ны

В. Г.

50 лет тому назад в Саратове
последовательный революционный

как его называл Ленин, Умер крупнейший
историк, в своих выводах ставший на
почву — исторического
лице Чернышевского, замученного цареки-

ми палачами, Россия потеряла не только

замечательно глубокого критика капита-
лизма, вскрывшего беспомощность и фе-
тишизм буржуазной политической эконо-
мии: 50 лет тому назал умер большой ху-
дожник слова. оставивиий нам бессмерт-
ные: «Что лелать?», «Пролог к прологу»
и рял других художественных произведе-
ний. Чернышевский был «великим гегель-
янцем и материзлистом», — так опенил
его роль в история общественной мысли
в России Ленин. Чернышевский и ЛДобро-
любов были «сопиалистическими Лесеин-
тами», — так их называл Энгельс,

Чернышевский принадлежит ‘к. славной
фаланге революционных демократов, раз-
ночинцев, пришедших на смену лворян-
еким  революционерам-лекабристам. Ero
происхождение и воспитание в семье свя-
щенника и в духовной ` семинарии. мало
способствовали тому, чтобы Чернышевский
мог стать социалистом и революционером.
Олнако мы знаем, что нередко из чув-
ства протеста против отупляющей среды
одаренные люди выходили революционера-
ми и из духовных семинарий.

Чернышевский окончил университет,
когда у ‘него сложилось уже социалисти-
ческое мировоззрение. когда он был уже
убежленным революпионным демокодтом ий
столь же убежденным атеистом. Ой тогда
уже отчетливо понимал. что если он He
останется равнодушным к сульбам народа,
то он должен булет столкнуться с пар-
ским правительством.

Решившиеь жениться на Ольге Сокра-
товне Васильевой, Чернышевский считал
своим ‘лолгом открыть перел нею свой
революпнонные настроения и свой 0пасе-
ния. 19 февраля 1853 года, во время ой’-
яенения е Ольгой Сократовной. между ни-
ми произошел такой разговор: «С моей
стороны было бы низостью, подлостью
связывать со своею жизнью еще чью-ни-
буль и потому, что я не уверен в том,
долго ли я буду пользоваться жизнью И
свободой. У меня такой образ мыслей, что
я должен © минуты на минуту ждать, ITO
явятся жандармы. отвезут меня в Петер-
бург и посадят в крепость, бог знает Ha
сколько времени. Я делаю здесь Такие ве-
щи, которые пахнут каторгою, — я такие
вещи говорю в классе.

— Да, я слышала
Ольга Сократовна,

— Ия не могу отказаться от этого 0й-

это, — отвечала

раза мыслей. Может быть, с летами я не-

сколько поохладею, но едва ли,

— Почему же?.. Неужели в самом деле
не можете вы перемениться?

— Я не могу отказаться от этого 0б-
раза мыслей, потому что он лежит в моем
характере, ожесточенном и  недовольном
ничем, что я вижу кругом себя. Теперь
я не знаю. охлалею ли я когда-нибуль В
этом отношенли. Во всяком случае до сих
пор это направление во мне все более и
более только усиливается, делается резче,
все более и более, входит в мою жизнь.
Итак, я жду каждую минуту появления
жандармов, как благочестивый  схимняв
кажлую минуту ждет трубы страшного
суда. Кроме того, у нае будет скоро бунт,
а если он будет, я буду непременно уча-
ствовать в нём».

Наиболее ярко разгорелась политиче-
ская деятельность Чернышевского в пери-
од его работы в журнале «Современник».

Уже с 1856 гола, когла Некрасов на
время уехал за границу, Чернышевский
стал фактическим редактором «Современ-
ника» и вместе с Добролюбовым руково-
лил журналом. «Современник» пользовал-
ся громадной популярностью среди про-
трессивной молодежи, и каждая книжка
раскупалась нарасхват.

Роль Чернышевского и Добролюбова В
тогдашней общественной жизни была гро-
мална. Вот что писал вилнейший обще-
ственный деятель Шелгунов 06 этом:

«Замечательно, какую громадную умет-
венную работу совершили эти два чело-
века (Чернышевский и Добролюбов). каж-
дый в своей области, и как, пополняя
один другого, они составляли одно закон-
ченное целое».

0 том, какую громадную литературную
работу выполнил Чернышевекий в период
¢ 1855 по 1863 год, свидетельствуют 11
томов полного собрания его сочинений,
написанных в этот период.

Он был блестящим литературным кри-
тиком. Его «Очерки гоголевекого периода»
являются ярким продолжением  деятель-
ности Белинского в области художествен-
ной критики. Его работы по политической
экономии, талантливые, увлекательные,
тесно связанные с современностью, ст&-
TBH Ha исторические темы, его философ-
ские работы привлекли всеобщее  вни-
мание, будили и формировали лемократи-
ческую революционную мысль. В особен-
ности приобрели громадное значение его
статьи, направленные против крепостни-
ков и против представителей нарожлаю-
щейся буржуазии, Он возненавилел pyc-
ских либералов, которые мало чем отлича-
лись в глазах Чернышевского ог откровен-
ных   реахционеров-крепостников,

Черньппевекому приходилось
лавируя между проволочными  загражде-
ниями строгой цензуры. Он выработал
вместе в Добролюбовым эзоповский язык,
которым опи высказывали самые  ради-
кальные революционные мысли.

Чернышевский. Добролюбов и Некрасов
запяли в борьбе против крепостничества и
против дворянско-буржуазного либерализ-
Ma крайнее левое крыло,

Когла в 1862 голу начались стуленчес-
кие волнения, а велел за этим в Петер-
бурге вепыхнули страшные пожары, резк-
ционеры все приписали Чернышевскому—
и студенческие волнения, и крестьянские
волнения, и пожары. Враги Чернышевеко-
ro засыпали Ш отделение всякого рол
хоносами на Чернышевского, требованиями
расправы © ним. Чернышевский был поса-

ман
Литературная газета.
2 — № 60

писать,

ЕРНЫШШЕВСКИЙ.

умер
охин из самых замечательных обществен-
ных деятелей прошлого столетия, власти-
тель дум лучших людей своего времени,
демо-
крат, «замечательно глубокий критик ка-
питализма» и «величайший представитель
утопического сопизлизма в России», —-

материализма. В

с вооруженными солдатами у дверей; тихо

Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ

men в Потропавловскую крепость. И вот   торопяеь, самого себя, нагнув при этом
началась Фабрикация обвинения ‘против   голову, затем, приподняв ее, проговорил:
него путем провокаторских показаний и  «Благодарю ‘Вас! Кажется’ ‘вбем” доволен
подложных писем, якобы идущих от Чер- и претензий, не имею». Я попросил ето
нышевского.   сесть, сел и сам рядом, проговорив, что
Чернышевский пробыл 678 дней в  Мне еще нужно © ним поговорить п0 од-
Алексеевском равелине Петропавловской   НоМУ важному обстоятельству. On cea
крецости, которую российские императо-   Просто, пепринужденно. без всякого види-
ры построили для своих опаснейших по-  Мого интерес» на сухощавом, блелно-жел-
литических врагов. Неларом ам  парь  ТОМ лице, поглаживая рукой свою клино-
Алекеандр П стал во главе следственной образную бородку и глядя на меня через
комиссии по делу Чернышевского. Сколько   ОЧки вевозмутимо спокойно. При этом я
людей — и каких людей — погибло в  Заметил его откинутые назад волосы. мор-
атом Алексеевском равелине! Великлй пп-   ШИНЫ на широком загоревшем aby, Mmop-
сатель, ученый с мировым именем очу-  ЩИны на щеках и сравнительно белую
тился в этом страйном каземате, но счя-   РУКУ, которой он поглаживал бородку. Я
тал еще неоконченной борьбу. Он очень   ПРиступил прямо К ‘делу: «Николай `Гав-
скоро убедился в ничтожестве имеющихся   Р930зия! Я послан в Вилюйск со слеци-
против него улик. Он налеялея выйти из   З7ЬНЫМ поручением от генерал-губернато-
тюрьмы. Он принялся за работу, и нало   08 Именно к вам. Вот не угодно. ли про-
прямо поражаться гигантской энергии,   Честь и дать ине положительный ответ
проявленной им. Здесь написал он «Что   В ТУ или другую сторону». Й я полал ему
делать?» — своб политическое завещание   бУМаРУ. Он молча взял, внимательно про-
революционной России. Котла впоследет- Phe и, полержазв бумагу в руке, может
вии, уже измученного поеле ^ каторги и `ЫТЬ, © минуту, возвратил ее мне обрал-
ссылки, один из посотителей его спросил:   0 И, привставая на ноги, сказал: «Благо-
дарю, Но. видите ли, в чем же я должен

АИ

«Жизнь и

лелать?». — он мог ответить; что он
написал «Что делать?» тогда, когда он
сам уже ничего делать ве мог.

19 (31) мая 1864 гола в Петербурге
на Мытной площали  совершилея  обрял
«гражданской казни» нал Николаем Гав-
риловичем Черпышевеким, великим просве-
тителем и «властителем дум» революци-
онных поколений 60—70-х голов. Вокруг
воздвигнутого черного эшафота кольцом
стояли конные жандариы, огтесняя нес-
колько еот человек, главным образом, сту-
денческой молодежи, пришедших на это
позорное зрелище.

Вот показалась черная глухая карета
У эшафота. Жандарм открыл дверцы; из
дверцы вышел пожилой человек с седею-
щими волосами.  Лва палача встретили
Чернышевского: один снял с него фураж-
EY, лрутой повесил ему на груль черную
доску © надписью белым: «госуларетвен-
ный преступник». Чиновник прочитал
приговор: «По указу его императорского
величества...»

Спокойно слушал этот гнусный приго-
вор Чернышевский и только время от
времени снимал очки и протирал их от
дождя пальцами. Казалось, он продолжал
какую-то свою спокойную думу и не 05-
pana внимания на враждебные возгласы
из среды собравшихся; он знал, ITO это
возгласы либо полицейских сыщиков, про-
вокалоров, либо возгласы обманутых шпи-
онами, жандармами, попами людей, ечи-
тавших Чернышевекого «поджигателем»,
«изменником». \ ;

Но вот чтение приговора окончилось.
Чернышевского подвели к позорному стол-
бу и приковали 5 нему цепями. С чет-
верть часа стоял один из величайших
русских людей, прикованный к позорному
столбу, со своими лумами. Он спокойно
посматривал вокруг, и не было вилно вол-
нения на лице его. Чернышевский владел
©0б0й и He дал палачам царским повод&
радоваться,

Наконец, палач снял © него цепи, вы-
вел на середину эшафота переломил
нал его головой шпагу. Какая-то женщи-
na бросила на эшафот букет цветов; это
была Михаэлис — сестра Шелгунова, ев
тут же арестовали, Чернышевского ›уеа-
дили в карету и увезли снова в Петропав-
ловскую крепость.

Александр Герцен’ писал после этой
казни ‘в «Полоколе» (№ 186; 1864 г.):

«Неужели никто из русских хуложни-
ков не нарисует картины, представляющей
Черныпевского у позорного столба?! Этот
обличительный холст булет образом. для
будущих поколений и закрепит шельмова-
ние тупых злодеев, привязывающих мысль
человеческую к столбу преступников...
Чернышевский был вами выставлен в
столбу на четверть часа, & вы, & Россия
на сколько лет останетесь правязанными
Е нему?

Проклятье вам, проклятье и, если в03-
можно, месть!..»

Только слишком полвека спустя после
этой позорной казни народ мог отомстить
3& это поругание одного из лучших лю-
дей, крупнейшего ученого, мыслителя и
пламенно преданного народу социалиста
домаркеова периода. Погибли целые поко-
ления революционеров в поисках настоя-
щего пути. Этот путь найден был позже
революционными марксистами, но путь Е
нему пролагали в России и русские про-
светители — Белинский, Чернышевский,
Добролюбов. «Тупые злодеи», приковавигие
на четверть часа Чернышевского к позор-
ному столбу, были низвергнуты рабочими
и крестьянами в 1917 году под руковод-
ством партни Ленина-—Сталина, всегда. от-
носившейся с величайшим уважением к
Чернышевскому. Перед народом во всей
омерзительности вскрыты теперь гнусные
дела «тупых злодеев», погубивших цвет
русского народа, погубивших Чернышев-
ского. А имя Чернышевского вписано ‘в
историю освобождения народов СССР как
имя одного из лучших людей русского
народа...

В нелегальном журнале «Общее ‘дело»
появилось в 1871 году описание жизни
вилюйского узника. «В занесенной снегом
пустыне, в убогой, промерзлой лачужке,

моя голова и голова шефа жандармов Шу-
валова устроены на разный манер, — &
00 этом разве можно просить помилования?
Благодарю Вас за труды. От подачи про-
шения я положительно отказываюсь». По
правде сказать, я растерялся и, пожалуй,
минуты три стоял настоящим болваном...
«Так, значит, отказываетесь, Николай
Гаврилович?» — «Положительно отказы-
ваюсь»,—и он смотрел на меня просто и
спокойно. «Буду просить Вас, Николай
Гаврилович, — начал я снова, — дать
мне доказательство того. что я вам пред’-
ABM поручение § renepal-ry6epnaropa.
«Расписаться в прочтении?» — докончил
он вопросом. «Ja, ла, расписаться».
— «С мтовностью». Й мы пошли в его
вамеру, в которой стоял стол © книгалги,
кровать и, кажется. кое-что из мебели:
«Читал. Or подачи прошения  отказы-
ваюсь. Николай Чернышевский».

21 гол каторги, тюрьмы и евылки —
вот расплата Чернышевского за ту огром-
ную работу, которую он выполнил для
народа. Вот как расправилось с ним цар-
ское правитёльство..

Полное ` собрание сочинений Чернышев-
ского могло выйти только после Октябрь-
ской социалистической революции. Только
революция дала возможность сделать 1о-
стойную оценку деятельности  Чернышев-
ского, имя которого было символом борь-
бы многих поколений. и

Марксисты, критически относящиеся
элементам утопизма. в социалистических
взглядах Чернышевского. пенят в нем .ол-
ного из великих революционных демокра-
тов, последовательных  материалистов,
предшественников революционной  марк-
систекой мысли, как человека, который
много сделал для того, чтобы расчистить
путь революционному движению в Росепи.
С величайшим уважением писали © нем
Марке и Энгельс и заботаливь 6 ем

сульбе, а
их высказываниях.

его жизни и творчеству.

правкой — Чернышевского,

красочный ‹ поэтрет Чернышевского,

dun (1888 г.).

политическим,

половины ХГХ века.

него беллетриостического
повести «Геория и практика».

=

философии и экономического,
ное памяти Н, Г. Чернышевского.

вом А М. Деборина.

сообщение о

сти, что написанное

Cos его
В многочисленных.

о Чернышевском Ленин раскрывает neper
нами образ великого мыслителя. для кото-
рого, как и для Белинского“ любовь к
благу родины ° была единственной
страстью. :

Чернышевский — глава пелого поколе-
ния революционных просветителей русскд-
го--народа. Он любил свою ротину. любил
свой народ. Ленин пивал в ‘«Детекой` ба
лезни «левизны» в, коммунизме» в 1920
году: С
«В течение около полувека, примерно ©
40-х и лю 90-х голов прошлого’ века, пе-
реловая мысль в России, пол гнетом вв
виданного, дикого и реакционного цариз-
ма, жално искала правильной  революци-
онной теории, следя с удивительным усер-
дием и тщательностью за всяким и каж-
дым «последним словом» Европы и Аме-
рики в этой облаети. Марксизм, как, един*
ственно правильную революционную `тео-
рию, Россия поистине выстрадала полуве-
ковой историей неслыханных мук и жертв,
невиданного ° революционного героизма.
невероятной энергии и беззаветности’ иска-
ний, обучения, испытания ‘на’ практике,
разочарований, проверки, = сопоставления
опыта Европы».

Чернышевский принадлежал к  людяи,
которые под гнетои невиданно дикого и
реакционного царизма жадно искали пра-
вильной революционной теории и выстра-
дали неслыханными муками и жертвами,
невиданного революционного героизма. не-
вероятной ‘энергии и беззаветности иска-
ний право на то, чтобы благодарное по-
тометво поставило Н. Г. Чернышевского в
ряд с величайшими деятелями революци-
онного движения. :

«Прометеем на скале» называл Черны-
шевского Плеханов. Чернышевский был
действительно таким  «Прометеем», тело
которого пасклевывали тнусные палачи,
Но мысль Чернышевского осталась вечным
памятником  плохотворности  гигантеких
усилий таких замечательных людей. ко-
терых дал русский народ человечеству.
Чернышевский был уверен в победе нз-
рода, он слелал все, что мог, для этой
победы.

Но развитие. осуществление сопиализма
стало. возможно тогда, когда на смену уто-
пическому социализму пришел пролетар-
ский научный социализм Маркса-—Энтель-
са——Ленина-— Сталина, когда побелила Ок-
тябрьекая социалистическая революция,
когда стало возможным для этого буду-
шего строить своболно, радостно. е созна-
нием того, что мы делаем большое истори-
ческое дело мирового значения.

Ф. Энтельса.

Как это ни странно, но до сих пору
нас еще не получило достаточного отпора
мнение о слабости Чернышевского как
художника.

Романы Чернышевского прозвучали в
свое время как новое слово в литературе.
Они ярко отражали формирование нового
стиля демократической литературы, пред-
ставленной наряду с произведениями Чер-
нышевского сатирой Щедрина, поэзией
Некрасова, очерками и повестями Успен-
‘ского. Старым канонам дворянской эсте-
тики с ее  идезлистическимо пониманием
прекрасного было нанесен  решительвый
удар. Эстетические взгляды Чернышевского
определили ряд особенностей его романов.
В них писатель не только правдиво изо-
бражал жизнь, об’яснял ее; но и призы-
вал к действию.

Особенности ‘романов  Черпышевского,
как произведений хуложественно-публици-
стических, свидетельствуют не о слабости,
а, напротив, об огромной силе писателя
как художника, об умении его найти под-
линно художественную форму даже для
самого отвлеченного, дидактического мате-
риала. На разборе любого из романов Чер-
нышевского легко показать это. Мы оста-
новимся здесь на самом значительном из
них — на романе «Что делать?».

Поражает прежде всего стройность и
законченность системы образов, связываю-
щих произведение идейно и композицион-
но в- единое пелое. Целостность этой си-
стеме ‘образов сообщает продуманная pac-
становка персонажей как общественных
тинов, строгая очерченность их взаимоот-
‘ношений, их места в жизни и столь же
определенная роль их в романе.

Последовательно и четко развивает ав-
тор и сюжетную линию романа. Он в 60-
вершенстве владеет приемами, позволяю-
щими заинтересовать читателя, все время
держать его в напряжении, В ряде слу-
чаев ‘автор сначала ставит читателя перед
неожиланным или  необ’яснимым  собы-
тием (свадьба Веры, разрыв Кирсанова ©
ТЛопуховыми, нежная встреча Кирсанова с

домучивается великий  стралалеп. Рано
поселевшая голова его уже слружилась
© терновым венком; лавровый — увен-
чает его могилу».

И тем не менее политически царизм не мы, ученики Маркса Энтельеа—
мог сломить Чернышевского. В 1874 г.   Ленина—Оталина, с благодарностью вепо-   Настей), & потом подробно и обстоятельно,

как бы поддразнивая своей неторопливо-
стью, излагает всю цепь событий, привед-
ших к данному факту. В других случаях,
подведя повествование к назревающему
«взрыву», он неожиданно прерывает pac-
сказ интригующим указанием на nocre-
дующее спокойное разрешение ситуации.

А как органически включены в повеет-
вование, как одушевлены художественно
свиые «рациопзлистические» страницы й
тязвы! Возьмем для примера одну из наи-
более отвлеченных глав романь — «Teo-
ретический разговор». Сюжетная и комио-
зиционная роль этой главы огромна: имен
но’ в результате’ разговора © Киредновым
Лопухов принимзет решение «уйти со спе-
НЫ», и в этом разговоре особенно полно
раскрывается внутренний облик, героев, не
только как носителей определенных взгля-

минаем © Чернышевском, © славном лея-
теле минувшей эпохи, когда только брез-
жила, заря свободы, © Чернышевоком, ко-
торый в одиночестве в казематах Алек-
сеевокого равелина Петропавловской кре-
пости, на далекой Нерчинсокой каторге, в
глухом Вилюйске, — всюду горло Hee 3Ha-
мя освобождения русского народь от ца-
ризма, знамя социализма.

Это знамя подняли в новую эпоху иные
люди, — Ленин и Сталин. создали
нашу нетюбедимую партию. они привели
нае к великим победам социзлизма. Они
научили нас любить таких славных прел-
пественников наших, как Белинский, До-
бролюбов, Чернышевский.

в Вилюйск послан был ад’ютант генерал-
губернатора в В. Сибири  Винникв ¢
целью побудить Чернышевского написать
царю о помиловании, Мы знаем, что такой
видный политический деятель, как Ми-
хаил Бакунин, в ©в0е время налисал Ta-
кую унизительную «Исповедь» — прось-
бу © помиловании царю Николаю I. Yep-
нышевекий не унизилея по этого. Вот
что рассказывает сам Винников 00` этом:
«Было два часа дня. Я увищел Чернышев-
ского, сидевшего на скамеечке, лицом в
озерку, в сером олеянии, се открытой го-
ловой. Я подошел к нему и представился,
проговорив, что мне между прочим пору-
чено губернатором спросить: «Всем ли вы
довольны? Не имеете ли претензий?» Он
встал со скамейки, быстро осмотрел меня
сквозь очки с головы до ног, оглядел, не

“

Из доклада тов. Ярославского Ha 3a-
седании в Колонном зале.

Е ны =

‚ Дом-музей Чернышевского в Саратове,

— ooo

‚ В связи с 50-летием со дня смерти ве-
ликого русского революционера и писате-
ля Н. Г. Чернышевского Государственный
литературный музей совместно с Саратов-

правда ли, что его преследовало, царекое . a $ ским Домом-музеем Чернышевекого от:
правительство больше всего за роман «Что   ПРобить помилования? Это вопрос, Мне крыл 58 октября в Колонном зале Дома
кажется, что я сослан только потому, что   союзов большую выставку, посвященную

На двенадцати щитах выставки будут
представлены рукописи, первые издания
сочинений, книги с автографами и личной
портреты и.
скульптуры писателя и его современни-
ков. Обращает на себя внимание большой

вос-
произведенный с его последней фотограл

В первом отделе выставки приведены
высказывания Маркса, Энгельса и Ленина
о Чернышевском, дающие характеристику
экономическим, историче-
ским взтлялам мыслителя и его роли В
общественном движении в России второй

Второй отдел   посвящен детству и моло-
дости. Чернышевского. Собранные вдесь
фотографии, рукописи и документы, среди
которых имеются неопубликованные, освез
щают пребывание его ‘в Саратовской ду-
ховной семинарии, университетский пе-
риод и жизнь его в Саратове в 1851—
53 гг. В частности, будут показаны учени-
ческие работы Чернышевского, оригиналы
дневников за 1848—53 гг. и рукопись ран-
произведения —

27 октября состоялось соединенное взасе-
лание трех отделений Академии наук
СССР — литературы и языка, истории и
посвящен-

Собрание открылось вступительным сло-

Академик И, Луппол сделал интересное
философско-эстетических
взглядах великого писателя. Характеризуя
особенности «фейербахианства» Чернышеьв-
ского, докладчик указал на то, в частно-
Чернышевским в
1888 Г. предисловие к третьему изланию
диссертации, не пропущенное  цензу-
рой, в значительной степени перекликает+
ся с первой ‘тлавой. «Людвиг Фейербах»

Подлинный хуложник

4939 г. ;
Гравюра М. Иноземцевой,

творчество

Н. Г. Чернышевского»

Отдельный щит отведен под материалы,
отражающие философские и эстетические
взгляды Чернышевского, Приводятся ру-

кописи и первые‘ издания диссертации

«Эстетические отношения искусства к дей-
ствительности», письма писателя к отцу,
где он сообщает. о своей работе над дис
сертацией, отклики на нее в журналах,

На других щитах собраны материалы о
работе Чернышевского в «Современнике»,
его аресте и ссылке в Сибирь, возвраще-
Hin и жизни в Астрахани и Саратове,
Специальный щит отведен под роман
«Что делать?» Впервые будут показаны
иллюстрации к роману художника Л. Зус-
мана, выполненные ‘по заказу  Гослитму»
зея. Среди иллюстративного материала вы-
ставляются также иллюстрации художника
Д. Дарана к «Пролоту».

Послелний щит — «Наследие Н. Г. Чер»
нышевского» — отражает судьбу литера»
турного наследства писателя в царской
России и в СССР. Как известно, царское
правительство вплоть до 1905 г, запреща-
ло даже упоминать имя Чернышевского.
На выставке представлены сочинения пи-
сателя, изданные его сыном в’ Петербурге,
на которых фамилия автора не была ука-
зана На этом же щите приводятся все
сочинения Чернышевского, изданные при
советской власти, и фотографии первого
памятника Чернышевскому, поставленно»
го в Петербурге в 1918 году по постанов-
лению Совнаркома, которое было подпи-
сано В. И. Лениным:

ТРИ ДОКЛАДА _

Вместе с тем И. Луппол показал, как
антропологизм Чернышевского привел его
к Чеории разумного эгоизма и помешал
ему подняться до’ диалектического матери-
ализма и научного коммунизма, >

Член-корреспондент Академии П И. Ле-
бедев-Полянский в докладе «Чернышев-
ский — литературный критик» сконцен-
трировал его высказывания об обществен-
ном долге писателя и задачах критики,

Собрание закончилось докладом проф.
Д. И. Розенберга об экономических взгля-
дах Чернышевского. Докладчик подчерк-

нул заслуги Чернышевского, сумевшего в

тоглашних условиях России дать критику
буржуазной политической экономии и ра-
зоблачить. буржуазный характер крестьян-
ской реформы 1861 года,

Н. НИКИТИН

дов, но и как живых, мыслящих и стра-
дающих людей. То упорство, с которым и
Лопухов и Кирсанов стремятся уверить
друг друга, что беседа их именно теоре-
тична, не связана с их личной судьбой,
позволяет читателю особенно ярко почув-
ствовать переживания обоих «теоретиков».
А как хорошо это’ последовательное «не-
понимание» Лопуховым возмущения Кирса:
нова, как много говорит неожиданный. по-
целуй, заканчивающий «спокойную» беее-
ду на отвлеченную тему! .

Писатёль мастерски ипливилуализирует
речь своих героев: Грубый, насыщенный
мешанскими оборотами язык Марьи Алек-
сеевны, восторженно-экзальтированиая
речь Жюли, пустая светская болтовня Жа-
‘на и Сторешникова, капризно-властный тон
Анны _ Петровны, простая, безыскуеная
речь Наети Ерюковой, точные; ‘сжатые,
порой афористические выражения Рахме-
това — все эти особенности речи героев
подчеркивают и социальный облик и ха-
рактер каждого из персонажей,

Образцом внутреннего диалога может
служить анализ ‘сложных ‘переживаний
Веры Павловны, ланный: в форме своеоб-
разной «борьбы елсв». Заключительная
картина этой борьбы полна глубокой пеи-
хологической правды. Именно в тот мо-
мент, когда побеждало слово «нет». Вера
Павловна увилела себя налевающей шля-
пу, чтобы итти и сказать «да». Или бле-
стящий анализ психологии подсознатель-
ного в третьем сне Веры Павловны, тон-
ко вскрывающий самые сокровенные чув-
ства и мысли молодой женщины.

Наряду с этим Чернышевский умеет по-
казать лушевное переживание человека
Через позу, жест, через мимолетную деталь.
«Он глалил ее волосы. целовал её голо-
ву, пожимал ев руку. Опа долго не могла
остановиться от судорожных рыланий. \ но
постепенно успокаивалась. А он уже лав-
но бых приготовлен в этому признан,
потому и принял его хладнокровно, a,
впрочем, ведь ей не видно было его лица».
Нисарев с восхищением писал о правде и
Жизни, которыми дышит эта спена.

Особую живость изложению сообщает
глубокое поэтическое чувство, которым со-
трет роман. Й речь идет не только 0 снах
Веры Павловны, с их вдохновенной кра-
сочной романтикой, с их ярким, образным
языком п внутренним ритмом, приближаю-
щим эти страницы к  стихотворениям в
прозе. Весь роман от начала до конпа ли-
ричен в самом глубоком смысле этого ело-
ва, Какой искренней теплотой согреты 0б-
ращения. автора к Вере Павловне, о как
иного чувства вкладывает он в посвящен-
пые ей страницы. Нельзя читать без вол-
нения строки, рассказывающие о Ha-
мерении Верочки покончить самоубийством.
Отношение автора в Лопухову, Виреанову,
Рахметову, — это отношение большого,
умного друга к своим верным, горячо лю-
бимым товарищам. Или, наконец, прёзре-
ние и нонависть, которыми пронизано

СЛОВО
ИМЕЕТ
ЧИТАТЕЛЬ

НА КОНФЕРЕНЦИИ
‚ ЧЕТЫРЕХ ЗАВОДОВ

Читатели четырех московских затолов-а
«ВИС», «Динамо», «1 ГП8> и «Ради,
Boma» собрались 25 октября во Дора
культуры завода им. Оталина на конфы
ренцию, посвященную Н; Г; Чернышевски
му. Докладчиками были читатели,

Мастер энергетического,’ цеха  зазмдя
«1. ГПЗ» А, Данилов докладывал 06 нет.
рической эпохе 60-х годов.

Углубленно разработал тему «Эчачения
Чернышевского-писателя» моторист 32804
«Серп ‘и молот» т. Николаев. Затем слово
было предоставлено модельщику зато
«Динамо» В. Абакумову. Он докладыме
о гражданской казни Чернышевохоло,

На. мостовых чернеют лужи,

Холодный дождик моросит.

Санкт-Петербург-—столица дюжей,

Полуразбуженной Руси,

Людьми кишит. просторный Невокий,

Отрывки ‘фраз: подлог... коты»,

Да, завтра утром... Чернышевский.

Аулитория недоумевает, насторожилась,
Неужели весь доклад в стихах?

С большим настроением передает до
ладчик душевное состояние заточенном
Чернылевского.

...B кромешной мтле Нева ‘ярится,

Гранит. разбрызгивает волны,

Спит Питер. В каменной темнице

Лицом к свече стоит невольних,

На лбу могучем вздуты вевы.

Глаза блуждают близоруко.

Стол; табурет, сырые. стены

И мир не шлет сюда ни звуга,.,

. Тоска овладевает Чернышевеким.
Сжимает боль большое сердце.
“Россия бьется в полусне, \

Нет Добролюбова, и. Герцен

В чужой тоскует стороне,

Но нет места унынию, Это чувство чт.
ждо великому борцу, верящему в торже
ство революции,

Наступило утро. На Мытнинской площ
ди собирается народ. Всюду расставлены
жандармы В толпе шныряют шттовы,

ззволновалась. Жандармы вздыбили коней,
Чернышевского повели на эшафот. Тысяча
тлаз в жадностью следят за каждым ею
движением.

«Bot OH кому-то улыбнулся,

Снял запотевшие очки,

Протер и любопытным взором
Обвел притихшую толпу.»
 Позорный акт свершился.

И когда «палач нодпиленную шпагу 1
реломил над головой», на эшафот полете
ли красные цветы. Это была демонстра
ция, показавшая, как дорог был Чераы,
шевский народу.

Под гром аплодисментов т Абакумов
закончил свой необычный локлад, Bann
ченный в 150 стихотворных строках,

Интересный `локлал «Эстётические” взгля.
ды Чернышевского» прочел разметчик 8
вода’ ‹1 ГПЗ» И; Кирюхчев.

11 докладов, всесторонне  осветивиих
эпоху, деятельность и жизнь Черные»
ского, — таков _ итог этого интересного
вечера.

каждое слово о всех этих  Соловповыт,
Сторешвиковых и подобных пм людяг.
куклах, людях-слизняках, — Как. 016
ственны они в устах писателя-револющио-
нера, бичующего насилие и парззитизи,

Формой, в которую Чернышевский ч*
ще всего облекает свои чувства, слухи
ирония. В этой форме писатель умеет вы
пажать и ‘сочувствие. и презрение, и 06:
рение, и насмешку. Резкой, неприкрытой
иронией, переходящей’ временами в Wye
сатиру, дышат изображения старого мир»
беселы с «проницательным читателем», (9
всем другой, «доброй» выступает ирония,
когда. дружески посмеиваясь вах излеть
Кими человеческими влабостями своях It
Does, Чернышевский в то же время 0
бувтея ими как ‘носителями нового. хз
ненного начала. Еще иначе звучит ирония
в других случаях, как, например, в ‹06у5-
дении» Веры Павловны ga ee стремлели
КБ образованию, пли в отнесении Ратие
това к категории «ликих зверей». 90
своего ‘роха отраженная ирония:  ваправ»
ленная формально в друзей, она факте
ски бъет врагов...

Те ‘же. жизненность и выразительность,
то же большое поэтическое чувство, то 28
умение облечь свои взгляды в образную
форму находим мы и-в хругих произвел
ниях Чернышевского: в «Пролог»,
«Алферьеве», в &«Повестях в повести». В
помним хотя бы яркие образы Волтияых
Тевицкого в «Пролоте», произвеленит, #2
торое Луначарский называл литературных
шедевром.

Мы не можем здесь похробно оставовить“
ся на этих произведениях, так 6, каб т
на ряде других особенностей хулолествои
ной манеры Чернышевского. в частности,
его умении излагать свои мысли в DO
цензурной форме, пользоваться аналогия
ми, обращениями в читателю.

Отнако и без этого можло сутить 0 в
личайшем многообразии тех алементоз, #3
которых склалывается влиное Целое #00
романов. Этого, однако. упорно не хотел
замечать резкционные критики, Pys0s?
дившиеся в своих опенках творчества 92
нышевского совершенно «особыми» coos
жениями, аналогичвыми тем, па 01084
нии которых о Некрасове писалось, 90
«поэзия в его стихах йе почевала»,

Кав бы прелвиля подобные сужения,
Чернышевский заранее излевавтся вал 61°
хущимя критиками в «Прехнеловия» #
«Что лелать?». Заявляя, ‘что у него «att
и тени хуложественного таланта», ол 8%
же считал свое произведение № ие
художественным, чем «прославленные 00°
чинення» многих езнамеёнитых писателей»,
Но даже и в этих резких выпалах пи
тель был налишине скромен, Высокие mel
ные п хуложественные тостоинства вго №»
манов вылвигаюТ имя Чернышевского ?
один ряд с действительно проелавлентых
именами, укратающимя нашу худ05%
венную литературу,

Вдруг кто-то крикнул: «Везут!». И толя