250.000 ки-

будет ВОВ

ПОСЛОВИЦЫ. И ПОГОВОРКИ
*
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает,

Море не высохнет — народ не заблудится; народ
захочет — бездну перескочит.

Большевистская правда светлее солнца.
в

Видна из Кремля вся советская земля.

Кремлевские звезды видишь — смелее вперед
идешь.
%

Кому Дальний Восток, а нам родной!
bo
Про мичуринский гибрид вся Европа говорит.
т в

Народная дружба, братство дороже всякого бо-
гатства.
#

В Красную Армию пошел — родную семью нашел.

>.
р

Г де советский суд, там и Abeta: seth :
Хорошая работа два ihe живет.

Работу не Baal oben не быть.
МНЯ поймешь — око пойдешь.

Чтоб стахановцем быть, надо родину любить.

Метод стахановский не подведет: радость на
сердце,; машина поет.
CS

Если работать любищь— человеком будешь.
#

Не тот молодец, кто нашел себе дело, а тот +0- .
лодец, кто исполняет его умело.

я

НОВЫЕ КНИГИ

“Государственное — социально-экономиче-
ское издательство выпустит в этом roxy
книги «Финлянлия», «Швеция» и «Бол-
гария». Помимо этого будут издапы кни-
ги: «Аграрные отношения в Германии» и
«Аграрные отношения ^в бывшей Нолыне,
Западной Украине и Западной Белорус-
сни». Ode эти работы приготовлены к пв-
чати Институтом мирового хозяйства и
иировой политики ‘при Академии наук
СССР.

Подготовлена к Печати также книга
«Аграрный вопрос и крестьянское движе-
ние в капиталистических странах», пер-
вый том (Европа). . A

В ближайшее время выйдут из печати
календари «Историко-революционный»,
«Страна социализма» и «Настольный ка-
лендарь». Историко-революционный кален-

дарь содержит в ce6e биографии Маркса,
Энгельса, Ленина, Сталина, руковолиелей
партии и правительства, материалы, по-
священные памяти борцов за революпии,
материал по вопросам истории ВВП(б),
историй СССР и всеобщей истории,

В календарь «Страна социализма» вхо-
дят материалы, посвященные paxil
датам. Специальные ‘разлелы посвящен
экономико-географическому 00300у alle.
страны, краткому описанию шестиалиати
союзных рёспублик, оборонной мощи СССР.

«Настольный календарь» рассчлтал 1
массового читателя. Он содержат в (elt
статьи по вопросам марксизма-лепиилзуа,
о народном хозяйстве СССР, краткие mb
ровые справки о капиталистическох 0%
и другие материалы.

В г. Дубио Ровенской об еро в
лаети Дом неров находится
одном помещении © загсом. Работу ии вести негде.

(Из письма в редакцию И. Найншельбойма),

CO
> и БРАКА
+ ee

Ses AY

Рис. И. ОЕМЕНОВА.
А