ИТОГИ СЕЗОНА

Сезон 1927/28 г. прошел под знаком Октября. Десятилетие Октябрьской революции вздыбило весь наш художе
ственный мир, а в первую голову — театр. Он ревностно готовился к встрече великого праздника. Подготовился?
Об этом речь ниже. А пока только два слова о том, что перед страной стоят задачи культурной революции. Эти вопросы решать должны и искус
ства, а прежде всего—театр, как наибо
лее действенная и синтетическая форма искусства.
Индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства и оборона республики,—вот те три основные про
блемы, которые будут еще много лет стоять перед нами во всей остроте. Плюс к этим коренным задачам: создание нового быта и нового человека.
Как решал наш театр эти задачи?
— Слабо. Кое-что косвенно сделано для дела обороны Республики: „Разлом“, „Любовь Яровая11, „Бронепоезд“, „Гол
гофа , „Мятеж отчасти служат идее обороны, хотя прямо об этом они не говорят. Наши драматурги еще не усвоили необходимости создания пьес по вопросам обороны, индустриализации и коллективизации. Многие из них ду
мают, что на эти темы можно писать только „агитки . Они не понимают, что эти конкретные хозяйственно-политические задачи таят в себе массу величайших и сложнейших социальных, этических, психологических, научно-фило
софских и бытовых проблем. Но для драматургически - художественной обработки этих исторических задач требуется
всестороннее знание и глубоко-научное понимание нашего строительство его корней, задач, перспектив). Это во-первых. Во-вторых, для одоления этих богатств благодарнейшего материала тре
буются большие способности, большое мастерство.
Есть такие скептики, которые о наших революционных пьесах и постановках говорят: книжка с картинками и игра в переодевание, а не театр с настоящей пьесой и новой игрой.
Извините: то, что порою до слез захватывает многотысячные массы про
летариев, виды видавших за наше лихое десятилетие (хотя бы „Рельсы гудят ),— извините: это не детская книжка с картинками, это — большое революционно
художественное произведение. Но это искусство, естественно, захватывает, вол
нует только тех зрителей, чувства, думы, настроения которых оно выражает, т.-е. рабочих по преимуществу.
Но тем не менее всего этого для нас уже не достаточно: наши требования растут с каждым днем. Это, во-первых. Во-вторых, у нас есть разных типов театры и разных дарований и разного мастерства актеры и режиссеры. И наша драматургия должна давать высокой ценности пьесы для всех театров и для всех мастеров. Сцене нужен не только живой человек, но и сильный человек,—коллективистическая, но боль
шая, могучая индивидуальность. Не один, а тысячи, миллионы Лениных,— вот наша цель (хотя бы отдаленная).
Задачи гигантские. Но в этом жизнь,
спасение нашей драматургии и театра.

ТЕАТР