~~

_ №60 (839)

Великий революционер
и мыслитель.

Полвега. прошло ео ня емерти гениальь
в русского революционера-лемокраль
Витолая Гавриловича Чернышевского.

В истории России Чернышевский сы-

‘pat выдающуюся роль. И не. случайно

фнлн обращался в произведениям и, об-
№27 Чернышевского, когда оценивал бур-

ую эпоху шестидесятых. годов и боров-

шиеся тогда ‘политические группы, ‘когда

тоюрил о традициях боевого философского

уатериатизма в России.

Тенин называх Чернышевского «вели
ми русским писателем», «величайшим
преставителем утопического социализма в
Рисни». «замечательно глубоким крити-
ми гапитализуа»

Высоко ценили деятельность Чернышев-
toro Марке и Энгельс. Мабкс называл
Чернышевского «великим русским ученым
Е КОИТИКОМ».

В эпоху. когда жил и вел борьбу. Чер-
лышевский, во главе масс еще не было
млюционного рабочего класса. То был
пеш буржуазно-демокралического осво-
тельного движения. Тогда-то беззавет-
№ (боролся за свободную. счастливую
нь трудящихся Чернышевский. Он был
вущейшим русским мыслителем” ХХ века,
1 одним из тениальнейщих умов всей
русской истори. Он оставил неизглади-
ый след в разнообразных областях обще-
стенных наук и в литературе. On не
принадлежал к тем писателям, которые не
зызывают никаких чувств — ни горячей
ви друзей, ни ярой ненависти вра-
№. Чернышевский был властителем дум
мех прогрессивных сил современитого ему
общества.

Ero ролв в развитии философской мысли

в Росии огромна, Он был послелователь-
ным босвым материалистом. Ето’ философ-
Chile матерпалистические воззрения отве-
чали потребностям революционной бопьбы,
№ТуЮ ОН вел © гениальной силой ума п
BOTH, и способствовали построению митю-
зрения певолюогитониой ^ демократии, -Он
ы1 великим русским пробветителем.

Тернъипевский резко критиковал Rar
млиотическую систему частной собствен-
сти,

Черньптевекий мечтал о взрыве коесть-
mexoll демократической революции в Рос-
tm. «От его сочинений. — писал Ленин.
— мет духом классовой борьбы».

Революционер и демократ, Чернышевский
№1 непримиримую борьбу вю имя интере-
ив п блага трудящихся. Он мужественно
dian буржуазно-крепостнический харах-
тей «крестьянской реформы 1861 гола»,
ВЯ наглое ограбление крестьян правй-
ТеЛьством и помещиками в результате
eof реформы.

Чепяьитовский — центральная фигура
эпохи шестидесятых годов. Какой бы факт
Иществениого оживления той эпохи ‘ни
вить, прямо или коевенно он связан _с
Ммечатедьной деятельностью  Чернышев-
кого,

Пектючительню велика роль Чернышев
того в развитии эстетической и литефа-
тумой мысли в России. Он первый пои-
Инил к области искусства материалистин
Чеки принпиты, провозгласив свое зна-
Жанитое: «Прекрасное есть жизнь». On
уеят  пресловутую — илеалистическую
рю «искусства для искусства», борясь
8 искусство и литературу. которые служи-
м бы на благо развития общества, ero
Пероустройства на социалистических  Ha-
\алах. Он боролся за теснейшую связь ли-
ратуры с жизнью, за подлинно народную
Плературу. у

Черньииевский гордился именами Пут-
Мина, Лермонтова, Гоголя и вместе с Добро-
Шбовых был провозвестником нового мо-
Ten под’ема русской литературы в Secs
Crono творчестве Салтыкова-Шелрина
1 Покрасова. Он боролся за поредовую ли-
Мратурную критику. которая бы служи-

№ выражением литературных мнений пе-

Утвых слоев общества. Критика самого

28 октября в Москве,
#0 дня смерти Н. Г.
a

ПТ

Любите его, стремитесь к нему, работайте

ь Rononnow зале Дома, Со
Чернышевского, На снимке:

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ИХ

——.-
ee. К \
И NG
= ем

~~. =

НЫ

Орган ‘правления союза советских писателей СССР
Выходит под редакцией В. Ви
Лебедева-Кумача,

HH, Погодина, А. Фадеева.

М. Лифшица,

30 октября 1939 г. понедельник

Чернышевского и лвилаюъь важнейшей си-
лой борьбы: за передовую литературу. Зна-
манитый роман Чернышевского «Что де-
Лать?» сыграл огромную роль в идейном
воспитании русских революционеров.

В борьбе против Чернышевского — вож-
хя ‹ передовой, революционной молодежи
об единились тогда, в шестидесятых годах,
все темные ‘силы’ еахции — or napa a
жандармекого Ш. отделения ло продажных
писаж охранительной и либеральной печа-
ти. Чернышевского судили и осудили. Это
была злодейская расправа царизма с вла-
стителем дум переловой молодежи, е рево-
люционером-лемократюм, мужественно воз-
ВысивШим Голос в защиту угнетенных и

эксплоатируемых в собственническом  об-
ществе людей.

Великая социалистическая революция
воскресила славное, боевое имя Чернышев-
ского. п

Он близок и бесконечно дорог нашей
социалистической эпохе как непоколеби-

мый борец за свободу и счастье трудя-
щихся.

Чернышевский вырос на почве всего
лучшего, что рождала до него передовая
русская мыель, на почве крупнейших до-
стижений заладноевропейской ревотюцион-
ной и социалистической мысли домарксо-
вой эпохи, на почве могучего порыва са-
MUX масс к свободе. Он был гуманиетом,
любил человека. Любовью к человеку’ го-
рело его сердце революционера. «Альфа и
омега наших стремлений — всевозможный
простор для развития личности» — пи-
сал Чернышевский. f

Сын своего народа, Чернышевский был
действительным интернационалистом.

Указывая на обременительность войны

для трудящихся, Чернышевский, однако,
неизменно подчеркивал, что для них «по-
лезна... та война, которая зедется для от-
ражения врагов от пределов отечества».

Чернышевский глубоко верил в истори-
ческий прогресс. Неистребимым историчес-
ким оптимизмом веет’ от произведений Чер-
нышевского, любившего говорить: «Будь,
что будет, а будет на нашей улице празл-
ник». Он знал и верил: праздник освобож-
дения трудящихся. торжества ` социатисти-
ческих идеалов настанет. :

В отсталых условиях русской жизни
его эпохи Чернышевский не мог видеть,
что в России социализм придет на смену
капитализму, что только рабочий класе
мощно возглавит социалистическую. рево-
люцию, он идеализировал сельскую общи-
HY того времени, и в этом его утопизм.

«Социалистическое будущее, — говорил
Чернышевский, — светлох оно прекрасно.

для него». Чернышевский предвилел счаст-
ливое  сопизлистическое будущее своего
народа и сквозь свинцовую лухоту пареко-
го строя приветствовал это’ будущее.

Несгибаемый, кристально чистый рево-
люционер, он не пощадил самой жизни
своей для торжества социализма.

Богатейшее литературное наследие Чер-
нышевского стало достоянием всей бралт-
ской семьи народов Советского Союза.

Черньыттевский был великим  фусским
патриотом. Любовь к тодине была страстью.
одушевляющей всею его деятельность. Поо-
рочески писал он ос русском народе: «Мы
настолько сильны, что ни © занала., ни ©
ога или востока не может нахлынуть на
Россию орла. которая полавила бы нас...
Нам впереди на много столетий обеспече-
на счастливая доля делаться самим и уст-
раивать свою жизнь все получше и по-
лучше»,

Всея  леятельность Чернышевского —
изумительно яркий пример служения на
благо и славу родины, которая в нашу
эпоху. победившего социализма высоко под-
нимает славное, боевое имя Николая Гав-
риловича Чернышевского — гениального
русского революционера-демократа, мысли-
теля. писателя. гордость фусского, народа.

шневского, А. Кулагина,
Е. Петрова,

Республик навсегда уничтожено  наемное
рабство, уничтожена эксплоатация челове-
Ka человеком.
беспечено право на труд; ‘право на 01-
дых, право на материальное обеспечение

юзов ‘состоялось торжественное заседание,
общий вид торжественного заседания.

УР NOU
ое

ХНА

Цена 30 коп.

— м

ta

ES

`ДЕКЛАРАПИЯ
НАРОДНОГО СОБРАНИЯ ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ
0 ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Принято единогласно на заседании 29 октября 1939 года

На протяжении многих лет народы 3а-[в старости, право на образование. Забота
падной Белорусени ограблялись польскими  ‹ человеке является руководящим началом
помещиками и капиталистами. Националь-   всей жизни.

ное угнетение,  доведенное до крайних траны Советов si
пределов, безработица, голод и нужда ПВ иен и мы
были единственным уделом трудящихся надлежности. вероисповедания. образова
города и деревни, ния, оседлости, имущественного положе-
Польское государство было тюрьмой на-  ния имеют право избирать и быть избран-
родов. Правительство проводило гнусную  лыми во ‘все органы государственной влас-
политику насильственного  ополячивания.   ти. Женщины пользуются выборными прз-
Белоруссы, украинцы и другие народы   вами наравне с мужчинами. В управлении
не польской национальности были лише-   государством принималот участие широчай-
ны права на развитие своей культуры   шие народные массы.
белорусекие, украинские ‹ и еврейские циональный гнет и неравенство. Вее нало-
школы были’ разгромлены.   ды Советского Союза составляют единую
Таковы были порядки и условия жиз-   дружную семью. Только в Советском Сою-
ни трудящихся Западной Белорусени в 3е < невиданной силой расцвела культура
бывшем польском государстве. всех народов. Советский Союз не знает
Народы великого Союза Советских б9-   больше отсталых национальностей.
циалистических Республик протянули чам Пример Советекого Союза и горький
руку братской помощи и навсегда 06в060-   опыт нашей жизни в панекой Полеше
дилн трудящихся Западной Белоруссии   убеждают нас в том, что только Советская
из-под ярма политического, социальном и власть Может избавить нарюды Запалной
национального гнета. Впервые народы За- Белоруссии от экеплеатации, нужды. голо-
падной Белоруссии получили право рас-   ла и бесправия. Только Советская власть
порядиться своей судьбой. обеспечит нам политическое. хозяйствен-
Белорусское Народное (Национальное)   ное и культурное процветание. обеспечит
Собрание, как единственный и полноправ-   свободу национального развития всех наро-
т выразитель воли народов Западной   дов Западной Белоруссии.
поруссии. призвано решить вопрос O XA   Белорусенов Наподное Собрание, выра-
рактере создаваемой па территории 5а-   мая непреклонную волю и ола наро-
падной Белоруссии государственной вла- дов Западной Белоруссии,
re, „ на всей территории Западной Белоруссии
Решая вопрос о характере создаваемой   установление Советской власти. Отныне
власти, мы обращаемся к примеру велико-   вся власть на территории Западной Бело-
го Советского Союза. В годину тяжких   руссии принадлежит трудящимся города и
испытаний для жизни нашего народа   деревни в лице Советов депутатов трудя-
только в лице Аа власти мы на-   щихся.
шли своего освободителя, своего могучего ое Народное 6
и верного защитника. Великий историче- geen eae nae все ee oe
екий опыт народов Советского Союза учит   релоруссии сплотитея вокруг Советов ле-
нас тому, что только Советская власть—   путатов трудящихся для полной победы
это действительно народная власть, где   полого строя для обеспечения расцвета хо-
страной управляет сам народ без помещи-   зяйства, культуры и благосостояния наро-
ков и НЕ В, дов Западной Белоруссии.
В Союзе Советских. Социалистических   Да зправствует Совотская власть

Да здравствуют Советы депутатов трудя-
щихся!
``Дь зравотвует Cows CCP — conmaan-
стичоское  отечество рабочих ‘и крестьян!

ДЕКЛАРАЦИЯ

0 ВХОЖДЕНИИ ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ В СОСТАВ
БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

За каждым {трудящимся

Социалистической Республини принять За-
падную Белоруссию в состав Советсного
Союза и Белорусской Советской Социали-
стической Республики, воссоединить бе-
лорусский народ в единое государство и
положить тем самым  монец разобщению
белорусского народа.

Только в составе Белорусской Советской
Социалистической Республики народ 3а-
падной Белоруссии сумеет залечить глу-
бокие раны, нанесенные ему долгими го-
дами порабощения, и с помощью велико-
го Советского Союза поднять и преобразо-
вать хозяйство, развить свою народную
культуру, достойную свободного нарола, и
‚обеспечить расцвет блатосостояния всех
трудящихся Западной Белоруссии.

Да здравствует Белорусская Советская
Социалистическая Республика!

Да здравствует наша могучая Родина—
великий Союз Советских Социалистических
Республик! :

SS eee

HenspecTHbi@ =
автографы А, П, Чехова _

В фондах Главного архивного управле-

ния обнаружены многочисленные автогра-
фы А. П. Чехова — письма, записки, от-
рывки` рассказов. Эти документы имеют
большую ценность для изучения творче-
ской лаборатории великого писателя.
° Среди автографов найдено семь неопу-
бликованных писем за 1897—98 годы.
Часть их адресована издателю произведе-
ний писателя Суворину. Одно из писем
было отправлено в Серпуховокую комис-
сию по переписи населения в 1897 году.
Чехов, как известно, принимал в этой пе-
реписи активное участие.

Интересна неопубликованная рукопись
отца писателя П. Е. Чехова, озаглавлен-
ная «Жизнь П. Ч.», в которой хроноло-
тически рассказывается ‘о наиболее важ-
ных событиях в семье Чеховых. В руко-
писи содержатся записи о рождении А. П.
Чехова, его поездках за границу и на
Сахалин, 0 построенных им на свой счет
нескольких школах в Мелихове, под Мо-
сквой, где он жил.

Нейзвейтные автографы писателя и ру-
копись «Жизнь П. Ч.» будут опубликова-
ны в журнале «Красный НИ

В тяжелый час, грозивший разорением
и истреблением нашему народу, великий
Советекий Союз взял под BOK защиту
жизнь и имущество населения ` Западной
Белоруссии. ое Е

С помощью  непобелимой Рабоче-Кре-
стьянской Красной Армии народы 3a-
падной Белоруссии освободились от гос-
подства помещиков и капиталистов, На-
всегда миновали Черные тоды унижения
белорусского народа под игом польских на-
нов, попиравших элементарные права и
национальное достоинство белорусского на-
рода.

`. Трудящиеся Западной Белоруссии всегда
считали себя связанными неразрывными,
кровными узами со своими братьями, по-
строившими Советскую Социалистическую
Белоруссию:

Трудящиеся Западной Белоруссии реши-
тельно требуют воссоединения доныне рас-
члененных двух частей единого белорус-
ского народа, единой белорусекой земли.

‘Считая волю белорусского народа вые-
шим законом, Белорусское Народное
Собрание постановляет:

просить Верховный Совет Союза Совет-
ских Социалистических . Республик и
Верховный Совет Белорусской Советской

посвященное пятидесятилетию

(Фотоклише ТАСС).

провозглашает.

28 октября в Колонном зале Дома сою-
30B состоялось торжественное — заседание,
посвяшенное  бБ0-летию co дня смерти
Н. Г. Чернышевского, организованное сою-
зом советских писателей совместно с Ака-
демией наук СССР. .

В президиуме —- заместитель прелсета-
теля Совета Народных Комиссаров СССР
тов. А. Я. Вышинекий, Ем. Ярославекий,
писатели А. Фалеев, А. Серафимович,
А. Новиков-Прибой, Ф. Гладков, акалемики
0. Шмидт, В. Образцов. А. Деборин,
И. Луппол, И. Мещанинов, Б. Греков и
другие. :

А. Серафимович открывает
кратким вступительным еловом:

— Из всех тяжких дорог, которыми
шли в ту эпоху демократы-революционеры;
на долю Николая Гавриловича Чернышев-
ского выпала самая тяжелая, самая мучи-
тельная. 916 были небказанные. страла-
ния, неумирающие муки. Не думайте, что
это были муки физического характера.

были мучения совершенно иного шо-
parka. В нем, в Чернышевеком, `бурлили
необ’ятные силы — ‘творчества револю-
ционного, творчества культурного, творче-
ства художественного. 7

— В России нарастала горячая обще-
ственная и революционная борьба, — npo-
должает т. Серафимович. — Чернышев-
ский сам дал. громадный толчок этой борь-
бе. И каким же страстным борцом вор-
валея бы он в эту битву классов.

`В. Чернышевеком бурлил неиссякаемый
родник нерастраченных сил; он смотрел на
художественное творчество, как на могу-
чее орудие проникновения в серлца и
мысли людей для переделки их, для борь-
бы за неохватимю счастливую жизнь тру-
дящихся.

заседание

В истории русской общественной
  АГЫСЛи, `— ТОВоОИТ т. Фадеев, — как су-
ровый гранитный утес, высится полная

великого просветителя,  мужицкого демо-
крата-революционер» Николая Гавриловича,
Чернышевского.

Чернышевский, чвловек энциклопехиче-
ского образования, принял на свои пле-
чи огромную историческую задачу — пе-
ресмотреть © новой, революционно-демо-
кратической точки зрения весь уклал об-
щественной и частной жизни в России и
всю господствующую идеологию. Полити-
к» внутренняя и внешняя; политическая
экономия, история, ,‚ социализм, аграрно-
крестьянский вопрос, философия, литера-
тура и искусство, вопросы военный и
женский — таков размах ° литературной
деятельности Чернышевекото.

„>

‘ И
26 октября в помещении Московекого
клуба писателей состоялась научная, сес-
сия Института мировой литературы им.
А. М. Горького, посвященная 50-летию со

дня смерти Н. Г. Чернышевского, fb
`Сессию ‘бткрыл академик И. Луппол, ‘от-.
метивший в своем вступительном слове
исключительное значение философских и
эстетических. работ Чернышевского, t

’Рассмотрению -философоких взглядов
Чернышевского был’ посвящен ‘обстоятель.
ный доклад члена-корреспондента Акаде-
мии наук СССР. Н.. Мещерякова—«Ленин
о Н. Г. Чернышевском». Указывая о боль-
шом влиянии Фейербаха на Чернышевско-
го, докладчик отметил, что последний не
был просто ‘его’ учеником, а пошел гораздо
дальше его и глубоко переработал все’ его
учение. Именно за ‘это ‘так высоко ценил

и любил Чернышевского Ленин,

На утреннем забедании был заслушан
также доклад Н. Бельчикова «Н. Г. Чер-
нышевский - беллетрист». Чернышевский
выступал как новатор во’‘всех областях
своей чрезвычайно разносторонней  дёя-
тельности и в том числе и в. художеетвен-
ном творчестве. Роман «Что делать?», по
мнению докладчика, ‚ внаменовал станов:
ление нового стиля и нового жанра по-

Затем выступает с речью т. А. Фадеев.

величия, цельности и. простоты фигура.

sees

Н. Г. Чернышевский.
соо

TAM ST rnd
Ш. DT. QHPMbIMEBCRO®

На вечере в Колонном зале

Он был одним из первых социалистов в
России, учеником великих Утопистов, сре-
ди которых особенное влияние на него
оказал Фурье. В философии, усвойв все
самое передовое и лучшее, что дала бур-
жуазная классическая философия, ученик
Фейербаха, он был последовательным воин-
ственным материалистом, борцом в рели-
тией и всеми видами идеалистической по-
повщины,

Переходя к эстетическим взглядам Чер-
нышевекого. т. Фадеев говорит:

— Илея прекрасного. идея красоты. ко=
торая не осуществляется в действитель<
ности, в реальной жизни людей, эта илея
осуществляется в произведениях  искус-
ства — таков, по Чернышевекому, взглях
‘идеализиа на происхождение и место ие-
кусства. Чернышевский разоблачает та-
кой взгляд как поповщину — такую же,
ак учение рае; который. -вознагратит
человека за все ето лишения на земле. По
Чернышевекому, прекраеное, красота
существуют в действительности, проис-
хождение искусства — в реальных потреб-
ностях человека. Искусство имеет еще и
другую, выешую цель: «елужить 00’яс-
нением воспроизводимых явлений». Поэт
сознательно или бессознательно пройзно-
сит свой «живой приговор о явлениях,
интересующих его», искусство имеет еще
и значение «приговора мысли» художни-
ка 0 воспроизводимых им явлениях.

Отеюла видно, что точка зрения Чер-
нышевского, вопреки тому, что приписы-
вали ему враги его, лалека от вульгарно-
ге утилитаризма и не только не отри-
цает, & подчеркивает роль художественной‘
индивидуальности (которая е нашей, марк-
систско-ленинской, точки зрения являет-
ся выразителем социальных  класбовых
стремлений).

— Взгляды Чернышевского и его по-
следователей, — говорит в заключение
А. Фадеев, — оказали огромное влияние на
зилнейших литераторов — деятелей на-
ционально-освоболительного лвижения Ук-
ранны, Грузии, Армейни и других. В ро-
мане «Что делать?» Чернышевский с не-
истребимой страстной гилой мечтал о eo-
пиалистическом обществе. Эта мечта влох-
новляла лучших русских людей и ayy
ших людей всех народов в пределах ста-
рей России и за ee пределами. Эта меча)
г ютране Чернышевского, где он жил и
боролся, осуществлена нароламя Советско-
го Союза. руководимыми гением Сталина.

С большим докладом о жизни и дея-
тельности Чернышевского выступил Ем,
Ярославский. }

После официальной части вечера co-
стоялея большой концерт с участием
лучших мастеров искусства Москвы,

НАУЧНАЯ СЕССИЯ

литического романа, лучшие черты кото-
рого приближались к социалистическому
реализму. Одной из основных задач ху-

‚ дожественного ‘произведения Чернышев.

ский считал воздействие его на обще»

‚ственную жизнь, на воспитание масс.

Вечернее заседание. сессии началось до=
кладом И. Новича об эстетических и ли-
тературных взглядах Чернышевского. В
своем интересном и ‘содержательном вы-
ступлении И, Нович рассказал об основ-
ных взглядах Чернышевского на искус-
CTBO. Е .

Работа сессии закончилась докладом
Б. Козьмина «Н. Г; Чернышевский в ре-
дакции «Современника», Журнал, говорил
докладчик, был дорог Чернышевскому как
кафедра, с которой он воспитывал рево-
люционеров. Блестящий журналист, он
провел огромную работу в редакции и вы-
держал жестокую борьбу ‘с цензурой и в
либерально настроенными сотрудниками
«Современника» для’ того, чтобы превра-
тить чисто литературныЯ журнал в жур=
нал общественно-политический. И консер.
ваторы и либералы  небезосновательно
считали «Современник» идейным штабом
революции. Осуждение Чернышевского се-
натом тлавным образом было связано в
его работой в «Современнике».

———_— 1 ee

_ Оргкомитет писателей Львова.

‘Ha собрании” писателей Львова избран
организационный комитет в составе: Пет-
ра Панча. Василия  Пачовокого, Петра
Карманского, ‹ Отепана Чудора, Ярослава
Цурковокого, Владислава, Броневекого, Ван-

лы Василевекой, Галины Гурской, Вой-
Жиленского, Алекеандра Вата. Александра

Лыца и Давила Кенитоберга.

Председателем оргкомитета избран Пет-

ро Пзич,