_ Суббота, 14 декабря 1946 г

> —-—

БОЕ

В борьбе
за индустриализацию

страны

Прошло более четырех лет упорной: борь-
г 34 восстановление народного хозяйства.
амоотверженный труд рабочих и кресть-
ян, руковохимых партией большевиков, дал
свои плоды. К концу 1925 года промын-
ленность и сельское хозяйство почти до-
стигли довоенного уровня. Но партия, . ©0-
ветский народ не могли удовлетвориться
Этим.

На ХУ сезде партии (декабрь 1925 г.)
товарищ Сталин выдвинул перед страной
величественный план индустриализации.
Партия призвала превратить нашу страну
из аграрной в индустриальную. создать за-
HOBO тяжелую промышленность, построить
десятки и сотни заводов, производящих
разнообразные машины и станки. намного
увеличить добычу угля и металла. Без это-
то невозможно было ликвидировать хозяй-
ственную отсталость страны, перестроить
экономику, в том числе и сельское хозяй-
ство, на социалистический лад. Без этого
невозможно было оборонять страну, упро-
чить ее независимость.

Преодолевая сопротивление врагов. пар-
тия подняла неисчерпаемые силы и та-
ланты народа на борьбу за индустриализа-
цию. Прежде всего требовалось создать не-

й ебходимые накопления, осуществить пиро-
кую рационализацию производства.
Выступая на V Всесоюзной конферен-
  HH комсомола (март 1927 г.), товарищ
Сталин призвал молодежь к выполнению
этих задач. «Комсомол, —говорил он,—все-
Гда стоял у нас в первых рядах нангих бой-
пов. Я не знаю случаев, когда бы он OT-
ставал у нас от событий нашей револю-
ционной жизни. Я не сомневаюсь, что ком-
сомол и теперь, в вопросе проведения в
жизнь социалистической ранионализации,
займет подобающее ему место».

В ответ на призыв товарища Сталина
молодежь горячо взялась за рационализа-
пию производства. Но инициативе комсо-
мольских ячеек, на заводах возникали груп-
пы молодых  рационализаторюв, кружки
изобретателей. Комсомольцы стали глубже
вникать в производственные дела. брали
шефство над станками и мангинами, добива-
лись образцового содержания оборудования.

В ‹ентябре 1926 года на «Красном тре-
угольнике» в Ленинграде начала работать
первая в стране ударная бригада молоде-
жи. Вслед за этим бригады возникли и на
других передовых предприятиях Ленин-
прала, Москвы. Урала. Опираясь на дости-
жения рапионализаторов, они работали
новыми, технически передовыми методами.
Так зародилось ударничество. Оно знаме-
новало с0б0й новое. социалистическое эт-
ношение к труду, которое рождалось и рос-
ло в недрах рабочего класса. Улдарники
прокладывали пути для повышения произ-

водительности труда, а это. в конечном
счете. было главным и самым решающим
условием для победы социализма.

В декабре 1927 года собрался ХУ с’езд

‚ Партии. В этому времени страна отмечала

> первые достижения социалистической ин-
их У‘дуетриализации. Но попрежнему сильно от-

ставало сельское хозяйство. Мелкие и
мельчайшие. единоличные крестьянские

хозяйства не могли использовать машины
и применить передовую агротехнику, не
могли лать стране необходимое количество
хлеба. Выход был в том, чтобы они 95`-
елинились в крупные хозяйства на основе
общественной обработки земли, на базе но-
вой, высшей техники. С’езд вынес реше-
ние о всемерном развертывании коллекти-
визации сельского хозяйства.

ХУ сезд партии утвердил также дирек-
тивы к ‹оставлению первого пятилетнего
плана развития народного хозяйства СОСР
(1929—1933 rr.).

С’езды комсомола — УП (март 1926 г.)
и УШ (май 1928 т.),- исходя из директив
партии, нацеливали комсомольцев и моло-
дежь на активное участие в социалистиче-
ском строительстве. По всей стране рас-
пространилось движение ударных фригад.
Много внимания комсомол уделял вопросам
труда и производственноге обучения юно-
шества и подростков. Росла сеть школ
ФЗУ. Рождались новые формы мобилиза-
ции творческой активности молодежи: кон-
курсы. переклички заводов. общественные
смотры оборудования, группы «легкой кава-
  лерии» для борьбы с бюрократизмом и т. д.

Огромную работу провел в эти годы де-
ревенский комсомол. Комсомольны и м9ло-
дежь расчищали путь для перестройки
крестьянского хозяйства на новый, колхоз-
ный лад. Повсеместно молодежь была в
числе инициаторов создания артелей и то-
вариществ тю совместной обработке земли,
машинных товариществ, которые коллек-

1 тивно закупали тракторы и другие мапви-
вы и ‹ообща пользовались ими. Комсо-
мольцы в своих хозяйствах переходили на
культурные методы обработки земли, более
широко внедряли удобрения, посевы чи-
стосортными и сортированными семенами.

Следуя заветам В. И. Ленина. комсомол
ни на минуту не упускал из ноля зрения
фронт культуры. К началу первой пяти-
летки в стране еще насчитывалось около
20 миллионов неграмотных, особенно в на-
‘ниональных феспубликах. Комсомол   00’-
явил похол против неграмотности. Десятки
тысяч комсомольцев пошли работать ликви-
‘`Даторами неграмотности-——культармейцами.

Это время ознаменовалось большим ‹9-
бытием в жизни комсомола. 16 мая 1928
тода на заключительном заседании УШ
с’езда ВЛКСМ выступил товарищ Сталин.
В своей речи он определил задачи Союза
коммунистической молодежи на новом этале
строительства сопиализиа в нашей стране.
‚о «Чтобы строить, надо знать,—говорил

товарищ Сталин. обращаясь к <©’езду, —
  надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо
учиться... Перед нами стоит крепость. На-
зывается она, эта крепость, наукой с ее
многочисленными отраслями знаний. Эту
‘крепость мы должны взять во что бы то
ни стало. Эту крепость должна взять моло-
дежь, если она хочет быть строителем но-
вой жизни, если она хочет стать действи-
тельной сменой старой твардии».

С величайшим энтузиазмом подхватила
молодежь призыв своего любимого учителя
и вождя. Передовая рабочая молодежь за-
полнила аудитории рабфаков, техникумов.

} * Предыдущие беседы по Уставу ВЛКСМ
} опубликованы в «Московском комсомоль-
  16», 22 октября, 16 и 23 ноября с. г.

„ № 151 (690)

ОЙ ПУТЬ

вузов. По путевкам комсомола только за
первые чва года после призыва товарища
Сталина ушли учиться на рабфаки 15 ты-
сяч человек, на курсы по подготовке в ву-
зы—20 тысяч, в педагогические вузы и
техникумы — 5 тысяч.

Под знаменем
социалистического

соревнования

20 января 1929 гола «Правда» опубли-
ковала статью В. И. Ленина «Как органи-
зовать соревнование», написанную еще зи-
мой 1917/18 г. Статья призывала совет-
ских людей трудиться по-новому, организо-
вать социалистическое соревнование. Ле-
нинский призыв упал на подготовленную
почву. Всем ходом развития творческой
инициативы рабочие массы были подготов-
лены к идее сопиалистического соревнова-
НИЯ.

В феврале и марте 1929 гола на пред-
приятиях Москвы, Ленинграда, Урала, Ук-
раины конференции и собрания рабочей
молодежи обсуждали, как претворить в
жизнь ленинский завет. В соревнование
вступила молодежь «Красного путиловца»
(Ленинград), паровозостроительного завода
имени Коминтерна (Харьков). текстильных
фабрик Яхромской мануфактуры и «Про-
летарки» (Тверь) и многих других передо-
вых шедприятий. Так комсомол выетупил
застрельщиком организуемого партией co-
циалистического соревнования.

В апреле 1929 года ХУГ Всесоюзная
партконференция утвердила план пятилет-
ки. Конференция обратилась ко всем рабо-
чим и крестьянам с призывом поддержать
почин комсомола и печати — широко pa3-
вернуть социалистическое соревнование за
выполнение пятилетнего плана. 0браще-
ние ХУГ нарфтконференции проникло во все
уголки страны. Оно будило творческую
мысль, воодушевляло людей. В народных
массах получила распространение идея
встречного плана.

С особой силой разгоралось соревнование
на площадках бесчисленных новых строи
тельств. Комсомол принял самое живое
участие в великой стройке. В конце 1929
года ЦЕ ВЛЮСМ провел первую мобилиза-
цию комсомольцев. 7.000 юношей и деву-
шек уехали строить Сталинтрадский трак-
торный завод. Вслед за ними на строитель-
ство других гигантов индустрии двинулись
новые тысячи комсомольцев. По далеко не
полным данным, на ударные участки ин-
дустриализации было направлено свыше
200 тысяч комсомольцев. Украинские ком-
сомольцы тыеячами ехали на строитель-
ство Днепрогэса, ленинградцы давали кад-
ры Свирьстрою, москвичи пополняли ар-
мию шахтеров Подмосковного угольного
бассейна.

Следуя примеру старших товариней—
коммунистов, комсомольцы-етроители шли
на самые трудные участки, брались за са-
мую тяжелую работу. Каждая стройка $ы-
ла университетом для’ молодежи. В борь-
бе с трудностями закалялась воля, выко-
вывались сильные характеры.

«Я видел эту молодежь «на месте дей-
ствия» в 1928 году. — писал ‘Алексей
Максимович Горький в предисловии к кня-
ге о людях Сталинградекого тракторного
завода,— когда среди огромного голого пе-
ля лишь кое-гле торчали железные скеле-
ты будущего гиганта, создаваемого энер-
гией этой молодежи в тучах пыли, оглу-
пгительном прохоте железа, в скрежете и
пюрохе. камнедробилок, бетономеналок.

Очень трудно было представить, чтс му-
равьиная  суета маленьких людей способ:
на оковать пустыню железом. Думалось,
что, пожалуй, нехватит железа, да и сил

факт, вместе со многими другими, еще
раз укрепляет убеждение, что сил моло-
дежи нашей с избытком хватит на
дело осуществления всего плана социали-
стической стройки Союза советов».

На строительстве Днепрогэса в один из
ответственных моментов, когда надо были
заложить фундамент плотины, комсомоль-
ская. организация об’явила «штурмовые
дни». Вешние воды ‘подмывали высокие
откосы. Вниз стекали потоки грязи. Сутка-
ми молодежь работала по колено в воде
ий все же заложила основание плотины и
в несколько месяцев вывела железобетэн-
ные устои выше отметки воды.

Потом ‘днепростроевцы дали слово уло-
жить по’ встречному плану 500 тысяч ку-
бометров бетона. Разгорелось соревнование
правого и левого берегов. По вечерам крас-
ные и зеленые огни загорались на вы-
соких мачтах, сообщая © ходе бетони-
ровки на каждом участке. В результале
соревнования в установленные сроки бы-
ло уложено не 500; а 518 тысяч куоо-
метров бетона.

С особым энтузиазмом работаля комсо-
мольцы и молодежь на многочисленных
новостройках гигантского  Урало-Кузнец-
кого  комбината— второй  угольно-метал-
лургической базы, которая по мысли и
воле Сталина возникала на востоке стра-
ны. Комсомол взял шефство над строи-
тельством Урало-Кузбасса. Великая строй:
ка стала делом всего комсомола. На всех
предприятиях, где готовилось  оборудова-
ние для Урало-Кузбасса, создавалиеь удат-
ные комсомольские бригады. Повсеместно
—на заводах, в портах, на железнодо-
рожных станциях —— действовали комсо-
мольские посты, наблюдавшие за выпол-
нением заказов Урало-Кузбасса. При «Кюм-
сомольской правде» был создан штаб Вее-
союзного комсомольского контроля в 19-
мощь Урало-Кузбассу. Председателем шта-
ба являлся В. В. Куйбышев — ближай-
ший соратник товарища Сталина.

Многочисленные коллективы молодежи
были заняты работой на строительных
площадках Урало-Кузбасса. 12 тысяч ком-
сомольцев, 304 ударные комсомольско-мо-
лодежные Фригады работали на стройке
Кузнецкого металлургического комбината.
Столько же комсомольцев работало He
строительстве Магнитки. Молодежные
ударные бригады Магнитостроя взяли на
себя создание одной из самых больших в
стране домен. Эта домна № 2 была по-
строена в рекордно короткий срок и по-
лучила имя «Комеомолки». Работы по
клепке домны не прекращались даже в
40-гралусные морозы, когла из-за холода
руки отказывались держать молоток, за-
клепки стыли на ветру...

у

тоже нехватит. Но, вот—Хватило! И этот

московский

КОМСОМОЛЕЦ

БЕСЕДЫ ОБ УСТАВЕ ВЛКСМ

а а

БЕСЕДА  ЕТВЕРТАЯ”

в

В отчетном докладе ХУГ с’езду пазтни
(нюнь 1930 г.), подводя итоги социали-
стического строительства, товарищ Сталин
заявил: «Ленинский комсомол и руковоли-
мая им рабочая молодежь увенчивают де-
ле соревнования и ударничеетва решал-
щими успехами. Нужно признать, что. на-.
ша революционная молодежь сыграла в
этом деле исключительную роль». Эти
слова товарища Сталина были лучшей
наградой комсомолу за его Участие в 60-
циалистическом строительстве.

На стройке
колхозной деревни

‚ Исторические перемены происходили в
деревне. 1929 год вошел в историю стра-
ны как «год великого перелома». Он 93-
наменовалея началом массового колхозного
движения. Крестьяне теперь вступали в
колхозы не отдельными группами, как
раньше, а целыми селами, волостямй и
районами. В колхозы пошел середняк. с0-
ставляющий основную массу  крестьяя-
ства. На основе сплошной коллективиза-
ции партия перешла к новой политике,
к ликвидации кулачества, как класса. В
деревне происходил глубочайний револю-
ционный переворот, который по ©вовму
значению был равнозначен революциовно-
му перевороту в октябре 1917 года.

Эта революция внесла в жизнь Kpe-
стьянской молодежи величайшие измене-
ния. Вступив на путь колхозов, молодые
крестьяне активно включились в социа-
листическое строительство, наравне’ е ра-
бочей молодежью боролись за развитие и
укрепление общественной собственности —
основы натего строя.

В январе октябре 1929 года Koxco-
мол провел первый массовый поход 3a
урожай и коллективизацию. «Ни одногв
комсомольца вне колхоза» — таким был
лозунг. За весну 1929 года в результате
комсомольского похода было создано 5 ты-
сяч новых колхозов.

С весны 1930 тода комсомол оргавизо-
вал новый колхозно-производетвенный по-
хол. Ноход был направлен на укренление
колхозного хозяйства. Ширилось соревно-
вание молодежи: на общественных полях.
комсомольские посты охраняли колхозный
урожай от расхитителей, проводили смот-
ры машин, шефствовали над конем. Аля
под’ема общественного животноводетва
комсомол взял на себя обязательство €03-
дать миллион силосных ям и траншей.
Это было совсем новое дело для деревни.
Борьба за силос стала серьезной провер-
кой. И комсомол добился своего. Впервые
было заложено 32 миллиона тонн силоса.

Так работал деревенский комсомол. Вы-
ступая на IX ceate BARCM (январь
1931 г.), Л. М. Ваганович заявил: «C2-
годня мы можем сказать, что в той бовь-
бе, на том Фронте, который мы имели, ‘в
деревне, комсомол в ‘основной своей ча-
сти оказался Ha высоте своего’ положе-
ния и политические задачи, которые пар-
тия перед ним ставила, выполнил».

*

Самоотверженный труд и инициативу
молодежи на всех участках социалистиче-
ского строительства страна отметила вы-
сокими наградами. В 1930 году первым в
стране орденом Ленина была награждена
газета «Комсомольская правда» — боевой
орган комсомола. За героическую работу
орденом Ленина была награждена комсо-
мольская организация Днепростроя.

21 января 1931 года ЦИК Союза СОР
постановил наградить орденом Трудового
Красного Знамени Всесоюзный Денинскай
Коммунистический Союз Молодежи 3a
ннициативу, проявленную в деле ударви-
чества и социалистического соревновання.
Комсомол стал дважды орденоносным.

Поход
за овладение техникой
В начале 1933 года — на гот рань-
ше срока — первая пятилетка была вы-

полнена. В итоге CCCP из страны аг-
рарной превратился в страну индуетри-
альную. Победа социализма была достиг-
нута во всех областях нафодного хозяйет-
ва, в том числе и в земледелии. За пер
вой пятилеткой последовала вторая. Вто-

зяйства (1933—1937) был еще более гран-
диозным, чем первый. Новая пятилетка
завершила реконструкцию народного хозяй-
ства на самой передовой технической базе.

Еще в 1931 году (в речах «0 задачах
хозяйственников» и «Новая обстановка—
новые задачи хозяйственного строитель-
ства») товарищ Сталин поставил  чере
партией и всей страной задачу — пафос
строительства дополнить пафосом освоения
техники.

По призыву вождя комсомол вышел в.
поход за овладение техникой. Многие ты-
сячи комсомольцев засели за техническую
‚учебу. По инициативе комсомола на
предприятиях создавалась широкая сеть
всякого рода технических. курсов и школ,
организовываликь технические  конеуль-

сомола в промышленности была введена
сдача комсомольцами обязательного техни:
ческого минимума.

Летом 1933 года комсомольцы Уралма-
ша провели первые общественно-техниче-
ские экзамены. Отсюда они распространи-
лись по всей стране. Только в 1934 году,
по неполным данным, успешно сдали тех-
нический экзамен 170 тысяч комеомоль-
нев и 860 тысяч молодых рабочих и ра-
ботниц. Векоре поеле этого была введена
сдача обязательного госудатственного тех-
нического минимума для всех рабочих.

Самоотверженно трудились комсомольцы
на стройках второй пятилетки. Славной
страницей в историю комсомола за этот
период вхолит строительство нового Topo-
да — Комсомольска-на-Амуре. Еще вес-
ной 1932 года несколько сот комсомоль-
цев высадились на берегу Амура, у не-
больного села Пермское. В нескольких
птагах от селения начиналась  девствен-
ная, непроходимая тайга. Спустя два го-
та через лесные чаши и болота к ново-
му городу подошла железная дорога. Е

ой пятилетний план развития народного XLO-

тации, выставки. По решению ЦЕ ком-  .

в
этому времени здесь уже выросли цехи
нескольких заводов. Вместе с заводами в
тайге выфраетал большой. благоустроенный
город. Появились клубы, кинотеатры, шко-
лы, детекие дома, столовые, больницы.

Высокий пример трудового героизма по-
Казали комеомольцшы первой  Всесотозной
кочегарки —= Донбасса. Две трети комео-
мольцев. работали под землей, главным 0%
разом на механизированных участках, по-
казызвали пример в освоении новой техни-
‘ки. В 1935 году за заслуги в деле овла-
дения техникой и выполнения плана 1-
бычи угля и металла Доненкая организа-
ция комсомола была награждена орденом
Левина.

Более 13 тысяч комсомольцев Москвы
сооружали первые линии московского ме-
трополитена. В короткий срок овладели
они новой техникой, показали замечатель-
ные примеры трудового героизма. По прел-
ложению товарища Сталина, в 1935 г-
ду за особые заслуги по мобилизации
комсомольцев на строительство метро бы-
Ла, награждена орденом Ленина Московская
орфганизания ВЛКСМ.

Под’ем социалистической  экономнев
СССР  сопровождалея ростом количества
молодежи, занятой в народном хозяйстве.
Перед комеомолом стояла задача — вос-
питать всю эту молодежь в духе созна-
тельного отношения к труду. Кюмеомоль-
ские организации передовых заводов вые
ступили инициаторами новых форм сопи-
алистического. соревнования.

Не отставал и комсомол деревни. Вел-
хозная молодежь трудилась над выполне-
нием сталинского наказа, выдвинутого на
с’езде колхозников-ударников, —— сделать
колхозы большевистекими, а  колхозни-
kop — зажиточными. Борьбу партийных
и комсомольских организаций деревня за
зажиточную коахозную жизнь возтлавияи
созданные партией в 1933 году политот-
делы МТС и совхозов. В состав каждоге
политотдела, по предложению товарища
Сталина, был введен помощник начальни-
ка политотдела по комсомольской работе.
Пох руководетвом политотделов комсомол
деревни добилея решительного поворота
всех сельских комсомольцев лицом к кол-
хозному производству.

‚Стахановское движение

и молодежь
Веей своей деятельностью в помылен-
ности и сельском хозяйстве комсомол по-
могал партии воспитывать сознательных,
культурных ин технически грамотных строи-
телей социализма. Именно из таких людей
вышли зачинатели и инициаторы стаханов-
ского движения. которое товарищ Сталин
назвал «наиболее жизненным и непреодо-
лимым движением современности». Стаха-
новокое движение явилось выспим этапом
социалистического соревнования и_сытрало
неоценимую роль в дальнейшем развитли
Советского государетва.
В ночь с 30 на 31 августа 1935 года, в
канун Междунаюолного юношеского дня, на
комесмольском учаетке «Никанор-Воеток»
шахты Центральная-Ирмино в Донбассе
молодой забойщик Алексей Стаханов выфу-
бил за смену 102 тонны угля. До этого
фактическая добыча одного забойпика не
превьмнала 7—8 тонн за смену. Стаханов
превысил, таким образом, обычные нормы
добычи ‘угля в 14 раз!
У Стаханова сразу же напились пюследо-
ватели. Зачинателями нового движения за
под’ем производительности труда во многих
отраслях народного хозяйства явились ком-
сомольцы, молодые рабочие и колхозники.
На транспорте начал работать по-стаха-
новски машиниет-комсомолен Петр Юриво-
нос. Пионерами стахановского движения в
легкой промышленности быти молодые тка-
чихи-комсомолки Евдокия и Мария Вино-
традовы. В сельском хозяйстве выдвину-
лись стахановцы-—трактористы и комбай-
неры комсомольцы Прасковья Ангелина,
Константин Ворин, Прасковья  Ковардак.
Инициатором стахановского движения на
свекловичных полях явилась комсомолка
Мария Демченко.
Что это за люди — стахановцы? Откуда
к ним пришло такое умение? Этот волрое
задавали многие. Ответил на Него товарищ
Сталин в речи на всесоюзном совещании
стахановцев. Товарищ Сталин показал, чта
стахановцы — 970 рабочие и работницы,
молодые или средних лет, люди культурные
‚и технически подкованные, дающие образ-
цы точности и аккуратности в работе,
умеющие ценить фактор времени в работе
научившиеся считать время не только
мипутами, но и секундами. Эти люди впол-
не овладели техникой своего дела, научи-
лись выжимать из техники максимум того,
что можно из нее выжать. Товарищ
Сталин раскрыл значение  стахановского
движения для будущего натей страны, по-
казал значение его для постененного пере-
хола от социализма к коммунизму и унич-
тожения противоположноети между трудом
физическим и умственным.

Главное внимание —

всспитанию молодежи

Ё 1936 году во всех областях хозяйства
нашей страны победил социализм, были
ликвидированы последние экеплоататорские
элементы (кулаки, спекулянты и др.). 00-
ветекое общество состояло теперь из двух
дружественных классов — рабочих и кре-
стьян, а также интеллигенции, между ко-
торыми нет антагонизиа, вражды, хотя и
‹охранились еще некоторые постепенно
исчезающие классовые различия.

Bee эти и многие другие изменения, про-
исшедишие. в нашей стране, нашли выраже-
ние в новой Конституции СОСР, принятой
Чрезвычайным VILL Веесоюзным С’ездом
Советов 5 декабря 1936 года. Сталинская
Конституция — конституция победивигего
социализма. Она законодательно закрепила
великие права советских людей: на труд. на
отдых, на образование, на матернальное
обеспечение в старости, равноправие всех
национальностей.

В новой обстановке 960б0е значение при-
обретали вопросы коммуниетического вос-
питания молодого поколения, Между тем
многие комсомольские работники, привык-

И

шие к штурмовой работе на новостройках,
зачастую не умели воспитывать молодежь.
На этот серьезный недостаток обратил вни-
мание комсомола товарищ Сталин в беседе
© группой  комеомольских работников в
1935 году. Товарищ Сталин раз’яенил, это
комсомол является воспитательной органи-
зацией и своей работой должен помогать
партии вынелнять задачи, которые она
ставит перед страной.

На Х с’езде ВЛАСМ (апрель 1936 г.)
были утверждены программа и Устав
ВЛКСМ, определившие задачи Союза в но-
вых условиях. В разработке этих докумен-
тов ближайшее участие принял товариш
Сталин. Пе его совету сезд призвал все
организации ВТАСМ сосредоточить главное
внимание нз, коммунистическом воспитании
И образовании подрастающего поколения.

Участие в избирательной кампании по
выборам в Верховный Coser CCCP (ox-
тябрь-—=декабрь 1937 г.) явилось серьез-
ной политической проверкой комсомола, его
связей е массами молодых избирателей.
Подготовка к выборам была школой разно-
сторонней государственной — деятельности.
Много тысяч комсомольцев работали нред-
седателями и членами избирательных ко-
миссий. доверенными лицами, агитаторами.

Сотни тысяч юношей и девушек в дни
избирательной кампании выполняли разно-
образные поручения комсомольских орга-
низаций, сблизились с ними. Это снособ-
ствовале росту комсомола. Только за первое
полугодие 1938 года в комсомол ветупило
пелтора миллиона юношей и девушек.

Успехи социалистического строительства
в ОССР вызывали бешеное озлобление у вра-
гов народа. Потеряв опору внутри страны,
они не только не прекратили борьбы против
партии и советекой власти, но перешли
к самым острым средствам — диверсиям.
вредительству, террору. Ставка врагов ока-
залась битой. Органы советской власти ра-
зоблачили и ликвидировали основные
шпионско-диверсионные гнезда.

Товарищ Сталин призвал партию и нафод
к бдительности. Руководствуясь этим,
большевики провели болыпую очиститель-
ную работу, разгромили вражескую аген-
туру, пробравигуюся в партийный, совет-
ский, хозяйственный аппарат.

В октябре 1938 гола комсомол праздно-
вал свое 20-летие. Отмечая большие заслу-
TH комсомола по воспитанию десятков и ©0-
тен тысяч замечательных советских людей,

Центральный Комитет партии в своем пря-

вететвии к юбилею подчеркнул, что эти ус-
нехи были бы более значительными, если
бы ЦК ВЛКСМ не допустил серьезных отти-
бок в деле идейного воспитания молодежи,
очищения комсомола от вражеских элемен-
тов’и выдвижения новых кадров комеомоль-
«ких работников, Партия указала комсомо-
пу на эти оибки со всей большевистской
прямотой.

Векоре поеле этого, в ноябре 1938 года,
ne предложению ЦА ВКП(б) был созван
УП пленум ЦА ВАВСМ. Пленум установил,
Что тогдашние руководители ЦА комсомола
укрывали врагов народа, морально разло-
жившихся людей, чуждых партии и комсо-
холу, глушили сигналы рядовых радотни-
ков о неблагополучии в работе ЦЕ ВЛЕСМ.
Пленум ЦК ВЛАСМ изгнал твурушников из
комсомольского руководетва. Векоре после
этого они были разоблачены как враги на-
рода.

Одним из методов вредительства врагов
народа являлся развал работы по идейному
воспитанию молодежи. Комсомолу принтлось
проделать большую работу по ликвидапив
последствий вредительства в этой области.

Могучим средством идейного вооружения
партийных, советских и
кадров явился написанный товарищем
Сталиным «Краткий куре истории ВЕЛ (б)».
Выход в свет Kparkoro Kypca (сентябрь
1938 г.) был крупнейшим событием в идей-
ной жизни всей страны, вызвал огромный
интерес среди молодежи к изучению рево-
люционной теории.

Забота об укреплении

вооруженных сил

В годы мирного строительства комсомол
принимал активное участие в укреплении
обороны страны. Из гола в год крепла 006-
вая дружба комсомола и вооруженных сил
Советского Союза.

Значительным вкладом в дело строитель-
ства вооруженных сил Советского государ-
етва явилось шефство комсомола над Воен-
но-Морским Флотом. В первый же гол пеф-
ства комсомол дал флоту 6,5 тысячи луч-
ших своих сынов. С тех пор каждый год во
флот отправаялиеь новые и новые тысячи
отборных комсомольцев. Служба на морях
стала одной из самых популярных среди
молодежи.

В январе 1931 года на [Х с’езде комсо-
мол принял шефство над Военно-Вэздуш-
ных Флотом. Забота о пополнении летных
кадров стала с той поры важнейнтей обязан-
ностью ВЛАСМ. При активном участия
комсомола создавалась широкая сеть аэъ9-
клубов, в которых без отрыва эт производ-
ства готовились десятки тыеяч пилотов,
«тал массовым парашютный и планерный
спорт.

Партия постоянно учила комсомол ра-
стить молодое поколение здоровым и креп-
ким. Выполнить эти требования можно бы-
ла при широком развитии физкультурного
движения. Решительный полем физкуль-
турной работы среди молодежи начался в
1931 году. По предложению комсомола был
разработан и введен в жизнь физкультур-
ный комплексе «Готов к труду и обороне
СССР» — основа советской системы физи-
ческото воспитания. Благодаря этому физ-
культурное движение в СССР получило ис-
ключительный размах, стало подлинно на-
родным. Уже в 1936 голу физкультурой
занималось 9 миллионов человек.

Большую помощь оказал комсомол в ра-
боте общества содействия обороне — 0со-
авиахиму ОССР. Особым вниманием комео-
мольеких организаций пользовались оборон-
ные виды порта, в частности стрелковый.
заочные комсомольские соревнования в
1928—1929 годах, стрелковые походы в
1932 — 1933 годах положили начало еже-

сомола были введены нормы на значок
«Ворошилавекого стрелка», организованы
стрелковые клубы и школы снайперов.

Вся работа комсомола по физическому
воспитанию молодежи, по развитию авиа-

комсомольских‘

©

ционного, планерного, параптютного, стрел-
кового спорта проводилакь в интересах ук-
репления оборонной мощи Советского го-
сударства.

В 1936—1937 годах вокруг СССР скла-
дывалась тревожная междунаролная 00-
становка. Агрессивные фашистекие  госу-
дарства — Германия. Италия. Япония —
разжитали пожар второй мировой войны,
открыто угрожали Советекому Союзу. Все
это вынуждало советекий нарол улелить
060б0е внимание укреплению боевой ro-
товности страны.

«Нужно. — писал товарищ Сталин в ®т-
вете на письмо комсомольского пронатад-
диста Иванова (февраль 1938 г.}. — вее-
мерно усилить и укрепить нашу Врасвую
Армию. Красный флот, Красную авиапию,
еоавиахим. Нужно весь напь нарол 1ер-
жать в состоянии мобилизапионной готор-
ности перед лицом опасности военного
нападения. чтобы никакая «случайность»
и никакие фокусы нангих внетиних врагов
не мотли застигнуть нае враесплох...».
Этот призыв товарища Сталина имел ог-
ромное значение для поднятия мобилиза-
ционной готовности советского народа. Мо-
лодежь под руководством комсомола уси-
лила военную подготовку.

Боевой проверкой для нашей молодежи
явилась ликвидация военных авантюр
японцев.  попытавшихея прошупать юре-
поеть наших дальневосточных  гранин. В
боях у озера Хасан в 1938 году и на реке
Халхин-Гол в 1939 году тысячи солдат и
офицеров Советской Армии показали всему
миру замечательные образцы героизма и
отваги. Молодежь была в первых рядах ге-
роев. Правительство высоко оценило ее
подвиги. Свыше пяти тысяч человек моло-
дых красноармейцев и командиров, repos
Хасана, было награждено орденами и ме-
далями Советского Союза. Десятки были
удостоены высокого звания Героя Созет-
ского Союза.

Зимой 1939/40 года международные
поджигатели войны спровоцировали вы-
ступление финской военщины против Co-
ветекого Союза. Советское правительетво
было вынуждено силой оружия обеспечить
безопасность Ленинграда и наших северо-
западных гранин. В результате героиче-
ского наступления Врасная Армия штур-
MOM прорвала  «неприступную» линию
Маннергейма ий  устремилае вперед.
Финляндия вынуждена была отказаться от
своих захватнических замыслов и заклю-
чить мирный договор.

3a героизм, мужество и отвагу, прояв-
ленные в боях © белофиннами. несколько
тысяч бойпов. командиров и политработни-
ков правительство награлило орденами и
медалями. 416 человек были улостоены
звания Героя Советского Союза. В их чие-
ле было 77 комсомольцев и много мололых
коммунистов. воспитанников ВЯБСМ.

В годы третьей

сталинской пятилетки

Вторая сталинская пятилетка. каки
первая, была закончена досрочно — в на-
чале 1937 года. «...СССР ветупил в н0-
вую полосу развития, в полосу завершения
строительства социалистического  общест-
Ba и постепенного перехода к коммуни-
стическому обществу...» («Краткий курс
истории ВЕП(б)»).

В марте 1939 года состоялся ХУШ г езд
большевиетской партии. На этом с’езле
товарищ Сталин подвел итог победам,
одержанным страной за годы первых двух
пятилеток. Перед партией и народом была
поставлена величественная задача: в те-
чение ближайших 10 — 15 лет перегнать
передовые  капиталистические страны в
экономическом отношении. т. е. но зазмеру
промышленного произволетва на душу на-
селения. Без решения этой основной эконо-
мической задачи невозможно  ностроить
коммунистическое общество.

По докладу А. А. Яданова с`езд внес из-
менения в Устав ВКП(б}. Товарищ Жданов
в докладе по этому вопросу отметил, чте
комсомол всей своей работой призван гото-
вить комсомольцев для активной государ-
ственной и партийной леятельности. быть
еще более активным помощником во всем
государственном строительстве. Исходя из
этого. е`‘езд включил в Устав ВАП(0) спе-
циальный раздел «Партия и комсомол».
Этим партия еше раз подчеркнула исклю-
чительное внимание, которое она улеляет
своему боевому помощнику — комеомолу.

Выполняя директивы ХУШ с езда nap-
тии, комсомол развернул энергичную рабо-
TY по вовлечению всей молодежи в сониа-
листичеекое соревнование имени третьей
сталинской пятилетки Комсомол принял
тшефетво над крупнейшими строительетва-
ми. Свова. как в толы первых пятилеток,
десятки тысяч комсомольцев направлялись
на нолтефные стройки. Ударные бритаты
молодежи показывали там образцы стаха-
новекото труда.

Комеомольские организации села раз-
вернули соревнование за право участво-
вать во Всесоюзной сельскохозяйственной
выставке 1939—1940 тг. Выставка была
всенародным смотром побед, достигнутых
колхозным крестьянством под руководством
партии Ленина— Сталина в деле социали-

стического переустройства сельского X9-
зяйетва.
0собое внимание уделял в это время

комсомол работе в школе. С каждым годом
значение птколы весе больше возрастало.
Между тем, многие комсомольские органи-
запии, не понимая этого. явно не дооцени-
вали важность воспитания учашейся м0-
лодежи. По предложению ЦК ВВП (5) воп-
рое о коренном улучшении всей практики
работы комсомола в школе обсудил Х пле-
нум ПК ВАКСМ (ноябрь 1939 г.).

Новым ответственным участком работы
комсомола явились школы и училища го-
сударственных трудовых резервов, учреж-
денные по предложению товарища Сталина
Указом Президиума Верховного Совета
СССР (октябрь 1940 г.}. С первых же лней
создания Училиш и тикол трудовых резер-
вов самую активную помошь им оказали
комсомольские организации.

Решая исторические задачи сопиалисти-
ческого строительства. советская  моло-

годным состязаниям. По предложению ком-   дежь. комсомольны вместе со всем наротом

были заняты творческим, созплательным
трудом. В это время грянула военчая буря.
На нашу землю вторглиеь полчища номец-
ких фашистов. Началась Великая Отече-
ственная война.