1905-й год

Не вдруг появилась великая гроза осенью 1905 года.
Назревала, приближалась она постепенно, как назревает, приближается гроза в природе.
Здесь не будем распространяться о том, как развивалась в России промышленность, рос, укреплялся, организовывался и начал работать пролетариат. Не будем распространяться о полу-рабском и голодном существовании сто
миллионного крестьянства бывшей парской империи. Только скажем, что, начиная приблизительно с 1900 г., стачки рабочих делаются все чаще, многочисленнее и упорнее. Кое-где вспыхивают и крестьянские бунты. И интел
лигенцию, в первую очередь студенчество, и прогрессивные слои буржуазии тоже, в конце концов, захватывает все растущая, все выше и выше поды
мающаяся волна недовольства правительством «первого дворянина и помещика»—Николая Романова.
В январе 1904 года начинается непопулярная даже среди либеральной,, интеллигенции война с Японией (из-за лесных разработок на р. Ялу в Манч
журии, из за новых рынков и т. д.). У рабочих эта война вызывала лишнюю злобу и ненависть и толкала их к организации. Организуется и либеральная буржуазия. Бывший марксист и с.-д. П. Струве становится идеологом осно
ванного в январе 1904 г. нелегального буржуазного «Союза Освобождения». Еще в 1898 г. созданная Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия, переживая кризис внутренней борьбы, все же сплачивается все крепче в своем левом, большевистском крыле. Во главе большевистской, т.-е. подлинно
рабочей и революционной части Р. С.-Д. Р. П.,— конечно, стоит-увы!—уже покойный В. И. Ленин. Свои силы стягивает и народническая, тогда еще никакими предательствами красного знамени не запятнавшая, русская интеллигенция.
В далях насупившегося горизонта уже вспыхивают зарницы: что-то будет. Напряженность увеличивается неудачами войны с японцами, хотя вначале «этих макак» собирались «шапками закидать».
Но самодержавие не дремлет. С одной стороны, провокатору попу Гапону разрешают его «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. СПБ.», а с другой, знаменитого реакционера Плеве фактически делают руководителем правительства вместо умеренно-либерального Ю. Витте, назначенного председателем Согета министров. Но уже 15 июля (1904 г.) бомба революцио
нера Сазонова всемогучего Плеве превращает в жалкие куски окровавленного мяса.
Чудовище самодержавия, столетиями жившее страданием, рабством и кровью народных масс, на этот раз на минуту останавливается, задумы

1905

Ст. Бек