ьском железнодорожном училище № 2. Урок прово-

На уроке математики в тул
дит преподаватель П. Г. ЕРМИЛОВ.

Фото Н. ХОВРАЧЕВА. (ТАСС).

ПЕРОННОЕ ЗНАКОМСТВО

От корреспондента «Комсомольской правды» по Белорусской ССР

Будущие каменщики, плотники, помощ-   и помполит начальника дороги по комсо-

ники машиниста, штукатуры, путейцы,
слесаря и токаря с первых дней учебного
года проявляют разностороннюю актив-
ность, стараются полней раскрыть свои
способности в учебе, в общественной жиз-
HH.

Много и с увлечением читают будущие
специалисты промышленности и транспор-
та. Как только кончается учебный день,
учащиеся минского железнодорожного учи-
лища № 1 устремляются в библиотеку.
Одни просят «Тихий Дон», другие хотят
получить рассказы Чехова, третьи неред
от’ездом в город не дочитали «Мои уни-
верситеты» Горького и теперь решили на-
верстать упущенное.

Но их интересы не ограничиваются од-
ними книжками. В училище уже опреде-
лилея большой актив. Это Александр Гейн-
ке, Петр Дядечкин, Павел Мазуренок, Арон
Гринбаум и многие ‚другие. Передовые из
них избраны в комсомольский комитет.

Партийная . организация и дирекция
опираются на комсомольцев, на актив учи-
лища. С их помощью по вечерам в обще-
житии устраиваются коллективные читки
газет, книг, играют в шахматы, шашки.
17 декабря состоится единый политдень,
посвященный   докладу‘ М. И. Калинина 0
коммунистическом воспитании. Создаются
кружки художественной самодеятельности.
Месяна через. два-три в училище будут
свои музыканты, певцы, затейники.

Однако все, что делает коллектив вос-

питателей, пока не удовлетворяет ребят.

Кипучей, здоровой энергии у них очень
много, а начальники и преподаватели не

‘всегда поспевают во-время направить эту

Комсо-
переживает 6ще

энергию по правильному руслу.
мольская организация
организационный период.
Кто же должен помочь училищу  под-
нять воспитательную работу среди уча-

щихся?

По соседству в. училищем находятся
комитет комсомола железнодорожного узла

молу тов. Ловчановский. Немногим. меньше
месяца тому назад произносились  горя-
чие речи, обещались чуть ли не. молочные
реки и кисельные берега, поговаривали о
шефстве. Но это было на словах. А на
деле получилось вот что.

Не успел последний эшелон с призывни-
ками отойти от перрона, в узловом коми-
тете дали отбой: теперь, мол, и пере-
дохнуть можно.

В общежитиях, где учащиеся проводят
большую часть свободного времени, ком-
сомольцы-транспортники не показываются,
хотя их с нетерпением ждут будущие па-
ровозники и путейцы. Когда пятнадцати-
летние юноши идут в мастерские, а мимо,
по железнодорожному полотну, мчится па-
ровоз, у них пробуждается желание по-
скорей, сейчас бы вскочить в будку ма-
‘шиниста. Мы видели, как внимательно
учащиеся читают толстые книжки 06
устройстве’ паровозов и брошюры о маши-
нистах-кривоносовцах. Но какая радость
охватила бы ребят, если бы к ним в ком-
нату вошел машинист-комеомолец, если бы
он рассказал им о своей профессии!

Будущие квалифицированные рабочие
еще в средних школах научились де-
лать многое своими руками. Поэтому-то
представитель райкома, который придет
в общежитие только затем, чтобы  забав-
лять учащихся, ничего существенного He
добьется. Нужно как можно больше уче-
ников вовлечь в различные кружки, 0б’-
единить в спортивные команды. Пусть с
помощью комсомольцев производственных
организаций учащиеся ремесленных учи-
лищ и школ ФЗО собственными силами
организуют самодеятельные вечера, выхо-
дят на лыжные прогулки, устраивают со-
ревнования. Тогда они будут заняты дей-
ствительно полезным делом, здоровым от-
дыхом‘и никогда не будут скучать.

А. КРАСОВ.

вот это

Котда Ане Коротаевой секретарь коми-
тета комсомола карбюраторного завода ска-
зала, что ей поручено с группой комсо-
мольцев вести работу в первом общежитии
ремесленного училища № 60, она немного
растерялась. Затем, подумав, решила: нуж-
но начинать с мелочей. Вечером в обще-
житии ее обступили подростки. `КоротАе-
ва заметила, что у одного оторвалась пу-
говица у воротника, у другого порвался
локоток. :

` — Ты что же это, товариш Анашин,
‘с расстегнутым воротником ходишь? —

обратилась она. к учащемуся.

Тот тронул ворот’ рукой и ответил:

— Нуговица оторвалась.

— А ты пришей!

Анашин смущенно молчал. i

— Не умеешь, что ли? — спросила
ona.— Так и скажи.

Иголка с ниткой нашлись быстро, и
скоро пуговица была водворена на место
ловкими руками Ани. Был зашит и локо-
ток у рубашки.

МОЛОДЫЕ КАНДИДАТЫ
КАРЕЛО-ФИНСКОГО НАРОДА

Сегодня большой день в молодой Карело-
Финской республике. Во всех городах и ее-
лениях, от Белого моря до Выборгского
залива, народ избирает лучших своих лю-
дей в местные Советы депутатов трудя-
щихся. В избирательные бюллетени зане-
сено 5.658 кандидатов сталинского блока
коммунистов и беспартийных. Это цвет

_карело-финского народа. В числе кандида-

тов много молодежи, 825 комсомольцев.

Среди лесорубов Карело-Финской ССР
широко известны девушки Екатерина Ни-
колаева и Клавдия Фокина, которые, по
примеру первой девушки-лесоруба Дуси
Непиной, организовали женские бригады
Ha лесных делянках. Начав с.мелких под-
собных работ, девушки-лесорубы в совер-
шёнстве освоили теперь мужские специ-
альности. Екатерина Николаева награжде-
на значком «Почетному работнику лесной
промышаенности». Ев бригада перевыпол-
няет дневные нормы в полтора-два раза.
Успешно. работлет. и бригада Фокиной. Де-
вушки-бригадиры зарегистрированы кан-
дилатами в депутаты местных Советов.

Мастера высокого” урожая  комбайнер
Мария Минина и агроном Александра 0си-
пова ‘являются участниками Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки. от Олонец-
кото района. Комсомолка Осипова награж-
дена Малой золотой медалью. выставки,
Фамилии этих двух девушек также зане-
вены в избиралельные бюллетени.

Федор Плескач — кандидат трудящихся
Первомайского района Петрозаводска. По-
чему пал выбор именно на него, молодого
бойца Врасной Армии? Комсомолец Пле-
скач служит в части второй год. 3& это
время он научился метко стрелять. В так-
тических походах он выпускает «Боевые

ПОМОЩЬ!

— Вот видите, как это просто,— и Аня

рассмеялась.— Сейчас мы с вами побесе-
дуем о других вещах, а завтра займемся
шитьем.

В этот вечер беседовали о том, как ве-
сти себя в общежитии, где что должно ле-
жать, для чего служат зубная, одежная
и обувная щетки и как ими пользоваться.
Говорили. и 0 том, как вести себя на
улице. .

На другой день Коротаеву уже ждали
подростки. Она аккуратно разложила на
столе пачку иголок, несколько катушек
белых и черных ниток, наперстки, нож-
ницы. Она показала ребятам, как нуж-
но вдеть нитку в иголку, как завязать
узелок, как наложить заплату, сделать тот
или иной шов. В училище получили хала-

ты. На многих они`сидят мешковато. При

помощи Ани пришиваются пуговицы, › за-
тачиваются складки.

Уметь шить необходимо каждому. И Ко-
ротаева, обучая этому подростков, делает
большое и полезное дело.

Б. ОЗЕРОВ.

Москва.

‚новое пополнение. ПШле-
скача назначили’ заме-
стителем политрука. Две
его трушты получили отличные оценки по
политической ‘подготовке. Нарком обороны
наградил комсомольца Плескача значком
«Отличник РЕКА».

Большая созидалельная работа ведется
в новых районах республики. Комсомоль-
цы и молодежь Виипури, Сортавалы, Кя-
кисалми, Уурас (Тронгзунда). Энео восста-
новили много фабрик и заводов, разрушен-
ных белофиннами. На предприятиях, став-
пгих советскими, молодежь добилась таких
успехов, о которых и не мечтали старые
хозяева—капиталисты. И недаром в. Сор-
тавале одна треть всёх кандидатов-—моло-
дежь. Среди молодых кандидатов-——началь-
ник телеграфа комсомолка Губанова, ста-
хановка Якушева, помощник  машиниета
Пашкова, техник Кириллова и лругие. Бо-
лее 400 юношей и левушек города явля-

ются активистами избирательной кампа-
НИИ,

Избиратели нового  советекого
Уураса выдвинули своим капдидатом в
Виипурский Совет отважного человека,
комсомольца Александра’ Новожилова. Ho-
вожилов дрался. за этот порт, отгоняя вра-
гов от-наших границ. Затем он возглавил
молодежь во время ремонта и пуска элек-
тростанции, портовых сооружений. Теперь
комсомольцы  Узбрали его секретарем Вии-

порта

`пурского райкома ‘комсомола.

Поморы выдвинули кандидатами многих
молодых рыбаков Белого моря. Комсомоль-
цы популярны среди поморов потому, что
они являются застрельщиками новых ме-
тодов лова. Среди них есть капитаны,
штурманы,  мотористы. В  Беломорске
баллотируется мастер рыбозавода комсо-
молка Анастасия Воробьева, в Пудожеком
районе — рыбачка Наталья Осипова,

тистки», хорошо обучает  .

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

fi ee РЕ een oe Еда

Лыевимк @гмт

Pa Bee

ПЕРВЫЕ _
‚ КОМСОМОЛЬСКИЕ
СОБРАНИЯ

В Москве работают. 75
‘ремесленных, 4 - железнодо-
рожных училища и 18 школ
ФЗО. В них создаются сей-
час первичные комсомоль-
‘ские организации. Более чем
в 60 училишах и школах
состоялись первые собра-
ния, В комитеты ВЛКСМ
избираются лучшие комсо-
мольцы, зарекомендовавшие
себя на общественной `рабо-
те. ;

Горком комсомола в по-
мощь секретарям организу-
ет групповые инструктивные
совещания-семинары,

СВОИМИ СИЛАМИ

ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ:
ДРАМКОЛЛЕКТИВА
РЕМЕСЛЕННОГО УЧИЛИЩА

В ремесленном училище № 7 начали
работу драматический, струнный кружки,
группа художественного чтения и другие,
В физкультурном зале ученики будут зани-
маться в секциях бокса, легкой атлетики,
волейбольной и других. Активно работают
в этих кружках комсомольцы.

Через. день в лекционном зале ремеслен-
ного училища собираются члены драмати-
ческого коллектива на репетиции. Успешно
проходят репетиции  одноактной пьесы
«Директор». Роль молодой работницы xopo-
шо исполняет ученица Лида Гунина.

Драматический коллектив училища го-
товит также пьесу писателя-орденоносца
Льва Кассиля «Одна беседа». В этой пьесе
рассказывается о героизме советского
школьника Никиты Величко, спасшего от
пожара колхозный хлеб, больного старика
и детей. Ученик Простов с большим стара-
нием работает над ролью героя пьесы.

Свой первый спектакль драматический
коллектив покажет 26 декабря. Так как
лекционный зал не вмещает одновременно
всех, то программа будет повторена;

Сейчас уже готовятся декорации, разра-
ботаны эскизы костюмов и т. д. Участни-
ки драматического коллектива вместе со
своим руководителем — артистом Москов-
ского театра юного зрителя тов: Ромбо — с
нетерпением ждут дня показа своей работы.

После выступления перед учениками
своего училища драматический коллектив
покажет свою программу в ремесленном
училище № 1. В будущем намечено по-
ставить монтаж «Первая конная» и пьвсу
Островского «Бедность не порок».

Н. ЗВЕРЕВ.

ФОТООБВИНЕНИЕ

В общежитии школы фабрично-за-
водского обучения № 7 при строи-
тельстве Дворца Советов не при-
учают учащихся к поддержанию чи-
стоты и порядка в жилых помеще-
‘ниях. При попустительстве комендан-
та здесь нарушаются правила вну-
треннего распорядка. Подростки ‹ло-
жатся на койки в одежде.

На нашем снимке зафиксировано,
как в комнате № 2 ученики сушат
валенки; хотя для этого есть спе-
циальная сушилка.

иконка оносо осо новонивоне

Из среды молодой интеллигенции вы-
двинуты кандидатами в депутаты студен-
тка Карело-Финского университета Нина
Шилина, удостоившаяся сталинекой сти-
пендии; учитель Ребольского района ком-
сомолец Иван Артемьев, добившийся выс-
шей в районе успеваемости школьников:
учительница Мария Дорофеева и другие.

Немало среди кандидатов в депутаты и  `

комсомольских активистов. Маргарита Pyo-
колайнен, пионервожатая поселка Соло-
менное, работает теперь в Петрозаводске
секретарем Первомайского райкома комео-
мола. Хорошая лыжница, вожак молодежи,
она баллотируется в депутаты районного
Совета. В далеком Ведлозереком районе
трудящиеся выдвинули своим кандидатом
секретаря райкома ‘комсомола  медицин-
скую сестру Анну Бойкову.

В числе кандидатов в депутаты район-
ного Совета Суоярви баллотируются па-
рикмахер-комсомолка Мария Тайкова’, на
острове  Мальостров — счетовод колхоза
комсомолец Агей Евтюков.

Самое яркое в жизни нашей ‘молоде-
жи — это бурный расцвет ев способностей
и талантов, не стесненных никакими уза-
ми. В буржуазной Финляндии молодежь

‘обречена на бесправие, безработицу и го-

лох. Карело-финская молодежь узнала сча-
стливую, радостную жизнь лишь в совет-
ских условиях. В нашей республике про-
является исключительная забота о моло-
дежи. Перед юношами и девушками Каре-
ло-Финекой ССР широкая хорога. У нас
растет сильное, здоровое молодое племя.
Тысячи юношей и девушек участвуют в
государственной деятельности.

И сегодня гордая и счастливая моло-
дежь Барело-Финской республики идет на
всенародные выборы, чтобы в едином па-
триотическом ‘порыве отдать ‘свои голоса
за кандидатов сталинского блока коммуни-
стов и беспартийных.

Ю. АНДРОПОВ,

секретарь ЦК ЛКСМ Карело-
Финской республики,

ЗА СТРОЖАЙШУЮ ЭКОНОМИЮ,
ПРОТИВ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТИ! -
раны

ЗАВОДСКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭКОНОМИИ

СТАЛИНГРАД, 14 декабря. (По телефо-
ну). Партком Сталинградекого тракторно-
то завода поддержал предложение комсо-
мольцев завода о проведении заводской тех-
нической конференции по экономии.

Конференцию намечено созвать 19 ян-
варя. Составлен план ев проведения. До-
кладчиками по отдельным проблемам эко-
номии на заводе, снижения потерь ‘от
брака, экономии, металла и материалов,
электроэнергии и топлива, по качеству
ремонта оборудования будут специалисты.
Для подготовки в конференции и редзкти-
рования материалов докладов м резолюций
решением парткома ‘утверждена комиссия.
Редакции тазеты «Даешь трактор!» пред-
ложено широко освещать ход подготовки к
заводской конференции и выпустить не-
‚сколько страниц по отдельным вопросам
экономии. На заводе развертывается дея-
тельная подготовка к конференции. В ста-
лелитейном и чугунолитейном цехах про-
ведены цеховые конференции по эконо-
мии, нз которых инженеры и рабочие
внесли много ценных предложений

ОТВЕЧАЕМ ДЕЛОМ

Почин сталинградцев торячо поддержан
молодежью нашей области. Обком комсо-
мола предложил всем комсомольским орга-
низациям систематически вести борьбу за
строжайшую экономию, против расточи-
‘тельности. Из Константиновки, Горловки,
Мариуполя, Орджоникидзе и других торо-
дов сообщают о первых результатах дея-
тельности комсомольцев. На металлурги-
ческом заводе имени Сталина и на заводе
имени Ильича в Мариуполе работают в це-
хах инициативные труппы. Они органи-
зуют плановый сбор металлического лома,
выявляют возможности дальнейшей эконо-
мии металла,

В доменном цехе Константиновекого за-
вода имени Фрунзе горновой первой печи
Кузьма Серенко, совершенствуя технологи-
ческий процесе, добился в ноябре. большой
экономии кокса, выполнив при этом про-
грамму на 119 процентов. За первую де-
каду декабря Серенко дал. сверх плана

О тонн чугуна, снова сэкономив значи-
тельное количество руды и кокса. В цехах
завода начата проверка энергетического

хозяйства.
М. ПЛАТОНОВ,
секретарь Сталинского обкома ЛКСМУ.

СТАЛИНО, 14 декабря. (По телефону).

СБЕРЕГЛИ ДЛЯ РОДНОЙ
СТРАНЫ =

ДОПОЛНИТЕЛЬНО
2.400 ПАР ОБУВИ

Комсомольцы Минской обувной фабрики
имени Кагановича добиваются первенства
среди предприятий легкой’ промышленно-
сти, Башмачная ткань — дорогой и’ дефи:
цитный ‘материал.  Молодежь ‘закройного
цеха установила строгий контроль за ра-
циональным использованием этой, ткани,

Первые результаты бережного отношения  . »

K ро добру не замедлили сказать-
ся з ткани, которую’ сэкономил цёх,
можно сшить дополнительно 2.400 ‘пар
обуви, («Сталинская молодежь» — Минск).

МОЛОДЫЕ
РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ

В цехе дорновой конфекции _Ярославско-
го резинокомбината, где преимущественно
работают комсомольцы й молодежь, раз-
вернулась большевистская борьба ‘за эко-
номию. В ноябре смена комсомольца тов:
Дяденькина за счет снижения брака доби-
лась экономии 8.647 рублей. Комсомоль-
цы-сборщики тт. Виноградов, Зеленцов, Ро-
машев и Небеснов в ответ на обращение
сталинградцев обязались работать без еди-
ного процента брака. Свое обещание они
выполняют.

В текущем году на резинокомбинате
внедрено’ 239 рацибнализаторских предложе-
ний, которые дают экономии на 5` миллио-
‘нов 156 тысяч рублей. Средн рационализа-
торов много комсомольцев. Недавно’ комсо-
‘молец цеха полуплоской  конфекции’ тов,
Кузьмичев внес шесть ценных предложе-
ний, Четыре из них уже внедрены в произ-
водство. Только ‘одно из этих предложений

по, экономии, резины  сберегает заводу
63 тысячи рублей. («Сталинская смена» —
Ярославль). iat
“Pie
OC

о Как сражались
в декабре 1905 года

В Колонном зале Дома союзов Музей
революции СССР 17 декабря открывает
выставку, посвященную. 35-летию декабрь-
ского вооруженного восстания... Редкие до-
кументы, фотографии, листовки, картины
и реликвии ярко. отразят героическую
борьбу большевистской партии по подго-
товке и организации восстания.

Особый интерес представляют докумен-
TH и экспонаты, восстанавливающие кар-
тину героической борьбы московского про-
летариата. Будут выставлены картины и
план Москвы с обозначением мест барри-
кадных боев. Зрители увилят все вилы
вооружения московских дружинников: бом-
бы-македонки, карабин-винтовку, шанки,
модели кинжалов. Рядом с оружием —
брошюра «Краткое руководство по улич-
ному бою». .

—_—-

‘ ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
—
«КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»
—

«ПОРОЧНАЯ ПОЗИЦИЯ»

Под таким заголовком в «нашей газете
24 ноября был опубликован обзор печати,
вритикующий неудовлетворительное осве-
щение на страницах краснодарской газеты
«Комсомолец» вопросов военно-физическо-
го воспитания молодежи. Бюро Ераенодар-
ского крайкома ВЛЕСМ обсудило этот обзор
и признало его правильным.”

Бюро крайкома потребовало от редакции
газеты «Комсомолец» устранить отмечен-
ные в обзоре недостатки и обеспечить си-
стематическое и глубокое освещение воен-

‚ но-физкультурных вопросов. Приняты меры

5 укреплению аппарата редакции.

= Ey

= aid orc. >

и военной присяги,

Monies бойцы Latte к знаменатель-
ному ‘дню, когда опи произнесут священ-
ные слова воинской клятвы. В отдельных
частях молодое пополнение уже присягало
на верность родине. :

ie sie ‘sc выше и почетнее для
гражданина СССР, чем защита с оружием
в руках своей социалистической фодины—
отечества трудящихся всех стран! Много-
численные примеры доблести и героизма,
проявленные бойцами и командирами в
борьбе с врагами нашей родины, показы-
вают, что присяга воина Красной Армин—
самая надежная, поистине нерушимая.

Осень 1920 года. Войска барона Вран-
геля подошли к Донбассу, стремясь захва-
тить этот важнейший жизненный центр
молодой Советской республики. Бойцы и
командиры 77-го полка 9-й дивизии покля-
лись «Умереть, но сдержать натиск вра-
га», отстоять во что бы то ни стало Дон-
басс. И полк сдержал свою клятву. О ге-
роических действиях 77-го поака М. В.
Фрунзе писал: «Рабоче-крестьянская Рос-
сия может гордиться такими своими з4-
щитниками; пока в рядах Красной Армии
будут такие героические полки, как 77-Й,
легший костьми на поле брани, ни пяди
не уступивший врагу;—она будет непо-
бедима». ет

Славные традиции гражданской войны
были умножены Красной Армией в боях
У озер» Хасан, у реки Халхин-Гол и в
Финляндии. Несмотря на лютые морозы,
‚части Красной Армии сокрушили считав-
шуюся неприступной линию Маннергейма,
показав невиданный героизм и мужество.

Военная присяга Красной Армии заро-
дилась в огне гражданской войны. В 1918
году был утвержден первый официальный
текст военной присяги. В 1923 году в
него были внесены’ изменения. Этот текст
присяги действовал ло 1939 года, когла
был утвержден новый ‘текст.

Тлавное отличие нового порядка приня-
тия военной присяги от старого состоит в
том, что теперь каждый красноармеец. при-
нимает присягу лично и скрепляет свою
клятву собственноручной подписью. При-
сяга принимается после того, как красно-
армеец прошел одиночное обучение, усво-
ил устав внутренней службы, Дисципли-
царный устав и понял значение военной
присяги, но не позднее. чем через два
месяца, со дня прибытия его в войсковую
часть.

Перед сомкнутым строем бойцов, перед
лицом командиров,  облеченных высоким
доверием советского народа, воин  Красной
Армии клянется быть честным, храбрым,
хисциплинированным бойцом,  беспреко-
словно выполнять все воинские уставы и
приказы своих командиров и начальников,
добросовестно изучать военное дело, все-
мерно беречь военное и государственное
имущество и до последнего дыхания быть
преданным своему народу, своей социаля-
стической родине и советскому правитель-
ству. Он клянется защищать свою родину
мужественно, умело, с достоинством и че-
стью, не щадя своей крови и самой жиз-
Hd для достижения полной победы над
врагами. В заключение он говорит: «Если

Политиздат при ЦЕ ВКП(б) выпустил
второе издание «Краткого философского
словаря» *). По сравнению © первым это
издание значительно расширено, дополнено,
переработано.^ Увеличено количество тер-
MHHOB, об’ясняемых в словаре, улучшено
‚качество статей. Это, по существу, новая
книга. Статьи словаря читаются с _инте-
ресом, дают много ценных сведений.

отличие от первого издания намного
увеличен раздел истории философии. Co-
ставители словаря правильно поетупили,
что учли огромный интерес к истории фи-
лософии со стороны нашей интеллиген-
ции и, не поскупившиесь на место, да-
ли читателю свеления о древнегреческих
Философах— Гераклите, Демокрите, Аристо-
теле; о философах. нового времени — Бэко-
не, Гоббее, Локке, Декарте, «Спинозе,
Лейбнице; o представителях немецкого
классического идеализма — Канте, Фихте,
Шеллинге, Гегеле; о французских MaTepHa-
листах XVIII века — Дидро,  Гольбахе,
Гельвеции и других. (с0бо выделены такие
Философские прелшественники марксизма,
как Гегель и Фейербах.

Из диалектики Гегеля Марке и Энгельс
взяли ее «рациональное зерно», отбросив

идеалистическую  шелуху, С учением
Гегеля авторы словаря знакомят в
ряде статей: «Классическая немецкая

философия», «Диалектика», «Гегель». Из
статьи «Наука логики» читатели почерп-
нут необходимые сведения о самой книге,
4 также весьма нужные указания о том,
как Ленин работал нал «Наукой логики»,
Kak он идеалиста Гегеля читал по-материа-
листически.

Не меньше места отведено и другому
предшественнику ‘марксизма — немецкому
материалисту Людвигу Фейербаху. Статьи
«Фейербах», «Сущность христианства»,
«Тезисы о Фейербахе», «Людвиг Фейербах
и конец классической немецкой филосо-
фии» и другие помогут читателю усвоить,
что составляло «основное зерно» материз-
лизма Фейербаха, развитое в «научно-фило-
софскую теорию материализма», помогут
понять и слабые стороны материализма
Фейербаха — идеализм во взглядах на че-
ловека и общество, религиозно-этические
наелоения.

В новое издание включены также статьи
по следующим вопросам; «История филосо-
фии как` наука», «Критерий истины»,
«Научное предвидение», «Творческий п
догматический марксизм» и так
В первой статье показано, что только мар-
ксизм создал истинно научную историю
философии, рассмотрел е# в связи с мате-
и условиями жизни общества.

обстоятельных статьях о Ma
Энгельсе, Ленине и Сталине на’ care :
кратким биографическим очерком изложе-

*) «Краткий философский словарь
редакцией М. тая и П, К Te
литиздат при 6), 1940 г.,
не bene (6), 1940 г стр. 326,

oak a

далее. ,

15 денабря 1940 г., № 290 (4772)

ЕЕ ЕЕ

тора

`В. КРАСНОЙ Арни ВОЕННАЯ. т
ет  деятельная р
tants Е Or асХ r П Pp И С Я Г А сетвенную присягу, n
молодыми красноармей- * пусть меня TOCTHTHe

суровая Kapa Фювето,
закона, вееобщая ненависть и презрень
трудящихся». j
Без крепкой ‘воинской хисциплины yy
и не может быть боеспособной армии. My.
толетлий ‘военный опыт показывает, чу
отсутствие дисциплины может привести 1
только к болыпим потерям, но и в пу.
жению. И, наоборот, армия, основанная в;
крепкой воинской дисциплине, имебт у
условия быть ‘непобедимой,

Огромное значение в деле укреплен
мощи Красной Армии имеет  авторте
командира. Командир—полновластный и.
ководитель своих войск. Его ‘приказ я.
ляется законом для подчиненных, Нез.
полнение приказа начальника-—преступаь.
ние перед родиной, ибо оно подрывает 1
ециплину в Врасной Армии, ослабляет в
боеспособность. Вот почему первейтал ий.
занность каждого воина Красной Аруи—
быть дисциплинированным бойцом, fy.
прекословно выполнять в приказы ¢hy.
их командиров.

Особенное значение имеет блительнот
бойца. Болтливый красноармеец=нахона
для врага. История показывает, что ин
гие армии гибли потому, что но ул
хранить военную тайну. Сохранение вот.
ной тайны-—важнейшая задача kayo
военнослужащего.

Сейчас Красная Армия коренным об.
зом перестраивает свою учебу. На пр.
полении” всёвозможных трулностей наро
обороны тов. Тимошенко учит Краеную
Армию побеждать врага малой кровь,
Ярким подтверждением этого являниа
тактические. учения, проведенные в по-
следнее время во всех военных округах ла-
‘шей армии.

Военное и государственное имущество‘
является общественной, социалистической
собственностью, всенародным достоянием,
Бережное отношение к оружию, бюгпрт-
пасам, обмундированию делает нашу стрз-
ну еще богаче и сильнее, дает возмох-
ность накопить большие запасы для т.
тельных действий.

Быть до ‘последнего дыхания прелн.
ным своему народу, своей родине-—зна.
чит бороться с врагом до конца, до по-
следней капли крови. Надо защищать свою
родину так, как ее защищал славный бо.
связист Виктор Зеленцов. Он дрался ло п
следних сил. Когда же его, израненном к
обессиленного, белофинны  приволокли в
свой штаб и пытались путем неслыханных
пыток ‘узнать от него военные секреты, о
решил умереть, но не сказать им ни слова,
Красноармеец Зеленцов умер, как тей,
Озверевшие враги сожгли его на кото,

Военная присяга возлагает  отромную
ответственность на воина Красной Аруит,

————«А=—4А——/„/Э А. —

Честь и слава каждому молодому [par-

данину СССР, который. изо дня в день Tp
нируется, чтобы стать отличным бойшх

Красной Армии, лостойным сыном свое
народа, стойким
ческой родины!
‚ Старший батальонный комиссар

у Гео УФ, ГОНЧАРОВ,

Библиография

КРАТКИИ ФИЛОСОФСКИИ СЛОВАРЬ

но в общих чертах содержание тборетиче-
ской деятельнобти классиков марксизма-
ленинизма, показано, что их учение есть
высочайшая вершина теоретической мысли
человечества. - :
Составители словаря дали отдельно.
статьи о всех важнейших произведений
классиков марксизма-ленинизма: о «Кали
тале» Маркса, «Манифесте Коммупистиче-
ской партии» Маркса и Энтельа of
«Анти-Дюринге». «Людвиге  Фейербахе»
Энгельса; о «Что делать?», «Материализм
и эмпириокритицизме» Ленина; о работах
товарища. Сталина «0б основах лениниз-
ма», «0. диалектическом. и историческох
материзлизме», «Анархизм или социализи»,
‚ Большое место занимает в словаре раз
яенение основных черт марксистского
диалектического метода  («Дналектика»,
«Марксистский диалектический метод»,
«Переход количества в качество» ит, д).
-В статье «Марксистский философский
материализм» ставится вопрос о TOM, 470
марксистский философский  материализх
есть «высшая форма материализма», 910
«Философия Маркса есть законченный фи-
лософский материализм, который дал чело
вечеству великие ‚орудия познания, & рабо-
чему классу — в особенности» (Ленин
В статье «Материя» говорится ‘о перм
основной черте марксистского философског
материализма — в материальности мира.
Здесь же раз’ясняется, что такое филосо$-
ское понятие материи в отличие от физи-
ческого понятия материи. Вторая осповная
черта марксистского философского ‘материа-
лизма — признание того, что «материя
первична, так как она является источиие
ком ощущений, представлений, сознания,
& сознание вторично, производно, так как
опо является отображением материи, и
бражением бытия» (Сталин). Это положе-
ние раскрыто в статьях «Материя и ощу*

щение», «Мышление», «Материализи и
эмпириокритицизм».

Раз’ясняя третью, основную черту мар-
ксистского философского материализма,
излагая теорию познания диалектического
материализма, составители словаря проти
вопоставляют ее идеалистической творий
познания, особое внимание ‘уделяя врити-
ке точки зрения Канта, об’явившего мир
непознаваемой «вещью в себе» (статья
«Гносеология» 7 «Материализм и эмпирио-
критицизм» и другие).

словаре много места уделено основ“
ным вопросам материалистического пони-
мания истории, открытого Марксом и pas
витого дальше Лениным и Сталиным.

тя партийного и комсомольского акти
ва, советской интеллигенции, изучающей
«Браткий курс истории . ВКП(б)», ново
издание «Философского словаря» является
весьма ценным и необходимым пособнем,
ловарь окажет большую помощь самостоя*
тельно изучающим историю партии и 97°
дельные произведения классиков марксиз“

ма-ленинизмз.
Ц, ЛЕЙТЕЙЗЕН,

защитником социалист.