полнительные, то получается новый цвет—пурпуровый, при чем всякий раз, когда мы имеем смешение цветов, цвет смешанный нам представляется беле
соватым, смешанным с белым светом или, как говорят, менее насыщенным. Мы можем иллюстрировать примером наши положения: мы видим, что если мы смешиваем цвет красный с цветом зелено-голубым в известных пропорциях, то мы получаем цвет белый, то-есть что цвета красный и зеленоголубой дополнительные.
Если смешать красный цвет с цветом зеленым, лежащим в спектре ближе к красному, чем дополнительные лучи, то мы получим, в зависимости от яркости смешиваемых, все переходы от красного к оранжевому, желтому и зеленому, при чем эти цвета будут нам всегда казаться одинаковыми со спектральными, но смешанными с белым светом, то-есть менее насыщенным.
При смешении лучей, более далеко отстоящих в спектре, чем дополнительные, мы получаем ощущение пурпурового цвета, так что смешение красного с синим или фиолетовым светом дает свет пурпуровый.
Мы видим, таким образом, что при смешении цветов мы всегда получаем
единое неделимое ощущение, е -отором нельзя открыть непосредственного влияния компонентов, между как в сложном звуке опытное ухо всегда может выделить в созвучии отдельные звуки. В этом есть основное различие музыкальных и цветовых сочетаний. И если в музыке сочетания могут дать консонанс или диссонанс, то в сочетаниях цветов, производящих всегда единое неделимое ощущение, консонанса и диссонанса быть не может.
Часто с смешением цветов смешивают смешение красок. Мы хотим на одном простом примере показать, в чем существенное различие этих процес
сов, и почему смешение цветных порошков или красок дает совсем другие результаты, чем смешение спектральных лучей.
Пусть мы смешиваем желтый и фиолетовый свет в соответствующих количествах. Как мы видели выше, мы получим белый свет. При смешении желтого и фиолетового порошков мы получим темно-зеленый цвет. Следо
вательно, у нас получается несоответствие при смешении цветов и красок. Постараемся объяснить это несоответствие.
Если мы смешиваем краски, то эти последние состоят из смешанных в воде или масле мельчайших прозрачных крупинок, и, следовательно, сме
шение желтой и фиолетовой краски дает смешение желтых и фиолетовых крупинок.
Каждая крупинка желтого света пропускает красные, оранжевые, желтые и зеленые лучи и поглощает лучи голубые, синие и фиолетовые. Каждая крупинка фиолетовой краски пропускает зеленые, синие и фиолетовые лучи и поглощает красные, оранжевые и желтые лучи.
Следовательно, если белый луч, содержащий в себе лучи всех цветов, падает на желтую крупинку,—пройдут сквозь нее и могут при подходящих условиях выйти наружу, после отражения на задней поверхности крупинки,
только красные, оранжевые, желтые и зеленые лучи. Эти последние могут, пройдя сквозь желтую крупинку и вступив в крупинку фиолетовую, быть отчасти поглощены, и, так как красные, оранжевые и желтые лучи поглощаются фиолетовой крупинкой, то выйдут из нее только зеленые лучи, кото
рые и могут попасть далее в окружающую среду после отражений. Кроме того, и желтые и фиолетовые крупинки будут отражать от своей поверхно
сти белый свет и поэтому смесь наших красок нам будет представляться темной-зеленой с примесью белого света.