7” ‘(мень 1938 Yona,

Ценой жизни.

В пьесе Чапека, котопую можно назвать
‹ором идей, все — ‘и живые и мерт-
зы — рассуждают о том, как должен ве-
com себя человек.  Первый говорит 06 этом
отп. Он вопоминает обстоятельства своей
герой-
<, а на самом деле — совершенно бес-
вунсленлой. Майор погиб потому, чтоон
полковника,
наче он поступитв не мог. Его бы 06-

‘мери, по официальной версии

зыполнил нелепый приказ

винил в трусости.

Закон честн должен управлять челове

ческих поведением. Так думает отец,

ежи

ях, Андрей — спасая их жизнь.
1%ь оботатить науку.
Андрей считает, что он умер недаром,
  (лужать науке ради блага

пазило поведения людей.

Есть трагическая неоправедливость и в

бели Юрня. Он совершает смелый по-
т, но его рекорд остается: неизвестным

утру. Это, конечно, обидно. Но Юрий пу-

мился в полет не из спортивного инте-
ука. Им двигала любовь к технике, Раз+
в идея технического прогресса-не должна
определять человеческое поведение? :
Петр, отдавший свою жизнь в борьбе ва
дамократию, говорит, что главное для че-
ловкА — его убеждения. Но что сказать
фашисту Корпелю? Пока он был жив,
уу казалось; что его’ назначение втом.
  бы способствовать подавлению разума
руб силой. Теперь, мертвый, что мо-
  жет предложить он будущему!
3а что он погиб? Мы не знаем причин
ко смерти, и удивительно, что никто из
(паких пе проявляет к этому интереса,
(у обречен на забвение. Отец и сыновья
  \бтлают мать отпустить последнего сы-
A в, Тони, лля защиты родины. Они гово-
’, м  что пойдут вместе в живыми. Кор-
Я вю зе с кем итти, ему ‘нечего сказать,
` 100, по мысли писателя, возмездие
№унелю, Демократ  Чапек . сохраняло еще
тхоторые ^ иллюзии, ему казалось, чт
MORO. об’единение всех сил страны
перед угрозой, внешнего врага. Вдруг
°  Кель опомнится...
‚   Через лва-три месяца от этой иллюзии
‚  we ocranoch mw следа!
Итак, один говорит о чести, другой об
убеждениях, тратий о долге, но’ все’ схо-
мя в одном — человек должен жить
для высшей цели. И если бы жизнь звер-
НУИАсь х НИМ ВНОВЬ, ОНИ, не задумавшись.
пошли бы ее так, как и в первый раз.
П только дедушка, самый старый и
Мудрый член семьи, склонен считать свою
янь бессмысленной.

— Так вот, значит, дожил Я ло самых
преклонных лет, достиг всего!.. И оставил
№ и добрую память. Словом, счастли-
1 жизнь. `И все-таки иногда я ‘думаю:
190 все?

В смерти отца и сыновей было нечто
тугически-нелепое; но это была ° смерть
, мя дела, во имя будущего, -во имя
q МжлэлиИ, даже во имя предрассудков,
А делумка умер в постели, умер потому,
3) пряшло, его .время, ‚ потому что изжил
‘р жизнь. Он не ездил на экватоф, не
\{ изит высотных рекордов, не ввал к
1) sectumm, Это была обыкновенная, бла-
1 молчная человеческая жизнь.. Без под-
‘  змов, без. потрясений. Но может ли ста»

я лизнь удовлетворить современного,
‚ Усе, перэдового человека? )
Чапек показал нам вечный  конфТикт:
  дин мир, Самый убежденный обитатель
  0a, старик, с тоской‘ товорит о скуке
т Tpoawroft им жизни, о том, что жить надо
  димнра, И на вопрос о том, как должен
«  Hem бя человек, Чапек отвечает: луч-
5 и умереть свободным, чем жить ‘ра:

М,

ю-—р ESE =

‚ аек смело en против филосо-
фиг капитулянтетва, против  трусливого
* Иравдания рабства ради спасения ма-
енко благополучия. Причем `работво
‚  1х понимал широка, не только. как
фпическую зависимость, не только как
раничение прав, но и как стеснение
пЮруеского духа ‘человека, ‘его  созида-
Kabuoit деятельности. Дедушка, который
‚   1 в доброе старое время, когдА войны
‘учались редко, задаёт себе вопросе — a
®жно ли назвать его жизнь счастливой,
’ ве был ли он рабом овоего благополуч-
100 быта? И это сомнение дедушки —
$‘ ИН из самых убедительных доводов для
Итери в ее споре с мертвецами.
енно, можно ли это назвать  спо-
№? Ведь мать демонстративно заявляет,

Заслуженный

В апреле мы, труппа советских работ-
в, отправились на борту «Кийн Мэ-
№, ного из самых технически оснащен-
ЫХ английских теплоходов, в Нью-Йорк
\ризять павильон СССР на Всемирной
Мтавке. «Кийн Мэри», громадное пло-
№ сооружение, держит в настоящее
имя океанскую «голубую ленту», т, 6.
ту бъютроты,
Ум поселились в отеле <«Латам», в
}  ime ropora, рядом со знаменитой Пя-
‘i Авеню Злесь же, у Пятой Авеню, на-
тоя и знаменитый «Эмпайр билдинг»,
948 высокое здание’ в мире. Строитель-
1 этого громадного сооружения закон-
 HOC несколько лет назад, ‘но до сих
™ ero бвечисленные этажи  полно-
№ не заселены,
алого, от «Эмпайр биллинг» находит-
№ мюнее знаменитый ансамбль небо-
в «Рокфеллер сентр». В этом «город
4 вобостребов» находится и здание ново-
А «Театра радио сити», являющегося пос-
AIM ClOBOM театральной архитектуры /и
ани в Америке. В эм театре наряду
® ‘пемаклями. идут кинофильмы, музы-
ae концерты, мюзик-холльные прог-
В «Метрополитен музеум», одном из
Чущейших музеев Америки, _ собраны 06-
sites Влассического искусства стран
р тЫ п Америки. В центре. же Нью-
‚Ва помещается «Музей нового искусст-
  №. Обращает внимание, что под целым
  ММ картин находятся этикетки © Фа-
  SDI владельцев, предоставивших свои

ОМИ

незадолго до мюн-

yencxolt катастрофы, Карел Чапек написал *
(и ать», пьесу 0 счастье и смысле жизни
y 0 TOM, как должен вести себя человек
} 20 трудное время. Как быть? Уйти в
ш0й внутренний мир, искать в нем заб-
ния и покоя, укрыться от тревоги в
емном подвале» вспоминать, как светит
лице? Или избрать другой путь — путь
деятельный; путь в большой мир; ПОНЯТЬ,
40 в ТОМ-ТО и заключается цена жизни,
чю за нее иногда приходится платить

\  (ец погиб, убивая туземцев в коло-
Его
Я хертва оказалась напрасной, Ему не уда-
После его смерти.
(родство от желтой лихорадки открыли
рруие — американец и швед, И все же

человече-
(ma — ВОТ, ПО мысли Андрея, главноэ

А. МАЦКИН

ЧАПЕКА

«МАТЬ»
> * :

ход. рассуждений ее близких. За
должны браться вамые лучшие,
самые лучшие должны

где спрятано все, чем

на всех: не отдам; не отдам»,

жении».

Одинокая, бессильная мать хочет
тически ^ отнестись
нам, выработанным
ства, 0
ходящегося вне общества,
чивает чувство его права,

‚историей

самому cee, Ее

тономного* существования
нодушие к миру. В матери

маленький дом матери и отбирает

раются у нее’ в чаю
чтобы заставить ее отдать миру ‘послел-

заключительной сцене кажется неожидан-
ным, он подготовлен всем ходом пьесы,
Весь ход идей,
ния отца и сыновей, по существу, напра-
влены к тому, чтобы убедить мать: от
времени уйти нельзя, невозможно ‚пере-
хитрить историю, судьба Тони связана с
судьбой всех сынов родины. Мать тово-
рит: «Чего только они против меня ‘ни
выдвинули! Честь, совесть, долг, убежде-
ния!» г.

Слушая эти слова матери, невольно ва-
думываещься: а мог ли еще несколько
лет назад даже демократически настроен-
ный западный писатель пользоваться без
иронии понятиями честь. совесть, долг
убеждения? Они казались устарелыми,
бесконечно скомпрометированными И по-
шлыми, Послевоенная литература — скеп-
тическая,, циничная в своем отношении
к жизни — отвернулась от этих, некогда
столь возвышенных понятий, «Совесть —
это уличная девка», — говорили француз-
ские дадаисты. «Слово долг напоминает
мне усатото калрала»,—писал в одном из
своих романов Доржелес. Литература «опу-
стошенной души», куда она могла звать,
как не в бездну, что могла она предло-
жить? yy
. Чапек в своей пьесе возвращает словам
их прямой, первоначальный смысл.
С величайшим уважением говорит оно
понятиях морали и долга, и его пьесы
учат сознательному отношению к жизни.

Сила пьесы Чалека в логике суждений,
HO силлогизмы матери He просто игра
ума, «Логическое в чувственном», вот
как Чапек несколько лет назад говорил о
своем творчестве. Что это значит? В. раз-
нообразном, наглядно чувственном мире
Чапек всегда искал столкновения господ-
ствующих идей времени. В его книгах эти
идеи вступали в спор не ради абстрактно-
логического азарта. г .

Писатель был увлечен“ поисками поло-
жительного идеала. и. пьесы его— всегда
публицистические, почти резонерские, нра-.
воучительные!. Такова «Белая болезнь» —
пьеса, критикующая социальное” мессиан-
ство и так называемый «героический ин-
дивидуализм». Некоторые критики упре-
кали Чапека в том, что в «Матери» слин-
ком много тенденциозного, текущего, ‘что
Чапек злоупотребляет политической сён-
тенцией. Нелепое обвинение! «Мать» _
theca, в которой политика, злободневность,
вопросы морали не только неотделимы от
содержания, но составляют самое содер-
жание. Искусство  художника-публициста
здесь сказывается в том, что он не мас-
кирует свои идеи, не ищет для их выра.
жения привычных, удобных форм быто-
вой ити лирической драмы. Злободневное,
преходящее Чапек возвышает ‘до степе-
ни величайших идейных конфликтов всех
времен.

Котда Чапек порицает” своего героя, он
лишает ео способности суждения. Так
поступает он с Корнелем; А для того,
чтобы возвеличить мать, он заставляет
ее критически ‘размышлять, подняться
над суб’ективным пониманием мира. Та-
лант суждения —  вот, чем наделяет Ча-
цек любимых им героев. Этот талант был
у матери всегда, но все искусство ее спо-
ра с мертвецами заключалось в том, что,
она подавляла в себе этот талант. Любо-
пытное обстбятельство: свое «иди!» она
произносит в пьесе дважды.

ИСААК РАБИНОВИЧ

деятель

‘искусств

Из американских
впечатлений

картины музею только для временной экс-
позиции, В затах, отвеленных  прюизвеле-
ниям американского искусства, к сожале-
нию. очень мало’ отражена сама Америка:
Только незначительное количество картин
посвящено местному пейзаку и жизни
американского народа. Америку в изо-.
искусстве американцам-хуложоникам поед-
стоит еще открыть. Наиболее интересяые
произведения американових мастеров пое-
доставлены ‘в распоряжение музея самими
художниками и скульшторами. Один
скульптор говорил мне, что на последней
выставке, которую посетило свыше 40 ты-
сяч человеж, не было закуплено ни олной
вещи. Этот факт красноречиво говорит 0
том. как живут американские XY OHA.
Театры Нью-Йорка резко отличаются от
наших, советских леатров, имеющих по-
стоянные труппы и постоянную режиссуру
и непрерывню развивающихся: В Ee
ы ищущие, с художественным
tha (типа «Групи театр») — оди-
ночки, релкое исключение. Режиссеры и
актеры «Группового» и других радикаль-
пых и левых тезтров Нью-Йорка бывали
в Москве и многому научились в совет-
ских Тватрах. По их признанию, они толь-
ко мечтают о творческих возможностях со-
тезтра.
а в нашем понимании 8ме-
риканскме тезтры не имеют. Кажлый театр
ставит одну пьесу, которая идет ежедневно
в течение всего сезона. Если пьеса прова-
ливаетея, она моментально уступает место
другой. которая становится таким же м-

MMP

Orell_B.oTBeT на упреки матери в том,
что он согласился итти в бессмысйенный
& что бы она ска-
Зала, если бы в ее присутствии полков-
ник обвинил его в трусости? Мать тово-
рит; «Я сказала бы: иди, Рихард», Же-
гибель
мужа, утверждает, что не вынесла бы,
если бы ее муж чем-нибудь себя уни-
зил. В этом случайно ‘`вырвавшемся вос-
клицании уже намечается характер буду-
клевещет,
себя наседкой, которая
высидела орлят. В ней есть нечто герои-
ческое. Так её понимаем мы, и так ев
итрает артистка Токарева в Свердловском

что она, не хочет быть правой, что ей не
Вина правота» Ей не нужно ничего, кро-

ee детей. Ее совершенно не устраивает
дело
значит,
я ;
чит, самые лучшие honest yarn Hee
товорит ‚мать, лучшие должны жить. <Я
хотела бы сидеть, как скряга на сундуке,
я живу; и meee
акова
идея дома, ‘забаррикадированного от внеш-
него мира, об’явленного «на особом поло-

кри-
К общественным зако-
человече-
на рассматривает человека, как `на-
она ‘преувели-
не указывает
ему\ его обязанностей, предоставляет ‘его
интересы вступают в
конфликт с общим благом. Но индивидуа-
лизм матери, её мучительное желание “ав.
— это не рав-

товорит ин:
стинкт жизни, самая жизнь, и она не ви-

дит другого средства, спасения, как. ук-
рыться в хорошо защищенном доме, Мир
врывается, невзирая на все преграды, в
спер-
ва мужа, потом четырех сыновей. Они т
вращаются к ней только мертвыми, _ соби-
грозной опасности,

него сына — Тони, И мать отдает Тони.
Несмотря. на то, что поступок матери в

все доводы и убежде’

%

поход, спрашивает,

на, так ‘болезненно перенеешая

щей героини, Эта
когда’ называет

женщина

театре.
Неосознанный repousy
вается рядом с другим

`
матери
великим

бовь не ` существует

лежат миру.

роду.

ность жертвы.

товорят,

того самого

док:
«Корнель; Поставить все
тде они были. -

они должны быть.

им хорошо».

тель, разумеется, имел в виду людей и об-
стоятельства их жизни) нужно ставить
туда, где они должны быть для того, что-
бы им было хорошо. Если и не сразу,
то потом:

Спор этот отнюдь He праздный, Это
вопрос о типе передового человека на
Западе. Находятся ли в каком-нибудь
противоречии его чувства с сознанием
революционного долга? Истинным рево-
люционерам никогда не было чуждо ни-
что человеческое. Дом и мир для них —
понятия нерасторжимые,

Мы очень признательны Свердловскому
театру за то, что он первым в нашей
стране поставил «Мать». Играть эту пье-
су трудно. Герои ее — простые зёмные
люди, но они существуют только в пред-
ставлении ‘матери. Изображать их надо
не как призраков, а как живых людей.
Театру это было ясно, и в спектакле нет
мистики, — чертовщины, пацифистского
нытья, как это случилось с постановкой
«Матери» в США. `
’ Свердловский театр сыграл «Мать»
реально, жизненно. Может быть, реаль-
ность эта даже несколько нарочитая. Ак-
теры словно изо всех сил стараются до-
кавать, что они играют «не «мертвецов».
Поэтому они более шумливы, чем герои
пьесы. Они не умеют «слушать тишину»,
и искусство паузы им недоступно. Ин-
тимную, трепетную пьесу они итрают
трубо, с криком. К тому же в этой очень
современной пьесе актеры повторяют дав-
но им знакомые роли и кажутся старо-
модными. Так, например, Тони похож на
чахлого гимназистика. Он истеричный,
недалекий, и ‘нет.в нем той поэзии, кото-
рая составляет’ смысл роли. ‘

От театра мы ждали большего. Спек-
такль не только не прибавил ничего к
нашему пониманию пьесы, но увел нас
от нее в сторону. В памяти остался лишь
образ ‘матери. Это’ сердечный, простой,
страдающий, близкий нам человек. Хо-
чется подойти к ней, утешить, сказать со-
чувственные слова. Это и есть тёатр!

пополистом на сезон, 3 то и больший пе-
риод времени. ^

Так же, как Нью-Йорк еще не вся
Америка, так и улицы ‘Бродвэй, Пятая
Авеню и район Центрального Парка —
еще далеко не весь Нью-Йорк. Стойт толь-
ко по любой из названных улиц отойти
Ha несколько шагов в сторону, и перед
вами раскроется сеть мрачноватых, мало-
людных и неярко освещенных улиц. В на-
чале Бродвэя, у порта, извиваются мрач-
ные улицы-ущелья, в которые никогда
не заглядывает солнце. Такие же улицы
встречаются часто на Ист-Сайде — райо-
пе рабочих, еврейской и китайской бед-
ноты, в Харлеме — негритянском квар-
Tale. Это типичные контрасты капитали-
стического города.

на самом Бродвэе часто встречаешь

У входов в рестораны и магазины группы
рабочих и служащих, быстро шагающих
взад и вперед по тротуару; с плакатами
на спинах, на которых написано; «Помо-
гите нам!» Это — бастующие.

*

На Всемирную выставку из Нью-Йорка
можно поехать или прямым поездом-экс-
прессом с Пенсильвания-вокзала, или ‘ав-
тобусом, или на метро. Выставка зани-
мает огромную территорию и издали пред-
ставляет довольно пеструю картину мно-
жества павильонов. Над ними трилон, пе-
рисфера и пилон павильона СССР со ста-
туей рабочего, держащего в руке ‘рубино-
вую звезду.

0 павильоне СССР много уже рассказа-
по, много ‘можно и должно было бы еще
рассказать: Я отраничусь только описа-
нием впечатлений, которые павильон про-
наводит нз посетителей выставки.

Наш павильон выгодно отличается не
только своей архитектурой и скульитур-
ным оформлением, но и самой своей фак-
зурой. Павильоны других стран носят ха-
рактер временных сооружений. Павильон

ужи-
чув-
ством — любовью. Сперва это чувство
поглощает ее целиком. Но опыт жизни
показывает, что одной любви недостаточ-
но, что даже великая материнская лю-
сама по себе, что
мать, так же, как отец и дети, принад-

Мир. для Чапека — не. абстракция. Дей.
ствие в его пьесах, ‘впрочем, каки в ро-
манах, обычно происходит в условной,
не существующей на карте стране. Тем не
менее Чапек—не космополит морановского
толка, не турист, равнодушно созерцаю-
щий чужие страны, а писатель, герой
которого всегда ‘принадлежит своему на-

Ради народа, ради родины, если нуж-
но, человек жертвует жизнью. Героизм же
Чапека как бы предусматривает неизбеж-

И хотя мертвецы в ето пьесе не раз
что неплохо было бы пожить
еще немного, но им это, пожалуй, нуж-
но не столько для тероической жизни,
сволько для героической смерти. В такой
философии борьбы много обреченности и
«героического индивидуализ-
ма», с которым Чапек боролся в своих
пьесах. Не эта ли идея жертвенности и
аскетизма составляет основу спора мате-
ри с близнецами о том, что такое поря-

вещи туда,
Петр. Поставитб все вещи туда, где
Мать; ..Поставить все вещи Туда, где

Реакционность мнения Корнеля ясна
сама по себе, Важно разногласие между
матерью и Петром. Казалось бы, совер*
шенно прав Петр. Ведь его понимание
порядка — революционное, а мать меч-
тает © чем-то необыточном. Но правда
Петра — относительная. Ведь цель на-
стоящей революционной борьбы — не по-
рядок сам по себе, а порядок для людей,
для ‘их блага. И истинный порядок, если
уж пользоваться аллегорическим приемом
Чатека, состоит в том, что вещи (писа-

Несколько лет® тому назад я посещал
семинар для пропагандистов. Руководитель
семинара не был профессиональным лекто-
ром. Бывший слесарь; красногвардеец, за-
тем военный работник, он за десять лет
упорного труда стал разносторонне образо-
ванным человеком: Пропагандистская ра-

можно называть «нагрузкой» подлинную
страсть. Он вел беседы по дналектическое
му материализму, в точном смысле слова,
вдохновенно.

Нас было тридцать человек, очень заня-
тых и очень ‘усталых людей, но к нашим
беседам мы фтовились, как к празднику.
Мы получили хорошую школу, хотя-в на-
ших беселах не было ни тени академизма,
Скорее они напоминали те памятные каж-
дому по ранней юности взволнованные бе-
седы по ночам, до света, когда абстракт-
ные проблемы приобретают остроту и  не-
отложность. личного вопроса.

‚ Секрет этого человека был не только в
Тем, что он знал предмет и ясно, образно
излагал свои мысли. Он не только знал,
оп органически владел методом диалекти-

и знание действительности давали ему не-
исчерпаемый материал для обобщений
и доказательств. Его отношение к окру-
жающему миру было активным, творче-
ским. Оно было талантливым. И мне все-
гда казалось, что в этом военном, никогда
не писавшем ничего, кроме служебных бу-
маг, есть то, без чего нельзя быть на-
стоящим писателем.

Он научил меня работать с книгой,
Нас связала прочная и  требовательная
дружба. Она началась, как дружба стар-
шего с младшим, что не мешало ей быть

лет. Недавно мы увиделись. Мой учитель
учинил мне допрос с пристрастием. Я рас-
сказал 0 прочитанных книгах, 0 годах
пропагандистской работы. Узнав, что я
отлаю этому много времени, нередко 3a
счет литературной работы, он забеспокоил-
ся. Произошел разговор, который я Boc-
произвожу в сжатом виде.

Он: Все это хорошо, но; пожалуй, тебе
следовало бы больше заниматься’ своим
прямым делом. Ведь ты — молодой писа-
Telb,.,

°Я. Постой. Поговорим 0 том, что та-
кое писатель. В детстве это слово вызы-

Для литератора, работающего над исто-
рической темой, «Краткий курс истории
ВКП(б)» есть тот краеугольный камень,
на котором должна быть построена вся его
работа.

Кинофильм «Ленин в 1918 году» есть
живая и глубокая иллюстрация к истории
партии. Ленин в этом фильме показан
полным жизни, мудрым, жизнерадостным,
бесстрашным человеком. Ленин остается в
памяти зрителя кинофильма  обаятельней-
ним, любимым образом, и это сделано
средствами искусства, правдиво и жизнен-
но. и притом без малейшей тени упрощен-
чества или вульгаризации.

Можно 6ебе представить, какую бездну
фальши и явпой лжи нагородили бы люди,
которые попытались бы создать фильм о
Ленине и при этом руководствовались бы
не историей партии, & взглядами, тех са-
мых лжетеоретиков, о которых сказано в
известном постановлении ЦЕ ВЕП(б).

Огромную, неоценимую помощь ‹ лает
«Краткий курс истории ВЕП(б)» тем пите-
раторам, которые, главным образом, рабо-
тают на фактическом материале в эжан-
ре хутожественных биографических произ-
велений. Приведу пример, касающийся не-
посредственно автора этих строк.

По счастливой случайности я оказался
в городе Подольске, под’ Москвой. В этом
городе, как известно, сохранилея домик, в
котором в 1900 roxy летом жил В. И.
Ленин. Этот музейный домик произвел на
меня глубокое и волнующее впечатление, п
нозже, работая над книгой «Жизнь есть
деянье» (книга литературных портретов
каших великих современников), я оста-
новилея на страницах, относящихся к
1900 году, пребызанию Ленина в Подоль-
ске —интереснейшем периоде жизни Вла-
димира’ Ильича.

Я обратился к «Ераткому курсу истории
BRII(6)», затем к биографическим источ-
никам, воспоминаниям о В. И. Ленине.
Стожность ‘моей работы заключалась в
тем, что поэтическую дымку, окутываю-

СССР и по материалам, из которых он по-
строен, и по своему архитектурному обра-
зу, и внутреннему оформлению производит
впечатление величественного; полного мо-
щи и красоты монументального сооруже-
ния. Советский павильон единственный на
выставке говорит живую правду о стране,
народе, его творчестве, устремлениях и не
только 0 настоящем, но и о будущем на-
Itero советского человека. Поэтому на вы-
ставке, где множество об’ектов для 06мо-
тра, посетители подолгу задерживаются ‘в
советском павильоне, обмениваясь влечат-
лениями с соседями, слушая передаваемые
по радио советские песни, просматривая
наши хроникальные фильмы:

Из многочисленных впечатлений от ви-
денного в павильонах других стран, a
прежде всего в американской части вы-
ставки, я хочу здесь упомянуть о самом
запомнившемся. Тщетно и пытливо искал
я на выставке, носящей название «Мир
завтра», образ этого завтраптнего дня. Я
его не нашел. Он ярко показан только в
павильоне СССР. Во многих павильонах
легче увидеть отдаленное прошлое стра-
ны. В павильоне Великобритании целый
зал посвящен геральдике старой англий-
ской знати, к

У павильона Польши красуется статуя
рыцаря на коне со скрешенными мечами.
Павильон Италии венчает сидящая. женщи-
на в древнеримском одеянии, из-под ног ко-
торой непрерывно струится водный каскад.

В павильоне Франции имеется раздел
«Пять столетий французекой истории, ото-
браженных в пяти втолетиях французско-
го искусства». Это анфилада из 11 зал,
каждый из которых декорирован подлин-
ной обстановкой своей эпохи. На стенах
висят подлинные картины крупнейших
французских мастеров за пять веков./ Нс
характерно, что художественная докумен-
тация исторических событий кончается нз
эпохе Наполеона. Весь ХГХ век представ-

бота была его «нагрузкой»; если только

ческого материализма. Его жизненный опыт

равной. Затем ‘— разлука на несколько

ное, утонченное, оторванное - OT жизни,

го мускулы Микель Анджело, про совре-
менное, и не только французское, искус-
ство капиталистических стран этого ска-
зать нельзя.

ляют разделы машинной техники в ряде
павильонов, й в
относится к павильонам Америки. Наибо-
лее яркие впечатления оставляет осмотр
павильонов электричества, автомобильной
промышленности, железнодорожного транс-
порта.

экспозиций. Каждый крупный
ский павильон имеет свой театр, где‚сред-
ствами, кинематографии,
театра, живых актеров
главным 0бразом, в: целях
рекламы, та или иная продукция и способ
ee создания.

Всемирной выставки в Нью-Йорке.

ДИАЛОГ С УЧИТЕЛЕМ.

тора это необходимо. Она практически
учит видеть общее в частном, находите
верную ‘грань между средствами публи-
цистики и языком образов. Короче — она

вало у меня трепет. Теперь я написал
пару книжек, я член союза писателей, но
произнести запросто: «я — писатель» —
мне так же трудно, как тебе: «1 — рево-
люционер». Это очень ответетвенное ело-   помогает соединить изучение теории 6
во. У писателя. как минимум, должно   изучением живой действительности.
быть дарование. Этого мало. он должен Ou: Да, одно без другого = или лог
быть мастером, Пока его мастерство не- матика, или эмпирика. Но расскажи мне
велико, он — ученик. Но если его пред- конкретнее, как отражается твоя учеба
ставления 0б описываемом явлении при-  ‘па том, что ты пишешь.
близительны, если он не видит свой ма-
териал с самой высокой точки,  которой  Я. Хорошо. Помнишь, ты читал нам
лостигла философская и сопиальная на-  “18-е Брюмера». Там Маркс, говоря 0
ука его времени, тогла он дилетант. А я  Французской мелкой буржуазии, нахолит
не знаю более стыдного греха для лите-  Слова огромной образной силы. Тогда же
ратора, чем дилетантизи. Писатель имеет   меня взволновала глубина сталинского оп=
право па догадку, но лишь ‘в области не-   Релеления трех основных сторон дикта-
туры пролетариата. Я заинтересовался во-

известного. Он не смеет угадывать там,

тле можно знать. Человек, открывший сей-   Просом © природе мелкобуржуазного анар-

Час закон земного тяготения, сменгон, будь   ХИзма и его проявлениях в период борьбы
пролетариата з& власть и установления

он гениален, как Ньютон.
; революционной диктатуры. Это определило

iy fe he ae ere ees на некоторое время угол зрения при выбо-
ре материала для чтения.

тературы. Но это не об’ясняет, почему
ты делаешь из пропагандистской работы Только теперь я понимаю, что эта тема
вторую профессию. Разве тебе мало быть   постепенно и почти незаметно для меня

стала надолго моей литературной темой.

пропагандистом в своих пъесах?
Она есть в обеих моих ньесах для детей

Я. Мало. По крайней мере, теперь.
Приобретая, чувствуешь потребность от- и в пьесе о 1905 годе, которую ты зна-
ешь. Перечитывая ее, я осталось верен

давать, делиться. Но отдавать авторски,
замыелу, хотя выполнение его меня уже

языком творчества, я пока могу лишь не-
не удовлетворяет. Мне кажется, что за-

многое из того, что знаю и должен. Рабо-
\ пропагандиста меня обогащает как ав-   мыкел жив. в нем есть чувство историче-
ской перспективы, которое дало мне иэу-

тора: Это мое средство активного проник-
чение теории. Стареет в пьесе другое —

новения в мир. За несколько лет моими у
учениками были школьники, шоферы, сле- выразительные средетва. уровень образного

сари, бетонщики, красноармейцы, рабко-   мышления. Надо писать лучше.  Когда-
ры... те, о которых я пишу и для   нибуль я вернусь к ней и напишу ее
которых вообще пишутся книги. Я Не   еще раз.

наблюдатель, у меня к ним есть дело.
Постоянное ‘и’ ответственное общение с
аудиторией мобилизует мысли и чувства,
заставляет искать точные и сальные ело-
ва. Ты лучше меня’ знаешь, что значит
«взять аудиторию». Оживленные лица,
град вопросов. Время истекло, но тебя про-
вежают до трамвая, чтобы не оборвать ин-
тересный разговор. Это радость. А мучи-
тельное чувство провала, когда в твоей
путевке пишут «беседа проведена хорошо»,
но лы знаепть, что аудитория была холод-
на, хотя в конце даже вежливо похлопа-
ла. Это значит — беседа не состоялась.
Наша работа учит понимать разницу меж-
ду правдой и правдоподобием. Для литера-

Сейчас я заканчиваю пьесу 0 бакин-
ских нефтяниках. Пишу ее три гола. Мне
горорят: «На производственные темы надо
писать быстро: все так меняется!» Teo-
ретическая учеба помогает мне’ оказывать
внутреннее сопротивление этой доморо-
шенной теорни, на которой возрастает так
пазываемая «мотыльковая» праматургия.
Хочется написать о сегодня так, чтобы
vepe3 него проглядывало завтра.

Ou. Bee это очень верно. Но твои сло-
‹ва перестанут для меня иметь всякую це-
ну, если ты завтра не булешь писать луч-
ше, чем сегодня. Ты это понимаешь?

Я. Конечно.

—

; МУДРАЯ КНИГА

> был заводской, живой городок. Здесь толь-
НУ ко что начал работать принадлежавший
Л. НИКУЛИН Московскому акционерному обществу завод
a: 4 швейных машин Зингер, и четверть века

существовал, большой по тем временам,
пементный завод, выпускавший портланд-
ский цемент. :

На живом примере Ленин мог наблюдать
развитие капитализма в России. Старые
люли вопоминали рассказы отцов и дедов
о ранней поре русской промышленности, о
каторжной работе крепостных крестьян на
суконных фабриках графа Закревского в
князя Вяземского. В длительных прогул=
ках вокруг Подольска Ленин размышлял 0
судьбах русского рабочего и крестьянина,
0 создании единой рабочей революционной
партии, о поездке на Запад и создании
«Искры».

Осенью Ленин уехал за границу. Из
«Искры» возгорелось пламя. Борьба про-
должалась. Цозже царский охранник Зу-
батов «совершенно доверительно» докла-
дывал начальству:

«..крупнее Ульянова в революции сей-
ч8е никого нет».

Ленин, горный орел революции, парих
в высоте, и перед ним открывались необ’-
ятные дали будущего... А городок Подольск
— место, где однажды спустилея горный
орел, навсегда остался в памяти народа.

вот мы проходим по комнатам, где
тридцать девять лет назад жил Ленин, гля-
дим на изменившийся Подольск, в котором
сейчас 72 тысячи жителей. Глядим на
изменившийся пейзаж, видим мачты вы-
соковольтной электропередачи, бегущие по
а°фальтовой ленте автомобили, елышим
мощный гудок Первого  госуларетвенного
механического завода и говорим: Ленин
‘был здесь, он жил здесь. Лето 1900 года,
домик в Подольске — это история, это
вечность.

Неиз’яснимое волнение охватывает нас,
и, оставляя Подольск, мы долго глядим в
сторону, гле исчез за поворотом скромный
деревянный домик с мезонином, дом, где
жил Ленин.

Снова дорога. Асфальтовая лента въется
среди зеленеющих равнин, новые дома фа-
бричных поселков, кооперативные сельские
лавки, красные флаги на домах сельсове-
тов, подростки © книжками, возвращаю-
тиеся из школ, привычные картины po-

щую этот скромный домик в Подольске,
колорит эпохи нужно было сочетать ¢
точным и правдивым описанием историче-
ски важного периода в жизни Владимира
Ильича накануне его поездки за границу
и создания «Искры».

Я приведу две-три неопубликованные
страницы, посвященные этому периоду
жизни Ленина, страницы, которые были
написаны под впечатлением прочитанного
в «Вратком курсе истории ВЕП(б)».

Вот эти написанные иною страницы:

«Ленину — тридцать лет. Он завершил
идейный разгром народничества, он побе-
доносне боролся против «легального марк-
сизма», против так. называемых «экономи-
стов» — главных противников создания
елиной: политической партии. Он основал в
Петербурге «Союз борьбы за освобожде-
ние рабочего класса? и подготовил с0з-
дание революционной марксистской рабо-
чей партии. Это краткий ‘перечень того,
утв сделал Ленин К тридцати годам своей
жизни. Если бы не было всего другого,
что совершил Ленин, эта часть его жизни
уже сохранила бы его. имя лля истории.

Мы поднимаемся в низенькую Окомнату-
светелку в мезонине, где жил Денин вме-
сте с братом Лмитрием Ильичем. По этой
комнате, размышляя, ходил Ленин, ocra-
навливалея у балконной двери, глядел на
проезжую дорогу. Он спускался в сад,
сходил по тропинке к реке. Он проплы-
вал в лодке мимо живописных, тотда еще
очень тихих берегов реки Пахры. Гулял,
с книжкой Добролюбова в руках, по город-
скому саду. Казалось, это была мирная
жизнь усталого, отхыхающего после тюрь-
мы и ссылки человека. Но это было ка-
жущееся спокойствие. 7

В те времена в Подольске было толька
четыре тысячи жителей. Но и тогда это

лен уже исключительно ‘произведениями
искусства, не связанными в исторической
темой.

Еонечно, выразительнее экспонаты, OT-

у дины, родная страна, страна Ленина,
ражающие современность. Так, в павильо- страна Сталина...»
He Великобритании интересно выполнена Работая над краткой художественной

из стекла карта британского судоходства
Во французском павильоне — экспонаты
современного французского искусства, cpe-
ди которых выделяются произведения уже
давно известных мастеров. Здесь‘ тонкий
живописец и поэт старого Парижа Утрил-
ло, здесь быстрый, лаконичный, простой и
ясный Марке и другие живописцы. Здесь
и скульштура Деспио, Майоля, Бурделя.
Но все эти художники, к сожалению,
представлены на мировой выставке пе ше-
деврами своего мастерства. Новых имен,
новых талантов этот раздел павильона не
показывает. Это искусство рафинирован-

биографией Кирова, я все время обращался
Е книге по истории партии. Жизнь три-
`бунз раволюции, замечательного большеви-
ка, злодейски убитого врагами народа, те-
сно евязана с историей партии. В Томске,
в ранней молодости, в дни, когда рос и
закалялея в боях молодой большевик
Киров, его умственная жизнь неразрывны-
ми нитями была связана с мозгом партии,
с мыслями Ленина, писавшего «Две такти-
ки социал-лемократия в демократической
революпии».  Перечитываень страницы
«Рраткого курба истории ВЕП(б)» и у
тебя перед глазами во всей широте встают
картины героической борьбы авангарда ра-
бочего класса, партин большевиков. По-
стигаешь роль личности в истории, по-
нимаешь подвиг, героизм, мужество вер-
ного сына партии, ее любимца — Сергея
Мироновича Кирова.

Паконеп, работая над  киносценарием
‚ «Фрунзе», я, как один из авторов этото
спенария, имел перед глазами замечатель-
ный раздел УШ главы книги по истории
рартии: «Как и почему победила Советская
страна соединенные силы  англо-франко-
яноно-польской интервенции и буржуазно-
помещичье-белогвардейской — контореволю-
ции в России?» ~

Ни одно правливое и талантливое про-
изведение, посвященное гражданской вой:
не, не может быть написано до тех пор;
пока автор его не’ проникнетея ясностью,
тлубиной и правдой этой замечательной
главы «Краткого курса истории ВКП(б)».

Если Бальзак сказал про Домье, что у не-

‘Boxee значительный интересе  представ-

первую очередь это

На выставке характерна тватрализация
американ-

марионеточного
демонстрируются,
коммерческой

Литературная газета
№ 38 — 5

Bor беглый рассказ о впечатлениях от