ТЕАТР ИМ. МГСПС
(слева направо Савчук — Ковров, жена его — Арсенцева, Глеб — Андреев
„ЦЕМЕНТ
облечено в соответствующую художественную форму, так и одна форма без содержания и существовать вообще не может—это метафизическая постановка вопроса. Только содержание, организо
ванное в художественную форму, дает продукцию искусства.
Но что означает собой понятие художественной формы? Гармоничное равновесие между содержанием и формой, соответствие их до мо
мента эмоциональной впечатляемости. Когда оно наступает? Когда содержание исчерпывает себя полностью языком
формы. Когда у них один язык, свой художественный язык. Ясно, что эта форма и может быть соответствующей содержанию лишь до того времени, пока они говорят на таком одном языке, пока количество содержания не переходит в новое качество. Пока они не перестают понимать друг друга. Тогда наступает кризис формы, т.-е. ее несоответствие новому качеству содержания.
Когда же новое качество является к тому же революционным, когда старая классовая форма переходит в руки нового класса, тогда старая форма переживает уже не кризис, а революцию.
Вот почему неправильно сейчас говорить о кризисе театра.
Театр переживает не кризис внутриклассовых перегруппировок художествен
ных сил в результате соответствующих перегруппировок общественно-экономических сил. Нет,—он переживает револю
цию. Он строит заново. Преодоление старых форм идет совсем не тем темпом, не в той обстановке, не теми методами, как в условиях только кризиса.
А именно?
Содержание перемещается скачком. Оно становится полярным старому. Про
исходит смена самих систем мышления. От идеализма к материализму. От метафизики „божественного глагола к биоло
гическому анализу процесса художественного производства. От индиви
I акт