ПЯТНИЦА, 10 ИЮЛЯ 1942 г. № 160 (7846)

Партизаны советского Дона
истребляют захватчиков

В письмах и дневниках фапгистские соз-  — Смерть меня не путает, — ответила
латы и офицеры все чаше жалуются на  женщина. — Глядите, что творят извер-
действия партизан. «Это страшно. — пи- ти. — И она показала рукой в сторону
сал хомой уроженец города Гамбурга эс-  площади, где от ветра поскрипывала ви-
эвовец Мориц Кнопп. — Партизаны безна-   селица.

казанно приходят и ухолят, оставляя тру- Партизаны стали выбивать врагов из

пы немецких солдат, взорванные мосты, седа. Пулеметчик Аким подавил огневую
испорченную связь. Казаки скрываются в точку врага, а его <осед подкрался к дому
плавнях, Все враждебно нам. Группа офи- я гранатами истребит засевших там нем-
церов вышла из штаба. Мимо проходил  пев. В это время командир т. С. с груп-
крестьянин, он остановился, что-то Крик- пой бойцов разрушал дзот. pope

вуз и швырнул гранаты. Штаб уничто- Политрук отряда т, К., старательно об

жен. Переводчик сказал, что слелавший -
gro: anak Coxeton’ epnicnys! следуя берег, заметил, что к обрыву ae
— Выполняю приказ Сталина, уничто- УЛась темная фигура с автоматом. По-
  литрук пошел следом. Фангиетский авто-
хжаю оккупантов!
матчик залег в оконе. Это было удобное

рб, р о а ори и в
  т дня допрашивали! щих из села. Партизан отстегнул от по-

партизанку Антонину Алексееву. Все ВЫ- яса гранату и швырнул её в окоп. Фаши-
терпела, ничего не сказала. Расстреляли   ста разорвало в клочья

ее на железноторажном переезде, а ночью   ng

Бто-то убил нескольких соллат... Хоть tik ee О Я

унести ноги из этой страны!» iy BOTS  ACHSTBRS Tap Me AnCROTy
отряда. Лежавиий в засаде партизан Cep-

Н x ri lore
в ухалось Морицу Внопи уйти живым гей выстрелил из противотанковоге ружья.

Во время одного из партизанских налетов!
р : у   Прожектор ногае и больше не мешал пар-
казак Самохин тихо «снял» немца с поста. Puss unil whsahaarenk.

Еще не время называть поллинные име-
р Всю ночь в селах Б.и А. пробыл огрях,

на отличившихся партизан, не 060 всем и у
расскажешь, но казачество Дона сделало И ВНЕ rat и

свой вклад в партизанское движение. Bae emt в предутреннем тумане,
заки станиц, не призванные в Красную   ТазРУЩенная виселица. приведенные в не-
Армию. вступают в истребительные отря-  ГОДНОСТЬ прожектор и дзот, подавленные
ды. уходят в тыл врага партизанить. огневые точки да трупы врагов напоми-
Они уничтожают врага в одиночку и 3АИ © ЛИХОМ налете.
группами, ведут разведку, взрывают мо- Партизаны никогла He упускают в903-
CTH, портят связь, склады, истребляют! Межности нанести ущерб противнику. Рот
предателей и помогают вылавливать шпио- Вылержка из рапорта партизана-развед-
HOB, которых фашистская разведка засы- ЧИКа М.:
лает в наш тыл. Так, партизанским отря-  «Приказ. выполнен. Места подхода вы-
JOM, которым команлует т. Г., были залер- яснил, численность гарнизона установил.
жаны подозрительные люди при попытке! Попутно выпустил из цистерны бензин,
перейти линию фронта. Их передали коман- сжег вагон с обмундированием, истребил
тованию Красной Армии. Задержанные трех фрицев».
оказались шиионами. Возврашались в отряд партизаны Иван
Ни днем, ни ночью фаптисты не знают! Сидорович с Иваном Петровичем. Решили
покоя. То взлетают на воздух здания, они залечь у выхода из села, бросили гра-
THe расквартированы их воинские части,  нату. На взрыв прибежало несколько нем-
то портится связь, то загораются вагоны цев. Партизаны истребили их огнем из
с проловольствнем и обмундированием. винтовок:

Немцы расстреливают на месте тех, кто  Население люто ненавидит оккупантов
дает хотя бы простую справку незнакомо- и всячески помогает партизанам. В селе А.
My человеку. Они не разрешают отеры-  остался раненый партизан М. Его епрята-
вать ночью двери хат. В прифронтовой  лн. Когда П. стал чувствовать себя лучше,
полосе запрещено веякое передвижение. Й  женщина, имени которой мы здесь не на-
все же партизаны действуют. зовем, переправила раненого через линию

Партизаны наналают на гарнизоны, рас-  Фронта.
положенные в селах и хуторах. Партизан- В донской степи лето. Ветер—с моря.
ский отряд, где командиром т. С., решил  Солнце припекает все больше и больше.
уничтожить фашистские гарнизоны в 69- За городом на повороте дороги — буго-
лах Б. и А. Казаки подошли к немцам со   рек. По шоссе мчится мотодиклиет. Время
стороны обрыва. У селения Под КрУ- к вечеру, и немец спешит в своим, Но-
чей остановились, забросили наверх же- ровнялся с бугорком. Выстрел. Мотоцикл
лезные кошки, по веревкам поднялись Ив канаве, мотоциклист = рядом. On
прикрыли выход к селу остальных парти- мертв. Никого вблизи, лишь вепугнутый
зан. выстрелом ворон снялея с вершины кур-

Отрях разделился на хве группы, важ- тана и, тяжело махая крыльями, полетел
хая из них выполняла свое задание само-  прочь.
стоятельно. В крайнюю хату села Б. по- Выждал партизан, поднялся © земли,
стучали. Дверь открыла женшина И, обыскал убитого, накинул за плечо’ ото-
вглялевшись в лица. Pee BCKDERHY44:  §panHbiit автомат и пошел в балка.

— Пришли, родненькие! п. Никитин,

— He пгуми, мать, — остановил ее пар- . и i
тизан. — Немцы rye? Узнают, тебе влб- CHETS” RONPECHORAGHT Si SBSCTHE?:

ЮЖНЫЙ. ФРОНТ.

THT...

Боевая слава снайпера

Иван Ильин, получив снайперскую вин-  Ильина тотчас пробила ему железную
товку в оптических прицелом, в первый   каску и голову.
me лень истребил 8 немцев. Это было хо- Два месяпа лень за днем истребляет
рошев начало, и боезые друзья поздрави- бывший буровой мастер Иван Ильин гит-
ли его с успехом. леровцев. С разных огневых позиций и в

Через три дня он истребил уже 11 фа- разное время суток поражает он их вер-
шистов. Меткиё пули снайпера стали так Ной пулей. Снайпер появляется веегда на
досаждать немцам, что они укрылись oT  TOM участке. глю идет особенно интенсив-
оного Человака дымовой завесой. АЯ стрельба. «Там немец гуще, бить его
вилел, как соллаты выбрасывали из блин- можно с большим уснехом. п
лажей зажженные дымовые шашки, и  Не раз фашисты пробовали стрелять
вскора густой желтый дым закрыл не- по Ильину из минометов. Но окоп снай-
мецкне окопы. пера отлично замаскирован, ето трудно

Теперь можно было зажуркть. Снайпер Раепознать даже вблизи. ©
отложил винтовку и, усмехнувитись, cka- Сейчас на счету у Ильина до 70 ист-
зал своему наблюдателю: Его боевая слава

— Ha все время дыма нехватит, a TED-
пения у наю предостаточно.

H хействительно, когла дым рассеялся,
Ильин снова взалея за винтовку. В этот
момент как-раз олин немец на несколько
сантиметров высунулея из окопа. Пуля

редленных фалнистов.
растет.

Ильин обучает сверхметкой стрельбе
еше пятерых бойцов. Вместе они истре-
били уже 120 немецких оккупантов.

А. РОЗЕН.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Личный пример комиссара

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 9 пюля. (Спецкор шихся сопротивляться. `Была пробита
ТАСС). Н-ское подразделение готовилось к брешь в обороне гитлеровцев. В тылу у
бою. Комиссар старший политрук Гарку- них поднялся крик, затарахтели повозки
ев собрал свой боевой актив—КоУухни-   00033.
стов и комеочольцев, подробно об‘яснил  Комиссар поднял бойцов для решитель-
боевую задачу подразделения. ной атаци, но в эту минуту был ранен

— Bu должны быть внерели, только  осколком мины, Гаркушев не покинул по-
впереди! Действуйте так, чтобы. за вами ля боя. Он продолжал командовать, пбд-
бойцы шли в огонь и воду. бодрял бойцов, указывал им пели. Видя,

Налалея бой. Комиссар шел впереди что комиссар истекает кровью. секретарь
потразделения. показывая, как нало осто-партбюро Чиусский вынес его в  безопас-

режно и скрытно сближаться с врагом. ное место.
Немцы осветили местность десятками -—— Вы становитесь на мое место, —
  сказал Гаркушев, — илите к бойцам

— Jomuch, — скомандовал комиссар Бой протлолжалея. Воодушевленные при
и ползком стал продвигаться дальше.  мером комиссара, отважно дрались созет-

Бойцы следовали за ним. Меткими вы-  ские воины. Боевая задача была вышол-
стрелами поражали они фашистов, пытав-Гнена успешно.

ых pi hi 2 3 ы дек й

КАДРЫ ИЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

„ЛЕНИНГРАД В БОРЬБЕ“

Новый документальный фильм о стойности и ‘мужестве

Мастер
воздушного боя

С первого дня войны лейтенант Федор
Василенко в боях. Он совершил 316 вы-
летов, произвел 78 штурмовок и сбил
16 сзмолетов co свастикой: 8 — лично,
остальные вместе с товарищами, в груп-
повом бою.

Как-то восьмерка пилотов под команло-
взнием майора Ячменева получила зала-
ние прикрывать напги части в одном из
районов С. В этой. группе был и лейтенант
Василенко.

Подлетая к цели, узнали по радио, что
нал войсками кружат 18 «Юнкерсов-88»
и 20 «Юнкерсов-87». Несмотря на огром-
ное численное ‘превосхолетво CHA против-
ника, ястребки завязали бой.

Нервзя четверка разошлась попарно н
атаковала два немецких бомбардировщи-
ка. С первой же атаки оба «Юнкерса-88»
загорелись, После этого первая четверка
вышлз из атаки, а вторая пошла в атаку.

В результате 20-минутного воздушного
боя сталинские соколы сбили 8 немецких
машин и благополучно вернулись домой.
Федор Василенко вместе с лейтенантем
Григорием Война сбили при этом два вра-
жеских самолета.

Олнажды Василенко получил задание
вывести летчиков, еше не участвовавитих
в боях, и был назначен командиром воеь-
мерки. Подлетая к линии фронта, он уви-
дел 8 «Мессершмиттов», которые натру-
  лировали над своими войсками. z

Лейтенант атавовал блин из «Мессер-
шмиттов», расстрелял его в упор, и тот
свалился.

Маневрируя, Василенко не упускал из
виду мололых летчиков. Он прикрывал их
от внезапных атак врага.

В этом бою он ебил еше один «Мессер-
шмитт» лично и один — вместе с моло-
дым летчиком.

В тот же день мастер воздушного боя
\ сбил еще и «Хейнкель».

Правительство наградило Федора Васи-
ленко орденом Ленина.

Лейтенант Е. КРЕЙН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Эсэсовцы на фронте

Штандартен-юнкер Мейгер лишь недав-
но окончил школу «СС» и прибыл на
фронт. «Юнкереы», на
Мейгер и другие эсэсовцы, были ветре-
чены в районе Покова напгими штур-
мовиками. Четыре  «Юнкерха» были
сбиты. Погибли обер-юнкеры Шрек и
Тренпкау, тяжело ранены были Берге и
Варнер. Пропало без вести еще несколько
эсэсовцев.

Тогла Мейгеру поручили взвод. Вот что
он напиезл 0б этом взводе в школу «С»
таунтштурифюреру: р

«Я принял здесь первый взвод, но из
него только немногие уцелели. В общей
сложности я имею 14 человек, и это са-
мый полнокровный взвод. Второй взвод,
который. только-что пришел с передовых
позиций, насчитывает всего человек.
Общее положение вам известно. Мы долж-
ны во что бы то ни стало прорвать коль-
цо окружения. Русские ведут активные
действия и засыпают нас дожлем снарядов
и гранат. Мы несем огромные жертвы...»

Письмо это Мейгеру не удалось. отпра-
вить. Его взвод был переброшен на пере-
довую позицию и в тот же день полностью
уничтожен нашими бойцами,

Так кончилась карьер выпускника
школы «Сб».

Стремясь во что бы то ни стало удер-
жать здесь свои позиции, неменкое ко-
мандование перебросило на передовые по-
зинпии полки «ОС». Они несут огромные
потери, Лишь за последние несколько не-
лель Н-екое соединение истребило около
2.000 эсэсовцев.

«Сообщаю тебе, что русские He дают
наи ни минуты покоя, — пишет своей
невесте эсэсовец  Нойбургер. — Немногие
MOH товарищи осталикь в живых. Мне
уже более чем достаточно пребывания B
Росии».

Солдат-эсэсовец Паун инсал домой:

«Вы спрашиваете, нахожусь лия в
лазарете. Какое это было бы счастье! В
сожалению, туда можно попасть лишь
тотла, когда принесешь толову подмыяи-
кой».

Недавно при взятии сильне укреплен-
ных врагом высот напги бойцы обратили
внимание, что выход из немецких лвотов
ведет не в тыл, а к линии фронта. Не-
мецкие офицеры прибегают к подобным
ухишфениям, чтобы предупредить отступ-
лениё солдат, сидящих‘ в дзоте. Стоит им
только выйти из дзота, как они будут
уничтожены.

Большие потери в частях «СС» встре-
вожили Гиммлера. On издал приказ,
в котором требует от солдат «CO» mpe-
кратить разговоры 0’ громадных  поте-
пях эсэсовцев, не сообщать о них насе-
лению, соблюдать воинскую дисциплину.

Отна наша часть наголову разбила ба-
тальон эсэсовцев, и этот любопытный до-
кумент попал к нам в руки.

Л. ЛИВШИЦ,
спен. корреспондент «Известий».
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

ПОРН
о

которых летели

советских людей

Борьба продолжается

Есть мужество в отваге, в том, чтобы
броситься навстречу врагу, биться, стре-
лять, схватиться одному се шестью, в бес-

страшном презревии к опасности, смерти!

восторжествовать над врагом, утвердить
свою человеческую волю. Есть мужество
в стойкости, в выдержке, в силе сопро-
тивления, в том, чтоб встретить невзгоху
не дрогнув, сжаться в комок и выждать,
пока над твоей головой через окоп перева-
литея танк, — и тогда пустить в него
бронебойную пулю; в том. чтобы сдержать
себя и, собрав все силы, энергию, волю, —
устоять, устоять во что бы 10 ни стало;
пусть трудно, тяжко, невмоготу, но —
устоять.

Отечественная война показала, каким
огромным, ослепительным, несметно бога-
тым может быть мужество человека, кол-
лектива, народа. Теперь мы читаем му-
жество, как открытую книгу, лучше кото-
рой еще ничего не было написано,

Мысли эти рождаются фильмом «Ленин-
град в борьбе». Простой документальный
фильм кинохроники приобщает тебя к ве-
личию города, который сумел себя от-
стоять. Вто не внолне понимает, что это
значит, пусть переживет за час ленин-
градекий год, скользящий тенью на экра-
не. Он пройдег урок, какого не забудет.
Й если он вепомнит при этом, что кадры
фильма снимались день за днем, месяц за
месяцем в тех самых условиях, какие
раскрываются на экране, — он проник-
нется уважением и благодарностью к лю-
дям, сохранившим для нас, для советского
народа, для будущего ценнейшие свиде-
тельства величественных ‘и страшных дней.
Коллектив операторов Ленинградской сту-

дии кинохроники во главе о A. Богоро-

вым, Е. Учителем и С. Фоминым внес
свой достойный вклад в сокровищницу
славы города Ленина.

Мы видим Ленинград на первом этапе
военных действий: ряды добровольцев,
отряды нарохного ополчения, дружины де-
вушек, боевые корабли, уходящие навстре-
чу врагу. жерла орудий, обращенные на
защиту города.

Яростными ударами бронированной ла-
вины прокладывали Tora гитлеровцы
путь сквозь Прибалтику к Ченинграду.
В боях на дальних подступах к городу
войска  Ирасеной Армии  изматывали,
истребляли лучшие, отборные фашистекие
дивизии, HO, He считаясь с потерями,
бросая весе новые силы, враг рвался Е
городу Ленина, и грозная опасность
вплотную подошла к ето стенам.

«Шенинград — колыбель пролетарекой
революции, мощный промышленный и
культурный центр нашей страны-—никог-
да не был и не будет в руках врагов.
Не для того мы живем и трудимся в на-
шем прекраеном городе, не для того мы
своими руками построили могучие фабри-
ки и заводы Ленинграда, ето замечатель-
ные здания и сады, чтобы все это ло-
сталось немецким фашистоким разбойни-
кам. Никогда не бывать этому! Будем
стойки до конца»... Этими словами отве-
тили ленинградцы на угрозу. WH фильм
показывает зрителю, что значит быть
стойкими до конца.

Гитлеровцы пытались штурмовать горох
Ленина и напоролись на его железный
отпор. План немцев провалилея. Остано-
вившиев у неприступных стен  торола,
немцы ‘в бессильной ярости обрушили на
него тонны б9мб, пытаясь сломить боевой
дух горожан воздушными бомбардировка-
ми. Не только ленинградцам в те дни, но
и нам сейчас, дажена экране, невозможно
без острой, режущей боли, без невольно
`сжимающихся кулаков смотреть, как вы-
хвалывают фугасы из прекрасных ан-
самблей исторических улиц замечательные
здания, как рушится пол бомбами 3Ha-
менитый Кировский театр, как торят по-
дожженные бомбами дома, госпитали, тор-
овыю PATE. у

Зима, суровая, снежная зима 1941—
42 г. застала Ленинград в осаде. Враг
замыелил задушить город блокадой. Не-
мецкие войска перерезали железнодорож-
ные пути, соединяющие Ленинград со
страной. Фашисты начали разбойничий
обстрел города из тяжелых дальнобойных
орудий. Началась самая тяжкая пора
испытаний, меру которых можно только
вообразить. Началась самая славная стра-
нина истории Ленинграда, котла народ
его, молча сжав зубы, подтянув кушаки,
отказавшись от всего привычного, что со-
ставляло нормальную жизнь большого
города. без водопровода, без света, без
транснорта, впроголодь, среди бомб и сна-
рядов, собрав в себе все силы, всю нена-
висть & фашистским  разбойникам, °— все
упорство и волю к жизни, гордо и 0ес-

трепетно стоял, наперекор всем бедам, на
зло всем врагам.

Вакую немыслимую силу любви к 10-
дине, к родному городу, какую  неутоли-
мую ненависть нужно иметь, чтобы пере-
нести, пережить все эт0, — и выстоять,
не дрогнув, выстоять, не опустив головы,

«ЛЕНИНГРАД В БОРЬБЕ». 1. Зенитные орудия всегда готовы отразить воздушные налеты врага. 2. Корабли на Неве зимой. 3. Во время воздушных
работу, выпуская танки, бронепоезда, снаряды для фронта. 4. Весиа 1942 г. Население города направляется на очистку улиц от снега и льда.

выстоять, © презрением глядя врагу зв гла-
за, выстоять с таким гордым достоинством,
какое поднимает все человечество на, це-
лую голову выше! Это и есть мужество
еще незнаемое, еще небывалое, — о нем
вспомнишь в трудную минуту жизни, и
на душе станет легко и просторно; и ска-
жешь тогда:

— Есть такие люди — ленинградцы...
Другим не стоит быть человеку.

Лока приходишь K этому возвышающе-
му сознанию, ты видишь на экране кал-
PH  осажденного,  захлестнутого петлей
блокады города — и нет вил усидеть, нет
сил оставаться зрителем этих картин, ко-
торые вонзаются в тебя, как ножи, терзая
и раня, оставаясь в памяти навсегда. Да,
навсегда. Пусть никто никотда не забудет
этого. Пусть будут стоять перед глазами
эти заснеженные улипы в’ сугробах, точно
степные буранные перекаты, сгорбивигие
стройные проспекты; эти остановившиеся
без тока трамваи, замерзшие автобусы и

троллейбусы. словно дрейфующие в аркти-
ческих игиротах; слепые фонари, не даю-
щие света, с обвислыми проводами; эта
очередь у проруби людей с ведрами. ког-
да замерз в городе волопровол; рабочие в
шубах, дыханием согревающие руки, чтобы
делать на станках снаряты; саночки, на
которых везли на кладбище своих мерт-
вецов: человек, умирающий на улице от
истошения; горящий Гостиный Двор, кото-
рый нечем тушить; Эрмитаж, поврежден-
ный снарядом; опустевииие вокзалы, паро-
возы в сосульках — все, все, что только
может обрушиться бедой и торем на че-
ловека.

И вот он, этот человек, который собрал!
свсе мужество в горсть, налился стальной

а выстоял сам и отстоял свой го-
род!

В тягчайшие дни осады рабочие Ленин-
града не только отстаивали свой город, но’
и помогали москвичам одержать победу над
врагом. На экране раскрывается телеграф-
ный бланк, мы читаем:.

«Hs Москвы. Денинград.
Жданову. Срочно. ~

Спасибо ленинградцам за помощь моск-
вичам в борьбе © кровожадными  гитле-

Товарищу

тровцами.

Жуков».

И Москва не оставалась в долгу.

Значит, была связь, блокада не захле-
стнула великий наш город’? Да, ленин-
градцы повседневно чувствовали  под-
держку родины, заботу товариша Сталина.
Десятки транспортных самолетов были
брошены Ha доставку продовольствия
в Ленинград. Мы видим  приземляю-
щиеся машины, ящики ROHWCHTPATOS,
груз поддержки и внимания — самый
драгоценный груз, какой можно получить.
Влокада была прорвана в воздухе, потом—
на земле. По инициативе товарища Жлда-
нова была проложена автомобильная трас-
са на льду Ладожекого озера. Мы видим ее
строительство, потом вереницы машин, не-
сущих жизнь Ленинграду, наконец, про-
кладку железнодорожной ветки на льду.
не раз убеждаемся мы, что безвыходных
положений не существует, что энергия,
инициатива, настойчивость находят реше-
ние самых трудных залач.

Это тоже мужество, высокое и достой-
ное мужество. Оно позволило Ленинграду
продержаться всю трудную зиму, наносить
удары врагу. р

Наконец, мы видим с весною вновь
оживший Ленинград. Кровинка за кровин-
кой втекали в него жизнь и тепло, ули-
ца за улицей начинали дышать, двигать-
ся, город очищалея, приволил себя в по-
рядок, воссланавливал свой привычный
вид, строгий’ и требовательный в лдиеции-
лине, чистоте и строю своей жизни.

когда последние кадры фильма на-
поминают нам ленинские слова, мы Уви-
дели уже, узнали, почувствовали и пере-
жили все оттенки мужества, какие ланы
человеку. Быть стойким до конца! Вот
завет этого мужества. Оно учит и напут-
ствует советских людей к дальнейшей
борьбе, к дальнейшим схваткам с врагом.
В этой борьбе нам предстоит еще немало
трудных дней. Они могут принести нам
горести и невзгоды, они могут заставить

нас отказать себе в необходимом, они мо-
гут поставить нае в ином месте в тяж-
кое положение, но они не смогут сло-
МИТЬ Halle стойкости, мужества, уверен-
ности в победе. Ведь перед нами ленин-
градцы, героические защитники родины,
рыцари мужества и стойкости. Ленинград-.
цы, которые заключают рассказ oe себе
словами Ленина:

«Бейтесь ло’ последней капли крови,
товарищи, держитесь за каждую TAS
земли, будьте стойки до конца, победа
недалека! победа будет за нами!» :

И им отвечают уверенные сталинские
слова 0 недалеком дне, котла враг будет
отброшен от Ленинтрада и на всей совет-

волей, которая питала его, как хлеб, и—‘
‘фронта было тяжелое. Враг бешено рвал-

противления защитников

Как мы снимали.
_ фильм

С первого дня войны вместе с гери-
ческими защитниками Ленинграда на всех
участках фронта работали операторы на-
шей отудии, фиксируя документы герои-
ческой обороны любимого города.

Незабываемы августовские дни. Враг на
подступах к тороду. Враг начал бомбить
Ленинград. Горох ошетинилея и был готов
в любую минуту обрушить на врага свою
несокрушимую силу.

Воздух баражировали эскадрильи истре-
бителей. По улицам проноенлись машины
се вооружением. На заставах строились
баррикады. На фронт уходили все новые
и новые рабочие отряды. Ленинградская
студия в эти лни напоминала штаб воин-
ской части. Операторы то и дело прибы-
вали © фронта, сдавая заснятую пленку
кинохроники.

Вепоминается один из боевых дней. Во
двор в‘езжают машины. Из них выскаки-

вают запыленные, в военной форуе люди,

быстро докладывают о работе и опять
уезжают на выполнение нового задания.
Выходит. нагруженный аппаратурой и ка-
сетником с пленкой Филипп Печул. Ему
не впервые быть на фронте. В финскую
кампанию он снимал на передовых позя-
циях. И в эту войну он не раз уезжал
на фронт. Он поспешно сдает пленку и
спепгит обратно. Мы тепло mpomaemca с
ним, жмем руки. Маптина исчезает за по-
воротом аллеи. Он уехал. на тот участок
фронта, гле велись кровопролитные боя.
Вскоре мы узнали о ето гибели. Филини
Цечул погиб тероической смертью, до-
стойной советского человека.

Положение на Ленинградском участке

ся к городу. Упорное сопротивление за-
щитников Ленинграда, их непреклонная
воля отстоять город остановили врага, за-
ставили его зарытьеся в землю.

Наступала суровая зима 1941—1942
года. В тяжелых условиях блокированно-
го горола операторы ни на минуту не
прерывали работу. Они побывали всюду:
на улицах, на крышах и чердаках во вре-
мя воздушных бомбежек; в цехах завода,
где под артиллерийским обстрелом снима-
лись незабываемые кадры  самоотвер-
женного труда ленинградских рабочих: н&
кораблях Краснознаменной Балтики, веду-
ших дальнобойный обстрел немецких по-
зиций; на &эродромах, откуда они He раз
поднимались в возлух, уходя на бомбежку
вражеских укреплений; наконец, на пе-
реднем крае обороны.

В это время был 3acHAT пожар го-
спиталя после бомбежки (оператор Герман
Шулятин). Очень удачно отюнял бомбежку
города Евгений Багор. :

Вести с’емку в городе становилось все
труднее. Замер городской  транепорт,
нехватало горючего для mam. Загрузив
заплечный мепюк пленкой и аппаратом,
операторы уходили пешком, чтобы фикеи-
ровать неповторимые исторические дни. В
один из таких дней на улицах можно бы-
ло встретить оператора Сергея Фомина. Он
снимал сотни тысяч людей, илущих по
городу пешком из-за отсутствия транс-
порта. Влалимир Страдин запечатлел на
пленке сцены работы в цехах, разбитых
артиллерийским обстрелом; обогревая py-
ки у костров, ленинградские рабочие pe-
монтировали танки.

Отудия продолжала напряженно рабо-
тать. Материал поступал с различных на-
правлений фрочта. Выходил «Северный
киножурнал». В холодных помещениях,
He раздеваяесь, режиссеры  монтаровали
журналы и выпускали их на экран.

Накопилось досталочное количество
снятой пленки Наступило время поду-
мать 0 создания большото фильма 0
Ленинграде. Таз начались подготовитель-
ные работы, и вскоре мы приступили в
созданию фильма «Ленинград в борьбе».

Мы — ленинградцы. В мирное время
мы © гордостью снимали великую строй-
ку, созидательный труд, счастливых зем-
ляков. И мы считаем величайшей честью
для себя участвовать в с’емках  героиче-
ской обороны великого. города. Тяжелые
испытания выпали на долю ленинградцев.
Они эти испытания вылержали.

А мы мечтаем о самом счастливом дне
Haniel жизни — когда. мы приступим Е
ceure фильма «Разгром немцев пох
Ленинградом». Эта мечта водила ленин-
традцев в бой, согревала серлца рабочих
в нетопленных цехах и вдохновляла жите-
лей города на небывалые полвиги. Мы
знаем, много испытаний еще внереди. Но
во имя великой освободительной цели
каждый из ленинградцев готов на любые
жертвы. Ни шагу назад! -—— таков хлевиз

жителей великого города.

И мы верим, мы знаем, что сила ео

Ленинтрада бу-

ской земле снова будут победно реять й@Т Расти.

красные знамена...
И. БАЧЕЛИС.

тревог

Е. УЧИТЕЛЬ,
В. COJIOBILOB.

ленинградские рабочие ` не
В течение недели ‘ленинградцы привели улицы города в образцовый порядок.

прекращаля