]

№, что «мир находится в непрерывном

ГЕРОИ БУ

АННА КАРАВАЕВА

ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ
ЖИТЬ СЧАСТЛИВО

Человек хочет знать, как стать ему сча-
ишвым. В искусстве советский человек
тег образного обобщения сложного и
уногокрасочного опыта жизни. Искусство
Прошлого Яном занималось проблемой че-
пвоческих трагедий, пыталось понять их
пичины и найти пути спасения, хотя бы
и совершенные, Мы же теперь знаем
ик добывается счастье не одного-двух, *а
цетых миллионов.

В предпраздничные лни, накануне двад-
mr горой годовщины Великой Октябрь-
«ol революции, Москва встречала послан-
18 освобожденных народов Западной У кра-
мы и Запалной Белоруссии, которые вос-
вединились наконеп с великой родиной,
(светским Союзом,

ую счастье братства и единства or
MPT весь мир, а порабощенные капита-
истической эксплоатацией народы могли
Ш том великолепном уроке учиться то-
KY, ак можно изменить ход истории.

для общественного, и для личного
итья наша родина предоставляет все
ум и возможности. Однако было бы
(ушных и вредным считать, что полно-
1 толовеческой жизни достигается идил-
иически, а тем более сама coboh, так
азать, по имерции самюго общественного
устройства, словно это предопределение...
Тичего нет «тредопределенного», а все на-
) мрабатывать, в том числе и ечаетли-
вую полноту человеческой жизни...

Ге бы я ни была, с ком бы на гово-
pula, кого бы ни слушала, я всегда чув-
(ую, как жадно стремится советский qe.
ще познавать жизнь, самого себя, свой
‹особноети, научиться правельно  выби-
ить, соблюдать меру, точность и глубину
} Мбуте, созидать все HOBETe ценности,
полезные для парода, получить его дове-
№8, во признание, его любовь, т. е, вое
10, 110 и составляет счастье человека.

За двадцать два года социалистического
иумельства наЯа родина, наше общество
итопили огромные богатства, материаль-
№ и культурные, прославили  ce-
4 победами в политике, мира. Всем этим
Ютжны распоряжаться чистые, честные и
ибящие руки. А честность, общественно-
юитическая и нравственная чистота—
м) ВЮДЬ TORE не пассивное прекрасноду-
Шо, — ато действенное отношение чело-
а к людям, к событиям, это определе-
118 степени своего участия и своих 06я-
занностей в них, это, наконец, борьба.

«Краткий кур истории ВКП(б)» Учит

aio

их, мысли, стремления — целиком для
капитализма, они опоздали родиться.
Властолюбцы и честолюбцы, равнодушные
К страстям и страданиям других, жадные
истребители жизни, которые ничего’ не да-
ют ей взамен, эти люди вымирающего пле-
мени ведут себя, как лукавые данайцы,
приносящие дары, скажем, простодущшным
аргонавтам, Те видят перед собой про-
стор, солнце, любимую их цель и не
сразу замечают, как лукавые встречные
пытаются сбить их корабль .е пути, чтоб
CH напоролся на рифы. Но как ни хитро-
умны данайцы, как ни шустры они и лов-
ки, как ни умеют они разить «к случаю»
жестоким словом, как ни умеют так же «к
случаю» ласкать и обещать. как ни пу-
тают, как ни Запугивают,— ничто им но
поможет!.. ...Время их прошло, не в TO
море они попали, и не в их сторону ветер,
и не им поднимать паруса. В том-то и с0-
стоит очарование нашей эпохи, что в по-
бедители выходят не ХИиЩНИКи-КОНкВИСТа-
хоры и авантюристы, не скряги и не хан-
жи, а строители, бойцы, исследователи, по-
бедители природы.

Эта последняя формация человеческой
личности в нашем обществе расцвела, 0бо-
гатилась чрезвычайно. Это уже не смель-
чаки-одиночки,  безрассудные мечтатели,
которые все поставили на карту и идут
ва-банк, заранее оплакав свои буйные го-
ловушки, — это полноправные представи-
тели всего народа, его любимцы, его во-
площенная мечта, его гордость.

Капитализм от’единяет человека от при-
роды, а социализм, приближая человека к
природе, дает ему в руки высокую техни-
ку и неограниченные возможности поко-
рять ее, находить в ней все новые и но-
вые богатства. Среди многих богатств, до-
бытых нами за 22 года социалистического
строительства, числится северная земля, на
которой теперь растут деревья, овощи, цве-
ты, ;

Далеко, далеко еще до полного покоре-
ния этой земли, Но уже ходит, живет,
примеривается к будущему своему бытию
мой герой — борец с вечной мерзлотой,
один из тех, кто применением высокой
техники и науки, & также горячностью
собственного труда должен согреть, рас-
топить вечную наледь этой мертвой зем-
ли. Этого героя (называю его пока Влади-
миром) я представляю не только геологом-
изыскателем, математиком и техником, но
И садоводом-мечтателем, художником зем-
ли,—иначе как же смогут он и его това-
рищи растопить вечный лед, прогнать хо-
лод и открыть землю творчеству человека?

Нынешней весной в Загореком историко-
антирелигиозном музее (бывшая Троице-
Сергиева лавра) мне довелось ознакомить-
ся, с планом осады поляками бывшего Тро-
ицко-Сергиевского монастыря в начале
ХУП века. Экскурсоводы рассказывают по-
сетителям не только о прославленных в
истории героях — защитниках монастыр-
ской крепости, но и о таких скромных
героях осады, как «даточные люди», кре-
стьяне Шилов’ и Слота, которые раскрыли
польский подкоп и сами погибли в нем.
06 этих героях-патриотах, благодаря кото-
рым стены крепости остались стоять ие-
рушиме, очень скупо говорится в «Ска-
зании» келаря монастыря Авраамия Па-
лицына. К ‘числу таких же пламенных
патриотов принадлежали «троицкий слу-
га» Данило Селевин и крестьянин Суета,
воины из народа, о которых тоже расека-
зывает Авраамий Палицын. Историческая
повесть «Ha rope Маковице» звучит во
мне, как песня о величии души нашего на-
рода, о его бесстрашии и любви, о его
бессмертии.

Но — скажем прямо — все же сильнее
всего настоящее!.. Мне мечтается об’ехать
много городов и сел на освобожденной зем-
ле Западной Украины и Западной Бело-
руссии, на нашей новой советской земле.
Хочу написать о радости созидания ново-
го мира, о том, как дети учатся в школах
на родном языке, как новые отряды с0-
ветской интеллигенции строят социалисти-
ческую культуру. Хочу видеть и расека-
зать, как выйдет народ сеять на своей,
очищенной от панской кабалы земле (a
кое-где ев уже сразу не стали делить!),
хочу всем помогать, чем умею. Хочу слу-
шать, хочу‘ написать о том, как в ши-
рокой могучей песне народ славит нашего
отца, вождя и друга, нашего Сталина.

Вам приносят лисьмо, и вы читаете:

«Герой вашей книги мне очень нравит-
ся. Я в своей школьной жизни еше не
встречала, такого хорошего мальчика. Мои
одноклассники почти ничем не похожи на
него. Он кажется мне умным, отзывчивым
и хорошим юношей. Мне так захотелось
познакомиться с ним! Но я вепомнила, что

мне стало жаль, что он уже не такой, ка-
ким он нравился мне, котда ему было 17
лет. Я не знаю © его дальнейшей судьбе,
но наверное знаю, что он стал каким-ни-
будь известным человеком нашей страны,
Мне очень хочется знать; о ком вы пи-
шете? Про себя лично или про кого-ни-
будь другого? Вы знаете, что когда про-
читаешь интересную книгу, всегда хочет-
ся самому лично поговорить в героями
прочитанного. Вот‘и здесь мне так захоте-
лось познакомиться © ними.

Разрешите сказать немного ® себе: я
живу в Кззани, учусь в 10-м классе и
очень интересуюсь произведениями совет-
ской литературы. Мне
знать жизнь наших замечательных лю-
дей, хочется быть такой, как наши герои».

Вот письмо, которое получит автор кни-

жении», что «отмирание старого и на-
Метание нового является законом разви-
мя». Органическое строение нашего со-
Цталистическом общества таково, что все
уро, свежее, здоровое, полезное для жиз-
Ш рода неминуемо вступает в борьбу. со
Ki застойным, отживиим, бесплодно за-
Ha место и время.

(куда берется это застойное и отжив-
1, & то и прямо враждебное? Помня
MON 0 капиталистическом окружении,
№ будем и того, что от капиталистиче-
0M периода истории нашей собственной
раны нас отделяют всего двадцать два
Na, 3a эти немногие годы мы прошли
Туть столетий, и этих завоеваний никакая
ила не может отобрать у нас. Однако,
ли эпоха от эпохи не отделена высокой
Muto стеной, 10 и в Человеке черты
1 черточки «ветхого Адама» чрезвычайно
пряхогливю и неожиданно переплетаются
( крепкой, гордой личностью ‹оциалисти-
ecko человека. Фак, в лесу видишь ста
[0 обоутело дерево, оплетенное кудрявой
иенью новых кустов. Олин лесоруб рас-
‘пазывал мне: «Дерево-то мы не сплош-
том рубим, а метим... разметить. — по-
мина дела». История не перестает про-
Родить отбор, размечает, отделяет, ана-
иенрует и воспитывает, воспитывает лю-
№ с святой неутомимостью и верой ге-
нального педагога.

Kak происходит этот отбор историей
Идей и как они помогают работе истории,
RAE показать мои герои второй книги
юмзна «Лена из Журавлиной рощи», над
торым я сейчас работаю. Им ириходит-
(a бороться с людьми, которые вошли в
Шу эпоху по способу «mer в ком-
вату, попал в другую». Неисцелимо от-
мвленные неверием, жадностью и эгоиз-
№ прошлого, они вмешались в живую.
Человеческую волну и даже сумели про-
Immarsed ee запахом и цветом. Но души

06 одном из будущих героев нашей етра-
НЫ. я

Советский м
Ленинградеком дворце пионеров я видел

да, управляемые по радио, цветные фото,
перед которыми в изумлении останавлива-
ются знатоки, всю жизнь занимавииеся

вы найдете среди них рекорды, поставлен-
ные советскими мальчиками!

Взгляните на молодые лиц»  седовцев,
забравшихся в такие места, где никогда
не бывал ни олин человек, — куда даль-
ше прославленного «Фрама». Это советские
мальчики в далекой Арктике пробуют свои
силы.

Вот о чем я думал, когда мне показы-
Pain работы  ленинградеких пионеров:
«Унаследованный от отцов-рабочих, от де-
дов и прадедов-рабочих  безотибочный
инетинкт, умелые руки, которые знают,
как взяться за любую вещь, — вот что
это такое! Сочетание наследственного ин-
стинкта с выроспим интеллектом — вот
причина таких необыкновенных успехов».

Этим летом тов. Хавпачев; один из с8-
мых замечательных сказителей Кабарды,
рассказал мне 06 одном совещании. Сове-
щание это хотя и нельзя назвать литера-
турным в точном смысле слова (большин-
ство участников его были  неграмотны),
обсудило все же с большим знанием дела
один из важнейших ‘ вопросов художествен-

ВИКТОР ГУСЕВ ного творчеств» — вопрос, который по“
сейчас волнует художников и который
будет их волновать всегда. Время этого

МАРИЯ

Гляжу в окошко, в дальние края,

Горит слеза. Ах, доля, доля злая,

Ах, Украина горькая моя. —_

А за окном тюремным ветер мчался,

Осенний дождь шумел в холодной

TEMe,

Й пела мать о Bole, HO CIacTHe,

( дочери, родившейся в тюрьме.

В ночи перекликались часовые,

На землю падал лист с унылого куста.

Й ото Львова ло Коломыи

Брела по всем лорогам нищета.

Ты вражью злобу видела, Мария,

Но перед ней не опускала глаз,

Есть по-украйноки такое a
up

совещания точно установить трудно; впро-
чем, вероятно, оно состоялось ‘в середине
прошлого столетия. Собрал его старый Ту-
тан, кабардинский князь.

Дед современного нам  сказителя был
позван на пир сказителей и взял с собой
своего маленького сына, который, вы-
росши, тоже стал сказителем, — так от
отца к сыну, чередой народного предания
дошел до нас рассказ об этом пире.

Гировали весь день. И только когда
солнце стало клониться к закату, Туган
вышел из своей кунацкой, в которой на-
ходился вместе CO своими знатными 1№-
стями, и представил сказителям русского
гостя. Олеяние этого гостя было необычно.
On был не в черкеске и не в русском
военном мундире, оружие не блистало на
его темном платье. Среди прочих знат-
ных гостей Тутана Шибщева, изрядно уже
хвативших хмельной бузы, он отличался
молчаливой важностью. Сказители узнали
от хозяина, что русский гость является их
сотоварищем по искусству — это знаме-
нитый русский писатель. По его просьбе
Туган собрал сказителей Кабарлы, чтобы
ответить русскому гостю на вопрое —
Ето из героев кабардинских преданий яв-
ляется самым доблестным.

Кабардинекое народное предание знает
множество богальтрей. Одни из них, самые
древние, имеют все черты строптивых
полубогов-титанов, воевавших © дететва
и покровительствовавших людям. В р83-
бойничьих подвигах других чувствуется
несомненная историческая правда — от
этих-то героев © гордостью ведут 6806

Марии Соляк, комсомолке,
4 года просидевшей в пан-
ской тюрьме, ныне депутату
в Украинское Народное Со-
брание, P

Vien крестьянский — горе, нищета.
Tors по-украинеки такое слово:

мия —
Мечта.
0 чем меттала девушка? — О’ пиколе,
Во мать беднячка денег не нашла.
аз украинской, над печальной долей
Чернела тень шляхетского орла.
Но пела песня, что в стране Советов
Паро разбил, развеял ночи тьму,
ария к нам стремилась — и 34 8TO
8 жандармы бросили B TIOPbMY.
№ у девчонки вырастали крылья.
Она тюремной не отрашилась мглы.
Ре смирить хотели. — не омирили.
№ купить хотели, — не смогли.
(нь на волю вышла и бролила
[о селам, и в ночи, среди полей
0 нас, о нашей жизни говорила,
к 0 мочто прекраснейшей своей.
А петля стягивалась туже, туже,
Яандарм ходил, искал Марии след.
Ota за коммуниота вышла вау,

Мечта, мечта!
Теперь она сбылахь.

Нал древним Львовом красный флаг
пылает,

В свое Собрание украинский народ.
Он говорит ей: — Голосуй за счастье,
За вольный труд, за радость матерей,
За то, чтобы звезда Советской Власти
Зажглась навею над родиной твоей.
yma
В тюрьму огправили на девять JOT.
Вах к миг Марии голос звонкий,
№ сил» сердца, нет, не умерла.
Ре арестовали. И ка,

Мария родила.

тюрьме, в тюрьме
(ии на коленях, дочка Ярослава,

Свободный их приветствует народ.
В тюрьме родившаяся Ярослава
Навстречу им

‹ цветком в руке идет.
Львов.

СОВЕТСКИИ

потом он наверное становитея старше, и

хочется больше

ги 9 мальчике — герое школьной жизни,

мальчик — вот тема! В

работы советских мальчиков — Морские су-

цветной фотографией. Вто, как не совет-
ские мальчики, занимают по пяти первых
мест в международных конкурсах скрииа-
чей и пианистов? Посмотрите таблицу
международных авиационных рекордов, и

ЖИВИТЕЛЬН

о i sf

ooo

ШК

В. КАВЕРИН
  *

Нельзя сказать, что советская литера-
тура отдала нашему юношеству много стра-
ниц. Это очень хоропю понимают те чи-
татели, которым «хочется знать жизнь
наших замечательных людей, хочется быть
такими, как наапи герои».

В конце концов они сами начинают

писать © себе, & ведь это очень труд-
НЮ, ПОТОМУ что нужно писать — так они
думают — только самую чистую правду,
и нельзя даже прихвастнуть и хотя бы
эебя героем!
«Мы из Игарки» — ©

упрекнуть редакторов. Только иногда про-
рывается непосредственность, граличащая
с дарованием:
Эвенок Чолкар приезжает из школы
домой,
В чум вливаются свежесть и радость

Я где-то читал, что когда Каманин по-
ехал отдыхать, он никуда не мог скрыться
от мальчишек. Он пошел купаться, и тол-
па мальчишек разделась и бросилась в
волу за ним. Он вылез, и они за ним.
Они делали все, что он делал. Они хотели
походить на него во всем. Они воображали
себя Каманиным. Здесь есть над чем з3-
думаться авторам булущих книг, посвя-
щенных советским школьникам.

Rak me писать о них?

В Еолтушах, на главном здании Пав-
ловского института написаны три знамени-
THX слова: «Наблюдательноеть, наблюда-
тельность и наблюдательность». Мне ка-
жется, что эти три слова должны быть
написаны над входом в юношескую тему.
Записная книжка да собственная память—

вот главный материал будущих книг 0.

советской школе. Это отчетливо видно и
при чтении «Педатотической поэмы».

Но главная задача, как всегда, не опре-
деляется характером материала. Главная
задача здесь — стилевая, и мне кажется,
что лучший стиль, который следует из-
брать в этой работе, должен определяться
точкой зрения героя.

Покойный Житков в превосходной книге
«Что я видел» сумел показать мир нашей
техники глазами трехлетнего ребенка. То,
© чем я здесь пипгу, сложнее в такой же
мере, в какой бесконечно разнообразная
жизнь советокого общества сложнее его
материальной культуры. Конечно, вовсе

Tak  наллисаны
искусственной,
сдержанностью, 3& которую так и хочется

УЩИХ КНИГ

Художник С. Адпиванкин, «Ленин и Горький на острове Капри».

ОЛЬНИЕ.

не обязательно, чтобы эта’ книга была на-
писана от первого лица. «Том Сойер» на-
писан от третьего лица, но его точка зре-
ния определяет каждую строку гениальной

КНИГИ.

Итак, показать советский мир глазами
советского школьника — вот задача! Она
трудна, потому что развитие нашей прозы
шло совсем” другими путями, менее лич-
ными, более отвлеченными. Мы унаследо-
вали от прозы символистов словесный, не
смысловой стиль, и нужно было огромное
влияние Горьком, — Горького, которого
нам так нехватает! — чтобы во весь рост
был поставлен перед нашей’ литературой
вопрос о простоте стиля, то есть о ег на-
родности. Это было сделано в самом начале
тридцатых годов, и © тех пор наша про-
3& стала медленно возвращаться в русло

великих классических традиций.
Пушкинский принцип:

рятность

зы. дна

начинают сознательно стремиться
литература. Конечно, этот принцип по-

разному понимаются разными направления-
ми, но во всяком случае с прозой «изы-
— и нужно надеять2

сканной» покончено
ся — навсегда.
Но не будем

рию стиля. 910 — 0собый

пени подготовило нае к созданию книг,
написанных как бы от имени нашего юно-
шества, под знаком ето мировоззрения,
его желаний. Вопросы ‘морали — цент-

ральные для этих книг — едва только

начинают входить в Кругозор советской
литературы, в то время как именно они
составляют главное содержание жизни на-
шего юношества.

Но все впереди! Было бы даже скуч-
и работать, если бы вее давалось лег-
rol...

Достоевский писал: «Покажите вы рус-
скому школьнику карту звездного неба, о
которой он до сих пор не имел никакого

понятия, и он завтра же возвратит ее вам

исправленною». («Братья Карамазовых»).

Русекий школьник получил в свои руки

звездную карту открытий, путешествий,
искусства. Каждый день он наносит на

нее новые звезды. Он по праву требует

новых хороших книг © себе. Он их полу-
чит.

BIH HCTO

fo. ЛИБЕДИНСКИЙ

происхождение кабардинские князья. И н%
призыв хозяина они не преминули первые
восхвалить подвиги своих предков. Но
как ни Ерикливы были их восхваления,
они звучали одиноко. И когда Туган епра-
шивал сказителей, не этот ли только что
названный из героев Кабарды является са,
мым знаменитым, сказители вежливо
молчали... Молчали они и тогда, когда сам
Туган прославил своего  высокородного
предка... Даже славный Темрюк, выдавший
свою дочь за царя Ивана Грозного, даже
легендарный Редедя, тот самый, которого
зарезал Мстислав перед полками касож-
скими, — все отвергнуты были молчали-
во, но непреклонно..:

закатилось. Стемнело. и вновь
стало светло, так как взошла луна. И
только тогда, когда самые знатные гости
до хрипоты накричались и хозяин 0брз-
тился к сказителям с просьбой, чтобы они
сами назвали того из героев, которого они
считают самым доблестным, только тогда
русский гость услышал ответ на, свой. воп-
рос. Как подобает, первым заговорил ез-
мый старый из сказителей-——древний cTa-
рик. В своей длинной речи он отдал лолж-
ное всем героям, © которых упоминали на
пире, 06060 похвалил высокородного пред-
ка хозяина и вдруг окрепнувшим голосом
сказал, указывая на небо: «Иак звез-
ды меркнут перед месяцем, так и все на-
званные здесь богатыри бледнеют перед
одним именем Андемыркана!» И тут уже
хозяину не пришлось спрашивать, — все.
сказители встали со своих мест. — Анде-
мыркан! Андемыркан!-—восклицахи они.—
Слава налего народа — Андемыркан! И
всю ночь они пели, говорили 06 Андемыр-
kane, любимом герое кабардинокого на-
рода... Кло же такой Андемыркан? Почему
он стал любимым героем кабардинского
народа? Почему до сих пор люди вста-
ют, произнося ето имя?

нием от Андемыркань никто не
хвалиться.
рым легендам, безролный сирота, по дру-
гим-—незаконнорожденный, по третьим—
он даже и не кабархинец: родился у впз-
дения Волги в Хабаз-море (Каспий), в бе-
лом доме, на холме, среди густых камы-
шей, — орел похитил его еще в младен-
чЧестве и замес в Кабарлу. Охотник отбил
его из орлиного гнезда. Андемыр — звали
этого охотника, и имя налпего героя, соб-
ственно, и значит «воспитанник Анхемы-
pa».

князя Тугана, действительно знаменитым
русским писателем или так счел нужным
отрекомендовать его гостеприимный  хо-
зяин, но вопрос, который этот русский пи-
салель поставил на обсуждение еказите-
лей Кабарды, обсудить, конечно, стоило,

*

Отличие Андемыркана от прочих героев
кабардинских преданий состоит в том, что
Андемыркан не только ловок, храбр и си-

лен, он еще, кроме того, добр и блаторо-
ден, он защитник сирот и женщин, кре-
стьян и рабов, он обличитель несправедли-
BOCTH, % следовательно, враг князей. Вюог-
да Кабарле грозят нагайцы или калмыки,
тотда князья, будучи сами не в. состоя
нии защитить страну, бросаются 3a по-
мощью к Андемыркану. Андемыркан отго-
няет вралов,
строить против него трусливые козни, мно-
гократно покушаются на его жизнь и, на-
конец, вероломно убивают его... Й плач по
Андемыркану — мрачно-торжественный и
мужественный гимн — одна из лучших
и любимых песен кабардинского народа.

КНЯЗЬЯ ВНОВЬ Начинают

В сказаниях 06 Андемыркане меня

особенно трогает и волнует то; что народ
не счел нужным сохранить память © ка-

ких-либо потомках его — происхожде-
смеет

И сам ‚ по некото-

Был ли русский гость, пировавший у

«Точность, оп
— вот первые достоинства про-
требует мыслей и мыслей; блестя-
щие выражения ни к чему не служат»,
становится идеалом, к которому € тех пор
наша

здесь углублятьея в исто-
вопрос, требу-
ющий 060бого внимания и заботы. Замечу
только, что и чисто смысловое направление
в нашей прозе лишь в очень малой сте-

ИВАН НОВИКОВ

О «ГЕРОЕ
ВАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Советская литература дает героически
образы людей нашего времени, и это мож=
но только приветствовать, хотя слишком
часто это все еще больше рисунок, чем
краски, более мысль, нежели чувство, &
ежели чувство, то, пользуясь пушкинской
терминологией, — более восторг, чем
вдохновение.

Значение художественной литературы н6
только в том высоком о непосредственном
наслаждении, которое она доставляет, воз-
вышая нас и поднимая ‘над засоряющими
мелочами жизни, она, конечно, является
одновременно и могучею общественною `ви-
лой, вовлекая в великую борьбу по пере-
устройству мира. Положительные герой
увлекают за собою читателя, возбуждая
действенную любовь, отрицательные —
отталкивают, порождая такую же дей
ственную ненависть. Но вдруг читатель
видит самого себя — во всей сложности
борющихся в нем самом сил. Ему откры-
вается взаимосвязь внутренней его жизни,
Одно цепляется за другое, одно другому
сопротивляется. Косное, привычное, старое
проявляет порою необыкновенную живу-
честь, И эта борьба вовсе не вопрос @
торжестве каких-либо моральных канонов;
это по существу величайший вопросе 0
рождении нового, прекрасного человека;
который был бы в полной гармонии с ве-
ликими идеями нашего времени.

Отромный интерес возбуждают и огромз
ное значение имеют картины жизни и
борьбы с враждебными силами, е приро-
дой, героика труда, величие человеческого
подвига. В этом отношении наша совет-
ская литература стоит на большой высоте,
Впрочем, заслуженный этот успех зависит
в значительной мере и от самого материз-
ла, жизнь говорит сама за себя, а худож-
ник порою едва поспевает за ней. Но вот
дать рождение в муках и радости ‘нового
социального типа человека — это вее-
цело дело самого художника. Здесь’ также
надо знать жизнь, и знать глубоко, но
она уже не говорит непосредственно Ca-
ма за себя, а лишь через посредство, че-
рез высокое мастерство художника. `
здесь «героем нашего времени» может ока=
заться человек любой профессии. Внешние
формы этой борьбы с самим собою (но не
для себя одного, не для одного личного
усовершенствования), эти внНышние формы
будут различны, однако внутренний ее
смысл, возбуждающее волнение, действен-
ное живое применение и к самому чита-
телю—при художественной удаче-—долж-
ны быть всеобщи.

Таких «героев нашего времени» иножб-
ство, а произведения, им посвященные,
конечно, не должны иметь вичего общего
с той худосочной литературой, которая од-
но время была в большой моде и тракте-
Вала о «перерождении» наполовину выду=_
манных интеллигентов, нудно искавших
себе лесенки, по которой им бы удобнев
взобраться на   «советскую платформу».
Нет, то, о чем мы сейчас говорим, еетв
подлинная человеческая жизнь,  правди-
вая, сложная, требующая воздействия и
помощи на тех трудных и радостных пу-
тях, на которые наш народ вышел пер-
вым.

Эта ответственная тема, наряду © изо

бражением героических людей и героиче-
ских дел, может и должна заинтересовать
многих. Если Печорин для своего времени
пребывал в одной, численно малой, соци-
зльной прослойке, то герой нашего време-
ни может быть индивидуально очерчен ед-
ва ли не в любой профессии, и только с0-
вокупность произведений на эту тему, —
произведений, которые не устанешь чиз
тать и которые не перестанут волновать;
—олько удачный и дружный труд мно-
тих писателей, свободно выбирающих наиз
более знакомую им среду, может дать это
го коллективного и единоге героя нашего
времени.

Не утерял этот вопрос своего интереса Я
чае.

Мысль © том, что народное творчество
является неиссякаемым источником для
всякого истинного искуества, отнюль не
нова. Разработка мотивов народного твор-
чества, усвоение его колорита, даже самое
обогащение литературного языка из неис-
сякаемой сокровищнипы народного творче-
ства, — на все эти явления мы натолке-
немся, как только затоворим о любом ma-
ло-мальски крупном писателе прошлого.
Во в той новаторской созидательной рабо-
те, которой занята советская литература,
можно отметить уже целый ряд других’
явлений, в которых находит свое выраже-
ние принципиально новое отношение к на-
родному . творчеству.

Советская литература стремится усваи-
рать не отдельные мотивы, & самый дух
народной поэзии. При этом она все в
большей степени будет отказываться копи-
ровать народное творчество и все в боль-
шей степени будет творчески преобразовы=
вать его. В частности советская литература
все чаще будет воспроизводить черты ха-
рактеров народных героев. Казалось бы,
что гиперболизированность поступков Ильи
Муромца или Давида Сасунекого, фантасти-
ка их действий находятся в полном проти-
воречии с реалистической традицией совет-
ской литературы. Однако мы не забываем,
что нали реализм есть реализм социалисти-
ческий. Богатыри вновь появились на Ру-
си — и Чапаевых, и Стахановых, и Чка-
ловых нужно изображать, соединяя эпи-
ческий былинный размах е зорко-реали-
стической трезвостью. Этими источниками
питается советская литература, которая
видит своих героев в зареве грандиозных
исторических событий, в зареве великого
Октября: того Октября, который навеки
останется величайшим событием в челове“
ческой истории.
LL LT IESE PST FESPA DETR BEEP ETT TET 49

Литературная газета
№ 61

Е

é