ОВ ВА Е В ЕЕ РН ВРЕТ О ЕО ЕЕ 24 pep gen enn wl henna a hatindg <2  ah

иными ии ими ими ими мимиминмы я

иинмиму нижними жи ии мучкимиинуимыицим

инумичии мия ини ниям ну мужу им жим ии ымимим

aN iene EIEN

ея

—

„роса долой и мы домой“

Комсомольцы Кривандинского района не вникают
в хозяйственные дела колхозов

...Широко раскинулись кривандинские
луга. Спокойно колышутся на ветру вы-
сокие травы. На холмах они уже пожел-
тели, увяли. Проходит лучшая, пора сено-
коса, травы перестаивают, теряют свои
качества. А в Лузгарине только что при-
ступили к сеноуборке, до сих пор не зз-
ложили ни одного килограмма  силосных
кормов. !

За 1944 год Лузгаринская  сельскохо-
зяйственная артель получила самый боль-

‚ шой в районе надой молока и добилась
значительного прироста колхозного стада.
Тогда, до начала уборки хлебов, в Лузга-
рине запасли сено, заложили 180 тонн
силоса. По инициативе молодежи для ус-
корения заготовки сочных кормов силос-
ные ямы были вырыты непосредственно
на лугах.

На колхозники Лузгаринской артели не
извлекли пользы из своего опыта. В прош-
лом году они не скосили и половины трав,
заложили только 40 тонн силоса.

По сенокошению и закладке евилоса
Криванлинский район занимает одно из
послелних мест в области. Чем об’яснить
это?

Многие руководители колхозов и комесо-
мольские работники жалуются на недо-
статок рабочих рук. Так, председатель
Инюшенекой артели тов. Левин заявляет:

— Тугов у нас много, людей мало, вот
и не управляемея.

Но истинная причина здесь в другом.
В артели расшатана трудовая диспипли-
на. Работать начинают, когда <олнце уже
высоко. обеденный, перерыв растягивают
на три-четыре часа, а к 6—7 часам ве-
чера в поле не бывает ни одного  чело-
века.

Большинство косцов этого колхоза —
молодежь. Секретарь комсомольской opra-
низапии В. Мартынов называет нескелько
фамилий и самодовольно говорит:

— Это наш актив, инициаторы сорев-
нования.

(ннако, котла мы поинтересовались их
выработкой, Мартынов смутился и не смог
. ничего сказать. Живя в отрыве от кол-
хозных лел, Мартынов смутно предетав-
ляет. сколько гектаров лугов имеет af-
тель. много ли скошено трав и собрано
сена. О внедрении ‹ индивидуальной. и
звеньевой сдельшины он не задумывался.
А было бы очень полезно напомнить 00
этом председателю колхоза тов. Левину,
тах как все косцы — взрослые, юноши и
подростки-— здесь работают вместе на однем
загоне. Для определения выработки от-
лельных колхозников бригадир механиче-
ские полтоняет средние цифры к вэзраст-
ным нормам. При такой организапии тру-
ла соревнование является пустой фот-
мальностью. Есть и такие случаи, когда
хорэнше коспы не получают‘ дополнитель-
пой натуральной оплаты; льготами поль-
зуются часто те. кто их He заслужил.
Вот почему в Инющенском скосили травы
только на 30 гектарах из 160. а убрали

ворить. В. Карев, Б. Сахаров, В. Федоров

московским

ОМСОМОЛЕЦ
ЖИЗНЬ БЬЕТ
КЛЮЧОМ

Обеденный перерыв. Девушки из звена

уУЪ——
LT

Узнав © смерти Мечникова, А. М. Горь-

” “Tt
1 4 ii CI бодное   кий пиезл К. А. Тимирязеву, что нужно
Инющенская комсомольская  организа-   ПЮбы Крутловой, используя <©в000д ; He ео
ция ни разу не обсуждала в x о  Время, собрались в кружок. Надя ЖМерно-   «© ENP ee р ae
за читает газету вслух. Остальные вни-   Сказать русской публике о TOM, Kak

своем участии в хозяйственных делах
колхоза, ни разу не проводила комсомоль-
ских и молодежных собраний. Между тем
нужда в таких собраниях давно назрела,
молодые колхозники хотят о многом ного-

много потеряла она в лице этого челове-
ка, о ценности его оптимизма, о глубоком
понимании ценности жизни и борьбе. его
за жизнь».

Трудно сказать о жизненном  похвиг^
Мечникова более кратко и в то же время
столь выпувло и полно. Перед нами встает
образ ученого, посвятивиего  страстному
исканию жизнеутверждающего мировоззре-
ния не только все свои научные стремле-
ния, но и всю свою личную жизнь до ве
последней минуты.

‚ Начало научной
деятельности

мательно елушают и горячо обсуждают
каждую заметку. Потом девушки снова
становятся в ряд и дружно косят траву.

— Мы основное свое задание выпол-
нили: картофель окучили, & сейчас помо-
гаем убирать сено, — © гордостью гово-
рит Люба Круглова. В звене у нее семь
девушек и работают они с огоньком. нор-
мы перевыполняют в два < лишним раза.

Темнеет. Молодежь шумной толпой воз-
вращается в деревню. На краю деревни
стоит большое здание клуба, здесь же нз-
ходитея и библиотека. Приятно сюда зай-
ти: на стенах много плакатов, лозунгов,
портретов. Окна заставлены. цветами. В
библиотеке две выставки. Одна расска-
зывает 0 новой сталинской пятилетке,
другая посвящена Максиму Горькому.
Вдоль стены стоит <тол, покрытый  зе-
леной скатертью. Здесь можно почитать
книги, газеты, поиграть в шахматы, до-
MHHO.

Вечером в клубе собираются. принаря-
женные юноши и девушки. Проводятся
беседы, выступления художественной юа-
модеятельности, бывают танцы, часто в
клубе демонстрируются кинофильмы.

Полина Хахалина, секретарь — 60м00-
мольской организации колхоза, пользует-
ся уважением не только у молодежи, но
и У пожилых колхозников. Это энер-
тичная девушка. 3a два месяца она
прекрасно наладила комеомольскую ра-
боту. Каждую неделю учитель местной
школы тов. Ильинский проводит полит-
информации. Агроном колхоза тов. bar-
рянцев читает лекщии ‘по атротехнике. В
кажлом звене бывают читки газет. Сама
Полина часто беседует е юношами и де-
вушками о прочитанных книгах.

В колхозе «Невая жизнь» много лю-
бителей футбола, есть свой стадион. Фут-
больная команда колхоза провела товари-
цеские матчи © молодежными командами
Москвы и соседних колхозов.

П. Хахалина co3qaza дружный комсо-
мольский коллектив. Живо и интересно
проходят комсомольские собрания. Roxeco-
мольцы друг друга подтягивают, помога-
ют в работе. Кто нарушает  комсомоль-
скую дисциплину. подвергается строгому
осуждению товарищей.

Инициатива комсомольцев сказывается
во всем. Так, во вюёмя засухи они решили
помочь колхозу и организовали ночной
воскресник по поливу капусты. Bee во-
семнадцать ‘человек вышли B more. Pazo-
жгли костры. К 4 часам утра работа бы-
ла окончена.

рассказывают:

— Ласциплину у нас нарушает в пер-
вую очередь само руководство колхоза.
Члены семей бригадира и председателя
часто не выходят на работу. Председатель
не заботится о нуждах хозяйства. Он не-
редко пьянствует в самую горячую пору.

Частенько в  Инюшенское заглядывает
инструктор райкома комсомола тов. Гав-
рилов. Потолкует с Мартыновым,  запол-
HHT графы очередной сводки и спокой-
ненько возвращается доложить секретарю
райк»ма, что в Инюшовоком «все в по-
рядке».

Недавно в Муромском колхозе комсо-
мольский организатор тов. Чугунова вы-
пустила боевой листок, в котором моло-
дые колхозники критиковали за невыход
на работу жену председателя артели. Уз-
нав 0б этом, претоедатель сорвал со стены
боевой листок и пригрозил  Чугуновой,
заявив, что она не имеет права критико-
вать «вышестоящую власть». Секретарь
комсомольской организации А. Евстефеева,
являющаяся к.тому же членом бюро РЁ
ВЛКСМ, не сообщила of этом возмути-
тельном факте зажима самокритики в фай-
ком партии. ;

Тов. Еветефеева руководит  комсомоль-
ской организацией, об’единяющей  моло-
дежь двух колхозов. Значительную часть
этой организации составляет молодежь
Бардуковской артели. Там имеется 23
комсомольца и около 40 юношей и дезу-
шек. He состоящих в комсомоле. Хотя
Бардуковекий колхоз в «районе считается
передовьем, успехи его на сеноуборке и в
силосовании кормов незначительны. Из
750 гектаров О ов в Батдукове скосили
травы лишь на 70. По плану здесь сле-
дует заложить’ 500 тонн силоса. В кол-
хозе было 4 ямы емкостью на 250 тонн,
но они давно завалены песком. С непо-
нятным спокойствием Евотефеева гоза-
рит:

— Хорошо, если колхоз справитея ©
сенокогом к августу. Силосом тут зани-
маться некогда.

А ведь в решении комсомольского с0б-
рания этой ортанизации записано: «Зало-
жить силами молодежи 40 тонн  силоса,
скоеить траву co 130 гектаров «Zyros,
сдать 50 тонн государственных поставок
сена, проводить воекресники». Эти благие
намерения не осуществлены.

Еше более безотрадны дела в Захаров-
ской артели. Здесь из 120 гектаров трав
скошено лишь 9. В таком же положении

Молодость Мечникова протекала в 60-е
тоды ХЁХ века (он родился в 1845 г.). Это
была эпоха умственного фасивета в Рос-
сии. Дуновение общей весны, говорил
Тимирязев, пронеслось из края в
край страны, пробуждая от умственного
окоченения и спячки, сковывавигих Россию
более четверти столетия. Молодежь лихо-
радочно приобщалась к открытиям и идеям
европейской науки и мысли. Великие от-
крытия Дарвина, Гельмгольца, Бунзена и
Кирхгофа, Клод Бернара, Пастера и Вирхо-
ва волновали и приковывали к себе моло-
дые умы. Мечников разделил все эти УР-
лечения. Уже с гимназической скамьи он
твердо решил стать ученым.

Шестнадцатилетним юношей-шестиклас-
сником Мечников отправляется в Харькэв-
ский университет слушать лекции, с на-
деждой получить доступ в лабораторию и
начать научную работу. Он раздобыл мик-
роскоп и уже в следующем году пишет
свою первую научную работу. Поступив в
университет и неудовлетворенный тогдаш-
ней провинциальной профессурой, он за-
канчивает его в 2 года и уезжает  сне-
циализироваться за границу.

Мечников начал свою научную работу
ве в облаети медицины, Ja 0H H He OBA
врачом по образованию. Мечников специа-
тизировался в области зоологии. Его внима-
ние привлекли вопросы развития живот-
ных, которыми занимается особая наука—
змбриология, И это не случайно. Русская
наука имеет славные традиции в области
эмбриолотии. Величайшие корифеи этой на-
уки работали в Петербургской академии
наук. В то время доживал свои последние
дни академик Карл Максимович Бэр, созда-
тель 4овременной эмбриологии. Ореол его
всемирной славы привлек внимание моло-
дого Мечникова к науке о развитии. bap
создал эмбриологию высших, позвоночных
животных. Оставалось загадочным  разви-
тие низших, беспозвоночных животных.
Следуют ли они тем же законам развития,

А. ФИШКИНА.
Колхоз «Новая жизнь»,
Краснополянского района.

сена и того меньше. В колхозе ‚имеются
две сенокосилки. но они не. работают.
— Сейчас мы убираем сено на. низком

Дмитровский, Андреевский, Гарманихов- ear oe a ood были установлены для позвоноч-
ский, Алексино-Шатурекий, Стирихов- ХОРОВОЙ НРУЖОН ‚   wbx? Выяснением re вопроса ert
ский и многие другие колхозы района. . ы   два молодых друга лександр Ковалев-

— . Пробовали мы. привлечь Ев сено- _B KOJI ХОЗЕ a екий и Илья Мечников. Они устремляются

уборке молодых служащих и работников

к Средиземному морю, изучают там развя-.

‚Однажды на комсомольском собрании я, а
   тие многообразных представителей низитих

_лезшими! на нее подвижным клётками, по-`

месте. косилки здесь не пойдут. — TOBO-
рит прелеелатель артели Левин.
— Косой чище траву снять можно.
Перейдем на равнину. тогда пустим ко-
вилки. — ноддерживает его Мартынов.
Разве нельзя организовать сеноуборку
одновременно косами на низких местах и
машинами на равнине? Можно и нужно.
Левин и Мартынов нехотя признали, что
упустили из виду Такую возможность.

В колхозе села Никитское, Подольского
района, на уходе за овощами особенно от-
личилось комсомольско-молодежное звено
Марии Беловой. Молодежь взяла обязатель-
ство собрать в этом’ году с гектара: мот-

кови 50 тонн, поздней капусты 60
TOHH.
На работу члены молодежного звена

СТРОИТЕЛЬСТВУ СЕЛЬСКИХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ —
КОМСОМОЛЬСКУЮ ПОМОЩЬ

БОЛЬШОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО

Комсомольцы Москвы и Московской об-
ласти обязались принять активное участие
в электрификации сельского хозяйства.

На предприятиях приступили к <бору
и изготовлению инструментов и электро-
оборудования, а в колхозах — к COOPY-
жению плотин. зданий электростанций,
линий электропередач.

В газете уже писалось об участии по-
дольских комсомольнев в строительстве
трех гидроэлектростанций ‹воего района.
За месяц они собрали и передали строй-
кам много дефицитных материалов и ин-
струментов, забетонировали часть основа-
ния для турбины на Троицкой ГРЭС, вы-
фыли котлован и затотовили шебень на
Чегодаевской ГРЭС.

Молодежь Ленинградского рай-
она Москвы уже сдала на фазу
затотовленные 10 комплектов
слесарного инструмента вместо
7 по плану. Особенно хорошо
здесь поработали комсомольцы
Московского авиамионного иа-
ститута им. Орджоникидзе. кото-
рые в короткий срок еобрали
1000 роликов, 100 высоковольт-
ных изоляторов и т. д.

Можно много привести приме-
ров активного участия молодежи
в этом большом государственном
деле. Однако некоторые  комсо-
мольские организации еще очень
мало сделали для реализации ре-
шения ХУ пленума Ц ВЛЕХМ.

Получив задание 06 изготов-
лении 8 комплектов инструмен-
тов. сборе арматуры и т. д,
Пролетарский райком ВЛЕСМ (се-
кретарь тов. Степанов) дал сек-
ретарям первичных KOMCOMOAb-
ских организаций соответетвую-
Mee указание и на этом успо-
коилея. Юогда срок сдачи инст-

ументов приблизилея, файком
созвал бюро, вынес решение 9

вода

Se
Забота об урожае

районных учреждений, — говорит инет-
руктор райкома ВЛЕСМ тов. Гаврилов, —
брался за это и секретазь райкома тов.
КАлюшкин, но дело до конца не довел.

Еривандинский райком BAIRCM непра-
Вильно построил ©вою фаботу. Большин-
ство сельских комсомольцев и молодежи
не чувствует внимания и заботы рай-
кома. :

предложила девушкам:

— Давайте организуем хоровой кружск
У себя в колхозе. #1

Предложение им понравилось. Мы при-,
гласили руководителя тов. Леонова и на-
чали заниматься в избе-читальне. За три
месяца наш кружок разучил Государствен-
ный Гимн Советского Союза, много pyc-
ских народных и советских песен: «Песню
о Сталине», «Калинка», «Вечер на рейдс»
и другие. Силенова Маша и Старкова
Лиза имеют приятные голоса. Они у нас
—запева лы.

Репетиции проходят увлекательно и ин-
тересно. Недавно у себя в колхозе мы да-
ли два концерта. Наши выступления слу-
шатели встретили очень тепло. Выручен-
ные нами деньги переданы в фонд помощи
семьям погибших фронтовиков.

А. КАПИТОНОВА,
секретарь комсомольской организация
колхоза деревни Выхино, Ухтомского.
района.

животных. Их первые научные публикация
поразили весь мир. Оказалось возможных
распространить закономерности,  установ-
ленные для позвоночных, на весь живот-
ный мир. Работами Ковалевского и Мечни-
кова заложены были основы нового направ-
ления в науке о развитии— сравнительной
эмбриологии. Она открывала широчайшие
возможности для воссоздания прошлой ис-
тории животного мира, с новой силой под-
тверждала и развивала ‘учение Дарвина.
Слава о лвадцатилетнем юноше докатилась
  до петербуртекого ученого мира. Мечнико-
ву присуждают поемню имени Бэра,‚толь-
ко что учрежденную в Академии наук. Сам
`Бэр писал Мечникову: «Я радуюсь Вашей
энергии и способностям и надеюсь, что Вы
составите честь Вашему отечеству». Двад-
цати двух лет Мечников защищает магя-
стерскую диссертацию, а в следующем году
— докторскую. Его избирают  приват-до-
центом Новороссийского, а затем и Петер-
  бургското университетов. В 1870 году
двалцатипятилетний Мечников становится
профессором Новороссийского университета.
В этот период Мечникова заинтересовал
вопрос о происхождении пищеваритель-
ного канала у животных. Ему удалось
обнаружить наиболее примитивную форму
пищеварения у некоторых низших живот-
ных (у губок, медуз и других) в процессе
их развития. Мечников нашел у этих жи-
вотных зародышевую форму, совсем ли-
шенную пищеварительного канала.
Отсутствие кишечника Мечников обна-
 ружил также и У ряда взрослых организ-
мов (например, у низших червей), у ко-
торых пищеварение происходит не в 969-
бои пишеварительном органе, a внутри
каеток, заполняющих тело такого. прими-
тивного ортанизма. Передвигаясь, клетки
могут вбирать в ‹ебя попадающиеся им
на пути пищевые частицы, которые они
и переваюнвают внутри себя. У них поо-

Д. МОГИЛЕВСКИИ.

выходят в 5 часов 30 минут утра. 0е5-
бенно хорошо работают тт. Мельникова,
Мешанинова и Журавлева. Морковь они
два pasa пропололи, подкормили,  ча-
сто поливали. Дважды профыхлили фан-
нюю капусту, подкормили и окучили по-
мидоры.
М. БЕРЕЗИН.

проведении декадника и опять успокоился.

Прошла и эта декада. Райком строчит
докладную записку в МГК ВЛЕАСМ о том,
что часть комсомольских организаций аж-
тивно приступила к сбору электроармату-
ры. Это -— Московский  фечной порт,
стройзавод № 1, типография Профиздата
и другие. Мы не ‹обираемся  уличать
райком ВЛЫСМ в очковтирательетве —
эти организации действительно выполни-
ли свои задания, но 30 патронами, 50
лампочками, 50 розетками нельзя элек-
трифицировать район! Между тем о та-
ких крупных предприятиях, как автоза-

Благодушие райкома ВЛЕСМ передалось
и заводам. Комсорг ЦВ ВЛОМ на автоза-
воде им. Оталина тов. Максимов заявляет:

— Вообще у нас сбор проводится, но
сведений нет, и что уже собрано — нё
знаю.

Совершенно неудовлетворительно помо-
гают в строительстве сельских электро
станций Молотовский, Дзержинский рай-
комы ВЛЕОМ.

. В настоящее время в районах Москвы
обучается около 500 будущих  электро-
монтеров. Многие райкомы ВЛЕСМ (Ста-

вод имени Сталина, завод « Динамо», им.   линский,  Цервомайский, Фрунзенский, нм м. внутринлеточное
Вирова,  мотозавюд, райком стыдливо   Киевский) серьезно занимаются обуче- ин т. а подобными
умалчивает. нием сельской молодежи. Позаботились 0б   оО renee et

История одной `
идеи

учебных помещениях, общежити-
тиях, питании, отдыхе.

На-днях было опубликовано
решение ЦЕ ВЛАОМ 06 eprann-
зации Всесоюзного социалистиче-
‚ ского соревнования . комсомоль-
CEUX организаций за развитие
сельской электрификации.

Но какое же принципиальное значение
имеют этн специальные вопросы для раз-
вития тех идей, ‘которые в дальней-

Нет сомнения, что это реше-
ние найдет живой отклик у
комсомольцев и всей молодежи
предприятий и колхозов. Вомсо-
мольские организации должны
ознакомить молодежь с этим ре-
пением, провести открытые ком-

Исследования в лаборатории

Руководитель лаборатории специальных
исследований Геологического института
Академии наук СССР, старейший  с‹овет-
ский ученый, профессор К. А. Ненадкевнч
установил «возраст» карельской смоляной
руды — уранинита. Возраст этого древ-

сомольеко-молодежные собрания,
нейшего минерала нашей планеты — 1.600
рассказать о пятилетнем  плаче  ииллионов wei т
электрификации сельского хозяй- HW
тва, 00 “CHOBHAX к а специальных микрохимических весах
В колхозе имени Крупской (село Троицкое, Подоль- : : Beecoweroro с точностью до одной миллионной долн
ского,  Йо Заканнина а социалистического соревнования. 4
aos ele Be ee строительство колхозно грамма определяется содержание в руде
= ма ее Одна из главных задач  сто-  тория, урана и свинца, а затем по форму-
о ЬЯ комсомольцы района. На снимке: Федор Личного комсомола — вовлечь  ле чутем вычисления устанавливается воз-

слесарь комсомолен Ново-Подольского за- широкие массы молодежи в ©0-

циалистическое соревнование за
развитие сельской электрифика-
ции, повседневно и оперативно
руководить им.

раст исследуемой горной породы или ми-
нерала.

Наша работа представляет не только
чисто научный интерес, она имеет боль-
moe народнохозяйственное значение, так

(справа), и Толя Вершигоров, слесарь-комсомолец
Стрелковской фабрики Подольского района, подготав-
ливают к монтажу крышку турбинного аппарата.
Фото И. Егорова.

946 г., № 86 (625).

Вторник, 16 июля 1

——

еликий русский ученый

Развитие великой идеи на этом не закан-
чивается. Она продолжает будить творче-
коз воображение Мечникова, раскрывает
перед ним новые пути познания самых
наболевших вопросов человеческого суще-
ствования.

Борьба со старостью
Рени

ace 1
К 50-летию со дня смерти
и. и. МЕЧНИКОВА

Be: B. 6

шем прославили имя Мечникова? И вот,
оказывается, ‘что учение о внутриклеточ-
ном пищеварении явилось той руководящей
идеей, развитие которой привело Мечнико-
ва к его знаменитой фагоцитарной тео-
рии, а затем и к теории причин старости. В
сущности история его научного творчества
есть «история одной идеи», как метко оха-
рактеризовал научный путь Мечникова его
выдающийся ученик А. Безредка.
Обнаружив, что у наиболее примитивных
животных имеются специальные блуждаю-
шие клетки, выполняющие пищеваритель-
ную функцию,  Мечников стал искать
подобные клетки у животных, имеющих
настоящий кишечник. И к своему удив-
лению зн обнаруживает  блуждающие
клетки у всех более сложных организмов.

С юных лет Мечникова волновал вопро
‹ преждевременной старости. Этим вопросом
эн занимался всю жизнь.

Для нас теперь такой вопрос не являет-
ся чисто биологическим, Он связан тончай.
шими нитями со всеми условиями общем
зенно-политической жизни человека. Ш
Мечников с его бесконечной верой в могу-
щество науки искал разрешения этого вот-
рэва. только в пределах биологии и медипи-
ны. Он углубляется в изучение физиологи-
ческих причин старости. И здесь снова ето
фагоцитарная теория находит  неожидан-
ное применение. Старость — это отмира-
ние, перерождение тканей и органов те-
ла. Они теряют сложные, ‹специализи] о
ванные клетки и их место занимают 60-
лее примитивные, не приспособленные к
сложным формам жизнедеятельности тка-
ни. Этот процессе осуществляется щи
участии особых макрофагов — больших
блуждающих клеток, пожирающих така
отмирающие ткани. Ярким примером это-
го является поседение в0л06 — первый
признак старения. Цвет волос определяет
ся пигментом, расположенным вдоль Bo
лоса, в ето полости. Мечникову удается
показать нод микроскопом, как клети,
находящиеся у основания волоса, стано-
вясь подвижными, ноглощают зернышвя
пигмента. Волос пустеет, становится бес-
цветным, седым.

Чем же вызывается старение? Мечни-
ков ищет об’яснения в постоянном отраз-
лении организма ядами бактерий.  Нан-
более значительную роль в отравления
организма играют, по мнению Мечникова,
бактерии, населяющие кишечник че10-
века.

Так заверигилось развитие основной идея
Мечникова — от происхождения пищевз-
фительной функции до об‘яснения яве
ний старения.

Мы не разделяем ныне взглядов Мечни-
кова на причины старости и; тем боле, во
считаем эффективными предложенные их
методы борьбы с нею. Но мы разделяем его
Убеждение в том, что преждевременная
старость — это болезнь, от которой стра:
дает человечество.

Как ни многообразны причины прежде
временной старости, в том числе и воще
альные условия жизни человека, вадач
человечества — преодолеть их. И на Be
ликом пути борьбы за продление жизни
идеи Мечникова дают нам поразительный
пример великой силы разума.

Борец за научное
мировоззрение

Какую же роль они играют? Мечникова
осенила гениальная догадка, что блужда-
ющие клетки могут поглощать не только
нишу, н0 и всякие чужеродные те-
ла, в том числе и бактерии. «Мне пришло
в голову, — писал он, — что подобные
клетки должны служить в организме для
противодействия вредным деятелям». И вот
на берегу Мессинского пролива Мечников
ставит изумительный оныт. «Я сказал ее-
бе, — писал он, — что если мое предполо-
жение ‘справедливо, то заноза, вставленная
в тело личинки морской звезды, не имею-
щей ни сосудистой, ни нервной еистемы,
должна в короткое время окружиться на-

‘o6n0 TOMY, Kak это наблюдается у’ челове-
ка, занозивиего себе палец». Опыт блеетя-
ще подтвердил эти предположения. Так ре-
дилась теория фагоцитов  («пожирающих
клеток»). Это произошло в 1883 году. С
этого момента Мечников оказался, по его
собстренному меткому выражению, «зооло-
гом, заблудившимся в медицине».
Мечников исследует явления, сопровож-
дающие проникновение инфекция и после-

боролся с различными проявлениями идез-
лизма, мистицизма и мракобесия. В своих
статьях и книгах Мечников с блестящей
эрудицией критикует религиозные  веро-
вания, реакционные философские теорин,
полемизирует со всеми врагами науки. (а
выступает против модного тогда француз
ского идеалиста Бергсона, против спири
тизма английского физика Лоджа, против
мистицизма Метерлинка.

Мечников всю свою жизнь непримиримо

дующее воспаление у самых разнообраз-
ных животных. Он обнаружил, что у жи-
вотных, обладающих кровью, защитную
роль против бактерий выполняют белые
кровяные шарики (лейкоциты), которые
скопляются в местах проникновения в ор-
ганизм бактёрий, окружают их, захваты-
вают в себя и переваривают. Так возни-
вла  фагэцитарная теория иммунитета
(невосприимчивости к инфекционным 60-
лезням) в противовес  тосподствовавшей
тогда так называемой  гуморальной тео-
рии. Гуморальная («жидкостная») зеорня
была создана трудами преимущественно
неменких ученых. Шо этой теории защит-
ные свойства крови определяются хими-
ческими особенностями жидкой части кро-
ви. Новая теория Мечникова была ветре-
чена в штыки. В журналах и на научных
с‘ездах шла ожесточенная полемика.
Мечникову приходилось напрягать все
свои способности, чтобы новыми опыта-
мии доводами разбивать многочиелен-
ные возражения. Четверть века длилась
эта тяжелая борьба за передовую идею. Над
ней насмехались, немецким эмпирикам она
представлялась ни на чем не основанной,
«плодом богатого воображения». Мечников
чувствовал себя затравленным и издерган-
ным. Но сила его убеждения, глубокие o6-
щебиологические основания, на которых
покоилась ‘его теория, поддерживали в нем
уверенность. И Мечников победил в этой
борьбе.

Всеобщим признанием теории Мечня-
KOBa явилось присуждение ему в 1908
году Нобелевекой премии.

профессора К. А. Ненадкевича

как возраст минералов определяет возраст
вмещающих ‘их пород, что необходимо
знать геологам для правильного ведения
работы.

В беседе с ‘нашим
профессор рассказал:

— Я занимаюсь сейчас разработкой ме-
тодов количественного определения содер-
жания урана, тория, и свинца, являющих-
ся продуктами расНада радиоактивных ми-
нералов. Определяя - количественные со-
отношения этих трех металлов, можно ус-
тановить возраст минералов, являю-
щихся носителями указанных металлов

— Пятилетний план, — сказал ученый =
намечает широко развернуть работы в этой
области. Об’ектами исследования
служить минералы кристаллических
различного возраста.

корреспондентом

пород

ся важнейшими

скими вопросами.
мальчиком он читал революционный жур
нал Герцена «Колокол», „призывавший в
прогрессу, к развитию науки, к знаниях,

ными микробами.
оба холеры, Мечников производил ond

будут ! автобазы провели

С раннего детства Мечников увлекал:
общественно-политяче-
Еще 12-летних

Всю свою жизнь Мечников боролся з

передовую, зрогрессивную науку, не к:
танавливаясь ни перед
стями и лишениями,

собственной жизнью. Когда в 1892 пл
во Франции началась всеобщая эпидемии
холеры, Мечников отправляется в наиб
лее опасные места; для того чтобы выяе
нить, как будут вести себя пожирающею

какими трудю-
зачастую риски

клетки — фагоциты в борьбе © ходе»
Изучая свойства мик

ты над самим ‹060й, выпив © риском ди
жизни раствор © микробами.

Мечников всегда непримиримо отнял
ся к грубому вмешательству царском

правительства в дело науки. Резкое 000

стрение реакции после убийства Але’
сандра П сделало для него невыносимых
пребывание в Новороссийском универс
тете, и ‘после очередного конфликта №
ников подал в отставку.

Великая вера в силу науки никогда
покидала Мечникова. Вепоминая свою в:
седу с Львом Николаевичем Толетым, и
писал:

Когда человечестве «будет избавлено от
теперепних бед, оно подыметея на вы:
ший уровень и отдастся науке и иску
CTBY B такой мере, о какой теперь Mos
HO только мечтать».

Таков завет великого русского ученот
Мечникова —«борпа за, научное мировоз
зрение» (Тимирязев).

Ныне в нашей стране, великой страт
социализуа, воплощаются чаяния одно
из лучших людей намей Ролины.

А. Е. ГАЙСИНОВИЧ,
кандидат биологических наук,

о О ВЦ И
Сколько лет земле?

К НОВОМУ
УЧЕБНОМУ ГОДУ

ВОСКРЕСНИКИ

В СОКОЛЬНИЧЕСКОМ РАЙОНЕ

Недавно Сокольнический райком ВЛКСМ
провел воскресник по подготовке школ к
новому учебному году. В нем принял
Участие представители 60 комсомольский
организаций района.

Участники воскресника сгрузили в
тельную 380-й школы 20 тонн
Они расчистили школьный Bop, BBN

классы и коридоры, Воспитанники [№
сленного училища № 16 помогли привести
в порядок 393-ю школу. Комсомольн

угля,

тории 69-й школы. Из 29 школ №
она — 23 готовы к приему учащихся,

воскресник на терр”

р

м
, р
я

и

ool

My
10)

re)
Ion
у
м
1a

ив

и
ij

м
и
fot
rat
У

о
И
и

Maa
me

(т

pin
myn

yap
Te

В И о «наб