Ленин в искусстве.

Игнатий Хвойник.
Ленин в скульптуре.
(Итоги и перспективы.)
1.
Иконоборец в глубочайшем значении этого слова, Ленин и во вторую годовщину смерти все еще неприступен, все еще ускользает от дружного и настойчивого натиска наших художников. Целыми фалангами кистей и резцов двинулись наши лучшие мастера на овладе
ние этим лицом, этой головой, этой фигурой. И все еще нет портрета Ленина. Есть более или менее удачные приближения, к портрету, попадаются хорошо схваченные отдельные черты и детали, .но нет полного облика, нет того цельного, внутренне слаженного и внешне за
конченного образа для нас и истории, о котором так изумительно-верно выразился один из наших поэтов:
Портретов Ленина не видно— Похожих не было и нет...
Века уж дорисуют, видно,
Недорисованный портрет...
Это в равной мере относится и к изображениям Ленина, созданным при его жизни, по живой, так сказать, модели, и к многочислен
ным работам, появившимся после его кончины. Это одинаково верно как в области живописи, так и в области скульптуры. При жизни Ле
нина не успели или не сумели создать портрет крупнейшей фигуры мировой истории, и возникает законное опасение: как же овладеть за
данием после его смерти? Ленин словно восстал не только против иллюзорной природы, против двухмерной ограниченности живописных средств, но и против наиболее подражательного, наиболее чувственного портретного искусства—против скульптуры.
Судьба портрета Ленина в скульптуре кажется на первый взгляд особенно поразительной. Если живописи для целей иллюзии сходства приходится бороться с лукавой плоскостью своей основы, если приходится имитировать объемы, насыщенность форм и подлинность пропорций условными средствами оптического обмана, перспективы, со
отношения планов, раккурсов, то зато скульптура свободна от этих „обходных 1 путей отображения сходства: они даны в самой природе ее средств, в реальной, а не оптической лишь объемности ее форм.