rene terme nicotene tte ntti fick oon rN ee RRR A I

7 ЭКЗА МЕНЫ В ВУЗАХ

Двойна по

Некоторые студенты двух  московеких
институтов явно нелолюбливают геодезию.
Одно из этих учебных заведений называет-
ся Институт инженеров ‘землеустройства,
другое — Институт инженеров геодезии,
аэрофотос” емки и картографии. Самое co-
бой разумеется, что геодезия является
важнейшим предметом для студентов этих
вузов. Чем же об’яснить их пренебрежи-
тельное отношение к этой основной дис-
пиплине?

На первом курсе Института инженеров
землеустройства только в один день на
экзамены по геодезии не явилось 15 че-
ловек.

На первом курсе картографического фа-
‚культета Института инженеров  теодезии
насчитывается более трилцати неудовлет-
ворительных отметок. Вю 2-й группе, на-
пример, из. 17 человек 6 получили: «неудо-
влетворительня».

Институт инженеров теодезии, а9ро-
фотос  емки и картографии. 1-й куре гео-
дезического факультета, экзамен по низ-
пей геодезии. У доски студентка Кочне-
ва. Она очень долго готовится к ответу.
Доцент Воронин дает ей  геолезический
прибор — планиметр:

—- 05’ясните. пожалуйста,
Этого инструмента.

`Кочнева растерянно ‘вертит в руках
планиметр, не зная, как соединить ры-
чажки. Следует тшетная попытка ответить

устройство

В и an

С наступлением лета у молодежи MO-
Ссковского орлена Ленина и орлена ЁВрас-
ного Знамени автозавода им. Сталина уся-
лилось желание провестн свой выходной
день после трудовой недели за горолом.

Не раз обращались молодые рабочие и
работницы в комитет ВЛЕСМ © прось-
бой организовать массовку за Topol, но
комсорг ПВ ВЛЕСМ на заводе тов. Мак-
симов и KOMCOPrZ цехов услюкаивали мо-
лодежь:

— Поедем, поедем...   Не торопитесь!

..Наконеп, в цехах и заводской  мно-
готиражке появились 05 явленля 6 TOM
что культмассовый сектор завкома и лдво-
реп культуры завода организуют в в0с-
кресенье, 9 июня, массовку в Сокольни-
ческий парк культуры и отдыха.

геодезии...

на вопрое экзаминатора. Результат пла-

чевный -— в зачетной. книжке Кочневой
отметка «неудовлетворительне».
То же повторяется и ca студенткой

Замкиной.

Это не случайно. Рольшинство перво-
куреников HC знает практических основ
геодезии. Какова же цена теоретическим
знаниям инженеров-геодезистов или карто-
графов, если они даже не знакомы 6
устройством планиметра?

Не все гладко обстоит и с другими
дисцинлинами. Romeopr 2-й группы 3-го
куреа картографического факультета тов.
Бечина получила «неудовлетворительно»
по политэкономии. Много плохих отметок
и 10 экономической географии.

Комсомольцы ‘институтов, о которых
илет здесь речь, He сумели › возглавить
подготовку к сессии. Некоторые комсорги,
правда. сами усерлно Занимаются и слают
экзамены хорошо, но их. мало беспокоит
то обстоятельство, что студенты их групи
плохо подготовлены. Комсорг Матвиенко
(1-я групна 1-го куреа землеустроитель-
ного факультета Института землеустрой-
ства) сдает на «хорошо» и «отлично», а
почти вее его товарищи получили по гео-
дезии двойки,

Дело чести ROMCOMOABCKAX организаций
обоих вузов устранить недостатки, влия-
ющие на ход экзаменационной сессии.

H. APOCEBA.

стороны

Тысячи молодых‘ автозаволцев. приеха-
ли 9 июня в парк. Но там они не встре
тили ни комеорга ПК ВЛЕСМ тов. Макси-

мова, ни его заместителя т. Якунина,
ни кемсоргов цехов.
Именно в этот день тов. Максимов

собрал всех комеоргов и комеомольских
пруппюртов и вместе с ними уехал в дру-
гую сторону — в Перхущково. преду-
смотрительно захватив с собой и аккорде-
ониста, и баяниста, и даже... буфет.

He сомневаемея, что Пролетарский РК
BIKCM раз’яенит комсомольским руково-
дителям передового завода столины, FTO
отрыв от молодежи и пренебрежение еб
интересами — явление вредное и люзор-
HOG.

И. KOPOTHH.

Комсомольско - моло-
дежная бригада мотори-
сток швейной фабрики

№ 2 тов.  Чертовских
систематически  выпол-
няет свое задание на
130—140 процентов. .
Коллектив бригады
включился в социали-
стическое соревнование

за выполнение и пере-.
выполнение плана новой
пятилетки.

На снимке (слева на-
право): мастер группы
П. А, Ильина проверяет
качество продукции у’
бригадира Екатерины
Чертовских. На втором
плане — члены ее брига-
ды В. Константиноваи

Т. Кострова.
Фото В. Козлова.

*

иона они оном ножи инь нии иа ини нии и точни женить на пин няни чьи нити тнт тельно ии ниче ини,

К 10-летию со дня смерти
А. М. ГОРЬКОГО

= Радиопостановка
«Мальва»
в Щелкове

С большим пол’емом молодежь
Щелковского хлопнатобумажного
комбината готовит программу пере-
дач, посвященных великому  рус-
скому писателю М. Горькому.

Драмкружок комбината подгото-
вил инсценировку горьковской
«Мальвы». Радиокомпозиция «Маль-
ва» будет передаваться 17 июня по
местному радиовещанию.

Перед микрофоном выступят так-
же участники художественной само-
деятельности. Они прочтут «Песнь.
О буревестнике» и отрывки из ро-
мана «Мать». Преподаватель лите-
ратуры школы № 4 тов. Молитво-
слово сделает доклад о жизни и
деятельности великого писателя.

На всех предприятиях Шелкова
проходят вечера молодежи, посвяг
щенные памяти А. М. Горького.
При городской библиотеке откры-
вается большая выставка «Жизнь и
творчество великого писателя».

Недавно Щелковский горком
ВЛКСМ направил в колхозы груп пу
комсомольцев, Они проведут в из-
бах-читальнях беседы о Горьком.  *

Комсомольские организацим Moc-
ковской области, готовясь к горь-
} ковским дням, устраивают читатель-
  ские конференции и литературные
р вечера в клубах и избах-читальнях,-
i Bo всех районах’ увеличено коли-.
i чество библиотечек-передвижек. про-

Ба ИЗ И ВАА ОБИ ВЫВОЗ ВЬА ИНЬ В НВ ВБИ ВЕ БАБ ИИИ НИ ВИЗ АБЫ ВВ И Вени ии ввиБаивянья

ad

пагандирующих _ книги _ Горького.

Выставки,   лекции, молодежные
вечера будут проведены в Загорске,
Орехово-Зуеве и других городах и
районах области.

: Ss ola cic capiigs Dane ce taeeksSbadioe nie ame dihoes Race

В ВОНОЛЬНИЧЕСКОМ ПАРКЕ
КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

В Зеленом театре Сокольнического парка
культуры и отдыха завтра будет проведен
вечер намяти Горького. С воспоминаниями
об Алексее Максимовиче и чтением отрыв-
ков из его произведений выступят писа-
тели и артисты академических театров.

На концертной эстраде артисты Москов-
ской филармонии исполнят песни и музы-
кальные произведения, которые любил
Горький.

В лектории парка профессор Сидоркин
прочтет лекцию «Образы в произведениях
Горького». После лекции состонтся кон-
церт. ;

Tie

Когла потеряны связи с молодежью...

У станка склониля юноша. Методич-
ными движениями он закрепляет обраба-
тываемую деталь, включает станок, нодво-
дит резпы. Вакая-то секунда — и тонкая
змейка уже въетея у кромки резцов.

..Вонец рабочего дня. Юноша, ето 30-
вут Василий Шевкун, довольный отходит
0т станка. Дневное задание перевьшюлне-
НЭ, качество продукции отличное.

С любовью, обстоятельно рассказывает
Василий о евоей работе. Вот уже несколь-
KO месяцев, как его бригада соревнуется
е бригадой Михаила Анполонова. Но nu
Ето это соревнование не контролирует и
мало кто о нем знает, кроме ревниво оспа-
ривающих первенство членов бригады. А
показатели соревнования интерсены. Ode
бригады < каждым днем лают ‘вее’ боль-
пгую выработку, совершенствуют техноло-
тический процесс, вносят в свою работу
ранионализацию. i

— Вы комсомолец, товариш Шевкун?

— Нет.

— Почему же? i

Молчание. Шевкун долго думает, но от-
вета найти не может.

Rorla же мы спросили члена заводско-
го комитета комсомола т. Чехановского,
почему такие стахановцы, как Шевкун

He состоят в комсомоле, тот, не моргнув
и глазом, выпалил:
Eon Шевкун еще недостаточно созна-

тельный.

Чтобы поближе познакомиться с т. Шев-
куном. мы обратилиеь K подшивке выезд-
ной редакции газеты «Правда». Фамилия
токаря Шевкуна, встречаетея много’ раз.
Вот заметка. в которой говоритея, что

Шевкун включившие» ‘в предмайское ©о-
февнование. перевыполнил норму, В дру-
гой заметке редакция ставит  моло-

лого токаря в пример другим. Так, ¢ 1944
гола и по <ей день в пехе № 14 завода,
тле секретарем комитета ВЛЕСМ т. Гусь-
ков, токарь Шевкун— один из лучших. Из
чего исходят члены комитета комсомола,
определяя уровень сознательности моло-
лежа, непонятно. Ясно лишь 0д-
HO, что те измерения зрелости и
незрелости, < которыми подходят пеховые
комеомольские руководители не только К

Шевкуну, но и ко многим другим моло-
лым рабочим, не что иное, как ширма лля
тех, кто повинен в полной занушенноети
воспитательной работы. За поелелние не-
сколько месяцев пеховая комсомольская
организация не приняла в свои ряды ни
одного человека. Решительно никакой pa-
боты с молодежью не проводится, ее не
привлекают к общеетвенной деятельности
да и бесел о вступлении в комеомол не
проводят. Члены цехового комсомольского
оюро ждут, когла «вырастет  еознание»
молодых рабочих, и тогда, дескаль, можно
будет предложить им подать заявления 0
вступлении B pare BIRCM.

Сами же комсомольцы не веегла являют
coooH пример для молодежи. Редко можно
встретить комсомольца 66 значком на
груди. Не носят его и секретарь бюро Ва-
сильева и остальные чаены бюро. Нерел-
ки случаи, когла комсомольцы не выпол-
няют норм, делают брак. Сама тов. Ва-
сильева вот уже продолжительное время
не выполняет плана.

Цеховая комеомольекая организания не
стала авангардом молодежи, не показыва-
ет пример. Этим, видимо, и об’яеняется,
что такие молодые  стахановцы, как
Шевкун и другие, до сих пор не в комео-
моле.

Но если бюро никакой работы не вело
< молодежью, то, наверное, в своей узкой
комсомольской среде была кипучая жизнь?
Отнюдь нет. Жили мирно, тихо, друг дру-
Ta не тревожили и друг другом были
очень довольны. Комсомолка Козина в. те-
чение полутора лет не платила членских
взносов, Кариов задолжал за 12 месянев,
Косарева — за 9. Список можно было бы
значительно прололжить.

Эта невозмутимая беспечность стала
стилем работы цеховой комсомольской ор-
танизацяи. № чему приволит такая бее-
нечноеть, можно проиллюетрировать таким
примером. Некогда комсомолка Екатерина
Козина была лучней фрезеровтиицей за-
вода. Ee портрет на всю тазетную полосу
напечатала выездная редакция «Правды».
Козина ‘обелуживала три станка, работала
без брака и выполняла сменное залание
на.230 процентов. Но вот Козина уже не-

сколько месяцев не справляется с зада-
нием, из передовых стала отстающей. В
чем же дело?

Полтора года назад у нее украли сум-
КУ © всеми документами, карточками я
месячной зарплатой. На иждивении у нее
старупгка-мать и младшие сестренка ©
братишкой. Козина обратилась за по-
мощью к начальнику цеха.

—- Много вас таких, — грубо ответил
тот.

В комсомольской организапии пеха, где
она считалась хорошей комсомолкой, во-
обще разговаривать о помощи не захо-
тели.

‘ Глубокую, справедливую обиду затаила
в своей душе комсомолка, встретив вме-
CTO товарищеской чуткости равнолултие.

Но мы отнюдь не хотим оправдать Ка-
тю. Она’ сделала. серьезную онибку: в сво-
ей обиде на нечуткость товарищей она
репгила порвать © комсомолом. До послел-
него дня в организации не знали, что
среди пропавших полтора года назад ло-
кументов был и комсомольский билет...

К сожалению, в цехе и на заводе та-
кое нечуткое отношение к товарищу —
не редкость. Сплошь и рядом кемеомоль-
цы и молодежь, которые в период войны
работали отлично, теперь числятся на по-
следнем счету, а комеомольская организа-
ция ни разу не удосужилась поинтересо-
ваться причинамы такого снижения актив-
ности некогда передовых людей завода.
О них забыли.

Таисия Васильева вот уже два < ноло-
виной месяца являетея еекретарем пехо-
вого комсомольского бюро. Скоро три ме-
(Hila, Kak вновь избранное бюро должно
было приступить к работе, не оно даже
И ОДНото раза не собралось.

Цех не выполняет нрограммы. Майское
задание выполнено лишь на 50 процентов.

этом немало виноваты и комсомольцы,
так как большинство рабочих в цехе —
мблолежь, и быть ее организатором—пря-
мая обязанность членов ВЛКСМ. Пока же
комсомольны пеха № 14 не занимают

авангардной роли.
А, ШЕЙНИН.

: БЕСЕДЫ .О-НАУКЕ

Действительность
превзошла сказку

пушкинскую

Кто не помнит чудесную
«Сказку о золотом петушке!»,

«Некогда в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве

Жил. был. славный марь .Дадон»,

Под старость царь решил отдохнуть от
ратных дел, но соседи, помня прежние
обиды, начали беспрестанно ‘нападать на
его царство. Ждет, бывало, царь врага
с юга, а лихие гости идут с востока, По-
сылает Дадон свои полки на восток, а
враг. обрушивается на него с другой сто-
роны.

Решил царь обратиться за помощью к
мудрецу; и тот дал Дадону золотого пе-
туика. Стоило невидимому врагу появить-
ся у далеких границ парства, как петушок
криком извещал об этом и поворачивался
в ту сторону, откуда грозила опасность.

Быль оказалась во. много раз чудесней
`сказки!

_В наши дни царю Дадону не понадобил-
ся бы золотой петушюк; Его с. успехом
заменила бы современная радиолокацион-
ная обнаружительная станция. } Во второй
мировой войне радиолокация Зиироко при-
менялась на суше, на море и в воздухе.

С помощью радиолокации служба воз-
душного наблюдения сообщала о прибли-
жении вражеских бомбардировщиков 3a-
долго до того, как их можно было уви-
деть в оптические приборы при самой
ясной погоде. Ни кромешная ночная тьма,
ни туман, ни CHer He мешают работе ра-
диолокационной станции,

Она обнаруживает самолеты, когда
они находятся на расстоянии 200—300 ки-
лометров от станиии. Но это не предел.
Существуют станции © еще большим ра-
диусом действия. Радиолокация помогла
англичанам отразить в 1940 году немецкое
воздушное наступление на Англию. Радио-
локационные ‘станции, установленные вдоль
южного и восточного берегов Англии, свое-
временно предупреждали о приближении
вражеских самолетов, и навстречу им под-
нимались эскадрильи истребителей.

Ночью радиолокационные станции о не
только обнаруживали немецкие самолеты,
но и подводили к ним ночные истребители
на близкое расстояние.

Большую роль в борьбе с немецкими
самолетами-снарядами сыграли в Англии
крохотные радиолокационные станции (ра-
диовзрыватели}, помещающиеся в головке
снаряда крупнокалиберной зенитной артил-
лерни. Потребовалось много усилий, чтобы
создать станцию столь малых размеров (не
больше бутылки). Лампы, источник пита-
ния и другие детали должны быть исклю-
чительно прочными, так как в момент вы-
лета снаряда из дула орудия он испыты-
вает колоссальное ускорение, в 20.000 раз
превы:нающее силу земного тяготения. Для
того, чтобы поразить цель, снаряд, снаб-
женный радиовзрывателем, не должен обя-
зательно попасть в нее. Снаряд разрывает-
ся, как только он достаточно близко пол-
ходит к цели (в данном случае к немец-
кому самолету-снаряду) и цель попадает в
зону радиоволн, излучаемых станцией cHa-
ряда. Иа

Огонь зенитной артиллерии с помошью
радиолокационных станций орудийной на-
водки становится во много ‘раз точнее.
Расход снарядов на каждый сбитый само-
лет резко снижается. При недостатке та:
ких станций более простые радиолокацион-
ные установки, смонтированные на прожек-
торах, помогали отбивать ночные налеты.
Такая установка легко обнаруживала са-
молет и направляла прожектор прямо на
цель. Неожиданно голубой‘сноп света про-

ниЗывал воздух и освещал самолет. После
не огонь велея при помощи обычных
оптических приборов.

Чувствительность радиолокатора порази-
тельна! (Стоит только подводной лодке
слегка высунуть на поверхность свой па-
рискон, как самолет или сторожевой ко-
рабль немедленно обнаруживают лодку.
Всплывшая на поверхность мина тоже не
ускользнег от всевидящего глаза радиоло-
катора! Немецкие подводные лодки в Ат-
лантическом океане в начале войны топи-
ли большое количество торговых кораблей
союзников. Использование радиолокацин
на гидросамолетах позволило нанести не-
восполнимые потери неменкому подводно-
му флоту.

Современный бомбардировщик имеет до

10 различных радиолокационных станций.

Они помогают обнаружить и преследовать
вражеские самолеты, участвуют в наводке
на цель пушек и пулеметов, защищают
хвост самолета от вражеских истребите-
лей.

Особая станция служит для слепого
бомбометания с большой высоты, сквозь
туман. С ее помошью летчик ночью разлн-
чает реки, озера, дороги, городские квар-
талы, крупные строения. Перед глазами
летчика возникает как бы карта местности,
‘которая скрыта от него ночной мг лой, об-
лаками.

Разрутительные бомбардировки Гамбур-
га, Берлина, Мюнхена и других городов
Германии производились с помощью радио-
локанционной аппаратуры слепого бомбоме-

тания, которая позволяла найти нужный
об’ект и бомбить его с большой точностью.

В чем же «секрет» этого чудесного изо-
бретения?

Что такое

радиолокация

Радиолокация или, как ее называют в
Америке, «радар»* — это точное опреде-
ление положения предмета в пространстве

*) Радар — это сокращение
английских слов: «радиообнаружение
определение расстояния до цели».

нетырех
и

Американская станция
соты полета самолета,

Суббота, 15 июня 1946 г., № 73 (612).

Профессор
джигит
©

с помощью радноволн. ‘Радиолокатор He
только «видит» об’ект (корабль, самолет,
ит д.) при любой погоде, днем и ночью,
но и указывает расстояние до него и на-
правление, в котором об’ект находится.

В основе радиолокации лежит явление
эхо. Если встать перед высокой стеной и
громко крикнуть, то через короткий про-
межуток времени звук. повторится. Звуко-
вая волна отразится от стены, как свет
отражается от зеркала, и вернется обраг-
но. Точно так же и радиоволны, излучае-
мые радиопередатчиком, встретив на своем
пути самолет, корабль или какой-нибуль
другой предмет, отразятся от него и вВо3-
вратятся к приемнику станции. До радара
явление эхо использовалось в приборе, на-
зываемом эхолот. С помощью его измеряют
глубину моря. Излучатель эхолота посы-
лает звук, который проходит через толшу
воды до дна, отражается от него и во03-
вращается обратно.

Измерив время, которое понадобилось
звуку для того, чтобы дойти до дна и вер-
нуться назад, и зная, что скорость звука
равна 330 метрам в секунду, можно опре-
делить глубину моря в этом месте. Ско-
рость радиоволн огромна! За одну секун-
ду они пробегают 300.000 километров. Взе-
го одна секунда потребовалась бы радио-
волнам для того, чтобы пробежать семь
с половиной раз по экватору вокруг земно-
го шара, тогда как звуку для этого нуж-
но было бы около 252 часов, т. е. более
10 суток! Скорость радиоволн почти в мил-
лион раз болыне скорости звука. 30 кило-
метров радиоволна пробежала бы за одну
десятитысячную долю секунды. Этого не
измерить никакими часами!

Как же работает радиолокационная стан-
ЦИЯ?

Работа станции напоминает работу серл-
ца. Передатчик излучает радиоволны ча-

C3NYYENHEIL

off CMAYTEL
отр женниые

сигнал

eed

0 8 % 60 & 0
иилолетрь

экрон трудии

Изображения на экране электроннолу-
‚ чевой трубки.

стыми толчками, импульсами. Длительность
такого импульса равна миллионным долям
секунды, а промежутки между ними изме-
ряются тысячными долями секунды. Из-
лучив очередной пучок радиоволн, пере-
датчик выключается. Мгновенно включает-
ся приемник станций, принимающий «3x0»
радиоволны, отраженные от предмета,
который они встретили на своем пути. За-
тем вновь включается передатчик, потом
— приемник, затем опять передатчик и. т. д.

Передатчик станции излучает радиоэнер-
гию узким мощным пучком. Встретив на

своем пути преграду, радиоволны как
брызги разлетаются во все стороны и
лишь ничтожно малая часть их  возвра-

щается к приемнику станции.

Специальный прибор указывает, куда в
данный момеят направлена антенна и от-
куда, следовательно, вернулся отраженный
эхо-сигнал. `В этом направлении и находит-
ся об’ект, от которого радиоволны отрази-
лись. Станция излучает исключительно ко-
роткие волны, длина которых измеряется
сантиметрами или дениметрамы.

Итак, радиолокатор «увидел» об’ект, оп-
ределил направление, в котором он нахо-
дится. Каким же образом измеряются нич-
тожно малые промежутки времени, за ко-
торые радиоволны успели дойти ло поед-
мета и, отразившись от него, вернуться об-
ратно? Для этой цели применяется элект-
роннолучевая основная часть совре-
менного телевизора.

Станция начала работу. Передатчик по-
слал В .эфир первую порцию радиоволн.
Одновременно с этим на экране трубки воз-
никает яркое сзетящееся пятнышко, обра-
зующее «пик», соответствующий этому
первому излучению. Затем наступает пере-
рыв между импульсами. Во время этого
перерыва пятнышко при помощи особого
электоического устройства быстро перед-
вигается вправо, прочерчивая на экране
горизонтальную светящуюся линию. Лви-
жется пятнышко чрезвычайно быстро.
Скорость его движения пропорциональна
скорости распространения радиоволны в
пространстве, т. е. если волна распростра-
нилась ‚на 20>, километров, то на экране
светящееся пятнышко  пройлет, скажем,
один сантиметр, волна прошла 40 километ-
ров, пятнышко сдвинулось на 2 сантимет-
ра и т. д. Но вот пришли отраженные от
предмета радиоволны, и на этой горизон-
тальной линии возникает новый яркий
«пик» — ЭТО как бы всплеск поишедшего
радиоэха. На экран нанесена шкала, раз-
графленная в километрах. С помощью этой
шкалы по положению нового «пика» мож-
HO прямо определить расстояние до об’-
екта, от которого отразились радиоволны.

для определения дальности и вы-

И ТЕХНИКЕ

CCGA

Несмотря на
работы, радиолокаци

и очень дороги,

ны. по устройству t
Размеры их разнообразны. На истребителе,
например, установлена небольшая стан
15—20 килограммов. На-

ния. Она весит
земная же станция дальнего
ния весит несколько десятков Тонн.

Интересно отметить, что принцип,
уже много миллионов лет
животном мире.

они пролетают no длинным

Вначале предполагали,
темноте Олнако с завязанными

To она начинает наталкиваться на

рот.

окружающие предметы. С помощью епеци-

альных опытов выяснили, что при полете

летучая, мышь издает короткие звуки очень
не слышимые человеком,

и воспринимает направление, откуда при“.

Это ориентирует
ее в полете. При приближении к препятет.
вию мышь повышает частоту посылок им-
развитые большие уши

служат ей антеннами. позволяющими точно

высокой частоты,

шел отраженный сигнал.

пульсов. Хорошо

откуда исходит отраженный

определить,
где находится препятствие,

звук, т. е.

Радар на море

Один из наших северных аэ-

1944 год..

родромов. Краснозвездный ночной бомбар-

дировщик поднялся в воздух и направился
к островам Шпицберген. Где-то

рабль. Глаза летчика прикованы к зелено.
ватому экрану радиолокационной станции,
Вот и цель! Прямое попадание бомб. Еще
один немецкий хищник идет ко дну.

В декабре 1943 года в этих же местах,
вблизи островов Шпицберген  разыгрался
один из интереснейших эпизодов морской
войны.
полярную ночь групла английских воен-
ных кораблей обнаружила далеко за пре
делами видимости немецкий «карманный»
линкор «Шарнхорст», разбойничавший в
северных водах. «Шарнхорет»,
имевший радиолокационное вооружение, ви-
дя значительное численное превосходство

расстояний главные орудия ‘английских ко-
раблей по данным радиолокационных стан-
ций орудийной наводки начали обстрел
линкора. Он был поврежден, потерял ско-
рость и потоплен торпедами подошедших
кораблей.

Прежде чем корабль откроет огонь, не’

обходимо убедиться, что перед ним дейст.

вительно вражеский корабль, а не «свой»,

Сделать это нужно, не выдавая себя. С
этой целью на всех своих кораблях и са-
молетах устанавливаются специальные ра’
диолокационные приборы опознавания. Са.
MH они не излучают энэргии. и, слелова.
тельно, ничем себя не выдают. Только
тогда, когда на антенну такого прибора

приходит сигнал-запрос своей радиодлока4’,

ционной станции, он начинает давать шиф:
рованный ответ: «Я свой!» На экране стан-
ции, рядом с сигналом обнаруженного ко:
рабля, появляется специальный сигнал, 10-
казывающий, что это свой корабль. Для
успеха работы опознавательных приборов
необходимо, чтобы противник не знал схе:
мы их устройства и шифра ответных сиг’
налов.

Важной областью применения радиолока.
ции на море является использование ee
для навигации кораблей. На экранъ. кора
бельной станция штурман видит все, +10
может угрожать кораблю: скалы, рифы,
встречное судно и т. д. Применение радио-
локационных маяков делает безопасным
плавание в тумане, позволяет определить
свое местонахождение, войти в гавань н0-
чью без риска столкнуться с другими ко-
раблями и т, д.

В навигационных целях  радиолокация
широко применялась при высадке десантов
союзников в Северной Африке, Итали,
Нормандии, Бирме, на Маршальских ост.
ровах. Радиолокационные станции помогля
осуществить высадку точно в намеченных
местах и в должное время.

В мирных целях

В мирных целях радиолокация булет
широко применяться для навигации корабе
лей и самолетов. Возможность плавать #
летать ночью и в тумане без опасения
столкнуться с другими кораблями имя

простоту . принципа своей
онные станции слож

обнаруже*

на

ная станция, °
ве которого работает радар Е
ooo he используется в

Не так давно ученые 06-

яснили, почему летучие мыши, обычно жи-

вущие в темных глубоких пещерах, куда
извилистым

коридорам не натыкаются на. препятствия,
что они видят в

глазами

мышь продолжает летать, не натыкаясь на
препятствия. Но если ей завязать уши или

здесь,
скрытый темнотой. находится немецкий ко-

В штормовую снежную погоду, в

самолетами повышает безопасность полетов

и мореплавания.
пользована и для вывода самолета к 23
ропорту, для слепой посадки, для преду“
преждения столкновения с высокими гора:
ми и т. д. Уже сейчас радар применяется
для предсказывания погоды и в астроно“
мии: с помощью радиолокации. например,
непосредственно измерили расстояние ло
луны. Наконец, радар, несомненно, найдет
широкое применение в физике, геологиче“
ских изысканиях и л. д, Возможно, зов
будущем радар будет также регулировать
движение, автоматически останавливать м
шины или поезда при опасности столкно’
вския.

В напзей стране, в которой жил и тв0*
Рил. великий русский ученый, отец радио
техники А. С. Попов, возможности для
Развития радиолокации и применения
в народном хозяйстве велики.

Радиолокация будет ис

]

a8

м

ий
ye

1H

(в
т
ро
в
пан
Ви
Bere 4

Ри

также

mn
wil
redo

противника, пытался скрыться. С больших

Cog
yereil
ИО
(nod
SOM
Whe
wll
На

Яя
Inet

(т
fabH

lane
mao

moea

AN

oma

TeHHA
Уз
10m
HOM
BAKO)
ROBOT
Ta’
Tom
Cp
вп
ВИ,
TO 3
mH,
crop
™

CaM
Toy)

ay

«ть

My
Ry

Ey
Shan
‘ао
Heaps
{TRY
Tey]