о художественной критике ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА1

„Стремясь найти общественный эквивалент данного литературного явления, критика изменяет своей соб
ственной природе, если не понимает, что дело не может ограничиться нахождением этого эквивалента и что со
циология не должна затворять дверей перед эстетикой, а напротив, настежь раскрывать их перед ней .
Г. В. Плеханов
„Время ли теперь для эстето-художественной критики? Пришел ли именно ее час...
Мы думаем, что нет, не время .
„Н о в ы й Зритель“
Пришла, несомненно, пора внимательно и критически проверить пути нашей критики театра.
Мы преднамеренно дали несколько длинный, правда, но зато не допускаю
щий никаких сомнений, кривотолков и недоговоренности, заголовок настоящей статье. Речь идет именно о художественной критике театрального искус
ства, а не просто о нашей современной упрощенной теакритике.
Наша критика переживает в настоящее время свой второй этап —- период „тематический ; первым был период формалистский.
В самые первые годы после Октябрьской революции у нас еще совершенно не было современных и революционных пьес. Затем первые годы после Октября были во всех областях нашего искус
ства окрашены в общий тон коренного пересмотра и переоценки ценностей фор
мального порядка в первую очередь. Это была полоса, когда все культурное наследие огульно и размашисто взято было под жестокий обстрел. Это было время, когда отрицание определяло политику, то была пора, когда револю
ционным считался как можно более полный нигилизм.
Казалось, что новый класс, пришедший к власти, сразу же должен и может
Для определения задачи, стоящей теперь перед критикой театрального искус
ства, нам нужно ответить на следующие вопросы.
Какова наша критика театра?
Почему именно ныне особенно важно, чтобы эта критика была, в первую очередь, критикой художественной, а не перманентной и „из вторых рук“ политгра
мотой по преимуществу, т.-е. была бы критикой театрального искусства?
найти свой собственный стиль и тип искусства и что этот стиль и тип дол
жен собой представлять новое на все 180 градусов. Причем возвещался этот переворот из лагеря, ныне отодвинутого жизнью далеко на задворки большой дороги нашего искусства или пребы
вающего теперь в состоянии сомнитель
ного благополучия по части подлинной революционности. То был лагерь футу
ризма, „левого фронта , „театрального Октября , Мейерхольда и т. д.
То время теперь, право, кажется временем какой-то дикой свистопляски, несу
разного шабаша при зареве костров, на которых сжигалось „все, что было . Достаточно вспомнить, что, скажем, „теории заумников вызывали споры всерьез и что многие добросовестно пы
тались что-то понять в упражнениях А. Крученых и иже с ним.

Критика, не доходя, правда, до таких

крайностей, но все же, главным обра
1 В порядке обсуждения (см. №№ 7 и 8
за 1927 г.)