“BIE

Товарищи депутаты!

3a прошедшие после Шестой Сессии
Верховного Совета четыре месяца в, Ев-
ропе произошли события большой важно-
сти. В результате развернувшихся воен-
ных действий co стороны Германии, ‹на-
чала в Норвегии и Дании, а затем в
Бельгии и Голландии и, наконец, на
территории Францяи, война в Европе по-
лучила большой размах. 10-го июня Е
Германии присоединилась Италия, 06’я-
вившая войну Англии и Франции. Та-
ким образом, четвертая крупнейшая ев-
ропейская держава вступлла в войну.

С весны этого года война стала раз-
вертываться быстрыми темиами. He оста-
навливаясь на COObITHAX, которые имели
место в Норвегии, Дании, Бельгии и Гол-
ландии, нужно 06060 отметить факт
быстрого поражения о и  капатуляния
Франции. За какие-нибудь месяц-полтора
терманекая армия не только сломила ео-
противление Франции, но и заставила’ ее
подписать условия перемирия, по кото-
рым большая часть терратории Франции,
вместе с Парижем, продолжает оставать-
ся территорией, оккупированной герман-
скими войсками. Тем не менее, получив
перемирие, Франция еще не имеет мирз.
06 условиях мира вообще еше ничего_не
известно. Из двух союзников, протлво-
“стоящих Германия и Италии; - осталась
Только Англия, которая решила продол-
жать войну, опираясь на помошь США.

Blech нет необходимости останавли-
ваться на всех причинах поражения
Франция, обнаруживщей свою исключи-
тельную слабость в войне. Ясно, что хе
‚10 здесь не только в плохой военной
подготовке, — хотя эта причина стала
общеизвестной. He малую роль сытрало
здесь также то обстоятельство, что фран-
пузские руковоляшие круги — не в при-
мер Германии — слишком легкомыслев-
HO отнеслись в вопросу о роли и удель-
ном весе Советского Союза в лелах Es
ропы. События последних месяцев  #а-
тлядно показали нечто большее. Они п0-
хазали, что правящие круги Франции
не были связаны с народом и не только
не опирались на него, но боялись своего
народа, имеющего заслуженную славу
свободолюбивого народа со славными рево-
люционными традициями. В этом одна из

- серьезных причин вскрывшейся слабости
Франции.

Перед народом Франции стоят теперь
тяжелые ‘залачи залечивания ран, нане-
сенных войной, а затем и задачи возреж-
дения, которое, однако, невозможно 06у’
ществить старыми методами.

Германия добилась в войне против с0-
юзников болыпих успехов, но ‘она еще
не добилась своей основной задачи —
прекращения войны на желательных для

. Hee условаях. 19 июля  рейхсканцлер
’“  Термании вновь’ обратился в Англии 6

призывом договориться 0 мире, но ан-
тлийское правительство, как известно,
отвергло это * предложение. Английское

правительство истолковало это предложе-
ние, как требование капитуляции Англии, ,
и ответило заявлением, что ‘оно будет про-
должать войну до победы. Оно пошло да-
же на разрыв дипломатических отношений
во своей вчерашней союзнипей — Фран-
цией. Это значит, что правительство Анг-
лии He хочет поступиться своими коло-
иями, имеющимися во всех частях зем-

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

СЕДЬМАЯ СЕССИЯ ВЕ

° Цена 10 коп,

АВГУСТА 1940 Г.

ПЯТНИЦА

№ 177 (5005)

Вчера вечером на’ Седьмой Сессии’ Верховного Совета СССР 1-г
на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей с докладом
о внешней политике Правительства выступил встреченный бурной овацией
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР’ и Народный
Иностранных Дел тов. В. М. Молотов. ыы

Сессия единогласно одобрила внешнюю политику П

*

= .

eae Сессия Верховного Совета СССР. На снимке (слева направо): товарищи Тимошенко, Буденный, Хрущев, Бадаев, Калинин, Маленков, Бабаев Хивали, Жданов, Сталин, Молотов (на трибуне), Микоян, Лихачев, Л. М. Каганович, Ворошилов,
ервухин, Берия, Булганин и Вышинский. За столом Председателя — товарищи Лысенко, Юсупов, Андреев, Шверник, Асланова и Кулагин.

РХОВНОГО СОВЕТА СССР 1-го СОЗЫВА

ПЯЯ ПОЛИТИК [<
Доклад Председателя Совета Народных Комиссаров и Народнозю Комиссара Иностранных Дел
тов. В. М. МОЛОТОВА на заседании Верховноло Совета СССР 1 авзуста 1940 пода

ного шара, и заявляет о тотовности вести
и дальше войну за мировое господство,
несмотря на TO, что после поражения
Франции и вступления в войну Италия
на стороне Германии, эта борьба для Анг-
лии стала значительно труднее,

Приближается конец первому году eB-
ропейткой войны, но конца этой войны
еще не видно. Более вероятным надо
`ечитать. что в данный момент мы стоим
накануне нового этапа усиления войны
между Германией и Италией, с одной
утороны, и Англией, которой помогают
Соединенные Штаты Америки, — дру-
гой стороны.

Все указанные события не изменили
внешней политики Советежого Союза. Bep-
ный политике мира и нейтралитета (-
ветекий Союз не участвует в войне. На-
ши отаошения © Германией, поворот в ко-
торых произошел почти год тому назад,
продолжают полностью сохраняться, как
это обусловлено советско-германским с0-
тлалнением. Это соглашение, которого стро-
го придерживается наше Правительство,
устранило возможность трений в советско-
терианских отношениях при проведении
советских мероприятий вдоль нашей з4-
падной границы и, вместе © тем, обеспе-
чило Германии спокойную уверенность Ha
Востоке. Ход событий в Европе не только
не ослабил силы советеко-германского ¢0-
глашения ‘о ненанадении, но, напротив;
подчеркнул важность его существования
ий дальнейшего развития. 3a последнее
время в иностранной и; особенно, в анг-
лийской и англофильствующей прессе
нередко спекулировали на возможности
разногласий между Советским Союзом и
Германией, с попыткой запугать нас пер-
спективой усиления могущества Германии.
Как © нашей, так и © германской сторо-
ны эти попытки не раз разоблачались и
отбравывались, как негодвые. Мы можем
лишь подтверхить, что, по’ налему мне-
нию, в основе сложившихся добрососед-
ских и дружественных  советоко-герман-
ских отношений лежат не случайные с9-
ображения кон’юнЕтурного характера, &
коренные государственные интересы как
СССР, так и Германии.

Следует также отметить, чо наши от-
ношения с Италией улучитилиеь за по-
следний период. Омен мнений © Италлей
показал, что в области внешней полити-
ки у наших стран есть полная в0зм0ж-
ность обеспечить взаимное понимание,
Вполне обоснованы также расчеты Ha
усиление торговых отношений.

Что же касается  советеко-английских
отношений, то в них не произошло за и-
следнее время “каких-либо существенных
изменений. Надо признать, что после всех
тех враждебных актов Антлии против
СССР. о которых не раз уже приходилось
говорить на Верховном Совете, трудно
было ждать хорошего развития советско-
английских отношений, хотя назначение
г.`Крипиеа послом в СССР, возможно, от-
ражает желание Англии улучшить отно“
шения с Советским Союзом.

Теперь разрешите перейти к тем во-
просам налтей внешней политики, успеш-
ное решение которых в последнее время
значительно расширило нашу территорию
и умножило силы ‹ Советского Союза.
(Бурные аплодисменты).

Злесь нет необходимости . подробно оета-
навливаться Ha Том, как произошло при-
соединение к Советскому (0ю37 Бессарз-

д

бии н Северной Буковины. боответству-
ющие документы полностью былв опубли-
кованы 28 июня. В представлевии, ко-
торое мною быле сделано румынекому по-
сланнику в  Москве г. Давидеску,  пред-
латалось: ‘

1. Возвратить Бессарабию Советскому
Союзу. he

2. Передать Советскому Союзу
ную часть БуБовины.

Как известно, правительство Румынии
приняло наше предложение, и затянув-
шийся на 22 год» конфликт между Совет-
ским Союзом и Румынтей был разрешен
‘мирным путем, (Аплодисменты). ° Прожи-
вавшие на территории Бессарабии и Се-
верной Буковины, главным образом, ук-
раинцы и молдаване получили возмож-
ность войти в дружную семью советских
народов и зажить новою жизнью, —
жизнью народа, освобожденного от власти
румыноких бояр — помещиков и капита-
листов. (Продолжительные аплодисменты).
Мы знаем теперь, с какой великой ра-
достью население Бессарабии и Северной
Буковины вступило в ряды советских
граждан.

Таким образом, территория  Советекого
Союза увеличилась присоединением Бесса-
рабии, площадью в 44,5 тысячи квадрат-
ных. километров, с населением 3 миллио-
на 200 тысяч человек, и присоединением
Северной Буковины, площадью в 6 тысяч
квадратных километров, © населением
свыше 500 тысяч человек.

Границы Советского Союза передвину-
лись, в связи © ‚ на запад и дошли
10 реки Дуная, являющейся, после Вол-
ги, самой мощной рекой в Европе и oJ-
HUM из важнейших путей товарообмена
для ряда европейских стран.

Вы знаете, товарищи, что весь совет-
ский нарол © большой радостью и удов-
летворением встретил успешное разреше-
ние долгожданного вопрос» © Бессарабив.
С другой стороны, наши отношения ©
Румынией теперь должны войти во вполне
нормальное русло.

Перехожу к вопросу © наших отноше
ниях с Литвой, Латвией и Эстонией.

Вопрос © взаимоотношениях Советского
(Союза с прибалтийскими странами встал
в последнее время по-новому, поскольку
заключенные с Литвой, Латвией и 95то-
нией пакты о взаимопомощи ‘не дали дол-
жных результатов. Заключение этих пак-
тов не повело, как этого следовало ждать,
к сближению Литвы, „Латвии и Эстонии
с Советеким Союзом, так как этому BOC
противились правящие буржуазные груп”
пы этих стран. Эти правящие группы не
только He пошли по путя сближения
с Советским Союзом, чего как будто мож-
но было ждать после заключения  пактов
взапиопомощи, но пошли по пути усиле-
ния враждебных Советскому Союзу дей-
ствий, проводившихся ими втайне и за
спиной СССР. Для этого была использова-
на так называемая Балтийская Антанта,
в Которой раньше военным 60ю30м. Ha-
правленным против С©СР, были связаны
только Чатвия и Эстония, но которая
с конпа прошлого года превратилась в
воённый союз, включающий кроме Латвии
и Эстонии также и Литву.

Из этого следует, что правящие буржу-
азные группы Литвы, Латвии и Эстонии
оказались неспособными в честному пфро-
ведению в жизнь заключенных © Совет-
ским Союзом павтов взаимопомощи, что

север-

С

они, напротив, еще усилили враждебную.
Советекому Союзу деятельность. Количе-
ство фактов. говорящих о том, что пра-
вительства этих стран rpy6o нарушают
заключенные © СССР пакты взаимопомо-
щи, все увеличивалось. Дальше терпеть
такое положение, особенно в услозиях со-
временной международной обстановки. ста-

новилось совершенно невозможным. Вот
почему последовали известные вам требо-
вания Советского правительства об измене-
нии состава правительств Литвы, Латвия,
Эстонии и о вводе на территорию этих
тосударств дополнительных частей Крас-
ной Армии. :

Результаты этих шагов нашего прави-
тельствь вам известны,

Важнейшей мерой созданных в 9610-
нии, Латвии и Литве дружественных (0-
ветскому Союзу правительств было про-
ведение свободных выборов в парламенты.
В июле месяце были проведены демокра-
тические выборы
Латвийский Сейм и в Государственную
Думу Эстонии. Выборы показали, что пра-
вящие буржуазные клики Литвы, Лат-
вии и Эстонии не отражали волю своих
народов. чт они были представителями
только узкой группы  экоплоататоров.
Выбранные на основе всеобщего, прямого
и равного голосования, с тайной полачей
голосов сеймы Литвы и Латвии, Государ-
ственная Дума Эстонии уже высказали
свое единодушное мнение по коренным
политическим вопросам. Мы © удовлетво-
рением можем констатировать, что народы
Эстонии, Латвии и Литвы дружно прого-
лосовали за своих представителей, кото-
рые единодушно высказались за введение
советского строя и за вступление Литвы,
Латвии и Эстонии в состав Союза Совет-
ских Сопиалистическиу Республик. (Бур-
ные аплодисменты).

Тем самым взаимоотношения между
Литвой, Латвией, Эстонией и Советским

Союзом должны встать на новую основу.

Верховный Совет будет рассматривать
вопрос о вхождении в Советский Союз
Дитвы, Латвии и Эстонии в качестве

публик. Нет никакого сомнения в том,
что вхождение этих республик в Совет-
ский Союз’ обеспечит им быстрый хозяй-
ственный под’ем и всесторонний расцвет
национальной культуры, что вхождением
в Советский Союз их силы будут во мно-
го раз умножены, их безопасность будет
укреплена и, вместе. с тем, еще больше
вырастет мощь Великого Советского Сою*
за. (Бурные, долго не смолкакицие апло-
дисменты).

Вхождение прибалтийских стран в СССР
означает; что Советский Союз увеличи-
вается на 2 миллиона 880 тысяч насе-
ления Литвы, на 1 миллион 950 тысяч
населения Латвии ‘и на 1 миллион 120
тысяч населения Эстонии.

Таким образом, вместе с населением
Бессарабии и Северной Буковины, насе-
ление Советского Союза увеличится, при-
мерно, на 10 миллионов человек. (Апло-
дисменты). Если в этому побавить свыше
13 миллионов населения Западной Ук-
раины и Западной Белоруссии, то, выхо-
дит, что Советский (Союз увеличился за
последний год более, чем на 23 миллио-
на населения. (Аплодисменты).

Следует отметить, что 19/20 всего
этого: населения ‘входило раньше в. состав

в. итовский (Сейм, в

оюзных советских социалистических рес-°

СССР, но было силой orroprayro or CCCP

в момент его военной слабости империа-

листическими державами Запада. Теперь
это население воссоединено с Советским
Союзом.

Жак показывают подсчеты населения,
Союз Советских Социалистических  Рес-
публик сможет теперь говорить мощным
голосом от имени 193 миллионов населе-
ния, не считая прироста населения СССР
за 1939 и 1940 годы. (Продолжительные
аплодисменты).

Первостепенное значение для нашей
страны имеет тот факт, что отныне гра-
ницы Советского Союза будут перенесе-
ны на побережье Балтийского моря. Вме-
сле с этим, у нашей страны появляются
свои незамерзающие порты в Балтийском
море, в которых у нас такая большая
нужда.

Успехи внешней политики Советского
Союза тем более значительны, что всего
этого мы добились мирным путем, что
мирное разрешение вопросов как в при-
балтийских странах, так и в Бессарабии
прошло при активном участии и поддерж-
ке широких народных Macc этих стран.
(Аплодисменты).

Надо, вместе с тем, сказать, что на
правительство Советского Союза возлагает-
ся большая ответственность за правиль-
ное и организованное проведение практи-
ческих мер в деле политического и эко-
номического переустройства в новых CO-
ветских республиках.

На прошлой Сессии Верховного Совета
мне приходилось докладывать о мирном
договоре с. Финляндией. Прошло четыре с
лишним месяца после заключения этого
договора, который проводится в общем
удовлетворительно. За это время заклю-
чен уже и торговый договор с Финлян-
дией, причем мы считаем, что  хозяй-
ственные отношения между нашими стра-
нами могут иметь благоприятную перспек-
тиву развития. Финляндское  правитель-
ство приняло также наше предложение 0
демилитаризации Аландских островов и 0б
учреждении на этих островах советского
консульства. Что касается  лальнейшего
развития советско-финляндских отношений
в хорошем для обеих стран направлении;
то это зависит, главным образом, от са-
Мой Финляндии. Понятно, что если не-
которые элементы финляндских правящих
кругов не прекратят своих репрессивных
действий против общественных слоев
Финляндии, стремящихся укрепить добро-
соседские отношения с СССР, то отноше-
ния межлу СССР и Финлянлией могут по-
терпеть ущерб. (Смех. Аплодисменты).

Наши отношения co  скандинавекими
странами — с Норвегией и Швецией —
не могут не находиться в зависимости от
сложившейся там обстановки. В отноше-
нии Норвегии, ввиду ee особого положе-
ния, сейчас еще нельзя сказать  чего-
либо определенного. В отношении Швеции
следует признать особенно актуальным
то, 410 0бе наши страны заинтересованы
в значительном развитии торгово-хозяй-
ственных отношений,  Велущиеся сейчас
хозяйственные переговоры 0  Швепией
должны, надеюсь, привести к соглаше-
нию, имеющему немалые выголы для 0бе-
их сторон.

Что касается балканских стран, то на-
до, прежде всего, отметить факт установ-

книге» документы бросили

о созыва

Комиссар

+

равительства.

Фото Н. КУЛЕШОВА («Правда»).

ления дипломатических отношений © Юго-
славией. Если можно сказать, что не по
нашей вине до сих пор отсутетвовали дип-
ломатические отношения между. Советоким
Союзом и Югославией, то установление
этих отношений теперь произошло по’ пред-
ложению правительства Югославии, 5610
р0е было охотно принято Советским (ою-
зом. Можно надеяться, что постепенно бу-
дут развиваться и наши экономические от-
ношения <. Югославией.

Hamm отношения © Болгарией можно
считать нормальными. Можно добавить,
что между Советским Союзом и Болгарией
нет таких противоречий, которые мешали
бы дальнейшему улучшению отношений.

В наших отношениях © Турцией ве
произошло каких-либо сушественных йзуе-
нений. Следует только сказать. что опуб-
ликованные недавно в германской «Белой
неприятный
свет на некоторые стороны деятельности в
Турции. Последовавшие затем раз’яенения
французского посла в Турции Массильи
не смогли ничего изменить в характере
этих документов. В связи © этим я дол-
жен сказать, что еще в начале апреля ме--
сяца Советское Правительство заявило Тур-
ции о недопустимости следующего факта.
Дело заключалось в том, что в начале зп-
реля © территории Турции прилетал некий
иностранный самолет в район нашего горо-
да Батуми, где находится большое количе-
ство нефтеперегонных заводов. Турецкая
сторона вначале пыталась изобразить дело
так, что вообще никакого самолета с тер-
ритории Турции не перелетало, & затем
все же обещала на будущее время принять
меры против такого рода перелетов. (В за-
ле оживление, смех). После опубликован-
ных в Германии документов видно, что это
был за самолет. Из этого еледует, что на-
шеё представление турецкому правительст“
ву действительно было полностью обосно-
ванным. у

Что касается Ирана, то никаких новых
важных моментов нельзя отметить. Однако,
й при упоминаний об Иране нельзя пройтя
мимо одного недопустимого факта. В конпе
марта месяца в районе Баку. также как
несколько позже в районе Батуми, появи-
лись два иностранных самолета, поилетев-
шие со стороны Ирана. Иранское правя-
тельство нашло нужным отрицать этот
факт. Но и в данном случае упомянутые
документы германской «Белой книги» до
статочно фаз’ясняют дело.

Нужно заметить, что повторение посыл=
ки Таких разведывательных иностранных
самолетов ни к чему другому, кав Е 96-
ложнениям наших отношений с соседями
не могло бы привести. Непоошенные же
визиты указанных самолетов к Баку и Ба-
туми мы поняли в том смыеле, что в лаль-
нейшем нужно усилять блительноеть и H&
этих южных советских границах. (Аплоди*
сменты).

Относительно Японии можно сказать,
что в последнее время наши отношения
начали несколько нормализироваться. В
частности, 9-го июня было достигнуто CO-
глашение об уточнении границы в районе
прошлогоднего конфликта на оеке Халхин-
Гол. Этот фавт имеет тем большее значе-
ние, что имевшаяся длительная задержка В
решении этого вопроса отрипательно отфа=
жалась ло последнего времени на урегули“
ровании взаимоотношений между g

(Окончание см. на-2-й стр.).