КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ИСКУССТВО

Октябрьская Революция, как я уже неоднократно отмечал, должна была двояко отразиться на судьбах нашего искусства. Во-первых, она есте
ственно должна была повлиять на искусство, отразиться в нем, как всякое значительное социальное явление. Искусство, часто весьма свое
образно, — можно сказать вкривь и вкось, отражает события и настрое
ния эпох, в которые оно развивается; но по своему оно всегда чрезвычайно чутко к действительности. Поэтому естественно ждать в своем роде стихийного влияния огромных общественных сдвигов и чрезвычайных
событий на искусство. Кроме того революция произвела и с точки зре
ния спроса на искусство, большие перевороты, уничтожая одного заказ
чика, выдвигая другого, и меняя тем самым стилевой характер спроса эпохи. Но этим воздействие Октябрь
ской Революции никак не может быть ограничено. Она представляет собою не только стихийное социальное явле
ние,—она привела также пролетариат к диктатуре и создала Советскую Республику, как передовое и глубоко культурное государство. Революционный пролетариат, овладев государственной властью, т.-е. самой силь
ной возможностью воздействовать на действительность, вносит максимум планомерного строительства во все стороны этой действительности.
Как культурное государство, Советская власть стремится не только к усовершенствованию своей поли
тической сущности, не только к организации хозяйства на социалистических началах, но также и к культурно
му переустройству быта и глубокому просветлению сознания населения.
Воздействие государства на быт и сознание самого господствующего класса — пролетариата и всех дру
гих групп населения и является по существу культурной революцией. К этому надо только прибавить самостоятельные процессы, идущие не
зависимо от влияния государства, т. к. культурная революция идет как по линии воздействия государства на массы, так и по линии роста советской общественности.
Во всяком случае, государство, в своей работе по коммунистическому просвещению и реорганизации быта, никак не могло и не может пройти
мимо искусства, ибо искусство в том и другом отношении является огромной важности оружием.
В области переустройства быта, советская власть выдвинула обширный план, который может быть осу
ществлен лишь по мере наших побед на хозяйственном фронте и по мере роста наших рессурсов и, следова
тельно, в весьма продолжительный срок. Однако, к частичному осуществлению этого плана мы присту
пили еще до нынешнего года,—года особенно яркого провозглашения первейшей важности культурной революции.
План этот заключается в создании
новой Москвы, в новой переплани