“

iro Bamomapaa or Hemennux

8 апре

1945 Bij

ЛЯ

воскресенье. №

85 (193585).

КРАСНЫЙ

ФЛОГ

Черноморский флот. Эсминцы в походе.

р О ВО Е ИЕ ВОО, ПИ ИОВ ИИ

В НОГУ С

ЖИЗНЬЮ

Из опыта подготовки и проведения
комсомольских собраний

Комсомольское собрание ‘является, как
известно, одной из наиболее действенных
фори воспитания комсомольцев. На это
указал в своих решениях и ХШ пленум
ЦЕ ВЛЕСМ, который потребовал от пер-
вичных комеомольских организаций по-
зышения роли комсомольских cobpa-
ний, Необходимым условием для того,
чобы комсомольские собрания пол-
ностью  соответотвовали своему назна-
чению, является правильное составление
повестки дня,

Как показывает опыт, нужно. чтобы
повестка дня собрания всегда конкретно
ивечала первоочередным задачам, стоя-
щим перед организацией ВЛКСМ. И
здесь — огромное поле для проявления
нициативы комсомольских  организа-
торов. Если комсорг вдумчиво звникает
30 все события, происходящие на кораб-

18 или в части, живо интересуется мыс-

лями и настроениями личного состава,
обладает чувством нового и понимает за-
дачи комсомольской организации, то он
вегда будет выносить Ha обсуждение
0браний актуальные, злободневные во-
просы. Таких комсоргов у нае, на Север-
ном флоте, немало.

В период боев шо очищению Советско-
захватчиков
комсомольские организации дожжны бы-
ли всей своей работой неустанно под-
держивать и наращивать наступательный
порыв, мобилизуя комсомольцев и моло-
дежь на четкое и самоотверженное вы-
полнеоние боевых приказов. Комоомоль-
кие собрания проводились и в самое на-
паяженное боевое время.

В одном бою при разгроме вражеского
каравана погиб смертью храбрых комс-
®рг эскадрильи летчик гвардии младший
лейтенант Колбаса. Перед’ вылетом на
боевое задание парторг т. Орлов провел
Короткое совещание 0б авангардной роли
коммунистов и комсомольцев в бою. Вы-
ступая на этом совещании, комсорг ска-
зал:

— Товарищи комсомольцы! Не’ по-
(paxum себя в бою, отлично выполним
задание! Клянусь перед всеми вами, мои
боевые друзья, вое отдам, чтобы  побе-
дить ненавистного врага!

Комсомольский организатор свято вы-
полнил свою клятву. С пределыно малой
дистанции он выпустил торпеду по фа-
мистокому  миноносцу и потопил его,
пожертвовав для этого жизнью. 0’ гибе-
и комсорга стало известно в полку. Все
зопоминали боевого друга, каждый вы-
нашивал в себе чувство лютой ненави-
чи м желание отомстить немцам, каж-

\ ый хотел высказать свои переживания.
Ломсорг полка т. Зефиров не мог не pea-

т`провать на настроения комсомольцев.
Ou созвал открытое комсомольское с0б-

3) Тание, посвященное памяти героя.

Номнопословны были выступления ча
этом собрании. Они прозвучали сурово
и торжественно, как клятва.

От имени своего экипажа
дотчик т. Бычков.

— Клянусь перед комеомольцами, —
Заявил он, — жестоко метить врагу за
тиболь своего боевого товарища. Мои
торпеды и бомбы пойдут точно в цель.

Собрание постановило дать komco-
Мольскую клятву пох портретом
товарища Сталина, каждому комоомоль-
цу лично подписаться под этой клятвои.
Ben молодежь гвардейского авиаполка
подписалась под комсомольской клятвой.

На другой же день после’ собрания
Комсомольский экипаж лейтенанта  He-

товорил

‚ Гуляев нанес торпедный удар по’ врагу

п потопил большой фашистокий транс-
порт. Самолет Негуляева имел свыше сот-
ни пробоин. Плотная огневая завеса, по.
ставаенная врагом, не помешала комсо-

мольцам точно выполнить боевой при-
каз.
Стрелок-радист т. Чебачев был ранен
-в бою, но отказалея лечь в госмиталь.
Когда экипаж получил очередное зада-

ние, т. Чебачев настоял на том, чтобы
его пустили в боевой полет.

— подписал клятву, — заявил
он, — прошу дать мне возможность

выполнить ее.

Такова была роль комсомольского соб-
рания для комсомольцев и _ молодежи
твардейското авиаполка.

Совсем иной характер носило
мольское собрание, проведенно»
реговой базе подплава на тему: «Кни-
та — наш pyr, Hamme оружие». Но и
такая повестка дня также возникла че
случайно.

Тотовясь к собранию, комсорг базы
т. Малыхин собрал комсомольский ак-
тив, пригласил работников базовой би-
блиотеки и об’яенил цель и задачи собра-
ния. По просьбе комсорга доклад <Ёни-
га — наш друг, наше оружие» сделал
писатель Борис Яглинг. Доклад вызвал
оживленные выступления. Комеомольцы
товорили о своих любимых писателях и
героях, о том, как прививать молодежи
вкус к чтению, высказывали свои мне-
ния и запросы. Я а

Поучительный факт вопомних
шина 2 статьи Ципулекий.

— Был у меня друг Борис Анцифе-
ров, — рассказывал он. — Читал Борис
мало, говорил, что не любит книг. Как-
то мы с ним разговорилиеь о пьесе Горь-
кого «На дне», которую только что про-
смотрели в театре. Анциферов не понял
глубокого содержания пьесы. Я как мог
постарался раскрыть его, посоветовал
прочитать пьесу. Затем достал статью о
творчестве Горького, и мы вместе разо-
брали ее. А потом мой друг так пристра-
стился к чтению, что его нельзя было
оторвать от книги. Е

Библиотекарь т. Баранова,
‘на собрании, говорила:
Книга — сильнейшее средство вос-
питания. Нельзя сказать, что комеомоль-
цы мало читают. Вот, напримет, т.. Вол-
га прочел за год 89 книг. т; Шуб — 78,
т. Аверинцев — 71, т. Куликов — 68.
Но есть еще такие товарищи, которые в
внигу и не заглядывают. Комсомольская
организация не должна мириться с этим.
Почему бы, налтример,  комеомольскому
бюро не организовать литературный ве-
чер, посвященный обсуждению  какото-
нибуль художественного произведения.

Комеомольцы приняли конкретное фе-
шение о широкой пропаганде книги,

Воспитательная роль такого KoOMCO-
мольского собрания очевидна.

Вообше надо сказать, что комеомоль-

KOMCO-
в 0е-

стар-

выстуная

‘цы очень живо откликаются на вое во-

просы, связанные с расширением их
военного, политического м культурного
кругозора. He случайно,  напримет,

одним из первых застрельщиков еозда-
ния на кораблях и в частях кружков ‘0б-
щеобразовательной учебы явилась ком-
сомольская организация, где комсоргом
т. Рыков. Комеомольцы выдвинули и де-
тально обсудили это мероприятие на од-
ном из своих собраний, А сейчас кружки
общеобразовательной учебы получили
на Северном флоте весьма широкое рас-
пространение.

Так зачастую сама жизнь подоказы-
вает правильный выбор повестки дня
комсомольского собрания. Надо только
уметь пристально присматриваться К
жизни, учиться ставить такие вопросы,
разрешение которых может двинуть дело
вперед.

Капитан-лейтенант В. ЛАХТИОНОВ,

Северный флот,

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

В Н-ском соединении, по инициативе мно-
тотиражной газеты «Залп», проведен кон-

} Курс на ‘лучшее литературно-художествен-

}

Жизни и учебе бойцов

от корр.

Н0е произведение об Отечественной войне,
частей и подразче*
лений Тихоокеанского ‘флота. ‘Всего ray
Конкурс поступило более 20 DOL IEEE ое,
Жюри присудило первую м a)
рублей авторам одноактной Mbechl «Небес:

‘ yoe создание» тт. Шуртакову

и Колодину.
Пьеса прошла с успехом во время седьмой
общефлотской олимпиады краснофлотской
художественной самодеятельности. Вторая
премия в 400 рублей присуждена Н. За-
слоновскому — автору рассказа «Перед

И Лейтенант И. ЛЕБЕДЕВ.

Тихоокеанский флот. i

Климатический атлас СССР

ЛЕНИНГРАД, 7 апреля. (По телефону
«Красного Флота»). Научные ра:

i й oOcepBaTo-
лав геофизической обс
Главной геоф ни!

ботники 7
рии готовят к ‘изданию первый кл an
ский атлас нашей страны. В’ атласе

картах подытожены многолетние наблюде-
ния и исследования выдающихся, советских
климатологов. Карты рисуют характер кли-
матических условий краев, областей, горо-
дов и районов Советского Союза. ‘

Фото А. Соколепко.

ПРИСВОЕНИЕ
УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ

ЛЕНИНГРАД, 7’апреля. (По телефону
от корр. «Красного Флота»). Более 20 пре.
подавателей и научных работников Воен-
о-Морской Медицинской Академии пред-
ставили за последний год диссертации Ha
соискание ученых степеней кандидата и
доктора медицинских наук.

Ученый Совет академий присвоил стеё-
пень кандидата ‘медицинских наук майору
Танфильеву, полковнику Николаеву, майо-
ру Вишневскому и ряду других врачей.

Диссертации флотских врачей обобщают
опыт медико-санитарного обеспечения бое-
вых операций, накопленный во время Ore-
чественной войвы, освещают наиболее ак-
ее вопросы медицинской службы ва

лоте. :

Юбилей полярных
гидрографов

ЛЕНИНГРАД; 7 апреля. (По телефону
от. корр. «Красного Флота»). Исполняется
десятилетие Гидрографического института
Главсевморпути. xe

В трудных условиях полярные гидрогра-
фы неустанно изучали режим северных
морей. В годы Отечественной войны они
оказали большую помощь военным  моря-
кам в обеспечении плавания боевых кораб-
лей в высоких широтах Арктики.

Юбилей института стмечается научной
сессией, на которой будет сделано 15 док-
ладов об исследованиях свверных морских
путей и развитии полярной гидрографии.

— i

800-километровый
лыжный переход

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 7 апреля. (По телеграфу
от корр. «Красного Флота»). Лыжная
комапда  моряков-пограничников, руково.
димая капитан-лейтенантом Кудрявцевым.
в январе совершила переход по маршруту
Николаевск-—Комсомольск. Команда приня-
ла участие в соревнованиях дальневосточ-
ных спортсменов и завоевала два приза. Об-
ратный путь в часть моряки-пограничники
также решили совершить на лыжах. Комач-

‚; да проделала около 800 километров. В Ни-

колаевске:на-Амуре, где состоялся финиш,
жители города устроили теплую встречу
морякам.

Из писем в’редакцию
Улита едет...

OO орманизации гарнизонного  м0]-
ского радиоузла в Таллине начали гово-
рить с первых дней освобождения города
от  немецко-фашистеких захватчиков.
Уже на шестой день сюда приехал на-
чальник радиоузла Дома ВМФ старший
техник-лейтенант Усеинов, который при-
вез с cobom аппаратуру для гарнизон-
ного морекого радиоузла.

Аптаратуру сложили в склад, и... на
этом дело кончилось. Прошло несколько
месяцев. а радиоузет все еще не рабо-
тает. Кто в этом виноват — трудно по-
нять. Пойдешь к начальнику Дома фло-

та капитану Герчикову — он ссылается
на инженерный отдел ВБФ; в инженер:
ный отдел пойдешь — там говорят, что

этим делом должен заниматься соответ.
ствующий отдел политуправления ЕБФ,
в отлеле же говорят, что этим должен
заниматься начальник KOO КБФ т. Лазв-
ров.

В чем же все-таки причина? Сначала
как будто всо упиралось в отеутетвие
помещения. Но. вот, наконец, помеще-
ние налили; а освободить его никак не
могут. т

Из Москвы выслали для гарнизонного
радиоузла вагон с оборудованием. При-
бывшее оборудование свалили в углу во
дворе склада. Ценные материалы мокнуг
под дождем.

Нет нужды доказывать. насколько ва-
жен для нас радиоузел. Почти каждый
день у  начахьника радиоузла Дома
ВМФ толпятся люди все с тем же вопро-
COM:

— Скоро ли будет гарнизонный мор-
ской радиоузел?

Старший  техник-лейтенант  Усеинов

неизменно отвечает:

— Аппаратура есть, материал
скоро будет.

И это «скоро» тянется уже более по-

лугода.
Н. СЕМЕНОВ.

есть;

Е ee eee ee eS ee eS Не

Евгений ЮНГА

Обилие впечаллений в пути по незна-
комым местам создает странную раздво-
енность воспрлятия. Взгляд отражает
все, что камейдоскотической лентой таз-
вертываетея перед глазами, однако со-
знание не поспевает за ним. Многое уе-
кользает прежде, чем пезволено осмыс-
чить его. И тщетно досадовать. Это не-
избежно. Впрочем, ничто не теряется в
оездонной копилке памяти. Рано’ или по-
здно память начинает подсказывать не-
повторимые при других обстоятельствах

детали, которые вначале исчезли без
следа.

Точно тажая история произонила с на-
MH, едва машина покинула пограничнсе
село Загойицу, где мы провели первую

ночь В Югославии, разделив. се партиза-,

нами тризну по замученным немцами че-
тырем разведчикам. Впечатления, на-
копленные за ночь  разрозненными
сценами и образами, возникали одно
за другим... Сельская площадь, 3a-
полненная нарсдом; свежий  хоямик
над братекой ‘могилой; мочументаль-
ная, несмотря на маленький роет,
фигура командира отряда Петро Княжс-
на, произносящего священную клятву
над прахом погибших партизан,
которых был его единственный сын; теп-.
лый мирный вечер над освещенным лу-
ной селом; нарядная соба-светелка, уб-
ранная для тризны; лампы-светильники,
зажженные в четырех углах просторной
комнаты; ковры и вышитые рушники на
стенах; полные яств и кувшинов с ви-
ном столы, за которыми разместились
гости, зажав меж колен винтовки и
автоматы. Партизаны справляли помин-
ки в доме Петро Иняжена. Седоусый
старик в свитке, отороченной цветными
узорами, с гранатой за поясом, сурово
глядя поверх нае, играл на корабльнце-
волынке, извлекая зжалобные и печаль-
ные звуки незнакомых напевов. Деревян-
ные чапти с огненной водкой-комовицей
из ‘винограда и любимой сербами сливо-
вицей неустанно совершали круговой
обход за каждым столом. Партизаны
пили вино, слушали игру седого музы:
канта, вопоминали погибших товарищей,
рассказывали нам о боевых делах свое-
го отряда и часто посмалривали с уча-

стием и уважением, в ту сторону, где в
центре стола сидел их молчаливый ко-
мандир. Он был олицетворением  сдер.

жанности. Рассказы о нем, которых мы
наслышалиесь, не вязались с его внеш-
ностью. Ничто не отразилось на ней: ни
мучения, пережитые в Банице — откуда
было два ‘путина смерть либо на гер-
манскую каторгу и откуда он сумел
найти третий путь—на волю, совершив
немыслимый побег; ни годы повседнев.
ного бытия в кольце врагов,  полонив-
ших Шумадию; ни гибель единственного
сына. Личное горе не согнуло Петро
Княжена. Его седая голова была гордо
поднята, загорелое лицо казалось ис-
кусным произведением чеканщика. Про-
ницательные черные глаза спокойно взи-
рали вокруг. Иногда в них проскальзыва-
ла глубоко запрятанная, не высказанная
никому тоска © сыне, павшем во имя

Halim взгляды, Петро Княжен поднял
чашу, на миг заеслонив ею глаза и при-
глашая чокнуться с ним, а котла мы
потянулись к нему, его взор был невоз-
мутимо-дружелюбным. И, глядя в это
волевое лицо, каждый из нас подивилея
великим качествам. из коих лепится на-
стоящий человек. Он не склонился перед
судьбою, но был полновластным хозяи-
ном ее в любую минуту жизни...

Так думалось нам, пока шофер гнал
машину проселочной дорогой вдоль По-
дуназвья. Однообразная — в холма Ha
холм — езда навевала дремоту, усышляя
мысли. Образы, вызванные  воспомина-
ниями о Загойице, истаевали в смутной
неясности. :

Резкий толчок порвал нить видений.

Подпрыгнув на ухабе, машина выбра-
лась на широкое асфальтированное шос-
ве между Вршацем и Панчево.

Дремать было некогда. Мы. приближа
лись к Белграду.

СЕРДЦЕ ЮГОСЛАВИИ

— Београд, Београд, серце мое...

Эти простые задушевные слова тихо,
почти молитвенным шопотом произнесла
пожилая сербка, стоящая рядом с нами.
Влажные от волнения глаза женщины
‘были обращены к холмам на правом бе
регу Дуная, на которых раскинулся за-
литый солнечным блеском, разукрашен-
ный флагами прекрасный город. Она
прислонилась к стене кабинки шофера и,
не щурясь, глядела навстречу солнцу.
Слезы текли по ее морщинистым щекам,
губы шептали, повторяя:

— Београд, Београд. серце мое...

Мы повстречались © ней на развилке
дорог в Панчево— придунайском город-
ке. лежащем напротив Белграда. Деву-
шка-регулировщик, знакомая нам еще
по Средней Ахтубе у Сталинграда, ру-
мянолицая и ульбчивая, попросила нас
подвезти сербку до Белграда, помогла ей
взобраться в Кузов, подала ‘вещи —пле-
теную корзинку и узел, козырнула напо-
слелок и выгянула руку с флажком, при-
глашая продолжать путь.

Обрадованная сербка уселась на бре-
зент. поправила черные с проседью во-
лосы, выбивииеся из-под плалка, и при-
пялась горячо благодарить нае за обыч-
ную дорожную любезность. „Иначе ей
предстояло тащиться с вещами пешком
четырнадцать километров or  Панчево
ло переправы. Затем она коротко расока
зала, что возвращается домой из дерсв-
ни за Вршацем. где жила безвыездно,
пока в Белграде, хозяйничали оккупанты.
Она не желала видеть их Ha улицах
родного города и поэтому три года ©
лишним не была в нем,

— Как все, —0б’яенила спутница, кив-
нув на бесконечную вереницу женщин,
стариков. подростков, шедших по дороге
к Дунаю. Никто ие хотел смотреть на
проклятых Швабов и разговаривать с
ними. А теперь, когда Ham Београд сво-
боден, разве можно не вернуться в него?
Кто забудет свой дом?.. Немецкая бом-
ба упала в наш двор... Муж и мальчик

среди.

евободь час которой настал. Заметив”

схоронены там, но я не могла
пувабов...

Она закусила губу и отвернулась, буд-
то разглядывая дорогу.

Машина с трудом лавировала в беско-

видеть

нечном людеком потоке. Сотни людей,
навьюченных вещевыми мешками, чемо-
данами, узлами, брели к переправе. Шо-
dep часто ситналил, упрашивая пропу-
стить машину, и, сдаваясь всякий pes,
едва замечал старика или ребенка ©
поднятой рукой, с разбегу стопорил воз-
ле них. :

— Залазьте, да позивее   сертито
кричал он, выглядывая из кабины и. об-
ращаясь к нам, с трогательной наивно-
етью просил: — Товарищя офицеры, по-
терпите до переправы. Потеснитесь ках-
нибудь. А то они до завтра не дойдут...

Пока мы достигли реки, машина 0-
отказа была заполнена  пассажироми.
Лзе девушки в скромной форме  бойцев
Народно-освободительной армии  Юго-
славии ухитрились пристроиться на под-
ножках с обеих сторон кабины и звонко
смеялись. шуткам шофера и ero cocega.
Так же быши облеплены десятки машин,
гуськом воползавших по мосткам  при-
стани на палубу огромной железной бар-
Жи.

Обшарпанный, с облезлыми бортами
й некрашеной трубой. колесный пазоход,
пронзительно взвизгнув,  поволок бар-
ку на стрежень. Там он выпустил длин-
ный буксир и, уйдя вперед, пока трое
не натянулея, стряхнув тучу радужной
зодяной пыли, пополз против течения,
вгрызаяеь плицами в мутные струй.
Расстояние между баржей и Tapoxo jy M
было значительно большим, нежели тре-
бовали правила буксировки, но война
ввела свои правила. Немцы, в ту пору
еще цеплявшиеся за Будашешт, спусва-
ли вниз по Дунаю пловучие мины. Ноэ-
тому пароход одновременно исполнял две
обязанности: буксировщика и своеобраз-
ного тральщика, идя далеко  вперели
нае, чтобы в случае столкновения с ми-
ной принять удар на себя и уберечь от
губительных последотвий взрыва бэржу
е пассажирами.

Многие из тех, кто находился на бар-
же, и не подозревали о смертельной
опасности, которая тамлась в непрони-
цаемо-плавных водах Дуная. Глаза пас-
сажиров были устремлены на исковер-
канные фермы железнодорожного моста.
За ним лежал Белград. Прежде чем уви-
деть его, надо было пройти сквозь хаос
взлыбленных арок, свисающих к реке
балок, яроетно изогнутых рельсов, снова
запечатлеть зрелище разрушения, ос-
тавленного немцами повсюду, где ни
побывали они. Громогласно  прокли-
ная их, люди на барже настороженно
вематривались. в расширявшийся просвет
между каменными устоями, боясь найти
на месте родного города развалины. по-
добные развалинам моста. Общий вздох
вырвалея из сотен уст, когда баржа ма-
новала последнее препятотвие,  затора-
живавшее панораму речного раздолья и
правого берега.

Ъелград возник перед нами сразу, точ-
но театральный эффект. Веюду, куда ни
обращалиеь наши взгляды. холмы  пра-
вого берега были опоясаны ступенчаты-
ми террасами улиц. Извилиетые русла
спусков, похожих на припортовые спуски
Одессы, дробили. улицы, бульвары и пар-
ви на множество пестрых кварталов и
зеленых островкоз. Над ними вздыма-
лись. венчая холмы, многоэтажные зда-
ния, источенные квадратными просзета-
ми окон, за которыми синело безоблач-
ное н200.

Раестояние недолго окрывало раны и
увечья города. Чем ближе мы подходи-
ли к пристани у темных корпусов элек-
тростанции, тем отчетливее проступали
следы бедетвия, постигшего Белград: про-
валы в городоком ансамбле, пустые ко-
робки домов прибрежных кварталов, ко:
поть взрывов на фасадах,  безобразные
наросты дотов и язвы амбразур. Солнце
освещало искалеченную врагами — юго-
славокую столицу, и, словно зажженная
его лучами, любовь озаряла  исхудалые
лица людей на барже, горела в глазах,
слышалась в шопоте женщины рядом ©
нами:

— Београд, Београд, серце moe!..

МАРУ ИЗ БЕЛГРАДА

Смешение ветхой старины и двалца-
того века, востока и запада, кривые, тес-
ные ‘улички и просторные проспекты,
великолепные здания, построенны в с0-
временном архитектурном стиле, обрам-

ленные зеленью аллей. и мрачные, ску-”

ченные, прилепившиеся к склонам холмов,
нависшие один над другим на крутых
спусках домишки— свидетели тур-цкого
ига из таких внешних контрастов с0-
злан Белград. :

Мы познакомились © ним в счастливую
пору, еще насыщенную  впечатления-
ми того октябрьского JHA, orga
советские танкисты, пехотинцы и моряки
в содружестве с войнами маршала Тито
зышиоли немцев из югославской стели-
цы -и над Белградом, впервые после
трех лет фашистекого  безвременья,
взвились знамена победы. Флаги разве-
зались и теперь везде, куда белградцы
изощрилиеь водрузить их: над каждым
под’ездом, над каждыми воротами; ог-
ромными полотнищами расстилались над
фасадами, маленькими квадратами укра-
шали витрины магазинов и окна квар-
тир; развевались над радиаторами ав-
томобилей и над козлами фаэтонов, у вхо-
да в кинотеатры, над памятниками, даже
на деревьях уличных аллей-—веюду рядом,
так символическое напоминание о неру
шимой дружбе: о бок с трехцветным
флагом Югославии непременно был под-
нят флаг Советского Союза. Несчетное
множество флагов, густые толпы людей
на тротуарах, у витрин в картами
фронта, у газетных киосков, у магази-
нов, где нарасхват разбиралась покупа-
телями книга Тито «Борьба за оевобож-
дение Югославии», греющее по-весенне-
му. солице — придавали городу празл-
нично-радостный вид, несмотря Ha
разбитые минами, бомбами и снаряда-
ми дома, несмотря на обилие увитых

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

венками крестов над могилами, желтев-
ших на площадях, в скверах, в глубине
дворов или среди развалин зданий...

Оставив машину на попечение чаеозо-
го у дома старшего. морекого начальни-
ва, мы отправились осматривать город;
поклонились братской могиле на Tear-
ральной площади, где погребены  совет-
ские воины, павшие в дни освобождения
Белграда; побывали у памятника © лако-
ничной налписью на пьедестале — «Ву-
ку — орпски народ», над которым, как
бы внимая сказам о новой славе род-
цой страны, застыла прекрасно отлитая
фигура вислоусого Вука Караджича —
неутомимого собирателя всего, что  на-
копил за многовековую историю эпос
свободолюбивых сербов; обнажили голэ-
вы перед холмиками из живых цветов с
обеих сторон памятника Вуку; прочли
имена похороненных здесь Героев Совет-
екого Союза: летчика майора Михайло-
ва и артиллериста капитана Иванушки-
на; подумали, что старый Вув склонилея
над ними и словно хочет уелышать 0
подвиге двух героев, погибших, как ска-
зано под их именами. «за освобождение
советеной ролины и югославекого наро-
Ra...

Вдоволь побродив по Белграду, посе:
тив его примечательные места, потолка-
вшись в толпе экспансивных жителей на
главной улице Теразии, на обратном
пути мы зашли в кафан, напоминавитий
‘нечто среднее между кафе и рестораном.

Миловидная молодая женщина офици-
антка встретила нас у двери. В блестя-
щих чёрных глазах женщины мелькнуло
удивление. Она тотчае улыбнулась и
указала свободный столик в дальнем уг-
лу переполненного зала.

— Добар дан, друже!
Ручали? * — спросила она.

Мы на ходу заказали ей обед, прошли

под устремленными отовсюду взглядами
& столику, а тогда осмотрясь, увидели,
что попали в довольно странную обета-
HOBRY.
- В кафане были только женщины. Перел
ними на столиках возвышались пузатые
сифоны с тазированной водой, которой
но распроетраненному в Подунавье обы-
чаю разбавлялось виноградное. черного
цвета;  смедеревское вино. Меншины
прихлебывали почти  безалкогольную
смесь из бокалов и с любопытством раз-
тлядывали нас.

— Кажись, не туда или в неурочное
время угадали, смущенно пробормотал
командир бронекатера Балабуха. — Ага! —
обрадованно воскликнул он-——Вроме нае
еще один мужчина.

За столиком у стены, в глубине поме-
щения, сидел пожилой человек в полуво-
енной форме ип выжидательно посматри-
вал то в нашу сторону, то, на дверь в
кухню.

Векоре оттуда появилась уже знакомая
нам официантка. С привычной ловко-
стью она сервировала столик и подала
обед.

— Почему тут одни женщины? — по-
интересовались мы.

Официантка рассмеялась.

В ту же минуту пожилой человек 33
отоликом у стены ветал и громко заго-
ворил. Все, кто находился в помещении,
дружно зазплодировали, услыхав елова:

— Да живи Совиетеки Савез и ньего-,
ви морнари!** i

Мы ‘поднялись, . ибо  приоутетвую-
щие в кафане обернулись к нам.

— Разумете?— шепнула официантка. —
Конференция жена.

Это мы поняли,
лась тишина и пожилой человек ‘об’я-
вил конференцию представителей жен-
щин центрального городского района от-
крытой. Позабыв про обед и ощущая
неловкость за несвоевременное вторже-
ние, мы принялись наблюдать и слу-
шать, как только человек в полувоен-
ной форме предложил избраль предееда-
теля.

Все повторяли одно имя:

— Мару! Мару!

Официантка вдруг извинилась перед
нами и, подойдя в столику человека в
полувоенной форме, села возле него.

Она оказалась председателем.

Будто загипнотизированные, мы He
отводили взглядов от нее пока она ве-
ла собрание, посвященное помощи без-
надзорным детям и сиротам, которых
вытолкала на улицу немецкая оккупа-
ЦИЯ.

Когда решения были приняты и жен-
щины с деловитым выражением на лн-
цах начали покидать кафан, человек в
полувоенной форме подсел к Ham, Mut
разговорилиеь. узнали, что он предета-
влял на конференции общественные ор-
ганизации города, и. конечно, задали ему
два вопроса: почему конференция про-
исходила в кафане и чем об’яснить по-
пулярноеть официантки?

— Привычка, ответил человек в по-
тувоенной форме.— Еще при немцах. все
мы, кто остался в подполье, сходились
в этом кафане и в полходящие минуты,
когда в помещении были только патрио-
ты, устраивали летучие собрания. На
столиках стояли бутылки с. вином. еи-
фоны. каждый, на взгляд вошедшего ¢
улицы постороннего человека, интересо-
вался лишь своим столиком. а в 10 же
время один из нас вполголоса сообщал
последние новости: о победах Наролно-
освободительной армии, о том. чего ждат

Шта желите?

едва  установи-

от нас Тито, о ваших успех?х... Baa
дела и поважнее, чем информация. —
прибавил он. ласково глянув на подо.

шедшую официантку. — Мару и тогла
влужила здесь. Она была Связной. по-
уогала нам и не раз выручала из беды.
Вот почему все знают и уважают ее.

Мару опять улыбнулась черными. как
емелеревекое вино. глазами...

А за окнами кафана шли веселые тю-
ди, шумел лакующий Белград, празлни-
чно пестрели флаги, ярко светило солнце.

В югославской столице была весна
свободы.

Белград.

*Добрый день, товарищи! Что хотите?

Обедать?

** Да здравствует Советский Союз и
его моряки!

са