д

Г

Юмелленно

14  декабря 1940 г., № 289 (4771).

Подписано...

и с плеч — долой!..
Рис. Н, ЛИСА.

РАЗГОВОР _
С ПОДРОСТКОМ

КРАСНОЙ АРМИИ НУЖНЫ
ЛЮДИ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ

(Письмо красноармейца)

Вепонинается мне такой случай. Иду с
работы. Со мной поравнялея подросток лет
четырнадцати, черноглазый мальчуган, и
мы с любопытством разглядывать меня.
Не вытерпел и спросил:

и Товарищ боец, почему вы в фарту-
Ke Ae
— Как почему? В деле печника фар-
тук пообходим,

— Tas вы печник  -— разочарованно
протянул он.—А я думал, что вы служите
в врмии,

Меня заинтересовало, почему мой фар-
тук мошает пареньку видеть во мне бойца.

Мы познакомились. Мальчик оказался
питересным собоседником. Прищурив чер-
ные глаза, он © нескрываемым: волнением
товорил мне о Красной Армии. И было
видно, что мысленно этот черноглазый па*
MUCK представлял себя отважным танки+
(м, бесстрашаым летчиком, смелым мо-
раком, но никак не мог себя предотавить..,
печником.

Тогда я не выдержал и спросил у раз-
ряченного паренька:

— Ну, з кто, по-твоему, в коасноармей+
ских казармах кладет печи; моет полы, сти
pacer белье, готовит пищу? Ведь все это
делают бойцы, и; понимаешь, все умеют
отлично бить врага боввым оружием.

Вот
\асноармейцы получают торячие завтра-
хи, обеды — в этом и моя заслуга. Но я
стреляю Хорошо, и винтовка У меня
вора в отличном состоянии,

Только после этого мой юный спутник
согласился, что быть печником н6 зазорно.

(лучаЙ. этот я рассказываю для того,
чтобы наша молодежь He забывала: на-
шей Красной Армии нужны бесстрашные
воины, квалифицированные плотники, печ-
ники, слесари, токари, шорники, портные,
люди самых различных специальностей.

Паиия и’ правительство предоставляют
Hamel молодежи возможность обучаться ре-
чеслу, получить любую специальность,
«дите, товарищи, в ремесленные училища,
иколы Ф3О, изберите себе профессию и
10бите ев, хорошо овладевайте ею! 910
будет лучшая благодарность родине за ее
теплую заботу о нас. Это будет лучщим
подарком нашей доблестной, нашей пепо-
бедимой Красной Армии.

Красноармеец И. МАШНЕНКОВ.

я. печник, В казарме тенло,

` ПОДАРОК ЮНЫШМ ЯРОСЛАВЦАЛИ

К новому тоду юные жители Ярославля

и области получат прекрасный подарок —

ворец пионеров и октябрят. В светлых,

хорошо оборудованных мастерских, лабора-
ториях и залах ребята булут приобретать
трудовые навыки, закалятьвя физически,
весело отдыхать.

Маленькие хозяева дворца станут изу-

чать технологический процессе сборки ши-
ны, токарное, фрезерное, слесарное дело.
Они смогут стать авиамоделистами, фото-
графами,
специалистами. Шиоокие возможности для
развития ‘своих талантов получат юные
певцы, музыканты, художники.

электротехниками — будущими

Общественность. Ярославля и области

деятельно участвует в оборудовании двор-
ца. Коллектив Ярославского машинострои-
тельного ‘завода решил собственными си-
лами изготовить и установить оборудова-
ние энергетической лаборатории.

Дирекция Рыбинского машиностроитель-

ного завода выделила для дворца токарный
и фрезерный станки. Кукольный театр да-
рит ребятам набор кукол в костюмах, &
драматический — парики и бутафорию.
Многие клубы выделили духовые инстру-
менты. На ярославском заводе <Победа ра-
бочих» изготовляются краски для изосту-
дии дворца.

А, ЧЕРТОК.
Ярославль,

УМЕЕШЬ

ВЛАДЕТЬ ШТЫКОМ? РЫТЬ ОКОП?_
ДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЫЖАХ?
МАСКИРОВАТЬСЯ?

Эти вопросы. застали врасплох акти-
вистов, пришедших вбчером после

работы в комитет комсомола завода «Боль-
шевик», Они смущенно разводят руками.
Потом. задумываются:
›` — В самом деле, какие же. военные на-
выки MEI приобрели, будучи несколько
лет в комсомольской организации? Какие?

У комсорга механосборочного цеха тов:
Татьянко на груди значок ГТО, получен-
ный три года назад. О своей физической
и военной подготовке в последние три года
он говорит кратко:

— Ничего не было...

В поле на тактических учениях тов.
Татьянко не бывал. Да и комсомольская
организация таких учений никогда не про-
водила.

Есть в механосборочном крепкие, силь-
ные ребята, которые ‘уже несколько лет
состоят в комсомоле. Какие элементарные
боевые навыки привила им организация
за эти годы? Вто из них по-настоящему
знаком или знакомится е военным делом?
Тов. Татьянко может назвать лишь ‘одну
фамилию: Борошек. Тов. Борошек служил
в Красной Армии.

Комсомол— резерв Красной Армии. Про-
трамма и устав ВЛЕСМ рассматривают
подготовку к защите родины как глав-
нейшую обязанность каждого комсомольца.
Но вместо систематических военных заня-
тий на заводе «Большевик» проводят раз-
розненные, случайные — «мероприятия»:
то создадут кружок, который не заканчи-
вает программы, то проведут поход в про-
тивогазах и на этом успокаиваются.

Молодой комсомольский активист Лю-
барский состоит в организации с 1938
тода. 3а это время ему довелось участво-
вать в одном только походе в противога-
зах. Шатали по ровной дороге и «преодо-
лели» целых пять километров. Что дают
такие походы, если ни перед ними, ни
после них нет повседневной военной
учебы? : :

’ Член ‘заводского комитета ЛЕСМУ тов.
Герненберг учился в пулеметном кружке,
материальную часть усваивал отлично.

— Значит, вы отличный пулеметчик?

—- Нот. Кружок не занимается с прош-
лой зимы. программу не закончили, и
стрелять из пулемета мне никогда в жиз-
ни не приходилось,

-— Но  сойчас-то кружковцы  встреча-
ются с пулеметом? ee

— Her, не приходится: пулемет на
складе, под замком.

Тов. Герценберг в комсомоле девять
лет, но военные навыки и знания, приоб-

Разведка донесла,

ли Ты...

ретенные им за эти тоды, более чем
скромны. У него достаточно силы, чтобы
метнуть гранату на 38—40 метров, по
изучать устройство транаты ему не дове-
лось. Можно, оказывается, девять лет
быть в. комсомоле и не получить элемен-
тарцого ‘представления `0б ‘обыкновенной
ручной гранате. Тов. Герценбергу ни ра-
зу не приходилось пользоваться малой ca-
перной лопатой, учиться штыковому б9ю,
участвовать в тактических учениях. И он
н@ является исключением: немало на 3а-
воде таких людей, которые за годы пре-
бывания в комсомоле не получили необхо-
димых военных навыков. Уставов и на-
ставлений РЕКА нет ни в комитете ком-
сомола, ни У комеоргов. Многие комсо-
мольцы об уставах Красной Армии и пред-
ставления не имеют. В единственный кру-
жок ворошиловеких стрелков не так дав-
но записалось 24 комсомольца, посещают
же занятия 4—5 человек. Расхлябанность
вообще чужда комсомолу, тем более она
нетерпима в военной учебе. Однако на
«Большевике» с нею’ мирятся.

Вомсомольцы, молодежь рвутся к воен-
ным зпаниям, жаждут приобрести практи-
ческие боевые навыки. Их не могут удов-
летворить комнатные кружки, к тому же
редко заканчивающие свою программу.

По соседству с заводом «Большевик»
находится небольшой завод имени Лепсе.
Комсомольцы там хорошо помнят’ ноч-
ные тактические учения, проходившие
поздним’ летом. В 11 часам ночи всех
внезапно вызвали в комитет’ комсомо-
ла. Сформированный отряд переправился
через Лнепр и ускоренным маршем дви-
нулся к Десне. Шли по вязкому песку,
прорывались сквозь заросли кустарника.
что впереди большое
болото. Но отряд не останавливался.
Прошли болото, & неожиланно встретив-
шееся длинное озеро преодолели вплавь...
В этом 25-километровом походе ‹комсо-
мольцы показали много выносливости
и. приобрели некоторые военные на-
выки. Жаль, что первичные организации
редко’ устраивают такие выходы. .

Физическое и военное обучение комсо-
мольца должно быть обязательным, таким
же обязательным, как уплата членских
взносов, посещение собраний. Тогда не бу-
‘дет такого позорного положения, пря Ko-

тором молодой человек за 8—9 лет пре-

бывания в комсомоле He научился бы
стрелять, окапываться, ходить на лыжах,
‘владеть штыком.

д. новоплянский.
Киев. ;

ведующая,
дир Я.

HA снимке: слева —Ф. КАГАН — заместитель - заведующего 6-м промысло
этим промыслом орденоносец А. ПЛЕШКО
СИПОВ — мастер по добыче нефти, замерщицы ‘нефти М.
треста «Октябрьнефть» (Грозный);. в центре — общий вид б-го бакинского промысла.

Полтора месяца назад’ начато социали-
стическое соревнование’ нефтяников

Баку © нефтяниками Грозного, В борьбе
за наибольшую добычу нефти почетное ©
место занимают комсомольцы, молодежь.

*

м треста «Орджоникидзенефть» (Баку), за-
и мастер по добыче нефти В. ДОМОЖИРОВА; справа — брига-
ШЛЯХТИНА и Ф. ТРУБАЕВА — 1-й промысел

Фото Г. ВОРОНОВА,

возле председателя и говорил ему:

Секретарь издавна недоверчиво относил-
ся к розовощеким семналцатилетним юно-
mam. Особенно неодобрительно отзывался
он о молодых людях, носящих галстуки в
горошинку, и девушках в мохнатых беретах
из кошачьего пуха.

— Знаю я эти финди-бринди,— гово-
рил он. «Финди-бринди» означало высшую
меру секретарской недоброжелательности.

Что касается самого секретаря, то его
щеки были покрыты неукротимой щети-
ной, & костюм во все времена года неизмен-
но состоял из рыжего полуфренча, сапог и
суконных брюк навыпуек. Он никогда не
расставалея с портфелем из ноздреватой
свиной кожи, в котором хранил копии ди-
ректив.

В последнее время у‘секретаря‘было мно-
го хлопот с активом, и, как назло, куда
ни кинься, везде активистами оказывались
товарищи с сомнительными возрастными
данными. Секретарь глядел на кого-нибудь
из них, в его охватывали ирачные пред-
чувствия. ;

«Такой обязательно завалит дело, —
уныло думал он.— Натворит чего-нибуль,
& обком мне влепит».

Именно в дни этих раздумий предееда-
телю культурно-массовой комиссии райкома
Тусе Симакиной приснился странный сон.

— Знаешь, —со0 смехом сказала она зав.
учетатом райкома, — чепуха какая присни-
лась. Будто приходит к нам в клуб гусар...

— Вто, кто? ;

—* Гусар. Озмый настоящий. Молодой
такой, усатый, ментик ‘у него серебром
расшит, палаш ло пят; И говорит, что в
драмкружее заниматься хочет. Чудеса!

Бак-то к случаю зав. учетатом раеска-
зал секретарю о сне Симакиной. Тот взвол-
новался. у ;

— Вот до чего финхи-бринди доводят; —
сказал он.— Гусары уже начали сниться.
Ну, я понимаю, еще лейтенант какой-ни-
будь, а то чорт знает что.

— Так это ж сон.

— Ты меня не успокаивай;— грустно
сказал секретарь.-— Вижу: не будет с
культкомиссией дела. Придется самому
взяться.

После случая с гусаром секретарь при
встречах с новыми активистами осматривал
их долгим, подозрительным взглядом. Одно-
го даже спросил: ye Al tek

— Клеопатра Египетская вам случайно
нё снилась?

Отныне весе общерайонные и даже ку-
стовые мероприятия провохились ‘только
при личном участии секретаря.

Прежде веего он взял на себя непосрел-
ственное руководство совещаниями, прохо-
дившими в районном центре и его пред-
местьях. Обычно секретарь ^усаживалея

— В первую очередь Hato давать елово
активистам проверенным, имеющим опыт
‘рувоводяшей работы. о

Тщательно просматривал список орато-

ров:
— Какая это Лопатина? Из Промсоюза?
С кудряшками, в шляпке? Ну, что она
может сказать? Подождем выпускать. С4-
пегин? Мальчишка! Подождем. ‘Абрамов?
‚Подождем. :

Вскоре’ секретарь убедился, что тонкое
дело составления резолюций ни в коем слу=
чае нельзя доверять активистам CO стажем
руководящей работы меныне пяти лет.
Проекты решений, представленные товари-

НОВЫЕ
Государственное издательство «Художе-
ственная литература» издало работу

С. И. Мицкевич «Революционная Москва»
(1888—1905). Первая книга называется
«На грани двух эпох», вторая — «Рево-
люция 1905».
В книге 493 стр. Цена 15 рублей:
Издательство «Ведомостей Верховного

шами, находящимися, так сказать, на заре
своей юности, отвергались безоговорочно.

— Что вы мне тут вольничаете! — кри-.
чал секретарь. — Разве’ в  резолюциях
областного комитет» установочную часть
в этом месте пишут? Задачи у вас тоже
не там, где полагается..

Й потом говорил зав. учетатом со вздо--
хом:
— Вее приходится самому, все самому...

Однажды понадобилось послать предста-
вителя райкома на комсомольское собрание
в колхоз «Своя заря». Зав. учетатом пред-
ложил кандидатуру комсомольца Белых.

— Знает организацию, как свой пять
пальев,-— сказал он.

— He годится,— заявил секретарь. —
Не умеет давать руководящих указаний.
Придется самому, надежнее будет.

На собрание он попал, когда прения были
в полном разгаре. Обрадованный председа-
тель срочно предоставил’ слово ответствен-
ному гостю. Решив посвятить свою речь
проблемам животноводства, секретарь сразу
же взял быка за рога.

— Итак, товарищи, — начал он, OT
кашлявшиеь;— с точки зрения стойлового
периода вы имеете несомненные достиже-
ния. Есть у вас. и передовики высокого
удоя, мимо телят вы тоже не прошли;

Указав на несомненную пользу дости-
жений и вред недостатков, оратор уже че-
рез чае перешел в анализу задач, стоящих
перед молодыми животноводами. Но тут ему
подали записку: «Вы все-таки насчет са-
пог. сказали бы», — писали в ней.

— Баких сапог? — удивился секретарь.

Тогда председатель робко об’яенил, что
животноводства У них и в помине нёт, по-
тому что «Своя заря» не просто колхоз,
& промколхоз. Основное занятие артельщи-.
ков — сапожное производство. 2

— А! — сказал секретарь и быстро 3a-
кончил речь, заметив, однако, что без жи-.
вотноводетва.. сапожное дело развиваться
никак Не может... 7

Дома ему вручили письмо из обкома. В
HOM в нелестных выражениях оценивались
взгляды секретаря на привлечение актива.

Вскоре в райкоме собрали двадцать ком-
сомольцев. Секретарь вызывал их Е себе-
по очереди. Первым вошел хмурый юноша.
Черные взлохмаченные волосы уныло сви-
сали ему на лоб.

{— Фамилия? — осведомился секретарь.

— Антипов.

— Очень хорошо. Райком дает‘ вам от-
ветственное поручение: будете редактиро-
вать наш шефский юмористический бюлле-
тень «Смех смехом». и

Антипов помрачнел еще больше.

— Не могу, — сказал он

— 1071 — спросил секретарь (в голосе
его звучала сталь). — Отказываться от
‘активной деятельности ‘в организации?!

— У меня об’ективная причина, — взмо-
лилея Антипов.— В похоронном бюро ра-
ботаю, пощел туда из-за сурового харак-
Tepa.

— Ничего, —— сказал секретарь. —
райком поручает, будете повеселей:

Через час ‘все двадцать комеомольцев
были зачислены в актив. ны

Когда секретарь остался один, OH вы-
звал к себе зав. учетатом.

— И ты думаешь, этот мальчишка
Антипов будет работать? — сказал он.—
Знаю: придется сатирой самому заниматься.

И безнадежно махнул рукой.

В. ГОРДИЕВСКИИ.

книги

Совета РСФСР» издало броппору Д.: Гайлу-
кова, «Гражданство СССР». В брошюре дан
политический и юридический анализ совет-
ского законодательства о гражданстве, вы-
яеняются сущность советского гражданства
и его значение в деле укрепления социа-
листического государства.
В брошюре 56 стр. Цена 60 коп.

Раз

О механическом крокодиле
и обыкновенном табурете

Вечером в физическом кабинете одной
#3 московских школ собрался кружок лю-
битедей физики. Это были ребята 9-го и
10-го классов. Во время беседы по историй
физики в кабинете внезапно погас свет.
Руководитель кружка, преподаватель,
написал директору школы
служебную записку, содержание которой
сводилось к следующему: Дайте завхозу
распоряжение исправить свет,

Это не единичный случай, и сигнализи-
Dyer OH O многом. Значительное число мо-
ацых людей,  оканчивающих ‹ средние
школы, беспомощно в самых простейших
дозах. А ведь они идут в ряды Красной
Армии и на производство.

Почему же так получается? В стране
(бмано около трех’ тысяч внешкольных
учреждений, в самих школах работают
тысячи технических кружков. Казалось бы,
есь, овладовая техникой, дети приуча-
мя к кропотливому труду, В черновой
работе, приобретают трудовые навыки. №
тит внимательно присмотреться к pabo-
1% внешкольных учреждений, как обнару-
Жися необходимость ее перестройки.

Into кружок юных техников —-
в школе, на технической станции или В
Доме пионеров — сейчас ставит себе основ-
Ho задачей постройку моделей. Время от
времени молели демонстрируются Ha ВЫ-
ставках, На этом  общественно-полезная
функция кружков заканчивается.

Конечно, в процессе постройки моделей
№бята многому учатся. Модель паровой
машины, сделанная из консервной банки,
дат представление о настоящей паровой
машине. Делая её, ребята научились 06-
ращаться © некоторыми инструментами И
натериалами, научились паять, сверлить
ит.д. Все это полезно и необходимо.

Но рот сложный радиоприемник втиснут
в аляповатый ящик. На деталях само-
лельного кинопроектора обнаруживаются
звусеницы и ржавчина.

Так уж повелось, что юных техников
часто учат только конструировать. Отею-
да у многих ребят. пренебрежение к чер-
новой работе. Часто конструктор сложной
модели считает ниже своего достоинства
как следует ее окрасить. Иногда он и не
умеет этого сделать, не умеет  пользо-
ваться таким инструментом, как пила, ру-
банок, малярная кисть. вот творцы
роботов частенько бегают за завхозом или
монтером, когда в комнате погаснет свет.

Кстати, о роботах. С ‹легкой руки»
журнала «Знание — сила» ими стали 3a-
ниматься многие. Чуждая нам идейка бла-
тодаря ев технической занимательности по-
шла гулять по кружкам юных техников.
Строят «механических рабочих», построи-

ли автоматическую собаку и хаже кроко-

лила! Незачем доказывать, 910 все. эти
измышления уволят в сторону oT подго-
товки ребят к прантической работе.

№ сожалению, модели-безделушки зани-
чают еще значительное место в работах
юных техников. Совсем мало изготовляет-
ся вещей, имеющих практическое приме-
нение в жизни, Считается даже зазор-
ным, если ребята сами делают шкафчик
для своей библиотечки, табурет для класса,
чинят парту. С

Юные техники могут изготовлять очень
много вполне посильных для себя и. полез-
ных для других вещей. На конкурс
«Юные техники в помощь школе» они
представили 10.000 самодельных. прибо-
ров. Можно назвать ряд школ, где силами
учащихся оборудованы  радиоузлы, тде
сами школьники следят за исправностью
мебели. Такая общественно-подезная ра-
бота увлекает школьников. Взрослые же
почему-то ищут для ребят прежде веего
«занимательности», стремятся развлекать
их, & не приучать к серьезному труду.

Во внешкольных учреждениях и В
школах почти исчезли столярные, схесар-
ные, электромонтажные, швейные и тому
подобные кружки, которые прежде были

ЦИИ

широко’ распространены
и действительно давали
‘ребятам практические
навыки.

Не следует забывать,
что нам нужны и сто-
ляры, и слесари, и  электромонтеры.
Многие юные техники в будущем станут
‘ими, Значит, надо’ их тотовить‘к Этому.

По почину Мариинско-Посалекой стан-
юных техников стали создаваться
кружки юных трактористов и автомоби-
листов. Но как медленно и робко идет эта
работа! Многие внешкольные учреждения
мечтают о том, чтобы завести  собствен-
ную автомашину, оборудовать. специаль-
ную лабораторию. А ведь по всей стране
у нас есть ‘гаражи, автопарки, машинно-
тракторные станции и мастерские. Там
можно организовать тысячи aBTOTPARTOp-
ных кружков; лучшие трактористы ‚и
шоферы охотно помогут. ебитах.

`Вея организация работы с юными тех-
никами во внешкольных учреждениях
мало способетвует воспитанию практиче-
ских трудовых навыков. У нас слишком
много обелуживания детей и слишком
мало самообслуживания,

Когда юный техник приходит в 1а&бо-
раторию, к его услугам оборудованное
рабочее место,  заготовленный материал,
отрегулированные приборы. Руководитель
кладет. перед ним готовый чертеж и Ha
кажлом шагу указывает, что и как надо
делать. Окончив работу, школьник со спо-
койной совестью отправляется домой,
‘оставив на рабочем месте сор, обрезки;
он знает, что все это уберут без него.
Если нет нужного инструмента, материала
или инструмент не заточен, а прибор не
исправен, — юный техник считает себя
вправе возмущаться, требовать.

Часто в электротехнической лаборатория
можно увидеть соскочивиие с места иля
расшатанные розетки и выключатели,
в авиамодельной лаборатории — расша-
танные стулья, в Фотолаборатории —
поврежденные фонари. Пионеры, работаю-
ие злесь, не считают нужным заняться
ремонтом: это должен сделать кто-то лру-
той, обслуживающий. Подчас даже неко-

торые детали моделей выполняются взрос-
лыми работниками. В таких условиях у
юных техников нет никакого стимула
браться за черновую работу. :

Кружки юных техников часто не оправ
дывают своего названия. Кружок — это
‘добровольное и самодеятельное 0б’едине-
ние, где коллективными усилиями разре-
шают те или иные задачи, где руководи-
тель — старший, опытный товарищ,
У которого всегда можно спросить совета.

На деле же многие кружки превращаются

в какие-то учебно-инструктивные куреы,
Tle все, вплоть до мелочей, делается
только по указке руководителя, без кото-
рого нельзя ступить HA шагу.

Какое участие принимают ученики в
организации работы своей лаборатории,
своего отдел техники, своей станции?
Почти никакого. Иногда выбираются дет-
ские советы, но они в лучшем случае
только выслушивают план проведения
праздника,   выпускают по торжественным
дням стенгазету, формально подводят итоги
социалистического соревнования. Все рет-
ламентируется взрослыми руководителями,
в руках которых. целиком находится и
хозяйство. Это порождает иждивенчество,
тлушит самодеятельность и инициативу.

Нало строить работу на самодеятельно-
сти и инициативе ребят, чтобы бони чув-
ствовали себя хозяевами своих внешколь-
ных учреждений, ‘заботливыми и куль-
турными хозяевами,

Надо возложить на детские советы вне-
школьных учреждений ‘широкие и кон-
вретные обязанности: организацию всей
работы юных техников (виесте с’ руково-
дителех  намечать содержание’ работы,
устанавливать расписание, порядок  посе-
щения кружка, правила внутреннего рас-
порядка); ответственность за оборудование
(посильный ремонт, изготовление новых
вещей)* заботу © получении материалов и
контроль за расходованием их; массовую
работу, связь со школами и пионерскими
отрядами и т. д. Вместе с тем детские со-
веты ‘должны оподучить определенные
права: давать ‘поручения любому’. юному
технику или кружку, принимать и исклю-
чать членов кружка, целесообразно pac-
пределять средства, отпущенные дирекло-

i

ром станции ных техников ‘или Дома
пионеров. Е в

В каждом кружке должны’ быть выле-
 лены. библиотекарь,  инструментальщик,
кладовщик и т. д. Выбранные для этого
юные техники целиком отвечают з& пору-

ченную им работу и подчиняются только.

‘старосте кружка. В лаборатории, в каби-
нете или в целом на станции, если она
небольшая, должен быть юный техник,
‘ответственный за хозяйство.

Староста кружка в первую очередь от-
вечает за продуктивность работы, за поря-
док в помещении. Только через него могут
итти все распоряжения кружковцам.

Это не снимает ео взрослого’ руководи-
теля ответственности за направление и с0-
держание работы, за весь ее распорядок.
Во всех случаях последнее слово’ принал-
лежит руководителю. Но руководить вне-
ШЕолЬьной работой -—— это значит прежде
всего. хорошо организовать самодеятель-
ность детей. ny

* * *

Не потерял своей остроты вопрос
о замкнутости. внешкольных учреждений,
06 оторванности их от учителя, от школы,
от пионерской организации. Ликвидацию
замкнутости очень часто понимают непра-
вильно и примитивно. Если в отделе
техники Дома пионеров работало 200
юных техников, а потом число их увели-
чилось до 300, то этим вопрос о замкну-
тости никак не разрешилея:
этого дома и без его влияния попрежнему
остались десятки тысяч школьников, Если
трех работников станции заставили пойти
в три школы и организовать там по-олно-
му техническому кружку, то этим вопрос
0 связи CO школами не ‘разрешили, так как
в десятках других школ кружков попреж-
нему нет,

Четырнадцать лет назад, когда в Москве
на Красной Пресне организовалась Цент=
ральная станция юных. техников, кружков
в их теперешнем виде не было. Основное,
чем занималась станция, были курсы для

иионерекого актива. Отрях выделял пионе-

ров, любящих мастерить, и посылал Ha
станцию: идите, научитесь, & потом на-
учите нас. Ходил такой пионер, например,
к& раднокуреы, учился делать детекторный

за стенами!

приемник, & потом учил этому свое звено,
свой отрят.

Почему (бы не’ возродить этот прекрас-
ный опыт? Сейчас лишь в немногих местах
так работают. В прошлом учебном году
станции юных техников Чкаловской обла-
сти подготовили 139 юных  авиамодели-
CTOB, которые организовали кружки в шко-
лах и руководили ими. Во всех восьми
средних школах Павлова-Посада (Москов-
ская область) работают кружки по изго-
товдению наглядных пособий. Станция
юных техников провела семинар для учи-
телей физики, научила их обращаться
с инструментом и некоторым приемам ра-
боты, проводит семинар для школьников—
активистов этих кружков.

Основной задачей станций юных техни-
ков и домов пионеров надо считать провё-
дение курсов и семинаров лля актива
школьных кружков, для пионерских отря-
дов. Тогда школьники, работающие на
станции, станут организаторами в школах
и пнонёротрядах, а влияние станции или
Дома пионеров выйдет далеко за их стены.

Ероме таких курсов и семинаров, стак-
ция или Дом пионеров должны иметь
кружки и клубы для тех юных техников,
которые уже переросли рамки школьного
кружка, углубленно заинтересовались
определенной областью техники и требуют
станков, ен

Внешкольная работа ‘может и должна
сыграть большую роль в труловом   воспя-
тании пионеров и школьников, в подготов-
ке их к будущей практической деятель-
ности. Но для этого станции и дома пионе-
ров должны быстрее перестроить свою дея-
тельность в соответствии с требованиями
сегодняшнего дня. И они тем скорее пере-
строятся, чем лучше им будут помогать
органы народного образования и комитеты
комсомола, ON

Сейчас же почти всюду станциям отво-
дят помещения похуже, средств, дают по-
меньше, руководителей оплачивают ниже.

‚А тем временем на показные вечера. в до-

мах пионеров тратятся, сотни тысяч рублей,
Or станций юных техников надо многое

‘требовать, но надо и помогать им.

Москва. в, КУЛИЧЕНКО,