ского, ни кооперативного, ни профессионального органа, который знал бы хотя число художественных кружков и коллективов в деревне. Данных много, но все они до чрезвычайности разноречивы. Так, например, по сведениям Центр. Стат. Управления, этих кружков около 11.000, по сведениям Информац, части Н. К. П., что-то около 3.000; по сведениям Деревенского Отдела Г. П. П., около 1.000 (по всему СССР). От 3 до 16 тысяч—«дистанция огромного размера», даже для наших революционных масштабов.
Стало быть, прежде всего надо принять меры к учету количества художественных кружков. Это совершенно необходимо для того, чтобы полу
чить самое общее представление о положении вещей и быть в состоянии приступить к выработке плана дальнейшей систематической работы. После этого целесообразно произвести подробное обследование художественной политпросветработы в нескольких районах, различных по своему хозяйствен
ному и культурному состоянию. Это обследование должно дать материалы не только о том, сколько и каких кружков, количество членов, возрастной, половой и социальный состав кружков, кто руководит, как часто, что делается, какие пьесы ставятся, какие песни поются, какие игры играются, как что посещается, как кто относится и т. д. Это обследование, кроме всего этого,
должно постараться ответить на следующие вопросы: проникают ли, как и в какой степени в крестьянский домашний быт элементы современного искусства (картины, книжки, песни, игры, загадки, семейные праздники:
свадьбы, крестины, похороны и т. д.); то же самое в отношении общественного быта: какие и как проводятся общественные праздники, хоро
воды, вечеринки, танцы, песни, частушки. Второй вопрос: какие методы и формы художественной агитации и пропаганды наиболее всего пользуются успехом у крестьян. Что и кому нужно и можно сделать для поднятия современной художественной работы в деревне.
К этим обследованиям необходимо серьезно подготовиться, стараясь предусмотреть все вопросы (что и как), на которые они должны дать ответ. Обследователи должны быть всесторонне подготовленные, развитые и доста
точно самостоятельно и инициативно умеющие работать. В проведении этого дела необходимо заинтересовать и соответствующие профсоюзы (рабземлес, сахарники и др.). Они могут и должны многим помочь.
После обследований для подведения итогов, для подробной проработки всех вопросов необходимо созвать специальное совещание дере
венских работников (с мест). Эти совещания тем более необходимы, что через некоторое время (не позже сентября) будет созвано Всероссий
ское совещание художественных политпросветработников. Само собою разумеется, что это совещание будет иметь серьезное деловое зна
чение только в том случае, если делегаты с мест привезут, пожалуй, еще заранее пришлют такого рода материалы. Без материалов с мест, при этом самых подробных материалов, никто не в состоянии дать чисто практические и жизненные указания. Общие указания и декларации теперь уже никого не удовлетворяют.
— А средства?—спросят нас.
Во-первых, теперь уже наступила пора пред явить к местным советским органам власти требование об ассигновании некоторой суммы на развитие художественной агитации в деревне. Губполитпросветы должны проявить инициативу и упорство.
Во-вторых, многие губполитпросветы имеют более или менее достаточные средства от эксплоатации своих городских театров и кино. До сих пор остатки от этих доходов большей частью тратились не по линии искусств, иногда даже не по линии политпросветработы. На деревенскую художествен
ную работу не тратилось ни копейки, или в лучшем случае, самые жалкие троши. Необходимо со всей резкостью поставить вопрос о выделении из на