_ Новый документ

о Гоюле

Письмо Е. Елагиной к Н. А. Языковой

«Москва, 25 марта 1850 года.

На-днях приехала’ я сюда, любезная
моя Наталья Алексеевна, и Хомяко-
вы встретили меня новостью, что Го-
голь берет подорожную в Симбирек и
надеется на будущей неделе быть у
Вас в пятницу. Никто. из Ваших не
хотел к Вам об этом писать, желая
вас удивить, но я, признаться, не
утерпела.

До нас доходят слухи, что у Вас
в Симбирске удивительно как весело,
что заставляет Константина Аксакова
ужасно вздыхать о временах Грозного,
когда все девушки и дамы сидели в
теремах за пряжею,

Гоголь, кажется, не его мнения и
потому едет к Вам с большим удо-
вольствием и везет вторую часть
«Мертвых душ», я еще не успела их
прочесть, то есть слушать, ибо недав-
но переехала из деревни и нахожусь
в ужасных хлопотах; меня утешает,
что дети по крайней мере вдоровы.
Старшая моя Марья Вам кланяется.
Ужасно растет и начинает очень при-
лежно учиться.

В Москве, сколько я могла узнать,
все. по-старому. Закревский воюет, в
славянофильском кругу много говорят
о новой комедии Александра Остров-
ского. Новый автор проявился, дай
бог ему счастья и успеху. Как отрад-
но слышать о молодом человеке, за-
нимающемся изучением русских эле-
ментов. Пожалуйста, не говорите Н. В.
Гоголю, что я к Вам писала об нем;
он хотел сделать Вам сюрприз, но
предупредите Ваших знакомых, чтобы
они запаслись всею возможною при-
знательностью; пусть они разтадают и
изучают нашего общего друга.
Расскажите ему побольше анекдотов,

ВЫСТАВКА К 150-ЛЕТИЮ
ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ
РЕВОЛЮЦИЙ

Небольшой зал Государственного исто-
рического музея привлекает сейчас oco-
бое внимание посетителей музея. Здесь
7 июля открылась интересная выставка,
посвященная 150-летию Французской бур-
жуазной революции.

Мировая карта накануне 1789 года нат“
лядно показывает международное поло-
жение Европы и Америки ХУШ века,
борьбу за колонии. Франция — в пред-
дверии буржуазной революции.

Вот портреты просветителей ХУШ ве-
ка — Вольтер, Монтескье,  Гельвеций,
Руссо, Дидро. Здесь же автографы и ори-
тиналы их работ: отрывок из работы
Монтескье «О вкусе», письмо Руссо ‘к
издателю Дюшену 1764 г. автографы
Дидро,   Гельвеция. Интересный экспонат:
черепаховая коробка, на крышке которой
изображены Вольтер и Дидро за беседой.
В другой стеклянной витрине — издания
книг Вольтера, Монтескье, Дидро, «Энци-
клопедия», изданная в г. Лукко в 1760 г.

..Людовик ХУ! и. его родословная.
Редкие гравюры изображают Нариж того
времени, невероятную роскошь королев-
ского дворца в Версале.

Летом 1791 г. Людовик ХУТ решает бе-
жать из революционной Франции. В ночь
с 20 на 21 июня 1791 г. бежавший король
был опознан, арестован и. под охраной
революционном народа возвращен во Па-
риж. Гравюра Винкеля (1799 г.) воспро-
изводит этот эпизод. А рядом в витрине
любопытнейший документ оригинал
донесения русского посла Симолина гра-
фу Скавронскому о бегстве короля Людо-
вика ХУ[ и задержании его в местечке
Варенн. Симолин быя русским послом. во
Франции до 1792 г., вел там шиионскую
работу и завербовал на тайную службу
русского правительства членов  Нацио-
нального собрания Талейрана и Мирабо...

Революционная Франция после сверже-
ния королевской власти. Из документов
привлекают внимание автографы Робес-
пъера, Сен-Жюста, Руже де Лиля — ав-
тора «Марсельезы», выписки из протоко-
лов Комитета общественного спасения,
приказ о реквизиции фуража для рево-
люционной армии. На приказе надписи
«Свобода. Равенство. Смерть тиранам! Мир
народам!»

...14 июля 1793 года. Предательское
убийство Марата Шарлоттой Кордэ. Гра-
вюра изображает момент после’ убийства
Марата. Его, окровавленного, бережно вы-
носят из ванны. Кордэ схвачена возму-
шенным народом. Рядом гелиогравюра—
ae убитого’ Марата. по рисунку Да-
вида с надписью «Марату, другу народа.
Давид». :

Расправа ес якобинцами. Мы видим на
старинных гравюрах последнее выступле-
ние Робеспьера в клубе якобинцев и ра*
неного Робеспьера в Комитете обществен-
ного спасения,

18-е Брюмера — тосударственный пере“
ворот Наполеона. Среди документов этого
периода автограф Наполеона — приказ
о производстве Моро в лейтенанты, под-
писанный в 1804 году первым` консулом
Франции Бонапартом.

Будущее современной Франции принад-
лежит ее народу. И как символ револю-
ционной борьбы французского народа за
свое окончательное освобождение на BEI
ставке — блуза Французского рабочего,
купленная в Париже в начале ХГХ века
русским партизаном Отечественной войны
1812 года А. Н. Сеславиным.

А. HP.

*

Институт мировой литературы имени
А. М. Горького‘ подготовил к печати сбор-
ник «Французская буржуазная революция
и художественная литература». Сборник
открывается статьями академика И. `Луп-
пола — «Идеология Французской револю-
ции», В. Блуменфельда — 0 литературе
Французской революции и К. Державина
— 0 массовой революционной песне-и дра-
матургии той эпохи. Остальные статьи
сборника в основном посвящены влиянию
идей Французской революции на литера-
туру других народов и современную за-
падную литературу. В частности, вопрос об
отражении Французской революции в рус-
ской литературе разработан в статье
проф. Н. Гудзия.

В сборнике
статьи: ВБ.
историк

Французской революции»

цузская буржуазная революция».

«Литературная газета

тора и знаменитого актера Прова Са-

будут напечатаны также
Томашевского — «Пушкин —
и
И. Анисимова — «Ромэн Роллан и Фран-

я думаю у Вас их очень много долж»
но быть в запасе,

Кланяйтесь от меня Петру Алек-
сандровичу Вестужеву, говорят, Пра-
сковья Михайловна ездит. по’ вече-
рам, — неужели это правда. .

Приехали Хомяковы. Оставляю Вас,
моя любезнейшая Наталья Алексеевня,
Надеюсь, что Гоголь останется OBO
лен Вашим приемом.

Ваша преданная
Е. Елагина».

Приведенное письмо Е, Елагиной,
представительницы знаменитого «Ела-
тинского кружка», к Наталье Алек-
сеевне Языковой, жене Александра
Михайловича, брата известного поэта
Языкова, воспроизводится ‘в печати
впервые.

Это письмо, представляющее боль’,
шой общественно-литературный инте-
рес, обнаружено нами в собрании Хо-
мяковых, хранящемся в отделе пись-,
менных источников Московского госу-
дарственного исторического музея.

Самое ценное в письме — строки о ^
Гоголе. Известно, что период 50-х го- *
дов отмечен нарастанием глубокого
душевного разлада Гоголя под влия-
нием церковных мракобесов и. юрод-
ствовавших славянофилов. Подобное
«окружение», естественно, не могло не
утнетать Гоголя, и он инстинктивно
искал хотя бы  временный выход в же-
лании развлечься на стороне.

Новая комедия А. Н. Островского, о
которой сообщает Е. Елагина, —«Свои
люди сочтемся», еще до появления в
июньской книжке «Москвитянина» В
1850 году, приобрела широкую извест-
ность в Москве благодаря чтениям ав

довского.
Ал. ИВАЩЕНКО.

ИОНЬСКИЙ НОМЕР
НТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ
ИТЕРАТУРЬ

Июньский номер журнала «Интерна-
циональная литература» (французское из-
дание) посвящен 150-летию французской
революции. В рассказе А. Исбаха «Дантон
в Белоруссии» описывается‘ постановка
пьесы Ромэн ‘Роллана «Дантон» в совет-
ской Белоруссии в 1918 г. В основу рас-
сказа положены исторически точные факты.

В переводе Б. Болеславской печатается
сцена из драматической поэмы П. Анто-
кольского «Робеспьер и Горгона».

В отделе «Теория и критика» печатается
статья академика Е. Тарле «Европа и
Французская революция». В статье А. Дей-
ча «Идеи Французской революции и рус-
ская литература» показано отношение к
революции Радищева, Крылова, Пушкина.
В статье Н. Богословского «Русские клас-
сики о Французской революции» собраны
высказывания русских писателей, от Рыле-
ева до М. Горького, о’ Французской рево-
люции.

В отделе «Документы» печатается статья

Р. Авербух «Французская ‘революция в
оценке русских дипломатических атентов».
ЗдесБ собраны письма, записки, депеши,
донесения русских послов в Париже и кон-
сулов в Брюсселе, Бордо, Рейхенберге,
Мюнхене, Дрездене. ›
о А. Люблинская в статье «Литературные
документы. из Бастилии» описывает цен-
нейшее собрание документов, касающихся
узников Бастилии в ХУП и ХУШ веках.
Эта коллекция была собрана в свое время
секретарем русского посольства в Париже
Дубровским и в 1805 г. была приобре-
тена Александром Г для Публичной библи-
отеки в Петербурге.

Несколько обзорных статей дает читате-
лям журнала предоставление об: использова-
нии темы Великой буржуазной французс-
кой революции в искусстве Советското
Союза. В обзоре «Французские писатели в
советских‘ перёводах» приведены интерес-
нейшие цифры 0 распространении книг
крупнейших французских писателей в
СССР. Книги Р. Роллана переводились в
Советском Союзе на 25 языков и изданы
общим тиражом в 1.954 тыс. экз.; книги
А. Барбюса переводились на 19 языков и
изданы тиражом в 1.921 тыс. эка.; Золя —
на 11 языков и издан тиражом в 2.102
тыс. экз.; Бальзак — на 9 языков, издан
тиражом в 1.475 тыс. 9K3.; Мопассан
— на 13 языков, ‘издан тиражом в
3.042. тые. экз.; В. Гюго. — 34 языка, ти-
раж— 3.378 тыс. экз. ‘

Журнал выйдет в увеличенном об’еме
(8 печатных лиотоЕ) в конце июня.

Ц. п.

Залитые солнцем поляны, тенистые
аллеи, зеленые берега над невскими вода-
МИ... таком читальном зале не меч-
тал даже автор, неосуществленного проекта
первой русской публичной библиотеки,
предлагавший присоединить к возводимому
библиотечному зданию «лучший сад с цвет-
‚никами, водопадами и водоемами для прохла-
ды в летнее время раскаленного побужде-
нием ума читающих в оном людей».

Счастливая мысль — создать филиал
Государственной орденоносной публичной
библиотеки им, М. Е. Салтыкова-Щедрина
на Вировских обтровах, в Центральном ле-
нинградеком парке культуры и отдыха им.
С. М. Кирова. Создание нового филиала
обрадовало не только посетителей парка,
но и тех постоянных читателей «Публич-
ки», которые изо дня в день проводят
долгие часы в давно уже ставших тесны-
ми` залах. По правде говоря, в знойные
летние месяцы как-то грустно глядеть
сквозь етекла библиотечных окон на яр-
кое голубое небо и тустую листву леревь-
‘ep... Хорошо бы, — мечтаешь тогда, —
забраться е этими чудесными книгами В
тлухой Уголок’ парка, где в прохладной
беседке, среди цветов и фонтанов, стояли
бы такие же`удобные столы и вреелз,
полки со справочниками, каталоги...

Библиотека обрадовала своих читателей,

——

т СТАРЫЕ ‚ АДРЕСА

ШАХМАТОВО

В «Возмездии» (глава П) А. А, Блок
так описывает покупку этого последнего
«Дворянского гнезда», связанного с рус“
ской литературой:

За грош купили угол рая
Неподалеку от. Москвы.

Огромный тополь серебристый
Склонял над’ домом свой шатер,
Стеной шиповника душистой
Встречал в’езжающего двор,

.. Здесь можно было ясно слышать,

‚ Как тишина цветет и спит,
«Благоуханная тлушь» дворянской
усадьбы Клинского уезда, «Московской ту:
бернии, принадлежавшей деду поэта, /про-
фессору Бекетову, определила во многом
творчество Блока. Он проводит здесь
летние месяцы, начиная © первого года
своей жизни. Еще подростком он -«молит-
ся» трем божествам” дворянской - усадеб-
ной культуры. — природе, искусству ‚и
женщине (1897 ‘т, «Долго искал 4...>);
«Пропадая на целые дни — до заката,
он очерчивает все большие круги вокруг
родной усадьбы». И часто его «белый
конь (по’ прозвищу Мальчик) чуть сту-
пает усталой нотой, где бескрайная зыбь
залегла». ^
Юноша чувствует эту «зыбь», догады“
ваясь ’о «гнетущей  немузыкальности»
своей “среды. В`1918 т. он напишет: «По-
чему гадят в любезных сердцу барских
усадьбах? Потому что там насиловали. и
пороли девок, — не у того барина, так
у соседа. Почему валят столетние парки?
Потому что сто лет под их развесистыми
липами и кленами господа показывали
власть, тыкали в нос нищему — мош*
ной, а дураку — образованностью», OTB
мысли были у поэта давно. .

В шахматовской библиотеке висела
врубелевская картина «Лебедь» с ее исте-
рически-настороженными глазами. Кар-
тина‘ тревожила, но в Шахматове еще
изживала себя дворянская тишина: «У
нас тишина и мир пока, а туберния, го“
ворят. в усиленной охране, но этото нет...
По крайней мере, все удивительно ве“
жее и душистое. Ужасно далеки от всех
событий и трудно представить себе что-
нибудь, кроме зеленого и синего» (1905 г.
Г. И. Чулкову). у

Лучшие годы Блок провел здесь, в
этом «деревянном, серого цвета, одно-
этажном домике с мезонином». На тер-
pace on разыгрывал ‚Шекспира, a, B
окрестностях Шахматова встретился co
своей невестой. «Уже давно его внимание
было привлечено зубчатой полосой леса
на гребне холма на горизонте. Под. этой
полосой, на крутом спуске с холма, ле-
жала деревня. Он поехал туда весной...»
и, под’ехав к лесу. в прекрасном фрук-
товом саду встретил «розовую девушку»
срёди «лепестков яблонь». В 1895 т. про*
изошла первая встреча с Л. Д. Менде-
леевой в Боблове, именьи ее отца, зна-
менитого химика, в 7 верстах от Шах-
матова. В 1898 г. знакомство было возоб-
новлено, и под знаком. этих первых
встреч вспыхнуло творчество «раннего

‘Блока». Весь почти Т том (1898—1904) —

это Шахматово. Неподалеку от него’ рас-
положились другие усадьбы и деревни,
‘названия которых мы находим подо сти-
хами и в письмах Блока, — Дедово
(именье Коваленских-Соловьевых), Ивлево,
Манулиха, Прасолово, Тараканово на
реке Лурске (где Блок венчался). Белый
очень много писал про особый «стиль
окрестностей Шахматова», указывая на
то, что они «ясно, четко, реалистически
отражены’ творчеством Блока...» «В этом
поле, саду, лесе он рос, природный пей-
заж — лишь продолжение его комнат,
шахматовские поля’ и закаты... — пПод-
линные стены его ‘рабочего кабинета, а
великолепные кусты никогда ,мною неви-
данного ярко-пунцового шиповника с в0-
лотой сердцевиной — подлинная стили-
стическая рама его ‘благоухающих стро-
чек».

Летом 1901 г. в Шахматове Блок. с0з*
давал изумительный цикл ‘стихов о’ пре-
красной даме, таких как будто «внепро-
странственных» и в то же время земных
и усадебных Через семь лет после «ми-
стического» лета он в том же Шахматове
создает свое «Поле Куликово», «Закат в
крови!.. Из сердца кровь струится.»
Здесь же в  1910 г. он начинает «Воз-
мездие», об’яснив до этого причины пе-
реезди в Шахматово: «От слов, в кото-
рых я окончательно запутался и .изол*
гался, я, как от чумы, бегу в Шахма»
тово». И, наконец, последней работой
поэта было опять-таки «Возмездие» — та
тлава вторая, в которой он так удиви-
тельно рассказал о Шахматове.

Б. УДИНЦЕВ

ОХРАНА ЛИТЕРАТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ Б, ЖИТКОВА

В октябре прошлого’ года скончался та
лантливый детский писатель Б. С: Житков.
ССП. СССР постановил образовать при co-
юзе писателей постоянную комиссию по
охране литературного наследия Б. С. Жит-
кова. В комиссию вошли В. Бианки, И.
Груздев, Б. Шатилов и В. Шкловский. Ко-
миссии поручено общественное и редак-
ционное наблюдениё за изданием книг
Б. С. Житкова.

О

ными столами на Кировоких островах. В

`новом филиале Публичной библиотеки они

не нашли... книг! Внигохранилище, уме-
щающееся в крохотной. комнате, распола-
гает лишь случайно подобранной литерату-
рой, лоставшейся ему от прежней читаль-
ни парка. Но что сходило в маленькой
и весьма бедной читальне, не к лицу
филиалу одной из величайших в мире би-
блиотек!

Мы были смущены, не менее библиоте-
каря, когда нам не удалось получить и
Большую советскую энциклопедию, и
Энциклопедический словарь Брокгауза, и
другие, элементарные справочные пособия,
Ни к чему не привели все наши попытки
выяснить порядок получения книг. из 0с-
новных фондов. Оказывается, что этот
существеннейший вопрос никак еще не
разрешен... Возможно. — говорят не. то
шутя, не то всерьез библиотекари, — в
дальнейшем заведующая будет привозить
книги на трамвае (!?).

Разумеется, что книжные дела в фи-
лиале уладятся, и к услугам его читате-
лей будет и хорошая справочная библиоте-
ка и любая книга из основных фондов. Но
не всякую книгу можно читать на первой
попавшейся садовой скамье или на береж-
ку У речки... А вместо рисовавшихся чи-

Артисты МХАТ на пинкоре «Парижская Коммуна». !
тист СССР орденоносец И. М. Москвин. ;

В ‘центре народный ар-
Фотохроника ТАСС.

«Песня про ‘купца Калашникова»
на самодеятельной сцене

Театральная история  лермонтовской
«Песни про купца Калашникова» не вели*
ка.

На этот сюжет написал в свое время
оперу Антон Рубинштейн, На клавире опе-
ры «Купец Калалиников» значилось: «Сло-
ва (ва исключением стихов Лермонтова) —
HH. Куликова». О литературных достоинет-
вах этого либретто можно судить хотя бы
по такому примеру: ~ ie

„..Тяжки, тяжки времена, =
Чтобы жить без страха нам, п
Иди, мать и жена,

Ици молиться в храм!..

Такими «стихами» выражает свой на-
строения Алена  Дмитревна. И, словно
пародируя ее, сам Калашников поет:

..И я, отец. и ‘муж,
Лишь плачу и сознаю бессилие свое.

Впрочем, и музыка Рубинштейна едва
ли не оказалась в таком же непримири-
мом противоречии © народным духом ге-
ниальной лермонтовской «Песни».

Правящие круги того времени усмотре“
ли в опере «Купец Калашников» «поли-
тическую» опасность. Реакционный публи-
цист князь Мещерский обвинял Рубин-
штейна в том, что он «русского царя в
шутах воспел и в. кощунстве...» Опера
была вскоре снята со сцены...

Лишь к 1914 тоду, к 100-летию со дня
рождения Лермонтова, возникло несколько
вокальных квартетов, хоров на. текст «Пес-
ни про купца Калашникова». Тогда же
появилась «переделка» «Песни» для сце-
ны. В этой «переделке» мирно уживались
«подлинные слова М. Ю, Лермонтова и
частью В. М. Гончарова».

Этим и исчерпываются попытки  теат-
рального и музыкального воплощения
«Калашникова».

В сушности, все эти попытки были 06-
речены на неудачу прежде всего потому,
что авторы старались приспособить «Пес-
ню» к требованиям сцены, неизбежно’ ис-
кажая при этом своеобразную  народно-
эпическую. форму «Калашникова». От
«Песни» Лермонтова безжалостно отсекал-
ся весь повествовательный, сказовый эле-
мент. И стихи великого поэта заменялись,
для «усиления» драматического действия,
беспомощными псевдонародными виршами.

Как показать советскому зрителю тени-
альное произведение Лермонтова, не на*
рушая в нем ни единой строки?

‘Сейчас Всесоюзный дом народного твор-
чества подготовляет к 125-летию CO дня
рождения М. Ю. Лермонтова издание кни*
ти А. Н. Новикова о принципах постанов-
5ки «Песни про купца  Калашникова» в
форме народного ` музыкально-драматиче-
ского представления. кт

Ключ к такой постановке автор нахо-
дит в самом тексте «Песни». По мысли
Лермонтова, как видно уже ‘из самого
вступления-запева, «Песню» хиграет» хор
народных гусляров, который’ на боярёком
пиру сказывает «под ‘туслярный звон»
старину про Ивана Грозного, ° Народные
гусляры, сказывая «Песню», выходят на

«круг» и там ведут речь также за царя,

за‘ Калашникова,  . Кирибеевича, Алену
Дмитревну и т. д. AM
В народном концерте-спектакле, план
которого разработан автором книРи.А, Н.
„Новиковым совместно с композитором
С. В. Аксюком, должны ‘принять участие
солисты-сказители, хор и оркестр русских
народных инструментов. 3

Такая народная, эпически-драматическая
форма показа соответствует. самому духу
и форме «Песни». При таком показе, есте-
ственно, сохраняется неприкосновенным
весь ‘лермонтовский текст. `

В книге, выпускаемой Домом народно-
то творчества, будет помещена вся музыка,
к спектаклю-концерту, которую написал
молодой советский композитор, автор’ опе-
i «Вадим» (по роману Лермонтова),
}. В. Акеюк, Музыка к «Песне. про купца
Калашникова» воспроизводит стиль и дух
старинного народного музыкального сказа.
  Эскизы костюмов и. оформления кон-
цертной эстрады сделаны для этого изда-
ния художником-архитектором М. М. Лип-
киным, ; САИ

Постановка «Песни про купца Калащни-
кова» будет осуществлена к юбилею Лер-
монтова силами лучших колхозных само-
деятельных коллективов, входящих в CH-
стему Всесоюзного дома народного твор-
чества.

В ближайшее время отрывки из «Песни
про купца Калашникова» будут даны по
радио в цикле лермонтовских музыкально-

‚ литературных ›передач,

`ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ

^ СТАТЬИ Н, А. ДОБРОЛЮБОВА

Государственное издательство «Художе-
“ственная литература» в серии «Школьная
библиотека» выпустило «ЛТитературно-кри-
тические статьи» Н. А. Добролюбова.

В книге помещено пять бтатей великого
критика: «Что такое обломовщина?», «Тем-
ное ` царство», «Котда же придет настоя:
щий ‘день?», «Луч овета в темном цар-
стве»; «Забытые люди». 7

«Античная
литература»

Издательство «Советский писатель» вы-
пускает хрестоматию «Античная литера-
тура» в двух томах под редакцией проф.
А. В. Мишулина и проф. Л. Д. Тарасова,

В ближайшие дни выходит П том хре-
стоматии-—Римская литература» в избран-
ных переводах (составитель С. П. Конд-
ратьев). В книгу входя? в отрывках и
полностью лучшие произведения римских
писателей. В книге пять больших разде
лов.

’ ЧИТАТЕЛЬ В ПАРКЕ.

щейся на самом шумном месте, на цент-
ральной аллее, рядом с каруселью, епор-
тивными площадками и, разными ^ аттрак-
ционами, № слову, и эта читальня сей-
час закрыта, так как в ней развернута
выставка. —

Новый филиал Публичной библиотеки
на Кировских островах открыт более ме-
сяца назад. С утра до вечера к
библиотекарю подходят посетители парка,
выбирают книгу и. удаляются к ‘«Стрел-
ке», на нляж, на веселые солнечные лу-
жайки, Но. литератор, заканчивающий ие-
торическую повесть, филолог, готовящий
докторскую диссертацию, художник, изу-
чающий старинные гравюры, — мои спут-
ники, приехавшие в парк специально за
тем, ‘чтобы поработать в летнем. филиале
Публичной библиотеки, — они погуляли на
островах, покатались на лодке, просмотре-
ли свежие газеты, любезно предложенные
библиотекарем, и’вернулись под знакомые
своды старого здания, где сквозь стекла
окон видны и голубое небо и зеленая
листва...

Впрочем, эти читатели собираются еще
раз поехать на Кировские острова и на
этот раз найти там и книги, и Тихие па-
Вильны читальни среди цветов, и фонтз-
нов, словом, летний филиал, достойный

тателям благоустроенных павильонов в от-   орденоносной библиотеки.

‚^ «ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

Государственное издательство «Искусст-
30» выпустило к открытию Всесоюзной
сельскохозяйственной рыставки большой
литературно-художественный оборник «Зем-
ля ‚родная»,, составленный Вл. Аврущенко.

Сборник спосвящен ‚социалистической
земле, новому. советскому крестьянству.- В
нем семь разделов: 1..«За землю, за во-
лю» (крестьяне в гражданской войне), 2.
«О Ленине и Сталине поет народ». 3. «З0-
лота крупные слитки, растут из обильной
колхозной земли», 4. «Новые люди колхоз-
Hol seman», 5. «Счастлива дружба, радо-
стна любовь». 6.. «Колхозы--крепости 060-
роны», 7. «Помните о прошлом». 4

На материале ‘отдельных отрывков из
выдающихся произведений старых писате-
лей и лучших отрывков из. произведений
советских авторов. и народного фолькло-
ра сборник показывает,
царской, забитой деревни крестьяне при-
шли K колхозам, к сытой, счастливой,
культурной жизни. р

ОБ’ЕДИНЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ

И

как от нищей,

НОВЫЕ КНИГИ

Государственное издательство «Худ
ственная литература» в ближашев Bay
выпускае® ряд новых книг: <

Т; Г. Шевченко/— «Дневник»,

Книга открывается автобуографией 1
Шевченко: «Дневник» охватывает пер
с 12 июня 1857 г. по 13 июля 1859 р. i

Брет` Гарт — «Калифорнийекиь Tye
сти». Перевод с английского Н. Borgyy,
и Н. Дарузес. Редакция, _ ветупительну
статья и примечания А. Старцева,

В книге помещено 22 рассказа gy ty
рательского цикла, среди них: «Се,
Ревущего стана», «ИзгИанники Покер»
та»,  «Команьон Танесси», Mutsy,
«Браун из, Калавераса», Настоящий ъ
ловек» и др. Книге предпослана вет
тельная статья А. Старцева «Брет ми ;
калифорнийские золотоискатели, ‘

Ив, Ольбрахт — «Никола Шутан a
бойник». Перзвод`с чешского Юр. Аст,
Молочковекого,

Роман Ольбрахта, получивший в су,
время государственную литературную т
мию, Посвящен“ народному терою Заз
патской Украины Николе Шутгаю, Роз
написан в стиле народной легенды,

Опьга Форш — «Пагубная книг»,

Последняя часть исторической трилот
о Радищеве. Первые две частн—«Яхобть
ский заквас» и «Казанская ToMentuyy §
выпущены Гослитиздатом в 195

А; Арго — «Сатирические очерки у
истории русской литературы»,

В книге четыре части: 1 «Итри
дана (от былин до XIX вм) 1
«Средняя история» (от Пушкина до (.
тября), Ш. «История новая» (от Ditty
до РАПП включительно). ГУ. «Исориа y,
вейшая» (от ливкидации, РАПП до те
щего момента).

В издательстве
выходят в июле;

Илья Эренбург — «Испанские стать,

Сергей Смирнов — «Друзья».

Первая книга стихов молодом поэт}
книге — стихи о детстве, «Боем товари
Смирновым», «Новый жилец», «Бадуши
и др.

С. Михалков — «Стихи».

Б книгу вошли лучшиз стяхотворени
из о книги «Mom стихи» вышедие у
1938 году. и ряд новых стихотворений }
том числе поэма «Миша Корольков»,

К. Симонов — «Дорожные стихе»,

В оборник включены, кроме поэм «Пи
страниц» и «Мурманский дневник», py
лирических стихотворений о любви, друз
бе, мужестве советских людей.

А. Грин — «Две повести».

В книге печатаются «Автобиографиь
ская повесть» и «Золотая цепь».

Повестям предшествуют ‘статьи $
А. Грине К. Паустовского и М. Сл
ского. ’

С. Бондарин — «Рассказы». ›

В сборнике — цикл рассказов и Новел,
«Повесть для моего сына», & также очери
о нашем флоте и цикл очерков о дан
балкарского народа,

К. Клосс — «Большой рейс».

Первая книга молодой писательницы, }
которой показана суровая и мужественны
работа шоферов на ленинских золоты
приисках.

’А. Савчук — «Так начиналась жизнь,

В книге глазами мальчика, сына желе
нодорожного рабочего, показаны событи
периода империалистической, и траждь
ской войны.

По Ленинградскому ’ отделению «Сов
ского писателя» в июле выходят книги:

Г: Гор — «Синее озеро»,

Повесть о северных народностях Cont
ского’ Союза, о борьбе с остатками” кул
тва,

А. Решетов — «До новой. встречи»,

Цикл стихов и поэм о новой деревне,
Ленинграде, поэма о С. М. Кирове,

В Большой серии «Библиотеки позть!

В. Бенедиктов — том основных произ»
дений с комментариями и вотупительни

«Советский писать

статьей, . ;
А. К. Толстой — Сочинения; tow Il, Tw
включает драматическую трилогии

«Смерть Иоанна ‚Грозного», «Царь. Фел
Иоаннович» и «Царь Борис». В прилоя
ниях к тому даны: проект постанови
трагедии «Смерть Иоанна Грозпого», пд
постановки этой. трагедии Ha веймарскй
сцене, варианты и другие материалы, и
носящиеся к этой трилетии.
Редакция и примечания И. Ямпольский

EET лети EEE SNE SE TS ST

Редакционная ‘коплегия: В. ВИШНЕ
СКИЙ, А. КУЛАГИН (ors. редактор,
В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, М. ЛИФШИУ
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, A. ФАДЕВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ° ЭСТРАДЫ

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

проводят

КОНКУРС

НА. ОДНОАКТНУЮ КОМЕДИЮ (миниатюру),
` ФЕЛЬЕТОН и КУПЛЕТЫ.

КОНКУРС ПОСВЯЩЕН ХХН ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ
ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ,

Все перечисленные ‘жанры (миниатюры,

фельетон, куплеты). могут быть представлены

на любые темы, отображающие советскую действительность, ,
К материалу, поступающему на’конкурс, пред’являются следующие требования:

МИНИАТЮРЫ должны быть рассчитаны на 2-х исполнителей

(мужчину и женщину),

занимать не более 25 минут и могут быть написаны как ‘прозой, так и стихами,
ФЕЛЬЕТОН, написанный в прозе или в стихах, должен занимать 17 — 20 минут,

КУПЛЕТЫ должны насчитывать не менев 8 отрывков и занимать

15 минут. e

B wcnonnenum He Sorte
==

`

OOHOBHBIE ТЕМЫ КОНКУРОА: оборонные, антифаптистские, ‘стахановокое движение,
Дружба народов, социалистическое строительство в городе и деревне, семья, новый Ч
ловек, честь советекого гражданина, о мещанстве, о культурности

no КОНКУРСУ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ 9 П Р ЕМИЙ
3 ПРЕМИИ ЗА ЛУЧШИЕ МИНИАТЮРЫ:
1-я ПРЕМИЯ — 33.000 р, ® 2-я ПРЕМИЯ — 2.000 р. ® Зя ПРЕМИЯ — 15 р
3 ПРЕМИИ ЗА ЛУЧШИЙ ФЕЛЬЕТОН:
1-я ПРЕМИЯ — 3.000 р. ® 2-я ПРЕМИЯ — 2.500 р. ® 3-я ПРЕМИЯ — 2.000 p.

3 ПРЕМИИ ЗА ЛУЧШИЕ КУПЛЕТЫ:
1-я ПРЕМИЯ — 2.500 р. ® 2-я ПРЕМИЯ — 2.000 р. ® 3-я ПРЕМИЯ — 150.

Все произведения, получившие по конкурсу премию
приобретаются Ленгосэстрадой

комендованные жюри,
Для проведения конк

а также не премированные, но ре
в общем порядке.

урса создается жюри из прёдеставитвлей Ленгосэстрады, Союза ©

ветских писателей, Управления по делам искусств, вто, Союза советоких композиторов

и`от издательства «Искусство».

Конкурс закрытый. В конкурсе могут принимать участие все желающие:

СРОК ПОДАЧИ МАТЕРИАЛОВ ПРОДЛЕН ДО 1ЛХ — 1939г

Произведения представляются под девизами

Опубликование результатов конкурса 1 октября 1989 г.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АДРЕСОВАТЬ: Ленинград, 28

‚ ул Чайковского, д. 29, Лен, Гос, Эстрада

«На конкурс». В конверт должны быть вложены: запечатанный конверт с девизом и ру*

№ но пока что разочаровывает тех из - них,   даленных и тихих частях парка филиал Б. РЕСТ : perce ee See конверт © девизом, полной фамилией, именем, отчеством и АД
6 — 2 38 кло вздумал уже поработать за библиотеч-   располагает тесной комнатушкой. находя-  Ленинград.
И GSS ый saree naan ии RnR een er Ee i ый } ` м —_—_—__————————

&

Уполи, Главлита Б — 4454

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний nep» A 26, тел, К 4-46-19 и К

`

Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30,

i

4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство «Советский писатель», Москва, Б. Гнездниковсний, 10.