Мы вступаем
в избирательную кампанию

‚ В конце 1939 года по всей Российской
Федерации, как и в других союзных рес-
публиках, пройдут выборы в иестные Co-
веты депутатов трудящихся. Уже утверж-
дено «Положение о выборах в краевые,
областные, окружные, районные, город-

ские, сельские и поселковые Советы депу-

татов трудящихся», и таким образом мы
вступаем в полосу избирательной кампа-
НИИ.

Всем хорошо памятны выборы в Bep-
ховный Совет СССР и в Верховные Co-
веты союзных республик. 910 были дни
торжества сталинского блока  коммуни-
стов и беспартийных. На фактах еди-
нодушного голосования за кандидатов бло-
ка советский народ продемонстрировал свое
нерушимое морально-политическое единст-
во. Но победа на выборах не пришла тог-
да сама. Потребовалась большая агитаци-
онная и организаторская работа, потребо-
валось создание миллионного актива, YTO-
бы лозунги партии, выдвинутые в период
подготовки к выборам, нашли свое реаль-
ное воплощение в итогах голосования. Этз
работа не прошла даром. Она вызвала ог-
ромный под’ем политической и производ-
ственной жизни в стране, она показала
всему миру, какими талантливыми людь-
ми — агитаторами, организаторами, госу-
дарственными деятелями — располагает
наша страна. Все мы помним удивитель-
ную картину того, как люди, в течение
долгого времени причислявшиеся к «отста-
лым», не интересовавшиеся политической’
и общественной жизнью, вырастали бук-
вально на глазах.

Сейчае мы вновь накануне избиратель-
ной кампании. Шо своему масштабу она,
конечно, превзойдет все предыдущее.
Шузка сказать! Народу предстоит избрать
по одной только РСФСР более 5 тысяч
депутатов в краевые, областные и окруж-
ные Советы, свыше 60 тысяч в. город-
ские Советы, более 115 тысяч в район-
ные Советы депутатов трудящихся и, нд-
конец, свыше полумиллиона депутатов —
в сельские и поселковые Советы. Почти
850 тысяч человек должно быть избрано
депутатами в нынешнюю выборную кам-
панию. Но это только в одной РСФСР. Сот-
ни тысяч депутатов будут избираться В
Советы по другим республикам. Легко
представить себе, что это потребует еще
большего разворота всей организационной
и агитаторской работы, чем это имело ме-
сто в 1937 и 1938 годах. Вакую же при-
дется создать армию организаторов этой
кампании! В одни лишь избирательные ко-
миссии по РСФСР. будет выдвинуто 4 мил-
лиона человек, а по всему Советскому 00-
юзу — около 7 миллионов!

‚ Вепоминаются сейчас замечательные
слова Владимира Ильича Ленина, сказан-
ные им в 1918 году: «Нужны, разумеет-
сяоне недели, а долгие месяцы и гохы,
чтобы новый общественный класс, и при-
том класс доселе угнетенный, задавленный
нуждой и темнотой, мог освоиться е но-
вым положением,  осмотретьея, наладить
свою работу, выдвинуть своих организа-
торов... Организаторских талантов в «на-
роде», т,-в. среди рабочих и не эксплуз-
тирующих чужого труда крестьян, масса;
их тысячами давил, губил, выбрасывая
вон капитал, их не умеем ele найти,
ободрить, поставить Ha ноги, выдвинуть
— мы. Но мы этому научимся...» Про-
шли долгие месяцы и тоды, но мы на-
учились «распознавать настоящих органи-
заторов, людей с трезвым умом и с прак-
тической сметкой, людей, соединяющих
преданность социализму с умением без шу-

“

уз (и вопреки суматохе и шуму) налз-
живать крепкую и дружную совместную
работу большого количества людей в. рам-

ках советской организации», 0 которых
писал в той же статье Денин.

За последние годы особенно обновился и

омолодилея наш советский, партийный и

общественный аппарат. Пришли тысячи и
десятки тысяч людей, проявивших себя в
будничной повседневной работе по строи-
тельству коммунистического общества, по-

казавших себя в борьбе с врагами народа.
Сотни и тысячи новых ученых, герои, 38-

щищающие советские рубежи, стахановцы,

исказывающие образцы социалистического
труда, — все это сыны и дочери народз,
все это люди, которые в старых ‘условиях
были бы загублены, смяты, выброшены
вон. Но советское государство помогло им
стать на ноги, осмыслило их труд, дало
выход их стремлениям, и они сторицей
платят за это своему народу, Разве не
служит прекрасным подтверждением этому
Тот факт, что на Всесоюзной сельскохо-
зяйственной выставке участвует в качест-
ве экспонентов свыше 155 тысяч пере-
довых людей нашей деревни!

Новая избирательная кампания снова
покажет, какими неисчериаемыми pecyp-
сами мы обладаем. Советский народ дол-
жен будет отобрать людей, беззаветно пре-
данных делу коммунизма, людей ленинско-
сталинского типа, способных всю ‘свою
жизнь посвятить служению народу. Эти
выборы, несомненно, пройдут при 060бой
akTuBHOcTH Macc, ибо избиратели будут
посылать своих депутатов в низовые ор-
таны власти, обязанные заниматься ¢Ca-
мыми повседневными, самыми будничны-
MH, самыми, казалось бы, мелочными, но
непосредственно касающимися населения,
вопросами. И тут будет с большой. силой
действовать сталинский критерий опреде-
ления пригодности депутата: «Построил
ли ты или не построил хорошую. школу?
Улучшил ли ты жилищные условия? Не
бюрократ ли ты? Помог ли ты сделать
наш труд более эффективным, нашу жизнь
более культурной?» Эти вопросы, © кото-
рых говорил товарищ Сталин в беседе е
г. Рой-Говардом, бесспорно будут задавать-
ся каждому кандидату в депутаты, ибо
от местных органов власти в большой ме-
ре зависит сделать наш труд более эф-
О 8 нашу жизнь более культур-
ной,

Советские писатели в прошлые годы
принимали сзмое зктивное участие в из-
бирательной кампании. Десятки товарищей
работали на избирательных участках, мно-
гие поэты выступали на митингах и соб-
раниях CO своими стихами, издавались
брошюры и книги, писатели принимали
активнейшее участие в работе окружных
и участковых комиссий ит. д. Мы не го-
ворим уже 0 том, что некоторые пиез-
тели удостоились всенародной чеети бал-
лотироваться в верховные органы власти.
В предстоящей избирательной кампания
писательские организации, по всей нашей
стране, должны проявить еще большую
активность. Е этой работе надо присту-
пить уже сейчас.

Чем шире и лучше будет поставлена
предварительная организационная и пропа-
тандистская работа, тем больше уверенно-
ти, что выборы в местные Советы прой-
дут снова на высоком идейном и поли-
тическом уровне. Победа сталинского бло-
ка ЕОММунистов и беспартийных в пред-
стоящих выборах будет обеспечена всем
советским народом, и в том числе его ин-
теллигенцией, дружно работающей над по-
строением коммунизма в нашей стране.

ПИСАТЕЛИ ЕДИНОДУШНО

ПОДПИСЫВАЮТСЯ НА НОВЫЙ ЗАЕМ

Писатели и работники ‘искусств Москвы
¢ большим воодушевлением ветретити по-
становление правительства о выпуске но-
вого займа. Писатели, драматурги, арти-
CTE, режиссеры, находящиеся в отпуску
или ‘творческих поездках, шлют в Москву
телеграммы ¢ просьбой подписать их на
новый заем.

Вчера к полудню во Всесоюзном управ-
ленийи по охранё авторских прав и Мо-
сковском комитете драматургов на новый
заем подписалось 60 драматургов и ком-
позиторов на 160.600 рублей.

Н. Погодин подписался на 50.000 руб-
лей.

К. Тренев и Н. Вирта подписались по
10.000 рублей каждый.

В. Гусев и Н. Волков подписались по
5.000 рублей.

К. Финн подписалея на 4,000 рублей,
М. Гальперин, М. Булгаков и В. Шерше-
невич — по 3.000 рублей.

Вомпозитор Р. Глизр подписался на
6.000 рублей, М. Блантер—на 5.000 руб-
лей.

В об’елинении издательства’ «Советский
писатель» на заем подписалось 144 чело-
века на 73.700 рублей (в среднем на
месячную зарплату).

В. группкоме «Советский писатель»
подписалось на заем 40 писателей на
17.300 рублей.

В издательстве

охвачено подпиской
136.345 рублей.

«Детская литература»
287 человек на

В группкоме писателей при Детиздате
подписалось на 34ем 39 писателей на
26.050 рублей

С. Маршак подписалея на 3.000 руб-
лей, А. Гайдар п Я. Квитко — по 2.000
рублей, HK. Паустовсний и Е. Благинина
— по 1.500 рублей,

Коллектив работников Изхательства «Ху-
дожественная литература» © большим эн-
тузиазмом встретил правительственное с0-
общение о выпуске нового государственно-
то займа Третьей Пятилетки (выпуск 2-го
года).

«Считаем главнейшей своей задачей, —
товорится в резолюпии, принятой на митин-
те. посвященном займу, — быстро реализо-
вать заем. охватить подпиской всех работ-
ников Гослитиздата и все население изби-
рательного участка»,

Hee тона

Литературная газета

2 № 43

pone

По ланным на 4 августа из коллекти-
Ba Гослитиздата, насчитывающего 353 co-
трудника, охвачено подпиской 293 чело-
века. Они’ подписались на сумму
156.640 рублей—79,7% общего месяч-
ного фонда заработной платы, составляю-
щего 196.600 рублей.

Заканчивается подписка на заем в Ли-
тературном фонде СССР. Подписалось 67
человек (из 73 сотрудников аппарата Лит-
фонда) на 31.000 рублей (в среднем на
месячный заработок).

По журналу «Красная новь» подпиской
на Заем Третьей Пятилетки (выпуск вто-
рого года) охвачен весь наличный состав
работников редакции, Общая сумма под-
писки — 4, 650 руб, — почти вдвое
превышает месячный фонд заработной
платы.

По всем четырем редакциям журнала
«Интернациональная литература» подписа-
лось нз заем 28 человек (кроме двух ра-
ботников. находящихся в отпуску). Размер
их подписки выразился в сумме 17.875
руб., что почти на 2 тысячи превышает
месячный фонд зарплаты.

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.) С ‘под’6-
мом проходит подписка на заем среди ле-
нинградеких писателей. Вечером 1 августа, .
как только радио передало сообщение о
займе, в комсоде группкома писателей раз-
дались Первые телефонные звонки с прось-
бой подписать на новый заем. В течение
часа подписка достигла 17 тысяч.

По сведениям комсода групикома, не-
смотря на то, что много литераторов — на
дачах и курортах, за два дня уже полпи-
салось 106 писателей на 120 тысяч руб-
лей. Получен ряд телеграмм ог писателей,
находящихся в от’езде.

Хорошо идет подписка в Управлении
по охране авторских прав. Общая” сумма
за два дня — 114 тые. рублей. Перевод-
чик Утевский подписался на 10 тысяч,
Юрий Герман и Леонид Рахманов — no
7 тысяч, Борис Лавренев, Михаил Коза-
ков, Евгений Щварц-—по 5 тысяч и т. д.

В литературных организациях подписка
продолжается,

КИЕВ. (0т наш, корр.) С большим под’е-
мом проходит подписка на заем среди пи-
сателей Киева. На 3 августа сумма под-
писки превышает 73 тысячи. Корнейчук
подписалея на 12 тысяч, Рыльский — на
две тысячи, Фефер — на две тысячи. Под-
писка продолжается. Писатели, находящие-
ся в отпусках и творческих командиров-
ках, подписываются телеграфно.

Ona начинается задолго, очень задолго
до Пушкинского, до той огромной террито-
рии, некогда бывшей пустырем, в бывшем
Останкине, под Москвой. Она начинается
даже и не у тех двух башен © флагами
на углу Мещанской — башен, открываю-
щих широкий в’езд на выставку за не-
сколько километров от нее, — триумфаль-
ный путь по гладкому зефальту, по одной
из улиц новой Москвы, мимо прекрасных
сооружений. Она начинается гораздо рань-
ше: в Москве — у киосков, продающих
билеты на выставку, в. длинных. очере-
дях москвичей, ждущих своего билета.

Да еще даже раныше начинается она:
в дальних поездах, везущих на выстав-
ку CO всех концов земли нашей делегатов.
Делегаты выставки. Так и написано на
одном из плакатов в центре Москвы, над
садом «Эрмитажа»: «Привет делетатам
Всесоюзной сельскохозяйственной выстав-
ви!» Случайно или не случайно, но здесь
получился большой смысл; действительно,
делегаты: их посылает страна от своих
полей, от овоих гор, от своих тундр, рек,
ручейков, морей, озер, плоскогорий, лесов;
эти люди сами взрастили эти пышные
хлеба, выходили эти тучные стада овеп,
наездили эти сказочные сады — все это
богатство родины, богатство, которое так
чудесно показано 6еёйчас на выставке, как
бы поднято страной на руки — на уди-
вление всему миру.

Пока еще праздник... Третий день вы-
ставки, и в аллеях — еще праздничная
приподнятость, какая-то 060бая  торже-
ственность в лицах посетителей, в жесте
милиционера, белой перчаткой показываю“
щего дорогу потокам автомобилей, в выра-
жениях служащих — билетеров, распоря-
дителей, экскурсоводов, в позах колхозни-
ков. стоящих У представляемых ими @-
татетв; они стоят гордо, как на часах,
у своих дынь, У своих лошадей, у своих
кур, У своих оленей, у своих лис, у своих
новых домов, показываемых на выстазк»,

Не все еще утряслось, не все пообтер-
лось, He все еще стало на свои места;
маленькие неувязки в сложной машине, в
этом городе чудес, в этом необыкновен-
ном огромном хозяйстве, которое предета-
вляет собой выставка. Еще нет путевохи-
телей, мало пока указателей, радио еще
не вошло в свои нормальные берега, орет
пытанские песни и фокстроты, не дает ни
о чем подумать, еще не все экскурсо-
воды привыкли к порядку, к системе, к
толковой работе по обслуживанию толи
посетителей. А толпы идут...

На автомобилях, собственных и случай-
ных, на троллейбусах, цепляясь за поруч-
ни трамваев, пешком, в одиночку, группа-
ми, в национальных разных халатах, про-
сто в пиджаках, в майках, с детьми на
руках, — через этромную арку главного
входа. ‘через приветственные лозунги, че-
рез распорядительность милиционеров и
администраторов, через проспекты выстав-
ки идут и ИДУТ ЛЮДИ.

Идут смотреть. ;

И смотрят пока по-праздничному. Это
скорее торжественное шествие; мимо двор-
цов, мимо машин, мимо телят, мимо не-
обыкновенных петухов, мимо замечатель-
вых роз, мимо лысенковской ржи, мимо
транспарантов, статуй, клумб; сегодня еще
мало даже останавливаются у отдельных
деталей, не вчитываются в надписи, в Кро-
потливые данные, в цифры. Это общий,
торжественный и по-праздничному He-
сколько рассеянный взгляд; пройти и ми-
моходом дотронуться до своих замечатель-
ных тракторов и комбайнов, мимоходом
кивнуть своим красавицам-коровам, поды-
шать запахом своих апельсинов, своих
отурцов, своих тюльпанов.

...Но завтра, послезавтра начнутся буд-
ни, Выставка войлет в быт, В ней самой
установится свой быт. Работа. И вот, уже

та большая организующая,

_ МИХ.  ЛОСКУТОВ
xe

«ДЕЛЕГАТЫ ВЫСТАВКИ»

сейчас чувствуется, что практическая сто-
рона выставки, ее’ огромный внутренний,
рабочий смысл станут еще грандиозней,
нежели думалось, раньше.

Мне пришлось посмотреть выставку в
дождь. Обыкновенный ‘августовекий, гро-
зовой, сильный и быстрый ливень; никто
его не ожидал, да и на небо не емотра-
ли; и без того было на что посмотреть
Вокруг; небо на время обталось забытым,
со всякими своими облаками, голубизнами,
стихиями: люди смотрели на дело рук
своих, величественный памятник человече-
ской работы. И вдруг небо напомнило о
себе: загремело, нахмурилось, пошел силь-
ный дождь.

Люди побежали укрываться в павильо-
ны — в Волжекий, в Казахский, в «Жи-
вотноводство», в- павильон  «Механиза-
ция»; он очень удобен от дождя — вме-
стительная железная аркз, как в Виев-
ском вокзале. Жалиев под карнизами ки-
осков, смеялись’ выжимали рубахи, бежа-
ли, сняв ботинки и засучив штаны, пэ-
ренрыгивали через лужи; как обыкновен-
но люди ведут себя в дождь, шутя сю сти-
хиями. Отояли в пазильоне вместе с ко-
ровами; коровы были какой-то особенной
породы, этакие огромные сооружения кре-
мового цвета, — принадлежали одному из
лучших колхозов; они оборачивали добрые
свои морды Е людям, мычали На дождь.
Где-то всполошилиеь` петухи, жались под
навес куры, запахло” деревней, полями,
просторами, нашей родной страной, Флаги
над крышами дворцов обвиели, с карнизов
текла вода, широкие аллеи и проспекты
выставки вдруг опустели, стали безлюдны;
косо пересекал только мертвую эту кар-
тину дождь; он делал пузыри в ущерби-
нах асфальта, брызгами соскакивал е пла-
чущих листьев апельсиновых или еще кз-
ких-то дерев.

И вдруг мы увидали странную группу,
пересекающую площадь: человек © суко-
ватой, корявой палкой в руках шел, же-
стикулируя; за ним шли еще люди. Bee
они были возбуждены чем-то, было похо-
же, что дожль их меньше всего интере-
совал: они его даже не замечали. Перел-
ний особенно заинтересовал всех. Он лер-
жал палку двумя пальцами и YTO-TO на
ней показывал идущим 3% ним.

Все обратили внимание на эту груп-
пу — стоящие под навесами, в керовни-
ках, под машинами. Группа же прошла
мимо нас, тем же ровным шатом, ожесто-
ченно-сосредоточенно жестикулируя, He 00-
фащая ни на кого внимания. Очевидно,
люди разрешали какой-то спор,

— Двенадцать сантиметров?! — кри-
чал человек с палкой, оборачиваясь и по-
казывая заметки на палке своим спутни-
кам. — Лвенадцать сантиметров?!

Вот все, что мне и остальным удалось
услышать. Все с уважением посмотрели на
бородача,

Вее поняли, что это — дело. Это на-
чались будни, работа, пришла в действие
воспитываю-
шая, взрывающая и пбднимающая сила,
которая заложена в этой выставке; сита
фактов, сила аргументов, сила правды; то,
что называется социалистической системой
хозяйства, торжеством труда, праздником
освобожденного человека...

«Дождь прошел, но © навеса еще пала-
ли капли. Вее смотрели велед группе спо-
рящих людей. Они. ушли на территорию
посевов; туда, где стояли, клумбы, парники,
деревья, необыкновенные“ цветы и посреди
— скульптура, лучшая скульптура Ha
выставке, на мой взгляд, одно из лучших
произведений советского искусства — фи-
гураз Мичурина; простой и великий чело-
Bek, в пальто и фетровой шляпе, етоял
под дождем и задумчиво емотрел на ябло-
ко, которое он держал в руках: человек,
переделывающий природу.

На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке
На Бсесоюзной сельскохозяиственнот в

В. ЯКОВЛЕВ

Главный художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки,

*

Смотр ИСКУССТВА

I

Среди тех весьма внушительных по
своим масштабам выставок, которыми 03-
наменовалась художественная жизнь стра-
ны за последние годы, Всесоюзная сель-
скохозяйственная выставка занимает 060-
бов место.

«Двадцать лет РЕКА», «Индустрия 60
циализма», «20 лет советской живопиеи»,
выставка художников Грузии — все эти
выставки насчитывали сотни участников.
Веёсоюзная же сельскохозяйственная вы-
ставка заняла свыше двух тысяч архитек-
торов, живописцев, скульпторов, мастеров
фрески, художников театра. Столицы союз-
ных республик направили на ‘выставку
лучших своих мастеров, в том числе ху-
цожников народного искусства, показав-
ших работы, которые сами по себе достой-
ны специальной выставки,

И

Можно с полным основанием считать,
что для многих мастеров искусства работа
на выставке явилась своего рода экзаме-
ном на аттестат художественной зрелости,

В Главном павильоне, превратившемея
в своеобразный художественный музей, пе-
ред нами возникает целая галлерея обра-
зов такой выразительности, которая не ча-
сто достигалась нашими живописпами В
прошлом. Колхозный народ — сильные,
культурные, умеющие и работать и весе-
литья советские люди смотрят на зри-
теля с 15-метрового панно, налтисанного
Бубновым, Гапоненко и И!мариновым. Эт0-
му панно можно обещать большую попу-
лярность у зрителя. С большой силой нз-
писал художник Лластов «Колхозный
праздник», Тема праздника, кстати ска-
зать, весьма удалась и двум другим боль-
шим мастерам нолпей живописи — Иоган-
сону и Горелову (павильон  «Москва»).
Два панно  Соколова-Скаля — «Взятие
Зимнего» и «Речь В. И. Ленина у Фин-
IAHICROTO вокзала» как бы раскрывают
содержание Главного павильона. Среди луч-
ших вещей, налисанных мастерами стар-
шего поколения, следует отметить также
великолепный триптих Савицкого («Брта—
кавалерия—©екачки»), висящий в павиль-
оне «Животноводство», громадное‘ панно,
исполненное А. Герасимовым и Ф. Модо-
ровым с их бригадой и изображающее
один из поворотных моментов в технике
нашего земледелия — осмотр тракторов
СТЗ руководителями партии и правитель-
ства, выразительный портрет Н. В. Цици-
на, исполненйый Ф. Модоровым, картину
Евстигнеева «Выдача за трудодни» (Глав-
ный павильон).

Выставка вдохновила и сотни более м0-
лодых художников, создавших яркие рез-
листические полотна. Таков, например, Ро-
манов, автор «Колхозного ипподрома», ви-
сящего над входом в павильон  Вурской,
Воронежской и Тамбовской областей, та-
ковы Шецелюк и Бендрик, хорошо справив-
шиеся с трудными темами «Селькоры у

В. И. Ленина» и «Сельюры у 1}
Сталина» («Павильон печати»),

Молодой летинтрадекий скулытор Ти,
ский дал на’ выставку таланту
скульптуру С. М. Кирова (перед пазтть
оном «Северо-Воеток»), екультюр Б. [за
нов создал прекрасный образ Чкалова (ету.
туя в павильоне «Поволжьв»), з Bary.
дин исполнил целый ряд монументальты
скульптур, которые надолго останутся
памяти посетителей (Чапаев — в павнь
оне «Поволжье», «Пограничник» — y,
ред павильоном ДВК).

Вроме молодых художников и скулыть,
ров, с яркими произведениями выстуии /
на выставке и младшее поколение зу
текторов. Здесь уместно напомнить, yy
архитекторам приходилось разрешать в,
дачи, в сущности, совершенно новые 14
нашей архитектуры. До них ведь нигу
не строил, никто не оформлял павильня
социзлистического хлопководства или zy,
вотноводства, никто никогда ие poarpay
«Павильона зерна» или, скажем, «Лазни,
ona механизации»! И, в частности, следи
подчеркнуть блестящее разрешение
последней задачи молодьюми архитектора
Тарановым и Андреевым, созлавшими 17.
кий, точно висящий в воздухе, серебристи]
павильон-эллинг. Яркие, образные зи
тектурные решения нашли: для Сибири
архитектор Ершов, для Поволжья — зу
Знаменский, для Азербайджана — apy,
текторы Усейнов и Далашев, для Узбен,
стана — Полупатюв.

Молодым--архитекторам не уступами т
уже ранее сложивитиеся, как Кури
нашедший удачное решение для павильон
Грузинской республики, как Ашаетия, 1
простых и монументальных форузх р.
решивший Туркменский павильон, один  \
лучших ‘на выставке. j

Haxo упомянуть и о другой ratertom
художников, которые явились пионерами
области внутреннего офоруления павиль:
нов. Очень своеобразно и интересно вл.
треннее оформление Туркменского павить
она (художник Дудкович), Дальневостя
ного (художники Буев и Йорланский), (4.
бирекого (художник Ладур). Во внут
нем оформлении приняли участие и (т.
рые мастера-оформители: Ахметьев, Плат
нов и Теслер—в Главном павильюне, №
ланов — в «Овощеводетве», Кажлан —
«Животноводстве», Рублев — в «Зерню,

Изумительна работа мастеров оразмея,
тд из национальных республик, Посети»
ли выставки навсегда запомнят patty
Юлдашева и Батырбекова,  блистательу
украсивиеих павильон Таджикистана, [зу
си Гафура, бригадира резчиков по crit
yo» (плоский гипсе), открывшего Mock
красоту туркменского орнамента, вып
вальщицы Мешечек, бригадира жены
колхозной бригады, оформлявшей павилья
Белоруссии. Поразительна творческая п
стойчивость белорусского колхознита (.
лова, собравшего из 185 тысяч куст
дерева стол, приготовленный им в 101270
товарищу Сталину.

ПОКАЗ КОЛХОЗНЫХ ТЕАТРОВ

В связи с открытием Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставки Комитет по де-
лам искусств при Совнаркоме СССР прово-
ДИТ ‘смотр колхозно-совхозных театров. В
этом смотре принимает участие около 300
колхозно-совхозных театров нашей страны.

Сейчас на местах заканчивается смотр
колхозно-совхозных театров, которые с0-
ревнуются между собой на почетное право
показать свои спектакли в Москве.

15 августа в Центральном доме работ-

ников искусств откроется  воесоюзный
смотр 12 лучших колхозно-совхозных Teal
ров, выделенных республиками в и
конкурсов на местах. На просмотр м
колхозно-совхозных театров будут пригаз

шены участники Всесоюзной сёльскохозяй.
ственной выставки, представители 1621.
ральной общественности Москвы, рабоч
фабрик и заводов столицы. Смотр продлит
ся месяц.

С. МАРГОЛИН

НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Самолет Коккинаки преодолевает про-
странство между Москвой и Владивосто-
ком в одни сутки, но мы едем в поезде
девять суток. Может быть, в этом наша
удача. Мы ближе видим неожиданные жи-
вописные пейзажи Урала, Западной и Во-
сточной Сибири, Дальнего Востока. Мы за-
поминаем станции, поселки, реки, озера,
тайгу и сопки. Для одних суток такое ко-
личество пейзажей, пожалуй, было бы
чрезмерно. На обратном пути эти пейзажи
кажутся уже близкими и родными. Их
ждешь со всем нетерпением. Первый рейс
Ha Дальний Восток осложнен чувством
тревоги. взволнованного. беспокойства: уда-
стся ли справиться ¢ нашим ответствен
ным  заланием. Возвращаясь в Москву,
ощущаешь болыпе покоя. Десять месяцев
работы позади. Работы кипучей, напря-
женной, настойчивой и, самое главное, —
необходимой.

Снова капризные линии сопок, 56 тун-
нелей вдоль необ’ятного Байкальского 03е-
ра, могучие реки Енисей и Антара, нако-
нец, лесистые возвышенности Урала.

В сентябре мы застали золотую осень,
густые красные и нежные желтые тона
уральских лесов, сибирской тайги, дальне-
восточных сопок.

В июле нае окружают зеленые кулря-
вые ковры. На обратном пути мы встре-
чаем бесконечные поезда переселенцев,
ведущих жить и трудитьея на Дальний
Восток. Мы обмениваемся приветствиями
с будущими жителями прекрасного края.

*

Не знаю, есть ли где-либо еще на све-
те такие чуткие, горячие зрители, как на
Дальнем Востоке. Дальневосточники —
непосредственно-эмоциональные зрители, не
терпящие никакой фальши и с особенной
активностью участвующие в процессе сце-
нического действия.

Они любят Костю Еремеева, как только
можно любить своего собрата — героя с
мужественной судьбой Они аплодируют
славному партизану красного Азербайджа-
на Мир-Али. И несовершенная пьеса
Н. Никитина «Апшеронская ночь» в атмо-
сфере этого взволнованного  сотворчества
театра и зрителя кажется совсем другой,
более значительной. Спектакль «Порт-Ар-

м .
Из дневника режиссера
>

тур» нередко превращается в демонстра-   ды. Эетрадой для концертных выступлений

цию зрителей, готовых обнять и прижать
Е сердцу бесстральных русских солдат, ге-
роических участников обороны Порт-Арту-
ра. «Враги» Горького... Зрители беспре-
дельно восхищаются мудрым юмором, че-
ловеческим достоинством старого рабочего
Левшина, которого играют артисты В. Ва-
нин и А. Сашин.

На спектакле «Профессор Полежзев»
Л. Рахманова не раз слышатся по адресу
трусливого  контрреволюционера — асси-
стента Полежаева Воробьева — неоло-
брительные и даже гневные возгласы. Из-
гнание Воробьева принимается как торже-
ство и победа, & каждое появление матро-
са Куприянова вызывает оживленное одо-
брение. Возвращение Бочарова зв квартиру
профессора Полежаева в момент его кажу-
щегося одиночества принимается гулом
одобрения, переходит в овацию.

Вее эти люди из разных пьес — КВон-
дратенко, Горский, Полежзев и ето вер-
ная спутница Мария Львовна, краснофло-
тец с «Авроры» Куприянов и молодой
большевик Миша Бочаров делаются луч-
шими друзьями зрителей.

Впервые на Дальнем Востоке театр име-
ни Моссовета показывает со сцены образы
наших вождей Ленина и Сталина, образ
героического маршала Буденного. Зрители
прощают Алексею Толстому  недоработан-
ность его пьесы. «Путь к победе» и с за-
таенным дыханием следят за развитием
сценического ‘лействия. Артистам В. В.
Ванину и Л. П. Луничу, взявшимея за
сложную задачу сценического воплощения
образов Ленина и Сталина, приходится пе-
режить немало волнующих моментов. Зри-
тель реагирует с трепетом, требующим тон-
кого и глубокого художественного ответа
со стороны исполнителей.

Спектакли не могли быть поставлены
Ha BCOX погранзаставах и в отдельных ча-
стях, хотя передвижная труппа театра и
ухитрялаеь играть даже в землянках,

Но уже не было такого пункта, куда
бы не могли добраться концертные брига-

служила то красноармейская столовая, то
фанза, то импровизированные подмостки
под открытым небом, то палуба корабля
или кают-компания. Нередко артисты по-
вторяли свою программу по два и даже
по три раза, так как сразу не удавалось
обслужить всех желающих послушать кон-
церт. Нередко зрители часами ожидали
на Морозе своей очереди, нетерпеливо 33-
тлядывая в заиндеревшие окна клуба. Ко-
гда лил проливной дождь, зрители устра-
ивали своеобразный навес из шинелей и
продолжали как ни в чем небывало слу-
шать и смотреть концерт. Один из кон-
цертов устраивался в бухте вблизи кораб-
лей и железной дороги. Неподалеку мане-
врировал паровоз, по дороге сновали гру-
зовики, Из пустых ящиков, покрытых
брезентом, устраивались подмостки, На
тросах, подвешенных между двумя дома-
ми, пристроили парус, служащий кулиса-
ми. Зрители примостилиеь на крышах и
в открытых настежь окнах. Наиболее сча-
стливые зрители расположились внизу, на
скамьях и табуретах. Шум паровоза и
грузовиков не ослаблял их внимания. И
что замечательнее всего, — шум не мешал
даже артистам.
a

Временами кажется, что артисты и зри-
тели меняются ролями. Артисты ощущают
себя красноармейцами и краснофлотцами,
Их искусство вооружает, усиливает боевой
дух. А зрители утверждают себя как ху-
дожники. На олимпиаде красноармейской
самоделтельности артисты усаживаются в
зрительном зале, & недавние зрители пере-
бираются на сцену. Среди них баянисты,
гитаристы, балалаечники, домристы, скри-
пачи, пианисты, исполняющие  сложней-
шие классические произведения Бетховена,
Листа, Моцарта. Среди них блестящие пля-
суны, гибкие и ловкие акробаты, эжонгле-
ры, вокалисты, чтецы, выразительно пере-
дающие поэмы Маяковского, монологи из

пушкинских пьес, рассказы Горького.

Наиболее  излюбленная форма самое
тельности —= ансамбль песни и пляс,
Здесь явно влияние краснознаменног зи
самбля, руководимого mpodeccopou Auer
сандровым. Но в самодеятельных ансау
лях свои особенности. В большинстве 017.
чаев они исполняют монтаж из пен 1
текстов, посвященных событиям H3 030)
Хасан. Монтаж заканчивается коллезти”
ным плясом, в который пускаются ий
не прекрашающие своей игры баянисты,
Коллективный пляс сопровожлаетя №“
ими, жизнерадостными, остроумныхи 3
стушками. Ансамбль, руководимый жеяо
командира Булаевой, представляет 8
своеобразный народный джаз. Булаезз 1
дирижирует, и поет, и танцует,

Во время одной из бесел о социалиот
ческом реализме на курсах клубных pe
ботников Второй Отдельной краснознаме
ной армии был поставлен вопрос © 860
холимости немедленного отражения в 1
кусстве наиболее содержательных и №5
ных событий нашего времени, Участвую
щих в обсуждении вопроса никак не 7%
влетворяла оговорка о Так  казываею
«дистанции времени», в течение кои
художник должен творчески OCMBICIIT
событие и найти для него xy1omecTes
ные образы. Чем крупнее и острее (06
тие, тем скорее оно должно найти лето
ный отклик в искусстве, — на эму 1
стаивала аудитория. К подобным треб
ниям следует прислушаться. Красноаруй
ская самодеятельность создала множет®
Частушек и песен, инсценировки и №
ленькие пьесы о героических дли 1
днях на озере Хасан.  Красноармейстая
и краснофлотская самодеятельность то
пит художников-мастеров поскорее И“
зваться на то, что уже - пытается, #8
умеет, отразить самодеятельность,

Если задуматься над тем, чт x0 S
ляется самым радостным лля хуже
и артистов, приезжающих работать
Дальний Восток, то придется ответить #.
ним словом, ^ Самым радостных, И
изумительным является  ммадность §
культуре, вк знанию, в искусству, №
ность, выражающая  пеихологию 103
людей социалистической страны, затити!
ков наших дальневосточных границ,

И В аа вк

мае ода а За к.

}

= © се

<> OW exo ws wo fo ee ht

Os St eee SB be eo

3 <>.

Wee seo wsaw