СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИСКУССТВО1

В порядке обсуждения
Необходимость уловить в самой постановке психологической проблемы искусства тот спецификум искусства, который выделяет художественную реак
цию из всего поведения человека, можно пояснить на любой психологической теории искусства. Назвать это собствен
ное имя искусства, указать этот спецификум,—это значило бы решить проблему. Это не составляет нашей задачи.
Но без предварительного определения места его нахождения нельзя строить исследование. Надо нащупать искомую
неизвестную величину, выразить ее условно Х‘ом и установить ее отношения с известными или данными психологическими величинами. Надо затем со
ставить алгебраическое уравнение. Я, оставляя пока это уравнение, попы
таюсь лишь выразить X, т.-е. наметить ввиде проблемы—искомую неизвестную величину.
Воспользуемся для этого наиболее простой, самой распространенной пси
хологической теорией искусства. Эта теория полагает, что искусство зара
жает нас какими-то чувствами, и что оно основано на этом заражении. „Вот на этой-то способности людей заражаться чувствами других людей и основана деятельность искусства —говорит Толстой,—„чувства самые разнообразные,
очень сильные и очень слабые, очень значительные и очень ничтожные, очень дурные и очень хорошие, если только они заражают читателя, зрителя, слу
1 Продолжение статьи, напечатанной в № 8 прошлого года.
шателя, — составляют предмет искус ства“.
Эта точка зрения сводит, таким образом, искусство к обыкновеннейшей эмоции и утверждает, что никакой сущест
венной разницы между обыкновенным
чувством и чувством, которое вызывает искусство, нет и что, следовательно, искусство есть простой резонатор, уси
литель и передаточный аппарат для заражения чувством. Никакого специфического отличия у искусства нет, а потому оценка искусства и должна исхо
дить в данном случае из того же самого критерия, из которого исходим мы, когда оцениваем всякое чувство. Искусство может быть дурно и хорошо, если оно заражает нас дурным или хорошим
чувством; само по себе искусство, как таковое, не дурно и не хорошо, это только язык чувства, который приходится оценивать в зависимости от того, что на нем скажешь. Отсюда совершенно естественно Толстой делал вы
вод, что искусство подлежит оценке с обще-моральной точки зрения и рас
ценивал, как высокое и хорошее, то искусство, которое вызывало его мо
ральное одобрение, и возражал против того, которое заключало в себе предо
судительные, с его точки зрения, идеи. Многие критики сделали такие же вы
воды из его теории и расценивали обычно произведение искусства с точки зрения того явного содержания, которое в нем заложено, и если это содер
жание вызывало их одобрение, они относились с похвалой к художнику, и наоборот. Какова этика, такова и