Музыкальная этнография, т.-е. простое записывание и собира
ние образцов народной музыки отдельных стран, народов и племен, постепенно уступает ме
сто так называемому сравнительному музы
кознанию, т.-е. науке, делающей общие выво
ды из сопоставления и изучения различных му
зыкально- этнографических данных. В последнее время сравнитель
ное музыкознание все более и более обнаружи
вает в себе исторически
реставрационный уклон и интерес к музыкально-археографическим изысканиям,
целью которых является восстановление музыки тех исторических периодов ее развития, от которых или не осталось писанных памятников (главным образом, конечно, записей музыкальных произве
дений), или же осталось их не вполне достаточно для реставрации музыки той эпохи, к которой эти памятники отно
сятся. Приведу несколько примеров в пояснение моей мысли. Изучение, например, провансальской музыки дает материал для реставрации музыки средневековых менестрелей. Изучение народных песен разных местностей Соединен
ных Штатов и Канады дает возможность нотной фиксации многих европейских мелодий, уже исчезнувших из употребления на старом континенте и окружа
Старейший из туркменских бахшей (народных музыкантов)
Шукюр-бахши
ющих его островах. Изучение испанской народной и даже церков
ной музыки дает ключ к изучению музыки арабов, и т. д., и т. д...
Идеал, к которому стремится сравнительное музыкознание, заключается в возможности доказательства факта органического единства музыкального про
гресса от его первых шагов до его современных достижений в твор
честве европейских композиторов, а также установление пути этого прогресса, основанного на преемственной передаче дости
жений в области этого прогресса от одной мировой культуры к другой, исто
рически за первой следовавшей. В свете этой теории ни один народ земного ша
ра не может быть выключен из участия в мировом музыкальном прогрессе, и разница между музыкой различных стран и народов объясняется только тем, что в то время как одни народы достигли вершин этого прогресса и ведут послед
ний все дальше и дальше, — в это же самое время другие народы остановились на какой-нибудь более или менее прими
тивной, или же, наоборот, на какой нибудь более или менее разработанной сту
пени этого прогресса и по той или иной прочине не идут далее. Эта теория получает, между прочим, блестящее подтвер

ТУРКМЕНСКАЯ МУЗЫКА