Вторник, 18 июня 1946 г., № 74 (618).

ВЕЛ

x

IX

Горький слишком крепко связал
себя своими великими художест-
венными произведениями с рабочим
движением России и всего мира.

ze
*

Горький — громадный художе-
ственный талант, который принеси
принесет много пользы всемирному
пролетарскому. движению.

В. И. ЛЕНИН.
x * х

ИЫСЛИ
ГОРЬНОГО

О РУССКОМ НАРОДЕ

Я знаю русский народ и не скло-
вен преувеличивать его достоивст-
ва, но я убежден, я верю — этот
народ может внести в духовную
жизнь земли нечто своеобразное н
глубокое, нечто важное для всех.

О В. И. ЛЕНИНЕ

Меня восхишала ярко-выраженная
в нем воля к жизни и активная не-
вависть к мерзости ее, я любовал-
ся тем азартом юности, каким он
васыщал все, что делал. Меня изу-
мляла его нечеловеческая padoTo-
способность. Его движения были
легки, ловки, и скупой, но сильный
жест вполне гармонировал ‘с его
речью, тоже скупой словами, обиль-
ной мыслью. И на лице,  монголь-
ского типа, горели, играли эти ост-
рые глаза неутомимого борца про-
тив лжи и горя жизни, горели, при-
щуриваясь, подмигивая, иронически
улыбаясь, сверкая гневом. Блеск
этих глаз делал речь его еще более
жгучей и ясной.

Ивогда казалось, что  неукроти-
мая энергия его духа брызжет из
глаз искрами и слова, насыщенные
ею, блестят в воздухе. Речь его
всегла вызывала физическое ощу-
щение неотразимой правды.

О И. В. СТАЛИНЕ

Ралостно жить и бороться в
стране, где великая мудрость пар-
тии и железная воля ее вождя
Иосифа Сталина навсегда  освобож-
дает человека от проклятых  навы-
ков и предрассудков прошлого.

О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ
ТРУДЕ

Я думаю. никогда еще в мире, за
всю его историю, труд не обнару-
живал так ярко и убедительно
своей сказочной силы, преобразую-
щей людей и жизнь, как обнару-
живает он эту силу в наши дни, у

нас, в государстве рабочих и
крестьян.
О РУССКОМ
ИСКУССТВЕ

И ЛИТЕРАТУРЕ

В области искусства, в творчест-
ве сердца русский народ обнаружил
изумительную силу, создав при на-
личии ужаснейших условий прекра-
сную — литературу, удивительную
живопись и оригинальную музыку,
которой восхишается весь мир.
Замкнуты были уста народа, связа-
‚ны крылья души, но сердце его ро-
дило десятки великих художников
слова, звуков, красок...

О МОЛОДЕЖИ

Что возбуждает в нашей молоде-
жи энергию, которая, проявляясь
все более часто и ярко, вызывает
изумление и восхищение даже у
врагов?

Ее возбуждает сознание высокой
цели, поставленной перел нами гени-
ем Ленина,—иели, по пути к кото-
рой так решительно и успешно ве-
дет нас Иосиф Сталин с товариша-

ми.
О КРАСНОЙ
АРМИИ

Теперь Союз Советов имеет xo-
рошо вооруженную армию, кажлый
боец которой прекрасно знает, что
он булет драться за свою свободу,
за свободу страны, где он полно-
правный хозяин и где нет хозяев,
кроме рабочих и крестьян.

О НЕНАВИСТИ
К ВРАГАМ

Подлинный, искренний революци-
онер Советских Социалистических
Республик не может не носить в се-
бе сознательной, активной,  герои-
ческой ненависти к гподлому врагу
своему. Наше право на ненависть к
нему достаточно хорошо обоснава-
но и оправдано. И так же хорошо,
так же основательно оправдана не-
нависть наша ко всем равнодушным,
лентяям, пошлякам и прочим уро-
дам, которые еше живут и мель-
кают в нашей стране, бросая на
спасительную для всего мира нашу
светлую, чудодейственную работу
серые, грязные тени пошлости,
безразличия, равнодушия, мелкого
жульничества, мещанского  своеко-

рыстия.
О ФАШИЗМЕ

не десятки а сотни фактов
говорят о разрушительном, разлага-
ющем влиянии фашизма на моло-
дежь Европы. Перечислять факты
противно, да и память  отказывает-
ся загружаться грязью...

..Против нас все, что отжим
сроки, отведенные ему историей, и
это лает нам право считать себя
все еще в состоянии гражданской
войны. Отсюда следует естествен-
ный вывод: если враг не сдается—
его уничтожают.

московский ;

КОМСОМОЛЕЦ

„Десять лет со дня смерти А. М. Горько
Ск ———__ neeeeninnenensnneenen

ПИСАТ

ЛЬ

о

ДРУГ И НАСТАВНИК МОЛОДЕЖИ

Уже на заре своей литературной лея-
тельности Горький был знаменем перело-
вой, <вободолюбивой молодежи. Имя писа-
теля-буревестника являлось символом
борьбы, передовых устремлений к «ево-
00де, к свету». Неразрывная связь Горь-
Koro ¢ лучшей частью молодежи нашла
свое выражение и в его общественной
деятельности и в его творчестве.

Раллерея образов молодых революцио-
неров, самоотверженных борцов проходит
перед нами в многочисленных произвеле-
ВиЯх Горького. Герои, готовые к подвигу
на олаго народа, стали выразителями сБо-
оодолюбнвых устремлений писателя. Юно-
та Данко, вырывающий poe сердце, что-
вы осветить путь людям, явился роман-
тическим прообразом — предшественни-
ком реалистических персонажей: Павла
Грачева из повести «Трое», машиниста
Нила из пьесы «Мещане», Павла Baaco-
ва из романа «Мать», молодого Ильи
Артаменова из «Дела Артамоновыхл.

Вера Горького в народ, в его MyIDOCTS
и талантливость нашла свое отражение
в многообразии и яркости типов русской
молодежи. Ненавидя всей душой тшелуш-
ных мещан, похожих друг на друга,
«как пятаки чеканки одного года», Горь-
кий показывает нам молодых людей сих
беспокойной и мятежной жаждой к под-
вигу, с их стремлением выйти из лушно-
го собственнического мира, < их неустав-
ным желанием узнать мир. с их траге-
днями и заблужлениями, на которые ях
обрекал общественный строй, пострэен-
НЫЙ на морали «человек человеку волк».

Много лет спустя, вспоминая о прош-
лом, Горький писал: «Молодежь наша,
конечно, знает по книжкам эту подлей-
шую, постылнейшую жизнь, но все же
кНиЖЕИ еще не в силах ноказать стыд
и мерзость жизни этой во всей ее отвра-
тительной сущности. Человека  насилова-
ли не только физически, высасывая из
него рабочую силу, его и политически
держали за горло, чтоб не кричал, не
жаловался на жизнь никому кроме бога,
которого нет, да и богу молиться. разре-
шали только ‘молча, а не велух. Челове-
ка всячески унижали, высосут его, обес-
силят и глумятся над его бессильем, чтоб
окончательно уничтожить в нем возмож-
ность его протеста, признаки еще не сов-
сем вытравленного чувства собственного
достоинства, желания лучшего, мечту о
какой-то другой жизни на земле».

Й Горький неустанно призывал молс-
дежь изучать проплое не потому, 47d
оно «приятное», а потому, что это дает
возможность глубоко понять историческое
значение великой феволюции, обеспечив-
ней людям право Ha детство и моло-
дость. Горький многократно подчеркивал
воспитательное значение знаний о прош-
лом своего народа. Обращаясь < привет-
ствием к пнонерам, он писал: «Тенеэь.
когда я вижу вас, вижу, как это строит-
ся. мне кажется, что я как будто вы
попал B новый мир, в тот мир, который

мне даже не снился, который не могли
представить себе даже  сопиалисты-уто-
писты, рисовавиие себе будущий строй

в ярких красках. Эти сопиалисты-утопис-
ты не могли себе представить всего то-
го. что Теперь есть. Вот это надо вам
понять, ребята. Для того, чтобы оценить
хоронто то, что есть в настоящем, вам
надо знать хорошо прошлое».

lOAOCOL

O-.0. 6

A. BOJIKOB
ele fel tikes

В прошлом Горький видел не только
мерзости, но и героические  традинии
авангардной части народа. Эти традиции
он ‘призывал ценить и изучать, указы-
вая, что молодежь «должна хорошо знать
труды и подвиги своих отцов», что она.
«должна подробно знать роль рабочего
класса и его коммунистической партия в
организации великой
отряда пролетариев всех стран».

В советской молодежи Горький видел
«полную хозяйку» огромной богатейшей
страны и нозэтому пред’являл к ней боль-
щие, подчас суровые, требования. Он счи-
тал, что молодежь, призванная «изменять
мир», создает новую социалистическую ис-
торию. Такая высокая оценка роли м0-
лодежин вызвана отнюдь не стремлением
противопоставить молодое поколение ста-
рому, а наоборот — желанием показать,
что только в нашей страве молодежь
< помощью старого поколения, воуружен-
ная им идейно, получила возможность со-
знательно, разумно строить свою жизнь.
Именно поэтому, как указывает  Горь-

кий, необходимо знание революционной
теории.
С гордостью за молодое поколение

Страны Советов Горький говорит 0 том,
что OHO получило права, которых не
имеет молодежь за рубежом: «У нае нет
безработицы, каждый юноша, каждая де-
вушка знают, что для них одеснечено
нраво на труд, чего нет нигде в мире. —
перед нзпей молодежью нет вопроса о ра-
боте, она ставит перед собой вопрос о вы-

победы передового

подражая стахановцам, постараемся быть
такими же честными артистами каждый
в своей работе».

Овладение знанием — это не только
право, но и Обязанность молодежи, иду-
щей‘ на смену «отцам и матерям, на п9-
мощь старшим братьям и сестрам в их
великом труде». Призывы Горького к
молодежи вызваны тем, что он видит в
ней творческую силу, не только нотреб-
ляющую культуру, но н создающую ее.
Горький в многочисленных статьях гово-
PUT о творческих дерзаниях молодежи в
различных областях созидательной дея-
тельноети, он гордитея ее труом в ис-
кусетве, науке, технике. «Комеомол до-
статочно определенно заявил и заявляет
0 своей жизнеспособности и своем жизне-
творчестве»,-—замечает Горький в статье
«Рабочий класс должен воспитать своих
мастеров культуры». :

Горький придает большое значение ро-
ти комсомола в развитии нашей литерату-
Ры, считая, что «смелая,  дерзновенная,
героическая молодежь наша вероятно че
забудет <казать свое слово о современной
литературе». Массу молодых читателей
Горький представляет себе в роли «в03-
будителя иного, более активного настрое-
ния в литературе нашей». Вот почему,
предпринимая издание «Библиотеки по-
этов», Горький прежде всего имеет в ви-
ду потребности молодежи в глубоком зна-
нии истории культуры прошлого.

Известно, как серьезно и требовательно
подходил Горький к творчеству молодых
писателей, не проводя резкой грани меж-
ду «молодыми» и «маститыми», HOO в
молодежи — будущее нашей литературы.
Горький упрекал критиков, которые и не
думают о будущей смене и «пишут так,

боре профессии». Горький глубоко пере-
живает радостную победу молодости в
нашей стране, видя ее символическое
выражение в физкультурном параде. На-
блюдая проходящих по Красной площади
юношей и девушек, Горький «чувствует
волнение», от которого «сердце готово
разорваться». В этом. параде он видит
символическое шествие «к великому бу-
дущему».

Одной из положительных черт воспи-
тания нашей молодежи Горький считает
то, что ‘ее сознание формируется в духе
равноправия наций, уважения прав всех
народов. «Первое в мире государство про-
летариатаа — пишет Горький, — яв-
ляется иколой, тде молодежь - многочис-
ленных цародностей воспитывается из.
тернационально, тде юношество  армяй.
башкир, грузин, талар, турюмен и всех
прочих народностей, не теряя националь+
ного своеобразия. своих культур, постя-
гает выспую Форму культуры трудового

человечества — — интернациональную

культуру...». Ь
Свободный трул молодежи разных Ha-

циональностей делает людей равными,

способствует всестороннему раскрытию их
талантов. ‘Это выявление талантов Горь-
кий Видит в социалистическом сотевнова-
НИИ, Которое он называет  «взаимоно-
мощью миллионов». И писатель призы-
вает советских молодых людей к соверитен-
ствованию своего мастерства, чтобы быть
артистом в своем деле: ’ «Чем сильнее,
чем более ярко выражает перед нами ар-
тист свой талант. тем больше мы ува-.
жаем и любим его. Нуте-ко, дазайте,

Горокий

«Меня сегодня на- * «Хождение мое 1
звали хсчастливым че- Н. ВЕНГРОВ Руси было вызвано
ловеком. Это правиль- не стремлением к бро-
но, перед вами дей- * дяжничеству, а же-

ствительно счастливый человек, в жизни
которого осуществились лучшие его меч-
тания, лучигие его належды. Смутные меч-
тания, может быть, неясные надежды, м9-
жет быть, но именно те надежды, те мечта-
ния, которыми я жил».

Так говорил Алексей Максимович Готь-
кий на пленуме Тбилисского совета 27
июня 1928 года.

Сорок лет минуло с тех пор, как он
странствовал ненком по Руси. И вот в
годы первой сталинской пятилетки он
вновь совершал путешествие почти 9
тем же местам. 3

Тогда, сорок лет назад, Горький был
никому неизвестным Алексеем Пешковым.

Уйдя «в люди» из дома своего деда, Ка-
ширина, меняя разнообразные профессии,
с «детства в обстановке. весьма  тяже-
лой», Леша Пешков «видел бессмыслен-
ную жестокость и непонятную вражду
людей, был поражен тяжестью труда одних
й животным благополучием других». Отли-
нокий, бездомный подчас, он жил в му-
чительных условиях и жално искал ‘эт-
вета на мучившие его вопросы. Он искал
HX BO множестве книг, которые поглошал
во страстью, У классиков русской и за-
нпадной литературы, в экономических и
философских учениях, разобраться в Ko-
торых ему помогали друзья — студенты-
народникн и первые марксисты.

В 1388 году он предиринял первое свое
пенеходное странствие по Руси, ношел на
Каспий, скитался по Моздокской степи,
служил на разных станциях Грязе-Цз-
рицынской железной дороги. К осени он
вернулся в Нижний.

В апреле 1391 гола он вновь ушел из
Нижнего на юг, на Украину, побывал в
донецких станицах, в Бессарабии, на Пу-
нае, работал на лиманах Черного моря,
попал в Крым и перебрался через про-
лив на Кубань. В Майкопе его, как «по-
хозрительного» задержал парский  пфи-
став: зачем ходит? ; }

— Хочу знать Россию, — отвечал
Алексей Пешков.

A. М. Горький об’яснял вноследствии
цель своих странствований:

ланием видеть, гле я живу, что за народ
вокруг меня».

Города и села Российской империи, яр-
кие картины природы родной страны,
трудовые люди, как живые, встают в его
вдохновенных произведениях, повестях,
рассказах и очерках. 5

В творениях Горького проходит жизнь
русского народа во всем многообразии и

сложности ее общественных отношений,
как огромная движущаяся панорама
встреч, лиц, событий. Годы странствий

отразнлись в этой панораме © особой от-
четливостью. До ‹амых последних лет
своей жизни, в хорошие минуты, Горький
любил веломннать о встречах своих моло-
дых лег.

Движимый любовью к <своей родине,
предпринимал свои странствия Алексей
Цешков. И в этих странствиях еще в
молодости родилась та любовь его к своей
стране, которая  озаряет все творчество
А. М. Горького. Это была ленинекая лю-
бовь к России. Как и Ленину, ему и Apy-
гим лучшим людям русской земли было
«больнее всего видеть и чувствовать,  5а-
ким насилиям, THETY и издевательствам
подвергают нашу прекрасную родину
царские палачи, дворяне и капиталисты».

Горький слышал народные песни, сказ-
ки, речения, созданные народом, H Onn
стали истоком его литературной работы.
Он полюбил народное слово — характер-
ную, меткую, выразительную речь.

Тысячи людей встречал Горький “во
время своих путешествий. Он видел`их в
самых разнообразных положениях. В Т9-
ре, в радости, в муке, в труде. Горький
беспощадно рассказывал 0 «свинцовых
мерзостях жизни», о страшном мире ме-
щанетва, «мире лавочников», как говорил
он. Жестокий рассказ его об этой правде
звал людей на борьбу. i

Не раз видел он погубленного человека
—- жертву капиталистического строя, <ло-
манного жизнью, брошенного на ее дно.
Но и у тех, которые, казалось, сохраняли
только внешнее подобие человека, молодой
Горький зорким своим глазом умел уви-

как будто они убеждены, что живут веч-
но и будущее принадлежит им».

Горький был сторонником всесторенне-
го гармонического развития личности, но-
этому он. считал, что молодежь должна
быть застрельшиком
форм жизни не только в школе и на про-
Изводстве, но и в быту. «Нам нужно <оз-
лавать новый социалистический о быт.
Нужно, чтоб слова товарищ, друг не бы-
ли пустыми словами, как это заметно в
быту... Советский человек — существо,
Bee более привлекающее внимание трудя-
щихся земли, — надо, чтоб это был 00-
разцовый человек, не только в его тру-
довой деятельности, но и в бытовых ето
отношениях». Эти слова Горького для на-
шей молодежи сейчас звучат во всей их
актуальности,   ate

Так же актуален боевой призыв Горь-
кого быть готовым к беззаветной ик са-
моотверженной защите своего отечества.
«Тот факт, — писал Горький на стра-
ницах «Комсомольской правды»,, — что
международные мерзавцы желают нас
втянуть в войну, тревоги не должен воз-
буждать и не возбуждает. Было бы не-
естественно, ели бы капиталисты He
попробовали пострелять из пушек в лю-
дей, которые на соблазн и поучение всех
стран пролетариев срезали гнойный на-
рыв капитализма в <воей стране. И, па-
зумеется, комсомол тоже должен копить
порох и держать его сухим».

С этим девизом Горькото <озетекая мо-
лодежь нобеждала в прошлом и вместе
со своим народом будет побеждать в бу-
дущем.

деть чистоту человеческой Ay, лучшие
ве качества, которые сохранялись вопреки
всем нечеловеческим условиям царского
строя.

Гнев и негодование ‘его вызывали ‘Te,
кто пыталея ложью утешить человека и
подрывал этим силу сопротивления, ны-
таясь примирить людей с действитель-
ностью, обещая им иную жизнь не здесь,

а в заоблачных высях..

На его пути встречались непримири-
мые; непокоренные, понимавигие, что так
жить дальше нельзя. бразы этих бунта-
рей-одиночек, пускай еще не знающих
путей в освобождению, заняли свое Me-
<то в гворчестве молодого Горького.

Алексей Пешков ходил по Руси, когда
уже складывалея в могучую и непобеди-
мию силу новый класс. На apeny
истории выходил пролетариат и в первых
марксистских рабочих кружках зарожда-
лась и складывалась наша партия. Уже
звучали первые речи Ленина.

В Казани, когда булочник Алексей
Пешков за три рубля в месяц работал в
крендельной мастерской у свинообразного
хозяина Семенова, который «обучал» его
марксизму, по словам Горького, «лучше
И больше книг», — молодой Владимир
Ульянов-Ленин, студент Казанского ° уни-
верситета, принимал участие в револю-
ционном выступлении студенчества. Одним
из первых учителей Алексея Пешкова был
Н. Федосеев, 6 котором Денин вспоминал,
как 06 одном из первых марксиетов По-
волжья. Не зная друг друга, Горький и
Ленин 09а знали этого молодого феволю-
ционера.

В революционных кружках, тде или
споры марксистов. с отживающим народ-
ничеством, и позже в борьбе ленинекого
творческого марксизма с выхолошенным
легальным маркеизмом молодой ГорБ-
кий впервые получил правильный  от-
вет ‘не только на TO, кто виноват
в этой страшной  дейетвительности, но
и чм делать, 0 какой дороге итти
народу в счастью. И тогда в твор-
честве молодого Горького появилея герой
рабочий-революнионер, большевик,
знающий силу своего класса, несущего
освобождение всему народу.

У народа, У рабочих масс научился
Горький вилеть жестокую правду жизни
H не бояться ее, у народа учился он во-
ле к борьбе и мечте о счастье.

«Нало мечтать», — учил молодой Je-
uuu, Мечтать, веря в ©вою мечту, внима-

i

COMNMATMCTHYCCK AX

Неопубликованное письмо А. М. Горького
учащимся школы колхозной молодежн

Ребята!

\
и

Письмо Ване получил, очень блатодалию Bac 3a поивет м За то, что вы избра-

ди меня членом валпего кружьз.

Весьма хорошо, что вы решили собирать частуноюи, песни,

сказки, поверья,

пословицы и поговорки и вообще заняться фольклором, это — социально полезная

работа. Полезна будет она и для вас: вы узнаете, как думали деды

и прадеды

ваши, как они были суеверны, как темен был их разум.
Ho — вот чт0: для того, чтоб работа ваша была действительно нолезна, вам
необходимо сначала позаботиться 06 усилении валней грамотности. Записи устного

народного творчества требуют строжайшей точности, а если эту точность не соблю-

дать материал фольклора будет испорчен.

Вы, ребята, очень плохо знаете русский язык. Вы пишете:
«призидиум» вместо президиум,

вместо — Юношеский,

«юнушеский»

«Частушки понрие», —

как булто — «частушки сами сейя поют».

Вообще для интересной и умной работы, которую вы затеваете,
вала очень слаба, и, значит, прежде всего вы должны как можно лучше

житься знанием языка.

Затем: существуют выработанные учеными
приемы записи присловий, заговоров на присуху, на кровь, от болезней

пралютнослть

фольклористами. программы

и Т.Д.

Программы эти вам надобно знать. Налтишите в Москву профессору Юрию Соколову
в Исторический музей, чтоб он. прислал вам программы и поучил вас, как и что

надо делать по фольклору.

А прежде всего — знайте: для этого дела необходима очень хорошая грамот-

ность! Суля по вашему письму ко мне,

работать хотите горячо, значит для вас
Действуйте!
Крепко жму валии руки.

Публикуемое впервые письмо А. М.
Горького является ответом на письмо ли-
тературного кружка Ельцовской школы
колхозной молодежи (Западная Сибирь).

Письмо публикуется по автографу, кото-
рый хранится в архиве А. М. Горького.
Письма не датировано. Дата (1932 г.) ус-

тельно вглядываяеь в жизнь, добросовест-
HO работая нал осуществлением ее в жиз-
ни. Эти мысли Писарева приводил Ленин
в своей исторической работе «Что де-
лать?». Такой же действенной была мечта
о будущем и у молодого Горького, за нее
боролся OH вею жизнь.

И в самом стиле творчества молодого
Горького, в работах которого вее отчетли-
Bee проступалн черты ‹оциалистического
реализма, органически  сливалиеь и
беспощадная критика  дейетвительноети
и мечта революционера-романтика, умею-
щего увидеть в темном жестоком о на-
стоящем ‹ ростки светлого будущего:
Верой своей в человека и ето ко-
нечную победу, светом человеческого
сердца освещал Горький эту дорогу борь-
бы. Легенду ‘о Данко и его горячем сердце
слышал молодой Горький на путях
своих странствий.

Когла Горький ‘говорил о себе, како
счастливохи человеке, в жидни которого
осуществились лучшие мечтания и  на-
Дежды, юн вспоминал весь свой славный
творческий путь нисателя, революнионе-
фра, друга и соратника Ленина и Сталина.
СОмутные мечтания и неясные надежды ро-
дилиеь у Алексея Пешкова в годы его
странствий. г

Но, может быть, самое важное, что он

вынес из своих молодых лет и что потом
стало истинно горьковской мыслью, оеве-
щающей все его творчество, было 0с03-
нание значения умного, творческого  ка-
родного труда.
  Тогда же на пленуме Тбнлисского ¢o-
вета, в столице Грузии, тде впервые в
1892 году был напечатан первый рассказ,
подписанный именем М. Горький, он гто-
верил:

«Если бы я был критиком и пиеал кни-
гу о Максиме Горьком, я бы сказал в чей,
что сила. которая сделала Горького тем,
что он есть, каким он стоит перед вами,
тем писателем, которого вы... так любите,
заключается в том, товарищи, что он пер-

— вы — ребята энергичные, учиться я
вооружиться грамотой — не велык труд.

Ke
=*

тановлена на основании сохранившегося
письма учеников школы колхозной моло-
дежи. \

Упоминаемый в письме А. М. Горького
профессор Соколов Юрий Матвеевич —
известный исследователь-фольклорист (1389
—1941 г.).

BBR == ААА ААА Алика

жизнь и ему принадлежит право раепре-
делять труд свой по справедливости, и мы

до той поры будем несчаетны, —` писал
Торький в годы реакции, после поражения
революции 1905 Тода, — пока народ не’

почуветвует своего права быть владыкой
труда своего».

Годы работы ‘над собой, жизнь © тру
довым народом, освоение  марксистско-
ленинской теорни, работа. < Лениным 1
большевистской партией научили молодого
Горького так понять и оценить величай-)
пее значение творческого труда.

Й вот много лет спустя, в годы первой
сталинской пятилетки, Горький предпринял
н0в0е . свое  путепюствие. Перед ere
тлазами развернулась  величественчая
панорама социалистичеекого  етроитель-
ства. Е

Он видел поднимающийся из лесов Дне-
прогэе. Он видел ‘новый Врых — Крым
не богачей и тунеялиев © их дворцами я.
виллами, а злравницу трудящихея есопиа-
листической его родины. Он не узнавал
«черного города» — Баку, который прев-
ратилея в столицу трудящихся Азербайд-
жана. Он любовался возрожденной к <во-
бодной жизни Арменией и радовался: ново-
му Тбилиси, столице солнечной ‹оциали-
<тической Грузии. Мечта в братстве наро-
Дов на его глазах воплотнлаев в жизнь.

Обрадованный всем виленным, Горький,
по его собственным словам, п сам помо-_
лодел вместе со своей помолодевттей етра-
ной.

Таким встает перед нами образ Горько-

Boopy-

и.

го, бессмертный образ, который словом #

делом помотал нашему Народу боротьея за

свою свободу, стоить новое обществе,
навсегда уничтожить экснлоатацию чело-  .
века человеком, итти по пути. указанно-
му ему Лениным и Сталиным, нашей

партией. :
Голос Горького, его образ звал напт на-
род на непримиримую борьбу © фашизмом

} В тоды Великой Отечественной войны.

вый в русской литературе и, может быть,   За много лет до войны ‘PRM mper-

первый в жизни, вот так, личне о прядущую победу советского. на-

величайшее значение труда, образующего   рода над фашизмом. Вешее слово ere

все ценнейшее, все прекрасное, все’ вели-   сбылось.

кое в этом мире». ` Всей своей вдохновенной жизнью. сво-
Только трудовой народ — <озидающая   ими произведениями учит ГорренЯ жить я

жизнь сила. работать. Жить творческим трудом, е дей-
«В народе все начала, в его силе ——   ственной мечтой, в упорной борьбе 3a

все возможности, его трудом кормится вся   счастье человечества.