.

` Седьмая Сессия Ве

рховно1о Совета СССР 1Т4ю созыва

СОВМЕСТНОЕ. ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА СОЮЗА И СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
‚3 августа 1940 года

ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧНОЙ › КОМИССИИ. СЕЙМА ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Речь исполняющего обязанности президента Литовской республики,

Товарищи депутаты Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Рес-
публик!

Мне, как председателю Полномочной де-
легапии Литовского Народного сейма, кав
временно исполняющему должность главы
тосударства и правительств» Литовской
Советской Социалистической `Республикя
и как рядовому бойцу за дело трудового
народа Литвы, выпало великое счастье
заявить Верховному Совету Союз» ССР о
том, что долюолетние чаяния латовекого
трудового народа, тяжелая, упорная борь-
ба лучших его сынов увенчалась триум-
фальной победой. Веех борцов воодушев-
Ляло в этой Sophos oO имя — 910 имя
символ и знамя борьбы рабочего класса,
ямя вождя и надежды трудящихся всего
мира, имя вождя народа великого
Советского Союза,  продолжателя дела
Левина — имя Сталина. (Все депутаты
встают и, устраивают бурную, продол-
жительную  овацию B честь товарища
Сталина. В зале раздаются возгласы «ура»).
Это имя было дорогим талисманом,
который из рядовых бойцов делал ве-
ликанов. С именем Сталина в серд-
це шла Е своим славным победам
рабоче-крестьянская Врасная Армия в го-
ды гражданской войны, ‹ именем Сталина
была разрушена. пресловутая линия Ман-
нергейма, эта линия, которая являлась
последней надеждой не только финской
белогвардейщины, этого последнего лакея
и приспешника империалистической ан-
тисоветекой политики на берегах Балтий-
ского моря, но и всей преступной и мерз-
Ko  белогвардейщины всех балтийских,
стран. С именем Сталина Красная Армия
пришла в Литву для защиты интересов
Советского Союза от предательского заго-
вора сметоновской банлы, направленного
5 срыву договора о взаимной помощи от
10-ro октября 1939 года; < именем
Сталина ЕКрасная Армия’ оказала внуши-
тельную поддержку тем требованиям  ли-
TOBCKOTO народа, которые он пред’являл
плутократическому, узурпаторскому режи-
му. В самые трудные моменты в жизни
литовского народа пример Советского Сою-
за вдохновлял борьбу литовского народа
против угнетателей. Влохновляемая
товарищем Сталиным лальновилная поли-
тика Советского Правительства, возглавля-
емото В. М. Молотовым, охранила мир и
спокойствие великой семьи народов СССР,
она принесла свободу народам Западной
Белоруссии и Западной Украины, она
принесла мир и свободу балтийским на-
родам, в том числе и литовскому народу,
историческому другу и соседу. белорусского
народа, участнику общей борьбы народов
бывшей Российской империи против па-
ризма. Теперь совершенно ясно. что преж-
ние правители балтийских государств,
как это оказалось на примере финской
белогвардейщины, на примерах предатель-
ской политики бывших правительств Лит-
BH, Латвии и Эстонии, е охотой предо-
ставили бы свою территорию, как плап-
дарм, и. вовлекли бы народы в империали-
стическую бойню. Но уже не бывать это-
му никогда Литовский народ, единодушно
высказавшийся 3a создание Советской
Титвы, за вхождение в великий Cows Co-
ветских Социалистических Республик. на-
веки перестал быть игрушкой в руках
международного империализма. Он быстро
переходит на рельсы новой, советской жиз-
ни, он будет верным и сознательным з&-
щитником и своей социалистической роли:
ны и общей родины всех народов могучего
Советского Союза.

Литовский народ стонал пох тяжелым
гнетом барщины. Польские и ополячив-
шиеся помещики, луховенство хушили на-
циональное самосознание литовского на-
рода, его язык изгонялея, оставалея лишь
языком холопов. Jump, забитое, полуго-
лодное. бедное крестьянство под соломен-
ными крышами своих избушек сохранило
Литовский язык. который казалея odpe-
ченным на вымирание Царизм. в лице
вешателей Муравьевых и им подобных,
еще усилил гонения против литовского
языка, а в итоге литовский нарол в те-
чение сорока лет — по 1904 год —
оставался `без всякой письменности, за
исключением релких литовских брошюр п
газет, которые с большими трудностями,
таино привозилиеь из-за границы. Bee это
наложило тяжелую печать на судьбу на-
шего народа. Знамя борьбы за свободу
’ подняла передовая часть литовского на-
рода, и эта борьба проходила под лозун-
гом освобождения Литвы от ига помещи-
ков, MpaxobecoB и  капиталистических
экеплоататоров, за право Литвы на само-
определение своей судьбы, за федерацию
свободной Татвы со свободными народами
вывшей парской России, в 1917 году соз-
лавшими Рабоче-Крестьянскую Советскую
‚ Республику.

Выражением этой воли было создание в
хекабре 1918 года Советской Литвы, a 3a-
тем в феврале 1919 г. Литовеко-Белорус-
ской Советской Республики, возглавляв-
шейся стойким борцом за дело трудового
народа В. Капсукасом-Мицкевичусом. Ho
силы литовской реакции, об’единившиеся
6  меньшевиками-социал-предателями, ис-
пользуя помощь различных империали-
стических интервентов, задушили  моло-
ay Советскую Республику. Знамя борьбы
продолжала, однако, нести коммунистиче-
ская партия Литвы, несмотря на жесто-
чайший террор и преследования.

В этот период большое значение приз
обрела власть католического духовенства,
тлавной задачей которого было держать
литовский народ в тисках средневекового
мракобесия, создать из Литвы послушную
Ватикану колонию. Во время выборов
$926 года клерикализм получил сильный

премьер-министра

тов. Ю. Палецкиса

Речь произнесена на литовском языке

удар. Так называемые народникя и мень-
шевики вошли в cons © небольшой груп-
пой националистов (таутининков) и сво-
ими голосами помогли войти в сейм трем
ее представителям во Сметоной: во главе.
Сметона, воспользовавшиеь помощью  вле-
рикалов и опираясь на реакционную по-
мещичью и офицерскую верхушку, произ=
вел военный переворот, свергнув ляуди-
нинвов и социал-демократов, Какие «вдео-
логические» основы имел этот военный
переворот, —. видно хотя бы из такого
примера. Возглавлявший переворот .майор,
представитель. реакционной офицерской
клики Плехавичус, заявил кандидату
пост министр» земледелия Алекса: «Вели
отдашь мне имение и мельницу, To бу-

дешь министром». Алекса стал министром, .

а Плехавичуе, этот кровавый палач, са-
молично расстреливавший не только ком-
мунистов, но и каждого обвиненного в с0-
чувствии коммунистам, получил вмение,
доходную мельницу, олектростанцию, &
впоследствии от Сметоны получил ‘еще
пенсию 1800 лит в месяц. Это уже пока-
зывает, каков был дух переворота, одних
из первых шагов которого был расстрел
четырех коммунистов, a затем бесконеч-
ные расстрелы, приговоры военно-полевых,
военных и иных судов, а еметоновекая
юстиция тысячами заключала боров В
тюрьмы и концентрационные лагери. Же-
стоко расправлялась сметоновевая власть
в малейшими проявлениями народного про-
теста. Сметона обманул народ и устано-
вил евою личную диктатуру. Это была
диктатура явного произвола и насилия.
Режим сметоновской ликтатурь, конечно,
не был оригинальным, он был просто ко-
пией бесправного режима гнилой в pas-
лагавшейся панской Польши.

Олним из краеугольных камней емето-
новокого режима было укрепление поме-
щичьего землевладения. Изменением зако-
на о земельной реформе Сметона увеличил
норму помещичьих имений © 80 до 150
гектаров, а’ фактически, под видом «0б-
разцовых» хозяйств  былв имения и В
400—500 га и даже больше. Помещики
всегда ‘находили кредит? и защиту, их
убытки сплошь и рядом списывались бла-
годаря личной протекции Сметоны или
его супруги-помещицы. В то же. вре-
мя мелкое крестьянство стонало под бре-
менем налогов и долгов, громадное коли-
чество крестьянских дворов было продано
в молотка, а крестьяне-владельцы этих
дворов пошли по-миру. Помещикам с боль-
шой поспешностью выплачивалось возна-
граждение за отчужденную землю, им да-
валея на сруб лес, а бедное крестьянство
не могло и сучка получить нь свои нуж-
ды. Трулно себе представить, как велика
и единолущна была ненависть крестьянет-
ва к режиму Сметоны, особенно после тя-
желого экономического кризиса, который
оставил глубокие, трудно изгладимые сле-
ды в жизни литовской деревни. Нисколь-
ко не лучше было положение рабочих, не
имевших политических прав: все  проф-
союзы была закрыты, & выборы в палату
труда производилиеь так, что кандидаты
назначались охранкой. Рабочие эти выбо-
ры бойкотировали и в них участвовал
лишь ничтожный процент, В сметонов-
ские больничные каесы выбирало только
3% избирателей. Эксплоатацая была, самая
наглая, произвол капиталистов безграничен
как в крупных, тав и в мелких  пред-
приятиях.

Суетоновокая «забота» © культуре на-
рода выражалась во веевозможных пре-
пятетвиях, чинимых трудящимся в приеме
их в школу, а всеобщее начальное образо-
вание было фактически на бумаге, бо че
было ни достаточного количества учите-
лей, ни зданий, ни возможностей для бел-
нейших слоев населения посылать детей в
школу. Большинство школьников, особен-
но в деревне, довольствовалось посещени-
ем начальной Школы лишь в течение
1—2 зим.

Все. прогрессивные и культурные обще-
ства былв закрыты, не было никакой за-
боты о самообразовании взрослых. Хотя
статистика и показывала большой процент
грамотности, но это также лишь было на
бумаге, ибо грамотным считалея тот, кто
только умел расписаться. Реформы выс-
ших учебных заведений производились в
духе реформ Победоносцева. Так как церковь
являлась одним из столцов режима Смето-
ны, школа была в большой зависимости от
духовенства. В печати и литературе сви-
репствовала черносотенная цензура.

Режим Сметоны был сплошным кошма-
ром для литовекого нафода и громадным
тормозом в его развитии. Поэтому литов-
евий народ все эти годы не раз высту-
Hal за свержение ненавистного режима в
теперь добился желанной победы.

В буржуазной Литве иного писалось и
говорилось © так называемой незавиеимо-
сти Читовокого государства. Однако, эта
незавузимость была только иллюзией. За
все время своего существования Литва
являлась игрушкой в руках  империали-
стических держав. В виленоком вопросе
ни в dure наций, ни с стороны ‹оюзни-
ков dures He нашла поддержки  свойх
законных интересов. Так это было и во
всех других вопросах внешней политики
буржуазной правящей влики Литвы,
Только Советский Союз неуклонно поддер-
живал Литву и помогал ей.

При поддержке братской Красной Армии
в. 1919 году Вильно стал столицей Co-
ветской Литвы. В 1920 году, после раз-
грома поляков, Советский (Союз передал
Вильно Литве на основании мирного до-
говора. В 1939 году Советский Союз не
тольЕо передал Литве город Вильно и Ви-
ленекую область, но и заключением до-
TOBOPa © взаимной помощи избавил литов-
ский народ от опасностей ‘новой войны,
Ha все ото буржуазная Фитва отвечала

на.

провокациями по отношению к Советско-
му Союзу, она до последнего момента
предпочитала оставаться MOSBKOM межлу-
народного империализма, & не итти по
прямой дороге честного сотрудничества,
которое ‘предлагало правительство CCCP.
Получив Вильно, буржуазная Дитва приг
несла туда, вместо польского шовинизма,
такой же литовский шовинизм, от кото-
ого с ужасом  отвернулось  многонацио-
нальное население Виленщивы, Буржуаз-
ная Литва была тюрьмой пля трудовых
слоев национальных меньшинств, и в 10
же время ее правители дружно сжива-
лись с помещиками и капиталистами этих
национальностей.

0 му, как оценил литовский наред
всю враждебную народу политику смето-
новоких правящих кругов Литвы, — ясно
говорят результаты выборов в Литовский
Народный сейм 14 и 15 июля сего’ года.
Никогда не было такого народного един-

ства, как во время этих выборов; Несмот-  :

ря на происки и нашептывания врагов
народа, в выборах принимали участие
95,51% — избирателей, из которых

99,19% голосовало за кандидатов «Тру-
дового союза Литвы».

Для сравкения можно заметить, что на
прошлых выборах в сметоновекий сейм.
фактически принимало участие лишь 0ко-
Zo 38% имевших право на голосование.
А это право новым выборным законом
было расширено предоставлением выборного
права гражданам от 21-го года, в то вре-
ия. как при. Сметоне выбирать могли
только граждане от 24-х лет, а быть вы-
бранными лишь от 30-ти лет. В прошлом
сейме не было ни одного рабочего, кре-
сльянина, солдата, ни одного. предстази-
теля науки и искусства, ни охного пред-
ставителя. национальных меньшинств, ни
олной женщины. Там были лишь боль-
шие и маленькие помещики, чиновники,
да четыре ксендза. А в Народном сейме
мы видим   из 79 членов—21` рабочего,
26 крестьян, 27 представителей науки,
искусства. и трудовой интеллигенции,
1 ремесленника, 1 батрака, 3 солдат ли-
товекой народной армии, 8 женщин,

Народный сейм, имея за собой такое
небывалое большинство народа и такое.
доверие. выраженное на бесчиеленных со-
браниях и митингах трудящихся, на правах
Народного Собрания принял постановления,
которые всю жизнь литовского народа на-
правляют по новому пути, в соответствии
© интересами. и чаяниями ‘народа.

Народный сейм единогласно принял
постановление о провозглашении Литвы
Советской Сопиалистической Республикой.
Также единогласно принято и всеобщим
народным ликованием одобрено второе по-
становление Народного сейма; — деклара-
пия © вступлению Литовской Советской
Социалистической Республики в великий
Союз Советских Социалистических Реену-
блик. (Бурные, продолжительные аплодис-
менты). На основании этого постановле+
ния Полномочная Делегация Народного
сейма и явилась в’ Верховный Coser CCCP
в ходатайством о принятии в (Союз COP:

Разрешите мне прочесть это историчез
м постановление литовского Народного
сейма: ae i

«Литовский народ, нещадно  утнетав-

шийся  эксплоалаторами,
трабежу и насилию, обрекавшийся на ни-
щету и вымирание, установил в Литве но-
вый государетвенный строй, строй, при кб-
тором полновластным хозяином страны яв-
ляется сам народ. Строй этот — совет-
ский. Литва преобразована в Советскую
Социалистичеекую Республику.

Литовские рабочие, трудящаяся интел-
лигенция долгие годы страдали фт безрабо-.
тицы, жили в тисках нужды, бесправия.

Шитовекое крестьянство задыхалось от
безземелья и малоземелья, так как боль-
шую часть земли захватили помещики и
другие крупные земельные собственники. :

В старой Литве хорошо жилось только
экоплозтаторам—предпринимателям, — фаб-
рикантам, банкирам, помещикам, высшим
чиновникам, которые в погоне за бешены-
ми прибылями и доходами  порабощали’
трудящихся Литвы. Продажные  сметонов-
ские правители насаждали в Литве ино-
странный капитал, который  ненасытно
грабил, хищными когтями рвал и терзал
тело литовского народа. Все более и 6бо-
лее увеличивалась экономическая и поли-

тическая ‘зависимость Дитвы от иипериа-

листических хищников, от иностранных
капиталистов и банкиров.

Теперь народ с помощью могучей Коа-.

сной Аруии ©бросил яомо сметоновских по-
работителей и установил в своем государ-
стве Советскую власть. Существующие (9-
ветекие Социалистические республики яв-
ляютея не обособленными, неё оторванны-
ми друг от друга государствами, а состав-
ляют между собой неразрывный 003. Она

входят в образованный на основе добро- .

вольного 0б’елинения равноправный Corsa
Советских Сопиалистических Республик.
Жизнь показала, что. сотрудничество совет-
ских республик привело их в невиданному
расцвету, бурному под’ему их экономики и

культуры. В исторически короткий ерок’

они превратились в передовые в полити-

ческом, экономическом и культурном отно-  `

шениях республики. Никогда отдельно взя-
тая республика не могла бы этого достичь.

ФЖизнь показала, что только об’единен-
ные советские республики могут противо-
стоять борьбе империалистических держав
за подчинение и покорение ими малых на-

циональностей. Без государственного (ою-

3& Советских Республик, без их сплочения

в единую военно-хозяйственную силу не-.

возможно было бы устоять против соеди-
ненных сил мирового капитализма ни на
военном, пи на хозяйственном фронтах,

пюдвергавиьийся.

Литовский народ°знает, что Советский
(003 вел все годы самую дружественную
политику по отношению Е нему. Еела
Читва не была покорена панской Польшей,
если Шитве возвращена ее древняя столипа
—тород Вильно, если датва осталась в
стороне от бушующего пламени войны, ес-
ли литовский народ <бросил иго помещиков
и капиталистов и получил возможность
установить в евоей стране единетвенно
еправедливый государственный строй —
Советскую власть, то все это благодаря
Советекому Союзу. Вог почему в тесном
сближении с Союзом Советских  Социали-
стичевких Республик  литовекий народ
всегла видел свое лучшее будущее.

Преступная реакционная клика бывших
правителей Литвы всяческими средствами
препятствовала  братскому сближению
СССР и Литвы. всеми мерами стремилась
помешать установлению прочного, нерулеи-
мого союза СССР и Литвы,

Теперь литовский народ, покончивший
6 гнетом и бесправием и установивший
новый государственный и общественный
строй, должен законодательно закрепить
прочный союз и дружбу. Литовской Рес-
публики с Союзом Советских Социалиетй-
ческих Республик.

Народный сейм Литвы уверен, что толь-
ко вхождение в состав Союза Советских
Социалистических Республик обеспечит
подлинный суверенитет Литовского rocy-
дарства, подлинный под’ем промышленно-
сти и сельского хозяйства, подлинный
расцвет: национальной культуры, подлин-
ное развитие материальных и духовных
вил народа.

Следуя велению народа, свергнувшего
старый режим — режим угнетения и бес-
правия, режим эксплоатации человека че-
ловеком, — Народный сейм постановляет:

Просить Верховный Совет Союза Совет-
ских Социалистических Республик принять
Литовекую Советскую Социалистическую
Реснублику в состав Советского Союза в
качестве Союзной республики на тех же
основаниях, на каких входят в СССР
Украинская, Белорусская и другие cotos-
ные республики. §

Да здравствует Литовекая Советская Со-
пиалистическая Республика!

Да здравствует великий Союз Советских
Социалистических Республик!». (Бурные
аплодисменты).

От. имени `Полномочной Делегации › На-
родного сейма Литвы передаю’ декларацию.
(Продолжительные аплодисменты, переходя-
щие в овацию. Все встают). Эта деклара-
ция является воплощением лучших на-
дежд и чаяний трудового ‘народа Литвы
и выражает его непоколебимую волю Е
созиданию. новой, счастливой жизни в
дружной семье народов великого Советского
Сотоза. _

Переходя к конкретным задачам сози-
сейм
своим историческим решением о земельном
вопросе об’явил всю землю Литвы с ее
все леса и воды народным до-
стоянием, т, е. ‘государственной собетвен-
ностью. Народный сейм принял за пре-
дельную норму для крестьянских хозяйств
ликвидируя

дания Советской Литвы, Народный

недрами,

30 гектаров, окончательно
этим помещичье землевладение.

Излишки земельной площади сверх этой
нормы будут обращены в государствен-
ный земельный фонд для оказания по-
мощи безземельным и малоземельным кре-
‘стьянам в обзаведении землей.

Народный сейм принял решения о сло-
жении с крестьян всех выкупных плате-
жей, недоимок и штрафов, наложенных в
административном порядке, а также 06
облегчении налогового бремени и долго-
вых обязательств.

Принято также решение о национализа-
ции банков и крупной промышленности.
о Эти исторические решения были вотре-
чены с огромным энтузиазмом всеми тру-
дящимиея Литвы кав города, так и де-
ревни.

Мы, Полномочные Делегаты Литовского
Народного сейма, от имени всех трудя-
щихся Литовской Советекой ‘Социалистя-
‘ческой Республики просим о принятии в
состав (Союза Советских, Социалистических
Республик на правах Союзной Республики.
Вея Литва е нетерпением ожидает этого
‘ петорического решения Верховного Совета,
‘(о своей стороны, мы обещаем быть до-
стойвыми этой чести и со всей энергизй
включиться в великую работу соцпиали-
«тического строительства, итти рука 06
руку в народами СООР в деле укрепления
мощи и обороноспособности нашей великой
родины,

Дз здравствует сталинская дружба
народов! (Аплодисменты).

Да злравствует освобожденный  нарол
Литовской Советской Социалистической
Республики! (Аплодисменты).

Да злравствует Великий (Союз Совет-
‘ских Социалистических Республик! (An-
лодисменты).

Да здравствует Правительство CCCP u
его глава Вячеслав Михайлович Молотов!
(Бурные, продолжительные аплодисменты:
Все встают).

Да здравствует Всесоюзная Коммуни-
стическая Партия (большевиков)! (Бурные
аплодисменты).

Да здравствует мудрый вождь, вдохно-
‘витель борьбы и побед трудящегося чело-
‘‚вечества, наш  пруг и освободитель —
‘ великий Сталин! (Гром аплодисментов.
 Бурная овация в честь товарища Сталина,
Все встают. Возгласы «ура»).

публик! Мом братья крестьяне—середня-
ки, малоземельные и безземельные, избрав-
шие\ меня своим депутатом в первый На-
родный сейм освобожденной от гнета Ka-

питализма Литвы,
ми пламенный привет великому нашему

освободителю,
товарищу Сталину (Продолжительные ап-
лодисменты), а также принесшей нам сво-
боду непобедимой Красной Армии. (Anno-
дисменты). Братский привет и всем вам,
товарищи депутаты
(Аплодисменты).

трудовому народу буржуазное правитель-
`ство любило хвастаться перед нами, что
никто другой на свете так не заботится о
гражданах” своей страны, как .они © нас
—рестьянах. Оно, мол, ежетодно вынла-
чивает нам
тромалнейшие суммы и
‘скота, и на молочное хозяйство, & делает
это потому, что защищает наши интересы
и «святую собственность» каждого литов-
ского гражданина. При этом нам непре-
менно указывалось, что как будто
плохо живется крестьянам и всему тру-
довому народу в Советеком Союзе, в к9-
тором нет никакой собственности, где все

народом капиталистическое правительство
защищало собственность, но только свою.
Особенно нам это стало ясно, когда клика
этих злейших врагов народа и паразитов,

‚малоземельному крестьянину федко удава-

Речь члена Полномочной Комиссии
Сейма Литовской Республики
тов. П. Петраускас

Рень произнесена на литовском языке
- А те, которые распивали © лесниками
бутылочку, могли купить дрова в без Top-
гов. А наш ксендз, например, который,
присутетвуя на торгах, всегда садился нё
первое место, рядом © лесником, увидев, 4
что на торги идет лучший участое seca, */
— шепнет ему, бывало, на ухо: «запиши
это мне», и я уже не думай с ним епо-
рить. А ежели кто ‘из собравшихея кре“
стьян замечал леснику, что он поступает
не по законам, сейчае же ксендз первый
взглянет, бывало, косым глазом на проте-
стующего, а лесник, сморщив брови, как
заорет: «Вто это вздумал нарушать здесь
порядок? Коммунист? С полицией хочешь
познакомиться? ». И крестьянин принуж-
ден был замолкнуть и довольствоваться
самым плохим участком или вовсе без ни-
чего вернутьея домой. И я сам из-38 этих
причин пять лет строил избу и все не мо.
гу достроить.

Й так, мы растили скот, сдавали его на
пункты, везли за много километров и в
конце концов сами за все это доплачива-
ли. Никогда не имея лишнего гроша за
дупюй, мы должны были питаться лишь $
черным хлебом да, водицей с сахарином кто,
щим молоком, которого хватало лишь из
леньким детям, и то не всегда и не вдоволь,

Такой жизнью жил я и моя семья, и
большинство моих братьев-крестьян, “если
они не хотели допустить, чтобы за невне-
сенные во-время земельнью налоги ве
другие долги судебный пристав не пе
дал бы с молотка последнюю подушеу, &
в случае отсутствия, — и самую земел-
ку. Когда надо было продавать © молотка
за долги или налоги непи хозяйства, —
от нашей «священной» собственности в
оставалось ни еледа, ни запаха, Зато 3
мельный банк дарил стотысячные имения
членам семьи узурпатора-президента.

Сколько я сам знаю жутких примеров,
когла у крестьянина,  унаследовавшего
свою землю от отца и деда, судебный при.
став отнимал вое и ем ео всей семый
стонял 6 земли на чистое поле,

Если же у бедного крестьянин» 886046:
вала  жена-труженипа или его дети 1
их необходимо было везти в отдаленную
больницу, — можно было это сделать
лишь при больших деньгах. Без денег —
пряхо помирай. Сам я видел раз: привез
в нашу уездную больницу бедный  кре-
стьянин еле живую свою жену. Выходит
старший врач в спрашивает:

«Есть У тебя земля?»

«Нету», — отвечает приехавший.

«А удостоверение от волости
что уплатят за лечение?»

«Нет», — отвечает,

«Ну, чего’ приехал-поезжай обратно»,

Навряд ли бедный мужичок довез боль
ную жену домой живою. Так уже ов
бедняжка, стонала и была измучена.

Скажу еще, что редкому малоземельн
му и безземельному крестьянину удавалось
дать сыну образование выше начальной
‘школы. Деревенская беднота не тольк
нев допускалась в науке, но ей напротив
постоянно указывали, что ученых и так
слишком много и что они, посылая де-
тей в школы, лишь дадут стране больше
нищих и ненужных людей,

[=

посылают моими уста-

другу, учителю и вождю

Верховного Совета!

Свергнутое нами, ненавистнов всему

тосударетвенной казны
на разведение

ИЗ

бы

коллективизировано.

Да, мы знаем, что свергнутое нашим

боясь дать отчет в своих делах, бежала,
поджав хвосты, тайком через границу.
Влика эта бежала © полными чемоданами
дратоценностей и иностранной валюты,
Эта их собственность, награбленная и на-
житая кровным нашим трудом, ‘оберега-
лась ими всеми средствами. Мы же, тру-
ловые крестьяне, и наша трудовая жизнь
интересовали их, капиталистов, лишь по-
стольку, поскольку они от нае, как от дой-
ной коровушки, могли выдоить кредитные
билеты для того, чтобы строить себе poc-
кошные дворцы и покупать доходные име-
вия в нашей стране и виллы за границей.

‚Я сам; товарищи депутаты, малоземель-  .
ный крестьянин. У меня 10 человек
семьи. Мы все, как волы, работаем круг-
лый год с раннего утра до позднего ве-
чера. Ччобы хоть как-нибуль накормить
семью, я испробовал все возможное для
поднятия моего хозяйства,

Правительство и его атенты ежегодно
меня убеждали, что я © семьей держусь
только благодаря его поддержке, что пра-
вительство весьма хоропю  доплачивает
нам при покупке им нашего скота и м0-
лока. Но на самом деле было совсем
иначе. Хотя я и обыкновенный, малооб-
разованный крестьянин, но и своим ‹0б-
ственным умом мог довольно скоро разо-
браться во всей наглости и лживости это-
о хвастовства. У нас в Литве многие
крестьяне выращивали специально 0т-
кормленных свиней для продажи в Анг-
лии. Этих свиней у нас называлт, на ан-
глийский манер, беконами. Их у нас по-
купали специальные  правительетвенные

атенты по установленным свыше ценам:
первого, второго и третьего разряда. Но

еств;

лось продать такую свинью, хоть она и
вполне соответствовала требованиям по
цене первого и второго разряда. Эти пены
доставались помещикам и тем из кре-
стьян, которые умели подмазаться и по-
творствовать правительственным агентам.
Но этого мало. По моему подечету, не мне
правительство доплачивало, & я ему —
за каждую проданную мною, английским
лордам на здоровье откормленную, свинью,
доплачивая заработанные ‘свойм кровным
потом — 44 лита,

Можете вообразить, товарищи депута“
ты Верховного Совета, какая сладкая
была наша жизнь, жизнь литовских Ере
стьян, середняков, малоземельных, 8 1%
более безземельных. Но мы знаем, 970
теперь в нашей, уже советской социали
стической республике начнутся новые,
светлые дни. Пример других советских con.
ных республик научит и нас, как жить.

Мы знаем, что лучшая наша жиз
начнется с того дня, когла наша рёспуб
лика станет рялом е братскими Белоруе
сией, Украиной, Грузией и другими 0003
ными республиками. Я радуюсь 3a KO
родину и за братские советские респ
лики Латвии и Эстонии, которые одянв
ково были угнетаемы своими капитале
стическими правительствами и одновремеи
но 6 нами, при содействии той же 1$
лестной Врасной Армии, сбросили Hest
вистное трудовому народу ярмо.

Вы, товарищи ‘депутаты, своим сего
няшним историческим‘ решением помогите
нам, нё откладывая на дальнейший pdb,
сейчас же начать эту новую жизнь, J
верю, что вы нам поможете.

Да здравствует великий Советский (0%
оплот и надежда всех порабощенных Е3пи.
тализмом народов! (Аплодисменты).

Да зиравствует ненобедимая славная

Ерасная Армия — освободительница! (Аи
лодисменты),

Ца здравствует правительство Совете”
го Союза и его глава товарищ Молот
(Бурные аплодисменты).

Да здравствует наша гордость в 61
ва, свет наших очей, умнейший из у
ных, вождь, друг и отец великий Сталин!
(Бурные, продолжительные аплодисменты

Все встают, Овация в честь товарищ
Сталина).

Равным образом, не правительство мне,
но я ему выплачивал ежегодно и за мою
вторую собственность — корову. По це-
Ham 1939 roza я, доставляя молоко в
правительственные молочные ‘пункты, при
продаже его не только не получал ника-
кой доплаты от государства, но сам до-
плачивал немалую сумму. Это происходило
потому, что содержание коровы мне ето-
ило гораздо дороже, чем те деньги, кото-
рые я выручал за Ироланное молоко.

А вот как тяжко было нашему бралу
крестьянину, середняку и малоземельному,
дооывать дрова и строевой лее в капита-
листической Литве. У нас был издан за-
ROH, по Которому нельзя было» купить
дров без торгов. Но такие торги бывали
р два дня в с На оти торги

езжались люди из район» в количестве
500—700 человек. Bee они хотели при-
везти домой хоть немного дров, чтобы ото-
пить свою избу, согреть зябнущих детей
H стариков, или привезти строительный
материал для исправления разваливающей-
ся избы. Но чаще всего малоземельный
крестьянин возвращалея домой е пустыми
руками. Его ребятишки и дальше тряс-
лись от холода, а жена не имела чем по-
догреть ни щей для семьи, ни. корма для
СЕОГИНкИ. Для того, чтобы купить © тор-
гов дрова, надо было иметь много больше
денег, чем мог их иметь бедняк или серед-
няк крестьянин,

аа

ec es

ea ne co

Ne ee el ay

О at, eit a cade   aia ae tea eee

et ft ey ee

a