‚ №

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

СРЕДА, 5 НОЯБРЯ 1941 г. № 262 (7638)

Советские летчики-соколы! Беспошадно громите врага в воздухе и на земле:

Налет на Данциг,

3 ноября с наступлением темноты 6 со-
ветских аэродромов поднялись тяжелые
бомбардировщики и взяли курс на Данциг,
Венигеберг и Риту.

Е этим дальним ответственным и опае-
ным рейсам в тыл врага летчики готови-
лись тщательно и с особым пол’емом. Мат-
шруты были разработаны ло мельчайших
деталей. Вее строилозь на внезапности, не-
ожиданности налетов. Поэтому летчики не
ждали хорошей поголы для старта.

Вылетели в сильную облачность. 0бла-
ка стлалиеь так низко и были столь гу-
сты, что уже вскоре после взлета нельзя
было различить очертания крыльев. Приш-
лось пробивать облака. Но за первым
слоем шел второй, третий — несколько
ярусов облаков! Самолеты потнялись
большую высоту. Летели вслепую.  Аэро-
навигационное оснашение мошных возлуш-
ных кораблей позволяет летать велепую
на любые расстояния. Мастерство совет-
ских летчиков в вожлении самолетов по
приборам общенризнанно.

Линию фронта узнали по розовому от-
тенку облаков-—били зенитки. Сталинекие
соколы летели над родными местами. Они
не видели их, но каждый яветвенно себе
их представлял и с болью думал о том, что
там сейчас происходит, И от aroro еще
более жгучей становилась ненавиеть Е
врагу.

Изредка на фоне белых облаков, ме-
стами подсеребренных луной, зияли чер-
ные пятна — это были «окна». Но’ через
них ничего нельзя было разглядеть.

Прошло уже несколько часов утомитель-
ного пути в разреженной атмосфере, в за-
облачных высотах. Шел то Her, то
дождь. Самолеты начинали  обледеневать,
становились тяжелее, и тогда летчикам

Итоги многодневного боя

Дождь и снег. Болота, напоенные осен-
ней влагой. грунт, пропитанный водой на-
столько, что окопы можно рыть. лишь на
тлубину в полметра. Размытые, топкие до-
реги, засасывающие не только автомобиль,
HO даже запряженных в телеги коней. Вот
места, где ведут жестокий, многодневный
бой части командира Рокоссовского. Воло-
коламское направление — участок фронта,
подвергающийся наиболее сильному нати-
ску со стороны германских войск, рвущих-
ся к Москве.

Яростным, упорным сопротивлением на-
ши части сдерживают натиск врага: Имея
‘тройное превосходство сил, немцы в пер-
вые дни наступления на этом участке бро-
вали в бой большие группы танков — по
100—150 машин. Они были уверены в
успехе. Бойцы и командиры, защитники
Москвы, сумели поколебать эту уверен-
‘ность. В одной из схваток в первой поло-
вине дня они вывели из строя 27 фа-
шистеких танков, во второй—20 танков.

Боясь понести крупный ‘урон, немпы
изменили тактику. Действия их танковых
трупн стали более осторожными. Танки
идут в наступление только е пехотой, на
200 метров впереди, и, натолкнувшись на
умелую противотанковую оборону, сразу
отходят назад. Тактика вынужденная, на-
вязанная врагу нантими бойцами и коман-
лирами. Большую роль сыграли здесь
артиллеристы. Достаточно сказать, что в
последних боях артиллерийская чаеть май-
ора Ефременко подбила 69 вражеских тан-
ков, артиллерийская часть капитана Алеш-
кина вывела из строя 51 танк, бойцы
усмандира Панфилова уничтожили 45 тан-

Контрудар частей т, Рокоссовекого

ВОЛОКОЛАМСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 4 ноя-
бря. (По телефону от соб. корр. «Изве-
стий»). Сегодня в 10 часов утра части
командира Рокоссовского, действующие на
одном из участков Волоколамекого напра-

вления, перешли в контрнаступление на
противника.
Разведкой было установлено, что в

районе пункта Р. фашисты сосредотачи-
вают значительные силы. Сюла были пол-
тянуты Два мотомеханизированных и один
танковый полк 5-й немецкой тавковой
дивизии. В направлении этого пункта
двигалась неменкая. артиллерия. Было яс-
но, что противник готовит на этом участ-
ке удар с целью обойти наши груплиров-
ки и приблизиться к Москве. Команлева-
ние приняло решение не дожидаться, пока
противник закончит сосредоточение своих
сил и нанесет удар. а первыми нанести
удар, расетроив замыелы врага.

Первое слово предоставлено артиллерл-
стам. Артиллеристы тов. Ефременко обру-
шили на головы фашистов шквал огня и
металла. За огневым валом пошли в ата-
ку пехотинцы тов. Швецова. В первой же

На Северном фронте рука об руку с военно-воздушными силами Красной Армии
успешно оперируют английские летчики. На снимке — летчики эскадрильи капи-
тана Росса возврашаются после выполнения боевого задания.

Фото снециального военного корреспондента «Известий» Г, Зельма,

на.

ООС pe СО КА ИВА ЩИ
olen nt

‚4 минометных и пулеметных точки про-

Кенигсберг, Ригу

приходилось напрягать вее силы, чтобы
вести их вперед. Легче, чем другим, это
удавалось тем, кто имел большой опыт
самолетовожления в арктических  усло-
виях,—например, Пусепу. Только высокое
мастерство штурманов позволило выйти
точно на пель.

Летчикам Влебанову, Ковязину и дру-
гим, летевшим на Ригу, повезло. Нал мо-
рем облачность стала реже, в разрывах
отчетливо была видна кромка облаков и
в одном из изгибов — порт. Здесь летчики
имели возможность произвести прицельное
бомбометание и наблюдать взрывы и по-
жары в порту.

Особенно плохая погола была нал Ке-
нигебергом. Наши воздушные корабли,
стремясь пробить сплошную облачность
над городом, спустились до 200 метров.

Но облака стлались еще ниже. Охнако.

огонь немецкой зенитной артиллерии под-
твердил, что бомбы и здесь были еброше-
ны на пель. Нри этом особенно отличил-
ся экипаж самолета, который вел летчик
Галинский.

Успенено был произведен налет на Дан-
циг. Здесь, правда, советские корабли бы-
ли обстреляны сильным огнем зенитной
артиллерии, небо прошупывалось мошны-
ми прожекторами, но советские корабли
были вне их досягаемости и сбросили на

цпига весь свой сокрушительный груз. 0т
взрывов и пожаров облака окрасились в
багряный цвет,

Несмотря на исключительно сложную и
неблагоприятную  метебрологическую 05-
остановку, все советские самолеты достигли
пели, выполнили боевое задание. °

Капитан А, ИВАНОВ,

ков, а всего на участке, где сражаются
части командира Рокоссовекого, немцы по-
теряли за эти дни около 200 танков. У
немцев есть все основания стать более
осторожными!

Поистине героически дерутся бойцы
командира Панфилова. При явном чиелен-
ном перевесе‘ в дни самых жестоких своих
атак немцы смогли продвигаться вперех
только на полтора километра за сутки. Эти
пелтора километра давались им очень до-
pero ценой, земля буквально сочитея
ERPOBBIO фашистских солдат.

В последние дни на Волоколамском на-
правлении немцы  подтягивают резервы,
производят перегруппировку сил, пытают-
ся прощупать слабые места нашей оборо-
ны. Бойцы и командиры в частях Рокое-
COBCKOTO твердо решили: таких слабых
мест быть не должно! В осенней стуже, в
болотах они роют по всему участку фрон-
та волчьи ямы и завалы, воздвигают бар-
рикады, ведут оконные работы. Общее ‚на-
строение в эти суровые дни боев под’ Мо-
сквой выразил на беседе, проведенной в
окопах, боец Воробъев. Он сказал:

— С этого боевого оборонительного участ-
ка отходить дальше не нмеем права. by-
дем биться ло последней кашли крови. Бу-
лем вести баррикадные бои в каждом се-
ле, но врага не допустим к столице. Враг
сможет пройти здесь ‘только через наши

трупы.
В. КРИГЕР,

спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Волоколам-
ское направление.

схватке немцы потеряли до 200 человек.
Нами захвачено 3 орудия, 6 пулеметов,
миномет, много винтовок, патроны.

За первые часы боя наши части 065о-
бодили от фашистских захватчиков села
Михайловское, Федьчино, Марьино и ряд
других. Танкисты т. Малыгина полностью
использовали мощь своих машин. Танк,
которым командует старший сержант
т. Алешин, получил в бою несколько про-
боин. Но отважные танкисты продолжали
истреблять фашистскую нечисть. 80 уни-
чтоженных соллат и офицеров — такэй
счет открыл экипаж т. Алешина в первый
день наступления.

Батарен тов. Логвиненко уничтожали
тивника. Отрезав танки
его пехоты,

противника от
артиллеристы помешали ему

перейти в контрнаступление:

Кавалеристы группы т. Доватора успеш-
но действовали по тылам и коммуника-
HIM противника.

В исходу JHA наши передовые части
продвинулись в глубь расположения про-
тивника на 6 километров.

’   HERBY, попытки
военные и промышленные обекты Пан-  НИБУ/ Во Beex случаях

а здравствуют советские летчики!

Бои у озера
Ильмень

В районе юго-восточного побережья озе-
ра Ильмень часть тов. Морозова вот уже
две недели ведет ожесточенные бои с не-
мецкими войсками.

17 октября, стремясь поддержать свои
соединения, действующие на Калининеком
направлении, германекие войска перенгли
в наступление по всему участку фронта,
обороняемому частями тов. Морозова. В
первые лни боев фашистам удалось вкли-
ниться в линию налней обороны и занять
несколько населенных пунктов, в чаетно-
сти деревни Б. и С. Этот временный
успех обошелся фашистам дорого. Доста-
точно сказать, что немецкие чаети, насту-
павшие против подразделения майора Ге-
русова, за семь дней боев потеряли убиты-
ми и ранеными более двух тысяч человек.

С каждым днем наступательный порыв
немцев угасал. На отдельных
враг вынужден был, перейти к обороне.
Но тем не менее Удары по нашим частям
продолжались. Противник прибегал к все-
возможным  уловкам. То он сильным 8р-

тиллерийеким огнем пытался пробить y3~

кий коридор в нашей обороне и туда бро-
сал свои. батальоны, то начинал атаку
без всякой огневой подготовки, ‘надеясь
врасплох застать наши части, посеять па-
врага
срывалиеь. Оставляя на поле боя убитых
и раненых, враг откатывалея на исходные
позиции.

Весьма характерен провал наступления
врага, предпринятого им утром 29 октяб-
ря. Врупный разведывательный отрял нео-
жиданно пошел в атаку и вклинилея было
в расположение наших передовых частей.
Немцы открыли по нашим бойцам сильный
огонь из автоматов и минометов, но ряды
обороны не дрогнули. Немцы были взяты
в клещи бойцами части тов. Назарова.
Пленный солдат Фридрих Вурм рассказал:

— В нашем разведотряде в начале бо-
в было 700 солдат, а сегодня перед ата-
кой — веего 300, да и то значительная
часть из них осталась на поле сражения.

Не добившись успеха в октябрьеких бо-
ях, потрепанные немецкие части снова за-
рылиесь в землю и залегли в обороне. Ha-
ша авизция за вторую половину октября
уничтожила на этом участке фронта 38
самолетов противника, 13 автомашин, 10
танков и бронемашин.

Не давая врагу возможности опра-
BHTECA от понесенных им потерь, часть
тов. Морозова 31 октября начала наступ-
ление на деревню Б., занятую немцами
17 октября. После сокрушительной артил-
лерийской подготовки подразделения тт.
Горе, Фролова, Богланова, Селевцова, 0б-
разуя полукруг, пошли в атаку. Уже через
час наши бойцы ‹ ворвались в центр де-
ревни. На улицах деревни, об’ятой огнем,
шел бой за каждый дом. В вечеру была
взята южная окраина. С севера и северо-
запада врага теснизи другие наши полраз-
деления. Бой продолжается уже несколько
дней. Наши части, преодолевая упорное
сопротивление врага, воздвигнувшего сте-
HY заградительного огня, переходящего в
яростные контратаки, выбивают противни-
ка из его оборонительных точек, нанося
ему больнюй урон.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 ноября.
(От спец. корр. «Известий»).

Атака торпедных
катеров

Торпедные катера шли на запад. Рев
моторов заглушал человеческие  голоза,
монотонные звуки волнующегося моря.
Ha командирском мостике передового ка-
тер» стоял невысокого роста крепкий че-
ловек. Младший лейтечант Александр Ша-
балин внимательно всматривалея в море,
в берега, в потемневиеюе. вечернее небо.

Вдали показались очертания чужого бе-

рега. Шабалин оглянулся назад. Катер его

близкого друга Хапилина следовал за ним.
Перед походом, не говоря ни слова друг
другу, они заключили негласный договор:
каждый должен был возвратиться с победой.

Море было пустынно. Спустилея лег-
кий туман. Напрасно сигнальщик Трево-
гов напрягал зрение, — вражеских кораб-
лей он не видел. Влруг © катера Хапили-
на передали сигчал. Прикрываясь бере-
TOM, шли четыре неменких корабля. Oba
катера круто повернули и пошли на сбли-
жение с врагом. Это были два крупных
военных транспорта, шедшие под охраной
сторожевых кораблей.

Неожиданно Хапилин изменил курс.
Пабалин заметил это. Хапилин решил по-
мочь Шабалину. Искуеным маневром на-
чал он отвлекать внимание врага в 0т0-
рену, противоположную той, откуда дол-
жен был последовать торпедный зали Ша-
балина.

Самый крупный вражеский транспорт
показалея на лунной дорожке. Шабалин
нацелил корпус калера на транспорт. Ре-
шающие секунды. Расчет надежный и
точный. И все же было трудно, так труд-
но, как если б с размаху ткнуть нитку в
ушко иголки. Торпеды одна за другой по-
шли по лунной дорожке. Раздалиеь оглу-
шительные взрывы. Шабалин видел, как
полетели трубы, мачты, верхние палубы
транспорта.

Новая серия взрывов. Это был второй
транспорт, потопленный катером Шабалина.

Сторожевые корабли открыли по кате-
ру Хапилина бешеный огонь трассирую-
щими снарядами. Шабалин мгновенно ре-
шил помочь Хапилину. Катер развернулся
и поставил дымовую завесу. Еше долго
потом наблюдал Шабалин красные и зеде-
ные пунктиры летевших снарядов. Они
рвались далеко.

Батлер Шабалина был ужо в гавани,
когда к берегу полошел катер Хапилина.
Друзья пожали друг другу руки:

— Поздравляю с успехом!

— Спасибо за помощь.

А. СКЛЕЗНЕВ,
спец. корр. «Известий».

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 4 ноября.

участках.

(Из лозунгов ЦК ВКП(б) к ХХГУ годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революций).

В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ (Западное направление).
майора Танасчишина выезжают на выполнение боевого задания.

Фото оператора Союзкинохроники Т. Бункмовича.

Мотоциклисты части

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 4 ноября.
(По телеграфу. от спец. корр. «Красной
звезды»). На одном участке Ленинградекого
фронта противник, находившийся здесь
долгое время в обороне, за последние дни
резко повыеил активность. Силами до че-
тырех-пяти пехотных дивизий, с танками
он начал движение по двум направлениям
5 важным пунктам, пытаясь перерезать
наши коммуникации, Действия развертыва-
ются среди лесов, полузамерзших озер и
болот,

Немецкое командование,  двинув свои
войска по обходным путям, не расечитыва-
ло встретить в этих местах серьезного
сопротивления. Противник просчиталея. дн
встречает на каждом шагу сильное проти-
водействие. Лишь кое-где немцам уталось
проникнуть в наше расположение. На мно-
гих участках инициатива переходит в на-
ши руки,

Форсировав реку, немцы начали прибли-
жаться к станции, намереваясь выйти на
железнодорожный путь. Подразделения тов.
Пархоменко и наши танкисты решитель-
ным контрударом опрокинули фашистов и
отбросили их за реку. В одном из пунктов
развернулась упорная борьба. Здесь храбро
сражается часть Петрова. Она не только
отразила попытки врага продолжать дви-
жение, но и перешла в контратаку. Сей-
час бойцы Петрова теснят фашистов. На-
ши отряды окружают и уничтожают про-
сочившиеся группы немецких автоматчи-
ков-лыжников.

Немецкое командование, видимо, придает

немалое значение операциям, развернув-

Лицом

Елва ли кому из летчиков удавалось

в воздушном бою так близко, лицом к ли-

цу, встретиться с противником, как ка-
питану Алабину. Обычно этому препят-
CTBYIOT значительное расстояние и боль-
шие скорости, с которыми проносятся
самолеты один мимо другого. Но тут слу-
чЧилось так, что капитан Алабин столк-
нулея с врагом буквально носом к носу.
Вот как это произошло.

Капитан Алабин со своей группой час-
то навещал одно финское пюссе. Олнаж-
ды после удачного налета на этой до-
роге три дня не было видно признаков
жизни. На повороте’ валялись сбитые в
кучу обгоревшие грузовики, чернели не-
убранные конские трупы, Казалось, что
финны в знак траура решили этим 11ос-
ce больше не пользоваться, но на четвер-
тые сутки враг ожил. Когда капитан
Алабин в сопровождении молодого  летчи-
ка Андруса совершал свой обычный по-
лет, справа от крыльев истребителей
вдруг появились красивые пунцовые ша-
ры размером немного меньше кулака.
Это били автоматические зенитки. За ша-
рами красными пунктирами следовали
трассирующие пули  крупнокалиберных
пулеметов, потом начали  вспыхивать
Чрные разрывы снарядов. Но они рва-
лись далеко позади самолетов, так как
финские артиллеристы еще не успели
пристреляться к нашим новым машинам,
скорость которых намного превышала
скорость старых истребителей.

Закончив развелку, летчики повернули
домой. Погода изменилась. Вверху шел
снег, внизу — дождь, в просветах мокрая,
сверкающая ледком земля продолжала по-
сылать им неприветливые красные ша-
ры. Внезапно капитан Алабин увидел вра-
жеский истребитель. Алабин качнул Анд-
русу крыльями и бросился в атаку. Враг
пыталея скрыться в облаках, но облач-
ность была редкая, прозрачная, и машина
скользила в ней, как призрак. Алабин
крестил ее огнем из пулеметов, резал
очередями. Андрус прикрывал капитана
сверху. Наконец, немец сорвался в што-
пор. Он делал беспорядочные витки, Не-

доверчивый Алабин прошел мимо, желая

удостовериться, точно ли врагу пришел
конец. Андрус продолжал прикрывать ка-
питана сверху. Немец исчезал в дожде-
вой пелене. Алабин упрямо следовал за
НИМ.

Вдруг из евоседнего облака выныр-
нул еще один немец. Это было так не-
ожиданно, что капитан сначала разозлил-
ся: как это ухитрилея немец так быстро
обернуться? Но чувствовалось по всему,
что это был другой самолет. Ero вел асс,

Е И АН ра ОШ ЗЕНА ОИ НОА у ЕН ПЕНИ

Атака фашистов встретила
упорное сопротивление

шимся на налем участке фронта. Дело
в том, что геббельсовские врали давным-
давно оповесгили, что Ленинград оконча-
тельно окружен. В действительности из-
рядно истрепанная армия фон Лееба толь-
ко сейчас пытается осуществить то, что
Геббельс на бумаге обещал свыше лвух
месяцев назад. Но продвижение глав-
ных сил немцев сейчас остановлено. На
всем участке боев нарастают наши контр-
атаки.

На всех остальных участках фронта
наши части продолжали прочно удержи-
вать занимаемые рубежи. В наиболее важ-
ных районах наши активные действия
протекают © прежней силой.

Беспрерывно работают развехывательные
группы многих частей. В одном районе
труппа разведчиков встретилась с боль-
шим по численности немецким отрядом, за-
вязался бой, в результате котерого убито
8 немецких солдат и олин взят в плен,

Вее эти дни напряженно работает наша
авиация. Летчики тов. Данилов» несколько
раз удачно атаковели пехоту противника.
Звено млалшего лейтенанта Тимшенко, ата-
ковав фаптистокую автоколонну, уничто-
жило 2 автомашины и несколько повре-
хило. Другая группа налних самолетов под
командованием лейтенанта Леончика унич-
тожила 5 фашистеких орудий и 4 apro-
машины. Возвращаясь на свой аэродром,
летчики атаковали скопление вражеской
пехоты. Убито и ранено около сотни фа-
шистов.

. Старший политрук В. ХЕЙСТВЕР.

к лицу

Он нагло лез в лобовую атаку. Уверен-
ный в своих силах, капитан Алабин то-
же не сдавал. Между ними протянулись
трассы пулеметных очередей. Алабин ви-
дел, что перед ним очень серьезный про-
тивник, и у него захватывало дух от не-
преохолимого желакия ударить его прямо
в 106 винтом, мотором, всей малиной. И
асс словно угадал его желание.  Он резко
yyuex, набрав высоту. Алабин лез за ним.
Асс уходил в облака. Алабин нажал и
подобрался к его хвосту. Асс уходил все
выше и выше, Алабин стрелял. Он ви-
дел, как от самолета противника отлета-
ли куски, но он не дымил и не падал,
бронированная спинка спасала acca or
пуль. Алабин кусал губы от волнения,
но выдерживал характер и прололжал
наседать на немца. Гле-то сбоку прешел
Андрус. Алабин стрелял. Наконец, у него
кончились патроны. Тогда он решил ру-
бить противника винтом.  Приготовился,
вздохнул поглубже и подошел к врагу

на малой скорости. Не вышло. Самолет
Алабина, потеряв скорость,  провалилея.
Вапитан решил атаковать на скорости.

Немец тем временем опять полез вверх.
Алабин, не теряя больше ни минуты, дал
газ и подошел быстро к хвосту асез. Тот
оглянулся и задрал хвост. В этот момент
Алабин ударил врага снизу. (о скреже-
том смялнсь у врага шасси. Винты, стуЕ-
нувитись друг о лруга, лопнули. Моторы
остановились. Наступила полная’ тишина.

0ба самолета, сцепивнеись, еще продол-
жали по инерции лететь вперед. И капи-
тан Алабин посмотрел наверх. Оттуда на
него смотрел асе. Они с секунлу расема-
тривали друг друга. Немец был рыжий,
худощавый. Глаза ero темнели, как ды-
ры, закрытые очками. Желая выскочить
из кабинки, асс привстал, и Алабин уви-
дел на его груди два креста. Капитан не
omnées. Перед ним действительно был
прославленный коршун, разбойник, убяй-
ца многих беззашитных женщин и летей.
Судорога ненависти и отвращения пронтла
по телу капитана. Он с силой отжал от
себя ручку. Машина ero еразу ушла
вниз, ударив врага натюследок стабили-
затором в брюхо. Самолет асса, перевер-
HYBIUHCh несколько раз, камнем пошел
вниз. Капитан Алабин тоже падал. Рули
его больше не. слушалиеь. Тогда он вы-
прыгнул с парашютом. Опускаясь, Алабин
увилел над собой самолет Андруса, охра-
нявшего его. В лесу пылала машина нем-
ца. Спокойствие овладело душой капитана
Алабина. Он хорошо выполнил свой долг.

В. КУРОЧКИН,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 ноября.

Дивизия
„Мертвая голова“

Против наших частей на одном из
участков Северо-Западного фронта Гитлер
бросил отборную дивизию «СС», носящую
претенциозное название «Мертвая голова».

Эсэсовские дивизии формируются из
охранных отрядов, из добровольцев «чие-
той расы». Эсэсовцы — опора, становой
хребет гитлеровской армии.

Дивизия «Мертвая голова» была созда-
на в 1939 году. Эти фашиетские «гуса-
ры смерти» прибыли 25 июня под коман-
дованием  генерал-лейтенанта Эйка на
Восточный фронт. Через 5 дней солдат
Герберт Фриден хвастливо писал своим
родителям: «Мы разгромим Россию в не-
сколько недель», а его друг Герман Влинт
уверял своих родных: «С русскими скоро
покончим, а потом надо рассчитаться ©
англичанами».

С тех пор прошло более четырех меся-
цев, а дивизия «Мертвая голова», соби-
равшаяся скоро покончить с русскими, &
потом начать свои расчеты © англичанз-
ми, застряла в болотах. Еще 26 сентября
команлир 6-й роты 3-го полка дивизии
«Мертвая голова» в своем приказе писал:
«Занимаемые нами сейчас позиции, не
взирая ни на что, удержаны. С данного
момента стрелять только тогда, когда по-
кажется противник, или если он пойдет
в наступление. Бесемыюленяая стрельба
по кустам может только усугубить недо-
статок в боеприпасах».

Не от хорошей жизни издаются такие
приказы ;

3a первые месяцы войны отборная фа-
шистокая дивизия в боях с частями
Красной Армии понесла огромные потеря
в личном составе. Санитар дивизии
«Мертвая голова» Буковский в одном из
писем на родину писал: «Здесь, в Рос-
сии, мне пришлось уже всякое пережить!
Вы можете это себе представить прежде
всего потому, что я нахожусь в команде
путешественников на небеса, — так на-
зывают нас воледстзле наших больших
потерь». Буковский не ошибся. В середи-
не октября он, действительно, вслед за
тысячами других своих товарищей отпра-
вился в путешествие на небеса.

Переводчик Гельмут Шипский, работазв-
ший при штабе дивизин и попавший ‘к
нам в плен, заявил, что дивизия «Мерт-
вая голова» до 20 сентября потеряла
7.000 человек убитыми и ранеными.  Тя-
желью потери дивизии подтверждаются
материалами налпей разведки и показа-
ниями других пленных. «В моем взводе
было вк началу войны с Россией 76 ue-
ловек, & сегодня только 24; из них мно-
THe дважды ранены», -—— пишет один сол-
дат к себе на родину. Пленный Теодор
Фирек из дивизиона противотанковой ap-
тиллерии 3-го полка говорит: ` «В’ моей
роте из 170 человек осталось не более
30 человек». i

Убыль в дивизии «Мертвая голова»
была восполнена резервистами, тлавным
образом из немцев, проживающих в окку-
пированных Гитлером странах. В боль-
шинстве это — мальчишки 17 — 18 лет.
По пути на фронт один из таких добро-
вольцев 17-летний  Фредер записая в
своем дневнике: «Мы видим повсюду мо-
гилы эсэсовцев». 21 сентября в том же
дневнике есть такая запись: «Наша по-
возка с хлебом не подотнла. Мы ‘украли
с повозки другой части 5 хлебов».

Более обстоятельно 6 настроениях pe-
зервистов рассказывает едавшийся в плен
19-летний Герман Дзус: «Наше пополне-
ние прибыло на фронт. в первую неделю
сентября. Сперва у всех было большое
воодушевление, но за последние недели
настроение ухудигилось. Главная причина
в том, что дивизия не двигается, а топ-
чется на месте. Солдаты сидят в блинда-
max без шинелей. Огонь русской артилле-
рии не позволяет даже носа ВЫСУНУТЬ ИЗ
окопов. Теперь нет никакой надежды на
то, что война кончится ло зимы».

Недавно командир дивизии  генерал-
лейтенант Эйк выступия с речью 6
целью поднять боевой дух солдат. Он
обещал: «Мы не будем зимовать в Рос-
сии. Мы, возможно, поедем в Африку»...

Таковы дела в дивизии «Мертвая го-
лова».

‚Л. КУДРЕВАТЫХ,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 ноября.

Заявление польского
солдата

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 4 ноября.
(Спецкор ТАСС). В первом же б0ю с
нашими частями поляки, насильно моби-
лизованные в немецко-фашистскую ар-
мию и зачисленные в состав 478-го пехот-
ного полка, бросили оружие н сдались в
плен.

Поляк Юзеф Вовжик при едаче в плен
сделал следующее заявление:

— Я добровольно сдаюсь в плен. Я был
свидетелем неслыханного террора, который
начался с первых же дней. вступления
гитлеровских орд на тегриторию Нельши.
В течение всего времени с момента окку-
нации польской территории немцы бес-
прерывно вывозят тызячи ни в чем не-
повинных людей в тюрьмы и кон-
центрационные лагери. У крестьян отби-
рается весь хлеб. К польскому населению
фашисты относятся, как к рабам.

Польские солдаты в гитлеровской 2
мни содержатся отвратительно. Они ‘вла-
чат там полуголодное существование. Еще
находясь в 12 территориальном батальоне,
поляки договорились между собой о том,
Что, как только часть попадет на фронт,
при первой возможноети сдаться русских
в плен. Этот замысел теперь удалось
осуществить. Все мы хотим попасть в
польскую армию, формируемую на террито-
рии СССР, чтобы вместе с вами — рус-
скими — бить проклятых немцев.

Похлобные заявления сделали и многие
другие пленные поляки.

>

Se

i

a Ag, pa temem