) Суббота, 14 сентября 1946 г. 2% 12 (6510

<

SS СА a eeesassereen sees

МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ШАХМАТНЫЙ МАТЧ СССР — США

НТО ПОЛЕТИТ
НА ВОЕННОМ

ae

ay CAMOJIETE?
MR.
ты,   Тысячи школьников участвовали в игре
Как человек научился летать», организо-
\&   минной во время летних каникул Москов-
  ким городским советом Осоавиахима и го-
hy,   poxckuM комитетом ВЛКСМ.
may   (ейчас подводятся итоги этой увлека-
  тельной игры. Свыше 17 тысяч школьни-
  хоз прослушало лекции и доклады об исто-
№ ини развитии авиации. 39.500 ребят про-
  смотели кинофильмы, посвященные авиа-
ма   шк 3.705 школьников посетили авиацион-
eng,   № музеи. Все участники игры представля-
mnt ют на рассмотрение жюри модели или ма-
dl’ кеты лэтательных аппаратов, альбомы с
окунками и чертежами самолетов и пла-
Aly   HepOB.
bial Авторы пяти лучших работ будут преми-
eng   8аНЫ ‘полетами на боевом самолете над
“  Москвой. Пять человек, удостоенных вто-
руъ   рй премии, полетят над Москвой на пасса-
№:   кирком самолете. Получившие третыю
И емию совершат полет на учебном само-
lag   те. Десять пионеров и школьников по-
ny,   дучат ценные подарки и грамоты.
ва Среди работ, поступивших на рассмотре-
‘  ме жюри, заслуживают внимания коробча-
  тый змей и модель самолета, сделанные
 №  учениками школ Москворецкого района.
ms ——o—.
Tat

ha   БИБЛИОТЕКА
’ ОДНОЙ ФАБРИКИ

5. КНИЖНЫЕ НОВИНКИ

nj
en ДОСТАВЛЯЮТСЯ РАБОЧИМ
  НА КВАРТИРЫ ‘
bi   Внимательно относится к запросам. чи-
ед 12192 библиотека Раменской фабрики
Bin   «Красное знамя». Для посетителей открыт
читальный зал — светлое, уютное помещеё-
ние, оформленное красочными  стендами,
№:   популяризирующими цифры новой сталин“
ty   ск пятилетки. Для занимающихся само-
ти   Сбразованием оборудован специальный кз-
в. бет, работой которого руководит заве-
з.  АЮЩая, библиотекой М. И. Байкова.
г Все ‘новинки политической и художест-
внной литературы по предварительным
BA.   мявкам доставляются книгоношами рабо-
им фабрики на квартиры.
Библиотека насчитывает сейчас 35 тысяч
томов. За восемь месяцев 1946 года в ней
` было произведено 63 тысячи выдач книг.
тии
ни >

Открыт Центральный
радиоклуб

12 сентября открылся Центральный ра-
дноклуб Осоавиахима СССР.
Клуб находится во вновь оборудованном”

ол

и im (Сретенка, Селиверстов nep.,
р т
а   В честь открытия радиоклуба состоялось
оке  ЮЖественное собрание. С докладом вы-
‚№ (ЧУМл председатель совета клуба Герой
: Советского Союза Э. Т. Кренкель. Он отме-
` тил, что радио находит все большее приме-
Ш } ение во всех областях. народного хозяй-
WHat) erga,
TK! — Основная задача Центрального радно-
Ko клуба, — говорит т. Кренкель, — готовить
Ю<1* хадры радистов и пропагандировать радио-
КО  технические знания.
бин

С приветствиями на собрании выступили:
 аЗа\ заместитель министра связи CCCP А. Д.
пра) Фортушенко, строитель мощных советских
радиостанций лауреат Сталинской премии
отает профессор А. Л. Минц, от радистов Воору-
Торой женных Сил — полковник Ильюкевич и де-
ета  легация клуба юных радиолюбителей при
Московском городском доме пионеров.

ок Центральный радиоклуб об’единяет око-
come} ло 300 членов. Среди них — представители
цех, всех союзных республик.
  При клубе создана измерительно-техни-
ческая лаборатория, организованы секции:
‘1 коротких волн, телевидения, научно-техни-
out ческой и падиотехнической  пронаганцы.
7  Радиостанция, оборудованная новейшей ко-
ий ротковолновой аппаратурой, поддерживает
ce связь со 120 радиоклубами Советского Сою-
0’ за и многими коротковолновиками других
Ш стран.

При клубе организуется мастерская, где
рб радиолюбители смогут получить необхоли-
а мые инструменты, чтобы сделать нужную
yn Деталь для своей конструкиии.
fo Участники торжественного собрания <
г огромным под’емом приняли приветствие
nil товарищу Сталину.

_ fit

вечер
играя. белыми, не сумел получить преиму-
шества против Кереса, и после ряда упро-
щений противники согласились на ничью.

против Решевского
Союза Ботвинник, утомленный турниром в

&

*

12 сентября в Колонном зале Дома сою-

зов в торжественной обстановке открылся
международный шахматный матч СССР —
США. Советских и американских шахма-
тистов приветствовали председатель Ко-
митета по делам физкультуры и спорта
при Совете Министров СССР
манов, поверенный в делах США в СССР
Э. Дюрброу, руководитель
команды М. Вертхейм и заместитель пред-
седателя Правления ВОКС’а А. В. Кара-
ганов.

H. H. Po-

американской

*

Из десяти партий первого тура в первый
закончилась только одна; alin,

Во всех остальных партиях < самого

же начала развернулась острая, напряжен-

ная борьба. Игравший на

чемпион

первой доске
Советского

Гронингена, провел дебют ниже своей

обычной силы, и Решевскому удалось по-

лучить преимущество. Постепенно скон-
центрировав фигуры на ферзевом фланге,
американский гроссмейстер выиграл пешку.
Ботвинник отказался от пассивной защи-
ты и жертвой второй пешки добился бла-

ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ

гоприятного расположения своих фигур.
скоре он отыграл одну пешку. Незадолго
до контрольного времени оба противника
оказались в сильном цейтноте. Здесь по-
следовала неожиданная жертва фигуры
белых. Вскоре, однако, выяснилось, чтс
Ботвинник не только отыграл, таким обра-
зом, фигуру, но и вернул потерянную нпеш-
ку. Партия была отложена. Вчера, в день

‚она не была закончена, и противники от-

худ.

OPPS”

В августе 1854 года произошло событие, известное в военной истории на-
шей Родины под названием «Петропавловский бой». Малочисленный гарнизон
Петропавловска-на-Камчатке, действуя совместно с моряками фрегата «Аврора»
и транспорта «Двина», не только отразил нападение крупной англо-француз-
ской эскадры, но и нанес ей тяжелое поражение.

Этот героический эпизод, к сожалению, недостаточно известен нашей мо-
лодежи. Между тем во время петропавловских событий во всем блеске проя-
вились лучшие качества русских моряков — мужество, бесстрашие, стойкость,
боевое умение, глубокая любовь к родной стране.

Экипаж парусного фрегата «Аврора» доблестно выполнил свой долг перед
Отчизной. Советские моряки, достойные наследники воинской славы ‘своих от-
цов и дедов, преемники их боевых традиций, гордятся подвигами матросов и
офицеров «Авроры» и никогда не забудут их выдающихся заслуг перед Роди-

ной.

Адмирал А. Г. ГОЛОВКО.

Mey Sy ua ee ye a a В ЕЕ ЕЕ а

Девяносто три года назад, 21 августа
1853 года, горло неся паруса, из Кронштад-
та вышел сорокачетырехпушечный фрегат
«Аврора». Ему предстояло совершить кру-
госветное плаванье, чтобы затем присоеди-
ниться к русской эскадре адмирала Путя-
тина, крейсировавшей в восточных водах.

Время было тревожное. Дипломатические
отношения между Россией и Турцией пре-
рвались, и изо дня в день могли начаться

\ военные действия.

По всему было видно, что Англия И

Франция не будут занимать созерцательную
i позицию и, если война начнется, выступят
на стороне Турции.

Командир «Авроры» капитан-лейтенант
Изыльметьев прекрасно представлял cede
все трудности предстоящего плаванья. Кто
знает, как развернутся события. Ведь
«Авроре» в течение многих месяцев при-
дется находиться в чужих водах.

Иван Николаевич Изыльметьев был про-
стым и скромным человеком, в его внешно-
сти не было ничего показного. Он терпеть
не мог кичливости, оценивал людей только
по их личным заслугам, не искал ложного
авторитета, был строг и справедлив. Команда

„у его любила, а офицеры беспредельно вери-
ли в своего капитана.

Глубокой любовью, которую может по-
нять только настоящий моряк, любил Изыль-

1. В КРУГОСВЕТНОМ ПЛАВАНЬИ

метьев свою красавицу «Аврору». Он сме-
лб вел это неболышое парусное судно во-
круг свёта и был глубоко уверен, что «<Ав-
рора» и ее боевой экипаж выдержат с че-
стью любое испытание.

Во время плаванья на «Авроре» ни на ми-
нуту не прекращались занятия с гардемари-
нами. Например, капитан-лейтенант Ти-
роль преподавал им морскую практику и
штурманское дело, а лейтенант Максутов
— математику. Находившийся на борту фре-
гата натуралист Шренк занимался с моло-
дежью физической географией, рассказывая
много интересных подробностей о тех стра-
нах, мимо которых пролегал путь судна.

Проходила боевую подготовку и команда,
причем особое внимание уделялось артилле-
рийским учениям. По вечерам в часы отды-
ха нередко устраивалось чтение вслух.

Все дальше уходила «Аврора» от родных
берегов. Гардемарины и молодые матросы,
совершавшие первое кругосветное плаванье,
ежедневно наблюдали много интересного. И
небо здесь было иное, гораздо синее наше-
го, и пестрота Рио-де-Жанейро нисколько
не походила на сдержанную красоту Крон-
штадта, даже море было другим, — но где-
то в глубине души каждый сохранял доро-
гие воспоминания о России. И не было сре-
ди экипажа ни одного, кто согласился бы
сменить нашу русскую березку, тихую реч-

о

Шахматный матч СССР-США. В Колонном зале Дома

союзов.
Фото Б. Борисова.
*

доигрывания, сделав по три хода, против-
ники согласнлись на ничью.

Московский гроссмейстер Смыслов в х®-
рошем стиле провел партию против чем-
пиона США Денкера. Как известно, ‘их
встреча в Гронингене закончилась вничью.
На этот раз Смыслов, захватив инициа-
тиву, не выпускал ее до конца и, вы-

играв две пешки, добился заслуженной
победы.

Болеславский вначале имел преимуще-
ство против Горовица, но, пожертвовав
без достаточных оснований пешку, попал
в худшее положение. При доигрывании он
проявил большюе искусство и свел труд-
i

ный эидащииль вничью.

Много волнений доставила зрителям
партня Котов-Кеждэн. В первый день

ложили ее в положении, когда американец
имел лишнюю пешку и большие шансы на
выигрыш. У Кеждэна оставалась на доске
ладья и четыре пешки, у Котова — ладья
и три пешки. Советский гроссмейстер су-
мел осложнить борьбу. Оба противника
провели по одной пешке в ферзи. Кеждэн
имел возможность провести вторую пешку,
но благодаря искусной игре Котова его
король оказался в опасном положении, и
он сам вынужден был форсировать ничью.

Уверенно` провел партию Флор против
Стейнера. Постепенно
усиливая нажим, OH
выиграл пешку, добился
подавляющего позицнон-
ного преимущества, и
Стейнер, не доигрывая,
сдал партию.

Изящную комбинацию
провел Рагозин против
Пинкуса. Она принесла
ему лишнюю пешку, ко-
торую при доигрывании
он реализовал и добил-
ся победы.

Бондаревский, отразив
атаки Кевица, получил
значительное преимуще-
ство. Но в сложном
эндшпиле он играл не-
достаточно точно, и пар-
тия закончилась вничью.

Такой же результат
встоечи Лилиенталь—Дейк.

После двухдневной ‘игры осталась неза-
конченной одна‘ партия Ульвестад
Бронштейн. 4

Таким образом, в первом туре советская
команда имеет три выигрыша, шесть ничь-
их и одну отложенную партию.

Сегодня — день отдыха. Завтра — вто-
рой тур. Мастер А. ТОЛУШ.

В. Тихомирнова.

ную заводь, бескрайную равнину на всю
роскошную природу экзотических стран.

Выйдя из Рио-де-Жанейро, «Аврора» взя-
ла курс на мыс Горн. Это место издавна при-
обрело дурную славу у моряков, недаром
его называли «мысом бурь». Много судов
терпело здесь бедствия и бесследно исчеза-
ло в пучине океана. Капитан Изыльметьев
еще и еще раз проверил состояние своего
корабля — правильно ли загружены трюмы,
хорошо ли «Аврора» слушается руля, бди-
тельно ли несет службу вахтенное отделе-
ние. Штурман «Авроры» подпоручик Дьяков
почти не спал в эти дни. Он проводил це-
лые ночи на палубе или в штурманской руб-
ке, изредка опускаясь в кают-компанию,
чтобы согреться стаканом горячего зая. Гар-
демарины подшучивали над его, как им ка-
залось, излишней бдительностью. Но штур-
ман оставался верен себе и только иногда
‘приговазивал, наставительно поднимая ру-
ку:

— Береженого и бог бережет, молодые
люди!

Огибая мыс Горн, фрегат, как иожидали,
попал в жесточайший шторм с дождем и
снегом. Только искусство и выдержка ка-
питана, мужество и стойкость офицеров и
команды избавили «Аврору» от серьезных
повреждений. Насквозь промокшие люди.
выбивались из сил, но продолжали оста-
ваться на своих_ постах.

Камбуз залило, варить пищу было негде,
и капитан приказал выдать людям для под-
крепления сил горячий пунш.

Изрядно потрепанной вышла «Аврора»
из этого шторма. Изыльметьев повел
свое судно в перуанскую гавань Кальяо
(Каллао), чтобы устранить там поврежде-
вия, восполнить запасы воды и продоволь-
ствия. Он выбрал это место стоянки еще и
потому, что там он менее всего предполагал
встретить иностранные военные суда.

Но в Кальяо «Аврору» ожидал неприят-
ный сюрприз: на рейде стояли английские
и французские корабли. Среди них — анг-
лийский пятидесятидвухпушечный фрегат
«Президент» под флагом контр-адмирала
Прайса и французский шестидесятинушеч-
ный фрегат «Лафорт» под флагом контр-ад-
мирала Депуанта.

Однако состояние «Авроры» требовало хо-
тя бы короткой стоянки, и Изыльметьев,

сомольско-молодежная спартакиада. Вчера
в Центральном парке культуры и отдыха
имени Горького состоялись
встречи по волейболу. Победу завоевали:
у мужчин — команда завода «Красный
пролетарий» (Ленинский район), у жениин
— команда завода,
ВЛКСМ тов. Попов (Сталинский район).
`Вторые и третьи места заняли: в мужских
командах волейболисты завода, где секре-

{Красногвардейский район).

московский

КОМСОМОЛЕЦ

ВПЕРЕДИ-—_СПОРТСМЕНЫ
СТАЛИНСКОГО РАЙОНА

На УП городской
комсомольско-молодежной
спартакиаде

Об эстраде сказано уже достаточно много
резких и справедливых слов. Говорилось о
том, что артисты эстрады, за редкими иск-
лючениями, творчески не растут, не работа-
ют над собой; что признанные мастера этого
жанра повторяют самих себя, не обогащают
свой репертуар; что репертуар «малых
форм» вообще крайне засорен примитивны-
ми, антихудожественными, пошлыми произ-
ведениями; наконец, что в этой области
искусства мало и робко выдвигаются моло-
дые артистические силы.

Проведенный недавно второй Всесоюзный
конкурс артистов эстрады наглядно проде-
монстрировал отставание эстрады от требо-
ваний, которые советский зритель пред’яв-
ляет этому массовому и популярному виду
искусства. Несколько новых имен, выдвину-
тых конкурсом, принадлежат в основном

Подходит к концу УН` городская ‘ком-

финальные

UK

где комсоргом

тарем комитета ВЛКСМ тов. Будаев  представителям или вокального (Шмелев,
{Бауманский район), и станции Москва-1  Лядова, Пантелеева) или акробатического
Московско-Курской — железной дороги (Птицына, люков, Славские, Байда) жан-

ров. Преобладание акробатики— более близ-

У женщин   кой цирку, чем собственно эстраде, —особен-

второе и третье места достались командам
завода, где секретарем комитета ВЛКСМ
тов. Демченко
и Министерства путей сообщения (Желез-
нодорожный район). Мужская команда Мо-

(Сокольнический район),

сковского узла Калининской железной до-

роги и женская команда артели «Бытсоюз»
(Дзержинский район) на соревнования не

явились. ;
Закончились соревнования по гимнасти-
ке. Лучших результатов добились гимна-

сты Сталинского района, на втором —
Бауманского и на третьем — Куйбышев-
ского районов.
Среди городошных команд Ha первом
месте идет команда автозавода` имени

Сталина.

После девяти дней соревнований по
сумме очков на первом месте идет Сталин-
ский район. Завтра на десятом километре
Калужского шоссе — велосипедные гонки.

pee as

eS
wt

Спортивная
хроника

*ж В Киеве закончился розыгрыш пер-
венства страны по баскетболу. 19  силь-
нейних мужских и столько же женских
команд Москвы, Ленинграда, Тбилиси,
Киева, Таллина, Казани, Свердловска и
других городов оспаривали звание чем-
пиона страны.

Баскетболистки Московского  авиацион-
ного института, недавно успешно высту-
павшие во Франции, оказались сильней-
шими. Они заняли первое место. В муж-

ской группе победу одержала команда
Тбилисского дома офицера, победившая
чемпиона СССР прошлого года — коман-
ду ЦДКА. :

Ж Состоялись очередные игры на пер-
венство СССР по футболу. «Крылья Со-
ветов» (Куйбышев) неожиданно добилась
победы над московским «Торпедо» со сче-
том 3:2. Столь же неожиданным был ре-
зультат встречи «Крылья Советов» (Мо-
сква) и лидера первенства — команды
ЦДКА. Армейские футболисты проиграли
со счетом 1:2. Следует отметить друж-
ную, энергичную игру команды «Крылья
Советов».

Ж День 12 сентября стал днем замеча-
тельных побед советских мотоциклистов.
Сильнейшие гонщики страны — участники
первенства СССР — установили 24 новых
всесоюзных рекорда.

Блестяще выступал москвич С. Корзин-
кин. В гонке на один километр с хода
{класс машин с двигателем. до 125 куб.
см.) он добился среднечасовой скорости
117 км. 455 метров, что превышает офи-
циальный международный рекорд.

скрепя сердце, приказал отдать якорь близ
острова Сан Лоренио, поближе к выходу в
открытое море.

Между тем среди иностранных моряков в
Кальяо ходили упорные слухи о разрыве
дипломатических отношений с Россией. На
берегу поговаривали, ‘что адмирал Прайс
предложил, не дожидаясь официального
уведомления о начавшейся войне, захва-
тить «Аврору» или но крайней мере вос-
препятствовать ее выходу в море.

Напряженная обстановка не помешала
англичанам и особенно французам гостепри-
имно встретить русских моряков.

«Визитам и учтивостям конца не было»—
вспоминает в «Морском сборнике» офицер
«Авроры» мичман Фесун. — Мы должны бы-
ли отллачивать той же монетою и при по-
сещении их судов не могли не заметить со-
вершенно боевого и исправного вида 0бе-
их эскадр; учения артиллерийские, свозы

десантов, примерные высадки производились,

каждый день но несколько раз; было оче-
видно, что все это подготавливается на на-
ши головые..».

Таким образом, капитан Изыльметьев имел
все основания торопиться с уходом из пор-
та, тем более, что он получил подробную
информацию об истинном положении делу

ххх

Радного искусства (конферанс,

Фрегат «Аврора». В озале—командир «Авроры» капифан-лейтенант И. Н. Изыль-
метьев, ,

но бросается в глаза. Впрочем, конкурс не
«открыл» даже и этих артистов: и Маслю-

ков, Славские, и Байда на цирковой аре-

не с успехом выступают уже не первый год.

Между тем «разговорные» жанры эст-
фельетон,

куплеты и т. д.) не нашли сколько-нибудь

серьезного отражения в итогах конкурса.

Молодые киевские артисты Тимошенко и
Березин, получившие первую премию за ис-
полнение конферанса, показали удачный по
замыслу и внешнему рисунку номер. Одна-
ко текст, с которым выступают артисты,
далеко не полноценен как по содержанию,
так и по литературным качествам. Для ха-
рактеристики других «разговорных» номе-
ров, представленных на конкурс, достаточ-
но сказать, что ленинградский артист Ор-
лов, получивший диплом за исполнитель-
ское мастерство, не был допушен к заклю-
чительному концерту из-за... недоброкачест-
венности репертуара.

Положение явно ненормальное. Все © этим
соглашаются, в том числе сами артисты и

руководители эстрады. Все признают, что,

эстрада нуждается в творческой  пере-
стройке, в решительном очищении от без-
идейной антихудожественной продукции.
Все это так:\Но‘`что практически делается
для того, ‘чдобы. поднять идейно-политиче-
ский уровецьхастрады, создать для нее пол-
ноценный равертуар, изгнать из концертной
практики удручающую рутину, штамп, а
иногда ничем не прикрытую халтуру?

Приходится признать, что почти ничего не
делается или, во всяком случае, очень мало.
Если побывать на эстрадных концертах, ко-
торыми щедро угощают зрителя в садах,
парках и даже в таких солидных концерт-
ных залах столицы, как «Эрмитаж», ЦДКА,
Колонный зал, то создается впечатление,
что на эстраде никаких перемен не произо-
шло.

Совсем недавно нам довелось быть в саду
имени Баумана.  На открытой сцене шел
эстрадный концерт — один из тех концер-
тов, которые, видимо, потому называются
эстрадными, что трудно подобрать другое
название сборной, случайной, составленной
без всякого творческого усилия программе.
Не будем описывать весь концерт — он
этого не заслуживает. Но об одном номере
необходимо сказать несколько слов. Номер
этот—выступление «клоунов» Андфо. Труд-
но представить себе что-либо более грубое,
пошлое, низкопробное,

Из уважения к читателю мы ие станем
цитировать возмутительные образцы клоун-
ских реприз. Вот только два самых «без-
обидных» образчика.

Разговор о спорте:

—Я могу пробыть под водой пять ми-
нут...

— Подумаешь? Я могу пробыть в бане
под душем полчаса — и то ничего...

Разговор о музыке:

— Я сейчас сыграю на концертино «Не
искушай меня» — музыка Глинки.

— Он сыграет «Не скушай меня» — му-
зыка не наша, слова тоже...

В таком духе и все остальные «остроты»,
с которыми артисты выступают перед зри-
телями. Номер Андро по существу выходит
за пределы искусства, это — балаганно®
выступление. :

Руководители сала имени Баумана, кото-
рый посещается главным образом моло-
дежью, забыли о воспитательном значении
искусства, предоставили концертную пло-
щадку для пропаганды пошлости и халтуры.

Конечно, такой концерт не увидит посети-
тель Колонного зала, «Эрмитажа», эстрадно-

американского консула в Лиме и с минуты
на минуту ожидал, что и англичане полу-
чат официальные сообщения о начале вой-
ны Англии и Франции против России.

Искусно распустив слухи о том, что «Ав-
рора» еще долго простоит в Кальяо, Изыль-
метьев в короткий срок погрузил воду и
продовольствие, в том числе большие запасы
свежих овощей и лимонов. Кроме того, на
боэт было принято несколько живых быков.
Работая день и ночь, команда устранила ос-
новные повреждения судна.

14 апреля на рассвете, под прикрытием
тумана, русский фрегат, буксируемый свои-
ми шлюпками, покинул рейд и, воспользо-
вавшись легким попутным ветром, напра-
вился в открытое мое.

Когда рассеялся туман, на английских и
французских кораблях обнаружили уход
фрегата. Но было уже поздно. Адмирал
Прайс смог лишь в подзорную трубу разгля-
деть верхушки мачт «Авроры», но скоро и
они скрылись за горизонтом.

Не напрасно торонился капитан Изыль-
метьев. Впоследствии он узнал, что война
фактически началась еще до ухода «Авро-
ры» из Кальяо...

Вскоре после отплытия капитан обратил-

‘ ;

Еше раз об эстраде

го театра ЦДКА. Однако все ли благопо
лучно на «большой эстраде»?

Нет, существенных перемен и здесь при
всем желании нельзя обнаружить. Правда,
на афишах больших эстрадных концертов
появилось несколько новых имен. Приятное
впечатление оставляют, например, выступ-
ления лауреатов второго конкурса артистов
эстрады певца Ивана Шмелева, танцовщицы
Ирины Смирновой. Но общий фон остается
прежним. Бессистемность, случайность,
беспринципная «взаимозаменяемость»  но-
меров, однообразие репертуара, — таковы
отличительные признаки этих концертов.

Порядки здесь не изменяются годами. В
каждом концерте «мастеров эстрады» по-
ловина об’явленных на афише артистов обя-
зательно не выступит. Эта «традиция» на-
столько привилась, что администрация да-
же не считает нужным извиняться пе-
ред публикой за отсутствие об’явлен-
ных в программе номеров. В концерте,
состоявшемся в Колонном зале 29 авгу-
ста, например, не выступили артисты: Е. Му-
ратов (один из двух об явленных конфе-
рансье), артисты Московской оперетты
О. Власова, А. Гедройц, И. Гедройн и др.

Как составляется программа  концер-
та с Участием известных мастеров эс-
трады? Возьмем для примера последние

концерты в Колонном зале. Заметна ли В
них направляющая рука художественного
руководителя, есть ли какая-нибудь твор-
ческая мысль в выборе номеров, ставят ли
устроители концерта перед собой какие-
нибудь идейно-воспитательные зацачи? Ни-
чего подобного! Все делается по шаблону:
каждый из участников концерта «дает» два
—три номера (обычно повторяемых изо дня
в день на различных концертных площад-
ках). А на долю конферансье выпадает обя-
занность создать видимость единой проду-
манной программы. И выходит, что в один
концерт включаются произведения Бетхове-
на в исполнении такого квалицифированного
пианиста, как Александр Иохелес, и «мани-
пуляции» с картами, исчезающими шарика-
ми ит. п, исполняемые артистом Шукеви-
чем в стиле давно забытых провинциальных
фокусников.В одной пзограмме соседствуют
певец Шмелев, в хорошей, сдержанно-выра-
зительной манере исполняющий песни со-
ветских композиторов, и балетная пара Мир-
зоянц и Резнов, показывающие вульгарный,
пошло оформленный вальс-бостон.

В, целом художественный уровень этих
концертов че может удовлетворить вырос-
ших запросов и вкусов советского зрителя,
в них нет той общей высокой исполнитель-
ской культуры, которую зритель ждет от
мастеров искусства.

И еще одно замечание. Известная
опереточная артистка Регина Лазарева в
Колонном зале исполняла сцену опьяне-
ния из «Периколы» и «Карамболину» из
«Фиалки Монмартра». Два дня спустя Реги-
на Лазарева выступала в «Эрмитаже». Что
она исполняла? Снова «Карамболину», сно-
ва сцену опьянения из «Периколы». Еще
через несколько дней она участвовала в Ь®-
чере оперетты в эстрадном театре ЦДКА.
И, конечно, опять «Карамболина», опять
«Перикола?... И так много лет подряд.

Артисты эстрады часто жалуются на белд-
ность репертуара. Во многом это верно,
когда речь идет об исполнителях «разговер-
ного жанра». Но неужели репертуар опере-
точной певицы исчерпывается двумя—тремя
ариями, с необычайным усердием повто-
ряемых на всех концертах? Очевидно, тут
дело не в бедности репертуара, а в чем-то
другом. М это другое заключается в Том,
что артист, выступающий на эстраде, пре-
доставлен в выборе репертуара собственно-
му вкусу, и никого не интересует, сколько
раз и как будет он исполнять любой номер.

Совсем недавно в Москве, в KOH-
пертном зале «Эрмитажа» несколько раз вы”
ступала популярная артистка кино Т. Оку-
невская, создавшая ряд интересных об-
разов в советских кинофильмах. Но она,
как это не трудно заметить самому He-
искушенному слушателю, обладает весьма
скромными вокальными данными. Одназо
артистка также пытается стяжать себе
лавры исполнительницы лирических роман-
сов. И уж совсем плохо, что Окуневская в
погоне за сомнительным успехом обрашает-
ся к произведениям самого дурного пошиба.

Таковы дела и дни эстрады. Конкурс
окончился, смотры позади, в «Обыкновен-
ном концерте» Центральный театр кукол
зло высмеял эстрадную рутину, а обыкно-
венные концерты без кавычек продолжа-
ются попрежнему.

I

И. ЧЕРЕЙСКИЙ.

И

ся к выстроенной на шканцах команде с
короткой речью. Он сказал:

— Ребята, помните, я говорил вам, что мы
должны быть готовы к войне с англичанами
и французами. Война, вероятно, уже об’яв-
лена, но известия придут в Каллао не ранее
всскресенья и, может быть, суда, стоящие
на здешнем рейде, скоро погонятся за на-
ми. Смотриге, чтобы выйти нам из дела с ге-
оргиевскими крестами. Главное дело не суе-
титься, не горячиться, стрелять хладнокров-
но, как на ученьи. Теперь мы идем в рус-
ские порты. в Татарский пролив.

На параллели Южного тропика «Аврора»
встретилась с сильными шквалами. Несмот-
ря на то, что судно шло с зарифленными
марселями, а порывы ветра наклоняли его
так, что оно черпало воду бортами. Вода
заполняла батарейную палубу, и корабль
стал чечь всеми пазами. В помещении
команды было душно и сыро, да и офицер-
ские каюты не могли служить местом от-
дыха. В длительном переходе истощились
запасы провианта, нехватало пресной воды.
На борту появились больные. Цынга выве-
ла из строя едва ли не половину команды.
Заболел судовой врач и в довершение всего
— сам командир корабля.

Но бодрость не покинула русских людей
и в эти трудные дни. Команда стойко пере-
носила все трудности. «Аврора» попрежнему
была грозным военным кораблем, с гордо-
стью несущим флаг своей родины.

Посоветовавшись с офицерами, капитан
Изыльметьев решил вести фрегат не к устью
Амура, как предполагалось раньше, а преж-
де зайти в Петропавловск-на-Камчатке, где
можно было подлечить людей и привести в
порядок судно.

Через 66 суток после выхода из Кальяо,
пройдя 9000 морских миль, «Аврора» приб-
лижалась к Петропавловску-на-Камчатке—-
самому дальнему форпосту Россини на во-
стоке. Вот уже вдали показались снежные
вершины Камчатки. Восторженно приветст-
вовали моряки родную землю. Корабль ми-
новал Бабушкин камень и Трех братьев —
каменные колоссы, сторожащие вход
Авачинскую бухту.

В эти торжественные для моряков мину-
ты встречи с родной землей никто на борту

z
в

не мог предположить — ни команда, ни
офицеры, ни даже капитан, который, слегка
сгорбившись, упрямо глядел вперед, — в

каких удивительных событиях придется им
участвовать.

19 июня 1854 года фрегат «Аврора», за-
вершив десятимесячное — плавание, отдал
якорь в гавани Петропавловск-на-Камчат-
ке. Е
А. СОКОЛОВ.

(Продолжение следует)