вазе“

ua

ae
pa
i

li

we
en
и

Вторник, 26 февраля 1946 г., № 26 (565).

ЗАНЯТИЯ НАЧАЛИСЬ

В Затореке, Серпухове, Михайлове и
Высоковском начались занятия семинаров
сокретарей сельских комсомольских орга-
низаций.

В Серпухове занятия проводятся в рай-
онном парткабинете. В светлой и простор-
ной, специально оформленной — комнате
создана необходимая рабочая обстановка.
есь — выставка, посвященная 23-й
годовщине Красной Армии, витрины по
сельскому хозяйству:

После шести часов занятий слушатели
идут в читальню, где продолжают гото-
витьея самостоятельно. В свободное от за-
HATH время молодежь отдыхает и развле-
кается, посеает тородской театр и ки-
но, разучивает под аккордеон советские
песни.

Хороше подготовились в семинару и
организованно начали занятия в Михайло-
ве и Высоковском.

28 февраля начинаются занятия семи-
варов в 15 друтих сельских районах 09-
ласти, в том чнеле в Бронницах, Истре,
Можайске и Ногинске. В Ногинеке семи-
нар будет проводиться в две очереди.

Тщательно готовятся к семинару в Руз-
ском районе. Комсомольский актив район-
ного пентра оказывает большую помощь
районному комитету комсомола. Семинар
начнется 1 марта, раеписание занятий
и распорядок дня слушателей уже утвер-
ждены на бюро райкома ВЛЕОМ. Локлад-
чики подобраны и ознакомлены © распи-
санием занятий. План мероприятий пое-
туснатривает обсуждения книжных нови-
нок, вечера художественной самодеятель-

ности, участниками которой будут сами
слупатели.
Готовится выставка политической,

художественной и атрономической литера-
туры. Организован уголок комсомольской
работы.

В отдельных районах подготовка к ее-
минару ведется крайне медленно. Так, в
Павлово-Посаде (секретарь РЕК ВМ
тов. Акуличева) до сих пор не подыскано
помещение для занятий, не подобран пол-
ностью лекторокий состав и не разрабо-
тан план мероприятий на время работы

семината.
o—

«Молодой человек»
Премьера в Центральном театре
транспорта
Центральный театр транспорта показал

премьеру пьесы Г. Мдивани и А. Киро-
ва «Молодой человек». Пьеса посвящена

тероическому белорусскому  партизану
Константину Заслонову и ето боевым
друзьям.

Спектакль поставлен Я. Кракопольским,
художник М. Беспалов, музыка комнози-
тора А. Долухоняна.

онсультант постановки — прославлен-
ный партизанский командир Герой Совет-
ского Союза генерал-майор П. Вершигора.

История физики

Новый курс в Московском
государственном университете

На физическом факультете Московского
государственного Университета введен но-
вый курс истории физики. Этот курс чита-
ют крупнейшие ученые университета.

Профессор А. К. Тимирязев прочел лек-
нию 06 оснотРОоПОоЛОоЖнике русской науки
М. Ломоносове. Член-корреспондент Ака-
демии наук СССР А. С. Предводителев
прочтет лекнию © выдающемся русском
физике Умове.

Большое внимание в новом курсе уде-
ляется философии физики. Изучение Физи-
ки с философской точки зрения поможет
студенчеству глубже усвоить материали-
стические законы природы. c

«Буревестник» и ЦДНА

получают кубок по хонкею

На кубках СССР по хоккею появились
две новые надписи — названия  перво-
классных ‘команд: ЦЛКА (Москва) и
«Буревестник» (Москва). Победителями в
борьбе за кубок в третий раз оказались
армейские хоккеисты и в шестой—жен-
ская ‘команда «Буревестника».

Вчера заместитель председателя Всесоюз-
ного комитета по делам физкультуры и
спорта при СНК СССР И. Никифоров под
аплодисменты многочисленных зрителей
вручил почетные призы советского спорта
капитанам команд Павлу Короткову
(ЦДКА) и заслуженному мастеру спорта
Вере Прокофьевой («Буревестник»).

Br. народ Грузии отметил свой

замечательный юбилей. Четверть
века назад — 25 февраля 1921 года—
в Грузии была провозглашена  совет-
ская власть.

За 25 лет солнечная Грузия поисти-
не стала жемчужиной Кавказа, превра-
тилась пол  Ффуководством партии
Ленина—Сталина в передовую социа-
листическую республику.

В период сталинских пятилеток зна-
чительно выросли индустрия и сельское
хозяйство Грузии. За этот период в
республике построено более 800 про-
мышленных предприятий, сооружено 500

ert

APRA PERN RH AR ADA RIMS

Однажды мы присутствовали на празд-
ничном сборе пионерской дружины в од-
ной московской женской школе. Отряды
выстроились в зале. Пионерки были в Oe-
лых кофточках; на груди у каждой красо-
вался яркий галстук. Вожатые звеньев
четким шагом подходили к вожатым отря-
дов и торжественно рапортовали о состоя-
нии своих звеньев. Вожатые отрядов в
свою очередь, отдав салют, рапортовали
старшей пионервожатой © состоянии отря-
дов. р

Старшая пионервожатая внимательно на-
блюдала за происходившим. Лицо ее не-
ожиданно осветилось улыбкой, она накло-
нилась и шепнула нам на ухо:

— Мне нравится, что они переживают.

Пионерки действительно «переживали».
Их подтянутый вид, радостное и ‹ерьез-
ное выражение лиц, звонкие, чуть осекаю-
щиеся от волнения голоса создавали ощу-
щение подлинной парадности. _

Старшая пионервожатая случайно обра-
тила внимание на то, что, собственно, по-
стоянно должно быть в поле внимания
роспитателя,—на переживание детей.

Жизнь показывает, что главная сила в
воспитании — это детские чувства и пе-
реживания. :

Желая воспитать определенное качество
в детях, надо прежде всего добиться, что-
бы они «приняли» его, чтоб оно стало для
них «своим». А это случится лишь тогда,
когда воспитываемое качество найдет жи-
вой отклик в чувствах и переживаниях
детей. Если пионер спокойно и равнодуш-
но выслушивает слова вожатого о необхо-
димости быть дисциплинированным, то это
значит, что слева брошечы впустую, на
ветер. Только тогда, когда мысль о дис-
циплине будет в сознанин пионера свя-
зана < чувством стыда или радости, опа-
сения или смелости, гнева или сочувствия
(в зависимости от обстоятельств), то мож-
но сказать: в воспитании сделан первый
и важный шаг. ;

Понаблюдайте работу мастера-педагога,
опытного пионерского вожатого. Главное
в их искусстве умение нашупать и
возбудить определенные детские чувства
и направить их в нужную сторону.

В 6-м классе одной из московских нкол
«славился» ученик Витя П. Это был от-
чаянный озорник, по вине которого ©ры-
вался we один урок. Ему грозило исклю-
чение. Классная руководительница, хоро-
шо знавшая Витю, видела, что озорство

мелких и 5 крупных гидроэлектростан-
ций. Коренным образом реконструиро-
ваны марганцевая, нефтеперерабатываю-
щая и угольная отрасли промышлен-
ности. Заново создан ряд’ других от-
раслей промышленности.

Чувство законной гордости наполня-
ет сердца грузин, обозревающих свою
землю. Как много сделано за четверть
века!

Пышно расцвела и грузинская куль-
тура, одна из древнейших в мире.
Советская власть обеспечила ° грузин-
ский народ нирокими возможностями
для возрождения и дальнейшего разви-

punucpscuenancnsepenapecasenseuseseeapipouserenseseucrsurannseusansnteceecoseasazsasspoaeapsnecesd 52s cnreaeGuassserusspawsce scenes pode secneentoehhsneonsateahryaaaenenassEnieeseuusnanssenanonsranssnoss:

оспитание чувств

его не злостное, что у мальчика не мало
хороших задатков. Но как вывести его на
правильный путь? Напряженно ища выхо-

да, она как-то разговорилась с витичым
отцом, орденоносцем, героем гражданской

войны. Мальчик, оказывается, очень любил

отца и гордился им. Учительнива задума-

лась:
дачи?

На открытом пионерском сборе учитель-
ница выступила с рассказом 0б одном
герое гражданской войны. Дети, затаив
дыхание, слушали увлекательное повество-
вание. Но больше всего был захвачен Ви-
тя. По эпизодам, приводимым учительни-
цей, он сразу догадался, о ком идет речь.
Глаза его сияли гордостью и счастьем.

— Ноу этого героя, ребята, есть сын,—
продолжала учительница уже другим то-
ном. — Если бы вы знали, сколько горя
он причиняет отцу!

И учительница продолжала рассказ.

не здесь ли ключ к решению за-

Ви-

тя сидел бледный, опустив глаза. Переход.

был слишком резкий и неожиданный. Каж-
moe слово стегало, как бич.

Когда сбор кончился, учительница ушла,
даже не взглянув на Витю. Но он догнал
ее в коридоре, неловко сунул записку и
убежал. В записке было сказано: «Мария
Андреевна! Даю вам честное слово, буду
хороню учиться и вести себя. Озоретво
бросаю!». я 2

Это была уже большая победа. Но учи-
тельница решила «ковать железо, пока
горячо». На другой день при встрече с
Витей она ему сказала:

— Рада, что ты одумался. Но я не уве-
рена, серьезно ли это. Вот, если бы ты
выступил на классном собрании и открыто
перед всем классом повторил те, что на-
писал.

Мальчик минуту колебалея, потом по-
краснел и ответил:

— Хороню. Я это crema...

Наступил час собрания. Учительница
волновалась не меныше Вити. Она боялась,
что это будет слишком большим испыта-
нием для его мальчишеской гордости, н
в последний момент он откажется.

Но Витя оказался достойным сыном сво-
его отца. Он не только повторил перед
классом слова в записке, но еще добавил:

— А когда я вырасту, то пойду в воен-
ную школу и стану командиром-танкистом.

сумела взять в свои руки все чувства Ви-
ти и направить их по здоровому руслу.

Гоолость русской науки

27 февраля 1936 года скончался один
яз величайших естествоиспытателей мирь
зкадемик И. П. Павлов. Свыше 60 лет
своей жизни он посвятил разработке важ-
нейших отделов физиологии, науки © TOM,
как протекают жизненные процессы в
организме животных и Человека.

Окончив два выеших учебных заведения
— университет и Роенно-медипинекую ака-
лемию в Петербурге, Павлов стал Ру-
ководить физиологической лабораторией
при клинике внутренних болезней знаме-
нитого врача С. Ц. Боткина. Последний
был тверло убежден в том, что лечение
болезней только тогла может стать убпенг-
ным. котда оно будет опираться на Pe-
зультаты научных леслелований. Молодой
Павлов оправдал належлы Боткина, ¢1e~

лав в своей лаборатории крупнейшие
научные ОТКРЫТИЯ. на 06-
новании многих опытов доказал, что

нервная система очень тонко регулирует
обмен веществ в сеодечной` мыпие и Та-
кии путем изменяет ее работоспособность
и силу сокращений.

Перейля затем к изучению физиология
пищеварения. которая была в конце про-
лого столеткя мало разработана, Павлов
заново ее переетроил. Врачи того времени
не знали. что делается © пищей после то-
го. как оБа проглочена, как и когда дей-
ствуют пишеварительные железы, прас-
посабливаются ли они Е характеру с’едае-
мой пиши. Существовали только доталки,
но прочных знаний о процессе пишеваре-
ния не было. Замечательный хирург и эк
спериментатр И IL. Павлов стал BEIBO-
дить у подопытных собак наружу прото-
ки их плшеварительных желез и получил
таклм образом возможность следить 34 их
деятельностью в течение всего продесса
пищеватения Результаты его лолголетних
исследований были им описаны в книге

МЕ Bae el

10 лет со дня смерти
великого русского ученого
И. П. ПАВЛОВА

Be a

«Лекции о работе главных пишеваритель-
ных желез», которая немедленно была пе-
реведена Ha английский, франнузский и
немецкий языки, что было в начале те-
кущего столетия неслыханным явлением.

За свои работы по пищеварению ПШав-
лов получил Нобелевскую премию. В это
время ему было 54 года. Павлов, тогда еще
только пристунил в разработке <амой труд-
ной и сложной области физиологии, а имен-
но— физиологии выешей нервной деятель-
ности.

Как работает человеческий мозг, по Ка-
‘ким законам протекают мыелительные про-
цессы; какие изменения совершаются в
больном мозгу, при неврозах и поихяче-
ских болезнях?—Вее это вопросы, кото-
рые всегда интерэсовали культурную
часть человечества и на которые тогдал-
няя наука ве могла ответить. Павлов
взялся за это трудное дело. Преодолевая
тысячи больших и малых препятствий, ге-
ниальный русский ученый, об’единивитий
вокруг себя десятки молодых сотрудников,
подробно ‚разработал ученяе о высшей
нервной ‘деятельности. Отбросив пеихолю-
тический метод самонаблюдения, Иван
Петрович заставил слюнную железу <0ба-
ки «рассказывать» экспериментатору 0
том, что делается в Kope ее головного
мозга.

Павлов установил, что мозг и живот
ных и человека фаботает, создавая Е
разрушая так называемые условные рефлек-
сы. Витоизменяя условия опытов (& Пав-

лов их ставил тысячами), он смог следить
за процессами возбуждения и торможения
в мозгу ©обаки, за возникновением нерв-

ных «ерывов» и т. д. Таинственные про-.

пессы умственной деятельности были раз-
таданы тением Павлова. Это было воло-

ссальным успехом русской и мировой на-

уки, и Иван Петрович получил на XV
международном физиологическом конгрес-
се от его иностранных участников вполне
заслуженное им звание — «первого фи-
зиолюга мира».

Огромную помошь Павлову и ето кол-
лективу оказало советское правительство,
отпустив большие средства на оснащение
его лабораторий и построив для него це-
лый научный городох под Ленинградом в
селе Колтуши (ныне село Павлово). Сам
Иван Петрович высоко ценил это отноше-
ние советекого правительства к науке и
завещал своим ученикам «оправдать те
большие упования, которые возлагает на
науку ната, Родина».

Академик Павлов был замечательным
человеком. которого беззаветно любили его
многочисленные ученики и все люди,
имевитие счастье © ним встречаться.

Чувства собственного достоинства И
связанной в этим независимости были У
него развиты в высокой степени и COX-
ранились в течение всей его долгой жиз-
ви. Основатель Института  экопери-
ментальной медицины  прини  0ль-
денбургокий отличался крайней неуравно-
ветенностью характера и вспыльчиво-
сетью. Никло ему но осмеливалея проти-
воречить. Единственный человек — Иван
Петрович Павлов и перед Ольденбургевим
никогда не поступался своим лоетоинот-
вом. рискуя Потерять только что получен-
ное место заводующего физиологическим

московское
КОМСОМОЛЕЦ

и. ПРАЗДНИК СОВЕТСКОЙ ГРУЗИИ

Так учительница пришла к победе, она

тня литературы, ис“усства, науки. Со-
ветская Грузия стала страной сплош-
ной грамотности. В столице Грузии со-
здана Академия наук, а во многих го-
родах открыто большое количество
научно-исследовательских учреждений.

Сейчас, когда повержены в прах за-
клятые враги нашей великой Родины,
перел талантливым грузинским Hapo-
дом открыт широкий путь дальнейшего
процветания в родной семье братских
советских народов. :

На снимке: Дом правительства Гру-
зинской ССР в Тбилиси.

Фото Е. Лангмана.

р Нитро че ар НЕС ЗИ ВОИ АР

nen

: B помощь пионерскому !
: вожатому i

wuneaneeene een eeteneeesensnevecrcevsneasscetnase инж е< щение о

Чувства детей — живой и наиболее вер-
ный показатель их нравственного облика.
Ни слова, ни поступки сами по себе не
могут служить такими верными показате-
лями. Иной ученик умеет прекрасно рас-
суждать о необходимости хорошо учиться,
а сам еле-еле держится на тройках. Дру-
гие ученики учатся Ha пятерки, HO
чувства, которые ими рукозодят, совсем
различны. Один учится так потому, что
он любознателен, трудолюбив, в нем раз-
вито чувство долга, другой—потому, что
за каждую хорошую отметку мамаша ему
уплачивает «наличными»: конфетами, день-

факты не редки).

Воспитатель должен узнать, какие ис-
тинные чувства и мотивы лежат за слова-
ми и поступками ученика. Знание это тем
более необходимо, что важнейшая задача
нравственного воспитания — ‘перестраи-
‘вать мотивы детского поведения, делать
их более культурными, возвышенными и
целеустремленными.

Вот пример. В одном районе проис-
ходил слет пионеров, шефствующих! над
семьями красноармейцев. В президиум сле-
та среди других намечали избрать и ак-
тивную пионерку Женю К. Однако по
случайному недосмотру ее фамилия выпа-
ла из списка. Вечером, как рассказывала
мать, Женя вернулась домой надутая и
неразговорчивая и немедленно спорола
свои нашивки члена отрядного совета. «Не
буду больше работать!» — сказала она. =

Старшая пионерская вожатая, узнав об
этом, решила серьезно поговорить с девоч-
кой. 5

Беседа была долгая и горячая. Вожатая
сумела доказать девочке, как мелкое. са-
молюбивое чувство чуть не оттолкнуло. ее
от пионерского коллектива, от большого
патриотического дела. И Женя это ночя-
ла. Она ушла молча, со слезами на гла-
зах, а на другой день явилась в школу в
талстуке и с нашивками. «Больше этого co
мной He случится», сказала она пионер-
ской вожатой и смущенно улыбнулась.

Детское чувство — могучая сила в вос-
питательном процессе. И тот, кто научил-
ся тонко подмечать, понимать и воздейст-
вовать на это чувство, может с поляым
правом называться мастером воспитания.

А. ЛЕВШИН,

гами на кино и т. д. (к сожалению, такие.

Владимир Петрович Потемкин родился
в Твери (ныне Калинин) в 1378 году в
семье врача. Он окончил Тверекую гимна-
зию и университет в Петербурге и почти
в течение двух десятилетий ——до 1919
года — вел педагогическую работу.

С 1918 тода тов. Потемкин работает в

Народном Комисеариате — Просвещения
РСФСР. В этом жегоду он был организа-
тором и председателем Первого воероссий-
CKOLO с’езда по народному образованию.

В период тражданекой войны tos. Ilo-
темкин — член Реввоенсовета УТ Армии
и начальник Политотделов Западного и
Южного фронтов. Он развертывает боль-
шую работу по политическому воспита-
нию бойцов и командиров, укреплению.
боеспособности тогда еще молодой Hipac-
ной Армии.

В 1921 году тов. Потемкин  направ-
ляется вновь на работу в области про-
свещения — он назначается заведующим
Олесским губернским отделом народного
образования. :

В 1922 оду Владимир Петрович  По-
темкин направляется на дипломатическую
работу. В течение почти 20 лет товарищ
Потемкин находится на динломатическом
поприше. представляет Советскую страну
в качестве председателя тфепарационной
комиссии. Генерального Консула, Советни-
ка посольства в Турпии, Посла в Греции,
в Италии, во Франции. В 1937 году он

большевистской партии и

Советского Союза.

ВСЕСОЮЗНОЙ

Потемнина.

благо народа, отдавшем много сил делу
поколения.

СОЮЗА МОЛОДЕЖИ.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР
постановил:

1. Присвоить имя В. №. Потемкина Mo-
сковекому городехому педагогическому ин-
ституту.

2. Установить стипендии имени В. П.
Потемкина:

а) для докторантов Академии педаготи-
ческих наук РСФСР две стипендии по
1300 рублей в месяц каждая и для аспи-
ранфов указанной академий три стипендии
по 800 рублей в месяп каждая;

6) для докторантов Института история
Академии наук СССР по новой истории
две стипендии по 1300 рублей в месяц
каждая и для аспирантов указанного ин-
ститутз ape стипендии по 800 рублей в
месяп каждая; ман.

в) для аспирантов Московекого госудаз-

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

КОММУНИСТИЧЕСКОЙ
ПАРТИИ (большевиков).

назначается Первым Заместителем Народ-
ного Комиссара Иностранных дел Союза
СОР. В качестве делегата СССР товарищ
Потемкив —- Участник ряла международ-
ных конференций.

В 1940 году Владимир Петрович Потем-
кин назначается Народным  Комиесаром
Просвещения РСФСР. При его участии 0б-
разован научно-исследовательский центр
педагогической мыели — Академия педз-
гогических наук. Тов. Потемкин был пре-
зидентом этой Академии.

Наряду < крупной государственной ра-
ботой Наркома просвещения, Президенть
Академии педалогических наук, члена НВ
ВКП(б) и Депутата Верховного, Совета
Союза ССР Владимир Петрович Потемкин
все время осушествляет самую широкую
й разноетороннюю деятельность: ведет
большую научно-теоретическую работу в
качестве действительного члена Академии
паук СССР. является участником в состав-
лении и редактором Г, Пи Ш томов ка-
питального научного труда «История ди-
пломатии».

За заслуги перед Рединой Владимир
Петрович Потемкин был награжден орде-
ном Ленина, орденом Красного Знамени,
орденом Трудового Красного Знамени и
улостоен звания лауреата Сталинской пре-

мии.
(ТАСС).

От Центрального Номитета Всесоюзной
Коммунистической партии (большевиков)
и Совета Народных Комиссаров Союза ССР

Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии (боль-
_шевиков) и Совет Народных Комиссаров Союза ССР с глубоким при-
скорбием извешают, что 23 февраля в
после продолжительной тяжелой болезни, скончался

14 часов 05 минут в Москве,
видный деятель

Советского государства, самостверженный
борец за дело трудящихся, член ЦК ВКП(б), депутат Верховного Совета
СССР, Народный Комиссар Просвещения РСФСР, Президент Академии
педагогических наук, академик товариш Потемкин Владимир Петрович.

Смерть товариша Потемкина, отдавшего всю свою жизнь на благо
нашего народа, является большой утратой для партии и трудящихся

СОВЕТ НАРОДНЫХ
КОМИССАРОВ
СОЮЗА ССР.

(т Шентрального Комитета Веесоюзного Ленинского
Коммунистического Союза Молодежи

Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза
Молодежи с глубокой скорбью извешает комсомольнев и всю советскую мололежь
о смерти вилното деятеля большевистской партии и Советского государства, члена
ЦК ВКП(б). лепутата Верховного Совета СССР, народного комиссара
РСФСР. Президента Академии Педатогических наук, академика Влалимира Петровича

просвещения

Комсомольпы и мололежь Советского Союза сохранят память о товарище Потем-
кине, как о верном сыне своей Родины, поевятившем всю свою жизнь борьбе за

просвещения и воспитания подрастающего

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВСЕСОЮЗНОГО ЛЕНИНСКОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО

В Совнаркоме СССР

Об увековечении памяти Народного Комиссара Просвещения РСФСР
академика Потемкина В. П. и об обеспечении его семьи

ственного университета имени М. В. do-
моносова две стипендии по 800 рублей в
месяц каждая и тля студентов этого уни-
верситета три стипендии по 400 рублей в
месяп каждая;

г) лля аспирантов Валининекого госу-
дарственного педагогического института
имени М. И. Калинина две стипендии по
800 рублей в месяц каждая и для сту-
дентов этого инетитута три стипендии по
400 рублей в месяц каждая.

3. Установить жене В. П. Потемкина —
Потемсиной Марии Исаевне пенсию в 60-
ответствии с постановлением Совнаркома
СОСР от 28 декабря 1943 гола № 1435
«0 материальном обеспечении семей умер-
ших действительных членов  Акалемии
наук СССР» и выдать ей единовременное
пособие в размере 70 тыс. рублей.

ААА RAAARA API LIP LPL PDL LPP PLLA ALP ALP AI AP APRA AABN AA

отделом института. & большюму удивлению
окружающих эта независимость Ивана
Петровича вызывала уважение со стороны
‹умаобролного Ольденбургского: этот пол-
‘новластный хозяин  инетитута скромно
спраптивал каждый раз у Ивана `Шетро-
вича позволения присутствовать на его
`оператиях и держал себя в операционной
скромно и тактично.

Одно время начальником Военно-меди-
цинекой академии был профессор Патгу-
pun. Spor коупный ученый, будучи вла-
стным администратором, часто нарушал
«Устав» академии, лишая ученую конфе-
ренцию ее прав. Из боязни навлечь на
себя гнев и немилость начальника, члены
конференция, профессора очень скоро сми-
рилиеь с самодуретвом Паутина. _Й
только Иван Петрович активно и система-
тически воевал © ним, всегда  навлекая
на себя серьезные и тягостные кары. То
Пашутин не утверждал кавдилатуры мо-
лодых физиологов, представленных Иваном
Петровичем для поездки за границу, то уст-
раивал ему официальные вымоворы от
военного министра или затяглват присуж-
дение очередного звания. И, несмотря Ha
вое эти мстительные выходки Пашутина,
своей независимости и достоинству Иван
Петрович все-таки никогла не изменял.

Обладая сам сильным чувством  собет-
венного достоинства, Иван Петрович очень
ценил это качество и У других. Потому
понятны ето уважению Kk окружающим,
простота и искренность отношений с кол-*
лективом. Держать свое слово крепко, вы-
полнять обещания -— это составляло для
него закон. не допускающий никаких
исключений.

Bee эти качества в соединении © удиви-
тельной скромностью делали Ивана Пет-
ровича в высшей мере обаятельным чело-
веком. Даже на вершине славы и все0б-
шего признания ‘у него не закружилась
толова. Казалось бы, пустое дело в ето
положении опоздать на лекцию или вахе-

дание. Й, однако, Иван Петрович никогда
не позволял себе такого пренебрежения Е
коллективу.

Бывало, что Иван Цетрович
кого-нибудь из <воих сотрудников, He
ственяясь в выражениях. Ho on ругал
только за дело, за промахи или небреж-
ность в работе. И то вскоре же сам изви-
нялея перед виновником, будучи по ©воей
доброте не в состоянии долго сердиться и
думая, что он очень обидел человека.

распекал

Требовательность не только к другим,
a тлавным 9бразом к себе и
огромное беспокойное чувство  ответет-

венности за свое дело связаны были У
Ивана ПШетровича © острым чувством дол-
га перед ученым миром. перед своими
сотрудниками, перед  советеких  прави-
тельством, перед Родиной за доверие к не-
му и за шедрые ассигнования на его ра-
боту.

Замечателен глубокий патриотизм Ива-
на Петровича. «Что ни делаю, постоянно
думаю, — говорил он, — Что служу этим,
сколько позволяют мне мои силы, прежде

всето, моему отечеству»... «Вижу, что
поднимается моя страна, поднимается
культура, мы уже вышли из учеников
Европы, к нам уже прислушиваются, ©

нами считаются и меня удовлетворяет то,
что и я прожил не даром, а внес что-то в
общее дело, не остался в долгу перед Ро-
Диной». ae

Медленно и долго, но искренне и неук-
лонно, под влиянием фактов государетвен-
ной и общественной жизни, подходил
Иван Петрович к ‹оветскому строю и при-
нял ето. Но, приняв новый строй, он He
осталея сторонним зрителем, а активно,
энергично встал в ряды строителей u co-
зилателей. Сотни крупных иностранных
ученых на ХУ международном  контрес-
6 физиолотов, зная отлично правдивость
Ивана Петровича, под ето влиянием иск-
ренне проникались уважением и доверием
5 советскому строю.

За шестьдесят пять лет’ научной рабо-
ты Павлов воспитал армию учеников и
последователей, среди них — виднейнтие
ученые всего мира. Во всем мире Имя
Ивана Петровяча знают так же хорошо,
как имена Ч. Дарвина, Сеченова. Менде-
леева и других корифеев науки.

Павлов видел силу науки в страстном
служении ей, в непрерывном движении
вперед. Будущее науки нринадлежит MO-
лодым и смелым. Вот почему евои послед-
нле строки он посвящает молодежи вели-
кой Советской страны.

Он завещал молодежи < самого начала
своей работы приучаться к строгой поеле-
довательности в накоплении знаний. «Йзу-
чите азы науки, прежде чем пытаться
взойти на ее вершины, — по-отечески CO-
ветовал он. — Приучите себя к сдержан-
ности и терпению. Научитесь делать чер-
ную работу в науке. Изучайте. сопостав-
ляйте, накопляйте факты».

Ярко и образно показывал он значение
этой работы:

«Как ни совершенно крыло птицы, оно
никогда бы не смогло поднять её в BBICh,
не опираясь на воздух. Факты —— это. воз-
дух ученого»;

«Ученый должен быть евромным, —
товорил Павлов. — Никотда не думайте,
что вы уже все знаете. И какбы высоко
ни опенивали вас. всетда имейте мужеет-
во сказать себе: я — невежла.. Наука
требует от человека всей его жизни. И
если У вас было бы две жизни, то их бы
нехватило вам... ВБульте страетны в вашей
работе и в валпих иесканиях...».

В этях проникающих в душу елозах—
мудрое завешание велихюто ученого свом
наследникам.

Павлов страстно верил в свой народ, в
советскую науку. Й вся его жизнь учено-
то-борца = назидательный и влохновляю-
щий пример для нашей молодежи. емело
идущей по трудному пути познания к вы-
сотам науки.

Проф. И. РОЗЕНТАЛЬ.