Четверг, 3 января 1946 г., № 2 (541).

осковский

КОМСОМОЛЕЦ

Можайский избирательный округ Московской области
И et Sees Cer ee COA CT!

О7Ащее собрание рабочих, инженеров, техников и служащих Нарофо-
минской прядильно-ткацкой фабрики выставило кандидатом в депу-
таты Совета Союза Верховного Совета’ СССР

Павла Артемьевича Артемьева

С утра на Нарофоминекой

ла собрания, посвященного

СССР.

Задолго до назначенного часа к одно-
му из просторных, недавно восстановлен-
стекаться мужчины ‘и
женщины, старики и молодые избиратели

ных цехов стали

— юноши и девушки.
Зал, где было назначено

— большой портрет товарища Сталина.

В 2 часа 30 минут дня председатель
фабкома тов. Селезнева открывает собра-

ние.

На повестке дня два вопроса: выдви-
Совета
Верховного Совета СССР и выдви-
коллектива фабри-
прелвыборное собрание

жение
Союза
жение представителей
ки на окружное
представителей трудящихся.

кандидатов В денутаты

Первой берет слово работнина-стаханов-

ка, помошник мастера ватерного цеха Ма-
рая Поликарповна Шербакова. Ее речь,
простая и волнующая, выслушивается с
большим вниманием.

— Товариши рабочие и работницы. ин-
женерно-технические работники и служа-
щие Нарофоминекой  прядильно-ткапкой
фабрики! Сегодня мы собрались для того,
чтобы выдвинуть кандидата в депутаты
Верховного Совета СССР.

Шо Можайскому избирательному окру-
гу кандидатом в депутаты Совета Союза
Верховного Совета СССР я предлагаю вы-
двинуть тов. Артемьева Павла Артемьеви-
ча,  тенерал-полковника. команлующего
войсками Московского Военного Округа.

Тов. Артемьев сын  креетьянина-
бедняка. родился в 1897 году. С ранних
лет он начал трудовую жизнь. Работал в
сапожной мастерской. в литографии. В
годы гражданекой войны принимал актиз-
ное участие в борьбе с белогвардейпами
и интервентами на Южном и Северном
фронтах. В 1920 году тов. Аттемьев
вступил в ряды партии Ленина— Сталина.

После гражданской войны он занимает
ряд ответственных постов в войсках
НКВЛ и Красной Армии. С 1933 по 1938
год он училея и успешно окончил Воен-
ную академию Красной Армии имени
М. В. Фрунзе.

С начала Великой Отечественной вой-
ны генерал-лейтенант Артемьев  назна-

прядильно-
ткацкой фабрике царило необычное ожив-
ление. Люди с нетерпением ждали нача-
выдвижению
кандидата в депутаты Верховного Совета

собрание,
празднично убран. Много зелени, лозунгов,
знамен. плакатов. Над столом президиума

ших подетупах. Он ¢ честью

медалями Советекого Союза.

Генерал-полковник `Артемьев,
ный патриот нашей Родины,

мии.
Я призываю
тов. Артемьева.
Предложение тов. Щербаковой учаетни-
KH. собрания встретили  единодушным
одобрением, бурными аплодисментами.

тершипа тов.
чальника отдела капитального строитель-

тов. _Уголькова,

как о пламенном патриоте нашей Роди-

40 конца преданном делу

баковой.

мают решение:

дильно-ткапкой фабрики выставить това-
риша Артемьева Павла Алтемъевича. 1897
года рождения. члена ВАЛ(б). генерал-пол-
вковника. командующего войсками Москов-
ского Военного. Округа, проживающего в
гор. Москве, достойного и верного сына co-
ветского народа. славного воина Красной
Армии. доказавшего своими ‘боевыми пол-
вигами преданность нашей Родине. вели-
кому делу Ленина — Сталина.

2. Общее собрание просит тов. Артемье-
ва Павла Артемьевича дать свое согласие
баллотироваться в депутаты Совета Сою-
за Верховного Совета СОСР по Можайско-
му избирательному округу.

Ухтомский избирательный округ Московской области

Общее собрание рабочих, инженеров, техников и служащих литейно-

механического завода имени Л. М.

Кагановича выставило кандидатом

в депутаты Совета Союза Верховного Совета СССР

Александра Григорьевича Звездина

Радостное оживление царило вчера на
литейно-механическом заводе имени 1. М.
Кагановича в городе Люблино. Четыре с
половиной тысячи человек заполнили тер-
риторию огромного механического пеха.

Предселатель завкома тов. Лебедев от-
крывает общее собрание рабочих, инже-
нерно-технических работников и служа-
них завода. Оркестр торжественно испол-
няет гимн Советского Союза. Под бурные
аплодисменты и крики «ура» в почетный
президиум избирается вождь советского на-
рода Генералиесимуе Сталин, члены По-
литбюро ЦА ВЬП(5).

Слово берет сталевар Тихон Григорье-
вич Борзов. Ero грудь украшают орден
Ленина. полученный им в августе [945
года, и медаль «3a трудовую доблесть».
Он говорит:

— Предлагаю выставить кандидатом в
депутаты Совета Союза Верховного Совета
СССР от нашего коллектива лучшего ста-
левара завода — Героя Сопиалистическо-
го Трула Александра Григорьевича Звез-
дина. Я сам сталевар. 12 лет работаю
вместе е Александром . Григорьевичем Звез-
диным и выражаю твердую уверенность,
что он © честью оправдает высокое до-
верие нарола. Сталевар Звездин первым
стал выпускать тяжеловесные плавки,
первым дал скоростные плавки. первым
добился наивысшего с’ема металла ©
квадратного метра пода печи. Я призы-

ваю всех беспартийных, комсомольцев и
коммунистов поддержать мое предложение

и единодушно проголосовать за выставле-
ние тов. Звездина кандидатом в денута-
ты Совета Союза Верховного Совета СССР.
ны

Старейший фаботник завода тов. Чай-
ковский. кузнеп тов. Бояршин. бригадир
передовой комсомольско-молодежной брига-
ды стерженщин из чугунолитейного це-
ха тов. Бушнякова, инженер тов. Несте-
DOB призывают поддержать предложение
тов. Борзова.

Собрание единодушно приняло решение:

1. Вандидатом в депутаты Совета Сою-
за Верховного Совета СССР’ по Ухтомеко-
му избирательному округу от коллектива
рабочих и служащих завода имени Фага-
новича выставить товарища  Звездина
Александра Григорьевича, 1903 года pox-
дения, проживающего в городе Любляна.
члена ВКП(б), сталевара, Героя Сопиали-
стического Труда, достойного и верного
сына советского народа, доказавшего свои-
ми трудовыми подвигами преданность на-
шей Родине, великому делу Ленина—
Сталина.

2. Общее собрание просит тов. Звезди-
на Александра Григорьевича дать свое
согласие баллотироваться в депутаты Co-
вета Союза Верховного Совета СССР по
Ухтомскому избирательному округу.

Предвыборные собрания по стране

(По телеграммам корреспондентов ТАСС)

ФРУНЗЕ. Первые предвыборные <обра-
ния состоялись в Пролетареком избира-
тельном округе № 620 по выборам в
Совет Союза и № 253 по выборам в
Совет Напиональностей.

На собрании крупнейшего в реепубли-
Re инструментального завода присутство-
вало несколько тысяч человек. Горячей
овацией, возгласами «Да здравствует
товариш Сталин». «Ура товарищу
Сталину» ветретили рабочие предложение
стахановца тов. Дудкина 0 выдвижении
кандидатом в депутаты Верховного Совета
СССР товарища Сталина. Собрание при-
няло с огромным воодушевлением привет-
ствие товарищу Сталину.

ТАШНЕНТ. На общих собраниях рабо-
чих и служащих заволов имени Сталина,
имени Кагановича. имени Воропгилова.
имени Чкалова. ташкентекой швейной
фабрики «Ирасная заря». колхозников
сельхозартели` «Кзыл Узбекистан», Орлжо-
никидзевекого района. Тапткентской обла-
сти, © отромным под’емом выставлены
кандидатами в депутаты Верховного Сове-
та СОСР товарищ И. В. Сталин, товарищи
В. М. Молотов, М. И. Калинин. Л. М.
Каганович, Л. П. Берия. Г. М. Маленков.

МИНСН. В обеденный перерыв на тер-
ритории паровозного лепо Минска собра-
лось около 900 рабочих. инженеров. тех-
ников и служащих На паровозе. yrpa-
шенном алыми стягами. портреты Jeanna
и Сталина. На красном полотнище лозунг:
«Выберем в Верховный Совет СССР луч-

————Щщщ Te

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский пер., 3 (со стороны ул.
коммут, 80.

стьянской молодежи цпоб. по

№ J1146670.

ших сынов и дочерей нашей родины».

Участники собрания пол бурные аплэ-
дисменты приняли единодушное решение
— выставить кандидатами в депутаты
Совета Союза товарища И. В. Оталина,
тт. В. М. Молотова. М. И. Калинина, К. Е.
Ворошилова, Л. М. Кагановича. А А.
Андреева. А. И. Микояна. А. А. Жланова.
Н. С. Хрущева, Л. П. Берня, Н. У.
Шверника. Г. М. Маленкова и Н. А. Воз-
несенского и просить их дать согласне
баллотироваться по Минскому городскому
избирательному округу ‘по выборам в Со-
вет Союза.

ВОРОШИЛОВГРАД. Общее собрание ра-
бочих. инженерно-технических работников
и служащих Ворошиловградекого парово-
зостроительного завода им. Октябрьской
революнии выставило кандидатами пля
баллотирования в депутаты Верховного
Совета СОСР по выборам в Совет Союза
по Ворошиловградекому — избирательному
округу № 389 товариша И. В. Сталина,
тов. №. Е Ворошилова и беспартийного
рабочего завода котельшика тов. И. В.
Седова.

ВОРОНЕЖ. Собрание рабочих инжене-
рно-технических работников. Воронежеко-
го паровозоремонтного завода им. Дзер-
жинекого единедушно выдвинуло канхида-
том в Совет Напиональностей Верховного
Совета СССР от Воронежекого избиратель-
ного округа по выборам в Совет Напио-
нальностей Маршала Советского Союза
Василевского Александра Михайловича.

Чернышевского,
Отдел пропаганлы
К 3-13-45

ул.

чается командующим ^ войсками Москов-
ского Военного Округа. Приказом Предсе-
дателя Государственного Комитета Оборо-
ны товарища Сталина в октябре 1941 го-
да на генерал-лейтенанта Артемьева была
возложена оборона Москвы на ее ближай-
выполнил
эту задачу. В 1942 году тов. Артемьеву
присвоено военное звание генерал-полков-
ника. Он награжден многими орденами и

пламен-
славный
воин Красной Армии, верный сын боль-
шевистской партии, пользуется заслужен-
ным авторитетом в войсках Красной Ар-

поддержать кандидатуру

Один за другим на трибуну поднима-
ются участники ©обрания: стахановка-ва-
Архипова, заместитель на-

ства т0в. Смирнов, работнипа-стахановка
стахановка-банкаброшни-
ца тов. Палкина. электрик тов. Шеенко-
Ba, секретарь парфтбюро фабрики тов. Пу-
гачев. Все они говорят о тов. Артемьеве

ны, верном сыне большевистской партии,
Ленина —
Сталина. Они призывают коллектив фаб-
рики поддержать предложение тов. Шер-

’Участники собрания единодушно прини-

1. Кандидатом в депутаты Совета Сою-
за Верховного Совета СССР по Можайеко-
рабочих и служащих Нарофоминской пря-

москвичей

Кирова и Чистых
К 3-13-45 и доб. по коммут.
и доб. по коммут, 80. Отдел культуры К 4-68-56 и

Чался замечательный русский
Константин Дмитриевич Ушинский.

Ушинский был не только выдающимся,
высокоодаренным педагогом. Он явился
родоначальником нашей отечественной пе-
дагогической науки, учителем многих ло-
колений учителей. В развитии нашей шко-
лы и педагогики Ушинскому принадлежит
такая же роль, какая принадлежала Ло-
моносову в развитии русской науки, Пуш-
кину в развитии родной литературы,
Глинке — в музыке.

Что же было главным источником ке-
дагогического таланта Ушинского, откуда
черпал он силы и вдохновение в своей,
полной невзгод, жизненной борьбе за ‹оз-
Дание отечественной педагогики?

Этим источником были горячая любовь
Ушинского к народу, его огромная вера
в духовные и физические силы русского
народа, вера в великое и светлое буду-
щее нашей Родины.

Еще в детстве Ушинский горячо полю-
бил родную страну, ее нгирокие просторы.
В школьные годы, учась в Новгород-Се-
верской гимназии, Ушинский любил про-
водить свободные часы на крутом, обрыви-
стом берегу Десны или бродить по ок-
рестным полям, лесам и оврагам, созерцая
родную природу. Он не походил на дво-
рянских сынков-баловней, которых так
много было в те времена. Он крепко дру-
жил со своими соучениками из бедных се-
мей, часто захаживал к ним домой. Здесь
получал. он «уроки жизни».

Пытливый юноша уже тогда задумывал-
ся над многими вопросами. Ответа на них
Ушинский искал в книгах. Он много,
жадно читал. Его любимыми писателями
были Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Гёте.

Чтение оставило глубокий след в юном
уме; Беспристрастными свидетелями боль-
шой работы юного Ушинского над собой
являются его дневники, часть которых со-
хранилась до наших дней.

В 1840 году 16-летний юноша поступил
в Московский университет, который был
в те времена одним из немногих очагов
русской прогрессивной мысли. Лекции по
истории в Московском университете читал
тогда знаменитый профессор-демократ
Грановский. Непосредственным руководи-
телем Ушинского был также прогрессив-
ный профессор философии Редкин.

Студенческие годы Ушинского и поныне
могут служить примером умелой, строго
продуманной работы молодого человека
над собой. Ушинский c увлечением слу-
шал лекции Грановского, Редкина и дру-
гих профессоров. И здесь он очень много
читал. За студенческие годы Ушинский
прочел не только всю соответствующую
университетскому курсу литературу, но и
большую часть книг из личной библиотеки
профессора Редкина. Вместе с тем Ушин-
ский внимательно следил за новинками
родной литературы, переживавшей тогда
период бурного расивета. Будучи страст-
ным любителем театра, сп не пропускал
ни одной новой постановки в Малом те-
атре, на сцене которого тогла выступали
Мочалов и Щепкин. Если лобавить. что
в студенческие годы Ушинский уже не
получал помощи от отца и зарабатывал
на жизнь уроками. то станет понятно. что
не только выдающиеся способности, но и
исключительная организованность, плано-
мерность в работе над собой давали Ушин-
скому возможность успешно справляться
со всей этой нагрузкой.

Юный Ушинский составляет расписания
своих занятий по дням и часам, составляет
перечни книг, которые намечает прочесть,
и отмечает уже прочитанное, устанавли-
вает для себя правила поведения и строго
следит за их соблюдением. Он встает в
5 часов утра, ложится в 10 вечера. Каж-
дый час у него расписан. Он смотрел па
правильную организацию своих занятий,
как на проявление воли, и как-то записал
з своем дневнике: «О. волю надо укреп-
лять! Пусть в моем внутреннем государ-
стве все повинуется ей беспрекословно...»
«Нужно уметь принудить себя занимать-
ся, читаем мы в другом его дневнике, и
тогда, когда нет во мне энергии». «Снова
самое строгое наблюдение за собой, над
своим характером и способностями», пред-
писывал себе в дневнике Ушинский.

Позднее, будучи уже зрелым педагогом,
Ушинский обращал большое внимание на
воспитание у юношей с первых ступеней
их обучения культуры умственного труда,
Умения самостоятельно черпать знания и
сознательно усваивать пройденное. «Цети
в школе, — писал он, — должны по воз-
можности трудиться самостсятельно, а учи-
тель должен руководить этим самостоя-
тельным трудом и давать для него мате-
риал».

Юность великого педагога являет собой
чудесный пример такого упорного camo-

75 лет назад, 3 января 1871 года, скон-
педагог

им.“

К 75-летию со дня смерти
Константина Дмитриевича Ушинского

стоятельного учебного труда, который
вдохновлялся сознанием своего долга пе-
ред Родиной.

«Сделать как можно больше пользы мо-
ему отечеству — вот единственная цель
моей жизни и к ней—то я должен направ-
лять все свои способности». В этих сло-
вах из юношеского дневника Ушинского
выражено то, во имя чего жил этот заме-
чательный сын русского народа.

Ушинскому не было еще 21 года, когда
он блестяще, с золотой медалью, окончил
Московский университет. ‘В университет-
ских архивах и поныне сохранился жур-
нал № 68 Совета университета от Г сен-
тября 1844 года, в котором занесено ре-
шение ` Совета о том, что Ушинский приз-
нан «отличнейшим кандидатом» юридиче-

ского факультета, что давало ему право
<поступать на службу прямо в министер-

ство и в другие высшие присутственные
места».

В 1846 году Ушинский был назначен
исполняющим обязанности профессора
«камеральных наук» в Ярославском лицее
(«камеральные науки» это старинное
наименование ‚целого ряда наук о госу-
дарственном хозяйстве, позже расчленив-
шихся”на ряд самостоятельных дисциплин
— политическую экономию, государствен-
ное право, историю права и т. д.).

Он горячо взялся за эту работу и внес
в преподавание камеральных наук то, что
отличало его всюду, — чувство высокого
патриотизма. Резко выступая против гос-
подствовавшей тогда немецкой системы
камерального образования, он кладет в
основу преподавания изучение Родины, ее
природных богатств, хозяйства. Вместе с
тем Ушинский устанавливает совершенно
новое по тем временам товарищеское об-
ращение со студентами.

Но реакционные царские чиновники ус-
мотрели в этих начинаниях молодого пе-
дагога крамолу. В 1848 году его уволь-
няют из Ярославского лицея. Ушинский
отправляется в Петербург. Он мечтает
устроиться хотя бы уездным учителем, но
в течение нескольких лет не можст ocy-
ществить и этого скромного желания:
атмосфера подозрения окружает педагога,
который за прогрессивные мысли был уво-
лен в Ярославле.

Однако ни моральная подавлечность
вследствие вынужденного отрыва от лю-
бимой работы, ни материальные лишения
(а временами они были очень серьезны]
не сломили сил Ушинского. Он продол-
жает упорно работать над собой. В совер-
шенстве овладев иностранными языками,
делает переводы, сотрудничает в журна-
лах. if

“Лишь пять лет спустя, в

1854 году,

Зимние каникулы школьников

`Радостные дни наступили для  москов-
ских школьников. Начались зимние кани-
кулы — веселая пора новогодних празд-
ников, лыжных прогулок, увлекательных
туристских путешествий. Тысячи юных
веселятся ежедневно вокруг
нарядных, ярко сверкающих елок в Ко-
лонном зале Дома Союзов, в Эрмитаже: в
домах пионеров и клубах, в школах и
парках.

#3
x

Около 38 тысяч детей побывало уже
на елке в Колонном зале Дома Союзов.
Более 1800 отличников 10-х классов встре-
тили здесь Новый послевоенный 1946 год.

#*
*-

30 декабря зажглись огни на новогод-
ней елке в Доме пионеров Сталинского
района. 300 учащихся младших классов,
собравшись сюда на праздничный утрен-

ник. прослушали концерт, в котором при-

няли участие коллективы художественной

самодеятельности. Новогодние праздники
продлятся здесь до 10 января.
В ночь с первого на второе января в

Доме пионеров был устроен бал для уча-
щихся старших классов. В гости к школь-
чикам приезжали артисты Краснознамен-
ного ансамбля красноармейской песни и
пляски.

*

*

Оживленно в Доме пионеров Ленин-
градского района. Ежедневно с 10 часов
Утра все комнаты заполняются детворой,
а вокруг елки, установленной в зале, мас-
совики проводят игры. Во время каникул
школьники встретятся здесь с писателями,
артистами, мастерами ‹спорта.

Сегодня пионеры встретятся с футболи-
стами московского «Динамо», которые рас-
скажут им о своей поездке в Англию.

+s

Интересные экскурсии совершат школь-
ники по Подмосковью. В пятидневный по-
ход по маршруту Дмитров—Загорск отпра-

прудов). ТЕЛЕФОНЫ: коммутатор
Отдел комсомольской жизни доб. по
доб. по коммут,

80.

К 0-15-80 до К 0-15-88. Лежурный технич

коммут. 29. Отдел учащейся молодежи доб. по коммут,80. Военно-физку
79. Отдел художественной иллюстрации доб. по

вились юные туристы 401-й школы Моло-
товского района. Учащиеся побывают на
самой высокой точке Московской области
— Клинско-Дмитровской гряде, посетят
Музей игрушки в Загорске.

*

Туристы Дома пионеров Свердловского
района совершат поход по местам боев
Великой Отечественной войны, связанным

с именем Героя Советского Союза Зои
Космодемьянской. Учащиеся школ Бау-
манского района наметили экскурсию в
Бородино.

a

*

Ежедневно десятки школьников  столи-
цы приезжают в Дом юного туриста (ст.
Турист, Савеловской железной дороги),
сдни обучаются здесь технике лыжной
ходьбы. a Te, кто хорошо владеет техни-
кой ходьбы на лыжах, отправляются в
туристские походы.

На экскурсиях в музеях
время каникул побывает
щихся.

Москвы за
100 тысяч уча-
ae
*

В детском городке Измайловского парка
имени Сталина установлена огромная ел-
ка. Каждый день с 12 часов утра вокруг
нее разыгрывается праздничная интерме-
дия, которая называется «Лес полон чу-
дес». Из леса выезжает Дед-Мороз на
колеснице, вместе с ним выходят русские
богатыри. Они призывают ребят к елке,
где начинаются пляски, выступления арти-

стов, писателей.

Много интересных развлечений
найти дети в комнате отдыха. К их ус-
лугам — книги, журналы, настольные иг-
ры. Здесь устраиваются встречи с писате-
лями, громкие читки художественных про-
изведений,

Среди юных посетителей. парка прово-
дятся лыжные соревнования, победителям
которых вручаются новогодние подарки.
Лыжная база Измайловского парка имеет
800 пар детских лыж.

могут

Типография изд-ва «Московский большевик», Чистые пруды, &,

еский секретарь лоб. по коммут,

Ушинскому удается получить место пре-
подавателя в Гатчинском сиротском ин-
ституте. Он с упоением работает среди
детей-сирот; ищет и находит пути пра-
вильной организации воспитания учащихся,
преодоления мертвечины и формализма в
обучении, развивает в детях самодеятель-
ность, инициативу, интерес к учебе. Он не
только учит, но продолжает учиться сам.
Извлекая из подвалов института забро-
шенную библиотеку с зарубежной педа-
гогической литературой, он внимательно
изучает ее, читая ночи напролет.

Все более увлекает Ушинского благо-
родный труд учителя и воспитателя мо-
лодежи. «Я не знаю,— писал он в письме
одному из своих друзей, — что я сделаю,
что со мной будет. но я решился посвя-

< тить себя с этого дня исклю-
чительно педагогическим во-
просам».

И Ушинский остается вер-
ным своему благородному
призванию до конца своих
дней. В строительстве русской
школы, в созидании русской
педагогики находит он приме-

нение своему благородному
‚ стремлению — служить отече-
ству.

Критическое изучение иност-
ранной педагогики и практики
современной ему школы при-
водит Ушинского к выводу
огромного значения.

«У каждого народа, — пи-
шет он в 1857 году, — своя
особенная национальная си-
стема воспитания... Как нель-
зя жить по образцу другого
народа, как бы заманчив ни
был этот образец, точно так-
же нельзя воспитываться по
чужой педагогической систе-
ме, как бы ни была она
стройна и хорошо обдумана.
Каждый народ в этом отно-
шении должен пытать собст-
венные свои силы».

Народность — этот главный
принцип положил. Ушинский
в основу развития русской
школы, русской педагогики. от-
цом которой егс справедливо

называют. «Необходимо, — пи-
сал он, — сделать в русской
школе главными предметами

русский язык, русскую геогра-

фию, русскую историю, возле
которых  группировались бы
все остальные; словом обратить нашу

школу к народности».

Разработке принципа народности в Бос-
питании Ушинский посвятил главные свон
труды. Глубокая любовь к Родине, патри-
отизм, вера в могучие творческие силы
русского народа — вот что. является, ‘ло
Ушинскому, важнейшими чертами народ-
ности. Отсюда исходил великий педагог;
требуя, чтобы обучение давало детям
прежде всего хорошее ‘знание родного
языка и литературы, истории, географии и
природы Родины. Он требовал, чтобы вос-
интание строилось с учетом исторических
условий и особенностей русского народа
и при его активном участии.

Чтобы понять все значение того корен-
ного поворота в жизни школы, который
провозгласил Ушинский, надо помнить, что
школа в то время обслуживала численно
незначительные слои населения, главным
образом дворянство, и в преподавании бы-
ло полное засилие всего иностранного —
oo языков, литературы, геогра-
HH.

В основе педагогики Ушинского, как и
в основе всей его жизни, лежит огромная
вера в свой великий народ, в его твор-
ческие силы. «Если, —товорит он,—есть что-
нибудь у нас наименее случайное, то это
именно народ и его направление... Не эза-
будем, что, если мы многому хотим учить
простой народ, то есть многое, чему мы
сами от него научились. Не забудем, что
этот народ создал тот глубокий язык,
глубины которого мы до сих пор еще не
могли измерить; что этот простой народ
создал ту поэзию, которая спасла нас от
забавного детского лепета, на котором
мы подрзжали иностранцам; что этот про-
стой народ, наконец, создал и эту вели-
кую державу, под сенью которой мы жи-
вем. Кто хорошо знаком с историей Рос-
син, тот ни на минуту не задумывается
вручить народное образование самому же
народу».

Этот глубоко научный вывод в усло-
виях царской России оставался лишь меч-
той. Подлинно народная школа, подлинно
народное образование стали возможными
У нас только после победы Великой Ок-

тябрьской социалистической революции.
Но то, что сделал Ушинский в тяжелых
условиях царской реакции, сыграло огром-
ную положительную роль в развитии на-
шей школы.

Значительное место в педагогической
деятельности Ушинского занимала его ра-
бота в Смольном институте, куда он был
назначен в 1859 году инспектором. В
Смольном, который был тогда одним из
немногих женских учебных заведений, ца-
рили рутина и формализм. С ‘ перво-о
класса русских девочек обучали иностран-
ным языкам, но не учили русскому. Уси-
ленно преподавали здесь музыку и танцы,
но не проходили географии и естество-
знания. За 9 лет пребывания в институте
его воспитанницы едва получали трех-
классное образование.

С присущим ему рвением принялся
Ушинский за реорганизацию всего обуче-
ния и воспитания в этом институте. Оя
впервые в России разработал учебный
план женского ‘учебного заведения, ввел
изучение родного языка, географии и есте-
ствознания, как основных предметов. По-
новому была организована Ушинским и
вся воспитательная работа в институте. »

\

RA
Но кипучую деятельность талантливого \\.

педагога и здесь оборвали происки цар-

ских сановников от просвещения. На

Ушинского сыпались доносы клеветников. (
Несколько ночей просидел он над ответом

на один из доносов, после чего поседел и

начал харкать кровью.

В 1862 году Ушинскей вынужден был
оставить свое детище Смольный ин-
ститут. Он получает командировку за гра-
ницу для изучения женского педагогиче-
ского ‚образования.

Пять лет провел Ушинскийза рубежом.
Он жил в Швейцарии, побывал и в дру-
гих европейских странах. внимательно
изучая постановку школьного лела, жизнь,
быт и культуру народов. И это изучение
еще более укрепило его веру в творче-
ские силы своего народа, в самобытный
путь развития нашей школы. Идею народ-
ности в педагогике он продолжает разви-
вать в своих письмах и статьях из-за гра-
ницы. Русской школе посвящает он все
свое время.

Именно за рубежом Ушинский неустан-
но работает над созданием пособия по
родному языку для русской школы, над
знаменитым «Родным словом». По этому
замечательному учебнику, выдержавшему
более 150 изданий, учились многие поко-
ления русских людей. Вместе с составлен-
ным еще в период работы в Смольном
«Детским миром» «Родное слово» создало
базу для внедрения русского языка в на-
шу школу. За границей Ушинский написал
и два тома своего капитального педагоги-
ческого труда «Человек как предмет вос-
питания».

Пребывание за границей тяготило Ушин-
ского, он тосковал по ролной земле, рвал-
ся в Россию. Но, возвратившись на Роди-
ну, великий педагог снова стал жертвой
постоянных нападок со стороны реакцио-
неров от просвещения. Царское минИстер-
ство просвещения. возглавлявшееся мрако-
бесом Д. А. Толстым, травило великого
педагога, огромного влияния которого на
школу и учительство не могли задержать
никакие рогатки. Но эта подлая травля,
длившаяся десятилетия, надломила силу
Ушинского и безвременно свела его в мо-
гилу. Он жил всего 47 лет,

Только после победы Великой Октябрь-
ской социалистической резолюции заслуги
К. Д. Ушинского перел школой и пела-
гогикой нашли заслуженное признание, а
его ‘педагогическая система наиболее
полное применение.

В нашей советской школе воплощены в
жизнь лучшие идеи передовых педагогов
прошлого и прежде всего идеи основопо-
ложника русской педагогики К. Л. Ушин-
ского. Не даром М. И. Калинин в одном
из своих выступлений перед работникамн
народного образования говорил: <...Те идеи,
которые развивал в свое время Ушин-
ский... это настоящие педагогические
идеи. Мало того: я считаю, что они тель-
ко в нашем социалистическом обществе
и могут быть полностью осуществлены»,

Вот почему наша страна с такой лю-
бовью хранит память о великом русском
педагоге К. Д. Ушинском. И лучшим па-
мятником ему будет дальнейшее укрепле-
ние нашей советской школы, школы пер-
вого в мире социалистического государ-

ства.
С. АЛЕКСАНДРОВ.

К 75-летию со дня смерти В. Д. Ушинского

Сегодня, 3 январячу Большом зале Мо-
сковской

„государственной консерватории
имени Чайковского состоится торжествен-
ное заседание Всесоюзного комитета по
проведению - семидесятипятилетия со дня
смерти великого русского педагога К. Д.
Ушинского.

Вступительное слово произнесет предсе-
датель Всесоюзного комитета

В. П. Потемкин. С
Ушинский — великий русский педагог»
и «Родное слово» в педагогической ci
стеме К. Д. Упинекого» выступят лей-
ствительные члены Академии педагогиче-
ских наук Е. Н. Мелынский и А. М. Ею-
лин. Ректор Московского университета им.
Ломоносова профессор И. С. Галкин проч
тет доклах «Ушинский и Московский уни-

доклалами «К. J.

академик 1 верситет»

peel hes Te

ХОКНЕИСТЫ ЦДКА —
ЛИДЕРЫ ПЕРВЕНСТВА
MOCHBbI

ЦДКА — ДИНАМО 2:0
Вчера хоккеисты ЦДКА одержали оче-
редную побелу. Они выиграли у чемпиона
столицы 1945 года — команды «Динамо».
Первые 15 минут проходят в стреми-

тельных, но безрезультатных атаках дина-
мовцев.

Постепенно защита ЦДКА отбила все
атаки динамовской пятерки нападающих.

Игра проходит в быстром темпе.

На 27-й минуте А. Тарасов сильным
Ударом с тридцати метров — забивает
первый мяч в ворота «Динамо». За 4 ми-
нуты ло конца первого тайма В. Бобров
забивает еще один гол. Счег 2:0 в поль-

зу ЦДКА.

Второй тайм не изменил результата.

Вчера же состоялись еще два матча
первенства. Обе встречи закончились ни-
чейным ‚результатом. ВВС КА — «Крылья
Советов» (1:1) и «Трудовые резервы» —
«Спартак» (0:0).

Таким ‹образом, после шести игр на
первом месте идет команда ЦДКА, наб-
равшая 136 очков (пять побед, одна

ничья) и на втором — команда ВВС КА
— 120 очков.

47. Отдел информации К 4-68-56 и

льтурный отдел доб. по к
коммут. 97. Отдел об’явлений К 4-18-45 и доб. по KOMMYT, ines

СТАРТ ДАН!

* На стадионах, в парках,
московских прудов встретили комсомоль-
цы столипы свой первый спортивный день
1946 года. Более 15 тысяч человек при-
няло 1 января участие в традиционном проф-
тоюзно-комсомольском лыжном кроссе,

Ж Особенно хорошо прошли ‹оревнова-
ния в Киевском районе. Они привлекли в
Фили до тысячи участников, в основ
ном рабочих и учащихся. Оживленно про-
шел кросс в Сокольническом, Краснопрес-
ненском, Фрунзенском районах.

* Большим спортивным праздником: от*
метили начало кросса учащиеся  ремес*
ленных училищ на стадионе ДСО «Тру*
довые резервы». В программу праздника,
кроме лыж, входил бег на простых и 6бе-

говых коньках на дистанции 100 и 300
метров. Лучших результатов добились
Есин, Глазков, Чуракова и Ассева. В

лыжном кроссе приняло участие более
200 человек. Общее первое место заняло

ремесленное училище № 17, второе —
№ 30.

NINN NAIA AAA AAA

Ответственный редантор
К. А. МИНИН.

доб. по коммут. 79. Отдел кре:
Т. 79. Отдел рабочей молодежи

162.

===

A

на льдах “

ЕЕ Узи = чи

\