ххх

Моснва! Как гордо звучит это

шего брата народов Советского Союза.

политический, ‘экономичесний и’ культурный центр СССР.

Здесь разрабатывались и принимались

утверждалась Сталинская Конституция, самый демократи-

ческий занон в мире. Здесь заседали

Коммунистической Партии (большевиков), с’езды Советов,
работают Центральный Комитет ВКП(б), Верховный Совет

и Совет Народных Комиссаров СССР.

В Москае жили трудился основатель Советского государ
ства Владимир Ильич Ленин. В центре города, на Красной
площади, стоит мавзолей, в котором покоится теяо этого
велиного гражданина мира. 8 Москве живет и трудится на
благо народа гениальный продолжатель дела Ленина —
Иосиф Виссарионович
Сталин. Под его руководством народы страны Советов сде-
лали Родину могущественной социалистической державой,
под его водительством они разгромили врагов своей страны,

Генералиссимус Советского Союза

отстояв ее свободу и независимость.

Славься, родная Москва! Расти и крепни, любимая сто-

1946 года к
устремлены взоры и чувства всех советских людей.

лица, Сегодня в первый день Нового,

их

слово
МОСКВИЧА

Я прожил в Москве болыне половины

своей жизни. Я знал старую Москву
с конками, домишками и кривыми улина-
ми. И тем пороже ‘она мне, что на моих
глазах росла и менялась и стала большим
и чудесным городом.

В Москве мой родной завод. На нем я
работаю 38 лет. На этом же заводе 56 лет
проработал мой отец, и мои сыновья до
ухода на фронт тоже были краснопроле-
тарцами, В 1917 году я боролся за совет-
скую Москву, а когда мы победили, я
собственными руками заложил первый ка-
мень нового завода для новой Москвы
Рос мой завод, росла моя Москва и вме-
сте < ними рос и я. Я приобрел хорошую
квалификацию, воспитал своих детей, дал
им образование. Я не покидал свой горол
в тяжелый 1941-й год, и мое сердце эбли-
валось кровью, когда я видел, как пыта-
лись разруптить его немецкие самолеты. Но
в Москве был Сталин. Это было залогом
победы,

Пришел светлый час, и снова засияла
Москва огнями.

Я хожу по знакомым улицам, где все
так привычно и близко сердцу, где каж-
дый камень может рассказать о том, что

пережил я, мои сыновья, друзья, товари-
щи.

Да как же мне не любить Москву, ког-
да в ней вся моя жизнь!
Н. КАМЕНСКИЙ,
мастер завода «Красный пролетарий».

—o—

ЛЯ меня Москва — это замечатель-

ный центр русской науки, в котором
кипит творческая мысль, ежечасно возни-
кают новые создания великого русского
народа.

В той области науки, где я работаю, в
математике, Москва является совершенно
непревзойденной по количеству  зародив-
шихся и развившихся здесь новых идей,
по обилию новых талантов.

Москва . дорога моему сердцу, как и
сердцу всякого советского человека, вся-
кого русского тем. что она хранит памят-
ники великой истории нашего народа и
сейчас является нашей величественной сто-
лицей.

Красоты Москвы всякому близки, вся-
кому понятны и дороги,

Я не сомневаюсь, что наша. красавина
Москва в новом году станет еше краше.

Акалемик С. СОБОЛЕВ.
==

К ОГДА началась война, я и мои друзья
дежурили по ночам на крышах ломов
и тушили зажигательные бомбы, а лнем
рыли траншеи. Потом поступили на завод
и трудились, не жалея сил, потому что
знали, — это для Москвы, для Родины.
Все в моей жизни связано © Москвой.
Здесь живут мои отенп и мать. Защищая
Москву. погиб мой старший брат.

Другие города, в которых я побывал, то-
же хорошие, но все-таки Москва лучше

всех — боевая, красивая и веселая. Разве
можно не любить такой город!
А. ПОПОВ,
слесарь завода.
—о-

МОСКВА вставала передо мною в дни,
когда я была в партизанском отрядеи
вместе с друзьями защищала подступы к
столице.
В Москве прошли мои детские и юно-
шеские голы, злесь же началась созна-
тельная жизнь.

Я вспоминала московские музеи, театры,
парки и маленький домик в Гагаринском
переулке. милее которого нет.

Мне приходится часто покидать Москву,
выезжая в геологические экспедиции. Ра-
ботаешь где-нибудь в степи и ясно прел-
ставляешь, как живет сейчас Москва и
радуешься. что ты родилась в городе, ко-
торый является сердцем нашей Родины.

Какое счастье быть москвичом!

С. СЕМЕНОВА,
студентка 5-го курса гидрогеологиче-
ского факультета Геологоразведочного
института имени Орджоникидзе, секре-
тарь комитета ВЛКСМ.

—о—

Я БЫЛ с папой на Красной плошали,

Там видел мавзолей и елки у крем-
левской стены. Какая красивая красная
звезда на башне! Я о ней выучил стихо-
творение:

Кремлевские звезды над нами горят,
Повсюду доходит их свет.
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины — чет!
Сережа ГОРСКИЙ, 7 лет.

имя
цы великого государства мира -—— Союза Советских Социа-
листичесних Республик. Сюда — на Кремль, на Нрасную
площадь — устремлены взоры всех людей земного шара,

Вокруг Москвы собиралось, росло и крепло наше госу-
дарство. Это — исторический центр русского народа, стар-

великой — етоли-

И ныне Москва —
пятилетние планы,

с’езды Всесоюзной

тебе

СЕРДЦЕ НАШЕЙ РОДИНЫ

Начинается земля,
Как известно, от Кремля.

Вл. Маяковский.

Мы дождались, наконец, этого AHA,
этой полуночи, за которой, как за порогом,
уже стоит Новый год, мирный год.

Взглянем же на поднятую над Красной
площадью звездоносную Спасскую баш-
ню — рдеет золото на темном циферблате

№

ва не ‘растет, но Москва росла быстрее
травы. И настал день, когда русский че-
ловек поднялея на поработителей.

Стоял 1380 год. Кремль уже опоясался
первыми каменными стенами. Ясным авгу-
стовским утром из всех его ворот выхо-
дили полки. За черным своим знаменем
ехал на коне великий князь Димитрий
Иванович, рослый, плечистый, с реши-
тельным взором. Он вел Русь на Орду.

часов. Стрелки уже сходятся вертикаль- Е

но, как руки, торжественно воздетые над од знаменами родной Москвы встали,
головой. «ХИ». Полночы Глухой удар   Наконец, плечом к плечу, забыв  между-
древнего колокола дрожит над. притихшей усобицы, люди муромские, владимирские,
площадью. Спокойный голос диктора воз-   Ростовские,  белозерские и других зе-

вещает приход 1946 года.

И волны, невидимые, но быстрые, как
солнечный луч, обгоняя самый звук, раз-
несут улар курантов над страной. В да-
лекие репродукторы ворветея голос
Москвы.

Время переступает полночь, как рубеж
двух эпох: войны и мира. 1946 год! Мы
еще только будем готовиться к новогод-
нему тосту, но Владивосток и Порт-Ар-
тур уже будут какие-то несколько часов
жить в Новом году. Только через семь
долгих часов на рубиновых звездах Крем-
ля заиграет первый солнечный луч, бегу-
ший с востока. Так велика наша земля,
раскинувшаяся во все стороны вокруг
Кремля.

С высокой арки ведущего к Красной
площади моста открывается Кремль, рас-
кинувшийся вдоль всей речной горы. Вста-
ли на берегу реки’каменным дозором бое-
вые башни. Блестит герб Союза CCP.
Алеют багряные стяги. Кремль! Далеко за
пределами нашего города, нашего государ-
ства разносится это имя, Его произносят с
надеждой, с любовью.

Каменной летописью веков минувших и
дней нынешних стоит Кремль, как вели-
кий страж времён. Оглянемся на славное
наше прошлое, которое живет и в нынеш-
нем дне.

В незапамятные века пришел сюда, на
бойкий перекресток речных путей, первый
русский человек. Расступились перед
ним мохнатые сосны, зазвенел топор, ве-
селые дымки поднялись над глухим 6o-
ром,

Так возникло кроЖотное поселение, за-
родыш будущей многомиллионной столицы
передового человечества. За стенами Крем-
ля, в Крови и пламени рождалась русская
государственность, слагалось напиональ-
ное единство русского народа. Страшные
пожары до тла испепеляли поселение,
враг опустошал слободы, ‘уводил в полон
людей. :

Так было и в ХШ веке, когла страшная
лавина  татаро-монгольских Opa докати-
лась до Москвы. Народное предание гово-
рило: где прошел Батый — сто лет тра-

ЕЕ ИРЯ ИЕН РЕ РУКЕ РУКИ УКР ТУ НУ ВЕ ВЕВР

мель. Встала сама Русь. Русь или Орда?
Кто кого?

На поле Куликовом был нанесен пер-
вый удар татарскому владычеству, поло-
жено начало об’единению и освобожде-
нию родной земли.

В начале ХГУ века Москва была одним
из самых малых русских уделов Даже
нынешние места отдыха молодых москви-
чей лежали за рубежами московского
княжества.

Но город и об’единявшиеся вокруг не-
го княжества росли тяжело и терпеливо.
Вокруг крепости над Москвой-рекой неук-
лонно собиралось русское национальное
государство. М оно возникло перед Ев-
ропой, как чудо, как неожиданность.

Но многие еще испытания предстояли
горолу: и нашествие Орды, и интервенция
начала ХУИ века, и Карл ХИ, который
грозился продиктовать условия мира из
древней русской столицы. Но одним из
самых грозных. испытаний было нашест-
вие `Наполеона.

Прошли многие века, и снова старому
Кремлю суждено было оказаться в цент-
ре исторических событий, которым внимал
весь мир.

В солнечный полдень 12 марта 1918. го-
да у Кремлевских ворот остановился авто-
мобиль.

— Кто едет? —
оружием комиссар.

— Председатель Совета Народных Ко-
миссаров Владимир Ильич Лечин.

Командир и часовые вытянулись в струн-
ку. Они впервые видели Ленина. Влади-
мир Ильич улыбнулся и взял «под козы-
рек» круглой каракулевой шапочки.

— Вот он и Кремль! Как давно я не
видел его! тихо сказал ов.

После двухвекового перерыва Москва
опять стала столицей, отныне уже столи-
цей государства Советов.

На древнюю крепостную стену не раз
поднимался Ленин. Шурясь от солнца, про-
хаживался он между зубцами, улыбаясь
Красной площади. По ней шла первая
майская демонстрация, у стены подымалась
трибуна, наспех сколоченная из теса.

..Мы помним студеный январь 1924 го-
да. Морозная мгла дрожит над площалью.

спросил  обвешанный

1 миллион
всей цар-

больше Голландии, на
киловатт-часов больше

площадь, занимаемая ею. В 1911 го-

ской России.

№

Лом не берет смерзшуюся землю, ее под-
рывают динамитом. Ветер порывисто рвет
траурные стяги, У башни, где Ленин го-
ворил о героях Октябрьских боев, растет
деревянный куб. 27 января скорбная про-
цессия вступает на площадь. Слезы 3a-
мерзают на ресницах. Ветер слепит глаза.
‚ Несколько лет спустя в центре  пло-
щади возникает строгий <илует мавзолея.
На его полированных гранях врезачо одно
слово «Ленин». Неувядающие  серебрис-
тые ели стали вечным караулом вдоль
мавзолея. Тяжелая плита венчает мавзо-
лей, ее держат колонны гранита. В мол-
чаливом зале стеклянный саркофаг хранит
тело Ленина.

Перед мавзолеем воины присягали Ha
верность народу и отчизне. По этой пло-
щади проходил когда-то танк, единствен-
ный в стране, отбитый у Врангеля. «Незн-
данная диковинка» назвали его наши
газеты. Над площадью старейший наш лет-
чик Б. И. Россинский вел когда-то один
единственный самолет.

*

Прошли годы. Мимо мавзолея, равняясь
на Сталина, шли советские воины. Танки
врывались из-за стен Исторического му-
зея, заполняя площадь гулом, как будто
вулканы клокотали под их броней, Тяже-
ло вздрагивала сама земля, когда на пло-
щадь вступала артиллерия главного ка-
либра.

Небо покрывалось самолетами, они ле-
тели тучами, тяжелые и скоростные ко-
рабли воздушного океана. Колонна само-
летов растягивалась на двенадцать килс-
метров. Эскадрильи выходили в воздух,
строились, спокойно подравнивались, рас-
ходились на дистанцию, как будто были
не в поднебесье, а на строевом плацу.

Красная площадь. Имя яркое, как пу-
теводный маяк, вознесенный над миром.
Градостроители не успели еще расширить
ее геометрических границ, но она давно
уже перешагнула их, стала площадью ми-
ра.

Как хороша она, наша прекрасная, на-
ша Красная площадь зимними вечерами!
Серебристые ели вытянулись перел ниша-
ми кремлевской стены. Недвижимо засты-
ли часовые у мавзолея. На припсрошенной
снежком старой ‘башне ветер тихо повора-
чивает огромную звезду. Луна бросает
свой отблеск на пестрые купола храма
Василия Блаженного. Гулко отдаются ша-
ги запоздавшего пешехола. Москва засы-
пает...

«Москва всегда становится в урозень с
обстоятельствами, когда над Русью гремит
гроза», писал великий наш земляк
Александр Иванович Герцен Так было и
в ту грозу, которая грянула светлым
июньским утром 1941 года над родной на-
шей землей. В октябре фронт был под
Москвой и на воздушных ее рубежах шли
жестокие бои за столицу.

Немны помнили свой победный марш на
Вену и Афины, Брюссель и Прагу. Они

J чем говорят цифры ———

3% Широко раскинулась наша сто-
лица. Из года в год увеличивается

60 постоянных музеев и выставок,
планетарий, зоопарк, множество физ-
культурных предприятий, стадионов,

выпьет свою реку до капли в тече-
ние одного дня.

Вторник, 1 января 1946 г. № 1 (540).

ОСКВА, Москва, ты нам всего дороже!

М У амбразир ноябрьских баррикад,
На дальних подступах,
На снежном бездорожье
Твоё дыханье чувствовал солдат.

Отстаивали мы тебя, столица,
У Волги,
У Днепра
И на Дону,
И вот опять спокойный свет струится,
H вот опять ворвались в тишину

Вечерний гомон,
праздничные толки,
Смех девушек
и лепет детворы.
На площадях горят, как в сказке, елки,
Скрипучим снегом занесло дворы...

Сегодня каждый радостно встревожен:
Приходит первый невоенный год.
Москва, Москва, ты нам всего дороже!

Здесь наша Родина!
Здесь вождь живет!

Семен ГУДЗЕНКО,
Re

TAA3ANM
ГОСТЕЙ

К ОГДА проходишь ‘ночью по Красной
площади, ее обширная панорама, слов+
но раздваивается: то, что есть теперь —
родина всех лучших людей земного ша-
ра, и то архаическое, что было до
1917 года. И кажется, что тот, кто ле:
жит в мавзолее посреди пустынной Hoy
ной площади, остался сейчас единствен
ным в мире, кто не спит; OH бодретвует
над всем, что простирается вокруг него, —
над городами, над деревнями. Он — под.
линный вождь, человек, о котором рабо.
чие говорили, улыбаясь от радости, чо
он им и товарищ, и учитель  одновремен-
HO; OH — отец и старший брат, действи:
тельно склонявшийся надо всеми. Вы в

не забыли, как без единого выстрела за-
няли хорошо укрепленный Париж. Но ни-
когда еще за свои восемь веков Москва
не сдавалась на милость врагу.

И в эти горькие и тяжкие дни молодое
поколение столицы собиралось на MHTHH-
ги. Его девизом были слова Кутузова, ко-
торый за сто двадцать девять лет до них
оборонял Москву и Россию: «Ни шага на-
зад. Стоять на смерть!». И юноши и де-
вушки столицы призвали свсих сверстни-
ков: «Судьба столицы в наших руках.
Мы должны отстоять Москву и мы ее
отетоим!>».

По плитам Красной плошади уходили
на подступавший все ближе к тороду
фронт истребители, добровольцы, строите-
ли укреплений. Но бешеное октябрьское

наступление немцев не увенчалось успе-
хом. Тогда Гитлер назначил  оконча-   ЗНали его, а он знал вас, он думал о ве
тельный срок — 7 ноября. В этот день   Кто бы вы ни были, вы нуждаетесь 3
на древней площади столицы фюрер при-   ЭТОМ друге. H кто бы вы ни Obl, ay
мет_ парад. Командующие фашистскими   Шее в вашей судьбе находится в рум

того другого человека, который тоже
бодрствует за всех и работает, — чело.
века с головою ученого, с лицом рабо:
чего, в одежде поостого солдата.

Анри БАРБЮС.
—о—-

видел в Москве многое и уезжаю

полный впечатлений, глубоких и не-
забываемых. Я никогда не забуду этого
величественного города с его широкими
улицами, красивыми зданиями,  замеча-
тельными историческими памятниками.

Культурная жизнь Москвы бьет клю-
чом. Нигде в мире нет такого замечатель-
ного, театра, как в Советском Союзе,

Клод ПЕППЕР,
сенатор. США.
Poy 9 ae

B МОСКВЕ я впервые. Чаще всего бы:

вает так, что предположения расхо-
дятся с действительностью. Я же в Моск.
ве увидел то, что и ожидал. Москва про
изводит впечатление города, полного жиз-
ненной энергии. Москвичи полны зарази-
тельного оптимизма, силы, творчества, они
уверенно смотрят на будущее.

Мне не хочется говорить о достоприме-
чательностях вашего города. Москвичам
они известны’ лучше, чем мне, и они имя
законно гордятся.

панцырными колоннами уже бахвалилнсь,
что, не останавливая моторов, они < ходу
ворвутся в столицу.

Да, в назначенный день 7 ноября на
Красной плошади состоялся парад. Но это
был традиционный парад советского во-
инства. Накануне с вечера все небо вздра-
гивало от ударов зенитных орудий. Лучи
прожекторов кинжалами вонзались в об-
лака, за которыми крались к городу 250
фашистских самолетов. Вечером в час тор-
жественного заседания Московского Сове-
та к центру города пыталась пробиться
массированная воздушная эскадра бомбар-
дировщиков. Но ни один из них не про-
шел.

И вопреки всему в назначенный день
и час на мавзолей поднялся Сталин. Он
начал свое слово к народу, как всегда
неторопливое и убежденное. Он напомнил
народу о его великих предках, чьи бое-
вые полки победно проносили свои. стяги
через эту древнюю площадь.

Достойные потомки этих предков отста-
ивали в те дни родную Москву. Огром-
ной подковой надвигались на нее брони-
рованные гитлеровские дивизии. Но народ,
как сказочный богатырь, разогнул эту лод-
кову и отбросил ее от Москвы. Красная
Армия в жестоких зимних боях освободи-
ла всю Московскую область,

Горло и нерушимо стоит над рекой кре- Джон Б. ПРИСТЛИ.

пость восьми веков. Скоро сюда с’едутся  . ме

избранники народа — депутаты  Верхов- Cy АМОЕ глубокое впечатление от Мо-
ного Совета СССР 2-го созыва. Зимнее   _ мт —. Это то, что. здесь после
солние играет на высоких звездах. Снова р ВОИНЫ, в которой на долю Co-

ветского Союза выпало самое тяжелое
бремя, я вижу народ жизнерадостный, у
которого работа спорится в руках.
Москва — город великого народа и мо:
гучего государства. Когда стоишь на
Красной плошади, невольно хочется снять

шляпу и сказать: «Слава советскому наро-
дур.

сверкают их рубиновые лучи. Они сняли
защитную военную форму, которую вме-
сте со всей страной носили в годы войны.

Евг. СИМОНОВ.

Юрий ГОРАК,
профессор истории и русской сло-
весности Пражского университета,

—O—

ду территория Москвы

стоимость всех зданий,
рудования предприятий
нивалась в

военные годы оборудование

Государственного

ча.

составляла
17,7 тысячи гектаров. В 1939 голу
она увеличилась до 32,5 тысячи гек-
таров. По генеральному плану ре-

машин и обо-
Москвы оце-
полмиллиарда рублей.
Почти вдвое больше стоило в пред-
толь-
ко двух заводов советской столицы
— автозавода имени Сталина и 1-го
шарикоподшипни-
кового завода им. Л. М. Каганови-

34 За год промышленные предпри-

3 Москва. — крупнейший научный
центр мира. Здесь находятся Ака-
демия наук СССР, Сельскохозяйст-

венная академия имени Ленина,
конструкции столицы ее территория Академия медицинских наук СССР
будет доведена до 60 тысяч гекта- и Академия педагогических наук
ров. РСФСР, Всесоюзный институт экс-
{ 36 Во время выборов в царскую периментальной медицины — имени
Государственную Думу в 1912 году Горького и много крупнейших на-
избирательное право имели в Мо- учно-исследовательских институтов,
скве лишь 51.300 HEVLOBER, что от обслуживающих все отрасли нарол-
общего числа жителей города со- ного хозяйства и культуры страны.
ставляло только 3,6 процента. В 3 105 тысяч студентов обучается
1937 г. во время выборов в Верхов- в вузах столицы. Это намного боль-
ный Совет СССР в Москве было ше числа студентов всей Англии
2.739.783 избирателя. Участвовало в и ряда других крупнейших rocy-
голосовании 2.715.985 избирателей. дарств мира.
Это составляет 99,13 процента всех 3 Только за пять лет (1935—1939
избирателей. годы) в столице построено 379 но:
. До Октябрьской революции вых школьных зданий. Ныне в 493

школах столицы обучаются 474 ты-
сячи учащихся.
„ % В годы войны по решению пра-
вительства созданы школы рабочей
молодежи, в которых без отрыва от
производства юноши и девушки за-
вершают свое образование. 41 ты-
Catia молодых  производственников
учится в этом году в 127 школах
рабочей молодежи.

3% Число массовых библиотек в

спортивных площадок и залов, вод-
ных и лыжных станций, водных
бассейнов.

3 Для детей в столице создано
много внешкольных учреждений.
Среди них — 20 дворцов и домов
пионеров, 13 технических детских
станций и станций юных натурали-
CTOB, детские театры, 74 детских
библиотеки, туристские базы, спор-
тивные школы.

3% Коренным образом за годы
сталинских пятилеток  реконструи-
рован городской транспорт ` Москвы.
Помимо трамвая, столица имеет луч-
ший в мире метрополитен, большое
троллейбусное и автобусное хозяй-
ство. Один лишь метрополитен еже-
суточно перевозит около 1 миллио-
на 800 тысяч пассажиров. За 10 лет
метро перевезло 2 миллиарда 725
миллионов человек, что на 500 мил-
лионов больше, чем все население
земного шара. Сейчас в Москве су-
ществуют уже три линии метропо-
литена общей протяженностью 36,7
километра. На подземной дороге вы-

‚ строено 29 прекрасных  станций-
‘дворцов.

36 В 1913 году в старой Москве

было только 87 врачебных учреж-

В 1937 году советские люди по-
строили канал Москва — Волга. Он
полностью обеспечил город водою,
вернул половодье реке. За три с
лишним года насосные станции ка-
нала подали Москве столько же
воды, сколько прежняя река смогла
бы дать лишь за 15 лет. И теперь
наша столица за сутки потребляет
около ста миллионов ведер воды,
на сорок миллионов больше
того, что городская управа дорево-
люционной Москвы запроектировала
как предел, возможный в 1950 году.
Каждый москвич получает теперь
30 ведер воды в сутки. В Лондоне
каждый житель получает в сутки
13 ведер, в Берлине — 11 ведер.

3+ Когда волжская вода по канас
лу стала прибывать в Москву, ока-
залось, что волжские пароходы He
смогут войти в столицу. Путь им
преграждали низкие мосты. И тогда
за два с лишним года в столице
были построены новые мосты. Это
был невиданный случай в истории
гтрадостроительства, когда в одном
городе одновременно ‘строилось. 13
мостов. Старая Москва сооружала
прежние мосты 60 лет.

`Новые московские мосты — са-

:
:
:
:
:
Е
E
:
;
i
;
;
:
:
:
:
Е
Ё
:
:
:
:
.
:
:
:
;
:
:
;
:

ятия Москвы давали перед войной
‚на 2,5 миллиарда рублей больше
продукции, чем все заводы и фаб-
рики нарской России в лучшие го-
ды.

% Ha торфяных массивах, в уголь-
ных районах построены электростан-
ции Кировская,  Шатурская,
линогорская, Они лают ток Москве.
Теперь’ электричество варит сталь,
ведет поезда, управляет шлюзами.
Москва расходовала до войны втрое
больше электроэнергии, ‹ чем вся Да-
ния, на 600 тысяч киловатт-часов

ИНИНИВИЩИ НЕ a a a aR мии мии инмимиииинидичны!

Ста-

1939 году по сравнению с 1913 го-
дом возросло в 48 раз, а их книж-
ный фонд увеличился в 121 раз,
В Москве находится величайшее
книгохранилище Советского Союза—
библиотека имени Ленина. Она име-
ет около 12 миллионов книг, то-
есть в два раза больше, чем Нанци-
ональная библиотека Соединенных

Штатов Америки и библиотека Бри-
танского музея. :

3% Москва имеет около 40 теат-
pos, более 100 клубов, 46 кинотеат-
ров, 8 парков культуры и отдыха,

дений, амбулаторий и лечебных ста-
ционарных заведений. Теперь Моск-
ва имеет 335 амбулаторий и поли-
клиник, 143 больницы и родильных

дома, 136 женских и детских кон- cre. Ha площади одного Красно-
сультаний, 42 санатория и свыше холмского моста можно разместить
170 долей. почти все мосты старой Москвы.

3% В. дореволюционной — Москве 3% В 1913 году Москва освеща-
нехватало воды. Гидротехники того лась 9029 керосиновыми фонарями
временн подсчитали: к 1937 году 7.806 газовыми и только 4007 элек-
Москве потребуется в день 60 мил- трическими.

лионов ведер воды, а Москва-река
проносит мимо Кремля те же 60
миллионов ведер в сутки. Горол

мые широкие в мире. Их ширина 40
метров. Один лишь Крымский мост
весит больше,

сты через Москву-реку, взятые вме-

ни керосиновых фонарей,

лита светом от 40.500 электрических
ламп.

чем все старые мо-

Ныне нет ни газовых,
Москва за-

ннаннияьим ионными имении EERO ам ии виз виню июн ино в вии чи ив унии вии ни иоминни чьи ив 5 пни иенвини мии вивининЫй!

ПеаРВЫЙ раз я был в Москве в 1931
году. Изменения, которые произошли
за это время, колоссальны. С большим
трудом можно вспомнить прежний пей:
заж московских улин. Можем ли мы те:
перь, без помощи старых снимков, BoC
становигь в памяти достаточно отчетлиз
во лавки в Охотном ряду, китайгород*
скую стену?.. Сейчас на улицах города--
грандиозные дома, восхищакящие свом
архитектурным ансамблем.

Профессор Джулиан ХЕКСЛИ.
Англия.
—_-

Bo мы в Москве... Мы ходим по ee
улицам и площадям и все еще с тру-
дом можем поверить, что это правла.
Москва! Это имя’ светило нам во тьме
немецкой оккупации. Голос Москвы зву*
 ant в захваченном, но не покорившемся
Париже, как надежда на освобождение,
как призыв к борьбе и победе,

Фредерик ЖОЛИО-КЮРИ,
директор Французского Националь-
ного центра научных изысканий.

—O—

мы давно мечтали посетить столицу
великого Советского Союза, Все ви

денное нами в Москве произвело потря“
сающее впечатление,

Москва огромный красивый город
< великолепными новыми зданиями, ши-
рокими. улимами и чудесным каналом.
Нас поразили большие размеры площадей
и ширина новых улиц.

Неизгладимое впечатление произвели
красивейший канал Mopxpa—Bonra u ero
Химкинский вокзал. Этот дворец являет
ся достоянием народа,

Члены делегации польской

молодежи:
Луция МАЛИНОВСКАЯ, — Янина
БАЛЬЦЕЖАК, Генрих ГОЛАНД,
Ришард ОБРОНЧКА и С. НЕЙ-

MAPK,

a