УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕР

НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ ССР MOCKOBCKOrO

И ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОС

3, выдающиеся заслуги

ОРДЕНОМ

Московский Государственный цирк,

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО

Лениптрааский Государственный цирк
Председатель Президиума Ве

Секретарь Президиума
Москва, Кремль. 19 ноября 1939 года.

НАГРАЖДЕНИЕ АРТИСТОВ И РАБОТНИКОВ

B деле развития советского
Ил кадров советеких цирковых артистов наградить:

ХОВНОГО СОВЕТА СССР

УДАРСТВЕННЫХ ЦИРКОВ _ Мемуары

циркового искусства и вос-,

ЛЕНИНА В 9-й книге «Знамени» папечатаны
мемуары  комбрига A, А. Игнатьева
«Пятьдесят лет в строю».

В редакционном примечании говорится,
что автор «начал свою военную жизнь
пятьдесят лет тому назал. Он окончил
Пажеский корпус и Академию тенераль-
ного штаба, участвовал B русско-япон-
ской войне, а затем, вплоть до Октябрь-
ской революции, состоял па военно-дии-
ломатической работе за границей... Or-
ромный жизненный опыт, близкое сопри-
косновение ’с отрицательными сторонами
феодально-дворянской среды и наряду с
этим искренняя любовь к родине — все

КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

рховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

В. ФИНК

А. А. Изнатьева

ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕНЧЫХ ЦИРКОВ

ам Президиума Верховного Совета
(i? 3 вылающиеся заслути в деле раз-
  советского искусства, в связи CG
млитилотием советского цирка награж-
иы делами и мелалями Союза 205 ар-
лв и работников Главного управления
уартвенных цирков,

Волгин, Н. П. Гладильщиков, Ю. В. Ду-
ров, Т. Г. Исаенков, И. К. Куксенко,
fl. Н. Маяцкий, Х. Г. Мусин, И. М. Под-
пубный, Т. А. Птицина, М, А. Птицин,
3. Т. Ренард-Нио, М. Н. Румянцев и др.

Орленом «Знак почета» награждено 70
человек. Среди них: И, И. Бернштейн —
заместитель директора Ленингралекого гос-
цирка, Я. Д. Бреслер — художественный
руководитель Воропежекого госцирка,
Н. С. Бурунский — директор Воронеж-
ского госцирка, А. С. Галочкин — рабог-
Ник постаповочно-монтировочных  мастер-
ских Московского госпирка, артисты rosy.
дарственных цирков Н. А, Антонов,
Н. П. Барзилович, В. М. Бартенев, С. И.
Баст, И. Н. Буслаева-Бугримова, A. П.
Вартанов, И. Г. Голядзе, Д. И. Зементов,
В. В. Лазаренко, И. П. Монкевич, Е. fl.
Сержантова, П. С. Тарасов, M. Ходжаева,
М. ДЦ. Эльворти-Эльмини, В. С. Яловой
и др.

Медалью «За трудовое отличие»
граждено 108 человек.

етом Ленина награждены: В. Г. Ду-
з Шозченко — артист государствевтых
пил, Е. Ташненбаев — заслуженный
ут Узбекской ССР и Б. А. Эдер —
важенный артист РСФСР,

(мешом Трудового Красного  Зпамени
вАжено 24 человека. Среди пих: В. П.
мир —= пачальник Главного Управле-
п итрков, Е. М, Кузнецов — художе-
ный руководитель Главного Упрзавле-
ш ирков, И. Н. Горюнов — завелую-
mh мм упиформ Московского цирка,
1 беррони-Танти — заслуженный ар-
м [рузниской ССР, Н, И. Курочиин —
мнческий руководитель фабрики свето-
уитьноЙ аппаратуры, артисты государ-
мимых пирков А, С. Александров, М, Н.

Ha-

(ТАСС).
М. РУМЯНЦЕВ (КАРАН д’АШ)
у чем смеяться? Нах кем? Как? 0бя- В советском цирке комик знает силу

Мтьно ли комику кого-то высмеивать?
[ш, ть может, нашему зрителю пужен
МиИщный, «легкий» смех на арене? Во-
мы, как будто бы пе имеющие прямо-
\ ношения к цирку. Ho без искусства
\ывать смех — нет комика, а 0бвз ко-
из пемыслим цирковой манеж,

ль, пройденный советским цирком в
108 двадпатилетие его развития, Bech-
\ пучителен, За эти тоды некоторые
Иитонные» цирковые жанры отмерли —
тр, фокусник, «клишник», «рамка»,
‘OTH потеенилея жанр конных номеров.
hur же, заполияющий паузы в про-
(\\о; во-воем богатетве”его разновихно-
ul, ве уверенпей и ‘уверенней . утвео-
Циия На. советском манеже. Комик в
Ииихом цирке приобрел новый характер.

гиперболы. Если булыжником вытираешь
пот с лица, если неподвижный камень в
реке неожиданно оборачивается живой
свиньей, если непрерывное тарканье пэ
ковру вдруг оказывается своеобразным
приемом выутюживания брюк — это уже
имеет свой сюжетный смысл,

Неожиханность —= один из острейших
приемов комика, умение импровизировать,
откликнуться на любов, тут же в зри-
тельном зале возникшее обстоятельство —
дар. без которого комик вообще немыслим
на манеже.

Дореволюпионный цирковой клоун знал
один-два традиционных «приема» вызы-
вать смех. Количество. приемов советского

тов, которых он не может обойти, обна-

том».

№ иска, его творческий стиль приобре-
И зыражение, неизвестное ни прежнему
Пу, пи энсцентрику, ни «белому кло-
Пу», ни, тем более; «рыжему у ковра».
Зуителю в цирке смеяться очень при-
M0, комику — смешить зоителя порою
па  чрезвычайно трулно, Нето что труд
№ выдумать трюк пли быстро, на-ходу,
ШИТЬ «емешпые точки». Я имею в
Му трудности иного рода, трулности  са-
ИЧувствия, Чрезвычайно релко приходит-
M ROMMRY размышлять о их вслух’ Ho
Теидоление этих трудностей ведет к ‘от-
NTH новых способов емешить зрителя.
в самом леле — пад чем смеяться?
i соседом, нах собой, нал тем третьим,
Моро в пирке нет? До чего «легче»
№50 положение комика па манеже доре-
Уюциониого цирка. Он никогда не заду-
ЮМваля ни над собой, ни над зрителем.
Убскальство, оплеуха. бутылка, разби-
АЛ Ha голове, сметана, выплеснутая в
Що партнеру, подножка, откровенцая не-
  Титойность — вот. несложные привмы
‘Шика старого цирка. До ‘раздумья ‘ля
Ms, до художественных ли  33189?
Мик в совотском цирке задумывается
нь часто, Зритель в ‘амфитеатре посто-
По напоминает ему о том, ‘что’ он. та-
\ же гражданин советского общества,
№ и сам зритель,
fone должен быть смешон сам по себе,
- олицетворение всего смешного, что
\) в человеке, в каждом человеке. Но

комика — неограниченно,

Я был «рыжим Васей», был «Чарли
Чаплином», Облик «Каран д’Аша» для
меня Также не навеки застывшая цирко-
вая маска. Это все поиски «смешного ч6-
ловека». Предыдущие › маски — тольке
этапы на пути ‘непрекращающихся и му-
чительных поисков. Часто мне кажется,
что этот 06083 может быть мною найден
только в кинофильме: иногда я с за-
вистью гляжу па актера театра, который
располагает таким великолепным BCTOMO-
тательным средством, как драматургиче-
ский текст. Единственным пособником в
творческих поисках циркового комика яв-
ляется сама жизнь, заменить ее смешным
костюмом или ловко придуманным трюком
невозможно. Чутко прислушиваться к ок-
ружающей жизни, зорче вглядываться в
жизнь нашего зрителя (а не в его лицо,
когла ‘он прихолит’ на цирковое предетав-
ление) — тлавная задача советского   ко-
Мика, безусловная гарантия его. успеха В
поисках нового образа, образа советского
комика,

к an

‘гвардейских «полков». и В том числе «ка-

это привело А. А. Игнатьева в наш ла-
герь. В настоящее время А. А. Игнатьев
служит в рядах РЕКА».

От наших писателей, бывавших в Па-
риже, я не раз слышал рассказы об уди-
вительной жизни некоего русского аристок-
рата, бывшего военного аттаме, который
HO примкнул к белым, пе признал Керен-
ского ав 1924 голу, когда во Францию
прибыло первое советское прелставитель-
ство, явилея к полпреду, сдал документы
и отчетность военнюго аттане и принял
советское гражданство. Жизнь сталкива-
ла этого человека едва ли не CO всеми
вилнейшими политическими фигурами его
эпохи — or napa ло Пуанкароэ, Влеман-
co, Жоффра и других. Свой необычный
путь от царского посольства до C-
ветекого тбргиредетва он проделал не в
Советском Союзе, не в великом коллективе
советских граждан, & за границей, в оди-
ночку, в постоянной и довучливой борьбе
со’ своей средой,

Й вот появилиеь ето воспоминания,
пока лишь первая Часть, захватывающая
годы 1877 — 1904, т, е. от детства №
японской войны,

Эти годы автор провел в верхах пе-
тербургекого света, в кругах, близких к
правительству и двору. Ничто еще не
предвещало молодому гвардейскому офицеру
близкой гибели этого блестящего мира.
Надо отдать справедливость А. А. Игнать-
вву, — у него хватает вкуса и чувства
меры, чтобы не сгущать краски и пе вы-
ставлять себя прозорливцем задним чис-
лом. «Никто, — пишет он, — не прел-
полагал, что преклонение перед царской
четой у многих из нас. рассеется когла-
нибудь в прах». \

Но и самое об’ективное изложение фак-

руживает, что мир этот был обречен, что
он уже давно носил в самом себе зерно
своей бесславной и неминуемой гибели,

Вог идет. на Марсовом поле блестящий
майский парад гварлии.

«Серебристые линии кавалергардов Ha
THOIBIX ковях сменялись золотистыми ли-
ниями конной гвардии Ha могучих в9ро-
ных, серебристыми линиями кирасир Ha
караковых конях и вновь золотистыми ли-
ниями кирасир на рыжих. Вслед за ними
появлялись красные линии донских чуба-
тых лейб-казаков и голубые мундиры ата-
Manes, пролетавших обыкновенно наме-

Но вот солдат оперся © пику; й пика
поломалась:

«..Пики были из’ плохой сосны и. ко-
нечно. как и все прочие красивые доспе-
хи. для войны ие были приспособлены.
Й когла; через несколько лет, =— пишет
автор,—на полях Манчжурии я ломал себе
TOAOBY, силясь понять истинные причины
наших поражений, то в числе других по-
казательных примеров нашей военной си-
стемы перело мной ‘неизменно вставала
картина майского парада па Марсовом по-
ле — эта злая насмешка, этот преступ-
ный самообман и бутабория, ничего 0б-
mero с войной не имеющая».

«В представлении гвардейского офипе-
pa, — пишет А. А. Игнатьев, ~~ полк
составляли три-четыре десятка «тгоспот»,
4% все обтальное было как бы подсобным
аппаратом. Если’ вы сейчас приедете в
Париж, то’ найжете там большую часть
расформированных двадцать Jer назад

валергарлов», собирающихся в шталевих
‘пиджаках и шШоферских куртках на пол-
ковой праздник в бывшую посольскую цер-
ковь на улице Дарю — ныне центр рус-
ской эмиграции — и служащих молебны
пол «евнью» вывезенного ими при бегет-

ве из Крыма полкового штандалуга. Есте-

комбрша

ственно, что в свое время в Париже они
не преминули, вслед за пажами, прислать
Мне письмо, «исключалощее» меня из пол-
ка». р

Комбриг А. Игнатьев приводит интерес-
пейший разговор евой в Царском Селе ©
великими князьями Вириллом и Борисом
Владимировичами, из коих Кирилл впо-
следствии. как известно, подвизался в ка-
честве претендента на престол. Узнав, что
Игнатьев, тогда офицер кавалергардского
полка, решил учиться и поступил в Ака-
демию генерального штаба, великий князь
говорит ему:

— Не пойму я вас, Игнатьев... — за-
чем вам было покидать веселую полковую

жизнь и лезть в эту «лавочку» — акаде-
mito?

Игнатьев отвечает, что учитьея в ака-
демии полезно было бы и великим

КНЯЗЬЯМ.

— Вы с Ума сошли, Игнатьев, — Boc-
каицает Борис Владимирович, — я воен-
ную службу презираю. Париж, женщины
— вот жизнь!

Таково было отношение к армии со сто-
роны людей, которые He только но-
сили мундир, но принадлежали к царской
семье. Игнатьев пишет далее:

«..Двадцать в лишком лет спустя, в
Париже, когда из-за моей службы совет-
ской власти все мои бывшие знакомые; &
в особенности русские, перестали мне кла-
нятьея, Кирилл, встретившись со мной
случайно на улице Риволи, приостановил-
ся и сказал: «Бак вы были правы,
Игнатьев, тогда, на завтраже в. Цареком!»

— Чт подразумевал этот неудавшийся
«самодержец», не знаю, говорит
А. Игнатьев, — но, вероятно. что-либо
не очень утепительное для романовекого
семейства».

06 этом семействе автор говорит: «При-
смотревшись постепенно со стороны к жиз-
Ни ‘царской семьи, я понял, что все там,
прежде всего, ‘помирают от. скуки, будучи
отгорожены от жизни непроницаемой сте-
ной». «Парская семья была резко отде-
лена лаже от высшей петербургской зна-
ти». Те из членов царской семьи, кото-
рые не хотели помереть от скуки, нахо-
дили ce6e развлечения соответственно
своим духовным запросам. Так, например,
— как рассказывает А. А. Игнатьев, —
будущий  главнокомандующий, великий
князь Николай Николаевич, хвастая пе-
ред гостями оружием. снял со стены птати-
RY и тут же, у себя в кабинете отрубил
голову своей собаке. Великий князь Бо-
рис, тот самый, который считает акале-
мию «лавочкой», однажды на приеме во
франпузском посольстве. из ухаретва, на-

реке ‘мимо окна баржи. К счастью, его
успели во-время остановить. Живая мысль
не может проникнуть в эту среду,

«...Для русского крестьянина наша. &р-
мия была чем-то вроде каторги», — гово-
рит комбриг Игнатьев.

Но вот те. кто создал русскому кре-
стьянину эту. каторгу, втягивают его в
‘войну © Японией. Лаже офицеры гене-
‘рального штаба. не’ были‘ к ней полго-
товлены.

«Самым же большим пробелом в на-
ей полтотовке была полная неосвелом-
ленность 0 совпеменной военной техни-
ке», — пишет Игнатьев — «С пулеме-
тами нас’ тоже познакомили только наши
враги на войне». «0 Лальнем Востоке,
за три года акалемии. буквально пвака-
нуне войны, никто не обмолвился ни сло-
вечком»,

Сколько горького смеха вызывает pac-
сказ Игнатьева о «свиты его величества»
renepase Николавве. Узнав 06 об’явлении
войны с Япопией, генерал сйрапитвает:

— Ла где же находится Япония?

Ему раз’ясняют, что она расположена
на островах, но он этому не верит:
— Что ты. что ты. батюптка!
может быть империя на островах!
Мемуары  комбрига А. А. Игнатьева
хоропю написаны. (В них есть страни-
цы, придающие этому мемуарному доку-
менту чисто литературную ценность. А са-
мое главное — они весьма полезны и
важны для изучения истории последних
десятилетий царской власти. Читатель
прочтет их с интересом и с интересом 6бу-

дет ждать продолжения.

Разве

Виды Карачая, Зарисовки НК. Жетагурова.

вел револьвер на рулевого прохолившей по’

соо

Б. ЭТИНГИН

КНИГА О ЧЕХОВЕ _

формировался. Этот процесс, показан Рое-
киным подробно и глубоко. И рассказано.
которые,

Исследователи и критики зачастую
разучиваются читать классиков.

Биографический и комментарный багаж,
отетоявшиеся формулировки, — все 97%,
как слюдяной защитный козырек, стоит
между критиком и творчеством класси-
ка.
Через слюду видно не вполне отчетли-
во, зато ньблюлатель защищен от ветру.
Противоречия в материале’ трудно раз-
глядеть еквозь слюду. Критик может по-
догнать исследуемый материал под лю-
бую концепцию.

Чехов ‘рано стал классиком, и критики

быстро разучились его читать,

В угоду односторонним, поверхностным
концепциям приносилось живое содержа-
ние чеховского творчества. За тридцать
пять лет Чехов в изображении критиков
попеременно оказывалея «певцом суме-
рек», «пытиком», кадетом, мелким бур-
mya и даже бодрячком. № сожалению, в
этом повинна не только досоветская кри-
тика. Даже в некоторых серьезных и
вполне  доброкачественных современных
работах о Чехове временами ощущается
налет обязательного «концепционерства».

Во всем, что пишет о Чехове А. Рос-
кин, видно, прежде всего, настоящее уме-
ние читаль Чехова.  Роскин не бойтся
ветра и не отгораживается затверженными
формулами от живого материала, co всеми
его противоречиями. Он старается решить
задачу изнутри © помощью критико-био-
трафического метода. Жанр этот опасен:
пронесшаяся в 20-х годах нал Западом
«эпидемия» биографических романов по-
казала, насколько несерьезно можно. от-
носиться в исторической. правде и как
произвольно можно лосочинять ее.

В работах Роскина нет ни насилия над
петорией, ни подчистки ее. Он осторожно
пользуетея предоставляемым ему правом
интуитивного решения задам. г

Детекие книги Роскина © Торьком и
Чехове написаны в одном ключе и на
олну и ту же тему.

Биографии этих людей очень непохожи.
Но есть в них обстоятельство, которое их
роднит. . Это общее и занимает Роскина в
обеих. книгах.

Жизнь писателя начинается в окру-
жении, способном превратить всякого
в человеконенавиетника.  Скаредные, же-

несены немалые жертвы.
жертвами оказываются весьма важные для
молодого Чехова произведения: «Иванов».

это именно такими словами,

нужны в книге для юношества.

Уже писалось © том, что биографиче-

ская статья в однотомнике, повесть «An
тоша Чехонте» ‘и пецензируемая  КНИГ&

кровно связаны между собою. Это одно

растущее и расширяющееся тело. Й чем

более оно растет, тем более мешают ему
специфические условия литературы для

детей.

Надо сказать, что этой специфике при-
Именно такими

и «Скучная история», о которых сказаны
буквально две строки. А ведь в одной из
статей Роскина есть ®’очень интересный

апализ «Иванова». Говорить © новом че-,

XOBCKOM использовании старых драмати-
ческих средств можно было и в 910й
детской книге. Сумел же Роскин глубоко,
просо и понятно рассказать в этой книге
о «Чайке».

Двь этапа жизни Чехова — Сахалин
й Мелихово — в книге следуют непосред-

ственно один за другим, А ведь эти эта--
пы отделены друг от друга целым голом,

очепь важным и показательным: Роскин
не показывает, как резко возмужал, по-

взрослел Чехов после Сахалина. Слишком.

глухо упомянуто о первой поездке Чехова
в Западную Европу в ‘том же году.
время путешествия  вынашивалась «Ду-
эль», совсем не упомянутая в этой вни-
ге. Это опять жертва в пользу детской
специфики. Жертва в пользу  зверьков-
мангуст, о которых рассказано очень июд-
робно.

Но случается и так, что автор 06 этой
спепифике забывает. Очень щедро пока-
зывают Роскин детские впечатления Чехо-
ва, впоследствии проявившиеся в чехов-

ских произведениях, Но не всегда Роскин,

сообщает читателю о том. как реализова-
лись эти впечатления. Task, радостная
атмосфера дома  Дросси не доведена до
«Учителя словесности», суждения поварз
Степана о «воле» === ло Фиреа из «Виш-
Reporo сада», А в книге, рассчитанной на
несовершеннолетнего читателя, вещи т8-
кого рода нужно договаривать до конца.

*

ЮБИЛЕЙНЫЙ НОМЕР

стокие. мелкокалиберные люди, гнилой и
устойчивый быт — таково окружение, и
это — лишь единичное проявление старо-
российского бытия. Художник. сохранив-
ший ‘в этой обстановке ясность хуха, лю-
бовь к людям и чистоту сердца — т4-
ков пентральный образ обеих книг Poc-
Кина. а 4
%

«Он отталкивалея от людей, которые
ero окружали. Он отталкивалея от таган-
рогеких  родетвенников-лавочников, для
которых мунлир- церковного старосты * был
высоким знаком отличия; от праказчичь-
ей ‘лпы, которая гордилась тем, что
кивет не в каком-нибудь Бахмуте, & в
портовом городе Тэганроте; от. московской
газетной братии, ломавшей шапку перед
Пастуховым... Чехов отталкивался от них,
И 910 была непрестанная борьба за ло-
стоинство ‘и. личную свободу».

В этих словах, собственно, изложено со-
держание книги. СОтталкиваясь, Чехов

Рептить задачу изнутри — это значит,
прежде всего, глубоко вслушаться во
внутренние интонации творчества мастера.
Злесь. может быть, уместно слово, ча-
сте употреблявшееся некоторыми теорети-
ками импрессионизма:  «вчувствование».
Роскин Умеет  «вчувствоваться» в Чехо-
ва — человека и мастера настолько, что

чеховская. Произведения, письма, мемуары
п документы —- весе это в равной мере
удачно используется автором. Й в тех
случаях, когла Роскин восполняет неко-
торые детали домыслами, он пелают это
обоснованно и достоверно.

Роскин хорошю постиг один из OCHOB-
ных законов чеховского творчества: обы-
денные. заурялные вещи, будничные по-
ступки — все в произведениях Чехова
имеет свое скрытое звучание. Когла мы чи-
таем в рассказе «Попрыгунья» о том, ч®
«икру, сыр и белорыбицу» Дымова «е’ели
mea брюнет» и толстый актер», то ощу-
щаем скверное устройство мира с такой
же силой. как вели бы прочли гневную
обличительную тираду.

Любовь и внимание Чехова к вещам
общеизвестны. В книге  Роскина очень
много вещей. Они сопровождают героя н&
его пути от Чехонте к Чехову. Часто оня
звучат по-чезовски: «Евгения Яковлевна
делала очень много грамматических оши-
бок, и от этого ее письма казались еще

Александр _Роскин. Чехов. Биографиче-
ская повесть. Изд-во детской литературы.

=>

самая топальность книги почти Целиком.

Клолжен не только сментить, & и вызы-
i сочувствие и одобрение зрительного
а, Пеудачник, маленький, забитый че-
в (Чарли Чаплин) или нелепый не-
Пывющий верзила (Пат), ‹ партерный.
разнизающий все номера цирковой
Итахмы, — все это не может служить
мы кохику примером для подражалия.
нь, подражанъе, = обезьяничанье
ЧМТ ловкз-^у, красивому — не смешит,
 ызывает жалость, иногда презрение,
№0 — явное неуловольствие. Неудач-
tk 8 маске Чарли Чаплина ° вызовет
Пе всего ‘недоумение нашего зритель-
i зала. Вее люди У нас заняты опре-
тым. нужным делом. Откуда же этот
ачный, пи к чему не приспособлен-
i 6 п всех высмеивающий человек,
\ пичего не умеющий ‘делать?
iat Комик не отказывается пи от 0д-

и3 приемов, введенных Ha арену
\уиками комического искусства. Ho он
\ ипользует как элементы своего ма-
тва. «Каран a’Am» неловок, иеумел,
У огда обнаруживается и его несомнен-
М ловкость и немалое умение, Наш ко-
№ прежде всего чрезвычайно активен,
, пеуногословен, по. крайней, мере; мо-
М быть таковым, но он не имеет. права
Ъ инертным, Одпажлы  изобретенная
4 не владеет пм. Маска = средство
М зоплощения задуманного образа. Вы:
Пазий в натем -цирке более десяти’
Ито назад немецкий «Чарли Чаплин»
сель Варт строил все свои номера на
\пихивом обыгрывании на арене каж-
™ аксессуара. Сам по себе каждый из
М noyepon был отмечен ` техническим
Атом, виртуозностью. но смысла, об’е-
ие pee трюки’ его’ аттракциона, не
№. Такая виртуозность ради виртуоз
Ут не могла тлубоко задевать совет-
\0 зрителя.

Большая, тяжелая, прекрасно офор-
мленная, эть книга непохожа на обычный
номер журнала.

«Конноаруейцы!

Ваши красные знамена покрыты  неу-
вялаемой славой громких побед Ha dpot-
тах четырехлетней гражданской войны.
И. Сталин».

Так открывается эта юнита. Поотили
тоды с того времени, как Иосиф Висса-
рионович Сталин, вождь И организатор
Первой Конной, чье имя перазрывно свя-
замо со всей историей е побел, написал
эти приветственные слова. 19 ноября
1939 г. товарищ Сталин, в день двадиа-
тилетия Первой Конной, снова приветство-
вал красных конников.

Конармейские клинки снова вписали
героические стравицы в победоносную ис-
торию Красной Армии и советского паро-
да. Четырехлетний путь борьйы и побед на
фронтах гражланекой войны прололжен в
новых битвах, в победном марше по За-
падной Украине и Запалной Белоруссия.

060 всем этом говорит журнал.

На ето страницах М. И. Калитин тозд-
равляет   товарищей бойцов, командиров,
политработников. конармейцев.

` «Ваш! героизм стал достоянием широ-
ких народных Mace, Ваши подвиги слу-
жили примером мужества и отваги сталин-
ским . соколам, ‹ покорявигим воздушные
пространства. Они  воотушевляли героев
Хасана. героев битв па траницах  лру-
жественной Монгольской Наротной Респу-
блики, Свято храня традиции Первой Кон-
ной армии, красные конники с  воодущев-
лением несли знамя раскрепощения  1аро-
yam Западной Украмты и Западной Бе-
лоруссии».

Номер журнала серьезен и обстоятелен.
Это не просто торжественная книжка, вы-
пущенная «по поводу» ‹ юбилея,. — это
работа большого коллектива старых и но-
вых руководителей советской кавалерии,
командиров, политработников, преподавате-
лей военных академий.

Обстоятельно и ярко показывает жур-
нал роль товарища Сталина в организа-
ции и борьбе Первой Конной армии.
«Красная конница» печатает выдержки
из статей Ворошилова, беседу товарища
Сталина © положении на фронте («Прав-
да* от 11 июля 1920 г.), отлельные. до-
кументы 06 образовании армии, интерес-
нейшую статью маршала Советского Сою-
за С. М. Буленного «Конные массы как
решающая сила в гражданской войне».

` С.М. Буленный в своей статье не ог-
ранигчивается лишь историческлгм ob30pom
боевых действий Ronapmun B гражданскую
войну. Он убедительно рассказывает ©
том, как побеждала Конармия и почему
она побеждала и будет побежлать врагов.

(Статья маршала’ в значительной своей час-

ти Посвящена принципам строительства
Конармии, сталинскому метоху организа-
ции конницы. «Слелуя по этому елинст-
венно правильному пути, наша Kpacnas
коннипа насыщена Теперь ‹ неизмеримо.
‘большим количеством ручных и станковых
пулеметов, всех видов противотанковой,
полевой и зенитной артиллерии, мощными
и быстроходными танками и другими сов-
ременными техническими средствами
борьбы»,

Эта сталинская линия организации кон-
ницы, ках подчеркивает С.  Буденный,
привела к тому, что советская  коннип&

стала «родом войск, способным как само-

стоятельно, так и совместно с другими
родами войск решать любые боевые зада-
чи в современных условиях».

Статья 0. И. Городовикова, славного со-
ратника Буденного и Ворошилова, ныне
командарма 2-го ранга и инспектора к&-
валерии РЕКА, посвящена армии богаты-
рей, героическим подвигам  конармейцев,
лихим набегам буденновцев. традициям
Первой Конной — всегда побеждать. _

Не менее интересна и статья Ф. Же-
майтиеа о зарождении конных Macc Hpac-
ной армии под Царицыном и о роли их в
разгроме контрреволюции.
< Авторы этих обеих статей показывают
в деталях роль Сталина, Ворошилова и
Буденного в знаменитых похолах  кон-

армейцев, В статье Ф. Жемайтиса полроб-

но рассказано о том, как осуществлялся
сталинский план’ разгрома Деникина.

Политической и партийной работе
Первой Конной армии посвящена интерес-
нейшая статья В. Сидорова. Автор ее, как
бы дополняя статью С. Буденного, расска-
зывает 06 организации и работе политичет
ского аппарата Конармии, об организации
первых ячеек коммунистов в ней, о пер-
вых с’езлах и партийных конференциях в
армии. Кроме крупного исторического ин-
тереса, который представляет с0б0ю эта
статья, в ней читатель найдет много ма-
териала по опыту партийного строитель-
ства в армии. -

С воспоминаниями © славных боевых
днях выступают тт. 0. Шекун, №. Тру-
фанов, П. Лебеденко, П. Варыпаев. Ин-
тересны и подробны очерки © героях

Первой Конной — Пархоменко и Дунди-
че В. Ростова и М. Косарева.

Журнал заключают корреспонденции,
статьи и письма © Красной кавалерии
нынешнего дня,

Страна уливлялась героическим  кон-
ным маршам наших частей в  Запалной

Белоруссии и в Замадной Украине, 100-

километровым броскам конницы. М. Мои-
свев-Черкасский рассказывает, как крас-
нознаменные кавалерийские курсы команд-
ного состава подготовили и провели кон-
ный марш на 1200 километров. Этот марш
был проделан за десять дней, и в нем не
было дневок. Эта блестящая победа кур-
сантов показала, что Красная конница
сильно увеличила свою способность к да-
леким маршам в сложнейших боевых усло-
виях. В этом марше побиты все мировые
рекорды для конных частей на 1000 и на
1200 километров.

И еще о многом, боевом, волнующем,
сеголияптнем типтут красные конники, Та-
кими статьями, как «Марш Кавдивизии
в пустынно-степной местности», «Фураж
и местные средства в современном бот»,
«Связь конницы при переправах», 0б0-
галпается методика и тактика Красной ка-
валерий.

Много места в журнале’ уделено также
Красной коннице на белорусском и укра-
инском фронтах.

Эта книга надолго останется крупным
пособием для’ агитаторов и  пропаганди-
стов не только в армии, но и вообще в
нашей, стране, и послужит прекрасным
материалом и для советских. писателей.

Б. ЕМЕЛЬЯНОВ. _

более жалкими и рагтерянными».
Очень простыми средствами Роскин 69-
злает портрет усталого и безнадежно боль-

он виден через веши: «И вот извозчик
вез его по знадюмым привокзальным пэ-
реулкам. Чехов смотрел в» дома. Межлу
оконными рамами стояли стаканы в Cép-
ной кислотой и лежала вата, почернев-
шая за зиму и осыпанная сверху мелко

нарезанной цветной бумагой. Вилны были.

стены комнат, оклеенные розовыми и 39-
леноватыми обоями, какими оклепвают
дешевые гробы. Bee это было и в его
жизни — эти 0б0ои и почерневшая вата,
было очень давно; в детстве,
бы решений теперь. ни принимать, в К&-
ких бы тесных лоюмиках ни селиться, —
все равно, не вернуть уже простого и
обыкновенного права на свою жизнь...»
Чехов ненавидит фальшь в искусстве,
в общественной деятельности и в личном
быту человека. Роскин показывают, каб
из этих взглялов вырастает чеховский ре-

ализм. Книга Роскина исторична. История
‘присутствует здесь не в виде отвлеченных
отступлений-характеристик. Через onnca-
ние нравов Таганрогской гимназии, цен-
зуры 80-х годов. Сахалина, Александрин-
ското театра доходит ло нае время Че-
хова.

Когла художник пишет о художнике,
выигрывает читатель. Мастерство, кото-

рым облалает Роскин, дает ему право на’
создание большого критико-биографическо-
го полотна о Чехове — мастере и челове-
ке, о ето времени, 06 истории русско
культуры.

Это очень нужная книга.

Литературная газета
№ 64 5

ного Чехова. Это не рисованый портрет: ,

и сколько.

%