Сай 3 в

ДЕКАБРЬ

ПЯТНИЦА

1937 год.

№ 71 (207)

—

Цена 30 коп.

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
` СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

С новым голом, товарицци!

30 декабря 1922 года’ — памятный пето-
рический день. В этот день Первый е’езд
Советов СССР, заслушав доклад товарища
Оталина, утвердил договор 0б образовании
Союза Советских Социалистических Респуб-
лик. Ленин и Cram, nama славная боль-
пювистекая партия были инициаторалги
братского содружества республик, организа
торами их военно-хозяйственной и полити-
ческой мощи.

$0 декабря 1922 года, войлет в историю.
 человечества ках лень «торжества новой
России над старой, над Россией — жандар-
wom Epponst, над Россией — палачем Азни».

«Сегодняшний ‚ день, — товорил тов,
Сталин, — являетоя днем торжества новой
России, разбившей пепи национального уг-
нетения, организовавией  победу над каши-
талом, создавшей диктатуру пролетариата,
разбудившей народы Востока, вдохновляю-
щей рабочих Запада, превратившей крас-
ный стяг из знамени партийного в знамя
государственное и собравшей вокруг этого
знамени народы. советских республик для
того, чтобы об’единить их в одно государст-
во, в Союз Советских Социалистических
Республик, прообраз грядущей Мировой 09-
ветской Социалистической Республики».

Слова, товарища Сталина naman свое яр-
чайшее воплощение в нашей действительно-
сти. Истекиие пятнадцать лет были годами
‚непрерывного движения вперех, годами побе-
доносного строительства социализма, года-
ми расцвета культуры всех народов, насе-
ляющих Советский Союз.

Посмотрите на наши “советские республи-
ки, на их города и села, на новую жизнь
народов, процветающих под солнцем СОталин-
ской Конституции. Из «тюрьмы народов»,
какой Россия была до революции, Hama
страна стала родиной счастливых. За голы
двух сталинских пятилеток в глухих ког-
да-то местах выросли гиганты-заводы, кра-
савцы индустрии, по степным просторам и
лесным масосивам проложены новые желез-
нолорожные пути, соединены: реки и Mops,
выросли новые города и поселки, созданы

родного.
БулЬтуры.
Он богат радостными событиями. В этом
году советекие ученые завоевали Северный
полюс. В этом году два советских самолета
совершили героический перелет из Москвы
в ОША. В этом году на социалистических
полях впервые снят подлинно } сталинский
урожай — 7 миллиардов пудов. В этом го-

новые культурные центры, Из среды когда-
то темных и забитых наролов встают Ta-
ланты, растут замечательные‘ организато-
ры хозяйства и культуры, прекрасные хо-
зяева своей страны, строители новой жиз-
i. :

Выборы Верховного Совета СОбР особен-

HO ярко продемонстрировали всему миру
рост политической активности народов Co-

хозяйства, на всех участках

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ

Выходит под редакцией: В. Ставского, Е. Петрова
В. Лебедева-Кумача, Н. Погодина, О. Войтинской.

СТРА

ep

Н, СОЕДЛИНЯЙТЕСЬ!

ПИТЕРА РУНА
ET

Да здравствует

братское

содружество

народов!

. Об об’елинении
Советских Республик

Доклад. товарища И. В. СТАЛИНА на 1 С’езде советов Союза Советских
Социалистических Республик 30 декабря 1922 г.

Товарищи! В истории советской власти сего-
дняшний: день является переломным. Он кладет ве-
хи между старым, уже пройденным периодом,
когда советские республики хотя и действовали
вместе, но шли врозь, занятые прежде всего во-
просом своего существования, и между новым,
уже открывшимся периодом, когда отдельному
существованию советских республик кладется
конец, когда республики об’единяются в единое
союзное государство для успешной борьбы с хо-
зяйственной разрухой, когда советская власть
думает уже не только о существовании, но и о
TOM, чтобы развиться в серьезную ‘международ-
ную силу, могущую воздействовать на междуна-
родную обстановку, могущую изменить ее в инте-
ресах трудящихся.

Чем была советская власть пять лет тому назад?
Маленькой, едва заметной величиной, вызывавшей
насмешки среди всех ее врагов и сожаление у мно-
гих ее друзей. Это был период разрухи, когда со-
ветская власть опиралась не столько на собствен-
ные силы, сколько на бессилие своих противников;
когда враги советской власти, разбитые на две
коалиции, на коалицию австро-германскую и коа-
лицию англо-французскую, заняты были войной
между собою и не имели возможности обратить
оружие против советской власти. Это был период
военной разрухи в истории советской власти.
Однако, под ударами Колчака и Деникина совет-
ская власть создала Красную армию и вышла из
периода разрухи с успехом.

В дальнейшем открылся второй период в. исто-
рии советской власти, период борьбы с хозяйст-
венной разрухой. Этот период далеко еще не исчер-
пан, но уже дал свои результаты, ибо мы: имеем за
этот период успешную борьбу советской власти с
голодом, постигшим страну в прошлом году; мы
имеем за этот период значительный под’ем сель-
ского хозяйства, значительное оживление легкой
промышленности; мы имеем уже выделившийся
кадр командного состава промышленности, со-
ставляющий нашу надежду,. наше упование. Но
всего этого для преодоления хозяйственной раз-
рухи далеко не достаточно. Чтобы разбить и лик-
видировать разруху, необходимо ° сложить силы
всех советских республик; необходимо все финан-
совые и экономические возможности республик
бросить на дело восстановления основных отраслей

нашей промышленности. Отсюда необходимость
об’единения советских республик в одно союзное
государство. Сегодняшний день является днем об’-
единения наших республик в одно государство для
сложения сил на дело восстановления нашего хо-
зяйства.

Военный период борьбы с военной разрухой дал
нам Красную армию — одну из основ существова-
ния советской власти: Следующий период — пе-
риод борьбы с хозяйственной разрухой— дает нам
новые рамки для государственного существова-
ния — Союз Советских Республик, который, без
сомнения, подвинет вперед дело восстановления
советсксго хозяйства.

Чем является теперь советская власть? Великой
трудовой державой, вызывающей среди’ врагов
уже не насмешки, а скрежет зубовный.

° Таковы итоги развития советской власти за пять
лет ее существования.

Но, товарищи, сегодняшний день является не
только итоговым, он является вместе с тем днем
торжества новой России над старой, над Россией—
жандармом Европы, над Россией — палачом Азии.
Сегодняшний день является днем торжества новой
России, разбившей цепи национального угнетения,
организовавшей победу над капиталом, создавшей
диктатуру пролетариата, разбудившей народы Во-
стока; вдохновляющей рабочих Запада, превра-
тившей красный стяг из знамени партийного в зна-
мя государственное и собравшей вокруг этого зна-
мени народы советских республик для того, чтобы
об’единить их в одно государство, в Союз Совет-
ских Социалистических Республик, прообраз гря-
дущей Мировой Советской Социалистической Рес-
публики.

Нас, коммунистов, часто ругают, утверждая, что
мы неспособны строить. Пусть история советской
власти за пять лет послужит доказательством то-
го, что коммунисты умеют также и строить. Пусть
сегодняшний с’езд советов, призванный утвердить
декларацию и ‘договор о Союзе Республик, при-
нятые вчера конференцией полномочных делега-
ций, пусть этот союзный с’езд покажет всем тем,
кто еще не потерял способности понимать, что
коммунисты умеют так же хорошо строить новое,
как они умеют хорошо разрушать старое.

ветекого Союза, их моральное и политичес-
кое единство. 90 миллионов голосов за блок
коммунистов и беспартийных — разве эти
цифры не показывают, как крепка y Hac
дружба народов, каж велико и непоколеби-
мо доверие, которое питает народ Е своей
родной партии Ленина Сталина, ведущей
страну от одной победы к другой.
Лениноко-сталинская национальная тю-
литика, советекая социалистическая  демо-
кратия создали условия невиданного куль-
турного под’ема налиих национальных pec-
публик. В царской ‘на всех языках
(кроме русского) выхолило ‘84 газеты, мно-
гие народы не только не имели своих газет,
но и не имели своей письменности, ‘были
почти поголовно неграмотны, В 1936 году: в
СССР газеты выхолили на 69 языках, при
чем 2965 газет на национальных языках. .
Или взять книги — источник знания для
миллионов, Советские книги‘ печатаются: на
111 языках. Десятки’ и сотни миллионов
экземпляров книг идут во все уголки на-
шей” родины, где их 6 нетерпением ждет
жадный, с каждым годом растущий  чита-
тель.
Професслональные театры в СССР рабо-
тают на 45 языках народов СССР. Сюда, не
‘входят самодеятельные театры, которые <у-
ществуют У всех народов советской стра-
НЫ. / }

многое говорят и ко многому обязывают
писателей нашей родины, вступающей в
новый гол своего радостного существования.

Минувший год был годом упорного труда,

напряженной работы во всех областях Ha-

ду новых побед добилась нап, промыпьлен-
ность. i
Освещенный исторической датой — 12
декабря — 1937 год войдет в историю, как
тод нашей славы, год наших побед. Он на-
чалея всенафодным Пушкинским юбилеем и
закончился Руставелиевскими торжествами.
Й эти два праздника советской культуры
сверкают как символы нерушимюой дружбы
всех народов Советского Союза.

Советокий народ под руководотвом пар-
тии очистил свою землю от предателей и
изменников родины,  ‘троцкистеко-бухарин-
ских шпионов, вредителей и дивер-
сантов, буржуазных националистов и про-

‘Чей мрази, мешающей строить воциализм.

Им нет и не будет места на нашей земле.
‚Враги народа пытались вредить и совет-
ской литературе, — тормозили ее развитие,
мешали ее росту. И все ae B минувшем го-
ду советские писатели создали целый ряд но-
вых значительных произведений. Теперь,
очистив и неустанно продолжая очищать
свои ряды от всего враждебного и чуждого,
писатели должны работать лучше и плоло-
творнее; чтобы даль в новом 1938 году но-
вые романы, повести, юэмы, стихи и пьесы,
которых так ждет советский читатель, `
Печатаемые нами сегодня творческие з3-
явки советских писателей на 1938 год по-
казывают, что писатели смело берутся з&

Saati дител Ц > разработку новых серьезных тем, за созда-
Эти цифры убе ънее всяких слов. Они ние крупнейших произведений, достойных

‘сталинской эпохи. Новый, 1938-й год обе-

щает быть творчески урожайным годом.
6 новым годом, товарищи!
С новыми творческими победами!

Руетавелиевекие дни в Тбилиеш

3% 26 декабря ранним утром участники
руставелиевского пленума выехали в Гори,
на родину товарища Сталина. После митин-
1a Ha привокзальной площади участники
пленума посетили дом, где родился и провел
юные годы товарищ Сталин.

% Ha вечернем заседании гленума про-
должались выступления писателей. Поэт
Микола Бажан, переводчик поэмы. «Витязь
в тигровой шкуре» на украинский язык, рас-
сказал об огромном интересе читателей Ук-
раины к творчеству великого поэта Грузии.

% Писатель Гусейнов сообщил, что на

Узбекском языке вышел сборник переводов
отрывков из поэмы «Витязь в тигровой шку-
ре». Радостно отмечает узбекский народ
юбилей поэта Грузии.
_ № С содержательной речью выступил гро-
фессор Нуцубилидае, охарактеривовавший
Впоху раннего ренессанса Грузии — эпоху
уставели;

% С речами выступили Д. Бедный, Д. Ал-
музон, П Антокольекий и грузинский кри-

ух Цулукидзо.

13 В конце заседания с’яркими речами,

проникнутыми ненэ”истью к фашизму и го-
рячей любовью к Советскому Союзу, высту-
пают приехавшие в Тбилиси на юбилейные
торжества испанский писатель Холдор
Лакенес, болгаоский писатель Белев, ноэт
тероического `испанского   народа Пля-И-
Бельтран.

3 Пленум единогласно принял следую-
щее постановление о переводах поэмы Шота
Руставели ‘на языки бралеких народов
СССР:

«Одобрить большую и ответственную ра-
боту товарищей Бажана, Цагарели и Эль-
снера, Петренко и Чичинадзе, Забопоцко-
го, Самед Вургуна, Мамед Рагима и Cy-
лейман  Рустама, Геворка Асатура, Наири
Заряна и Гегама Сарьяна, попностью пе-
реведших поэму Руставели «Витязь в тиг-
ровой. шнуре» на русский, украинский,
азербайджанский, армянский языки, и ра-
боту Иорданишвили, сделавшего полный

подстрочный перевод.

Отметить активную’ работу переводчи-
ков во всех республиках, краях и областях
Советского Союза, начавших работу над
переводом поэмы Руставели на языки сво-
их народов.

Считать безусловно необходимым массо-
вое издание поэмы Шота Руставели «Ви-
тязь в тигровой шкуре» на языках наро-
дов СССР и поручить правлению союза
советских писателей практически осуще-
ствить это решение.

Поставить перед наркомпросами с0юз-
ных республик вопрос о включении в
учебные планы и программы старших
классов средних школ изучение поэмы
Шота Руставели «Витязь в тигровой шку-
ре».

Отредактировать и издать стенограммы
докладов и выступлений на данном пле-

нуме, посвященных творчеству Руставе-

ли»,
Окончание см. 2 стр.

Декларация об образовании Союза

Советских Социалистических Республик

Принята Г с’ездом советов Союза Советских Социалистических Республик

Со времени образования совет-
ских республик государства мира
раскололись на два лагеря: лагерь
капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма, — на-
циональная вражда и ‘неравенство,
колониальное рабство и шовинизм,
национальное угнетение. и погро-
мы, империалистические зверства
войны.

Здесь, в лагере социализма, —
взаимное доверие и мир, нацио:
нальная свобода и равенство, мир-
ное сожительство и братское со-
трудничество народов.

Попытки капиталистического ми-
ра на протяжении десятков лет
разрешить вопрос о национально-
стях путем совмещения свободного
развития народов с системой экс-
плоатации человека человеком
оказались бесплодными. Наоборот,
клубок национальных противоре-
чий все более запутывается, угро-
жая самому существованию капи-
тализма. Буржуазия оказалась бес-
сильной наладить. сотрудничество
народов.

Только в лагере советов, только
в условиях диктатуры пролетариа-
та, сплотившей вокруг’ себя боль-
шинство населения, оказалось воз-
можным уничтожить в корне на-
циональный гнет, создать обста-
новку взаимного доверия и зало-
жить основы братского сотрудни-
чества народов.

Только! благодаря этим обстоя-
ельствам удалось советским рес-
публикам отбить нападения импе-

30 декабря 1922 г.

риалистов всего мира, внутренних
и внешних; только благодаря этим
обстоятельствам удалось им ус-
пешно ликвидировать гражданскую
войну, обеспечить свое существо:
вание и приступить к мирному хо-
зяйственному строительству.

Но годы войны не прошли бес-
следно. Разоренные поля, остано-
вившиеся заводы, разрушенные
производительные силы и исто-
щенные ` хозяйственные ресурсы,
оставшиеся в наследство от войны,
делают недостаточными отдельные
усилия отдельных республик по
хозяйственному строительству. Вос-
становление народного хозяйства
оказалось невозможным при раз-
дельном существовании республик.

С другой стороны, неустойчи-
вость международного положения
и опасность новых нападений  де-
лают неизбежным создание едино-
го фронта советских республик пе-

ред лицом  капиталистического
окружения.

Наконец, само строение совет-
ской власти, интернациональной

по своей классовой .природе, тол-
кает трудящиеся массы советских
республик на путь об’единения
в одну социалистическую семью.
Все эти обстоятельства повели-
тельно требуют об’единения совет-
ских республик в одно союзное го-
сударство, способное обеспечить и
внешнюю безопасность, и внутрен-
нее хозяйственное преуспеяние, и
свободу национального развития

народов.

Воля народов советских респуб-
лик, собравшихся недавно на
с’езды своих советов и единодуш-
но принявших решение об образо-
вании «Союза Советских Социали-
стических Республик», служит на-
дежной порукой в том, что Союз
этот является добровольным об’-
единением равноправных народов,
что за каждой республикой обес-
печено право свободного выхода
из Союза, что доступ в Союз от-
крыт всем социалистическим со-
ветским республикам, как суще-
ствующим, так и имеющим возник-
нуть в будущем, что новое союз-
ное государство явится достойным
увенчанием заложенных еще в ок-
тябре 1917 г. основ мирного сожи-
тельства и братского сотрудниче-
ства народов, что оно послужит
верным оплотом против мирового
капитализма и новым решительным
шагом по пути об’единения трудя-
щихся всех стран в Мировую Со-
циалистическую Советскую Респу-
блику.

Заявляя 060 всем этом перед
всем миром и торжественно про-
возглашая незыблемость основ со-
ветской власти, нашедших свое
выражение в конституциях упол-
номочивших нас социалистических
советских республик, мы, делегаты
этих республик, на основании дан-
ных нам полномочий, постановля-
ем подписать договор об образо-
стических Республик.