ae

TT an

РАЗГОВОР ДРАМАТУРГОВ
C PEXKMCCEPAMM

В повестке тия всесоюзной конференции   своих

иссерюв стоял доклад представителя
(из СОВотоких писателей на тему: театр
п даматургия. В сожалению, президиум
(СП докладчика не выделил. И тема эта
киалась менее всего освещенной на кон-
ференцяи,

№ же в трибуны конференции в по-
авунив дни’ ев работы выступили три ‘пи-
теля-храматурга —  А, Толетой, В.” Тре-
шв В. Вирта.

Первым взял слово А. Н. Толстой,

Драматургическое искусство, как и вся-
№ искусство у нас в социалистическом
ществе, — Это дело интеллигенции,  пе-
итвых и самых передовых ее слоев. На-
ge искусство, если сказать образно, это те
крбряные трубы, которые ‚ поют впере-
1 вара, ихутего. в. наступление, «Вся-
та сосна своему бору’ шумит», ‘— raa-
ит пословица. Трубы поют ‘о том, что’в
ирше каждого, поют 0 самом лучшем и
pucokOM, поют, равняя шаг. Серебряные
бы зовут на высокие дела.

[скусстве прежде всего. пародно. Стало
(ыть, создатели и ценители искусства —
ро, 1, в. мы все. Стало быть, когла
рушаетя художественная судьба драма-
приического произведения, приговор ему
зыносит весь народ.  Афиняне так и дела-
и, ся Софокла и Аристофана. Высшей
цагоздой античной ‘драматургии был лав-
вый венок, присужлаемый наролом.

—Я хочу спросить’ Комитет
вам искусств, Главрепертком ‘и напих
патальных = критиков, — продолжает
\, Толстой, — в какой мере они учиты-
pant суд народа, суд советской интелли-
тенции изд произведениями драматургии и
1езтра?,

Hapox — судья искусству. И задача
зритики — быть” выразителем высших
уюжетвенных требований народа. Ума-
мет критика такая роль? Отнюдь нет:

Мы говорим о Tex рогатках, которые
ные недотепы и недодумы, моральные
сари, всякие успокоившиеся ‘на лаврах,
мчкие перестраховщики и трусы ставят
перед драматургом, мешают ему дышать
май грулью, расправить мускулы своего
планта, мешают ему’ петь, идя впереди
неисчислимых миллионов.

Мы иного говорим 0б этих рогатках, Но
на сегодня Это. лишь’ призрачные: рогатки.
[‹ нет, потому что драматург не хочёт,
чибы они были, Если он их не отшвыр-
aya, народ потребует этого... В Советском
(юзе любят емелых. Народ не ‘прощает
уныния, страха,   колебания,   неретшитель-
ности, Художников создавало бесстраитие,
порство, дерзость и величие поставлен-
ных задач. Нет, ne будем говорать о 10-
титрах, это значит сваливать вину с себя
Ha посторонние условия: i

№арод и партия, ведущая народ к ком-
унизиу, — продолжает А. Толстой, —
требуют от искусства наивысшего ‘напря-
зания, растущего напряжения.

Toro me нам нехватает на сегодняшний
день? Наше художественное мышление
дВиЖося часто по оголенным схемам, Изо-
бразитель отстает от мыслителя. Наша .0об-
щеетвенная жизнь так насыщена идеями,
0 от часто ослепляют художника и
и, как человек, глядящий на солнце, не
видит: красок: Это ‘касается и драматурга,
пужиссера, которые отстают’ в чувствен-
OM восприятий нашей жизни, столь‘ на-
Сыщенной идеями, <

№т тут, мне’ кажется, Bech секрет
вашей работы нал ‘самим собой, в овладе-
ВИ этим секретом и лежат ‘основания для
ВН и невиданаого валета искусства
оциалистического общества.

Затем выступил К. Тренев. Если’ попы-
татья изложить в тезисах разговор В: Тре-
Hepa © режиссерами, то он сведется в сле-
YOUN положениям:

— Драма — труднейший вид литера-
ты, труднейший и ‘могущественнейший
щиому, что у нее есть могучий рупор —
Tear;

— правильно, что в борьбе нового мира
(0 старым самое могущественное из средств
искуства, наряду с кино, это, театр, но
сюда п все трудности молодой советской
Хаматургии, И нет ничего удивительного
1 печального в том, что с труднейшей из

а rane задачей, которая еще нико-
м тояла перед мировой драматурги-

» OHA справляется еще слабо. a подчас
и неудовлетворительно:

~~ B. последний год наша храм
подверглась суровой критике 4 и
принципиальных позиций. Редко, ` когха
наша  драматургическая общественность
‚расходится с критикой в том, что критика
HOXOCTaTOWHO высоко оценила качества
того или иного произведения, но она ча-
сто расходится с критикой в том, что она
слишком высоко его оценила:

— советекой общественностью был
своевременно и сурово осужден формализм
в искусстве. Но примечательно то, что ‘с0-
ветская драматургия оказалась в этом
‘трешна менее, чем другие виды ‘искусства.
«Случайность» ли ‘это?

Нет, ne «случайность». Ибо если, как
правильно говорил тов. Выптинский в ев9-
ef речи на конференции, «формализм —
это изошренность, иногда блеск формы при
убогой и сомнительной идеологии», то на-
ша молодая советская лраматургия менее
всего может быть обвинена в идейной бед-
ности: и

— болезнь молодости ‘и болезнь роста
советской драматургии в том, что форма
отстает часто от содержания. Нечто ана-
логичное было в нашей литературе в до-
пушкинский период, пока не явился гени-
альный мастер, принесший нашей литера-
туре вечную гармонию содержания и фор-
мы. Да, все это было некогда, но что же
нам теперь делать?

Тов. Вышинский ответил на этот вопрос
кратко: «Надо непрерывно учиться». Ho
как идет эта наша учеба? Я бы сказал
так: поведение — отличное, прилежание
Удовлетворительное, успехи — слабые,
просто сказать — неудовлетворительные:

— основной грех нашей лраматургии—
грех ученический: отсутствие оригиналь-
ности, отсюда — грубый и робкий шаб-
лол. Вместо живых людей — профессии
и должности, вместо живой жизни © ее
кажущимися случайностями и неожидан-
ностями  — ‘сухая’ схема. ‘где’ все’ заранее
не только предусмотрено автором, но и
сразу разгадано зрителем и где нет ничего
неожиданного; а

— робость и творческая зинертность
наших драматургов’ — ‘плохой помощник
в решении поставленной перед нами’ про-
блемы =— изобразить нового социалистиче-
ского человека. Новый человек, прежде
всего, герой духа, смело и до дерзости не-.
устрашимо устанавливающий новые го-
ризонты на всех участках советской жиз-
ни. Ho ведь о наша  праматургия. тоже
участок советокой жизни, и если она ли-
шена этой смелости. постановки и глуби-
ны в решениях напгих проблем, то она не-
пременно. окажется отсталым участком
нашей жизни. й

Робость и творческая! застенчивость. за-
ставляют многих из наших драматургов
прятаться либо за надежные и безопасные
шаблоны, либо, еще безопаснее, уходить
в историю. Не отсюда ли y Hac такое’
изобилие исторических драм?

` Горький неоднократно подчеркивал и
товорил, что самое главное в драматур-
тии — язык. В сожалению, наша совет-
ская драматургия пока что может приме-
Huth к cebe пословицу: «Язык мой —
враг мой». Нужно начать настоящую
борьбу за образность и чистоту языка в
драматургии. Нашей драматургии нехва-
тает поэзии, AON 8

Лалее №. Тренев говорит о том, что на-
стоящая конференция ^ должна послужить
началом более крепкого творческого 60-
дружества’ драматурга’ и режиссера.

Речь Н. Вирта была очень коротка. Он
товорил о том, что и режиссер и драма-
тург одинаково заинтересованы в. TOM,
чтобы пъеса была хорошей, чтобы. хоро-
шими спектаклями воспитывать эстетиче-
ские вкусы народа, ‘давать @му’ богатей-

‘полемизирует с теми театральными. деяте-
лями, которые ссылаются на TO, 4TO HX
«заставляют» ставить плохие пьесы.

BAK

: 2. MOOP ;
 ЗАСЛУЖЕННЫЙ  ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ.

во. имя высшей художественной (и истори-
ческой. правды жизни,
Написать карикатур.
чит исказить натуру. Оклезветать, обезобра-
зить натуру может ведь. всякий, °мало-
мальски опытный ремесленник. Но это ни-
чего общего с искусством не будет иметь.
Нужно - так - пользоватьоя. приемом гипер“
болы, так осмеивать, достойное. осмеяния,
чтобы самое существо его не подверглось
‘деформации.
`Поэтому карикатура на человека, в Ко?
торой ‘трудно узнать изображенного Че”
ловека, не является ‘произведением искус-
ства. Карикатура должна показать свою
натуру с такой неожиданной «типерболи-
зированной» ‘точки  врения, © которой
обычно она ‘не ‘воспринимается. Это бу-
дет не искажением натуры, а ве 0606-
щением © определенной, об’ективно &6с0-
лютно оправданной точки зрения,
Значит, тенденциозность и есть неот’ем-
лемое право сатирика в литературе, жи-
вописи, музыке? Нет, между тенденцией
и тенденциозностью, как говорится, ди”

Ретественность и условность, правда и
тевденциозность, гипербола и чувство ме”
ры в искусстве—все эти проблемы самым
телых образом связаны между собой.

Казалось бы, вопрос о ‘борьбе © нату-
илизмом В искусстве, поднятый в
ctathax «Литературной газеты», не имеет
прямомо отношения к проблеме .тенден“
циозности, сатирическом ‘изображения
Жнани и к некоторым ‘другим’ вопросам
тудожественного творчества. Тем’ не менее,
Хаслясь этих тем’‘мне кажётся, что я Го
рю именно о реалистическом и’ натура“
Яистическом искусстве

Иные-—я бы их назвал натуралистами от
Теории, от эстетики — могли бы поста
вить передо мной такой вопрос. ‘Вели
Действительно ‘задача художника“реалиста
— зерло, правдиво отражать и обобщать
действительность,   TO  Kakdé право на
Существование имеете’ вы; «карикатури“
(ti?! Ведь вы преднамеренно’, искажае”
1 любую натуру в-кривом зеркале свое
№ сатирического представления’ 0. мирз.
Значит, раньше Beero потрудитесь . дока

—это вовсе не зна-

ть св0е право на существование. С дру“   станция  отромного размера.   Портреты
10й сторопы, если’ натурализм есть ‘ме что   Серова’ — Николая. 1, великих Е
точ-

купца Морозова — не карикатуры.
ки зрения академической это блестящие
образцы портретного жанра в живописи,
Ни один из изображенных на серовских
полотнах представителей российской зна-
ти не мог бы придраться к художнику

Кое, нак точное хопированиё  действи-
тельности, то вы, - художники-сатирики,
итерболизнрующие, деформирующие ..с0-
Знательно свою натуру, никогда не може“
1 впасть в-‘вресь ‘натурализма...

ший ‘познавательный материал. И. Вирта  .

В нескольких десятках километров на
юго-запад от Микоян-Шахара, среди высо-
ких, труднопроходимых гор расположен
аул Красный Варачай. По глубокому
ущелью реки Акезут над самым краем
крутых обрывов ведет к нему дорога —
тропа. Суровые скалистые громады, гу-
сто покрытые сплошным сосновым лесом,
вплотную подступили к аулу, закрыли его
от равнинных ветров и туманов.

Здесь живот стопятилетний народный
поэт Васбот Багыр-улу- Кочкаров.

В зуле Красный Карачай любой школь-
ник укажет вам дом, где живет Каебот,
и расскажет историю этого замечательно-
го. старика»

Ралушно принимает он гостей, Касбот
— невысокий, худощавый, чуть’ сгорбив-
шийся старик © небольшой’. белой, как
спег. бородой. ‘Ходит он, опираясь на длин-
ную палку.

Поэт живо расспрашивает прибывших

060 всем, что. происходит за пределами его
аула. Затем он сам, усевшись на своем

низком ‘удобном стуле, начинает расска-

зывать. За прожитые сто е лишним лет
Касбот очень многое видел на свете. На
его глазах прошла пелая эпоха истории
карачаевского народа. Касбот хорошо пом-
нит прошлое — тяжелый гнет баев и
мулл, кровавые национальные ‘раздоры.

Самое известное произведение его —
лирическая песня «Хорасан». С этой пес-
ней у Каебота связано печальное восно-
минание из далекой юности. Работая у бая
Коркмазова, он горячо ‘полюбил его 2055,
красавицу Хорасан. Девушка тоже. полю-
била его. Молодые люли мечтали поже-
Horses: Ho отцу Хорасан нужно было
уплатить большой калым. А что мог дать
баю нищий’ батрак!

Грустный уходил Касбот по вечерам в
горы. ели У тебя горе — или плачь
или пой, — такова старая карачаевская
пословица. Й Касбот пел о своей возлюб-
ленной, о недосягаемом счастье. ›

Эт» пбвеня стала передаваться из уст
в Уста, обошла весь Карачай, бродячие
певцы принесли ее в Балкарию. Многие
поют ee и сейчас.

Долгие годы’ влагал Касбот! печальные
песни, проклиная свою горькую судьбу.
Состарился Васбот, мечтая © сказочном
царстве свободы и справедливости.

Но ‘вот прогремел на весь ‘мир Ок-

тябрь. Свет новой жизни дошел до самых

глухих аулов, затерянных среди непро-

ходимых гор и ущелий.

ert счастлив, что дожил до наших
дней. .

Ю. ФИЛОНОВИЧ

Народный поэт Карачая
Касбот Кочкаров

— Я словно начал жить снова. Теперь
я пою другие пеени.

Вотла в ауле праздновали 21-ю голов-
шину Октябрьской революции, нз кол-
хозном «собрании Касбот взял слово от име-
ни стариков. Вышел вперед, поднял вверх
Фмуглое липо, изборожденное глубокими
мерщинами, и запел;

Он радость нам в сердца вселил,
On белняков об”единил,
Любить свой трул их научил,
Страну сберег от вражьих сил.

Я счастья Сталину желаю!

Он бесприютным сакли лал,
Он безземельным землю пал,
Он детям нашим школы лал,
Закон чудесный нам’ созлал.
Я счастья Сталину желаю!
Так. вместо речи Васбот спел свою. пес-
ню о Сталине.

%

Васботу, прожившему на свете более
века, особенно дорога новая жизнь. Он
увидел. наконец, счаетье и богатство свое-
го народа, Ha ero глазах каждый, цень
сбывается то, о‘чем он раньше едва 06-
меливалея мечтать. Поэтому так’ велика
любовь старика к этим новым дням. в
своей счастливой рохине. :

Васбот одинаково сильно переживает и
радости и печали евоей страны. Узнав о
трагической смерти великого летчика ста-
линской эпохи Валерия Чкалова, он сло-
жил о нем песню. Скорбь о погибщем  ге-
р0е вылилась в простых взволнованных
словах:

Когда этот черный хамар? прилетел,
Я плакал и верить ему не хотел:
Но красные флаги со скорбной каймой,
Склонившись, шептали, что умер герой.

Много в стране храбрецов молодых,
Поднимутея в небо на крыльях
стальных,
Й каждый орлом на ‘врага полетит,
Отважен и зорок, как Чкалов- -
Джигит.

До глубокой старости сохранил Ractor
бодрость и юношескую жизнералостность.
Удивительная память у этого столет-
него старика! Он знает множество’ стария-
ных сказок и преданий, прекрасно помнит

1 Перевод мой.—Ю, Ф.
2 Хапар-— весть.
3 Перевод мой. —.Ю. Ф.

ooo

свои песни, сложенные несколько десят-
ков лет назад.

Подолгу слушает молодежь сказания 0
жестоких князьях и смелых абреках, о
варачаевских народных героях Джанларе,
Бараке, Канамате... Хорошо рассказывает
барый Багыр-улу! Он вель сам знал Ка-
намата и был свилетелем гибели этого зна-
менитого збрека, отважного защитника
бедноты, _

Из старых песен есть у Касбота олна
сзмзя любимая — «Айджаяк>“, 910 боль-
шая лирическая поэма, основным содер-
жанием ее служит история неудачной люб-
ви бедного джигита к прекрасной вдове

fiymaan.

Айджаяк, под узорным платком—
Белоснежная шея твоя.

Нету краше во всей Теберле

Кое волнистых. твоих, Айджаяв.

Я живу одиноким. Вдали

Стоит грустная сакля моя.

В песнях льются любовь, и печаль,
И тоска о тебе, Айлжаяк.

Дайте в небу добраться мне! Я
Разметал бы небесный шатер.

‚ Дайте крылья орла—унесу
Айджаяк в лучезарный простор:
«Айлжаяк» 10 сих пор поют юноши и

девушки колхозных аулов.

*

В феврале этого года в Микоян-Шаха-
ре проходила областная олимпиала само-
деятельного искусства. Из колхозных
аулов с’ехались лучшие танцоры, певцы,
музыканты, поэты. Приехал и Каебот. С
огромным успехом прошло его’ выступае-
ние. Он’ спел «Песню о Сталине» и
«Айлжаяк». Поэт получил много подарков.

`Облиеполком утвердил ему пожизненную

пенсию.. Наконец, ему было предложено 06-
таться жить в. Микоян-Шахаре. Старик
был очень взволнован и растроган оказан-
ным ему вниманием, ‘сердечно благодарил
за все, ‘но поселиться в городе отказал-
ся,

— Я восхищаюсь красавцем Микоян-
Шахаром, — сказал он, — у карачаевцев
есть замечательный новый советский‘ го-
род. Но ‘я больше ‘всего на ‘свете люблю
родные горы. В горах я родился, вырос,
там я и умру.

Так и вернулся Васбот в свой аул, и
живет там он попрежнему, слагая новые

песни.

4 Айджаяк — лунноликая,
‚. в Перевод мой, — Ю. Ф.

Первая

НИКА.

Приведу другой пример. Один из самых
замечательных русских портретов, создан-
‘ных за все время существования в Poc-
сни профессиональной живописи, —это не-
сомненно «Савва Мамонтов» Врубеля. По
силе разоблачения своей натуры Врубель
здесь поистине достиг каких-то пределов.
И вместе с тем врубелевский Мамонтов не
карикатура. Изображенное на портрете

лицо может быть даже значительней, чем.

оно было у живого Мамонтова. Но в то
же время оно и ничтожно и мелко. Чер-
ная гамма портрета, строгий колорит и
четкая ‘композиция ‘его товорят о CTpa-
стном отношении Врубеля к своей теме,
которую он разрешил, как крупнейший
художник, свидетельствующий перед бу-
дущими поколениями о своей эпохе. и об’
окружающих его людях. а

Крупный русский художник-педагог Чи-
CTAKOB, воспитавший плеяду самых заме-
чательных живописцев России середины и
конца прошлого столетия, был сам на-
редкость слабым живописцем. У него не-
хватало поэтического воображения. Если
перед его глазами ‘не было натуры, он
ничего не мог писать на полотне. Пре-
красный педагог, Чистяков был .близорук
как живописец, ов был чрезмерно рацио-
налистичен.

На полотне каждая живописная компо-

зиция уже условна по самой своей худо-
жественной природе. Но настоящий ху-

у опера «Буран» в поста новне Узбенского ордёноносного
на из И действия,

я изобразил фигуру в своем плакате на
фоне обстановки, котор я наблюдал в
толодающих деревнях. и крестьянина
были сначала протянуты вперед, затем
я его изобразил сидящим. Назвал я пла-
хат «Помогите голодающим!»; затем \ —
просто. «Помогите!» Продолжая работу над
плакатами, я убрал весь лишний антураж.
Фигуру голодающего я поставил на ноги,
придал ей необходимую ‘стремительность
походки, она как бы движется прямо на
зрителя, в упор. И тогда я понял, что
плакат надо назвать’ возможно ‘более ла-
конично — «Помоги!»

Подобное же ощущение было у меня,
когда я сидел в зрительном зале Худо-
жественного театра на спектакле «Реви-
sop», поставленном К, С. Станиславским.
Москвин — тородничий на минуту как
бы перестал играть роль’ на сцене, дви-
нулся в упор к рампе, прямо на зритель-
ный зал, в театре’ был включен полный
свет, и Москвин, как бы снимая актер-
скую маску с лица, вопрошал зрателей:
«Над кем смеетесь?» у

Ощущение высшей художественной прав-
ды диктует подобные преувеличения,
оправдывает ‘их. и многократно, увеличи-
вает силу их воздействия в искусстве.
Химеры „Гойя, сцены пирушек и эпи*
зоды крестьянских войн Брёгеля — на-
CKBO3b.  гиперболичны. Поверхностный
взгляд мог бы уловить в полотнах атих
двух величайших художников элементы
тенденциозностя, Брёгель как бы сильно
поднимает над привычным бытовым уров-
нем натуральную и живописную природу
изображаемых людей. Когда он живопи»
сует баталию из времен крестьянских
войн, то его крестьяне тяжелы, неуклю-
жи, косолапы, а дворяне — изящны,
тонки, ловки, но уже с первого взгляда

музыкаль ного театра (Ташкент), На снимке: сце-

Фотохроника ТАСС

либо другом. Вначале художник взволно-
ван образным видением мира, затем вы-
кристаллизовывается его“ мысль, идея, он
мобилизует все свои знания о предмете
и целиком отдается своей теме,—так и
только так рождаются законченный’ образ,
тотовое художественное произведение,

Можно по-всякому расценивать обще-
ственные взгляды  Туртенева. Но в соци-
альной тенденциозности его никто не ста-
нет подозревать. Можно ли, однако, в то
же время назвать более типичных, более

характерных для своей эпохи и среды

русских людей, чем Базаров, Рудин, Ин-
саров? А ведь описаны эти люди в мане-
ре самой «чистой» художественной «об’-
ективности», ‘без пристрастия и чрезмер-
ной детализации.

В книге Горького о Толстом нет ни
одного слова вымысла. По теоретическим
положениям многих наших критиков это
должно было быть натуралистическим про-
изведением искусства, ‘ибо ничего, кроме
точного изображения действительности, в
ней нет. На самом деле’ воспоминания о
Толстом — одна из самых замечательных
книг, написанных Горьким, насквозь” по-
этичная, антинатуралистическая.

«Клятва партизан» и «Колхозный празд-
ник» Сергея Герасимова — картины не
тенденциозные, но образное видение. мира
художником выражено в них с предель-
ной ясностью и убедительностью. И цве-
товая гамма обеих картин, и их компо-
зиция, и построение персиективы в них
настолько реалистичны, что кажутся как
бы эпическим повествованием о наших
днях и о‘’днях минувших. Внешне сно-

Разберемся в этих двух крайних TOY

ют зрения... }

Салтыков-Щедрин,
KEM мастером гиперболы.

данных точек зрения. Он подходил

Хущей жизни робсийского Пошехонья.
мперболе — броской, резкой»
тротеска. а порою и химеры, —

10бого писателя-чистоплюя,

турных норм. Салтыков-Щедрин,
ero. Doron, Рабле, _ Шекопиг,

Свифт, доказали свое право на

конечно, был вели”
Он изображал
Жнэнь и характер русских людей ero Bpe-
Мени не только лобовыми  приемами, а ©
десятков самых. разнообразных и неожит

к сво-
Ям ‘персонажам как исследователь-физно“
от, как великий знаток человеческих xar
актеров и как бытописатель медленно! те?

на грани
гораздо
больше: абсолютного чувства” меры, чему
я соблюдающе»
0 правила внешних приличий и Я
Сервантес,
тгиперболу

и обвинить его в непочтительном к себе
отношении. Но нам всем видна Та тон”
пая и. беспощадная издевка, почти непри-.
крытая’ социальная тенденция, © ‘которой
Серов `живописал   своих. светских’. вакйз-
чиков. Я думаю, что’ Серов не ставил ле
ред собою преднамеренной задачи как
нибудь умалить  достоинотво  портрети-
руемых им лиц, Но его видение мира,
его жизнеощущение, его’ историческое
представление 0 российской жизни тех
дней было настолько проникнуто осужда-
ющей реакционную Россию! идеей, что
она для нас совершенно очевидна и в его
портретах. Во манере Серова-портре-
тиста есть  гипербола, HO, sTO не тенден“
пиозность, ибо Серов никогда сознатель-
HO не клеветал, неискажал изображаемую-
им человеческую природу.

+

: ановит очевидным, что крестьяне по-
дожник «покоряет» полотно, и оно исче» ее a eee }

зает, перестает существовать под крас-
ками и линиями, нанесенными его рукою.
Бескрылый же ремесленник ‚насилует по-
лотно, покорить он 60 не в состоянии,
и мертвая поверхность холста не ожив-
ляется живой мыслью творца, Мысль мо-
жет быть выражена не только в сюжете
произведения искусства, но и в eTO KOM-
позиции. Выбирая точку зрения, распола-`
тая вещи и людей, населяющих изобра-
жаеМый мир, т. е. строя композицию кар-
тины, художник выражает свое отношение
к миру, к социальным явлениям, в исто-
рическим событиям. Проиллюстрирую эту
мысль несколькими словами о своей ра-
боте — плакате «Помоги!» Я этот плакат
писал в 1921 году под впечатлением пер-
вых вестей о голоде в. Поволжье. Сперва

ния действительности.

дях и их социальной природе,
Я утверждаю, Yo даже
натюрморт, художник так же
об’ективной тенденцией, идеей,
разить-ветку цветущей яблони,
в советском колхозном саду, и

что сразу станет очевидным,

0 вищневом саде чеховском, а

бьют дворян. Здесь нет ‘грубого искаже-
Наоборот,
высшая об’ективная правда, о жизни, лю-

живописуя

время работы ‘над большой’ исторической
или жанровой композицией.  Можно ивоб+

станет ‘понятным, что это цветет яблоня

же яблоневое цветение изобразить. так,
что перед
нами сколок какого-нибудь дворянского
тнезда, воспетого Тургеневым. Во неболь-
шом пейзаже можно дать -предотавление

койный, размышляющий над формой, цве-
том, линией и гармонией композцции, ху-
дожник Дал выход ‘своему страстному и
тлубоко взволнованному  отношению к те-
ме. «Молчи, художник, и твори! Мы про-
тив этого завета Вольфтанга Гете спорить
не будем. И ‘мы думаем, что художник—
не ритор’и нё должен отличаться много-
словиём. Он должен убеждать своим’ уме-
нием создавать образы, будить мысли
и чувства, а’ не талантом краснобая а
способностью выдумывать тезисы ‘и’ фор-
мулировать их. Но мы также убеждены
в том, что художник должен всегда ис-
вать. Найдет каждый художник в меру
своих сил и таланта, но только при том
условии, если он всегда и непрестанно
будет продолжать свои поиски высшей об-
разной правды о мире.

здесь

пронйкнут
каки во

и зрителю

можно TO

не каком-

И. БРУШТЕЙН
ХОРОШИЙ
ПОЧИН

За последнее время наши издательствв
приступили, наконец, к выпуску 0586 И
для летского театра. Этот почин ветретит
горячую полдержку как со стороны летских
театрор и праматургов, так и со стороны
всей отромной сети ‘детской теа-самолея-
тельности, испытывающей острый pana
тургический голод.

Выпущенная издательством «Искусство»
небольшая книжечка © лвумя  пъесами
Александра Крона: «Винтовка № 492116»
и «Наше оружие» совпалает © 10-лет-
ним «юбилеем» первой из этих пьес. На-
п.танная в 1929 г.. «Винтовка» обошла
сцены большинства наших тюзов. была
переведена на языки многих народов Com
за. :

Несмотря на свое военное заглавие,
«Винтовка» не представляется пъесой 060
ронной в обычном смысле этого слова. На
спене не происходит никаких боевых эпи-
золов. винтовке в пьесе не приходится
стрелять по наступающему врагу. Но вме-
сте с тем пьеса имеет подлинное оборон-
ное звучание. Ценность «Винтовки» в том,
что она учит зрителя понимать и любить
замечательных люлей нашей Красной Ар-
мии. He стреляя в прямом смысле, «Вян-
товка» сокрушительно бъет по ° анархии,
развинченности. аколлективности — 10
этим смертельным. врагам нашей жизни, с
которыми надо вести беспощадную борьбу,
в особенности в деле воспитания полра-
стающих людей. р

Действие пьесы разыгрывается в разта?
велущейся в стране борьбы ¢ детской
беспризорностью. Комачлир полка Благих
получает однажхы сюрприз: политуправ-
ление округа направляет к нему в полк 4
беспризорных правонарушителей, «по слу-
хам, неиспразимых», © тем, чтобы «эти
неисправимые ребята перестали быть не-
исправимыми», Этот неожиданный поларов
приводит в великое смущение каз. самого
Благих. так и командира Эйно, в’ роту ко
торого направлены эти непрошенные гости,

Й вот Эйно и командир отделения Егор
Косов оказываются в навязанной им. роли
педагогов. Перэд ними четверо ребят в
возрасте от 12 до 17 лет Ирод, Рязань,
Паташон и Ахмет, — распущенных, pa3-
врашенных бродяжничеством и соприкос-
новением © преступным миром. Злобные;
надрывно-отчаязные и вместе с тем оби-
женные и несчастные дети. они ершат-
ся. хотя внутренне тоскуют по человече-
скому теплу, без которого так трудно, поч-
ти немыслимо маленькому человеку вы-
расти человеком.

Задолго ло появления кинокартины
«Путёвка в жизнь» и замечательной «Пе-

дагогической поэмы» А. С.. Макаренко
Крон показал столкновение анархии и
сознательной дисциплины в конфликте

межлу  беспризорниками и команлирами
Красной Армии, счастливо избежав при
этом казенното бодряческого оптимизма,
столь свойственного. многим пьесам 0 «пе-
рековках» и «переплавках».

Пьеса рисует эпизох из недавнего проти-
лого. Многое успело за это время пере-
мениться в нашей жизни, но. несмотря на
это, «Винтовка» остается актуальной и 60-
временной пьесой. Правла, мы изжили #3
ву беспризорности, но показанный в пьесе
конфликт звучит и сеголня, когда у Hac
ещё живо «эпигонское» охвостье беспри-
зорности — безнадзорность. Правда. ¢e-
годня комполка Благих носит новое звание
полковника. & комроты Эйно —— лейтенан-
та. Но образы эти не стали оттого вче-
рашними. Это — сегодняшние люли. носи-
тели высокой человечности нашей Rpac-
ной Армии. Это вместе с тем те завтраш-
ние люди, которые будут защищать от
врагов социалистическую родину.

В пьесе «Наше оружие» действуют те
же герои — спустя 8 лет. Но теперь
Ирол  — лейтенант Красной Армии Ива-
нов Алексей Герасимович, Паташон — ap-
тист красноармейского ансамбля Рабисов
Михаил Михайлович, Рязань — повар
Серегин Петр Кузьмич, Ахмет — студент
Бегимов Муртазы. С’ехавшись на Даль-
нем Востоке. для лружеского свидания ©
Эйно, Благих и Косовым, они попадают в
сложную. интересно запутанную боевую
сптузцию, в которой своим повелением
кажлый по-своему как бы рапортует ©
том. чем сделала их школа Красной Ар-
Maou.

Пьъесой «Наше оружие» Ёрон похвально
воскрешает забытую. особенно любимую
детьми отличную традицию литературных
«продолжений». Зритель, принявший эту
пьесу Tak же горячо, как он до сих пор
продолжает принимать «Винтовку», с не-
терпением ждет третьей — заключитель-
ной — частя трилогии о замечательных
люлях нашей Красной Армии.

НОВЫЙ КАТАЛОГ
ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЛЕРЕИ

В ближайшее время издательство Госу-
дарственной Третьяковской галлереи при-
ступит к печатанию 1-го тома каталога от-
делов живописи и скульптуры галлереи,
Это будет первый каталог, выпущенный
Третьяковской галлереей после Октябрь-
ской революции. Принципы его составле-
ния отличаются от принципов составления
каталогов, издававшихся за время между
1893 годом (год издания первого каталога’
П..М. Третьяковым) и 1917 годом, Ката-
лог, выпускаемый ныне, обнимает все
произведения живописи и скульптуры как
экспонированные в залах, так и храня»
щиеся` в запасах Третьяковской галлереи.

Перечень -художественных произведений
не будет составлен в порядке их экспо“
зиции по залам, а по алфавиту фамилий
художников и скульпторов. Произведения
кажлого мастера’ перечисляются в хроноло-
тическом порядке по времени их создания.
О каждом художнике или скульпторе бу-
дут помещены краткие биографические
сведения, содержащие основные даты его
биографии.

В каталоге будет 125 одноцветных ре-
продукций наиболее популярных произве-
дений живописи и скульптуры, хранящих=
ся в галлерее.

Литературная газета
№ 35.