т

ЕСЛИ: ВРАГ НЕ СЛАЁТСЯ-ЕГО У

и

\ километров вглубь видны с него, как на

7 отнём окрестности. Нужно

^ СРЕДА, 27 ЯНВАРЯ 1843 г. 16 21 (8014)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТО

В ТРУДЯЩИХСЯ СССР

` Ликвидация немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда, в основном закончена]

Несколько месяцев в степях межлу До-
ном и Волгой гремела величайшая в исто-
рии человечества битва, зарвавшийся
немецкий игрок азартно бросал на ота-
линградокую карту свою крупнейшую
ставку десятки отборных дивизий. Лни
и ночи, недели и месяцы гитлеровцы
штурмовали Сталинград. Но, вопреки фас-
чётам гитлеровекотю  комантования, Ста-
линград держалея, вызывая ‘удивление и
восхнщение всего прогресеивного целове-
чества. В горящей степи, окутанной лье

MOM пожарищ, стоял юн незыблемой ека- уже ведут первых иленных немпев—оглу-

лой на Волге, символом величия духа и

несокрушимой мощих советских людей. la

Командование Красной Армии co ero-!
войной уверенностью выбирало удобный
момент для ответного удара, и этот мо-
мент наступил. Нани части прорвали!
оборону противника  северо-запатнею и.
юго-западнее  Сталиниграла, разгромили
фланговые групнировки” немцев на под-
ступах к\ороду и загнали в мешок’
основные гятлеревекие силы,  сосрелото-
ченные у Волги.

Окружённые не epasy ‘отдали себе.
отчёт в размерах налвинувщейся на них
катастрофы. Оли ешё верали  клят-
венным заверениям Гитлера, что он мх
вывехет из мешка. Ещё много было таких,
как обер-ефрейтор Taner Гамнам, которьЕй
в письме в матерн уверял: «Мы одолеем
русских». Офицеры из кожи вон лезли,
чтобы убедить кюлдат, что помощь идёт,
an OFA уже близко.

Положение окружённых пол Сталинтралом
немецуих дивизий стало юоветипенно без-

Началось артиллерийское наступление,
Из наблюдательного пункта было отчёт
ливо видно, как наши снаряты ложалея на
передний край немцев. Курган справа
был плотно накрыт. разрывами. Слева’
‚ вдёлеже рвались снаряды тяжёлых ка-
  либров.
  Грохот артиллерийской канонахы длит-
  ея уже 10, 20 минут. Уже ео воех бут-
  ров и лопин` внережи горохом посыпались
уцелевшие фрицы, уже наша пехота дви-
  нухаеь на неходные рубежи для атаки,

шённых, иепугазных, е глазами на выката,
«кенцерт» продолжаетея в тех же ма-
жорных тонах. Над полем повисают то’
зелёные, то красные, то белью ракеты и
по проволам нееёлея: j
Чиж, Голубь, Чайка. приготовиться

K третьему  периоду!.. Третий период!
Зарядить, взяться за шнуры. Огонь!

Или:

— 0рёл, Соловей, Ястреб, к разруше-
нию!

Укрепления немцев, насыщенные огне-
выми средствами, были буквально CMATHI,
уничтожены нашей артиллерией. Сказа-
лись тщательная подготовка нзпих афтил-
леристов, изучение и анализ данных зву-
кометрической развелки вражеского отня,
аккуратно нанесённых на ватман. Отар-
ший лейтенаят Креме, показывая нам та-
кой рисунок, говорит:

‚ — Они пыталиеь ввести нае в заблу-
жление кочующими орудиями. Въходило,
будто у них здесь $5 батарей. А мы по-
сле знализа данных разведки пришли к

налёжным. 30 декабря тенерал-лейтенаят
Даниэльс, командир 377-й немецкой пе-
LOT дивизии, в письме к жене в Штет-
тин спраикивает себя: «Могут ли быть и бу-
лут ли позинии удержаны?» И уклончиво
отвечает: «Они доленны быть удержавыт».
\ через несколько дней и ‘он, М комавихир
79-й дивизии генерал Шверинг, и коман-
лир 305-й дивизии генерал Отфендленхер,
и иногие другие выешие офицеры броси-
ли свои войэка подыхать пол Сталингра-
дом, а сами на самолётах удрали.

Как известно, наше` команлование, чтобы
избежать напраюного крювопролития, уль-
тимативню потребовало капигуляюуиеи окру-
жённых дивизий. Гитлеровекие генералы
отклонили ультиматум, CKD ето OT CBO-
их офицеров и солдат. Если врат не сдаёт-
ся, ето унитигожалот. 19 января maim ча-
ста начали реппитетыный штурм на пюлное
уничтожение окружённой под Сталингра-
JOM немецкой группировки.

В часов утра провода, густой па-
утиной покрывавшие высоты и овраги,
разнесли по заснеженной стеви команду:
«Взять за шнуры!» Заряжающие, навод-
чики, подносчики снарядов застыли У
орудий. Командиры на наблюдательных
пунктах прильнули к стереотрубам, раз-
ведчики  поднесли к тлазам бинокли.
Не раз мы наблюдали на батареях эти
последние минуты перед опневым налё-
том, и всегда залюминалась настунающая
Teper Romano «Отонь!» настороженная,
торжественная тишина. Артиллеристы по-
нимают, что здесь, на огневой позиции —
финал тружного процесса подготовки круп-
ного наступления. Эдесь конечная точка
злительного пути, который проходят эти
тысячи тонн стали, готовые вот-вот OT-
ленным смерчем обрушиться на головы
титлеровцев. В снаряде, который загнан
сейчае в ствол, концентрируются ударный
труд сибирского рудокопа и’ подмосковно-
№ пахтёра, ярость уральежото сталевара
й саратовекого токаря, гнев паровозного
узниниста, героизм фронтового шофера.
Здесь, у артиллеристов, особенно отчет-
ТИВО ВИДНО, ЧТо страна в изобилии снаб-
хает френт всем необходимым для раз-
грома фазпистских ор.

выводу, что в глубине обороны против-
ника на нашем участке только 11 бата-
рей. По этим одиннажцати и бьём.

В лощине сосредоточились танки. На
некоторых: из них уже разлпестились де-
санты автоматчиков. Вот танки выползли
наверх и двинулись вперёд, растянувтись
в длинную линию. Тягачи поталиали pa-
дом < ними противотанковые пушки.
Презвучали заключительные аккорды ар-
тиллеристов. Еще эхо разносило их в
ближних балках, а в симфонию боя уже
ворвались новые тона: из края в край
по степи покатилось мошное «ура». Пры-
тая через брустверы окопов, боййы рину-
лись вперёд, на штурму.

Пехотинцы прорвали немецкую оборону
на птироком фронте и с хода ворвалиеь
в укрепления противника. Здесь с 06060й
наглядностью предстали перед ними ре-
зультать: мастерской работы  артиллери-

сдаться,

о`змездие

но с тяжатыми потерями откатывались.
назад.

Наши войска продолжали бои на уни-
чтожение окружённых войск противника.
В ходе боёв с 17 м 26 января они пре-
одолели многочисленные мошные укрепле-
ния противника и в основном закончили
ликвилацию немецкой пруплиревки. Ура-
танный огонь совелекой артил рии снбе
в лица земли сотии и COTHH вражееких
укреплённых точек; очищена от против-
ника площадь в 835 кватратных кило=-
метров. От некогда мощной  терманекой
армии, лвигавиейся на Сталинград, оета-
лись две разрозненные, изолированные
друг от друга небольшие группы.

С каждым днём увеличиваетея число
пленных. Сначала они сдавались в оди-
очку, потом пачками, наконец, щельюен
тарнизонами. Н-екой части слалея в плен
в полном составе тарнизон укреплёнинюто
Узла Фрлорка. Команлир немецкого ба-
тальона капитан Карл Манзель и ету
ад`ютант лейтенант Kapa Готшальх зая-
BHI, что они убедились в полной без-
зыходноети своего положения.

Гитлеровские мерзавцы,  отказавтнося
обречены на истребление. Ото-
льются им теперь слёзы советских лю-
дей, которых фалписты мучили здесь 06о-

В РАЙОНЕ СТАЛИНГРАДА.

Танкисты

Волга под прочным ледяным нанпырем.

бенно изощрённо! В Ажександровке, напри- По переправам, ебсаженным  вешкалеи,
мер, за колючей проволокой оказался ни на минуту He прекралцаелея дви-
«лагерь смерти». Фаписты бросали с0-  жение. Kater окрашенные в  залщит-
ветских людей в землянки — холодные   пый цвет полуторки, шагают мохнатые,
зловонные норы. По 60—70 человек белые от инея лошади, мчался легковые
было скучено на пло в 12—15 машины. Мо протоптанным от берега Е
квадратных метров. Здесь  помешалиеь берегу пешеходным тронкам спешат офи-

пленные красноармейцы, а также граж-
Jane из ближайших районов.

Е моменту прихода наших войюк здесь
рялюм е мёртвыми и больными. лежало в
лохмотьях 317 совершенно обесоилевигих
людей. Никто в лагере даже‘ не видел хле-
ба. Заключённым совали по кружке мут-
ной воды в день; изредка в ней тилавал
кусочек, тухлой конины.

Каждое утро один из гитлеровских па-
лачей, всегда ходивший с дубинкой, про-
сматривал список умерших накануне.
Если смертных случаев было, по его мне-
нию, недостаточно, он Ha ломаном рус-
ском языке заявлял: «Сегодня мало»
Когла же смертность  вырастала, он удов-
летворённо повторял: «Гут, гут». 14 ян-
варя в латере умерло 80 человек.

Вокруг землянок были расстреляны де-
сятки людей, в том числе директор шко-
лы Иван Яковлевич Воробьёв. Расетре-

перы связн. Этот поток ‚автомалиин, нод-
вод, людей поднимается по крутому бере-
гу и рассыпается по сталинтрадеким узи-
цам. Гудят провода на столбах, укреплен-
ных во льду. Там, гле в Воягу из-под бе-
реговой кручи стекают подземные ключи,
образовалакь широкая пелынья, и MOpo3-
НЫЙ пар стелется над ней.

Картина эта в погожий январский день
выглядела бы совсем мирно, если ON me
гул самолётов в вышине, не грохот бом-
бовых залпов, не рёв снарядов, разрезаю-
щих возлух над Волгой поближе к цен-
тральной части Сталинтрада, тле сейчас
заканчивается ликвидалтия одной из двух
оставтихся изолированных немецких груимт.
От берега дорога на передовую линию лежит
через железнодорожную магистраль. Сне-
том засыпаны исковерканные паровозы и
разбитые вагоны. Большие груды 06о-
‚ жжённого железа преграждают путь.

тов: орудия, разрушенные прямыми П9- лянных и умерших перестали хоренить.
паданиями наших снарядов, разворочен- Вся площадь лагеря была усышана ча-
ные блинлажи, горы вражеских трупов. гими трупами.

Десятки тысяч немпев, втиснутые в Y3-  Когда боец под Сталинтралом видят те-
кое кольшю, весь занимаемый ими участок   перь немцев, пред ним ветают страшные
превратили в сильно укреплённый район. картины «лагерей смерти». И он штур-
Буквально всё поле они изрезали окопа-  мует последние укрепления окружённых
ми. Передний край немцев был гуете на-  гитлеровских войск с яростью, с твёрлым.

сышен огневыми средствами, особенно пу-
лемётами- :

В первые дни TWiTypMa питлеровщы от-
чаянно сопротивлялись. Они ещё верили
своим генералам, которые, как эте вих-
но из захваченных приказов, убеждали
солдат, что «русских налолто нехватит»,
что 10 «пюследнее усилие русских». Ujs-
нако нанги ‘удары не ослабевали.
их умножалась с каждым днём. Уже на
третий день штурма зоеннепленный Ру-
дольф Шнерлинг заявил:

— Выхода никто не видит, не вое на-
лхеются ва какое-то чудо.

Чула не произошло. Наати части стреми-
тельным утаром прорвали главную полосу
немецких укреплений на реке Россошка и
захватили мощные узлы вражеского CORPO
тивления— Жалиювкт, Бабуркин, Новоалек-
сеевекий, Питомник и др. Немцы пытались
ожесточёнными контратаками задержать
налгих бойцов и восстановить положение,

тзорых окопах находят десятки замёрзнеих

Вогда тропинка, спустивтаяся было в
овраг, снова поднимается наверх, перед
нами возникают улицы Сталинграда. Опра-
ва высятся металлические конструкции
одного из заводов. Прямо — две улицы.
У домов валяются трупы неменких солдат.
По тропинке туда, тде неё умолкают пуле-

намерением истребить фаптистских  пала-
чей — всех до единого. о. -
Наступательный порыв бойцов настель-
ко велик, настолько стремительно их
продвижение, что немцы инотла ничего не
успевают приводить в негодность. В райо-
не cota Уваровки одна нана часть захва-
тила зэродром противника. Степь  по-
Ерыта тысячами автомашин, в  боль-
шинстве совермшеняю исправных. Кругом
трулы брошенного оружия и геры немеп-
вих трупов. Ими забиты все балки, ов-
рати, ими усеяны все выкоты. В неко-

гитлеровцев. Ш
Пробил чаю возмеэлия. Еще лва — три.
дня, и Сталинтрал будет полностью очи-
шен от немцев! ,
М. РУЗОВ,

‘войска захватили аэродромы противника.
  И `` посадочные площадки, на которых ос-

иётные и автоматные очереди, идут сани-
тары в белых  маснировочных халатах,
связисты < пачками свежих газет, бойны
< большими термосами за плечами.

Вот над головой пронеслись снаряды
наптих батарей, и тотчас вперели ухнули
разрывы. Бьёт по немпам пушка, уста-
новленная посреди улицы. Немецкая ap-
тиллерия  «треляет pero. Противник,
6бречённый на бесславную  пибель, бе-
режёт снаряды, которых становится у He-
то всё меныше и меньше. Рдипотвенный
источник снабжения — транспортные ca-
молёты. Раныше они летали в район го-
рода целыми эшелонами. Hama авиация
сбивала их десятками. Напги наступающие

спеп. корреспондент «Известий».
ДОНСКОЙ ФРОНТ, 26 января.

Мамаев куран

Мамаев курган господствует над мест-
ностью. И ‘город, и заводы, и Волга, и
противоположный берег реки на много
ладони. Воё это можно держать под ог-
нём орудий, миномётов и пулеметов. Вот
почему с таким бешенством немцы рва-
iach к куртану и с такой стойкостью,
много недель под ряд обороняли курган
затитники Сталинграда.

( осени куртан несколько раз меняя
свою окраску. Из бурого ен стал, крас-
ным, потому что тысячи бомб, сиарядов
х мин выворотили из его недр целое
море мелкого красноте пескз. В солнеч-
ный день он казался от этого CHAD
залитых кровью. Потом зима накрыла’
курган снежным покровом, HO ненадолго.
(коре зияющие воронки свежих разрывов
слились, образовав огромные черныю пят-
ча. Не было на кургане места, куд&
He упали бы бомба, мина или снаряд.
` Немцы положили здесь свой отборные
батальоны, потеряли в борьбе за курган
тни танков, выстлали склоны его тру-
пами своих соляат и офицеров, но так и
не смогли полностью овладеть курганом.
ни захватили два больших водонапюр-
ных бака, расположенных на гребне KYD-

ана, и это позволиле им держать пой
было выбить

оттуда немцев.

На самом требне кургана стояли эти
баки — две железобетонных башни 6
толстыми стенами,  неуязвимыми даже
для снзряков. Башни были соединены
земляной насыпью, на которой немцы
установили орудие. Глубокие круговые
ходы сообщения  опоясывали эту Kpe-
IMT KH соединялись с траншеями, кот9-
рые вели на юто-запад. По этим тран-
щели противник в часы наших атак под-
брасывал резервы.

С тыла ходы сообщения и окопы при
крывались шестью дзотами, раслоложен-
ными так, что все подступы & Sanam
проетреливалиеь нерекрёстлным ONHOM из
пулемтов и автоматов. А кругом — НИ
деревца, ни кустика, ни овражка, чтобы
укрыться от свинцового ливня, который
Немцы обрушивали сверху на бойцов.

Й эти баки нужно было взять.

]

‘другие вели. с противником гранатный
 бой, отвлекая огонь немцев на себя.

подходы д
ских траншей. Оставались только неболь-

готовлено к решалощему

`Автоматчяк
Шесть [откуда отчаянно бил

ночей сапёры пох командованием в
пгего лейтенанта Петрова рыли траншен,
чтобы соединить наани оконы с немецки-
ми ходами сообщения. Пока одни вгрыза-
лись в м@ёрзлый  неподатливый грунт,

Е исходу шестой ночи в трбх пунктах
были почти доведены до враже-

тие земляные перегородки. Веё было под-
штурму. Илея
штурма состояла в том, чтобы обрушиться,
на противника мелкими группами, но сра-
зу по всему фронту. Это должно было oc-
лабить силу огня противника и дать в0з-
можность дорваться до рукопашной схват-
Би С Ним.

их задачу входило завязать транитейный
бой, чтобы блокировочная труппа моглз
прорваться к бакам. Группа обеспечения
должна была закрыть достуй резервам про-
THBHEKA.

Наблюдательный пункт командира части
помещался нз чердаке  полуразрушенного
здания у занадной окраины заводского но-
сблка. В”7Т0О мерах от противника в окоп-

чиках находились командные пункты
команхиров групп.
Было зимнее январское утро, котла

взвились сигнальные ракеты. Раздалось
«ура». Блиндажи, трантеж, дзоты ощери-
лись огнём. Грохнули взрывы, взлетели
на возлух последние куски земли, отиеляв-
нгие неменкие окопы от налтих подходов к
ним. И тут же во вражеские траншеи в5-
рвались наши бойцы. Завязалея 69й, в ко-
тором ретали штык, приклад, нож, гра-
ната.

В одном секторе пробились к вражеско-
му блиндажу старнгина Румянцев и авто-
матчик Чесноков. Они с хода метнули в
дверь гранату, убляи выскочившего из
блинлажа немца и, криквув автоматчику.
Данилову: «Мринимай!», устремилиеь вие-
рёя. Данилов, векочив в блиндаж, увилелт
двух неренуганных, оглущениых ьзрыво т,
Солдат. Они покорно подняли рукн.

хита Шенина.

! a i
Были созданы штурмовые группы, KOTO- дите.», но девушки отмахивались и про

рыми командовали тт. Маяк я Лошнов. В.

повторяла:

ным лицом парикмахер Пухов, выпросив-

лючего снега, играет алым флагом, гордо

бросия противотанковую гранату. Шесть

убитых немцев свалились Ha пол. Седьмой
вскочил и ударил Назарова по голове 3a-
жатой в руке гранатой. Назарово вырвал
гранату одной рукой, а другой, отирыгнув
в сторону, швырнул под ноги немцу евою
гранату. Немец свалилея. Назаров побежал!
дальше. В ‘

B rpyune, осаждавшей дальний дзот.
погиб лейтенант Новиков. Его замёнил
лейтенант Кузьмин. Немцы бешено юотетре-!
ливались. Упал, обливаясь кровью, hiysb-
мин. Ранило принявшего команду замно-
Но лзот был взят, и пи
один из фашистов не ушёл из него.

В этом аду бойцы веё время видели
рядом с №0бой санинструктеров Веру Ce-
дову и Шуру Вяльцеву. Им кричали: «Ухо-

должали делать свое дело. Боец Петриков
принес в траншею боеприпасы, которые
тут же расхватали бойцы. Петрикова ра-
нило, и Вяльшева, делая ему перевязку,
«Обязательно идите в медеан-
бат». Нетрикюв уполз, а через полчаса он
в белой окровавленной повязке снова Tid-
явился в траншеях © ящиком боепринасов.

День клонился к вечеру, когда с 0бо-
ронявшим один бак противником было по-
кончено. Групиа закрепления уже уста-
навливала у амбразур пулемёты, связисты
налаживали связь. Грязный, с исцарапан-

ий разрешение участвовать в штурме, ЦЫ бешено огрызались, пытаясь  отеро-
здоетно кричах в телефонную трубку: ЧИТЬ Час тфозной раошлаты. Уничт-
per ‘  жать фалтистов до единого! Этому завону

«Товарипс командир, бак наш, это я, Ну-
xop! Мы в баке!»

Потом был захвачен и второй бак. Но
бой ие утих и после этого. Немцы начали
серию контратак. Но шеети— восьми раз в
день бросались они на баки; но не доби-
лиеь успеха.

...Ветер, бросая в лицо пригоршни ко-

реющким/над бастионами легенларного Мл-
маева. кургана. В историю героической
борьбы за Сталинград, в историю окруже-
ния И уничтожения германских  войеЕ
войлут бои на этом кургане.

К. МИХАЙЛОВ,

По соседству дралась группа „Назарова.
Лютия подбежал к блинлажу,
пудемет, и

тались сотни самолётов. Потом тванслюрт-

ные ‘«Юнкереы» стали тюявляться здесь
ноолиночке, C трусливой поспепиноестью
сбрасывали Ha паралпютах свой пруз и
ухирали. Теперь, когда окружённые немцы
сопротивляются из нослелних сил, когла
их уничтожение — вопрос двух-трёх дней,
немецкие самолёты почти воре здесь не
показываются.

Бои в городе илут © большим оже-

сточением. Запертая в районе  централь-
ной чаюти Оталинграда группа немцев

ецё сопротивляется, но судьба её решена,
пибель её неминуема. Это знали и знают
немецкие генералы — и те, что сидят в
Берлине, и те, что на самолётах бежали
из Сталинтрада, бросив своих солдат.
Вместо бежавших офицеров во главе не-
мецких рот, батальонов и даже полков не-
славлевы младшие командиры. Перед

Вздрагивала земля от частых разрывов.
Натиз артиллерия перемалывала немецкие
войека. окружённые в Сталинграде. Opy-
дийные залны гремели, как салют боевых
друзей в честь пвардейпев Родимцева, от-
мечавиинх тодовшину со дня присвоения
дивизии высокого звания. Год, проведён-
ный под знаменем гвархии! Год, проведён-
ный в боях за родину! Свой боевой
праздник пвафдейцы , справляли в наету-
плении.

Кичливые немецкие генералы отвергли
условия ультиматума, предложенном с9-
велеким командованием, 2 сами удирали
на скоростных самолётах, бросая своих
соллат на неминуемую гибель. Гитлеров-

слелуют советские воины. С этим лозун-
том шли гвардейцы на последний реши-
тельный штурм.

Неналолго прямо из боя в тесную зем-
лянку явилась группа боййов, командиров
и политработников. Это нервые среди разв-
ных и храбрейшие из храбрых. Им были.
вручены ордена и медали Советского
Союза. Гвардии генерал-майор Александр
Родимцев крезко пожал руку  кавалеру
орлена Алекедияра Невекого гвардии камй-
Отдельный пулемётн ый

тану Петухину.

батальон, которым командует  капитав,
стойко держал оборону. В самые трудные
THM OH CBOUM OTHEM прижимал немцев к

спец. корреспондент «Известий».

СТАЛИНГРАД, 26 января.

земле и прикрывал переправу через Вол-
гу. отражая невстовые атаки фашистов.

У гвардейцев Родимцева

в наступлении.

ee

Сегодня в Сталинграде

потибелью они получили новые чины и
повьшнения в дояжноети...

Издыхающий зверь бентено сопротувляет-
ся, закопавниеь в земляные норы. Подва-
лы домов превращены в тзоты. Нашти бой-
цы вышибают гитлеровцев из укрытий и
тонят их из города в поле, под уничтожаю-
щие улары наших войск, наступающих ©
противоположной стороны.  Расширястея
клин, битый сталинтралиами в полосу
уюренлений, которую долго и тшалельно
сооружал противник. Каждый квадратный
метр городских улиц и нлощалей залит
кровью немецких соллат и офицеров. Вра-
жескими трупами завалены балки, овраги
и подступы к госпохетвующим выкотам.

Одна из тажих выюот была  опоясана
глубоким рвом. Ров ходами сообщения был
связан с тыловыми траншеями, в кото-
рых немцы держали свои резервы, чтобы в
нужный момент бросить их в помощь гат-
низону высоты. Наши атакуюнтие группы
ворвались на высоту. Завязаяея рукопали-
ный бой на уничтожение противника. Ну-
жню было захватить ходы сообщения, за.
РЫТЬ JOCTYH немецким резервам. Шо глу-
бокой канаве к высоте уже бежала фота

вражеских автоматчиков. Но вдруг в гу-

пе немцев стали разрываться гранаты.

Это лейтенант Перескоков с одним бой-
цом, ворвавигиеь во вражеский блинлаж,
оттуда засыпал автоматчиков гранатами. Он
не давал немцам ни на Mar продвинуться
вперёд. Несколько сот гранат метнули на-
иги смельчаки во вражескую роту. Они пе-
ребили много солдат и офицеров. Котла к
Нерескокову подоспели на помощь бойцы,
добимцие автоматчиков, лейтенант от ус-
талости свалижя на бруствер окона, бу-
Ayan не в силах пошевелить рукой. Ha
олной из улиц штурмовая группа выбила
немцев из укреплённого дома. Бойцы
хотели войти в подвал, но старшина. Чер-
вяков обратил внимание, что дверь подлаёт-
ся очень туго. Это показалось ему подо-
зрительным. А

— Отойте! — крикнул старигина бой-
пам.

Отыскали длинную верёвку, накинули
на дверь и потянули. Дверь открылась, и
тотчас же раздался взрыв. Червяков вбе-
жал в подвал и увидел, что от взрыва 3a-
горелся бикфорлов шнур, который был про.
тянут к ящику, заряженному сотней кило-
граммов взрывчатки. Старшина смело вы-
лернул шнур, погасил пламя и прелотвра-
тил взрыв, грозивший разнеети весь дом.

Дома, блиндажи, подвалы отступающие
фашисты начиняют минами. Трупы своих
солдат они сжигают. Жгут также уцелев-
шие строения и зверски убивают жителей,
оставшгихея на бсаждённой территории. На-
ши бойпы находят тела замученных ране-
ных красноармейцев, истерзанные трупы
женщин и детей.

Фашисты своей чёрной кровью заплатят
за все эти злодейства. Наступил чаю пол-
ного освобождения Сталинграла ют гитле-!
ровекой чумы, полной ликвилации врата.

К. ТАРАДАНКИН,

СТАЛИНГРАД, 26 января.

Случилось, что немцы на одном участ-
ке вклинилиеь, в наяпу оборюну и уже
вобирались захвалить ‘пулемёт, весь рас-
чёт которого погиб. Командир батальона
бросилея туда. С ним были автомат и
гранаты. Когла один боец подбежал к ка-!
питану, тот уже дралея. Он отбивалея от
наседавтих фалнистов гранатами, раестре-
ливал их из автомата, и немцы попяти-
лись. Пулемёт остался у нас. Росемнад-
Wath немцев уложил капитан в этой
схватке и лишь после того, как положе-
ние на участке было восстановлено, дал
перевязать ‚ себе рану.

Орлен_ Красного Знамени’ получил
гвардии капитан besos. Заместитель
командира истребительного дивизиона. OH,
залнищая Сталинград, вместе co свопми
бойцами дрался против вражеских танков,
отражал в день по нескольку атак, был
тяжело ранен, вернулея в часть и юби-
лей дивизии встретил в бою.

Краткая речь генерала — окончзтель-
но очистить Сталинград, хранить традиции
пварлии — и ответное слово звучали,

как клятва. Команла: «Товарищи бойцы и
командиры, по ©воим  местам!», и люли
выходили и зеилянки и шли в свои рд-
ты, батальюны, полки — туда, ге гремел
бой.

В утру того дня стало известно: твар-
дейпы выптибли врага ещё из одного рай-
она Сталинграда, ешё больше  рабширив
ос вобожабнный от немцев участок,

СТАЛИНГРАД, 26 января. (От спец.
корр. «Известий>).

командирам Красной
Сталинграх.

под’ёмом ь
товарищу Сталину.

Фоте 9. Евзерихина. (ТАСО.

Йленум Сталинградекого
обнома ВКП(б)

СТАЛИНГРАД, 26 января. (ТАСС). На-

днях состоялея очередной нленум Сталин-

гралекого обкома партии. Из воех райо-
HOB, освобожденных от немецко-фаптист-
GKHX захватчиков, ва пленум приехали
секретари райкомов, областной партийный
актив для обсуждения неотложных хозяй-
ственно-политических задач.

С докладом пе первому вопро — 0
задачах Сталинградской областной пар-
тийной организации по восстановленню
хозяйства в районах, освобожденных от
немецких оккупантов, выступили cexpe-
тарь обкома ВКП(б) тез. Чуянов и пред-
седатель облисполкома тов. Зименков.

В своём докладе тов. Чуянов кратко
рассказая в значении героической оборо-
ны Сталинграда в Отечественной вэйне,
0 той помощи, которую оказали областная
и городекая партийные  организатии и
трулянтиеся области доблестный залкитня-
кам волжекой твердыни, © героизме ста-
линградеких рабочих  отряжов, трудовой
самоотверженности котлективов тракторно-
го завода, «Красноге Октября» и других
предприятей.

Ленинградны и москвичи, уральцы =
узбеки, казахи и дальневосточники,
биряки; саратовцы, тгорыковчане участво-
вали в героической борьбе на Сталинтрад-
ском фронте. Когла доклалчик говорит об
испытываемем трудящимися  Стадинтрадз
чувстве горячей блатодарности к великому
вождю и полководну товаришу Сталину,
боевым генералам Краеной Армии — вы-
нелнителям гениального Сталинекотго етра-
тегического нлана, осуществление кото-
pore началось ударем пе врагу в районе
Сталинграда, — участники пленума встре-
чают эти слева бурной овапией в чееть
товарища Сталина.

— Очищение населённых пунктов 05-
ласти от немецких оккупантов, — гово-
рит тов. Чуянов, — обнаружило потря-
сающие картины зверств гитлеровских
разбойников над мирным населением и
ранеными краснюармейпами. 0Обезумев от
CROUX военных неудач, фалнистекие sap-
вары обозначили пути своего отступления
массовыми убийствами детей, женшин,
стариков. В Аксае было расстреляно 68
человек, в Перегрузном — 80, в 303и-
но—44, в Каменке—125, Жлутово Пер-
вом — 60 человек и т. д. В одном
телько Ворошиловском районе было pac-
стреляно 360 ни в чём не повинных
мирных жителей. В хуторе Вертятий заму-
чены многие десятки мирных гражлани р3-
неных красноармейцев. Дикие оргии преях-
ходили в городе Серафимович. За своё
кратковременное пребывание в нём гит-
леровские изверги раестреляли 80 мир-
ных советских граждан, более 5 тысяч
жителей города насильно угнали -на ка-
торжные работы в свой тыл.  Штыка-
ми и прикладами гитлеровцы гнали ста-
риков, женшин и детей, обречённых на
рабетве. Немецкие варвары опоганили и
разрунгили многие культурные учрежде-
ния, уничтожили клубы, школы, бийлио-
TEKH, избы-читальни, ‘детокие учрежде-
ния, салы, парки. é

Население освобожлённых районов ¢
исключительным патриотическим пот8-
MOM встретило сваю освоболительнищу —
Красную Армию. В первые же дни после
своего освобождения население активно

cu-

‚ принялось за восстановление нормальной
  ЖИЗНИ.

Ярким выражением народных
чувств явился сбор средств на постройку
танков. и самолётов. В одном только Ва-
лачевском районе за короткий срок с0-
брано свыше 700.000 рублей на по-
стройку танковой колонны «Валачевец».

Докладчик тов. Зименков привёл ряд
новых фактов, показывающих преступае-
ния гиглеровских мерзавцев в Сталин-
традекой области. В Клетском районе пол-
ностью разрушены 7 населённых пунк-
тов, сожжены школы, больницы, госулар-
ственные и колхезные постройки, куль-
турно-бытовые учреждения. По ненолным
данным, только в 5 районах немецкие
грабители отобрали у колхозников скот
личното пользования — 7.011 коров,
13.606 open, 2.109 свиней, 49.690 no-
лов птицы и т. д. Убытки, нанесённые
гитлеровскими разбойникали, исчисляют-
ся многими десятками миллионов рублей.

Пленум наметил конкретные меры 10

воюстановлению хозяйства и нормальной
жизни в освобождённых районах.

Пленуи обсухил доклал секретаря 06-

кома партии тов. Нрохватилова о пелто-
товке к весеннему севу и локлат renpe-
Tapa обкома партии тов. Васильева о раз-
RADA местной промьниленноети. По обоих
вопросам приняты конкрезные решения.

Пленум послал приветствие бойнам и

Армии, отетоявиим

С исключительным веодущевяением и
пленум принял приветствие