3)

№
ill
itr

8 ackatpa 1940 r., № 284

Rar OTE TES 2

(4765)

НЕТ!
ЭТО НЕ ТОЛЬКО
ЛИЧНОЕ ДЕЛО!

Тена открыла дверь заводского комитета
комсомола, и... опять у нев пропала реши-
моть. Она ушла, ничего не сказав секре-
тарю комитета. Лена не раз намеревалась
рассказать о своей пеудачно сложившейся
смейшой жизни, но ее удерживали сомне-
wud,

«Поймут ли Meta? »—yyyara Лена.

На заводе 60 муж, Алексей. пользует-
ся авторитетом, его знают как хорошего
производственника и активиого  комсо-
мольна. А вот дома он ‘вовсем другой: эго-
нет, молочный. Придирчивость Алексвя от-
равляет жизнь Лене. Недавно она задержа-
лась Ha работе, опоздала на несколько ми-
пут домой. Алексей устроил скандал, 0б-
винил вв в легкомыслии,.. Осталась как-то
Ha собрании-—из-за этого дома опять была
MIPUATHOCTD.

Как-то у сына Вовки болел живот, on
вю ночь капризничал. Алексей упрекнул
Лену, заявив, что она плохая мать. Вся
тяжесть домалинего хозяйства ложится Ha
66.

(хнажды после очередной размолвки Ле-
на решила уйти от Алексея. Едва сдержи-
вая слезы, собрала свои и вовкины вещи,
взяла сына на руки...

— Вуду жить одна!

Вовка смотрел на нее большими кари-
ик глазами, улыбался во весь беззубый
маленький рот... и Лена сдалась: имебт ли
она право лишать сына отца?

+ т

Комсомольская оргамизация завода, тде
работают Лена м Алексей, мало интере-
суухя бытом молодежи, проходит мимо бы-
товых вопросов, подчас очень сложных и
важных. Члены комитёта комсомола почти
совсем но бывают в общежитии молодежи.
(кк пе зпают, каю живут комсомольцы, где

в кем проводят время, чем интересуются.

Между тем молодежь все свое свобохное
время проводит в общежитии, в клуб не
Ходит,

—В клубе  пеинтереено! — говорят

двушки и парни, На клуб они смотрят
зак на танцовальный зал.
_У молодежи имеется много наболевших
быюрых вопросов, которые одному, вдвоем
разрешить трудно, а подчас и совсем не-
возможно, Но в комсомольскую организа-
цию по личным вопросам юноши и девуш-
вл обращаются лишь ‘изредка.

Комсорг одного цеха Николай Фо-
ук чувствовал, что с Наташей С., жизне-
ралостной и общительной девушкой, тво-
ритя что-то неладное, она о чем-то все
ума , общественную работу стала вы-
поднять «663 хуши», тогда как раньше
Guia одной из лучших активисток. Но
Николай так и ме выяснил, что © ней,

Наташа сама хотела рассказать © 630-
их страданиях Коле Фомину. Ona пони-
мала, что не должна ничего скрывать от
коллектива, но ложная стыдливость за-
ствляла ев молчать. Некоторых товари-
щей она просто обманывала, говорила им
16 10, ЧО есть па самом деле, и от этого
страдала еще сильней.

% # +

Час комсомольские организации не по-
HMaWT TOTO, что от личной жизни Te-
ны, Натапеи, Симы, Коли зависит мораль-
108 состояние всей организации. Быт на-
Men молодого человека — это не только
его хичное дело. Внимательное и чуткое от-
нотение друг к другу, без обывательско-
№ копания в личных делах, без пересу-
хов будет способствовать укреплению м0-
рально-пюлитического единства, огражлать
молодежь от вредных влияний,

А. ВОРОНОВА.

—о—-

ШЕФСТВО УЧЕНЫХ
НАД НОВЫМИ УЧИЛИЩАМИ
И ШКОЛАМИ ФЗО

ВИЕВ, 7 лекабря. (ТАСС). Ученые сто-
типы Украины взяли шефство нах ремес-
ленными, железпохорожными училищами
и школами ФЗО города. Для  учащихея
организуются научно-популярные лекции
по физике, технологии металлов, общей
биологии, литературе и искусству. 9 де-
кабря в Доме ученых состоится, например,
лекция о возникновении и развитии жиз-
HA Ha 3oMe.

—205—-

По следам неопубликованных писем
и RT RE

ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

В своем письме в редакцию читатель
тов, К. Рыжов писал о том, что в Гроз-
HOM 34 последнее время органами милиции
было залержано много безнадзорных детей.

ть из них ‘привлечена к ответственно-
CTH за кражи и хулиганские поступки,
«Был случай. — писал тов. Рыжов, — ког-
8 25 отделение милиции  задержало
Группу детей за воровство обуви из базы
торга. Это бывшие школьники в возрасте
12—14 лет. Родители, школа, комсомоль-
ская и общественцые организации города
16 интересуются жизнью этих ребят, и
OHH, попадая под влияние улицы, доходят
даже до уголовных преступлений».

Секретарь Грозненского горкома партии
тов. Михайленко сообщил редакции, что
ва указанные факты подтвердились.

Toprom ВКП(б) провел городское сове-
Щание представителей райкомов ВКП(б) и
BIRCM
НЫх организаций, а также органов. мили-
ции. На совешании были обсуждены прак-
тические мероприятия по ликвидации 0ез-
Надзорности детей и улучшению воспита-
тельной работы в школе и в семье.

После этого были проведены собра-
Itt родителей в школах и на бывших
избирательных ‘участках, беседы с уча-
щимися. Выделены активисты для паблю-
дения за ребятами на улицах и дворах.

В тороде открыт Дворец пионеров. и
школьников. В некоторых домоуправлениях
созланы детские уголки.

Органы милипии принимают более’ стро-
тие меры к родителям—виновникам безнад-
Зорности своих летей.

«Горком ВЕП(б),— сообщает тов. Ми-
хайленко,— сейчас проверяет выполнение
свовго решения с тем, чтобы ло Konia
ликвидировать безнадзорность детей и 0бес-
Печить дальнейшее улучшение школьной и
внешкольной воспитательной работы».

Свердловск,

‚ райисполкомов, районо, профсоюз-:

SE eres

ПАМЯТНИК ШЕВЧЕНКО
В КИЕВЕ -

Во весь свой рост он высится над

садом.
Он город мой окидывает. взглядом,

ног его резвится детвора.
Он видит скверы, здания и флаги,
А запахи земли и свежесть влаги
К нему доносит ветерок с Днепра.
\

Здесь выбиты на строгом пьедестале
Его стихи. Мы сотни раз читали
Простые, но нетленные слова.
Внимают им торжественные клены,
И, вторя бронзе, кружится со зво-

ном
Сухая, облетевшая листва,

Поэт стоит, в раздумьи сдвинув
брови.
От этого он кажется суровей
И песнями опалены уста.

Его черты чеканила природа,
Он весь, как слепок с целого народа,
Душа народа и его мечта.

Яков ХЕЛЕМСКИИ.
——-—-

Успех платных лекций

ТАШКЕНТ, 7 декабря. (По телефону от
нашего корреспондента). Таптконтский об-
KOM комсомола организовал серию платных
лекций для комсомольского актива. Закон-
чено чтение лекций из цикла ‘«Междуна-
родное положение» на темы: «Политический
и экопомический очерк Англии», «Война в
Европе и Соединенные Штаты Америки» и
другие. Их с интересом прослушала ты-
сяча активистов,

В ближайшее время будут читаться лек-
ции из цикла «История надодов CCCP» a
по военным вопросам. Лекторы =— научные
работники и командиры Красной Армии.

А. КОЖИН.
ую

Большой популярностью среди  комсо-
мольцев и молодежи Хабаровска пользу-
ются платные лекции, которые opranu-
зует горком ВЛЕСМ. На-днях проведена
лекция на тему «Военное искусство Суво-
рова». Прочитал ее старший батальонный
комиссар тов. Мещеряков.

декабре горком проведет еще ряд
платных лекций на различные темы — по
истории ВКП(б), о международном положе-
нии, 0 разгроме финской белогвардейщи-
ны, 0 действиях авиации в войне на За-
цаде, о семье и браке и другие.

Н. ГАЛУНИН.

Стахановка Петрозаводской лыжной

фабрики комсомолка Наталья Васильев-

на СИНИЦЫНА, выдвинутая кандида-

том в депутаты Пет
ского

заводского город-
овета.
Фото Б. ВДОВЕНКО.

Борьба с преступником требует исключи-
тельного искусства, умелого анализа обста-
новки совершбнного преступления.

Старший следователь прокуратуры Моги-
левской области тов. Janan считается
одним из опытнейших следователей Бело-
руссии. Шесть лет назад он окончил Мин-
ский юридический институт и с тех пор
посвятил себя следственной работе. Ему
поручают обычно расследование самых за-
путанных и сложных дел.

К числу наиболее удачно расследован-
ных им преступлений принадлежит дело
об убийстве в Могилеве Матрены Илбовни-
ковой.

Подозрение в совершении убийства Ил-
бовниковой пало на брата убитой Захара
Пупенко. В день убийства он был пьян ¢
утра. Тупо глядел он на труп своей сестры,
жившей вместе с ним и © матерью в ма-
леньком домике на окраине города. Когда
осмотр места происшествия был закончен и
труп убитой отвезли в морг, Захар Пуцен-
ко, уже отрезвевший, начал давать свои
первые показания. Рассказывая о том, как
и де он провел этот день, он путалея в
подробностях, но упрямо твердил, что к
смерти сестры непричастен, пытался раз-
жалобить следователя, плакал...

Против Захара Пуценко имелись серьез-
ные улики. Его рубаха, висевшая на ве-
шалке, была разорвана, на рукаве’ имелись
подозрительные бурые пятна, похожие на
запекшуюся кровь. На кровати были раз-
бросаны вещи Захара. Исчезли лишь его
брюки и четыре пары повых сапог. Все
остальные вещи были целы.

Лапан убедился, что в результате не-
серьезного и невнимательного изучения со-
бранных улик следователь пошел по лож-
ному пути. ‘

Между тем в деле фигурировали два
весьма важных обстоятельства. По показа-
пиям матери убитой, в день убийства, когда
она и дочь завтракали, к ним в квартиру
постучалея пеизвестный человек высокого
роста в красной майке и серой кепке пи
предложил купить у него простыни. Как
бы невзначай он спросил, кто из иужчин
живет с ними и есть ли у них кварти-
ранты. Уходя, он любезно сообщил, что в

деятельная заготовка щитов.

На Ленияских

на тренировке,

горах в Москве. Лыжники спортивного общества’ «Спартак»

Фото Б. КУДОЯРОВА.

В НАСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСУХУ

ЗАДЕРЖИМ СНЕГ НА ПОЛЯХ КОЛХОЗОВ И COBXO30B

Снегозадержанив имеет огромное значе-
ние для повышения урожайности.

Благодаря снегозадержанию в земле обра-
зуется достаточный для растений запас
влаги. Опыт передовых стахановцев сель-
ского хозяйства, ефремовцев, стопудовиков,
показывает, что на участках, где проводи-
лось снегозадержание, как правило, выше
урожай.

Прошедшее лето в Сибири было засуш-
ливым. В тех колхозах Новосибирской
области, где не было проведено снегозадер-
вание, засуха нанесла большой урон. -

Уроки минувшего сельскохозяйственного
года многому научили. Сейчас в большин-
стве районов области развертывается боль-
шая подготовительная работа к снегозадер-
жанию.

Инициаторами, душой этого дела яви-
лись комсомольцы, пионеры, школьники
черепановской школы № 2, а также моло-
дые колхозники артели имени Молотова и
учащиеся неполной средней школы Троиц-
кого сельсовета Коченевского района, ко-
торые обратились ко всей колхозной и сов-
хозной молодежи с призывом оргапизовать
массовое движение за снегозадержание на
полях. В Черепановском районе каждый
комсомолец, пнонер, школьник взял на ce-
бя обязательство сделать по 25 щитов,
Ценный почин нашел пгирокую поддержку
и в других школах, колхозах и совхозах
района. Сейчас во всех организациях идет
Их уже сде-
лано свыше 40.000. Олпи лишь школьни-
ки изготовили более 16 тысяч щитов.
Комеомольцы Черепановского зерносовхоза
приготовили их более 600. Активно вклю-
чились в работу по снегозадержанию ком-
сомольпы колхоза «Сибиряк». Секретарь
комсомольской организации тов. Косенчук
сделал 35 щитов, комсомолка Марченко—
60. Иванова— 42.

В Купинском районе во всех школах и
колхозах развернулось социалистическое
соревновапие за изготовление щитов. В
колхозе «Путь Сталина» в звене, которым
руководила знатная стахановка тов. Koc-
трикина. их уже сделано 1.800 штук.
В колхозе села Рождественка изготовлено
4.600 щитов. В артели «Красный пролета-
рий» щиты делают школьники и вся мо-
лодежь. :

показания допрошенных по делу об убий-
стве Илбовниковой соседей, которые утвер-
ждали, что в день убийства высокий чело-
век в красной майке и серой кепке прода-
вал прохожим простыни и новые сапоти.

‚Эти показания матери убитой и соседей
не были проверены следователем, который
все свое внимание обратил нз` выяснение
взаимоотношений между Захаром Пуценко
и убитой. Не был даже’ исследован тонор,
обухом которого была убита Илбовникова.
Такая однобокость и тенденциозность след-
ствия, казалось бы, непоправимо запутали
дело. Однако настойчивость Лапана преодо-
лела все трудности. После ряда неудач
ему все же удалось разыскать лиц, купив-

ших сапоги и простыни у неизвестного в,

красной майке, и изять у них эти вещи.
Захар Пуценко, которому среди десятка пар
других сапог были прёд’явлены эти сапоги,
признал их своими. eae
Судебно-химическое исследование’ пятен
на рубахе Захара Пуценко подтвердило
первопачальное предположение о том, что
это следы человеческой крови. Однако и
такая улика против Захара Пупенко была
отвергнута. Потратив немало времени и
усилий. Лапан на основании ряда свиде-

тельских показаний точпо установил, что’

старуха Пупенко еще до прибытия след-
ственных властей вытирала тряпкой кровь
с липа убитой, а затем’ исначканными
кровью руками повесила па вешалку ле-
жавшую возле трупа рубаху Захара, оста-
вив на ней следы крови. `

Убедившиеь в невиповности Захара. Пу-
ценко, Лапан освободил его из-под стражи
и дело о нем прекратил. Перед следствием
стояла сложнейшая задача: найти, пезва-
комца в красной майке и серой. кепке,
появившегося утром в день убийства Ил-
бовниковой и неизвестно куда скрывше-
roca после
ограбления.

Через две недели после того, как Лапан
освободил  из-пол стражи Захара Пуценко,
на одной из окраия Могилева в небольшом
домишке были обнаружены убитыми жена

бакалейный магазин на углу. привезли све-
жие продукты. 7

Следователь не обратил внимания и на
совершения им убийства и

В Тяжинском районе комсомольцы оба-
зались изготовить не менее 30 щитов на
каждого. В соревнование включилось более
2 тысяч комсомольцев, колхозной. молодежи.

ВЕРХОГЛЯДЫ

Запыхавшись, во парткабинет вбежал
член пленума Орджоникидзевского райкома
комсомола тов. Гаджиев.

— Мие срочно нужна’ цитата, — обра-
THICH On K заведующей парткабинетом,
чем?

— Чи-нибудь такое выдающееся о тру-
де или учебе... .

Заведующая парткабинетом порекомендо-
вала Галжисву прочитать несколько статей
Ленина и Сталина.

— 40 вы, — возразил Гаджиев. — Мне
нужна цитата, несколько слов, & вы пред-
латаете целые книги.

Гаджиев —— ученик 10-го класса, cerpe-
тарь школьной комсомольской организации.
Он решил написать статью в стенпую газ6-
ту. Чтобы статья получилась «солидной»,
‘OH считает нужным включить в` нее He-
сколько цитат. Откуда взяты эти цитаты—
для него неважно..Важно только, ‘чтобы
цитаты были в его статье.

Среди товарищей Гаджиев слывет обра-
зованным человеком, говорят, что ок много
над собой работает. Ведь он так часто ци-
тирует классиков марксизма-ленинизма. На

самом деле он верхогляд, не прочитавший

ни одной брошюры` (не говоря уже о кни-
гах). «Краткий куре истории ВКП(б)», о
котором OH так‘ часто говорит, Гаджиев
раскрывал год назад, прочитал первые стра-
НИЦЫ.

Бывают случаи, когда невежды попадают
к руководству политическим образованием
комсомольцев. В Хачмасском райкоме ком-
сомола считают члена пленума Матевосяна
политически развитым комсомольцем.

Он у Hac се высшим образованием,
кружком по истории партии руководит.

Поверив характеристике, редактор район-
ной газеты решил написать очёрк 06 этом
«примерном» комсомольце. Поехал он в сов-
х03, где работает Матевосяк секретарем
комсомольской организации. Разговорились.
Герой намеченного очерка оказался невеж-
дой, хвастуном.

А как часто приходится слышать самые
невежественные ответы от людей, которые
кичливо везде и всюду заявляют, что они
уже давно выросли из рамок Краткого кур-
са. Одного комсомольца, подавшего заявле-

—-

Таких примеров можно было бы приве-  ние о вступлении в кандидаты партии, на

сти множество. Сейчас в области по не-   бюро
свыше   «Краткого

полным

данным изготовлено

райкома спросили, какую главу

курса истории ВЁП(б)» он

150.000 щитов. В 20 районах занимают-   Изучает. Тот, не смущаясь, ответил;

ся поделкой щитов более 18.000 учащихся
сельских школ, до 13.000 комсомольцев и

— Тринадцатую...
Когда же ему сказали, что в учебнике

носоюзной молодежи в колхозах и с0в-  ВСего двенадцать глав, он удивился.

хозах.

Областная комсомольская конференция,
поддерживая инициативу  черепановцев,
обязала все райкомы и Нарымский окруж-
ком комсомола широко развернуть социа-
листнческое соревнавание, добиваться, что-
бы каждый комсомолец колхоза и учащий-
ся школы изготовил не менее 15—20
щитов.

Бюро областного комитета ВЛЕСМ одоб-
рило инициативу комсомольцев колхоза
имени Молотова и неполной. средней школы
Троицкого сельсовета Коченевского района
в деле организации массового комеомоль-
ского похода по задержанию снега на по-
лях. Райкомы ВЛКСМ и первичные ком-
сомольские организации должны обсудить
обращение коченевцев на сельских комсо-
мольско-молодежных собраниях и разрабо-
тать совместно с правлениями колхозов и
директорами совхозов конкретный план ме-
роприятий по проведению снегозадержания.

Опыт работы комсомольских организаций
колхозов и школ по изготовлению щитов
широко освещается комсомольской тазетой
«Большевистская” смена». Знатная звенье-
вая, награжденная Главвыставкомом Боль-
шой золотой медалью ‘за рекордный уро-
жай, Мария Кострикина поделилаеь опы-
том своей работы по снегозадержанию. 06
этом же. рассказывают и другие мастера
высоких ` урожаев.

Мы не сомневаемся, что в ближайшее
время вовлечем все колхозные комеомоль-
ские организации, вею несоюзную моло-
дежь колхозов и совхозов области в поход
за массовое проведение снегозадержания на
полях.

А. ЩИШКИН,
‘секретарь Новосибирского
обкома комсомола.

красноармейца Ядвига Шумейко и ее дочь.
Е вечеру Лапану удалось арестовать убий-
цу, Алексея Хотеенкова, который под тя-
жестью собранных следствием неопровер-
жимых доказательств созналея в убийстве
Шумейко и ее дочери с пелью ограбления.

Хотеенков не был случайным убийцей.
Лапана убедило в этом поведение Хотеен-
кова на следствии. Было ясно, что он
не все рассказал 0 се и B_ ero
прошлом кроются и другие преступления.

Орудие преступления — топор. Способ

убийства — удар сзади по голове обухом!

топора. 0б’ект ограбления — женщины,
живущие на окраине, в домах, где нет
квартирантов... Все совпадало.

Тщательный обыск на квартире Хотеен-
кова дал результаты: среди носильных
вещей были обнаружены красная майка и
серая кепка. Но мало ли бывает случай-
ных совпадений? Нужны более веские до-
казательства. И Лапан. организует pax
очных ставок Хотеенкова — со старухой
Пуценко, с покупателями сапог и про-
стынь, > Pe

— Да, это.он, незнакомец в красной
майке,—утверждали свидетели.

Вруг улик сомкнулея. Суд приговорил
Хотеенкова к расстрелу.

..В 1938 году исполнилась заветная
мечта комсомольца Дегтярева — стать на-
родным следователем. Работая в прокура-
туре Канска, он быстро выдвинулся в
ряды лучших следователей Црасноярского
края. ‘

06 успехах Дегтярева свидетельствует
раскрытое убийство колхозника. Шварца,

Конюх колхоза Шварц ушел в ночное
й ломой пе вернулся. Расследованием было
установлено, что Шварц вместе е конюхом
Мациковым село в лодку, чтобы перепра-
виться Ha противоположный берег реки,
тле находились колхозные лошади. По сло-
вам Мацикова, на середине реки лодка
перевернулась и Шварц утонул. На этом
расследование было ‘закончено и дело о
смерти Шварца сдано в архив.

Следователь Дегтярев, которому проку-
pop поручил проверить это дело, решил
продолжить следствие. Вскоре ему удалось
установить, ‘что’ между Шварцем и Маци-

Против верхоглядства должны выступить
комсомол, школа, которая, по словам
Владимира Ильича, «должна давать моло-
дежи основы знания, давать уменье выра-
батывать самим коммунистические взгля-

ды».
П. ГЕЛЬБАХ.
Баку.

ААА Е

Ростовский-на-Дону эмальзавод выраба-
тывает плиты для облицовки строяще-
гося в Москве Дворца Советов. На
снимке: художник эмалировочного цеха,
комсомолка В; К. ШЕВЦОВА разрисо-

вывает новые образцы плит.
Фото А. ФАТЕЛЕВИЧА.

МОЛОДЫЕ СЛЕДОВАТЕЛИ

ковым существовали неприязненные отно-
шения. Дегтярей выяснил также, что
Шварц был прекрасным пловцом.

Тщательно осмотрев лодку, Дегтярев
обнаружил в одной из щелей кусок дерева
с пятнами, похожими на следы крови.
Осмотр весла показал, что этот кусок де-
рева является обломком весла. При иселе-
довании обломка оказалось, что на нем
действительно имеются пятна человеческой
крови, группа которой совпадала с груп-
пой крови Шварца. р

Настойчивость, умелый анализ улик
псзволили Дегтяреву успешно расследовать

это дело. Мациков, которому были пред?яв-

лены собранные Дегтяревым неопровержи-
мые улики, сознался в том, что он убил
Шварца, и был приговорен судом в дли-
тельному лишению свободы.

..Вембя Абдаевич Гаряев долгое время.

был на комсомольской работе. В начале
1938 тода его назначили на должность
народного следователя Улан-Хольского улу-
са Калмыцкой АССР.

В Хапчинском рабкоопе Улан-Хольского
улуса долгое время орудовала шайкз рас-
хитителей социалистической собственности,
Шайкой руковохили председатель правления
Убушуев и его заместитель Эрдни-Гаряев.
За короткий промежуток времени ими было
присвоено свыше девяноста тысяч рублей.

Следователь Гаряев просиживал ночами
над приходными и расходными документа-
ми Хапчинского рабкоопа, терпеливо под-
считывал цифры, кропотливо исследовал
подлинность каждого счета, каждой распи-
ски. В результате упоряого труда ему уда-
лось до конпа разоблачить хитроумных
растратчиков и их покровителей, понесших
по суду заслуженное наказание...

Работа советского следователя: разнооб-
разна и сложна. Сегодня ему приходится
расслеловать дело 06 убийстве, завтра—
о выпуске недоброкачественной продукции,
о растратах и хищениях социалистической
собственности. Следователь должен быть
всесторонне и широко образованным чело-

веком.
В. ОСЕНИН,
прокурор следственного отдела
Прокуратуры’ СССР.

Библиография

«РАССКАЗЫ
О МАСТЕРСТВЕ»

Когда проходил призыв. в ремесленные,
железнодорожные училища и школы 030,
выяснилось, что далеко не все подростки
имеют ясное представление o профессиях.
Призывные комиссии часто слышали 34-
‘явления от ребят о том, что они хотят
быть слесарями, токарями,  паровозными
машинистами--эти профессии достаточно
птироко известны, и значительно реже ре
бят& просили обучить’ их иному ремеслу,
пользующемуся меньшей популярностью.

ведь есть сотни профессий, не менее
интересных и важных для нашей про-
мышленности, Почему же их не выбира-
ли? Потому что не знали о них. Отсюда
вывод: надо ближе познакомить ребят с
этими профессиями, рассказывать о них в
школе, в печати, на детских. технических
станциях, по радио.

Издалельство детской литературы выпу-
стило книгу «Рассказы о мастерстве»—
книгу, которая в значительной мере по-
может подросткам ближе узнать ряд pe-
месел, привить любовь к ним. Внига эта
открывается словами В. Маяковского:

Книгу перзворопгив,
намотай себе на ус—
все работы хороши,
выбирай

на вкус!

Пятнадцать рассказов знатных людей
странь, собранных здесь, бесспорно будут
прочитаны с интересом. Герой Советского
Союз» И. Папанин в рассказе «Странич-
ки из. жизни» со свойственной ему увле-
кательностью повествования напоминает
ребятам, как в его жизни, полной борь-
бы, героизма и приключений, пригодились
приобретенные на заводе специальности.
«Бывало на зимовке сломается что-нибудь
из оборудования. Как быть? Ближайший
магазин 3& две-три тысячи
Попробуй-ка сбегай, купи. Тут-то я во-
оружалея инструментами и либо чинил
вышедшую из строя вещь, либо мастерил
ее всю заново». Очень убедительно пока-
зано, как во время гибели «Челюскина»
экипаж его сумел преодолеть все невзго-
ды в значительной мере потому, что все
это были «люди с рабочей сноровкой».
Юный читатель запомнит: кем бы и. где
бы он ни был впоследствии, «рабочая.
сноровка» ему всегда пригодится.

В составлении этой книги участвовали
представители и старого и молодого поко-
лений мастеров социалистического труда.
Страницы, налисанньые ими, повествуют о
разных делах и людях, о разных профес-
сиях, но через всю книгу проходит одна
мысль, высказываемая всеми: любите,
уважайте, цените труд, учитесь и рабо-
тайте не з& страх, а за совесть. Эта
мысль наиболее отчетливо, пожалуй, вы-
сказана в рассказе И. Гудова: «Чтобы
открывать новые пути для жизни, для
творчества, для труда, необязатёльно пу-
скаться в далекие путешествия. В нашей
повседневной жизни. в нашем труде, ря-
дом с рабочим столом, рядом со станком
лежат непочатые края—края новых, еще
не использованных возможностей, которыа
могут сделать труд еще более радостным,
жизнь—еще более прекрасной».

Герои этой книги-—новаторы производ-
ства, труд их-— творчество. Как глубоко
понимают они значение своего дела, как
гордятся они своей профессией, как любят

ee! Вот слова сталевара Ф. Свешникова*,

«Й еталевар. Работаю на заводе три-
дцать лет. Много тыкяч тонн стали сва-
рил я за эти годы. А сварить сталь—
это вам не суп сварить. Ведь ‘из стали
делалотся самые прочные в мире вещи.
Через реку перекинут мост—стальной. По
дороге ползет танк, из люка смотрят дула

километров. _

орудий и пулеметов—стальные. По небу

летят самолеты-—тоже стальные».
И это чувство важности, значимости,

ответственности за свое дело свойственно”

каждому человеку социалистического тру-
ma. Шахтер А.
переживает он, если, допустим, в городе
вдруг погаснет
может быть, механик и не виноват? Мо-

Орлов рассказывает, как.

электрический свет: «А:

жет быть, виноват я, шахтер? Может.
быть, на электростанции вышел весь“
уголь?»

Рассказ ‘орденоноеца-токаря А. Федина’
начинается с его беседы в олной школе.

с ребятами о том, кем они
быть. Одни  говорили— летчиками,
гие—инженерами. Только эти две. про-
фессии и называли. Тогда он спросил: а

собираются’
Xpy-

не хотят ли они быть токарями по Me=- —

таллу? Один паренек ответил
«Что з& интерес?» И вот А. Федин пб-
святил свой рассказ именно тому, как
интересна токарная работа, как тот же
летчик и инженер
Пускай прочтут этот рассказ и все рас-
сказы, напечатанные в этом еборнике, па-
реньки, пе видящие в ремесле «интере-
са», и поразмыелят о том, как они оши-
баются. Не менее важно прочесть эти
рассказы и тем ребятам, которые уже
решили овладеть и овладевают ремеслом.
Они увидят, какими славными, героиче-
скими, захватывающими бывают трудовые
будни У человека любой профессии.

Ал. ВЕЛИЧ.
—<———- :

НОВЫЕ КНИГИ.

Политиздат при ЦК ВЕП(б) выпустил
отдельной брошюрой работу И. Сталина
«Лондонский с’езх Российской социал-демо=
кратической рабочей партии» (запиеки де-
легата). Внига хорошо иллюстрирована, В
ней много диаграмм, фото и т. д.

* * *&

ЛЕНИНГРАД, 7 декабря. (ТАСС). Вышел
из печати первый том полного собрания
сочинений академика И. П. Павлова.
В нем помещены статьй и выступления
ученого по вопросам физиологии кровоой-
ращения и нервной системе.

Во второй том войдут материалы по фи-
зиологии пищеварения, в третий — по фи-
знологий печени, в четвертый — лекции
0 работе главных пищеварительных же
лез. Пятый том посвящается лекциям 9
работе больших полушарий головного моз-
га, шестой — двадцатилетнему опыту изу-
чения высшей нервной деятельности жи-
вотных.

Общий об’ем шеститомного издания ——
160 печатных листов. Редакпионный Ko-
митет возглавляет президент Академ
наук ОССР В. Д. Комаров. ee

обихно:

зависят от токаря..