*

7 декабря 1
ЕСТ

940`т., № 283 (4765)

ИЕН ЕН

В школе № 23; Пионерке `ОСТРЕ-

ЦОВОЙ нездоровилось. После уроков

товарищи по классу Слава МАЛЫШЕВ
ни Сима ГАЙДУК. навестили ее. ;

Это заседание комитета запомнилось
всем надолго,—такое ‘оно’ было интересное.
Началось оно, правда, довольно обычно.
Группорги докладывали об итогах’ первого
исслиа учебы и говорили, как всегда:
столько-то в группе неуспевающих, вот
такие-то вели себя хорошо, а вот такие
плохо; Менялиеь. только фамилии. Впрочем,
случалось и так, что изо дня в день гово-
рили 06 одних и тех же. Прямо смешно
получалось: Мы заседаем, ругаемся; голо-
вы ломаем, как бы сделать так, чтобы у
нае 10 было плохих учеников, ~ a

. толку нот: И вот неожиданно на за-
‚’  седаний комитета заговорили как раз об
  этом. Надо спрашивать ответ ¢ тех, кто

нарушает школьные порядки, не подчи-
пяется учителям. Делать это должны не
только наши педагоги, а мы вее, коллек-
тив. И спрашивать зао все: 3a лень,
грубость, развязность, недостойное поведе-
ние в школе, на улице, ‘за неуважение к
старшим, заносчивое отношение к товари-
щам, за нежелание выполнять обществен-
ные поручения. я

Бак это правильно! От товарищей, клас-
ва никуда не скроешься.

о пока коллектив стоял в сторопе,
могли получаться и такие вещи, как исто-
рия с `булдкой.

Будка эта находится как раз папротив
школы. Медагоги наши единодушно   реши-
Ли, что с курепием среди учеников покон-
чено. Но вот однажды случайно директор
школы Татьяна Эрнестовна заглянула 3a
будку и пришла в ужас. Там валялись
сотни окурков. Конечно, ей трудно сле-
дить, что делается за‘ будкой, Ho
ведь мы-то знали, знали и молчали, думая,
что. дело это не наше, а Татьяны Эрне-
стовны, педагогов.

— Нет, это наше дело! —заявили ребя-

та на заседании комитета, и все еразу по-

\ чувствовали, что папали на правильную

мысль, заговорив о силе коллектива, о›мо-

ральном облике советского школьника.

Решили вынести на широкое обсуждение
отерытого комсомольского собрания.

К нему тщательно готовились. Коле Гро-
мову поручили сделать доклад, другим —
подготовить выступления, редколлегии —
выпустить специальный номер стенгазеты.

Нани педагоги кропотливо и настойчиво
формируют наше мировоззрение. Мы, ком-
сомольцы, должны им помочь. Но для этого
прежхе надо подтянутьея самим.

На собрании мы договорились о том,
каким должен быть советский Школьник.
Ок обязан в школе, на улице и дома быть

_^ безукоризненно вежливым, дисциплиниро-
вапным, скромным, ‹ исполнительным, тру-
долюбивым. Наш ‘школьник должен быть
опрятен, вынослив. Комсомольской орга-
пиЗаЦии ‘следует  интересоватьея,   мно-
гие ли ученики делают но ‘утрам физкуль-
турную зарядку, совершают прогулки,
сколько времени они тратят на’ приготов-
ление домашних заданий.

Мы так условились тогда: если ученик
увидел-на улице, в трамвае, в школе, ‘что
его товарипх недостойно ведет себя, он
должен остановить его, осудить его пове-
дение.

0 том, что случилось после собрания,
расскажут другие...

Комсомолки: В. АЛЕКСЕЕВА,
у Н. ШВАРЦ.

м

*

6 naued wkore  no-nacrosiueny. Baecto

укрывательства недостойного поступка того
ученика, как это случалось иног-

или иного

да раньше, его товарищи по классу первые
громко говорят‘ о нем. Ученический_ кол-
лектив школы сам дает отповедь всем, кто
мешает плодотворной учебе, нарушает пра-
вила общежития. Открытая критика и са-
мокритика  товарищей заставляет каждого
школьника более ответственно относиться

© своим. поступкам.

То, что никогда не бывает под силу од-
ному или даже нескольким, то всегда под-

*

Ф

В школу принесли адресованную мне
записку. Сначала я никак не могла понять,
6 чем идет речь, потому что в ней упоми-
нались вещи, между которыми, как мне
казалось, не могло быть никакой связи.
Рядом с фамилией пионера Коли Мамуши-
на стояли такие слова: «От души прошу
передать. ему благодарность за чуткое от-
ношение к людям».

Коля Мамушин имел печальную славу
развязного и дерзкого мальчика — и вдруг
чуткое отношение к людям! Не пошутил
ли кто-нибудь?

Я расспросила Колю. Он отвечал неохот-
но, смущался, и, каюсь, у меня появилоеь
подозрение, не: сочинил ли он сам это по-
слание. Вечером я решила поехать к автору
записки. Это была старушка лет шестиде-
сяти. Жила она далеко — на самой окраине
города. Старушка приветливо усадила меня
и рассказала следующее.

Однажды она отправилась в один из
центральных магазинов города и’внезапно
почувствовала себя плохо: «Знаете, сердие

шалить начало — старость...» Она присло-

нилась к стене, с трудом держась на но-
гах, и, наверно, упала бы, если бы ее
не поддержали. Это был Коля Мамушин.
Он помог старушке донести покупки хо

трамвайной остановки, сел вместе с нею в
вагон и не успокоился до тех пор, пока
‚не проводил ее до самого дома.

‚Этот случай ярко показывает, как ком-

сомольцы нашей школы сумели увлечь пио-
неров своей борьбой за вежливость, за по-
рядок в школе, сознательную дисциплину
и хорошую учебу. В лозунге «Один за всех,
все за одного», так восторженно восприня-
том ребятами, особенно ценно’ то, что он
не только мобилизует коллектив против
неряшливости, грубости и отлынивания от
учебы, но и возбуждает чувство самокон-
троля в каждом школьнике. Буквально сот-

ни ребят вынуждены были пересмотреть
нормы своего поведения в школе, на улице,
дома. «Каков я Cam?»—0o6 этом лолжен
был подумать каждый пионер, прежде чем

бросить упрек другому.

После памятного комсомольского. собра-

ния вожатые собрали свои отряды. Предва?
рительно я дала вожатым совет, как лучше
рассказать пионерам о предложении комсо-.

мольского собрания, как ярче и содержа-
тельнее провести беседу.

г. Горького о том

.

ok

ЗОРКИЕ ГЛАЗА -

ОДИН ЗА`ВСЕХ, ВСЕ ЗА ОДНОГО
яссказ комсомольцев 23-й школы `

за высокую успеваемость и дисц

«Один за всех, всё за одного» — этот
принцип коммунистической морали зазвучал

*

властно единодушному, спаянному коллек-
тиву. На этом принципе строится воспита-
тельная работа в советской школе.

О силе коллектива не раз писала

Надежда Константиновна Крупская, на кол:

лектив опирался в своей педагогической
деятельности такой опытный педагог, как
Макаренко. В ‘силе коллектива мы снова

убедились `благодаря большому делу, на-

чатому нашими комсомольцами. \

Об этом они и рассказывают сегодня в
«Комсомольской правде».

Т. РОЗЕНБЕРГ,
‚директор школы № 23.

В дальнейшем на пнонерских сборах сами
ребята стали смело называть имена нару-
шителей порядка, лентяев, грубиянов. Хз-
рактерно в этом отношении выступление
одного вожатого звена’ на сборе. Он гово-
рил:

— У меня в звене Виноградов. Хоть он
мой друг, ноя все равно скажу, что думаю
про него. Мы уже ему помогли, он стал
лучше учиться, но он еще грубит взрослым
и очень шалит на переменах. Так и знай,
Виноградов, мы тебя от этого отвадим!

Виноградов никогла не чувствовал на
себе столько настороженных вэглядов това-
рищей. И после сбора он продолжал по-
стоянно чувствовать эти взгляды. Неволь-
HO пришлось подтянуться, забыть о дур-
ных привычках.

Интересный случай произошел в 3-м
классе «А». Живой, непоседливый ученик
Вайсман задумал перемигиваться на уроке
со своим приятелем Улитиным и этим сме-
шить ребят. Но ребятам было совсем
не смешно. На перемене они о чем-то посо-
вещались с Улитиным, и на следующем
уроке; как Вайеман ни старался, Улитин
ни разу не взглянул на него. Попробовал
Вайсман подмигнуть кому-нибудь  друго-
му — никто на него не. смотрит. Вздохнул
Вайсман и успокоился.

Особенно заметно то, что ребята стали
лучше учиться. Каждое звено, отряд строго
требуют, ‘чтобы пи у кого не было плохих
отметок.

Пионерская организация должна приви-
вать ребятам любовь к труду. Трудолю-
бие — одно из основных качеств совет-
сЕсго школьника. Очень хорошо поступили
пионеры отряда 6-го класса «А», когда
сами починили классные ящики для мела,
вымыли тряпки для доски. Сейчас мы в
школе оборудуем «комнату труда». В ней
будут верстак, набор инструментов. Ребята
будут здесь учиться строгать, пилить, pe-
зать и т. д.

Понятно, далеко не все еще хорошо в
наших отрядах. Есть еще среди школьни-
ков и лентяи, ‘и грубияны, и неряхи. Но
приятно то, что сами ребята. етараютея
воздействовать на них. bf i

Глаза у ребят зоркие. Они быётро пол-

мечают все недостатки и быстро указывают
на них, В этом самое важное. . `

Н. БУРОВА,
старшая вожатая.

Директор школы № 23 тов. Розенберг пришла на заседание комитета ВЛКСМ.
Комсомольцы обсуждают, как лучше бороться за высокую успеваемость и дис-
циплину. На: снимке; тов. РОЗЕНБЕРГ выступает перед членами комитета.

‚ Фото Н. ДРАНИЦЫНА.

, KAK OHM борются
иплину

В школе № 23. Дежурные старше-
классники внимательно следят за по-

На снимке: пост в школьном
‚ буфете.

рядком.

- ДЕВЯТЫЙ «А»

В прошлом году учителя считали наш
класс средним. 0б этом можно было судить
и по доске соревнования, где нарисованы
различные способы передвижения. Мы не
тащились пешком; но и не летели на само-
лете, а передвигались то на санях, то на
автомобиле.

Когда в начале этого учебного года наш
классный руководитель Надежда Евгеньев-
на предложила взять обязательство—дать
стопропентную успеваемость,—часть ребят
запротестовала. Начались споры. В кон-
це концов мы решили так: дать в первой
четверти 95 процентов успеваемости.
Скидку сделали на некоторых ребят, кото-
рые, несмотря на. увещевания педагогов,
упорно ленились. i

‚ После памятного школьного  комсо-
мольского собрания в классе снова
начались дебаты. Но теперь они. но-
сили уже другой характер,  Вомсо-
мольцы (а их в. классе большинство)
резко выступили против тех, кто тянул
власс назад, лодырничал, плохо вел себя
на уроках. В первый. раз мы по-настояще-
му, открыто, заговорили друг © другом,
честно векрывали ошибки
ступки товарищей С
попробуй не посчитаться!

Надежда Евгеньевна не раз беседовала с
Юрием Гетманским по поводу его плохих
отметок по немецкому языку, говорил ©
ним и преподаватель этого предмета. Ниче-

целым классом

‚го не помогало: Но когда тридцать учени-

ков класса решительно осудили поведение

Гетманского, сказали ему, что не потерпят

в дальнейшем его плохой учебы, Юрию
пришлось изменить. свое отношение к уче-
бе. Ученики контролировали, выполняет ли
он дома задания ‘Теперь никто не позво-
лял ему переписывать из чужой тетради,
но товарищи охотно помогали ему в том
случае, если он. чего-нибудь не понимал.
Один. из лучших. учеников занимался
с ним  на-дому. Юрий - выправился,
стал отвечать на уроках немецкого языка
и четверть закончил без плохих отметок.

Подтянулись и другие ребята. Критика
товарищей помогла. Но самое замечатель-
ное то, что отношения между учениками
не только не ухудшились, а, наоборот,
класс стал дружнее, сплоченнее. Это. легко
заметигь во всем. Заболел товарищ-—ему
помогают, его развлекают. Иначе йдет
общественная работа. Бывало ‘иногда, что
ученики не выполняют поручения и сва-
ливают вину! друг на друга. Теперь нет
таких ссылок. Вот, например, члены
редколлегии Колобова, Смирнова, Блинов и
другие аккуратно выпускают стенную га-
зету, в. которой отражается жизнь класса.

Мы начали собираться вместе в свобод-
HOG от занятий время, устраивать вечера
самодеятельности, ходить коллективно в
театр, кино, а затем обсуждать то, что
видели. Комсомолец Печников провел внут-
ри класса шахматный турнир. Дружба в
классе растет, крепнет, и это не могло не
сказаться на успеваемости.

Первая учебная четверть прошла незза-
метно. И как по-настоящему приятно было
нам узнать, что 9-й «А» вышел на первое
место в школе. В нашем классе нёт теперь
НИ одного неуспевающего ученика.

`Так оно будет и впредь!

Комсомолец С. БУРЛАКОВ,

3а последнее. время. слова «один за
Вох, всо.3а одного» стали самыми попу-
лярными в школе. Еще рано говорить ©
болыной победе, потому‘ что это лишь
начало победы, но уже можно отметить
k0e-4To. xopoutee. i

Прежде всего хочется сказать © под
нявиейся ответственности за yueby.
маленьким из-большим ‘лодырям пришлось
под влиянием товарищей по-настоящему
приняться за приготовление уроков. ‚Во
многих классах значительно ^ снизилось
Количество плохих отметок. Три комсо-
MOULCKHG груш школы из пяти дали
стопроцентную успеваемость. Движение,
начатое о комсомольцами, помогло школе
занять первое место в Ждаповском  районе,
удержать за собой переходящее красное
знамя.

0 тех переменах, которые произошли 6.
отдельными учениками под влиянием кол-
лектива, лучи всего говорят примеры из
8-го класса “Ad. В начале учебного гола
дисциплина здесь была’ неважная, это от-
ражалось на успевавмовти. Особенно «от-
личалея» ученик. Хуторов. Весь. класс по-
вел борьбу с тажими учениками. Их кри-
тиковаля на класвных собрапиях, в лич-
ных беседах товарищи выюказывали Им
свое неудовольствие, и перед ними остро
ветавал вопро”: или присоединиться Е
коллективу, или очутиться одному. Боль-
шинство стаповиловь на первый путь.
Всего пару лней назад тот самый Хуто-
ров, 0 котором не так давно учителя бы-
ли очень плохого мнения и которого т0-
варищи «тянули на буксире»? как. дис
циплинированный и отличный ученик. по-
лучил праро выступить по радио. Он ie
сообщить  радиослущателям, что 8-
класс «А» закончил первую четверть поч-

‚ ТРЕБОВАТЬ И ПОМОГАТЬ

ти с полной успеваемостью. Лишь один
ученик иибет по’ литературе «плохо».
Повысилась дисциплина на уроках. Ре-
бята требуют безукоризненной вежливо-
сти в отношениях © педагогами, родите-
лями, друг: в другом. В первые дни неко-
торые поговаривали 0 том, что все это
«подорвет» дружбу, что, нельзя застав-
лять «выдавать» товарищей, лаже если
они совершили дурной поступок. Но те-
перь большинство пПоняло; что помогать
товаришу исправлять его недостаток,

как раз и есть проявление настоящей
дружбы.

Я очень обрадовался, ‘когда классная
руководительнииа 6-го класса «А» Мария
Алексеевна Шишкина сказала на педсо-
pete: «Теперь мои ребята ничего от меня
не скрывают. А главнов—товорят вслух,
перед всеми, если нужно указать на недо-
статки. товарища».

Успех нашего дела, я думаю, зависит
ОТ того, что начали его сами школьники,

416 мы сами потребовали друг от
друга сознательного отношения в шШко-
ле, ко окружающим, Е. самому себе.

Нужен был лишь толчок, и этот толчок
сделали комсомольцы. Велед 3a нами за-
говорили, заволновались пионеры, учени
ческий комитет, актив классов. :

Повышенная требовательность к окру-
жающим-и к самому себе подняла и ка-
чество общественной работы,

Недавно директор школы Татьяна Эрне-
стовпа попросила прислать комсомольцев
для работы в младших‘ классах. Мы с ней
долго перебирали в’ памяти фамилии pe-
бят, наконец, взяли список организации,
‘но «свободных» комсомольцев так и не

по
бояться сказать © нем громко —в этом

нашли. Одни работают с пионерами, дру-
гие руководят кружками, третьи вы-
пускают стенную газету, ведут учет сорев-
новапия и т. д. ie
Оживилаеь работа кружков. Драмати-
ческий коллектив под’ руководством Лю-
бови Андреевны Лерской поставил пьесу
«Медведь», готовит и другие пьесы;
Большую работу проводит

ный кружок. В старших ‘классах pe-

бята сдают нормы на значки ворошилов-

ского стрелка, ПВХО, ГСО. Комсомольцны
Аронов, Загородская, Ширяев и другие ру-
ководят военными кружками в пионбр-
ских отрядах.

Мы еще недостаточно знаем, как школь-
пики ведут себя`дома и па улице. Но кое-
что сделапо‘и в этом отношении. Стало
нам известно, что Сергей Г., хороший уче-
ник и товарищ в школе, дома держит себя
возмутительно: «етыдится» ходить в Ma-
газин, не помогает матери убирать квар-
тиру. Пришлось нам сделать Сергею вну-
шение. Товарищи‘ Сергвя рассказывают,
что он теперь во всем помогает родите-
ait.

Два братя КВузьмичевы скверно вели
себя на улице, задевали прохожих, дер-
зили. Братьям крепко попало от пионер-
ского отряда. -

Первая учебная четверть вокрыла и на-
ши слабые стороны. Очень низка успе-
ваемость B двух десятых классах. Мы
глубоко заинтересовались, почему это про-
исходит. Помимо того, что отдельные уче-
ники мало занимаются, выяснилось и дру-
roe. Ho Tak давно в хесятые классы вли-
лись ученики из других школ, где тре-
бовательноеть была зпачительно ниже
нашей, Из 12 комебмольцев, перешедших
в Нашу школу, десять имеют’ в первой
четверти плохие отметки по двум, трем
и даже больше предметам,

литератур-

Таким нужно помочь, чтобы они до-
гнали остальных. .
‚ Педаюги пришли к ним на, помощь,
проводят дополнительные занятия.

нас есть еще ученики, у которых

дома нёт хороших условий для приготов-
ления уроков,’ Да и они. сами неорганизо-
ванные, много бегают по улице и мало
занимаютея. о

Сейчас мы создаем в. школе’ специ-
альную. комнату для. выполнения домали-
них заданий. В ней ежедневно будут де-

журить комсомольцы. Кроме того мы при-

крепили комсомольцев к отдельным клас-
сам для занятий с отстающими.

Ежедневно каждый педагог в специаль-
ном журнале записывает плохую оценку,
полученную учеником на его уроке. Ком-
сомолец, прикрепленный к классу, в тот
же день занимается е таким учеником ло-
полнительно, а затем контролирует вы-
полнение им домашних заданий.

«Олин 34 всех, все за одного»— это
значит, что ты должен. не только хорошо
учиться сам, но и стараться, чтобы хо-
рошо учились и твои соседи по пафте;
Н6 только самому быть образцовым в по-
ведении, но и добиваться, чтобы такими
же были и твои товарищи: не только с4-
мому честно относиться к порученному
тебе лелу, но и требовать такой же чест-
ности от других. Поэтому так сурово кри-
тиковали члены учкома класеного орга-
низатора Шуру Созину, которая небрежно
отнеслась к своей работе, не боролась за
порядок в классе,

суровых упреках, сделанных Шуре
на одном из. заседаний учкома, была про-
явлена забота о товарищах, о школе, о
самой девочке. В этой требовательности
друг к другу и есть подлинная дружба.
Н. ГРОМОВ,
секретарь комитета ВЛКСМ
школы № 23,

и нехоропие по--.

Ба НИЕ ЕЕ ИЕ ПИ ИЕ ИЕ ДЕ ene ee 1

Конечно, у’ Васи была другая фамилия,
но мы называли его Десяткин, Дело в том,   ры. Прямо потеха!.. ;

что при встречах к обычным приветствиям
Вася добавлял просьбу одолжить ему де-
нег.

-— А-а .. Здравствуйте! Подбросьте до
‘получки. десятку. }
~ Wan: he р
— Добрый вечер! Позычьте десятку до
среды. :

На этот раз Вася сказал:

— Привет, ребята! Хорошо,’ что встре-
тил! Дайте десятку до завтра.

Мы дали...

— Растратился! — весело ухмыльнулся
Вася. — Второй день на завод пешком то-
паю... Прямо потеха! Спасибо — выручили.
Пока!

Вася побежал к трамваю и скрылся из

глаз нз целый месяд. Явился он к нам.
как-то вечером. is}
‹ — Хорошо, что застал! воскликнул
он жизнерадостно. — Выручайте, ребята!
Пошел в кино, а денег на билеты нехва-
тает... Вот потеха! Дайте десятку.

Мы дали...

— Добавьте на такси!

Мы добавили...

— В получку отдам... Пока!

Фельетон

— С утра 663 корма! Кругом кредито=

— Почему у вас вечно нехватает. д
Her? © в

— Yopr его знает! rie
А сколько зарабатываете =
Семьсот. дубов. 3
Каких это. дубов?

— Ну, рублей... В ресторан зайдешь,
сотни как не бывало. :

— Надо жить экономней.

— Здрасте! Может, еще копить. прика-
жете?

— Сбережения — вещь неплохая.

Десяткин саркастически улыбнулся.

— Что я — обыватель? Рантье? Кулак?
На книжку или в кубышку? Нет, изви-
нИТе... ея

У Васи оказались весьма оригинальные
воззрения на этот счет. Бережливость, по
его мнению;-—мелкобуржуазный пережиток.
Рациональное расходование заработка —
признак скопидометва. Сберкнижка — пас-
порт обывателя. И т. д. ит. п. Словом,
все было перепутано в голове у этого пар-
ня. В голове была каша. Но Вася се пеной
У рта отетаивал дурацкие свои теории, и.
мы сухо распрощались.

Он снова пропал из виду. Встретиться
нам довелось на почтамте. Десяткин стоял

—

—

—

Десяткин не показывался месяца три. у окошка сберегательной кассы. В. руках

Кредиторы уже начали
забывать о своем долж-
нике. Но вот однажды
мы сидели в кафе и
просматривали за чаем
тазеты. Неожиданно со-
всем рядом раздался зна-

комый, 110 - юношески
срывающийся басов
Васи.

— Бросьте сквалыж-,
ничать! — укбрял Де-
сяткин сидящих © ним
за одним столиком. —
Я платить буду... 0фи-
циант! Тащите закуски
на шестерых... На вто-
рое гуся. Потом — ман-
дарины. Оркестр пусть
играет танго... Нет. луч-
ше я сам скажу...

Минуту спустя Вася
пробирался между столиками к оркестру.

— Ба! — воскликнул он. увидя нае. —
Сколько лет, сколько зим! Одолжите де-
CATKY. : ag

— hax? Passe опять без денег?

— Тьфу! Это я по привычке... Cero-
дня есть, завтра не будет... Прямо по-
теха!.. Решил вот маленько кутнуть ©
друзьями.

Отклонив предложение Васи Десяткина
пересесть к ним за столик и отведать са-
лата «паризьен», мы расстались. Олнако
ненадолго.

На другой день он ввалился без стука Е
нам. в комнату и бодро прокричал с no-
рога: ‹

`— Сижу на мели! Нечего жевать! Гони-
те десятку. . а г

Мы дали...

Вася небрежно сунул деньти в боковой

кармашек и весело продолжал:

Рис, И. СЕМЕНОВА.

он мял пачку облигаций.
Ситуация была. понят-
ной без слов. Вася по-
старался нас. не заме-
тить, но мы бестактно
его окликнули: Е

— Сидите на мели?

— Откуда вы знаете?

— Мы ym знаем...
Растратились? Нечего
` жевать?

— Совершенно верно!

— Сберкнижка—пас-
порт обывателя? — 6e3-
жалостно продолжали
MB. — А залоговая кви-
танция — что? Чей это
паспорт?

Из окошка позвали
Васю, и он увильнуд от
ответа.

Побле этой встречи
мы ›полагали, что не
увидим больше у себя Десяткина. Но
он все же явился, на этот раз весь в обно-
вах. Зеленоватая диковинная шляпа, пе-
рехваченная в тулье не лентой, а плете-
ным шнурком. Ивадратное грубошерстное
пальто явно львовского фасона. И на ногах
не просто башмаки, а какая-то крючконо-
сая помесь, напоминающая одновременно
и пьексы и дамские ботики. ::

— Выручайте, ребята! — сказал Десят-
кин весёло. — Растратился! Купил барах-
ла. Каково? Играет?

Мы молчали... i

— Сижу на мели! продолжал Вася. —
Задолжал государству. Полгода за квартиру

‚  не плачено... Теперь выселяют. Прямо по-

теха!.. Выручайте, ребята! Дайте... .
Мы не дали. ре
Е. и С. ШАТРОВЫ.

Библиография

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КНИЖКА

С первой же страницы этой небольшой
ЕНИЖКИ ‘) видно, что написана она опыт-
ным популяризатором. Ев автор уже доста-
точно зарекомендовал себя раньше несколь-
кими популярно написанными книгами и
статьями. Автор успешно справился 6 н6-
легкой задачей просто и понятно изложить
для массового читателя один из наиболее
сложных вопросов эволюции, & именно —
происхождение человека. В книжке, неболь-
шой по 0б’ему, затронуто иного вопросов.
Читатель найдет воней ценные мысли о
том, как наука опровергла поновские сказ-
ки о происхождении человека. Автор. на-
глядно вскрывает ‘библейские противоре-
чия и классовое значение нелепых мифов
о происхождении первых людей.

«Отцы» «святой» церкви утверждали и
утверждают, что библейское «писание убе-
дительнее, чем все’ проявления’ человече-.
ского ума». Автор опровергает эти росказ-
ни простыми; убедительными примерами,
«Библейский рассказ о появлений первого
человека — не что иное, как наивное по-
повекое. измышление, —. пишет автор. —
Это— сказка, которбя возникла в ‘очень
давние времена, когха люди были Невежест-
венны и‘ беспомощны перед силами при-
ролы: С. тех Mop Kak люди овладели гон-
чарным ут и стали выделывать
предметы домашиего обихода! из глины, им
казалось, что и человек—это тоже ‘творе-
ние ‹ какого-то › Мастера и создан он из
«праха земного», из глины» (стр. 4).

Дальше в книжкв разбирается целый
круг других вопросов: на кого похож чело-
BOK, 0 чем свидетельствует утробное’ раз-
витие человека, почему и как изменяются

виды животных, как произошло очеловёче-

ние обезьяны, почему наши предки-живот-
ные стали людьми. м

При трактовке этих вопросов автор ши-
роко опирается на учение Дарвина, спра-
ведливо отмечая огромную’ заслугу этого
великого ученого в создании научного
представления 06 эволюции животных
и растений, о происхождении человека от
обезъяны и в ниспровержении религиозных
мифов’ о творении живых существ. Затем
он. естественно переходит к изложению
учения Энгельса о решающей роли труда
в процесее превращения обезьяны в чело-
века.

В заключительной главе автор еще раз
подчеркивает, что борьба науки’ и религии

1) Гурев Г: А. «Откуда пошел род’ чело-
веческий», стр. 79. Государственное анти-
религиозное издательство, 1940 г, Тираж
20.000 экземпляров.

~“

является. отражением классовой борьбы и
что учение Дарвина неизбежно приводит.
Е неверию, к отрицанию веры в бессмертие
‘души и загробную жизнь. Логично и про-
сто автор разбивает мысль о существова-
нии бога. «Гибель несметного числа непри-
способленных к жизни существ никак не
мирится © существованием божественной
справедливости. Ведь если бы действитель-
но мир был. создан вебсовершенным, все-
могущим богом, ‘то почему же он так. плохо
справился со своей работой? Почему он не
мог. устроить так, чтобы в мире царила
всеобщая любовь, а не вевобщая борьба?
Впрочем, в. библии мы читаем, что Gor
создал мир совершенным, но потом пришел
льявол и все испортил. Это значит, что бог
не всемотущ: А если- так, то какой me он
бог и в чем его власть над всем сущест-
вующим?» (стр. 74). :
Книжка не лишена, однако; и’ некото-
рых недостатков. Воней есть фактические
неточности и стилистические. погрешности.
Tak, читатель может сделать выводы, что
ископаемые позвоночные животные, в том
числе и птицы и млекопитающие, чуть ли
не сплошь были гигантскими (стр. 28) и
что гиббоны тоже‘ строят гнезда (стр. 38).

В некоторых случаях неточно употреб-
лены цитаты. Слова, принадлежащие Дар-
вину, приведены так: «Судя по обычаям
дикарей и. большей части четвероногих,
первые люди. и даже  человекополобные
прародители человека. вероятно жили обще-
ствами». Явная! ошибка: вместо «четверо-
ногих» Надо читать’ «четвероруких», то
есть’ обезьян (стр. 56).

Не всё в порядке и с рисунками. Рису-
нок на обложке изображает, повидимому,
обезьяно-человека. Но он показан с не-
обычайно толстыми красными губами и
высоким переносьем, а руки и плечи у
него находятся в явном противоречии
с анатомией. Даже непосвященный чита-
тель задумается над тем, что именно там
изображено. Рисунки в самом текете поче-
му-то не пронумерованы, что создает нв-
Удобетво при чтении.

Вев эти редакционно-технические «ме-
лочи» несколько снижают. ценность рецен-
зируемой книжки.

Но и при перечисленных недостатках
работа тов. Гурева весьма полезна и необ-
ходима. Опа вооружит широкий круг чита-
телей богатым материалом по’ антирели-
гиозной пропаганде. Каждый прочитавший
ве убедится в том, что Bee религиозные
представления о происхождении человече-
ского рода являются сплошной неленостью.

‹_ Доцент М. Ф, НЕСТУРХ.