Ничего подобного перед собою не имеет театр капиталистической Европы, и только поэтому он хиреет, неуклонно катится вниз, о чем не перестает бить тревогу не только художественная печать Франции, Англии, Германии.
Октябрьские постановки у наших больших театров,—за малыми исключениями, — вышли парадными, празднич
ными, но после них — серые, тусклые
будни. „Унтиловск“—драматургическое недоразумение и идеологический недо
носок. „Растратчики —хроника неких похождений вне времени и пространства. „Закат — любование фигурками китай
ской резьбы. „Фрол Севастьянов — благонамеренный выкрик без голоса. Или в Ленинград. Гос. Ак. Драме (б. Алек
сандр. т.) после „Бронепоезда и „Рельсы гудят —„Плоды просвещения Л. Тол
стого, „Горе от ума и даже „Павел 1“ Мережковского.
А о „Проходных комнатах и других „проходных недоразумениях здесь можно не говорить.
Художественные советы в больших театрах работают очень слабо, а коегде — даже скверно.
Из театров союзных республик на первом месте, конечно, стоит украин
ский театр. Имеется ряд талантливых режиссеров. В первых рядах Курбас (укр. гос. театр „Березиль“—Харьков). В этом сезоне он дал 4 новых поста
новки: пьесу из эпохи гражданской войны „Яблуневий Полон Днепровского (моло
дой украинский драматург), Октябрьскую постановку „Жотневий огляд (скоро сошла со сцены), „Бронепоезд Вс. Ива
нова и „Народний Малахий М. Кулиша (автора известной драмы из эпохи го
лода на Украине „97“). Самым большим успехом пользовалась первая поста
новка— „Яблуневий Полон : прошла 41 раз, — случай, редкий на Украине. Пьеса же Кулиша, страдающая некото
рыми идеологическими недостатками, встретила критическое к себе отношение.
В отношении методов сценического оформления Курбаса и его учеников можно причислить к условно-реалисти
ческим конструктивистам. Но все они все еще ищут, экспериментируют, творят,
то более близко подходя к реализму, то значительно отдаляясь от него в сто
рону условного с усиленными нотами красивости (наприм., „Микадо“). „Бере
зиль“ на Украине то, что в России театр им. Мейерхольда: оба усиленно ищут новых сценических форм. Но „Бе
резиль в этом сезоне работал только над современностью, а ТИМ—ударился в прошлое 1.
Провинция двинулась вперед за этот год. Самыми ходкими пьесами теперь являются уже не классики и даже не мещанская макулатура, а советские пьесы.
По 18 губернским города и РСФСР (исключая Москву и Ленинград) на первом месте стоит „Константин Тере
хин1 1 — с сентября пр. г. по 1 марта с/г. прошел 129 раз. „Разлом“—109 раз (в других Сов. респ-ках, как напр. Одесса,
пьеса прошла 73 раза). „Вредный элемент“—80 раз, „Любовь Яровая — 75 раз, „Бронепоезд“—37 раз и т. д.
За этими идут классики (русские . и иностранные). Например, „Собор Па
рижской божьей матери“ — 31 раз, „Коварство и любовь“ — Шиллера — 26 раз (хотя „Шторм —Билля-Белоцерковского прошел—28 раз), „Без вины
виноватые“—15 раз, „Гамлет“—9 раз, а другие и того меньше, за исключением „Ревизора , прошедшего 44 раза.
Наши сведения вполне точны, ибо они почерпнуты из письменных докладов заведующих управлениями зрелищных предприятий на местах. Они касаются 500 пьес (округляя: 200 советских, 100 классиков и 200 „прочих ), которые были поставлены всего 1700 раз, т.-е. каждая пьеса, в среднем, 3,6 раза (со
ветские — 4,8 р., классические — 2,96 „прочие —3 раза; в 1926/27 г. все эти цифры были „хуже . Таким образом, было дано спектаклей: советских—939 или 55%, классических — 272 или 16% и „прочих —489 или 29%. Почти ре
шительно повсюду костяк репертуара— советские пьесы, начиная с Владиво
1 В интересах развития театрального и всего национально-культурного строитель
ства надо пожелать приезда в Москву лучших украинских театров, а прежде всего — „Березиль .