Отчёт президента С

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

В ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ДЕПУТАТО
=

А Рузвельта об исполнении

закона о передаче взаймы или в аренду вооружения

ВАШИНГТОН, 8 января. (ТАСС). В по.
слании Конгрессу президент США Руз-
вельт даёт 13-й отчёт о проведении в жизнь
закона о передаче взаймы или в аренду во-
оружения за период, закончившийся 30 нояб-
ря 1943 года:

В послании Рузвельта говорится: «Насту-
пающий год будет годом решающих дей-
ствий в войне. Соединив свои силы, Об’еди-
нённые нации увеличили мощь общего на-
ступления для разгрома оси. Мы уже отбро-
сили своих врагов на всех фронтах, где мы
ведём боевые действия. В Тегеране и Каире
была достигнута договорённость относитель-
но планов крупных наступательных опера-
ций, которые ускорят наступление победы.
При помощи более тесного единства, кото-
рого мы там достигли, мы сумеем с нараста-
ющеи силой наносить удары нацистам и
япбнцам, пока они не капитулируют безого-
ворочно.

Взаимная помощь значительно укрепила
силы Об’единённых наций. Помощь Соеди-
нённых Штатов союзникам на основе прин-
ципа передачи взаймы или в аренду и обрат-
ная помощь нам с их стороны на той же ос-
нове усилила мощь наших об’единённых на-
ступательных операций. Программа передачи
взаймы или в аренду укрепила узы, связы-
вающие Об’единённые нации в стремлении
к общей победе и в общей решимости обес-
печить длительный мир. Каждая из Об’еди-
нённых наций даёт для осуществления на-
ших задач то, что может, —борьбу на фрон-
те, людские силы и военную продукцию.
Некоторые страны, как, например, Соединён-
ные Штаты и Канада, расположенные вда-
ли от театров военных действий, могут пре-
доставлять другим Об’единённым нациям
большое количество продовольствия и воору-
жения. Другим, как, например, Советскому
Союзу и Китаю, для борьбы с врагом на соб-
ственной территории фактически требуется

всё, что могут вырастить и произвести
Соединённые Штаты и Канада. Неко-
торые страны, как Соединённое Коро-

левство и Австралия, могут предоставить
своим союзникам значительное количество
военных материалов, но вынуждены оста’
вить большую часть своих военных матери-
алов и продовольствия для собственных во-
оружённых сил: Вопрос о том, перевозить
ли продовольствие из одной страны в дру-
гую или оставлять его для собственных
войск, зависит от стратегических и такти-
ческих потребностей войны. Наша общая за-
дача заключается в том, чтобы все самолё-
ты, танки, продовольствие и другие товары,
которые могут произвести все Об’единённые
нации вместе взятые, были использованы
самым эффективным образом нашими общи-
ми вооружёнными силами с целью ускоре-
ния разгрома врага.

С какой бы мы стороны ни подходили,
война дорого обходится и нам и нашим со-
юзникам- Чем полнее мы сможем сейчас мо-
билизовать свою рабочую силу и другие ре-
сурсы для стоящих перед нами решающих
задач, тем скорее мы добьёмся победы и тем
меньше будет она нам стоить людьми и ма-
териальными ценностями. Об’единённые на-
пии вступают в новый год более сильными,
более крепкими и более об’единёнными, чем
когда-либо раньше. Германия и Япония, к
своему горю, скоро убедятся в этом»:

В отчёте указывается, что поставки Со-
ветскому Союзу на основе закона о пере-
даче взаймы или в аренду вооружения за
период с марта 1941 г. по октябрь 1943 го-
да составили 3.550.443 тыс. долларов, т.-е.
более одной четверти всего экспорта на
этой основе во все страны. Поставки Со-
ветскому Союзу в 1943 году сильно увели-
чились- За первые 10 месяцев 1943 года
они на 63 процента превысили поставки за
весь 1942 год. Общий экспорт в Советский
Союз на основе’ закона о передаче взаймы
или в аренду вооружения включал артил-
лерийского снаряжения и боеприпасов на
507.678 тыс. долларов, танков и частей
к ним—на 215.953 тыс. долларов, автома-
шин и частей к ним-—на 461-256 тыс. дол-
ларов, судов—на 86.691 тыс. долларов,
промышленных материалов—на 964.786 тыс.
долларов, продовольствия и других това-
ров-—на -594.555 тыс, долларов: Экспорт
танков в этом году сильно сократился /в
соответствии с сократившимися  нпотребно-
стями СССР. Однако вывоз самолётов и
частей к ним, артиллерийского снаряжения,
боеприпасов, промышленных материалов,
судов и автомашин увеличился. За первые
10 месяцев 1943 года стоимость экспорта
продовольствия в Советский Союз по прин-
ципу передачи взаймы или в аренду боль-
ше чем вдвое превысила весь такой экс-
порт за 1942 год. =

«Помощь на основе передачи взаймы или
в аренду вооружения, которую мы оказа-
ли СССР, была эффективно использована
в наступательных операциях, Красной Ар-
мии на Украине и Белоруссии», — продол-
жает Рузвельт. По октябрь включительно
Советскому Союзу было послано почти
7 тыс. самолётов — больше, чем в любую
другую страну, пользующуюся такой по-
мощью, более 3.500 танков, 195 тыс. ав-
томашин, в том числе грузовики, машины
повышенной проходимости, мотоциклы и
т. д: «Эти материалы не только дали Со-
ветам важное наступательное оружие, но и
обеспечили снабжение русского фронта,
тянущегося на 2 тыс. миль».

Чтобы облегчить нехватку продоволь-
ствия, об`ясняющуюся оккупацией и опусто-
шением нацистами около 40 процентов
плодороднейших земель Советского Союза,
Соединённые Штаты послали ему 1.790 ты-
сяч тонн продовольствия и других сельско-

запасов. До июня 1943 года включительно

‚американских войск, державы оси

хозяйственных продуктов. В СССР было
послано 343 тыс. тонн пшеницы и муки,
277 тыс. тонн сахара, 324 тыс. тонн мясных
консервов, 441 тыс. тонн пищевых жиров и
масел, 136 тыс. тонн сушёных фруктов и
овощей, 38 тыс. тонн яичного порошка,
«Советский Союз настоятельно просил
У нас сливочного масла для Красной Ар-
мии, продолжает Рузвельт, особенно для
многочисленных раненых солдат, находя-
щихся на излечении в русских госпиталях.
Мы смогли послать туда’ 33.500 тонн мас-
ла». С начала действия закона о передаче
взаймы или в аренду вооружения нив одну
другую страну масло на основе этого зако-
Ha не посылалось. В 1942 году было от-.
правлено 8.500 тонн масла, или 0,7 процента
всего запаска масла в США в 1942 году.
В 1943 году его было отправлено 25 тык,
тонн, или около 2,7 процента американских

Соединённые Штаты получили, в силу
взаимного действия принципа передачи
взаймы или в аренду, 8.250 тонн масла, по-

становлению отвоёванных советских сель-
скохозяйственных районов и развить произ-
водство продовольствия в Сибири, мы по-
слали в СССР 10 тыс. тонн семян 30 основ-
ных культур». .

В СССР также: послано 5,5 млн. пар ар-
мейских сапог, 16.600 тыс. ярдов сукна для
советских вооружённых сил, 251 тыс. тона
химических продуктов, 144 тыс. тонн взрыв-
чатых веществ, 1.198 тыс. тонн стали,
342 тыс. тонн цветных металлоз, 611 тыс.
тонн нефтепродуктов.

«Пою мере того, как мы отправляем за’
море для наступления на врага всё больше
со всё
болышей силой ощущают действия програм-
мы передачи взаймы или в аренду. Солда-
ты советской армии, отбросившие ° назад
нацистских захватчиков, в процессе одного
из величайших в военной истории наступле-
ний хорошо используют материалы, кото-
рые мы им послали. Союзные английские
войска, сражающиеся на Средиземном море
‘рядом с нашими войсками, также усили-
лись благодаря вооружению, полученному
ими на основе принципа передачи взаймы
или в аренду».

С И марта 1941 года по ноябрь 1943 года
стоимость товаров, переданных взаймы или
в аренду, составила 13,5 процента всех во-
енных расходов США за тот же период. Рас-
ходы на поставки взаймы или в аренду яви-

таюже  товарюв,
Брятанской империи, и товаров, поставлен-

вили 2.472.704 тыс. долларов. Фрахтование
судов и отправка самолётов по воздуху
составиля более 50 процентов этой суммы.
Более 600 млн. долларов израсходовано в

США на предприятия и оборулование для
производства орудий, самолётов и другого
вооружения, что даст значительное увели-
чение промеводетваннюй мющности Соеди-
нёнчых Linares после войны.

Экспорт во все ‘страны на основе прин-
Ципа передачи взаймы или в аренду за
первые 10 месяцев 1943 года более чем
в полтора раза превысил звесв такой экс-
порт за 1942 год. За эти десять месяцев
эколорт вююружения составил 4:674.546 тыс.
долларов—чна 142 процента больше, чем за

тот же период 1942 года. Экспорт промьйн-

ленного оборудования вырое на 104 про-
цента, продовольствия — на 88 процентов.

До июня 1943 года включительно Соели-
нёнвоюе Королевство, Австралия, Новая Зе-
лендия и Индия послали, по их собствен-
ным доганышм, Соединённым Штатам в но-

рядке взаимной передачи взаймы или в

ставленного Австралией и Новой Зелан- “РУ вооружения товаров на 1.174.900
дией нашим тихоокеанским вооружённым    ©: долларов, не очитая большюго коли-
ам. «Чтобы помочь быстрейшему вос- Ч®СТВа товаров и услуг, предоставленных

америченеким вооруженным силам в Север-
ной Африке, Италии и других местах, а
предоставленных в самой

ных франщузоким комитетом, и т. д. «Мы

получаем также, по мере возникновения не-
обходимости, различные товары на основе
обратнюго применения принципа передачи
взаймы или в аренду в Китае и Советском

Союзе. Обе страны, конечно, вынуждены
до предела напрягать свои ресурсы в борь-

< врагами на собственной территории
и, само собой понятно, не могли предюстав-
лять взаимную помощь на основе обрат-

ного применения принципа передачи взаймы

или в аренду в больших размерах».

Самая существенная помощь, которую
Об’единённые нащии получают от Китая —
это шесть с половиной лет борьбы Китая
с японцами. «Самую существенную помощь,
которую мы и другие Об’единённые нации
получаем от советского народа, нужно

искать в Сталинграде, Харькове и Киеве,

в миллионах нацистских солдат, убитых,
раненых и взятых в плен на русской тер-
риторни, миллионах, которые уже не смогут

сопротивляться нашим войскам в Западной
Европе».
пои
енных  усклий
тистикой передачи товаров взаймы
в аренду, ни цифрами долларов нельзя из-

Подечеты долларах  хоро-
измерения одной фазы Bo.
COOSHIKIOR, HO «ни ста.
или

В
для

мерить соотношение тех вюладов, которые

лись составной частью военных усилий Со-

вооружённые силы и расходы на внутрен-
нем фронте.
зующие американские

самолёты, танки и

против общего врага. Американское продо-
вольствие помогает» сохранять
Красной Армии, а также английских сол-
дат и рабочих.

«Передача товаров взаймы или в аренду

ключается в том, чтобы в возможно крат-
чайший срок одержать полную победу, ис-
пользуя в максимальной степени рабочую
силу и промышленные ресурсы всех Об’-
единённых наций. Наши союзники сра-
жаются главным образом при помощи соб-
ственного вооружения. Их заводы работа-
ют в основном на собственном сырье и

оборудовании. Их накеление производит

большую часть потребляемого ими продо-
вольствия. Однако поставки на основе пе-
редачи взаймы или в аренду вооружения

‘явились существенным дополнением к их

ресурсам». Без передачи взаймы

или в аренду,

товаров
отмечает Рузвельт.

мы могли затянуть или проиграть не-
которые важнейшие битвы, которые
выиграли союзные войска. «Без допол-
нительных военных материалов, полу-
ченных взаймы или в аренду, заграничные
заводы, производящие десятки тысяч само-
летов, орудий и танков для разрушения
германских и японских баз и промышлен-
ных центров, смогли бы в гораздю мень-
шей степени содействовать разгрому вра-
га».

Из общей суммы в 18.608 млн. долларов,
в которую обошлись товары и услуги, пре-
доставленные Соединёнными Штатами взай-
мы или в аренду с марта 1941 года по
ноябрь 1943 года, расходы на товары со-
ставили 87 процентов,. а на услуги—13 про-
центов. Готовое вооружение составило 53
процента, промышленные материалы—21 про-
цент, продовольствие и другие сельскохо-

зяйственные продукты—!1!3 процентов. Рост

поставок на основе передачи взаймы или
в аренду в значительной степени об’ясняет-
ся резким увеличением авиационного, ар-
тиллерийского и другого вооружения, пе-
реданного союзникам. В 1941] году воору-
жение составило 21 процент всех поставок
взаймы или в аренду, в 1942 году при-
близительно 47 процентов, а за первые
11 месяцев 1943 года — около 61 процен-
та. Услуги, предоставленные на основе
принципа передачи взаймы или в аренду
до ноября 1943 года включительно, соста

эдинённых Штатов, как расходы на наши
Солдаты союзников, исполь:

орудия, вместе с американскими войсками
завоёвывают победы. Рабочие военной про-
мышленности союзных стран используют
американскую сталь, станки и другое про-
мышленное оборудование для производства
оружия, предназначенного для союзных и
американских вооружённых сил, борющихся

рационы

представляет собой существенный элемент
стратегии Об’единённых наций, которая за-

вносят США и другие Об’единённые нации
в дело обеспечения победы в войне». Каж-
дая страна’ вносила различный вклад. в за
виюимости от своих ресурсов и военной об-
становюи. «Одним прииглюеь давать болыше
оружия и материалов, другим-—больше лю-
дей или иметь болыше разрушенных горо-
дов. Все дают то, что могут для победы».

Общая стоимость экспорта по закону
передаче взаймы или в аренду вюоруже-

ния, продолжает Рузвельт,  сославляю-
шая 13.844 млн. долларов,  распреде-
ляется следующим образом: в Соединен-

ное Королевство в 1941 году послано това-
ров на 573 млн. долларов, в 1949 г. ва
2.005 млн. долларов, за 10 месяцев 1943’ го.
да — на 3.402 млн. долларов, а всего — на

5.980 млн. долларов. Из этой суммы ` 2.391

млн. приходится на. вооружение, 1.555 млн. —

на промышленные материалы, 2.034 млн. —

на продювольствие и сельскохозяйственные
продукты. В Советский Союз в 1949 год;
послано товарюв на 1.359 млн. у
перзые 10 месящев 1943 года-—на 2.198 млн.
долларов, а воего-—на 3.550 млн. долларов.
Из этой суммы 1.991 млн. долларов прихо-
дится на вооружение, 965 млн.— на’ промыш-
ленные материалы, 594 млн.—на продоволь-
ствие и сельскохозяйственные продукты,
Распределение поставок на’ основе прин-
ципа передачи взаймы или в аренду в Аф-
рику, на Средний Восток и в район Среди-
земного моря дает следующую. картину: в
1942 году былю послано товаров на 692 млн.
долларов, за первые 10 месяцев 1943 года—

о
<

на 1.380 млн., а всего — на 9.168 млн., ив
которых на 1.604 млн. вооружений, на 439
млн. промышленных материалов и на

132 млн. продовольствия и сельскохозяйст-
венных пролуктов,

В Китай, Индию, Австралию и Новую Зе-
ландию послано в 1942 году товаров на 641
млн. долларов, за первые 10 месяцев 1943
года — на 910 млн., а всего — на 1.603 млн.
долларов, из которых 1:035 млн. приходится

на вооружение, 505 млн.—на промышленные

материалы и 63 млн.— на продовольствие и
сельскохозяйственные BI.

В другие страны послано в 1941 году
товаров на 20 млн. долларов, в 1942
году — на 204 млн., за первые 10 месяцев
1943 года — на 318 млн, а всего — на
543 млн. долларов, из которых 459 млн.

приходится на вооружение, 69 млн. — на
промьинленные материалы и 15 млн. — на
продовольствие и  сельскохозяйственные
продукты. -

Видимо, в ответ на критические замеча-
ния, особенно сильно выдвигавшиеся в кру-
гах Конгресса по поводу использования в
северю-африканских и средиземномороких
операциях американского бензина и других
нефтепродуктов, Рузвельт раз’ясняет воен-
ную необходимость снабжения этого района
нефтепродуктами. Он отмечает, что во

Французской Северной Африке все нефте-

продукты расходуются под Контролем во-
енных властей. На гражданские нужды

выделяется только минимальное количе-
ство нефти, за которую французы платят
Соединённым Штатам в, долларах. В отчёте
также указывается, что на товарах, поста-
вляемых на основе закона передачи взаймы
или в аренду вооружения, имеются амери-
канские штампы. Автомашины повышенной

проходимости, самолёты «Эйра-кобра» и
танки «Шерман» сами по себе говорят о
своём американском происхождении, а на

других товарах указывается название фир-
мы или прицепляются особые ярлыки, ука-
зывающие, что эти товары произведены в
Америке. ;

В разделе отчёта, посвящённом вопросам
нефти, отмечается, что, несмотря на огром-
ное ‘увеличение потребности в нефти для
военных нужд, США в настоящее время
экспортируют меньше нефтепродуктов, чем
до войны, и потребляют около 88 процен-
‘тов всей производимой в стране нефти для
нужд американской промышленности и
американских вооружённых сил: Союзники
самым эффективным образом используют
все возможности добычи нефти и её пере-
гонки. Потребности Соединённых Штатов в
нефти за морем удовлетворяются в значи-
тельной степени путём ответного примене-
ния принципа передачи взаймы или в арен-
ду. Союзникам передаётся взаймы или в
аренду менее одной десятой сырой нефти,
добываемой в США. По имеющимся дан-
ным, в 1943 году на основе этого принци-
па вывезено 132 млн. баррелей нефти. В
1938. году США произвели 1-214 млн. бар-
релей сырой нефти, из которых 216 млн.
баррелей, или 18 процентов, было экспор-
тировано на коммерческой основе. Добыча
1943 года определяется в 1.500 млн- барре-
лей, из которых 132 млн. вывезено на OC-
нове принципа передачи взаймы или в
аренду и 47 млн. — на коммерческой асно-
ве, и всего вывезено 12 процентов об-
шей добычи нефти.

Добыча нефти на Среднем Востоке, за-
являет далее Рузвельт, уже превысила
довоенный ровень. В настоящее Bpe-
мя OHA ава лЬВО превосходит уровень
добычи, существовавший два года назад. На
Среднем Востоке англичане добывают в He-
сколько раз болыне нефти, чем Соединен-
ные Штаты, и поэтому дают в этом районе
в несколько раз болыше нефти, чем амери-
канцы. Нефтяные промыслы Среднего Вос-
тока используются в максимальной степени.
какая совместима с эффективным использо-
ванием танкеров и необходимостью выпуска
наиболышего количества таких нефтепро-
дуктов, которые болыше всего нужны для
войны, как, например, авиационного и других
высокооктановых сортов бензина. Принад-
лежащие англичанам нефтеперегонные заво-
ды в Абадане (в Персидском заливе) —круп-
нейшие нефтеперегонные заводы. на Сред-
нем Востоке, учитывая выпюеуказанные ую-
ловия, работают на полную мощность. Вслед-
ствие недостатка танкеров на Абаданских
промыслах приходится перекачивать обратно

о! тяжелые нефтепродукты, получаемые при

производстве бензина. Этот метод не эко-
номичен, но зато он экономит танкеры для
перевозки‘авиационного бензина. Английское
правительство значительно расширило свои
нефтяные предприятия на Среднем Востоке.
Принадлежащшие англичанам нефтеперегон-
ные заводы в Хайфе расширились. Нефте-
перегонные заводы в Суэце в течение всего
периода военных действий работают в этом

й другими
порвать отношения с ‹аргентинскими под-,

вой авиацией.

ВТОРНИК, 11 ЯНВАРЯ 1944 г. № 9 (8311)

Положение в Боливии

НЬЮ-ЙОРК, 9 января, (ТАСС). Агент-
ство Ассошиэйтед пресс, ссылаясь на све-
дения, полученные из авторитетных источ-
ников, сообщает, что Соединенные Штаты
прекратили поставки военных материалов В
Боливию на основе закона о передаче взаи-
мы или в аренду вооружения до выяснения
статута нового боливийского правительства.

По мнению ряда американских газет,
США должны занять твердую позицию в
отношении Боливии и фашистского арген-
тинского правительства, которое признало
новый ‘режим в Боливии, в то время как
другие правительства стран американского.
континента до сих пор воздерживаются от
его признания.

Газета «Вашингтон пост» призывает Сое-
диненные Штаты совместно с союзниками
американскими республиками

ражателями гитлеровскому режиму».

Заявление ЖХэпла по поводу
переворота в Боливии

ВАШИНГТОН, 9 января, (ТАСС). Как
заявил государственный секретарь США
Хэлл, полученные сведения подкрепляют

Открытие сессии
конгресса США

ЛОНДОН, 10 января. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер из Вашингтона, сего-
дня там открылась вторая сессия конгресса
США 78-го созыва.

Албанские патриоты
уничтожают оккупантов

СТАМБУЛ, 10 января. (ТАСС). Албан-
ские марионеточные власти весьма обеспо-
коены усилением партизанского движения
зв Албании. Об этом свидетельствует опу-
бликованное в немецко-фашистекой газете
«Донау цейтунг» решение албанского «со-
вета министров» о создании особых трибу-
налов, предназначенных «для борьбы с
антиправительственными элементами и тер-
рористами» (как называют гитлеровцы ал-
банских патриотов). Решение мотивирует-
ся в первую очередь тем, что «в стране
участились случаи покушений на лиц, за-
нимающих руководящие посты».

По имеющимея сведениям, недавно в
районе Валоны группа вооруженных пат.,
риотов напала на автомашину, в которой
ехали немецкие офицеры. Патриоты пере-

мнение о том, что создание нового режи-
ма 8 Боливии вдохновлялось и поддер-
живалось силами, находящимися за пре-
делами Боливии и враждебными обороне
американских республик.

Хэлл сказал, что, -по имеющимся у не-
Tee сведениям, в настоящее, время имеет
место обмен информацшией относительно
происхождения переворота в Боливии.
Этот обмен информацией должен в бли-
жайшее время дать каждому правитель-
ству возможность сделать собственные
выводы.

Новые назначения в составе
верховного командования
союзников

ЛОНДОН, 9 января. (ТАСС). Англайское
министерство авиации сообщает, что с одо-
брения президента США и английского
премьер-министра маршал авиации Джон
Слессор назначен заместителем командую-
щего воздутщными силами коюзнихов на
средиземноморском театре операций генера-
ла Икера, а также командующим всеми си-
лами английской авиации на средиземно-
морском театре операций .с подчинением
Икеру. .

Главный маршал авиации Шолто Дуглас
назначен команлующим английской берего-

Слессор занимал пост командующего бе-
реговой авиацией с ноября 1942 года. Дуг-
лас был командующим военно-воздушными
силами Англии на Ближнем Востокв с но-
ября 1942 года. До этого он был командую-
щим английской истребительной авиацией.

ВАШИНГТОН, 10 января. (ТАСС). Во-
енное министерство США об’явило о том,
что бывший командующий восточным воен-
ным округом Англии генерал-лейтенант
Гаммель назначен начальником штаба войск
союзников на средиземноморском театре
военных действий.

ЛОНДОН, 10 января. (ТАСС). По кооб-
щению вашинттонского корреспондента
агентства Рейтер, военное министерство
США об’явило, что генерал-майор Уолтер

районе на полную мощность. Расширение
этих заводов производится за счёт англи-
чан. Бахрейнокие нефтеперегонные заводы,
принадлежащие Соединенным Штатам, бу-
дут расширены, при чём стоимость нового
оборудования будет оплачена владельцами
с помощью правительственного займа.

За незначительными исключениями, Co-
единенные Штаты не платят за нефтепро-

дукты, получаемые со Среднего Востока, и

фактически пользуются ими на основе прин-
ципа ответной передачи взаймы или в арен-
ду. Большую часть нефтепродуктов для се-
веро-африканской кампании. поставляло За-
падное полушарие, но с открытием Среди-
земного моря англичане будут поставлять в
этот район подавляющую часть нефтепро-
дуктов. 5
Большая часть потребностей CCCP внеф-
ти удовлетворяется из его собственных ис-

точников, но США поставляют ему взаймы

или в аренду некоторые наиболее важные   зрда франков.

нефтепродукты, которые не производятся в
СССР в дастаточных количествах. Совет-
скому Союзу послано оборудование для не-
скольких нефтеперегонных заводов, что
даст ему возможность увеличивать произ-
водство авиационного бензина и других
ценных нефтепродуктов из советских ис-
TOUHMKOB. ‘

В разделе отчета, посвященном сельско-
хозяйственному -машиностроению, говорит-
ся, что Соединенное Королевство, Совет-
ский Союз и другие страны всеми средства-
ми старались увеличить производство про-
довольствия, несмотря на недостаток сель-
скохозяйственных рабочих и машин. Этим
самым они сэкономили миллионы тонн су-
дов, но без дополнительного сельскохозяй-
ственного оборудования эти успехи были
бы невозможными. С 1941 года Соединён-
ные Штаты вывезли менее 3 процентов всех
произведенных в стране сельскохозяйст-
венных машин — на сумму несколько менее
34 млн. долларов. Из них на 20 млн. дол-
ларов машин было вывезено в Соединённое
Королевство, на 6,5 млн. долларов — в
Австралию и Новую Зеландию, на 1,5
млн. — в И; и на меныпие суммы — в
другие страны.

О Е ОО

Провал немецкой карательной
экспедиции в Греции ©

СТАМБУЛ, 10 января. (ТАСС). По
сведениям, полученным из Греции, ешё в
середине ноября гитлеровские оккупаци-
онные войска в Греции предприняли од-
новременно с  несколыких направлений
крупную `карательную экспедицию против
партизан, действующих в Эпире. Bua-
чале немцам удалось продвинуться в глубь
района Мецовон, захватить и сжечь несколь-
ко десятков населённых пунктов. Однако
вслед затем крупные греческие партизан-
ские отряды приостановили продвижение
немцев и дали им отпор. По последним
сведениям, в Эпире происходят ожесто-
чённые бои. Немцы бросили против пар-
тизан 7 тысяч солдат, танки, бронемаши-
ны и артиллерию. Несмотря на прево-
сходство в технике, все немецкие атаки
были отбиты с большими для них поте-
рями. Только убитыми немцы потеряли
600 человек. В руки партизан попало
большое количество вооружения и бое-
припасов.

Получены также сведения об активи-
Защии партизанской войны в Македонии.
По сообщению каирского’ радио, во время
недавних боёв в Македонии немцы по-
теряли убитыми 1.735 солдат и офице-
ров. Партизаны уничтожили 11 парово-
зов, 167 вагонов и взорвали два желез-
нодорожных моста.

АДРЕС РЕДА к ЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москве, 6. Пушкинская площадь, 5. “Челефоны отделов редакции: Секретариата — К 4-71-06;
- Литературы и искусства — К 0-57-27; Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-75-17;

52366,

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 10 января. (ТАСС) Штаб
войск союзников в Северной Африке со-
общает, что на фронте американской 5-й
армин войска союзников в некоторых ме-
стах вновь продвинулись, при чём в одном
пункте приблизительно на три километра.
Захвачены ещё две высоты, господст-
вующие над расположениями противника.
В секторе английской 8-й армии ничего
нового ‘не отмечено.

Крупное соединение тяжёЛЫх  бомбар-
дировщиков,. сопровождавшихся  истреби-
телями, 9 января произвело налёт на

порт и железнодорожные об’екты города
Пола, Средние бомбардировщики атако-
вали гавань и железнодорожные соору-
жения Анконы, а истребители-бомбарди-

ровщики атаковали подвижной железно-
дорожный состав и мототранспорт  про-
тивника в районе Акуила.  Уничтожен
один самолёт противника, союзники поте-
ряли один самолёт. Агентство Рейтер от-

мечает, что Анкона. является крупной во-

енно-морской базой на побережье Адриа-
тического моря и находится примерно в
100 милях к северу от линии фронта.
Анкона является также важным центром
железных и шоссейных дорог и абродро-
MOB, Порт Пола, расположенный в севе-
ро-восточной части Адриатического моря,
являлся базой итальянского  военно-мор-
ского флота в Адриатическом море и
сейчас служит базой гидросамолётов и
подводных лодок противника.

В США выпущено в декабре
8.802 самолёта

ВАЩИНГТОН, 9 января. (ТАСС). Уп-
равление по делам военного производства
США сообщает, что, несмотря на рожде-
ственские праздники, выпуск четырёхмо-
торных бомбардировщиков в США в де-
кабре превысил правительственное зада-
ние. В декабре выпущено 8.802 самолёта
всех видов. В 1943 году было выпущено
85.946 самолётов всех типов, а в 1942 го-
ду — 47. тысяч.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площадь, 5.

Приговоры шпионам
в США

НЬЮ-ЙОРК, 9 января. (ТАСС). Нью-

Йоркский суд приговорил трёх американ-
цев немецкого происхождения к 8 годам

тюремного заключения каждого по обви-!
168 — норвежских, 39 — панамских, 94 —

нению в шпионаже. Среди осуждённых—
бывший руководитель «германо-америкгн-
ского общества» Шредер и американский
солдат Кениг.

Художественного — К 5-36-53; Издательство — К 5-23-20, К

Румынские мародеры вывозят
советское добро в Румынию

СТОКГОЛЬМ, 10 января. (ТАСС). Бу-
дапештский корреспондент шведской газе-
ты «Свенска дагбладет» сообщает, что по
приказу румынских властей на промышлен-

ных предприятиях в Кишиневе и Чернови-  5

цах начата разборка всех машин и различ-
ного заводского оборудования. Награблен-
ное советское добро отправляется в Румы-
НИЮ.

Морекие потери союзников
в Западной Атлантике

НЬЮ-ЙОРК, 9 янзаря. (ТАСС). дгент-
ство Аксошиэйтед пресс, основываясь на
официальных сообщениях, сообщает, что
за последние два года в западной части
Атлантического океана было потоплено
около 700 судов союзников и нейтраль-
ных стран, в том числе 281 судно Соеди-
нённых Штатов; 130 английских судов,

бразильских, 24—голландеких и 33 суд-
на различных союзных стран. В 1943 го-
ду было потоплено всего 95 судов по
сравнению с 582 судами в 1942 г.

Фронта — К 4-72-31; Экономического —

ЛОНДОН, 9 января.
‚ство Рейтер сообщает из Алжира о том,

4-15-06. Приём об’явлений

Смит назначен начальником штаба верхов-
HOPO главнокомандующего войсками союз-
ников генерала Эйзенхауэра. До последне-
го времени Смит был начальником штаба
вооружённых сил союзников на средизем-
HOMOPCKOM театре военных действий,
Военное министерство об’явило также,
что генерал Вильсон 9 января при-
ступил к исполнению обязанностей глав-
нокомандующего вооруженными силами со-
юзников в районе Средиземного моря.

Бюджет Французского Комитета
Национального Освобождения

(ТАСС). Агент-
что 8 января Французский Комитет На-
  ционального Освобождения утвердил
бюджет на 1944 год в сумме 42.5 милли-

бмерть иранского политического
деятеля Сулеймана Мирзы

ТЕГЕРАН, 10 января. (ТАСС). После
тяжёлой’ продолжительной болезни скон-
чался один из старейших политических
деятелей Ирана Сулейман Мирза. Сулей-
ман Мирза неоднократно избирался в де-
путаты иранского меджлиса и в прошлом
входил в состав иранского правительства.
В последнее время Сулейман Мирза был
одним из виднейших руководителей на-
родной партии.

Война на Тихом океане

недавно признавала,
точных властей не оказали
действия на патриотов. По словам газеты,
в Тиране было
цев»,
крытого
усилий правительства».

ЕЖЕ ЕЕК ДЕН ЗЕЕЕИЕЕИНИ

били всех гитлеровцев, а ‘машину сожгли.

В городе Берат «неизвестные лица» убили
нескольких уполномоченных марионеточного
«правительства», прибывших сюда для «на-
зедения

порядка». В Берат был. послан
специальный мемецкий карательный отряд.

Однако вблизи города отряд. натолкнулся
на засаду партизан. В ожесточённой схват-
ке партизаны истребили почти всех кара-
телей.

газета «Донау цейтунг»
что угрозы мариюне-
никакого воз-

Гитлеровская

арестовано «много албан-
обвиняемых «в осуществлении of-
саботажа, направленного против

РЕДАКЦИОННАЯ НОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

ии тии PT

Лекционное бюро при Комитете по делам
‘высшей школы при СНК СССР
13 января 1944 года в Доме инженера и

техника (ул. Кирова, д. 7) состоится пуб-
личная лекция контр-адмирала Ю. А. Пан-
телеева
ции»,

«Современные десантные onepa-

Билеты продаются в кассе Дома инжене-

ра и техника (ул. Кирова. д. 7).

13 января 1944 года в Доме архитектора

(Гранатный пер., д. 7) состоится публичная
лекция доктора исторических наук Е. М.
Жукова «Япбно-германсние отношения во
второй мировой войне».

Билеты продаются в кассе Дома архя-

тектора (Гранатный пет., д. 7).

Начало лекций в 7 час. 30 мин. вечера.

ниана»;
7 ч. веч.

«Риголетто»;
спект. в7Тч

люди».

ВОЛЬШОЙ ТЕАТР — 11/1 «Иоланта», «ШТопе-
127 бал. «Щелкунчик». Нач. снект. в

ФИЛИАЛ - БОЛЬШОГО ТЕАТРА —
127 он.
веч.
МАЛЫЙ ТЕАТР — ИЛ «Варвары».
ч. веч.

ид оп:
«Евгений Онегин». ` Нач,

Нач. в

МХАТ 000Р им. ГОРЬКОГО — ИЛ «Русские
Нач. 1 ч. веч. :

` МОСК. ТЕАТР

СТАНИСЛАВСКОГО

в 7
ФИЛИАЛ МХАТ — ИЛ «Глубокая разведка».
Нач. в Т ч. веч.

ГОС. ТЕАТР им. Еы. ВАХТАНГОВА (помещ.
Госцентюза, ул. Горького, пер. Садовских, 19)—
ИЛ «Много шума из ничего». Нач. в Тч. веч.

TOC. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР (М. Бренная, 2) —
ИЛ «Заколдованный портной». Нач. в 7 ч. веч.

ГОС. МОСК. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Тверской
бульвар. 23) — ИМ «Пока не остановится
сердце». Нач. в 7 ч. веч.

‘00. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.

TOC. MOCK.

К. С. ОТАНИСЛАВСКОГО. и Вл. И. НЕМИРО.

ВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул.,. 11, тел,

К 1-42-50) — ПЛ «Иыганский барон»; 12/1 «Ло-

ла». Нач, в 7Т.ч. веч.

МООК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул Герцена.
ТИТ «Весна в Москве». Нач. ч.

1) —
B 7 веч.
им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ (бе.
тенка, Пушкарев пер., 21) 11/1 «Ночь оши-
бок». Нач. в 7 4. Bex.

TOO, ОЦПЕРНО-ДРАМАТИЧ. СТУДИЯ им. К. С.
у (помещ. т-ра им. Ленина,
‘wp. Пресня, Трехгорный вал, 4, трамв. №№ 16,
22, 25) — 1/1 «День чудесных обманов (Дузнья)».
Нач. в 7 ч. Bey,

МООК, ТЕАТР САТИРЫ — 11/1 «Саптка», Нач.
в Тч, веч.

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. БОЛЬПШЮОЙ ЗАЛ
КОНСЕРВАТОРИИ — 111 в 730 веч. Органный
вечер А. Гедике. В программе: Бах.

Моск. Государственная Филармония.

БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ.

14аЛ в 7.30 веч. «Советская музыка в дни
Отечественной войны». Исполнители: Гос.
симфонический оркестр Союза ССР. Дирижер
Н. Рахлин. Солист Г. Тинзбург. Участвует
Русская республиканская хоровая капелла.
Худож. руководитель капеллы А. Степанов,
В программе: ЗКелобинский, Ю, Крейн, Вла-
сов, Фере и Малдыбаев

ЛОНДОН, 10 января. (ТАСС). Штаб
об’единённого командования вооруженными

силами союзников в юго-западной части Ти-
хого окезна сообщает, что базирующаяся
на Соломоновы острова бомбардировочная
авиация союзников атаковала японские
об’екты на мысе Святого Георгия (Новая
Ирландия). Возникли пожары. В воздушном
бою сбито 10 японских самолётов. Авиация
союзников потеряла б самолётов.

Крупные и средние бомбардировщики
атаковали  янонские ‘аэродромы в Бунака-
нау, Лакунаи и Тобера в районе Рабаула
(Новая Британия). Соединения самолётов
союзников сбросили 58 ‘тонн бомб на япон-
ские позиции в заливе Борген.

В районе Сайдора (Новая Г винея) войска
союзников расширяют свои оборонительные
позиции. В заливе Паммерн (Новая Гвинея
легкие морские силы союзников потопили
японских барж с войсками и грузами. В
гавани Алексиса (Новая Гвинея) ‘соедине-
мия самолётов союзников атаковали зенит-
ные позиции японцев, сбросив 92 тонны
бомб.
eo te авиации со-

IHKOB ‘атаковали Киета (ос -
виль) и Кахили (остров Glogs ae

Краткие сообщения

> Бразильское официальное агентство пе-
редает, что бразильские и американские
корабли в южной части Атлантического
океана „Недавно потопили вооружённый гер-
манский рейдер, везший материалы из Япо-
нии в Германию.

Военное мини

стерство США об’яви-

ло, что в настоящее время строится но-
вый двухмоторный ` ночной истребитель
П-6Г «Блэк уидоу». Истребитель имеет

мощную броню и обладает большим ра-
диусом действия.

<® Военным губернатором Тегерана наз-
начен генерал Кейкавуси.
К 1-42-05; Оельек
в Москве — К 5-14-38, в

Oro хозяйства — К 5-76-17; Пропаган
«Тенинграде — 36-78.

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 11 января 12344 г,
ПРЕМЬЕРА; новый английский художествен’

ный фильм «ПОВЕСТЬ ОБ ОДНОМ КОРАБЛЕ»
Первый.

Художественный фильм ФРОНТ» —
Москва, Колизей, wee i: ree
и Hs Tui
«, ИЗ ДИНКИ-ДЖАВЗА»— Метрополь.
«АНТОША РЫБКИН» — Моск. Tiaanerapet,
СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 79 — Колизей, .
Оно ня ина оао ни ово во ивиюоиниионя,
С п ЯНВАРЯ НА ЭКРАНЫ КИНОТЕАТРОВ: #
Первый, Родина
О 12 ЯНВАРЯ НА ЭКРАНЫ КИНОТЕАТРОВ:
Ударник, Метрополь, Колизей, Москва, Ху.
дожественный, Центральный, Форум, Таган.
ский, Шторм, Орион, Динамо
выпускается
новый английский художественный фильм

«ПОВЕСТЬ 05 ОДНОМ НОРАБЛЕ»

Сценарий, постановка и музыка --
Ноэль Кауорд.

Режиссер — Дэвид Лин,
Оператор — Рональд Ним.
В главных ролях артисты:

Ноэль Кауорд, Джон Миллс, Бернард Майлс.
Производство киностудии «ТУ СИТИЗ»
(Лондон).

Русский вариант фильма подготовлен
режиссером П. Аташевой,

Выпуск «Главкинопрокат» — 1343 г.

МОСКОВСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
СИЛИКАТНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШ-
ЛЕННОСТИ и ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИКУМ
ПРИ НЕМ
доводит до сведения своих ст ентов, что
учебная работа Института и ем про-
ны в прежнем порядке м по всем за-

тудентам надле.
прежнему а длежит обращаться по
г. Москва, ул. Куйб 5
cone В уйбышева, д. 4, пом, 105,

Часы занятий Института:

понедельник и четверг от 12 ч, дня
до 9 час. веч,

вторник, среда, пятница

и суббота от 9 час. утра

до 6 час. веч.
Дежурство ежедневно до 8 час. веч.

ды и Ооветского строительства —

К 1-42-86;