там

}

=

=”

THis

anna
EXeg
Boel
Yer
HP,
‘aa
It
MOK
Doe
Kany

ore
HP
ДЕ.
(HP
AH,
гета

и iit
JHE

ге >.

Oop
oped

Тани!
УП:

м
‚ИИ,

<ВА.

ев
ность

?P

(ВА

ВЕ
ства,

/ Четверг, 6 июня 1946 г., № 69 (608)

ен ее ee от черн

Телеграмма Президента

Его Превосходительству господину СТАЛИНУ

С тлубоким волнением я шлю Вашему
Превосходительству свое искреннее ©обо-

Его Превосходительству
Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ
Председателю Совета Министров СССР

Прошу Ваше Превосходительство при-
нать от имени Болгарскоге Правительства
и от моего личного имени искренние ©е-
болезнования по случаю кончины Михаи-
>= Изановича Балинина. Заслуги нокойнво-
то в хеле строительства Советского Союза

Его Превосходительству
Генералиссимусу Иосифу СТАЛИНУ,
Председателю Совета Министров Союза Советских
Социалистических Республик

С большим сожалением я узнал © боль-
зной потере, которую только что понес
Союз Советских Сопиалистических Реепуб-
лик в липе Его Превосходительства гостю-
хина Михаила Ивановича Калинина.
Присоединяясь Е этому трауру, я шлю

Его Превосходительству
Генералиссимусу СТАЛИНУ

Глубоко взволнованный смертью выдаю-
мегося советского государственного хеяте-
ля Михаила Ивановича Калинина я про-
шу, Ваше Превосходительство, принять от

Генералиссимусу СТАЛИНУ
Генеральному секретарю коммунистической
партии (большевиков) СССР

От ихени Пентрального комитета фран-
Пузской коммунистчческой партии и всех
французских коммунистов мы шлем Вам
свое самое искреннее соболезнование в
связя во смертью Михаила Калинина. ко-
торая так жестоко поразила Вашу слав-
ную партию и народы Союза Советских
Сопиалистических Республик. Мы честву-
ем память Михаила Калинина. верного со-
ратника Ленина. всегла боровшегося вме-
сте с Вами под Вашим руководством за
укрепление и пропветание Советского го-
суларства. Смерть товарища Валинина. ко-

Генералиссимусу
Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

Глубоко соболезнуем горю наролов CCCP
8 связи с кончиной Михаила Ивановича
Калинина.

Финский нарох всегда чувствовал ува-
жение к этому мудрому и гуманному ра-
ботнику революпионных и л передовых
идей.

Михаил Иванович Калинин был лля нае

От имени всех членов британской ком-
партии я лю глубочайшее соболезнова-
ние в связи со смертью Михаила Ивано-
вича Калинина. В качестве Президента
СССР в течение многих лет он был изве-
стен народу Британии как выдающаяся
личность в Правительстве нашего велико-
го союзника, а в нашей партии и cope
британских рабочих он был окружен вос-
хищением и любовью как человек, оли-
петворяющий нечто большее. Для нас Ми-
хаил Иванович Калинин был B cBcel жиз-
ни и действиях воплощением товарища,

Генералиссимусу СТАЛИНУ

Алжирская коммунистическая партия
разделяет горе, постигиюе народы Совет-
ского Союза в евязи со смертью Балини-
на, бывшего Предселателя Верховного Co-
вета, неутомимого защитника всех угне-
тенных нафодов. на шлет советским на-
родам, славной большевистской партии и

Заместителю Председателя Совета Министров
и Министру Иностранных Дел СССР
В. М. МОЛОТОВУ

В момент, когла Союз Советских Социа-
листических Республик теряет в лице
Президента Калинина одного из своих Ca-
мых выдающихся и по заслутам уважае-
мых деятелей, я желаю сказать Вам, что
я от всего сердца присоединяюсь к той

Министру Иностранных Дел СССР
В. М. МОЛОТОВУ

Будучи глубоко огорчен скорбным изве-
стием о кончине бывшего Председателя
Презихиума Верховного Совета Союза С0-
- ветских Социалистических Республик Ми-
ханла Ивановича Калинина, я имею честь
как от своего имени, так и от имени

Иосифу СТАЛИНУ ©

Сирийской Республики

МОСКВА.

лезнование по елучаю безвременной коа-
чины Президента a.
Шюкрю КУАТЛИ.

КРЕМЛЬ, МОСКВА.
хоропю известны в Болтарли, и память о
нем будет хелто жить <фехи болгарского

народа.
Кизон ГЕОРГИЕВ,

Прелселатель Совета Мивистров.

МОСКВА.

Валему Нревосхедитольству свое самое
искреннее и прочувственное собехлезнева-

ние.
Кавам САЛТАНЕ,
Председатель Совета Министров
Ирана.

МОСКВА.
имени нарола и Правятельства Arhanes
самое горячее соболезнование.

Председатель Совета Министров и
Министр Иностранных Дел Алба-
нии Генерал-полковник

Эпвер ХОДЖА.

МОСКВА.

торый HOCBATHA ©вою жизнь защите хела
трудящихся и братства пафодов. пережи-
вают все, вто борется во всем мире за
социальный прогрессе. Весь Французский
народ разхеляет скорбь Советского Союзз.
нашего союзника, который пол Вашим ру-
ководством оказал столь сильнее солейст-
вие военному разгрому фаптизма и 0сво-
божлению нашей страны.

Генеральный секретарь французской
коммунистической партия
Морис ТОРЕЗ.

МОСКВА.
символом трудолюбия, энтузиазма и са-
моотверженности народов СОСР в их сте-
млении к благосостоянию и братству
народов.

Общество Финляидия—СССР

Сюльви КИЛЬПИ.
Аймо РИККА.

КРЕМЛЬ, МОСКВА.
стойкого, как сталь, и друга, чья любовь
и безграничная доброта ® своему Hapoly
вышли за пределы гранип и сделали его
дорогим всему прогрессизвному человечест-
BY.

Мы склоняем наши зяамена с чувством
скорби и Иринося лань уважения, HO мы
поднимем их опять и будем шалать впе-
рел с новой уверенностью и энергией по
пути, который стал для нас более легким
благодаря его жизни и фаботе.

Гарри ПОЛЛИТТ.

МОСКВА.

ге теннальному вожлю  Генефалисевмуеу
Сталину свое братское, полное узажения,
соболезнование.

Секретарнат: АМАР Y3ETAH,

ПОЛЬ КАБАЛЛЕРО, ЛАРБИ
БУАЛИ, РАШИД ДАЛИ БЕЙ.

скорби, которую испытывает ИПравитель-
ство и Советский народ.

Соблатоволите принять, господин Заме-
ститель Прежседателя Совета Министров,
уверения в моем весьма высоком узаже-
нии я в моих чувствах глубокой печали.

Ж. КАТРУ.

моего Правительства просить Вае, госпо-
хин Министр. принять я передать Прави-
тельству Союза Советоких Сопналистиче-
ских Республик искреннее соболезнование
по поводу постигшего Советокяй Союз го-
ря. Посол Ирана М. АХИ.

Министру Иностранных Дел СССР
В. М. МОЛОТОВУ

Глубоко потрясенный известием © кон-
чине Президента Калинина, имею честь
перелать от имени Норвежского Прави-
тельства выражение искреннего сочувст-
вия в <вязи с понесенной Советским Сою-
зом тяжелой утратой.

Исключительные заслуги Президента
Калинина перед родиной и высокая илей-
ность, которой отличалась его долгая и

прекрасная хеятельность, воетха вызывали
восхищение за пределами ето  стралы.
Весть о его кончине была встречена в
Норвегии с глубокой скорбыю.

Прошу Вас, госпохин Министр. mpa-
нять уверения в моем вебьма выеовом Е

В ени
от Рольф АНДВОРД,
Посоя Норвегии.

Министру Иностранных Дел СССР
В. М. МОЛОТОВУ

Я < глубоким прискорбием узнал о кон-
чине господина Калинина, бывшего Пред-
cezatera Президиума Верховном Совета
Союза Советских Социалистических  Рес-
‘публик.

Я полностью сознаю ту потерю. кото-
рую понесла Ваша страна в Связи CO
смертью этого крупного деятеля и добро-
то гражданина, и, по-моему, великой че-
ловеческой личности.

Я выражаю Вашему Превосходительст-

ву, как от своего имени, тах и OT имени
моей страны. самое искреннее соболезио-
вание.

Я прошу Ваше Превосхохительство пе-
релать эти чувства госпоже Калининой 1
всей семье.

Я благохарю Вас и выражаю Вашему
Йрезосходительству уверения в моем весь-
ма высоком уважении.

Египетский посланник
ЭЛЬ-БИНДАРИ ПАША.

‘московский

КОМСОМОЛЕЦ

Похороны Михаила Ивановича Калинина. Траурная процессия направляется от Дома союзов к Красной площади. За гробом идут товарищи

Н. А. Булганин, Л. П. Берия, Г.

М. Маленков, И. В. Сталин, В. М.

Молотов, Н. М. Шверник, Н. А.

Л. М. Каганович, А. А. Жданов, В. В. Кузненов, Г. М. Попов, М. Ф. Шкирятов, А. Ф. Горкин и другие.
у Снимок С, Гурарий и Н. Петрова («Известия»).

Вознесенский, А. А. Андреев,

М. И. Калинин. и молодежь

Михаил Иванович Калинин был истин-
ным другом и наставником молодого ноко-
ления. В эти горестные траурные дня
советская молодежь вновь и вновь всо-
минает встречи < ним, его выступления
перед комсомольцами, его статьи пю воп-
росам воспитания подрастающего поколе-
ния. Выступления товариша Калинина по
вопросам коммунистического воспитания
содержат огромное богатство идей, требую-
щих глубокого изучения.

Особенно намятны нашей молодежи вы-
ступления товарища Калинина в годы
Великой Отечественной войны. Ou неус-
танно звал молодежь к борьбе с врагом, к
напряжению всех усилий во имя защиты
свободы и независимости Советокого госу-
харетва. Трудно переоценить огромную
мобилизующую и организующую силу
этих выступлений. Они становились не-
медленно достоянием всей советекой мо-
лодежи, независимо от того, были ли 90-
ращены к комсомольнам Москвы или Je-
нинграда, к молодым колхозникам или
учащимся ремесленных училищ, к учи-
телям или комсомольским пропагандистам.

Первую речь, обращенную к молодежи
в связи с войной против неменко-фашист-
ских захватчиков, товарищ Калинин про-
изнее на собрании комсомольского актива
гор. Куйбышева. Комсомольцы пришли к

Михаилу Ивановичу ¢ просьбой принять

участие в собрании. Он был нездоров, но
согласился приехать и, может быть, вы-
ступить. Бурными проявлениями восторга
встретила молодежь товарища Калинина.

Он говорил о том, что наша Родина и
в прошлом испытала много превратностей.
На старое поколение выпали тяжелые ис-
пытания, требовавшие от него мното уси-
лий и жертв. Оно совершало величествен-
ные подвиги ради будущего, ради молоде-
жи. «У меня теплилась належла, — с
чувством говорил товарищ Калинин,—-что
современное поколение комсомольцев, яв-
ляющееся любимцем народа. будет расти
в более или менее спокойной обстановке,
впитывая в себя знания и опыт. Но, вот
видите, Ha Balle поколение выпадают
не менее трудные, а, пожалуй, еще 60-
лее жестокие испытания».

С каждой минутой товарищ Калинин

Когда слышишь биение собственного
сердца, боль ощущаешь неизмеримо ост-
рее. Мы услышали это биение. В эту ми-
нуту миллионы людей вдруг познали та-
кое, что ни с чем несравнимо. Радио
принесло тяжелую весть: умер Михаил
Иванович Калинин. И люди замерли. Та-
кая наступила тишина, будто земля пре-
кратила свой стремительный бег, и только
сердце, сердце каждого советского чело-
века застучало сильнее, и мы услышали
его звук.

Мы молчали. Молчали потому, что не
было слов. Чувство нельзя было сразу
выразить человеческой речью. Надо было
хоть немного времени, чтобы опомниться,
собраться с волей, овладеть собою.
сердце продолжало стучать, и к глазам
подкатывались слезы.

Бывают в жизни такие минуты, когда
нехватает сил скрыть горе. Так было и в
этот нюньский вечер. Плакали москвичи
открыто, не етыдясь ни своего положения,
ни своего возраста. В .Александровском
саду, что протянулся вдоль древних крем-
левских стен, плакали дети. Больше ни-
когда не увидят они дедушку Калинина,
приветливо машущего им рукой. Им боль-
пе не услытнать его доброго, ласкового
слова.

Горячи детские слезы. Они обжигают
души взрослых, и матери, всегда так тер-
пеливо успокаивающие своих детей, в
этот день молчали. Я слышал, как жен-
шина сказала своему пятилетнему сыну:

Калинин тебя крепко любил.

Это были слова материнского сердца.

Плакали генералы, убеленные сединами,
прошедшие горнила сотен сражений. Пла-
кали юноши и девушки, которые пользо-
вались особым вниманием Михаила Ива-
новича. Плакали старые кадровые  рабо-
чие, не усидевшие в этот час дома. Нель-

непреодолимую необходимость быть на
народе, ибо его личное горе переросло в
горе народное; стало горем всей страны.

Мы запомним этот июньский вечер, на-
стоенный ароматом лета. Запомним этот
вечер, когда казалось все бурно цветет,
тянется к жизни, а нам нехватало возду-
ха для дыхания. Душила боль. Ораторы
на митингах говорили медленно, стараясь
подобрать нужные слова. И как часто че
было этих слов, могущих выразить ду
шевное потрясение.

— Плачь, мой сынок, плачь. Дедушка,

зя было сидеть дома. Каждый чувствовал

в

Oo

ye

О

Н.А. МИХАЙЛОВ
секретарь ЦК ВЛКСМ

О

все больше и больше увлекал аудиторию.
В кажлой его фразе явственно чузствова-
лось биение жизни. Михаил Иванович
говорил спокойно, ровно, HO за этим внет-
ним спокойствием ощущалась острая,
непримиримая ненависть к врагу, беепре-
дельная вера в победу советского народа,
неисчерпаемая любовь к его передовому
отряду — большевистской партии, к
вождю товаришу Сталину. «Вы должны, —
говорил товариш Калинин, — сделать
все, что в ваших силах и даже сверх сил,
чтобы добиться победы над врагом».

Товариш Калинин всегла подчеркивал,
что в условиях войны У комсомольцев
иного большой и ответственной градоты,
и всегда вселял в молодежь уверенность,
что она в состоянии справиться © ‹ерьез-
ными задачами, что ее не должны стра-
пить ответственность и трудности.

Вспоминается, как в начале 1942 года
он выступал перел секретарями сельских
комсомольских организаций Московекой об-
ласти. «Ни один честный человек, —
говорил Михаил Иванович, — в суровое
время войны, когда на полях сражений
рентаются судьбы отечества, - не. может
стоять в стороне от борьбы. Представьте
себе такого человека, который ходит, по-
смеиваясь. ничего не делает, да и делать
ничего не хочет. Такой человек — Halli
враг. Комсомольцы должны  пригвоздить
его к позорному столбу, разоблачить перед
всем. народом. А если он неисправим, 6
ним нужно жестоко расправиться. Вот ка-
кую линию вы должны занять, товарищи
комсомольцы».

На протяжении войны Михаил Иванович
иного раз встречался < комсомольцами и
молодежью. Статьи товарища Калинина
печатались в десятках миллионов экзем-
пляров, доходили до самых отдаленных
уголков Родины, до передовой линии фрон-
та. Его слова цитировали десятки тысяч
молодых пропатандистов, агитаторов, учив-
пихся у него искусству большевистской

О

a

агитации и пропаганды, умению убеждать
массы.

Социалистическое общество требует 90-
тазованных, грамотных людей. Товарищ
Калинин, обращаясь к молодежи, постоян-
но призывал ее учиться, овладевать нау-
кой. Он сам подавал блестящий пример
уважения наухи. Слушатели всегда восхи-
шались его познаниями в самых различ-
ных отраслях знаний, яркостью мышле-
ния, глубиной и в то же время простотой
изложения.

С кем_бы ни беседовал товарищ Кали-
HHH, — будь то учителя, художники,
фронтовики, комсомольские работники, —
он проявлял широкую осведомленность в
самых различных вопросах. Учителя вос-
хищались тем, насколько глубоко знает
товарищ Калинин важнейние вопросы
жизни школы. Волхозники © уважением
прислушивались в тому, как Михаил Ива-
нович BO всех подробностях, © учетом
лучших достижений современной науки п
передового опьгта судит о сельском хо-

‚зяйстве. Делегация молодежи Югославии,

песетиваная товарища Валинина, была пю-
ражена, тем, какое глубокое знание геогра-
(WH их страны, ее природных ботатетв,
ее хозяйства, обычаев народа, жизни м-
лодежи Ютославии он проявил в этой бе-
селе.

Сила большевистской пафтни в том, что
она вооружена учением Маркса—Энгельса
— Ленина-——Сталина. В речах, статьях
товарища Калинина, обращенных к моло-
дежи, первое место, несомненно, занимает
пропаганда идей  марксизма-ленинизма.
Михаил Иванович неоднократно критико-
вал и высмеивал дбеззаботное отношение в
революционной теории, зазубривание го-
товых формулировок вместо творческого
овладения учением большевизма. «Быть
маркеистом, — говорил  тозариш Кали-
HUH, — это значит — быть творцом».

Михаил Иванович был яростным вратом
фразерства, пустозвонства, неорганизован-

МОСКВА ВТ

В цехах, клубах, красных уголках со-
бирались люди. Митинги прошли по всем
фабрикам и заводам. В деревнях колхоз:
ники, возвращаясь с поля, собирались у
зданий школ, сельсоветов, чтобы Bbipa-
зить скорбь, охватившую их сердца.

Тяжело прожили москвичи ночь на 4
июня. Едва дождавшись утра, они поспе-
шили к Дому Союзов. Очередь желаю-
ших проститься с Михаилом Ивановичем
росла, как могучий морской прибой. Ма-
тери и отцы, старики и молодые, рабочие и
академики, колхозники и генералы, ми-
нистры и школьники — тысячи людей в
скорбном молчании выстраивались вдоль

Пушкинской улицы, а вскоре заполнили и
все прилегающие кварталы. А над горо-
дом неслись траурные мелодии Чайков-
ского и Бетховена, Шопена и Грига.

Десять часов. Колонный зал Дома Со-
юзов, где для прощания с народом уста
новлен гроб с телом Михаила Ивановича
Калинина, открыт. Живая река медленнс
течет по московским тротуарам, но, как в
половодье, река с каждым часом все
больше и больше выходит из берегов, так
и этот поток людей с каждой минутой
растягивался

все дальше и дальше от

входа в Дом Союзов.

Утренние пригородные поезда привезли
тысячи людей, пожелавших проститься с
дорогим другом. Со всех вокзалов к Ко-
лонному залу направлялись группы кол-
хозников, рабочих с букетами полевых
иветов. Они молчаливо вливались в люд-
ской поток.

Старик с длинной, широко распластав-
щейся на груди бородой рассказывал ге.
нералу, как Михаил Иванович вручил ему
орден Трудового Красного Знамени.

— И глаза у него были счастливые и
слова какие-то особые, душевные. Он буд.
то отец родной дорогим подарком меня
одарил. Подошел я к столу, а он меня
по имени да по отчеству величает:
Вручаю я вам, Николай Иванович, высо-
кую правительственную награду. Порабо-
тали вы для нашего отечества хорошо, по-
пролетарскому. Вот вам почет и уважение
народное. И еще добавляет: — Жить вам,
Николай Иванович, надо еще очень мно-
го, потому что такие, как вы, люди нуж-
ны нашей родине. Мы, говорит, русские,
из крепкой кости созданы и трудностей
не боимся. И на вашу помошь надеемся.
Это, значит, на мою. Как сказал он это,
я почувствовал, будто на 30 лет моложе

х.

А УР

стал. Хотел я ответить Михаилу Ивано-
вичу, да сбился, хотя речь свою заранее
выучил. Он видит, что я сбился и улы-
бается мне, — ничего, мол, дескать, не в
словах дело. Пожал мне руку и сказал:
— Если какое дело будет, так запросто
и заходите, потолкуем...

..Женщина с девочкой на руках, еле
сдерживая слезы, рассказывает совсем не-
знакомому человеку о том, как Михаил
Иванович позаботился о ее детях, поте-
рявших на фронте отца. Юноша, повиди-
мому студент, спешит поделиться впечат-
лениями от встречи с Михаилом Иванови-
чем на выпускном вечере. Старший сер-
жант, кавалер трех орденов-—Славы, Крас-
ной Звезды и Отечественной войны, рас-
сказывает, как в 1942 году к ним на фронт
приезжал Калинин, как говорил с бойца-
ми, как тепло, по-отечески, напутствовал
их на ратные подвиги.

..От Цветного бульвара, от площади
Пушкина, от Кировских ворот течет люд-
ская река к Дому Союзов, течет она и рас-
сказывает о великом гражданине, верном
сыне русского нарола, о человеке с боль-
ним сердцем, об отце и’ наставнике —
Михаиле Ивановиче Калинине.

В этот день говорили только о нем. Го-
ворили не как об умершем, безвозвратно
ушедшем, а как о живом, рядом стоящем.
И чем болыше говорили мы и думали о
нем, тем властнее и упорнее стучало в
мозгу: — Он жив, он жив, он жив!

Кончился рабочий день на заводах. фаб-
риках, в министерствах, в вузах, в учреж-
дениях, в школах. И уже не река, а море
людское захлестнуло улицы столицы. А
над морем этим, точно ковер, сотканный
из живых цветов, — венки, венки, венки.
С каждого здания спускаются флаги, уви-
тые черными траурными лентами.

Колонный зал.. Торжественная тишина.
Траурные марши играют оркестры. У са-
мого входа в зал стоит крышика гроба,
обитая красным и черным шелком. Молча-
ливая, скорбная вереница людей. Между
колоннами в цветах и венках, на возвы-
шении стоит гроб Михаила Ивановича Ка-
линина. Видно только его лицо. Лучи про-
жекторов бросают “яркий ‘свет. В безмол-
вии застыл почетный караул. Чуть вправо
от гроба сидят жена Михаила Ивановича,
Екатерина Виссарионовна, брат Семен Ива-
нович, сестра Прасковья Ивановна, сы-
новья Валерьян и Александр, дочери Ли-
дия, Юлия, Анна, внучата, котопые приш-
ли сказать: — Прощай, наш любимый де-

нести. Он был великим патриотом нашей
Родины и учил всю советскую молодежь
пламенному, действенному  патриотизму.
Если человек- истинный патриот. гово-
фил товарищ Калинин, он не может
находиться вне работы, вне борьбы. Он
должен быть не созерцателем проиеходя-
ших событий: ен обязан принимать уча-
стие в борьбе, в работе, в общественной
Жизни.

Товарищ Калинин часто напоминал
комсомольцам о значений организованно-
сти, о необходимости не только самим ра-
ботать хорошо, но и добиться этого от
окружающих. Надо, говорил Михаил Ива-
HOBUY, чтобы комсомольцы увлекали, ор-
ганизовывали всю молодежь на отличную
работу во имя счастия народа, процвета-
ния Родины.

Особенно сильно звучали слова това-
риша Калинина, когда он говорил о боль-
шевистекой партии, о товарище Сталине.

Верному служению партии, беспредель-
ной преданности товарищу Сталину учил
Михаил Иванович нашу молодежь. Говоря
о комсомоле, товарищ Калинин всегда
подчеркивал, что его сила — в руковод-
стве большевистской партии, в ее заботах
0 подрастающем поколении.

Смысл человеческого существования
Михаил Иванович видел в борьбе за п0бе-
ду великого дела Ленина—Сталина, за на-
родное счастье. До конца ©воих дней он
оставалея пламенным бойцом большевает-
CKO партии, чутким ко всему новому,
молодому, растущему. Этому учил он и
советскую молодежь. Если хочешь быть
настоящим коммунистом, говорил он м0-
лодежи, то до конца своих дней буленть
молодым. Таким ‘всегда видела молодежь
Михаила Ивановича. Незадолго до своей
кончины он еще собирался встретиться ©
молодежью, написать новую работу, посвя-
щенную вопросам воспитания.

Товарищ Валинин был олицетворением
лучших качеств большевика,  лениниа-
хталинца. Прекрасная, чистая жизнь
товарища Калинина, отданная им борьбе
за самые высокие идеалы передового чело-
вечества, будет всегла служить благород-
ным примером для подрастающих поколе-
ний советского народа.

душка! В этой группе стоят воспитанники
Михаила Ивановича Вова и Витя — маль-
чики, потерявшие во время войны своих
родителей. Они остались сиротами, но ве-
ликий гражданин, великий человек, вели-
кий отец, Михаил Иванович Калинин за-
менил им отца и деда. Он любил их боль-
шой человеческой любовью, на какую был
только епособен. Здесь же родные и близ-
кие, друзья.

Родные и близкие! Весь народ был род-
ным и близким Михаилу Ивановичу.

И сюда, в Колонный зал Дома Союзов,
пришли люди со всех концов Москвы, об-
ласти, сюда приехали делегаты городов,
республик, земляки покойного. Вот они
проходят мимо гроба, и их опухшие от слез
глаза жадно  всматриваются в любимые
черты дорогого лица. Они запоминают его
на всю жизнь.

Неподвижны бойцы. Горят в лучах гра-
неные штыки винтовок. Представители
фабрик, заводов, институтов, мини-
стерств, общественных и партийных орга-
низаций столицы сменяют друг друга в по-
четном карауле. Рядом с министром — ря-
довой красноармеен, рядом с академиком—
рабочий с завода, < рялом с молодым —
глубокий старих.

Бесконечен людской поток. Идут и идут
люди с Красной Пресни, с Соколиной го-
ры, из Измайлова, Замоскворечья, Сталин-
ского, Красногвардейского, ’Пролетарско-
го, Калининского районов. У подножья
гроба все больше и больше венков. Здесь
венки от Центрального Комитета ВКП(б),
от Совета Министров СССР, от Президиу-
мов Верховных Советов СССР и РСФСР,
от Министерства вооружения СССР, от
большевиков Москвы.

Десять часов вечера. Попрежнему Ko-
лонный зал заполняют траурные мелодии.
В зал входят руководители партии и пра-
вительства. В почетный караул становятся
Иосиф Виссарионович Сталин, тт. В. М.
Молотов, Л. П. Берия, А. А. Жданов,
А. И. Микоян, Л. М. Каганович, Г. М.
Маленков, А. Н. Косыгин. Их сменяют
тт. Н. А. Вознесенский, Г. Ф. Алексач-
дров, В. В. Кузнецов, А. Ф. Горкин.

es
*

Ночь накануне похорон. Москва в тра-
уре. Людской поток к Дому Союзов
не прекращается. Идут войска, прибывают
делегации.

Р. КОНСТАНТИНОВ.