никновенной портретной трактовки. И все же... в целом получились портреты столь же спорные, столь же неубедительные, как и ряд по
смертных, сделанных по забытым впечатлениям и мертвому материалу масок и фотографий...
Портрет Ленина обратился для нашего изобразительного искусства в нерешенную и, быть может, неразрешимую проблему, конечно, не потому, что его мало и невнимательно запечатлевали при жизни, и не потому, что ма
ло у наших художников материала для решения задачи. По отноше
нию к личности подобного исторического масштаба эта задача приобре
тает своеобразную, необычно-сложную постановку. И здесь-то, думается, следует наметить одно наиболее правильное и пожа
луй, неизбежное решение для скульптурного портрета.
Однако раньше, чем говорить о будущем портерте Ленина, уместно бросить бег
лый взгляд на то, как подошла наша скульптура к сво
ей задаче и что дано ею за эти два года, протек
шие со дня смерти Ленина.
3.
Рельефов, бюстов и фигур Ленина за истекшие два года создано великое множество. Почти все лучшие наши мастера испробовали силы на этом задании. Мы имеем рельефы и бюсты работы Кепинова, Вяч. Андреева, Ник. Андреева, Н. Альтмана, Шадра, Таежного, Але
ксеева, Меркурова, Нерода, Харламова, опять Меркурова, и опять Шадра, и опять Харламова и ряда других. Нет недостатка и в фигурах Ле
нина. Скульпторы Алексеев, Менделевич, Шильников, Котихин, Шадр, Козлов и др. дали примеры неоднократных попыток закрепления облика Ильича в монументальной скульптуре. Большинство из названных скульпторов вновь и вновь возвращается к конченной, казалось бы,
Скульптура работы Н. Альтмана.